Bibliography
1. Lisicihna, L.S. Metodologiya proektirovaniya moduljnihkh kompetentnostno-orientirovannihkh obrazovateljnihkh programm: metodich. posob. - SPb., 2009.
2. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metodich. posob. - M., 2006.
3. Slugina, N.L. Ehlementih gumanitarnihkh tekhnologiyj situacionnogo centra dlya vihyavleniya kompetenciyj, neobkhodimihkh bakalavru prikladnoyj informatiki // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http: www.science-education.ru/104-6767
4. Slugina, N.L. Povihshenie urovnya podgotovki kadrov v oblasti sovremennihkh informacionnihkh tekhnologiyj na baze centra kompetenciyj / N.L. Slugina, V.M. Grinyak // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 5 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/105-7246
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 371.4(075.8)
Bazelyuk V.V. SOLUTION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF CONFLICT MANAGEMENT TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article deals with the bases in solving professional pedagogical problems in the process of conflict management training of future teachers. The author discloses the essence, structure, requirements for development, forms and types of professional pedagogical tasks of the given problem.
Key words: solution of professional pedagogical problems, types of tasks: reproducing, logical, searching, exploratory, creative.
В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск,
E-mail: [email protected]
РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье дано научное обоснование решению профессионально-педагогических задач будущими учителями в процессе конфликтологической подготовки. Раскрыты: сущность, структура, требования к разработке, виды и типы профессионально-педагогических задач в аспекте рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: решение профессионально-педагогических задач, типы задач: воспроизводящие, логические, поисковые, исследовательские, творческие.
В структуре конфликтологической подготовки профессионально-педагогические задачи отражены в ее процессуальном компоненте. Данный компонент представлен системой профессионально-педагогических задач, самостоятельно решаемых студентами в результате целенаправленного управления за ходом учебного процесса со стороны преподавателя, характеризующегося правильным выбором и сочетанием взаимосвязанных форм, методов, средств организации обучения и оценкой преподавателем (самооценкой студентами) результативности их решения на основе взаимосвязанных форм и методов контроля знаний и умений студентов.
Решение профессионально-педагогических задач является важнейшим элементом взаимосвязи между методологией, теорией, методикой и практикой конфликтологической подготовки будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов.
Правильное решение системы профессионально-педагогических задач студентами способствует осмыслению, закреплению, систематизации знаний и овладению способами их добывания, обеспечивает формирование умений и развитие творческого мышления в области разрешения педагогических конфликтов.
В настоящее время учеными активно разрабатывается понятие «профессионально-педагогическая задача» (Г.Д. Бухарова, Б.З. Вульфов, Л.В. Кондрашова, Ю.Н. Кулюткин, Т.М. Курлен-ко, Е.Ю. Никитина, Н.Ю. Посталюк, М.М. Поташник, Л.Ф. Спирин, Л.М. Фридман, М.Л. Фрумкин, Н.М. Яковлева и др.) применительно к профессиональной подготовке будущего учителя.
Профессионально-педагогическая задача рассматривается в самом общем виде «как результат осознания субъектом профессиональных действий и принятия их к исполнению» [1. с. 50].
Анализ научных работ по данной проблеме позволил согласиться с точкой зрения Н.М. Яковлевой [1], которая определяет профессионально-педагогическую задачу как результат осознания будущим учителем необходимости выполнения профессиональных действий в условиях задачной системы, где
профессиональные действия включают потребность - мотив -цель - способ - результат.
Решить профессионально-педагогическую задачу - «значит построить мысленно или письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность» [2. с. 27].
Структура процесса решения профессионально-педагогической задачи включает следующие действия: ознакомление с задачей, анализ задачи, конструирование способа решения задачи, осуществление решения задачи, анализ и контроль результата.
Вслед за Е.Ю. Никитиной мы рассматриваем профессионально-педагогическую задачу как технологическую составляющую подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, «что дает нам возможность подойти к построению процесса обучения студента с двух позиций, первая из которых затрагивает систему профессионально-педагогических задач и заданий, вторая касается непосредственно содержания образования» [3. с. 161] в области разрешения педагогических конфликтов.
Решение профессионально-педагогических задач является эффективным способом подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, так как:
- «задача дает возможность обеспечить личностно-ориентированный характер содержания и технологий учебных занятий;
- задача выступает и как способ задания цели обучения, и как дидактическое средство ее достижения;
- решение студентами задач, объединенных в систему, ведет к развитию у них способности синтезировать знания и овладевать способами их добывания;
- задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессионально-педагогической деятельностью будущего педагога, что позволяет заранее преобразовать и интегрировать учебные знания при изучении различного блока дисциплин в высшей педагогической школе» [3. с. 160].
Таким образом, решение профессионально-педагогических задач студентами имитирует содержание их профессиональной деятельности по разрешению педагогических конфликтов в реальном педагогическом процессе.
В настоящее время существует множество классификаций профессионально-педагогических задач (Г.Б. Балл, В.П. Беспалько, Г.Д. Бухарова, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, Е.Ю. Никитина В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.А. Столяр, Г.С. Сухобская, Н.М. Яковлева и др.).
