Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения школьника к вокальной культуре под влиянием личности учителя музыки'

Формирование ценностного отношения школьника к вокальной культуре под влиянием личности учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Марина Валериевна

Учитель музыки общеобразовательной школы выступает как носитель ценностного отношения к вокальной культуре, активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятечьности, готовый принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию мышления, поведения и деятельности. Цепью нашей статьи является изучение влияния личности учителя музыки на формирование ценностного отношения школьника к вокапьной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения школьника к вокальной культуре под влиянием личности учителя музыки»

М.В. Алексеева ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКА К ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Учитель музыки общеобразовательной школы выступает как носитель ценностного отношения к вокальной культуре, активный субъект, реачизующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовый принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию мышления, поведения и деятельности. Целью нашей статьи является изучение влияния личности учителя музыки на формирование ценностного отношения школьника к вокальной культуре.

На современном этапе развития общества проблема формирования ценностного отношения школьника к духовной культуре в процессе воспитания остается актуальной. Обилие различной информации, которая не несет в себе высокой духовности и нравственности, дезориентирует подрастающее поколение, способствует снижению общего уровня культуры. Исследователи обращают внимание на «недостаток общения детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт общества, вследствие чего не создается «здоровая» среда для духовно обогащенного и креативного восприятия мира» 17, с. 95].

В сложившейся ситуации возрастает роль личности учителя как человека, владеющего «базовой» культурой, «именно культура является содержанием воспитания, материалом, из которого строится воспитание» [6, с. 49]. Культура -сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие, «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, степень совершенства в овладении чем-либо» [5, с. 238-239]. Американские ученые Л. Кребер и X. Клакхон отмечают, что культура - «это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения» [9, с. 16].

Вокальная культура понимается нами как часть музыкальной культуры и конкретно как:

а) способность полноценного восприятия и понимания прекрасного в вокальном искусстве;

б) интегративная харак!еристика музыкальноисполнительского процесса, включающая в себя единство непосредственной деятельности учителя музыки по передаче накопленного опыта и результатов деятельности, закрепленных в виде знаний, умений и навыков школьника.

В процессе развития человеческой цивилизации музыка как вид искусства играла большую роль в жизни человека. Л.Н. Толстой писал, что «... потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности, к какой бы породе и среде она не принадлежала» [9, с. 223]. Урок музыки - урок искусства. Искусство же - способ целостного воспитания духовного мира школьника. Искусство обращается к человеку как к субъекту, то есть свободной и неповторимо-уникальной личности.

Музыкальная деятельность выполняет четыре функции преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и функцию общения (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дсркунская).

Виды деятельности школьника на уроке музыки-пение, слушание музыки, инструментальное исполнительство. Наше внимание будет сосредоточено на изучении вокальной деятельности школьника. Пение, вокальное искусство - один из древнейших видов музыкального искусства, исполнение музыки голосом. Голос - самый совершенный музыкальный инструмент. Немецкий философ И.Г. Гердер считает, что «.. .первымязыком человека было пение. Из этого пения, впоследствии усовершенствованного и облагороженного, произошли древнейшая поэзия и музыка» [2, с. 149]. «Первым музыкальным инструментом был голос», -утверждает Ю.Б. Борев [1, с. 196].

На наш взгляд, пение является самым активным видом музыкальной деятельности школьников. Пение способствует раскрытию эмоциональной сферы школьника, воспитанию чувства коллективизма [пение в хоре]. Кроме того, правильное пение оздоравливает организм, снимает мышечные спазмы, зажатость аппарата. Процесс

О М.В. Алексеева, 2008

45

пения непосредственно связан с особыми умениями в области дыхания.

Еще Ф.А. Дистервег писал о том, что «Обучать пению [следует] серьезно и с достоинством». Все это связано с возрастающими требованиями к личности учителя музыки. Современный учитель музыки призван последовательно воспитывать духовный мир школьника, помогать ребенку совершать нелегкое овладение культурным богатством, направляя ее на «освоение, усвоение, присвоение» вокальной культуры (Н.Е. Щур-кова). Личностно-профессиональное своеобразие учителя музыки заключается в специфике преподаваемого им предмета и наряду с общепедагогической подготовкой, включающей в себя дидактические, воспитательный умения, учитель музыки должен обладать и специальными знаниями, умениями, навыками. Они включают в себя:

- владение голосом, умение осуществить правильный, «академический» показ, исполнить грамотно в вокальном плане любое произведение из школьной программы;

- музыкально-теоретическую подготовку;

- владение инструментом;

- навыки управления хором (дирижерские навыки).

Ценностное отношение к вокальной культуре передается не в процессе пассивного освоения готовой информации, но в личностном общении, т.е. в общении с личностью как носителем нестандартных творческих устремлений. Следовательно, в учебно-воспитательном процессе главное средство передачи вокальной культуры - неповторимая индивидуальность педагога как субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью учащегося и как носителя культуры. По словам М.С. Кагана, воспитание есть «приобщение другого к моим ценностям» [3, с. 310].

