Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / РЕШЕНИЕ / COVID-19 / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Борисовна

В статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения в период самоизоляции по дисциплинам, предполагающим «очные» практические занятия, а именно по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА Васильева Е.Б.

Васильева Елена Борисовна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Ташкентский университет информационных технологий, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения в период самоизоляции по дисциплинам, предполагающим «очные» практические занятия, а именно по дисциплине «Физическая культура». Ключевые слова: проблема, решение, COVlD-19, образование, физическое воспитание, студенты.

УДК 37.1174

Согласно приказу Министра образования и науки Республики Узбекистан от 1 апреля 2020 года № 165 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования», на период пандемии обеспечить на 2020 год организацию обучающего процесса в вечерних школах при общеобразовательных и других организациях, организациях технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования с применением дистанционных образовательных технологий [1].

Проблема социального здоровья и физического состояния населения сегодня имеет высокую степень актуальности. Особое беспокойство вызывает социальное нездоровье молодого поколения. В Узбекистане возникла ситуация, характеризующаяся тем, что молодежь, которая закономерно должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. В связи с высокой степенью учебной нагрузки у большинства студентов в последние годы наблюдается недостаточная двигательная активность, что обусловливает развитие гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека.

Как показывает современная действительность, студенчество является наиболее уязвимой частью молодежи, поскольку сталкивается с рядом трудностей, связанных с невысокой двигательной активностью (статичная поза учеников за столами на занятиях), увеличением учебной нагрузки, проблемами в социальном и межличностном общении и др. [2].

На сайте Министерства науки и высшего образования Узбекистана 19 марта появился приказ о новых правилах организации образовательной деятельности в узбекских вузах. Чтобы предупредить распространение COVID-19, руководителям высших учебных заведений предписано предусмотреть индивидуальные каникулы для студентов, а все взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательном процессе организовать дистанционно. Данная система была введена с 1 апреля 2020 г.

Данные меры были предприняты Правительством в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Необходимо отметить, что дистанционное образование становится способом защиты студентов и преподавателей от необходимости ездить в общественном транспорте и встречаться в заполненных аудиториях (поскольку вирус передается воздушно-капельным путем). Таким образом, все образовательные организации Узбекистана: школы, лицеи, вузы перешли на удаленный режим работы (самоизоляцию).

При реализации тех дисциплин, которые не нуждаются в очных практических занятиях и могут быть «оцифрованы» (как правило, имеющие теоретический блок) не возникло особых трудностей, особенно у преподавателей, владеющих дистанционными технологиями. Однако, многие преподаватели столкнулись с проблемой «Как преподавать физическую культуру?». В связи с переходом на дистанционное обучение студенты большую часть времени проводят за компьютером, в «сидячем» положении, что влечет за собой гиподинамию, заболевания глаз, искривление позвоночника и т.д. [2].

Практика показала, что введение режима самоизоляции ограничивает занятия двигательной активностью на улицах, спортивных площадках, а это значит, что единственное место, где разрешено заниматься - это место проживания студента.

В связи с вышесказанным, целью данного исследования явилось изучение ключевых проблем студенческой молодежи в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в формате дистанционного обучения.

Для решения поставленной цели авторами была разработана платформа на сайте института для студентов, направленная на выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура».

Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: с какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания по дисциплине «Физической культуре»?, готовы ли вы выполнять физические упражнения по видеоконференции в групповой форме в назначенное время?, какие упражнения вы бы хотели выполнять, но в условиях самоизоляции это невозможно?

Анализ опроса показал следующее: 60% студентов ответили, что у них не возникло проблем при выполнении упражнений, 40% - столкнулись с рядом проблем: маленькая площадь проживания, некому вести видеосъемку, плохая трансляция интернета.

Ответы о готовности студентов выполнять упражнения через использование видеосвязи в «присутствии» одногруппников и преподавателей распределились следующим образом, 45% - согласны с такой формой занятия, 55% студентов выразили нежелание к такой форме по различным причинам: «насмешки» при выполнении упражнений, невозможность выделить именно это время для занятий, нежелание «приглашать» гостей дистанционно и многие другие причины.

Нами было рассмотрено две формы работы со студентами для реализации данной дисциплины в режиме самоизоляции: групповая и индивидуальная работы.

Групповая работа, предполагает работу видеоконференции в «ZOOM», где преподаватель в назначенное время вместе со студентами учебной группы выполняет комплекс упражнений.

Анализ проблем студентов, позволяет констатировать, что жилищные условия у всех разные, не каждый хотел бы, пусть даже и дистанционно, «приглашать» к себе незваных гостей.

С техническими проблемами столкнулись не только студенты, но и преподаватели физической культуры, пожалуй, это самая актуальная проблема всего процесса перехода на дистанционное образование. Но, в отличие от других дисциплин в выполнении заданий по физической культуре она более остра. При выполнении упражнений студент должен встать так, чтобы его было видно, передвигаться в рамках обзора камеры и др.

Проблемы недостатка времени, как и технические, на первом месте среди перечисленных. Это связано с тем, что на дистанционно переведены все дисциплины, поэтому у студентов уходит довольно много времени на чтение лекций, выполнение практических заданий, решение тестов. Тогда как при очном обучении студентам было обучаться намного легче и времени тратилось также значительно меньше.

Исходя из вышеизложенного, был рассмотрен и организован второй вариант реализации дисциплины «Физическая культура» в условиях самоизоляции, а именно: дистанционно - индивидуальная работа. Здесь нами преследовалась цель -поддержание двигательной активности в условиях самоизоляции.

Для проведения занятий дистанционно авторами был предложен комплекс упражнений для разминки перед каждым занятием.

Затем студентам предлагаются занятия по двум направлениям (направления чередуются). Первое направление: преподаватель предлагает комплекс упражнений, в котором конкретное количество выполнений и подходов, а также описана техника выполнения. Студенту необходимо не только их выполнить, но и зафиксировать выполнение на видео, которое отправить преподавателю.

Второе направление: преподаватель предлагает студенту создать и выполнить свой комплекс упражнений, например, на укрепление определенных видов мышц, и прислать видеоотчет преподавателю с письменным ответом, который будет содержать упражнения и их технику выполнения, выбранных упражнений. Данное направление нацелено на самостоятельный подбор упражнений, которые студенты способны и могут выполнить как физически, так и согласно своим возможностям, например, с использованием имеющегося спортивного инвентаря и др.

В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой в стране население вынуждено ограничить свою повседневную двигательную активность: выход на улицу только по необходимости; обучение и работа на дому; запрещены посещения спортивных площадок, культурно-массовых мероприятий и др.

Переход на дистанционное обучение студентов характеризуется повышением времени проведения за компьютером, что никак не может позитивно влиять на их физическое состояние. Статичный образ жизни и низкий уровень физической активности оказывают негативное влияние на их здоровье, благополучие и качество жизни, а самоизоляция вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что организация дистанционного обучения требует от преподавателей разработки новых форм и методов работы со студенческой молодежью.

Список литературы

1. Приказ Министра образования и науки Республики Узбекистан от 1 апреля 2020 года № 165 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования».

2. Кошеливская Е.Е. Современные подходы к организации элективных курсов по физической культуре в вузах северных регионов России // INNOVATION SCIENCE Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, 2020. Изд-во: МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2020. С. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.