Исследования показали, что подростки, использующие Интернет, очень сильно различаются по уровню общей подготовки и степени мотивации к работе в Сети. В основном все уже имеют базовые умения работы с компьютером, умеют работать в операционной среде Windows. Так как все программы этой среды устроены по одному и тому же принципу, дети быстро овладевают работой с сетевыми программами.
Но освоить инструментарий - это только одна сторона вопроса. Гораздо сложнее сформировать обще учебные и общекультурные интеллектуальные навыки работы с информацией, которая предоставлена в Сети. В этом подросткам должен помочь преподаватель. Здесь имеется в виду - приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность [5, с. 65-69].
В заключение хочется отметить, что не существует идеальных подростков, главное направить их энергию в нужное русло и учитывать психологические особенности каждого ребенка, тогда вырастут и показатели уровня образованности, снизится напряженность и у ребенка будет большой потенциал справиться с формирующейся или уже существующей интернет-аддикцией.
Литература
1. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
3. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Хрестоматия: возрастная и педагогическая психология: Академия, 2005.
4. Якушина Е. В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет // Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых. Педагогические технологии в средней общеобразовательной школе: проблемы и перспективы. М., 1999. 65-69 с.
Solving the problem of spiritual and moral education of teenagers in choral groups in the conditions of realization of extracurricular activities
Balyasova M.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в хоровом коллективе в условиях реализации внеурочной деятельности
Балясова М. Е.
Балясова Марина Евгеньевна /Balyasova Marina - учитель музыки высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Барыш, Ульяновская область
Аннотация: статья посвящена решению проблемы воспитания и формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры через хоровую деятельность во внеурочном объединении.
Abstract: the article is devoted to solving the problems of education and the formation of student musical culture as an integral part of his spiritual culture through choral activities outside school association.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание. Ушинский, Кабалевский, внеурочное объединение, учащийся, хоровой коллектив, хоровое пение.
Keywords: spiritual and moral education, Ushinsky, Kabalevsky, extracurricular union, student, choir, choral singing.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016- 76-001
Зачем школе внеурочное музыкальное объединение? Этот вопрос сегодня актуален. Может оно и не нужно сегодня? Если школьники любят слушать эстрадных исполнителей, то может
быть, в первую очередь, основываясь на симпатии учащихся, развивать рок культуру и школьную эстраду? Однако же без хоров сегодня не обойтись.
Дети часто приходят в хоровые коллективы без должной вокально-хоровой подготовки, поэтому подготовка программ к выступлениям не должна являться основной целью школьного хора, так как количество этих выступлений обычно превышает возрастные нормы. Система занятий может не соответствовать вокальным возможностям детей. Постоянная спешка в подготовке к концертам снижает качество пения и отвлекает от решения больших воспитательных и образовательных задач, которые могут быть выдвинуты перед школьным хором как коллективом, в котором находит свое продолжение музыкально-воспитательная работа, закладываемая на уроках музыки. Вот почему со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в школьном хоре.
Наиболее эффективной формой музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы во внеурочном объединении может быть только хор. А музыкально-эстетическое воспитание детей закладывает предпосылки к осуществлению главной цели музыкального образования в школе - формированию духовной культуры учащегося.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязанно и неразрывно, начиная с начальной школы, потому что они дают предпосылки к формированию и развитию личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий у учащихся. Таким образом, через хоровую деятельность решаются задачи, поставленные в реализации учебных школьных программ в соответствии с ФГОС.
Участие в хоровом пении как в совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности.
В условиях коллективного исполнения у школьников, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех.
Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему, как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека-учителя.
А в хоровом коллективе ребёнок, чаще всего не замечает момента, когда именно он является объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства, немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Известный методист - физик и дидакт Н. М. Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами, там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использование массового пения песен на русском языке.
В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения ещё недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то исполнение будет поверхностным, не глубоким. И наоборот -чёткость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передаётся и исполнению. Оно становится осмысленным. Ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.
В процессе хоровых занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора, каков исполнительский идеал. Лучшие хористы быстро осваивают требования к певческому звуку, дыханию, дикции, ансамблю, они находятся в курсе всех требований, знают, что именно актуально на данном хоровом занятии. Поэтому они могут оказать своевременную помощь (или предостеречь от недостатков) непосредственно во время занятий, поправляя своих подопечных «на ходу». И хотя известно, что у ученика не может быть тех умений, знаний и навыков, которыми обладает руководитель, сверстник-хорист все же может подчас даже в более доступной форме наглядно показать голосом, как надо спеть. Кроме того, освоив музыкальное задание, ученик сможет найти слова, которые быстро «дойдут» до конкретного сверстника, чем речь взрослого, направленная ко всем.
