Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ и выученные уроки'

МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ и выученные уроки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / пандемия COVID-19 / дистанционное образование / medical education / COVID-19 pandemic / distance education / medical volunteers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Кошель Владимир Иванович, Ходжаян Анна Борисовна, Койчуева Софья Магометовна, Агранович Надежда Владимировна

Статья посвящена проблемам, с которыми медицинский университет столкнулся в период пандемии COVID-19. К ним относятся необходимость обеспечения безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников, продолжения на высоком уровне дистанционного обучения, подготовки и обучения по программам, посвященным COVID-19 и респираторной поддержке пациентов врачами, организации волонтерских отрядов и предупреждения распространения недостоверной информации. Изложены неотложные меры, предпринятые медицинским университетом в период пандемии. В качестве полученных уроков отмечена важность ликвидации дефицита врачей, создания алгоритмов действий в случае экстренных ситуаций, строительства общежитий блокового типа, наличия запасов медикаментов и средств индивидуальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Кошель Владимир Иванович, Ходжаян Анна Борисовна, Койчуева Софья Магометовна, Агранович Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

medical schools in the context of the covid-19 pandemic: new challenges and lessons learned

The article is devoted to the problems that the medical university faced during the COVID-19 pandemic. These include the need: to ensure the safety and health of students and staff, to continue at a high level of distance learning, to create programs dedicated to COVID-19 and respiratory support for patients by doctors and educate doctors, the organization of volunteer teams and preventing the spread of fake news. Urgent measures taken by a medical university during a pandemic are outlined. As the lessons learned, the importance of eliminating the shortage of doctors, creating algorithms for action in case of emergency, the construction of block-type dormitories, the availability of supplies of medicines and personal protective equipment was noted.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ и выученные уроки»

МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н., Знаменская С.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 355017, г. Ставрополь, Российская Федерация

Статья посвящена проблемам, с которыми медицинский университет столкнулся в период пандемии С0УЮ-19. К ним относятся необходимость обеспечения безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников, продолжения на высоком уровне дистанционного обучения, подготовки и обучения по программам, посвященным С0УЮ-19 и респираторной поддержке пациентов врачами, организации волонтерских отрядов и предупреждения распространения недостоверной информации. Изложены неотложные меры, предпринятые медицинским университетом в период пандемии. В качестве полученных уроков отмечена важность ликвидации дефицита врачей, создания алгоритмов действий в случае экстренных ситуаций, строительства общежитий блокового типа, наличия запасов медикаментов и средств индивидуальной защиты. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии С0УЮ-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. Р01: 10.2441 1/22208453-2020-13015

Статья поступила в редакцию 03.06.2020. Принята в печать 07.09.2020.

MEDICAL SCHOOLS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: NEW CHALLENGES AND LESSONS LEARNED

Amlaev K.M., Kosher V.l., Khodzhayan A.B., Agranovich N.V., Koychueva S.M., Vetrova I.N., Znamenskaya S.V.

Stavropol State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 355017, Stavropol, Russian Federation

The article is devoted to the problems that the medical university faced during

the COVID-19 pandemic. These include the need: to ensure the safety and health

of students and staff, to continue at a high level of distance learning, to create

programs dedicated to COVID-19 and respiratory support for patients by doctors

and educate doctors, the organization of volunteer teams and preventing the spread

of fake news. Urgent measures taken by a medical university during a pandemic

are outlined. As the lessons learned, the importance of eliminating the shortage

of doctors, creating algorithms for action in case of emergency, the construction

of block-type dormitories, the availability of supplies of medicines and personal

protective equipment was noted.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interests.

For citation: Amlaev K.M., Kosher V.I., Khodzhayan A.B., Agranovich N.V., Koychueva S.M.,

Vetrova I.N., Znamenskaya S.V. Medical schools in the context of the COVID-19

pandemic: new challenges and lessons learned. Meditsinskoe obrazovanie i

professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020;

1 1 (3): 176-85. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-13015 (in Russian)

Received 03.06.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Ключевые слова:

медицинское образование, пандемия COVID-19, дистанционное образование

Keywords:

medical education, COVID-19 pandemic, distance education, medical volunteers

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М.,

Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии CovID-19: новые вызовы

и выученные уроки

Не будет преувеличением фраза о том, что пандемия новой коронавирусной инфекции С0УЮ-19 изменила мир. Первые случаи заболевания в РФ в период январь-март 2020 г. были единичными, однако уже с середины марта инфицированные С0УЮ-19 были выявлены в большинстве регионов России, достигнув по стране к 1 июня 2020 г. 414 878 человек1, в том числе в Ставропольском крае - 2568 человек. Пандемия оказала настолько значительное влияние на все сферы жизнедеятельности, что уже к 1 июня 2020 года в elibrary.ru было опубликовано более 450 статей по проблемам, связанным с пандемией. Большинство статей посвящено медицинским (клиническим, эпидемиологическим аспектам проблемы) [1-3]. Тем не менее обсуждается влияние пандемии на экономику в целом [4, 5], на отдельные отрасли [6], логистику [7], торговлю [8, 9], рынок труда [10], демографические процессы [11], образование [12].

