Базелюк В.В.
Челябинский государственный педагогический университет
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
В статье обосновывается актуальность разработки целостной концепции подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов в теории и практике высшего профессиональнопедагогического образования. Выделены ведущие основания концепции: методологические, нормативные, технологические. Разработана технологическая модель рассматриваемого вида подготовки. Определены ее ведущие принципы и функции. Разработана единая система критериев и показателей профессионального уровня готовности будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов. Описан комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития разработанного вида подготовки.
Необходимость подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов в обусловлена тем, что конфликты, являясь естественным проявлением назревших противоречий в образовательной сфере оказывают существенное влияние на жизнедеятельность педагогических систем, качество их функционирования и развития во времени. Деструктивные конфликты могут приводить к снижению эффективности функционирования педагогических систем и их разрушению. Конструктивно разрешенные конфликты способствуют переходу педагогических систем на новую качественную ступень развития. В этой связи особую роль приобретает проблема подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Профессионально-педагогическая некомпетентность учителя в разрешении педагогических конфликтов приводит к нарушению целостности педагогического процесса. Становится конфликтной сама педагогическая деятельность учителя. Формируется антигуманистическая направленность процесса обучения и воспитания. Существенно тормозится процесс становления и развития личности обучаемого и как следствие формируются формально-ролевые отношения, что выражается в неадекватной позиции и стиле поведения, утрачивается желание к совместной творческой деятельности. Происходит деформация сложившихся педагогически целесообразных взаимоотношений.
В результате происходит резкое падение целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей к получению образования учащимися и неудовлетворенность результатами своей деятельности учителем, нарушается принцип обратной связи между обучающим и обучаемым.
Следствием этой негативной тенденции являются отрицательные изменения в абсолютных и качественных показателях образования учащихся, снижение общего уровня образованности населения страны, падение интереса и престижа и педагогической профессии на фоне социально-экономического неблагополучия современного учителя.
Сформированность профессиональной компетентности учителя по вопросу разрешения педагогических конфликтов обеспечивает гуманистическую направленность педагогического процесса и реализацию личностно-ориентированного подхода в практике обучения и воспитания, способствует процессу профессионального роста педагога и личностного развития обучаемых.
В то же время, приходится констатировать, что педагогическая система подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов в практике российского высшего педагогического образования реально не сложилась.
В этой связи остро назрела проблема разработки целостной концепции системной подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов и ее внедрения в образовательный процесс высшего педагогического образования.
Л.Ф. Спирин под «концепцией понимает определенный способ трактовки явлений, процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения» [4, С. 11].
А.М. Новиков, раскрывая смысл понятия «теория», говорит о том, что она может рассматриваться в русле слабой версии науки как концепция - «комплекс взглядов, представлений,
идеи, направленных на обеспечение явлений процессов и связей между ними [3, С. 31-32].
В этой связи центральным системообразующим звеном теории подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов выступает ее концепция.
Разрабатываемая нами концепция подготовки будущего учителя «разворачивается, развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, условий механизмов.
Концепция отражает ведущий замысел (идею) в структуре теории подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Идея в философском смысле представляет собой «высшую форму познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование [3, С. 32]. В этой связи идея является высшей формой педагогического познания действительности.
Проведенная теоретико-экспериментальная работа позволила разработать и успешно апробировать концепцию подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов в период с 1998 по 2004 г.г. в ЧГПУ.
Актуальность разработки концепции подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов обусловлена противоречием между необходимостью их конструктивного разрешения в реальном педагогическом процессе и не сформированностью соответствующего профессионального уровня готовности будущих учителей в процессе получения высшего педагогического образования.
Ведущая идея разрабатываемой концепции подытоживает опыт предшествующего развития знания о разработке и решении (о структуре и процессе) проблемы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов с позиции педагогической теории и практики, «но и служит основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.
Таким образом, ведущей идеей концепции является разработка системы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, направленной на достижение высокого уровня профессиональной готовности в области разрешения педагогических конфликтов.
Концепция подготовки будущего учителя имеет три ведущих основания: методологические, нормативные, технологические.
Методологическим основанием концепции является теоретико-методологическая модель познания конфликтов будущими учителями и теоретико-методологическая стратегия разрабатываемого вида подготовки будущего учителя, представленная теоретическим синтезом научных подходов, образующих единую, но подвижную методологическую систему, носящую многоуровневый характер.