Занимаясь по специальной программе со способными и активными учащимися, руководитель хора получает возможность формировать настоящих помощников. На личном опыте приходилось наблюдать, как учащиеся-активисты в довольно короткие сроки подтягивали музыкальное развитие отстающих до общего уровня коллектива. Кроме того, совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, вместе переживая красоту музыки, участники школьного хора зачастую влияют друг на друга. Способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям, сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведениях, усиливает воздействие музыки на каждого.
Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал свое внимание наш великий педагог К. Д. Ушинский. Хочется остановиться на его высказывании о воспитательном значении хорового пения: «Запоет школа - запоет народ!» Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении, как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному, хорошему делу. В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто освежающее и оживляющее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне пели хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил. Вот почему и в школе следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильное чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями нужно побеждать трудности учения.
Ратовал за школьное хоровое пение и Д. Б. Кабалевский, утверждающий, что «... постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания во внеурочном объединении стремиться к достижению уровня подлинного искусства.
Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся. Под организацией подразумевается создание обстановки, которая, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия внеурочного объединения, а с другой стороны - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.
Концертный хор состоит обычно из школьников 5-10 классов. Этот довольно большой возрастной диапазон создает определенные трудности в работе с хором. Пока новое поколение «входит» в репертуар, а это делается на общих занятиях хора, старшие, более опытные, ребята начинают скучать на репетициях. Их обижает повышенное внимание руководителя к новичкам, раздражает необходимость снова и снова повторять то, что они уже хорошо знают и неоднократно пели на концертах.
Часто руководители задаются вопросом: как удержать в коллективе взрослых, опытных ребят при работе с новым составом хора? Здесь очень важно провести разъяснительную и воспитательную работу со старшими ребятами, напомнить им о том, что они сами недавно были новичками в хоре и тянулись за «ветеранами», что правило: «научился сам - научи товарища» является главной заповедью хорового певца. Но какими бы убедительными ни были беседы руководителя, главным остается общий канал коллективного творчества, ослабление которого даже на короткий срок ведет к снижению активности всей старшей группы, к ухудшению посещаемости, а иногда и уходу некоторых участников из коллектива.
В этот трудный для хора период очень важно правильно организовать репетиционную и концертную работу, уделив особое внимание старшим ребятам, чтобы они не только
«вытягивали» пришедших в хор новичков, но и сами получали удовлетворение от дальнейшего роста своего мастерства, от непрерывающейся концертной деятельности коллектива.
Вопрос активизации хоровой культуры в школе должен продолжать активно разрабатываться, так как он ведет к решению проблемы воспитания и формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры через хоровую деятельность во внеурочном объединении. Решение данной проблемы это и есть достижение основной цели всего музыкального образования в школе.
Литература
1. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе, 2010. № 6. С. 48-52.
2. АлиевЮ. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.
4. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Режим доступа: http://www.lomonholdmg.rUarticles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525/ (дата обращения: 25.11.2016).
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. Режим доступа: http://standartedu.ru/catalog.aspx?CatalogЫ=985/ (дата обращения: 25.11.2016).
A school situation of success creating
GlukhovaO. Создание ситуации успеха в школе Глухова О. С.
Глухова Ольга Сергеевна / Glukhova Olga - студент магистратуры, кафедра иностранных языков, Международный гуманитарно-лингвистический институт, г. Москва
Аннотация: в статье выявляются различные аспекты ситуации успеха на уроке в младшей и средней школе. Ситуация успеха рассматривается как комплекс положительных педагогических стимулов и способствует улучшению психологической обстановки в классе и повышению успеваемости среди учащихся.
Abstract: the article identifies various aspects of a situation of success in elementary and secondary schools. The success situation is considered as a complex of positive pedagogical stimulus and contributes to improving the psychological environment in a classroom and performance enhancement among students.
Ключевые слова: ситуация успеха, педагогические стимулы, успешность, мотивация, критика.
Keywords: a situation of success, pedagogical stimulus, success, motivation, criticism.
Школа - это место, где люди в течение десяти лет закладывают базу для своей будущей профессиональной жизни. Журналист пробует писать, создавая сочинения на темы, предложенные учителем русского и литературы. Спортсмен показывает результаты на физкультуре и с трудом высиживает за партой на математике. Художник-мультипликатор гордится собой на изо и украшает поля в тетради, скучая на биологии. Будущий ученый физик участвует в районных олимпиадах по точным предметам и ленится выучить параграф по истории. Как они узнают, в какой профессии им развиваться после школы? На чем будет основываться их выбор?
Конечно, выбирая профессию, школьник в основном ориентируется на мнение родителей, авторитет уважаемых людей, а также уровень зарплат в той или иной области. Однако наравне с этими факторами огромную роль сыграет эмоциональное отношение учащегося к тому или иному предмету. Если из года в год ученик с ужасом ожидает урока математики, если он ничего не понимает и привык думать, что он не имеет ни малейших способностей к этому предмету, то вряд ли он выберет институт, для поступления в