В особом положении в связи с пандемией С0УЮ-19 находятся медицинские университеты, чья роль была высвечена актуальной ситуацией, равно как были обнажены имеющиеся проблемы здравоохранения в целом и медицинского образования в частности. Среди прочих проблем пандемия повсеместно акцентировала проблему нехватки медицинских кадров и ресурсов, дефицита отечественных оборудования и фармпрепаратов, высокочувствительных тест-систем на С0УЮ-19, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ). Приход пандемии усугубился отсутствием четких алгоритмов действий по всем направлениям деятельности образовательных организаций, и только после периода «турбулентности» была выстроена система мер противодействия пандемии [12]. С данной проблемой стол-

кнулись не только российские, но и зарубежные вузы. Среди них медицинские вузы являются не только получателями помощи, но и активными источниками решения проблем.

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России во 2-й декаде марта 2020 г. столкнулся с ситуацией инфицирования сотрудника университета, что обусловило необходимость реализации срочных противоэпидемических мер, для чего был создан оперативный штаб во главе с ректором, в состав которого вошли проректоры, руководители служб обеспечения жизнедеятельности университета. Все решения оперативного штаба протоколировались, оформлялись приказом и оперативно доводились до сведения сотрудников и студентов посредством веб-сайта университета и оповещения по методу «вирусного зонтика», когда рассылка по WhatsApp осуществлялась от руководителя по нисходящей до каждого сотрудника, что обеспечивало почти немедленное информирование преподавателей и студентов.

Перед медицинским университетом объективно стояли следующие задачи.

• Обеспечение безопасности студентов, в том числе 1432 иностранных граждан, большинство из которых проживают в общежитиях коридорного типа.

• Обеспечение безопасности сотрудников, в первую очередь старше 65 лет, а также тех, кто в силу производственной необходимости продолжил работу в прежнем режиме.

• Обеспечение бесперебойного функционирования клиник университета, принимающих экстренных больных.

• Обеспечение образовательного процесса в дистанционном режиме.

• Обеспечение подготовки и переподготовки врачей по проблеме С0УЮ-19.

• Организация волонтерских групп, оказывающих консультативную, медицинскую и социальную помощь.

1 https://yandex.ru/maps/covid19?ll=41.775580%2C54.894027&z=3

• Обеспечение эффективной коммуникации со всеми институциями, включая посольства и консульства 44 стран, откуда прибыли иностранные обучающиеся ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, родителей студентов, а также дезавуирование фейковой информации.

Для решения первой задачи в первые 2 дня после приостановки аудиторного обучения были протестированы на С0УЮ-19 все иностранные обучающиеся и российские студенты, проживающие в общежитиях университета. Студенты, имевшие возможные контакты по инфекции, были изолированы, обеспечены за счет университета бесплатным 3-разовым питанием на протяжении периода обсервации, а также средствами личной гигиены. Из числа наиболее ответственных и подготовленных иностранных обучающихся по их письменному заявлению была сформирована группа волонтеров в количестве 17 человек, которые после обучения по проблеме С0УЮ-19 и обеспечения их СИЗ вместе с сотрудниками университета выполняли следующие функции: организацию круглосуточных санитарных постов в общежитиях, 2-кратную термометрию всем обучающимся, 3-кратную санитарную обработку общежитий, обеспечение обучающихся вирулицидами, моющими средствами, сбор заявок на приобретение продуктов и их выдачу в общежитиях, раздачу продуктов, масок и перчаток, закупленных за счет университета. В случае подозрения на симптомы инфекции обучающиеся переводились в изолированные помещения в общежития блокового типа.

Для обеспечения безопасности сотрудников был проведен максимально возможный перевод всех служб и преподавателей на работу в дистанционном режиме. Вход в помещения университета осуществлялся только через санитарный пост с термометрией и обработкой рук вирулицидами.

Для осуществления контактной работы в дистанционной форме в универси-

тете используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Моо^е 1_М5), которая позволяет обеспечить реализацию программ высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данная платформа предоставляет возможность каждому участнику образовательного процесса в своем профиле хранить, создавать различные по формату материалы, оценивать результаты освоения учебного материала (контрольное онлайн-тестирование и самотестирование), просматривать оценки, осуществлять синхронное и асинхронное общение, хранить сообщения на форуме.