Это «приобщение» осуществляется через общение, следовательно, усвоение культуры -это взаимонаправленный процесс, успешность которого определяется закономерностями коммуникативной деятельности. Успех воспитания определяется успешностью коммуникации между воспитателем и воспитуемым. Присвоение культуры, то есть личностное отношение субъекта, способствует формированию ценностного отношения к предмету.

Отношение - это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объек-

том окружающего мира в своем сознании; это связь личностного «Я» и объекта; будучи продуктом сознания, она внешне выражает себя в эмоциях, суждениях, действиях. Отношение -философская категория, характеризующая определенные взаимозависимости элементов определенной системы [10, с. 732]. А ценностное отношение - это «субъективное отражение объективной действительности; это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений» [4, с. 175].

Отношение к какому-либо объекту предполагает знание этого объекта и целый ряд умений, позволяющих воспринимать объект, взаимодействовать с ним, оценить, разместить в структуре жизненных ценностей. Знания, умения и навыки, которые нарабатываются в деятельности - средства формирования отношения.

Становление вокальных навыков, умений происходит в процессе вокальной деятельности, которая рассматривается нами как часть музыкально-художественной деятельности. Мы выявили ее отдельные элементы и уточнили структуру.

Структура вокальной деятельности:

- слуховое восприятие эталона певческого звучания (аудио-, грамзапись, исполнение учителя музыки);

-слуховое представление эталона (осознание);

- воспроизведение голосом (исполнение);

- оценка (учителем) и самооценка исполнения;

- анализ качественных характеристик голоса и способа звукообразования;

- повторное воспроизведение:

а) по подражанию (представляя эталон);

б) творческое (собственная интерпретация).

Учитель музыки ГОУ ООШ № 11г. Вологды

Марина Георгиевна Широколава много времени на уроках уделяет вокальной деятельности школьников. При работе над хоровым произведением обращается особое внимание на качественный показ, который имеет большое значение для того, чтобы заинтересовать детей. Марина Георгиевна обладает приятным голосом мягкого тембра. Кроме того, более двадцати лет она является артисткой Вологодской городской академической хоровой капеллы. Ученики Марины Георгиевны -частые посетители концертов капеллы. В репертуаре коллектива - духовная музыка русских композиторов, народные песни, произведения совре-

менных авторов. «Раз наша учительница музыки сама поег в хоре, значит, любит свой предмет, значит, у нее можно многому научиться», — так примерно думают ребята. Результатами работы Марины Георгиев™ являются, прежде всего, непреходящий интерес школьников к участию в хоровом исполнительстве и победы на городских и областных конкурсах хоровой музыки. Здесь мы имеем наглядный пример формирования ценностного отношения к вокалыю-хоровой культуре через влияние личности учителя музыки.

Осознание роли музыкального искусства в воспитании человека способствовало появлению в последние десять лет целой системы инновационных образовательных учреждений музыкально-эстетической направленности. В 1994 году при детском музыкальном театре в Вологде было открыто Государственное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа «Школа искусств». Ученики школы, обучаясь с первого но девятый класс, помимо всех предметов общеобразовательного цикла изучают музыкальные предметы. Большое место отведено таким предметам как «хор» и «класс сольного пения».

Занятия с педагогом в классе сольного пения начинаются в третьем классе и продолжаются до времени окончания школы [9 класс]. Периодичность - один урок в неделю, для особо перспективных и одаренных детей - 2 раза в неделю. На уроках происходит процесс «художественного общения-воспитания» (М.С. Каган). При индивидуальной форме занятий влияние личности педагога на ученика еще более возрастает. Общение и взаимодействие педагога и ученика происходит и во внеурочное время, в концертной деятельности, которая занимает большое место в учебно-воспитательном процессе «Школы искусств».

По нашему мнению, особое значение при

столь тесном контакте, который осуществляется при индивидуальных занятиях музыкой, имеют личностные качества учителя музыки, такие, как: общий вид, здоровье, голос, умственное развитие, энтузиазм и оптимизм, тактичность, аттракция, способность к эмпатии, креативность, умение придать личностную окраску преподаванию, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми.

Проведенное нами анкетирование учеников школы искусств позволило выявить критерии оценки деятельности учителей музыки. Анкетирование проводилось среди учеников 3-х, 5-х и 8х классов.

Ученики 3 класса в основном отмечали внешнюю привлекательность педагога, его человеческие качества: «Она добрая и красивая, самая лучшая моя учительница». Ученики 5 класса были более требовательны к профессионализму педагога: «Она умеет хорошо объяснять, показывает голосом, как надо петь». Ученики 8 класса отмечали как чисто человеческие качества педагога: «возможность просто поговорить по душам», так и уровень компетентности по предмету: «хорошо объясняет, готовит к выступлениям на конкурсах, концертах».

Для решения проблемы формирования ценностного отношения школьника к вокальной культуре большое значение имеет вокальная подготовка будущих учителей музыки. Высказывание К.Д. Ушинского «Запоет школа - запоет народ», до сих пор не потеряло своей актуальности.