Нормативными основаниями концепции являются нормативно-правовые документы об образовании в Российской Федерации, рекомендующие образовательную деятельность учреждений высшего профессионально-педагогического образования на качественно новой основе.
Технологические основания концепции выражаются в строгом научном проектировании процесса подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов и точном воспроизведении гарантирующих успех педагогических действий, направленных на достижение высокого профессионального уровня готовности выпускника педагогического вуза в области разрешения педагогических конфликтов.
Общими требованиями предъявляемыми к образованности выпускника педагогического вуза в области разрешения педагогических конфликтов являются:
- осознание социальной, профессиональной, личностной значимости своей профессии, своей профессиональной роли при разрешении педагогических конфликтов;
- обладание научно-гуманистическим мировоззрением, гуманис-тической системой ценностей и ценностных ориентаций, знание основных принципов, законов, закономерностей, факторов, условий, причин возникновения, развития и разрешения педагогических конфликтов;
- владение целостным представлением о сущности, природе, роли и значении педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности;
- владение системой знаний и представлений о педагогических конфликтах как о закономерном явлении в жизнедеятельности педагогических систем, в режиме их функционирования и развития;
- владение современными методами исследования педагогических конфликтов, знание
структуры, динамики, типологии, функций педагогических конфликтов;
- владение научной логикой, педагогическими стратегиями, методами и технологиями разрешения педагогических конфликтов;
- обладание практическими умениями констатирования процесса разрешения педагогических конфликтов на основе целостного педагогического анализа, педагогического прогнозирования, педагогического проектирования, выработки определения конструктивных критериев разрешения педагогических конфликтов;
- сформированность практических умений перевода педагогической задачи в коммуникативную задачу, организация продуктивного педагогического взаимодействия между конфликтующими субъектами с учетом их целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, позиций, на основе субъект-субъектных отношений;
- обладание культурой педагогического мышления, педагогического такта, развитость вербальной и невербальной культуры, умений педагогической техники в процессе разрешения педагогического конфликта;
- осознание своей профессиональной ответственности, соблюдение морали и требований педагогической этики при разрешении педагогических конфликтов;
- сформированность педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения в процессе разрешения педагогических конфликтов.
Ведущими принципами концепции являются три взаимосвязанные группы принципов: общие методологические принципы, общепедагогические принципы, принципы целостного педагогического процесса.
Общие методологические принципы представлены принципами научных подходов философского, общенаучного, конкретно-научного уровня, методико-технологического уровня методологии, отражающих теоретико-методологическую стратегию подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Общепедагогические принципы представлены двумя группами: принципами значимыми для всей системы профессионального образования (принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип приоритетов) и общими принципами профессиональной подготовки будущего специалиста (принцип многоуровне-
вости, принцип непрерывности, принцип преемственности, принцип вариативности).
Принципы целостного педагогического процесса подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов включают: принцип научности, принцип связи теории и практики, принцип наглядности, принцип дифференциации и индивидуализации обучения, принцип рефлексивного управления, принцип прочности и действенности результатов, принцип наблюдаемости и достоверной оценки результатов.
Ведущими функциями подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов являются внешние и внутренние функции.
Внутренние функции включают образовательную (сформированность системы знаний и умений у студентов в области разрешения педагогических конфликтов), воспитательную (сформированность педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения личности студента в процессе разрешения педагогических конфликтов), развивающая (развитость логики педагогического мышления, педагогических способностей, творческого подхода студентов в области разрешения педагогических конфликтов), функции отражающие возможности самой подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Внешние функции отражают отношение подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов к другим видам профессиональной подготовки будущего учителя, ко всей системе профессиональной подготовки будущего учителя, к самой предстоящей педагогической деятельности. Достижение высокого уровня профессиональной готовности выпускника педагогического вуза в области разрешения педагогических конфликтов позволяет повысить общий уровень его профессиональной готовности к предстоящей педагогической деятельности.
Технологическая модель системной подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов выражается в строгом научном проектировании целостного, взаимосвязанного и последовательного технологического процесса осуществления данного вида подготовки, определяющего логическую последовательность и точность воспроизведения в реальной образовательной практике педагогичес-
ких действий в специально организованном, целенаправленно управляемом педагогическом взаимодействии между обучающим (преподавателем) и обучаемыми (студентами), обеспечивающем достижение высокого уровня готовности будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов.
