Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АГРАРНЫЙ ВУЗ / ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ ЧАСЫ / ШАГОВАЯ АКТИВНОСТЬ / НОРМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федосова Л.П., Кузнецова З.В., Федотова Г.В., Удовицкая Л.У.

Как одна из глобальных проблем выделена низкая двигательная активность (ДА) населения и как следствие снижение уровня здоровья. Выделены факторы снижения ДА. Целью работы стал анализ ДА студентов аграрного вуза с выявлением её норм и фактических показателей. Методом достижения цели стал опрос студентов 1-4 курсов аграрного университета, разделенных на подгруппы. Опрос включал в себя анализ «затрачиваемые часы»: сон, время в движении, время в сидячем положении, время занятий физической культурой и «шаговая активность» (ША): среднесуточная ША, средненедельная ША, ША на занятиях физической культурой в вузе. В результате опроса выявлен низкий уровень ДА обучающихся, большее количество часов затрачивается на пассивную деятельность (сон, сидячая деятельность) и малое на физическую активность. Представлена часовая норма сна, физической деятельности и других рассматриваемых в работе критериев. Как вывод были приведены методы решения проблемы низкой двигательной активности обучающихся аграрных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федосова Л.П., Кузнецова З.В., Федотова Г.В., Удовицкая Л.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

As one of the global problems, low physical activity (PA) of the population and, as a result, decrease in the level of health were highlighted. Factors of PA decrease were identified. The aim of the work was to analyze the PA of the students of the agricultural university with the identification of its norms and actual indicators. The method of achieving the goal was a survey of 1 -4 year students of the Agricultural University, divided into subgroups. The survey included the analysis of «hours spent»: sleep, time in motion, time in a sitting position, time for physical education and “stepping activity” (SA): average daily SA, average weekly SA, SA in physical education classes. physical culture at the university. As a result of the survey, a low level of PA of students was revealed, more hours are spent on passive activities (sleep, sedentary activity) and a small amount on physical activity. The hourly norm of sleep, physical activity and other criteria considered in the work is presented. As a conclusion, the methods for solving the problem of low physical activity of students in agricultural universities were given.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

9. Farbey, V.V. and Zhevlakov, E.G. (2014), Influence of respiratory technologies on the increase in performance in biathlon, monograph, Publishing house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg.

10. Chomov, V.V. (2014), Methodological and technological foundations for the integration of motor tasks and regulated breathing regimes of ergogenic exposure in the training of qualified athletes, dissertation, Volgograd.

11. Chuev, V.A. (2004), Hypoxic and relaxation means of training effects in the preparation of football players, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: farbeyv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2022

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

Людмила Павловна Федосова, старший преподаватель, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Викторовна Федотова, старший преподаватель, Людмила Устиновна Удовицкая, старший преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар

Аннотация

Как одна из глобальных проблем выделена низкая двигательная активность (ДА) населения и как следствие снижение уровня здоровья. Вы-делены факторы снижения ДА. Целью работы стал анализ ДА студентов аграрного вуза с выявлением её норм и фактических показателей. Методом достижения цели стал опрос студентов 1-4 курсов аграрного университета, разделенных на подгруппы. Опрос включал в себя анализ «затрачиваемые часы»: сон, время в движении, время в сидячем положении, время занятий физической культурой и «шаговая активность» (ША): среднесуточная ША, средне-недельная ША, ША на занятиях физической культурой в вузе. В результате опроса выявлен низкий уровень ДА обучающихся, большее количество часов затрачивается на пассивную деятельность (сон, сидячая деятельность) и малое на физическую активность. Представлена часовая норма сна, физической деятельности и других рассматриваемых в работе критериев. Как вывод были приведены методы решения проблемы низкой двигательной активности обучающихся аграрных вузов.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, аграрный вуз, затрачиваемые часы, шаговая активность, норма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p365-368

ANALYSIS OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

Lyudmila Pavlovna Fedosova, the senior teacher, Zinaida Vasilievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Viktorovna Fedotova, the senior teacher, Lyudmila Ustinovna Udovitskaya, the senior teacher, Kuban state agrarian University named

after I. T. Trubilin, Krasnodar

Abstract

As one of the global problems, low physical activity (PA) of the population and, as a result, decrease in the level of health were highlighted. Factors of PA decrease were identified. The aim of the work was to analyze the PA of the students of the agricultural university with the identification of its norms and actual indicators. The method of achieving the goal was a survey of 1 -4 year students of the Agricultural University, divided into subgroups. The survey included the analysis of «hours spent»: sleep, time in motion, time in a sitting position, time for physical education and "stepping activity" (SA): average daily SA, average weekly SA, SA in physical education classes. physical culture at the university. As a result of the survey, a low level of PA of students was revealed, more hours are spent on passive activities (sleep, sedentary activity) and a small amount on physical activity. The hourly norm of sleep, physical activity and

other criteria considered in the work is presented. As a conclusion, the methods for solving the problem of low physical activity of students in agricultural universities were given.

Keywords: physical culture, physical activity, agricultural university, hours spent, stepping activity, norm.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развивается одна из глобальных проблем низкой двигательной активности (ДА) населения и, в частности, молодого поколения, что приводит к снижению их уровня здоровья. Факторами снижения ДА выступают: научно-технический прогресс, заменяющий многие процессы жизнедеятельности технологиями, и интересы, культура современного общества, направленная больше на умственное развитие, нежели здоровье и физическую подготовленность [1]. Дефицит ДА прослеживается более чем у 70% обучающихся вузов, 65% из которых имеют хронические и затяжные заболевания, а также повышенную неустойчивость и слабость не только физического, но и психического здоровья.