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход Н.М. Яковлевой [1], выделяющий следующие типы профессионально-педагогических задач: логико-поисковые, познавательно-поисковые, исследовательские, творческие.
При таком подходе у студентов развивается логика мышления, осуществляется необходимый поиск новых решений на основе известных знаний и способов решения, они приходят к самостоятельным выводам на основе известных и освоения новых методов исследования, у них «формируется система знаний, умений и интеллектуальных качеств, характерных для творческой ориентации личности» [4. с. 53].
Целостность процесса обучения студентов в области разрешения педагогических конфликтов достигается путем решения системы профессионально-педагогических задач.
На основании анализа вопроса о сущности, содержании, требований к профессионально-педагогическим задачам мы пришли к ряду системообразующих выводов относительно решения данных задач будущими учителями в процессе конфликтологической подготовки.
Во-первых, профессионально-педагогические задачи должны отражать специфику разрабатываемого вида подготовки будущего учителя. Во-вторых, в их основу должна быть положена структура данного вида подготовки. В-третьих, они должны отражать содержание обучения студентов в рамках этого вида подготовки. В-четвертых, сами задачи должны отвечать комплексу требований, предъявляемых к их разработке: «полноты, наличия ключевых задач, связанности, возрастных трудностей, целевой ориентации, целевой достаточности, психологической комфортности» [4].
Исходя из такого понимания профессионально-педагогических задач, были выделены четыре группы взаимосвязанных задач, отражающих структуру и содержание подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов: методологические, теоретические, методические, практические.
Каждая из групп задач, в свою очередь, включили решения студентами пяти взаимосвязанных типов задач, возрастающих по уровню сложности: воспроизводящие, логические, поисковые, исследовательские, творческие.
Решение воспроизводящих задач предполагает выполнение студентами определенной совокупности действий, направ-
ленных на овладение конфликтологическими знаниями и умениями, отражающихся в их сознании, а также получения нового достоверного эмпирического материала по данной проблеме.
Решение логических задач предполагает выполнение студентами определенной последовательной совокупности действий на основе полученных конфликтологических знаний и умений, направленных на развитие логики научного мышления, установление причинно-следственных связей, объяснение, доказательство, умозаключение в области разрешения педагогических конфликтов.
Решение поисковых задач предполагает выполнение последовательной совокупности определенных логических действий на основе полученных конфликтологических знаний и умений, направленных на научный поиск и добывание новых конфликтологических знаний и развитие конфликтологических умений в области разрешения педагогических конфликтов.
Решение исследовательских задач предполагает выполнение студентами определенной последовательной совокупности логических действий на основе полученных конфликтологических знаний и умений о методах и приемах исследования педагогических конфликтов, направленных на освоение новых методов и приемов исследования, в результате которого они приходят к самостоятельным выводам в области разрешения педагогических конфликтов.
Решение творческих задач предполагает выполнение студентами совокупности логических действий на основе полученных конфликтологических знаний и умений организации научного исследования, направленных на творческую ориентацию личности, развитие гибкости его педагогического мышления, способствующих формированию системы интеллектуальных качеств, самореализации творческой декомпозиции их индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей в области разрешения педагогических конфликтов.
На основе системного анализа рассматриваемой проблемы была разработана классификация профессионально-педагогических задач и их перечень в процессе обучения студентов разрешению педагогических конфликтов, успешно апробированная в ходе теоретико-прикладного исследования [5].
Эффективное решение взаимосвязанной системы профессионально-педагогических задач будущими учителями в области разрешения педагогических конфликтов предусматривает комплексную организацию процесса обучения, достигаемую единством и взаимосвязью форм, методов, средств обучения. Ведущими формами организации обучения студентов в процессе конфликтологической подготовки к разрешению педагогических конфликтов являются: лекционные, семинарные, лабораторно-практические занятия, консультации.
Библиографический список
1. Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск, 1991.
2. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). - М, 1997.
3. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография. - Челябинск, 2000.
4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. -М., 2003.
5. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, пракика): дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005.
Bibliography
1. Yakovleva, N.M. Podgotovka studentov k tvorcheskoyj vospitateljnoyj deyateljnosti. - Chelyabinsk, 1991.
2. Spirin, L.F. Teoriya i tekhnologiya resheniya pedagogicheskikh zadach (razvivayutheesya professionaljno-pedagogicheskoe obuchenie i samoobrazovanie). - M, 1997.
3. Nikitina, E.Yu. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k upravleniyu differenciacieyj obrazovaniya: monografiya. - Chelyabinsk, 2000.
4. Bershadskiyj, M.E. Didakticheskie i psikhologicheskie osnovaniya obrazovateljnoyj tekhnologii/ M.E. Bershadskiyj, V.V. Guzeev. - M., 2003.
5. Bazelyuk, V.V. Konfliktologicheskaya podgotovka buduthego uchitelya v pedagogicheskom vuze (metodologiya, teoriya, prakika): dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.
Статья поступила в редакцию 19.07.13