Нами разработана модель вокальной культуры будущего учителя музыки, которая включает в себя такие составляющие, как: знания и интеллектуальные способности, степень овладения вокальным исполнительством, мотивационноценностные ориентации, социально-духовные ценности.

Таблица 1

Модель вокальной культуры будущего учителя музыки

П\п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств

11. Знания, интеллектуальные способности Объем, научность, осознанность, умения. Эрудиция, обоснованность, степень осознанности. Отособность к переносу, уровень усвоения

22. Степень овладения вокальным исполнительством Вокальное развитие, технические умения, технические навыки. Вокальная подготовленность. Псижмоторика качества, функциональные признаки. Репродуктивный уровень усвоения, контроль сознания. Проективный уровень усвоения, точность. Эталон, результат, динамика.

33. Мотивационно-ценностные ориентации Мотивы Интересы Установки Убеждения Потребности Социально-профессиональноличностно значимые Направленность на музыкальную деятельность Уровень достижения, сила воли, целеустремленность Степень осознанности. В самоактуализации, уважении, социальных связях.

44. Социально- думэвные ценности Нравственность Эстетика Отношение к труду Мировоззрение Культурный образ жизни Сформированность моральноэтических качеств в процессе занятий пением; чувство прекрасного, трудолюбие. Степень сформированное™ знаний и убеждений; общение с высокохудожественной музыкой.

55. Музыкально-исполнительская деятельность Образовательная Самосовершенствование Уровни, достижения Динамика.

Уровень вокальной культуры личности характеризуется целым комплексом ее проявлений таких, как: способности, установки, знания, умения, навыки, оценки (по Р.А. Тельчаровой). Мы выделяем такие компоненты вокальной культуры будущего учителя музыки, как: мотивационный, информационный, деятельностный (операциональный), ценностно-смысловой.Проблема формирования ценностного отношения школьника к

вокальной культуре становится особенно актуальной именно сейчас. Зачастую представления ребенка об эталоне звучания складываются под влиянием целой системы факторов (таблица 3). Этими факторами являются - учитель музыки, средства массовой информации, музыкальные предпочтения семьи, общение со сверстниками, занятия в учреждениях дополнительного образования.

Таблица 2

Компоненты вокальной культуры будущего учителя музыки

Мотивационный Установки личности на вокальное исполнительство Желание совершенствовать свою вокальную подготовку.

Информационный Система всех знаний и представлений о вокальном исполнительстве. Посещение концертов, слушание аудиозаписей выдающихся певцов.

Деятельностный (операциональный) Система всех видов и форм музыкально-вокальной деятельности. Участие в вокально-хоровом исполнительстве в учебной и во внеучебной деятельности.

1 {енностно -см ысловой Формирование оценочных суждений. Умение анализировать исполнение, как свое, так и чужое.

Таблица 3

Система факторов формирования ценностного отношения школьника к вокальной культуре

Факторы Содержание Формы и методы

Личность учителя музыки Исполнительская, слушательская деятельность на уроках музыки и во внеурочное время. Индивидуальные, групповые формы. Убеждение, требование, стимулирование, внушение

Ценностные установки семьи Отсутствие совместного семейного музицирования. Пассивное слушание музыки

Общение со сверстниками Исполнение популярной музыки Стихийно возникающие формы музыкальной деятельности

Средства массовой информации Формирование слушательского опыта (чаще негативного) Пассивное слушание (музыка как «фон»)

Концертные впечатления Активная слушательская деятельность Накапливание слуховых впечатлений

Занятия в учреждениях дополнительного образования. Активная музыкальная деятельность под руководством педагогов. Индивидуальное, групповое музицирование.

Для совершенствования профессиональной деятельности учителя музыки существенное значение имеют такие тенденции, как: утверждение «субъскт-субъектных» отношений педагога и школьника; возрастающая роль педагога как хранителя и транслятора вокальной культуры.

В современных условиях назрела проблема формирования культурного человека будущего,

воспитанного на лучших образцах отечественной и зарубежной музыки. Мы считаем, что одним их важных факторов в этом процессе принадлежит учителю музыки, своеобразному «полпреду культуры» и духовному наставнику подрастающего поколения. Через формирование ценностного отношения к вокальной культуре, которое происходит под его непосредственным влияни-

ем - личностным и профессиональным - реализуется задача воспитания ценностных ориентаций школьника.

Библиографический список

1. Борее Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002.-511 с.

2. Гердер И.Г. Трактат о происхождении язы-ка.-ГердерИ.Г. Избр. соч.-М.: 1959.-392 с.

3. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат.- 1988.-318 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценности. -СПб, ТООТК «Петрополис», 1997.-205 с.

5. Малая Советская Энциклопедия. 3-е изд., Гос. научное издательство «БСЭ», 1959, т. 5.

6. Максакова В.И. Педагогическая антропология.-М.: «Академия», 2006.-208 с.

7. Ребенок в мире культуры. - Ставрополь: 1998.-558 с.

8. СущенкоЛ.Г. Культурология для педагогических специальностей. -Р/Дон, 2005.

9. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. 2-е изд. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР,-1953.-443 с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. -1980. - 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.