Цель работы - анализ двигательной активности студентов аграрного вуза с выявлением её норм и фактических показателей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования проводился опрос студентов 1-4 курсов Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина. В итоговую выборку вошло 237 человек (юношей и девушек). Разделение на контрольные группы (КГ) произошло в разрезе курсов, выделено две КГ: 1-2 курс и 3-4 курс.

В современных исследованиях чаще всего упоминаются следующие методы оценки двигательной активности: метод оценки по затратам времени в сутки или в неделю, по затратам энергии и количеству суточных локомоций [2]. Таким образом, в часах в день было определено затрачиваемое время на сон, движение, нахождение в сидячем положении и занятие физической культурой вне вуза. Еще один метод анализа - определение ДА в шагах: в день, в неделю и при занятиях физической культурой в вузе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам 1-ого опроса «затрачиваемые часы» была сформирована таблица 1. Таблица 1 - Результаты опроса «затрачиваемые часы»_

Критерий опроса (часы (минуты)/день) 1-2 курсы 3-4 курсы

Сон менее 5 часов 31% 16%

Сон 5-8 часов 35% 16%

Сон более 8 часов 34% 68%

Время в движении менее 40 мин 18% 25%

Время в движении 40-90 мин 63% 68%

Время в движении более 90 мин 19% 7%

Время в сидячем положении менее 3 часов 19% 15%

Время в сидячем положении 3-6 часов 43% 38%

Время в сидячем положении более 6 часов 38% 47%

Занятие физической культурой менее 1,5 часа 39% 53%

Занятие физической культурой более 1,5 часа 36% 15%

Отсутствие занятий физической культурой 25% 32%

В таблице 1 явно прослеживается снижение ДА в соответствие с ростом курса обучения студентов. В общем отмечается уровень активности ниже нормы - количество часов, затрачиваемое на движение, должно быть более 1,5 часа, как и занятий физической культурой для нормального уровня ДА должно быть более 1,5 часов или 8-10 часов в неделю. Норма сна в среднем 8 часов, здесь же прослеживается недостаточность сна у младших курсов и переизбыток сна у старших курсов. В связи с текущим образом жизни обучающихся так же преобладает нахождение в сидячем положении более 6 часов, что к 4

курсу только усугубляется.

Следующий опрос «шаговая активность» (ША) показывает ДА студента в повседневной жизни в определённых временных промежутках (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты опроса «шаговая активность»

Критерий опроса 1-2 курсы (кол. шагов) 3-4 курсы (кол. шагов)

Среднесуточная ША 15005 7431

Средненедельная ША 73594 50587

ША на занятиях физической культурой в вузе 7860 6431

Таблица 2 показывает, что ША студентов 1-2 курса в среднем в 1,74 раза выше, чем у студентов 3-4 курсов. Это связано с тем, что в общем, как видно из таблицы 1, обучающиеся младших курсов затрачивают на ДА больше времени, когда старшие курсы предпочитают более пассивный образ жизни. Так, с ростом курса у обучающихся проходит чувство необходимости занятий физической культурой и теряется постоянность в занятиях, что приводит к развитию заболеваний сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы. Это может быть обосновано ростом психологической нагрузки на студентов, рост ответственности и багажа знаний, изменение мировоззрения.

Оптимальный уровень ША должен колебаться в пределах 10000-30000 шагов в сутки. В наше время для многих эта граница является «невозможной» нормой.

ВЫВОДЫ

Был выявлен низкий уровень ДА обучающихся аграрного вуза, причем активность младших курсов выше старших, однако по большинству критериев норма активности не достигнута. Приведены границы необходимой нормы критериев, рассматриваемых в данной работе.

Проблема низкой ДА может быть решена в рамках занятий физической культурой в вузах. Необходимо проводить образовательные минутки при занятиях спортом, использовать личностно-ориентированный подход при общении с обучающимися в процессе занятий, а также включать больше нового и необычного в процесс обучения - это новые виды физической активности, мотивационные минутки, внедрение мероприятий с присвоением спортивных званий и достижений и другое [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационные оздоровительные и реабилитационные технологии проведения практических занятий по дисциплине «элективные курсы по физической культуре и спорту» / А.Г. Харьковская, Т.А. Ильницкая, С.В. Сень, З.В. Кузнецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 349-352.

2. Преподавание дисциплин по физической культуре в условиях дистанционного обучения / С.А. Печерский, Н.В. Славинский, В.В. Ильин, Ю.В. Соболь, А.И. Мельников, А.В. Служителев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 277-280.

3. Мельников А.И. Современные методические подходы преподавания дисциплины «физическая культура и спорт» в условиях эпидемиологических ограничений / А.И. Мельников, А.В. Служителев // Современные методические подходы к преподаванию дисциплин в условиях эпидемиологических ограничений: материалы учебно-методической конференции. - Краснодар, 2021. -С. 339-340.

REFERENCES

1. Kharkovskaya, A.G., Ilnitskaya, T.A., Sen, S.V. and Kuznetsova, Z.V. (2021), "Innovative health-improving and rehabilitation technologies for conducting practical classes in the discipline "elective courses in physical culture and sports"", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp 349-352.

2. Pechersky, S.A., Slavinsky, N.V., Ilyin, V.V., Sobol, Yu.V., Melnikov A.I. and Sluzhitelev, A.V. (2021), "Teaching disciplines in physical culture in the conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 277-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.