Технологическая модель системной подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов отвечает основным методологическим требованиям, предъявляемым к ее построению: концептуальности, системности, управляемости, прогнозируемости, эффективности и воспроизводимости.
Технологическая модель состоит из пяти взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов: компонента целеполагания, структурного и содержательного компонента, процессуального компонента, результативного компонента.
Компонент целеполагания представлен общей целью подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов и вытекающей из нее системой взаимосвязанных подцелей и системой задач, отражающих цель и задачи каждого структурного компонентов подготовки. Ведущей целью является подготовка компетентного педагога с высоким уровнем профессиональной готовности к разрешению педагогических конфликтов.
Структурный компонент предоставлен четырьмя взаимосвязанными подсистемами системы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов: методологической, теоретической, методической, практической подготовкой, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя единство и целостность всей системы подготовки.
Содержательный компонент разработан на основе требований государственного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям и состоит из трех взаимосвязанных компонентов: общекультурного, психолого-педагоги-ческого, предметного с дополнительным включением в учебный процесс специальной дисциплины «Педагогическая конфликтология», а также использования ресурсов педагогической практики.
Компонент дидактического обеспечения предоставлен системой профессионально-педагогических задач: воспроизводящих, логичес-
ких, поисковых, исследовательских, творческих, самостоятельно решаемых студентами в результате целенаправленного управления за ходом учебного процесса со стороны преподавателя, характеризующегося правильным выбором и сочетанием взаимосвязанных форм, методов, средств организации обучения и оценкой результативности их решения на основе взаимосвязанных форм и методов контроля (самоконтроля) знаний и умений студентов.
Результативный компонент - отражает прогнозируемый конечный результат разрабатываемого вида подготовки будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов через последовательное продвижение студентов от одного уровня готовности к другому, от интуитивного через репродуктивный к интерпретирующему и от него к творческому, посредством объективной оценки на основе единых критериев (показателей): образовательный (сформированность профессиональных знаний и развитость профессиональных умений), воспитательный (сформированность педагогической позиции и базовых основ, индивидуального педагогического стиля поведения), развивающий (развитость педагогического мышления посредством решения педагогических задач).
Профессиональная компетентность будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов как итоговый прогнозируемый результат подготовки отражает профессиональный уровень готовности будущего учителя в данной области через единство и взаимосвязь методологической, теоретической, методической, практической готовности, характеризующейся сформированностью ключевых компетенций личности будущего учителя в разрешении педагогических конфликтов.
Педагогические условия подготовки будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов в образовательном процессе высшей школы представляют собой взаимосвязанную совокупность мер, обеспечивающих достижение студентами высокого уровня профессиональной готовности к разрешению педагогических конфликтов.
Комплекс педагогических условий отражает целостность процесса подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов на его содержательном и организационном уровнях.
Комплекс педагогических условий представлен двумя группами условий: группой со-
держательных и организационных условий, каждая из которых, в свою очередь, образует комплекс условий.
Данные комплексы находятся в такой взаимосвязи и взаимодействии и отражают взаимосвязь и взаимодействие содержательных и процессуальных сторон системной подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Комплекс содержательных условий представлен тремя взаимосвязанными условиями: включение в учебный процесс педагогического
процесса специальной учебной дисциплины «Педагогическая конфликтология», разработкой содержания заданий для самостоятельной работы студентов в процессе обучения, использование ресурсов педагогической практики.
Комплекс организационных условий представлен тремя взаимосвязанными условиями: стимулирования мотивационно-ценностной составляющей учебной деятельности студентов, активизации познавательной деятельности студентов, организацией самостоятельной работы студентов.
Список использованной литературы:
1. Базелюк В.В. Историография проблемы познания конфликтов в школе России с позиции профессиональной подготовки будущего учителя: Монография. - М., 2002. - 125 с.
2. Базелюк В.В. Роль и значение методологии педагогической конфликтологии в процессе подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов// Актуальные проблемы современной науки. - М., 2003. - №3. - с. 164-167.
3. Базелюк В.В. Подготовка будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов// Вопросы гуманитарных наук. - М., 2005. - №2. - с. 62-70.
4. Новиков А.М. Докторская диссертация? Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. - М., 1999. - 120 с.
5. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М., 1997. - 174 с.