При реализации образовательных программ по укрупненной группе специальностей 31.00.00 «Клиническая медицина» традиционно данные дистанционные образовательные технологии использовались в качестве дополнительного инструмента активизации самостоятельной работы обучающихся и обмена файлами. Однако в условиях, когда весь образовательный процесс должен осуществляться в дистанционной форме, возникла необходимость поиска иных форм передачи учебной информации. Новой формой предоставления учебной информации стали технологии видеоконференцсвязи, с помощью которых преподаватели проводили вебинары (вебинары-лекции и вебинары-семинары), видеоконференции, видеолекции, онлайн-тренинги.

При организации учебных занятий преподавателями университета использовались их следующие разновидности:

- видеозапись монолога лектора, которая позволяет в отведенное время передать максимально большой объем информации, а общение между лектором и студентами возможно только в чате после окончания лекции;

- документальные видеолекции -запись вузовских лекций непосредственно в лекционном зале, что создает

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М.,

Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID-19: новые вызовы

и выученные уроки

эффект нахождения в учебной аудитории, но общение с обучающимися во время лекции невозможно;

- студийные видеолекции представляют собой отредактированный и отрежиссированный материал с оптимально подобранным визуальным сопровождением;

- слайд-фильмы - сложный видеоряд, сопровождаемый закадровыми комментариями преподавателя. По сути это учебный видеофильм, при котором общение между участниками образовательного процесса не предусматривается;

- интерактивные видеолекции - наиболее востребованный у обучающихся формат общения, при котором рассказ преподавателя сопровождается слайдами, видеофрагментами, заданиями.

Для формирования у обучающихся не только теоретических знаний, но и необходимых практических навыков в типичных профессиональных ситуациях высокую эффективность показали он-лайн-тренинги. Этот вид занятий используют преподаватели клинических кафедр и сотрудники мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра (центра практических навыков). Используя современные тренажеры и симуляторы, коллективы практикующих врачей создали обучающие видеоматериалы для студентов по выполнению алгоритмов оказания медицинской помощи, в том числе неотложной, при критических состояниях как на догоспитальном, так и на клиническом этапе лечения больных.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является практическая подготовка. Во время практической подготовки в период пандемии 1500 студентов ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России оказывали существенную помощь по лечению и предупреждению коронавирусной инфекции. Более 340 обучающихся, имеющих допуск к оказанию медицинской помощи в качестве средних медицинских работников в

медицинских учреждениях, проходили практику по месту работы.

Часть обучающихся (более 170 человек) занималась волонтерской деятельностью, осуществляя консультирование по вопросам самоизоляции, организации медицинской помощи, давая комментарии по профилактике разъяснительной и профилактической работы, обеспечивая доставку медицинских препаратов и т.д. За 2,5 мес работы волонтеры колл-центра приняли около 15 000 звонков от жителей и удовлетворили более 3000 заявок по обеспечению жителей продуктами, средствами защиты, лекарствами.

Студенты (25 человек), давшие добровольное согласие и не имевшие противопоказаний, были допущены к работе непосредственно с больными корона-вирусной инфекцией в так называемой «красной зоне».

Часть студентов старших курсов в соответствии с приказами Министерстваздраво-охранения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.04.2020 № 378/619 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции С0УЮ-19», также подписавших добровольное согласие, были распределены в медицинские организации г. Ставрополя, регионов Ставропольского края и республик Северо-Кавказского федерального округа, с которыми были заключены договоры по практической подготовке на их базах. Студенты специ-алитета, обучающиеся по целевому на-

правлению, проходили практику по месту жительства. Для остальных обучающихся по профессиональным образовательным программам высшего образования практическая подготовка была перенесена на следующий семестр в соответствии с расписанием.

Особенностью организации и проведения производственной практики стало то, что все старшекурсники прошли 36-часовую теоретическую подготовку на циклах повышения квалификации по выбору.

- Тактика раннего выявления и профилактики С0УЮ-19.

- Профилактика и выявление вирусной пневмонии. Основы респираторной поддержки у пациентов с тяжелой вирусной пневмонией.

- Основы проведения безопасной искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Несмотря на неоспоримые достоинства применения в образовательном процессе элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, их широкое применение в медицинском образовании имеет ряд ограничений различного характера, наиболее значимыми из них являются:

- несовершенство нормативной базы для осуществления дистанционного обучения;

- значительные затраты на создание и поддержку работоспособности образовательного контента [13];

- необходимость изменения методических приемов в подаче учебной информации;

- необходимость постоянной актуализации информации;

- недостаточный уровень 1Т-компетентности преподавательского состава;

- наличие сложностей контроля качества размещаемой информации, ее уместности и защиты авторских прав [14];

- невозможность создания условий для формирования у будущего врача ряда

практических навыков, необходимых для выполнения трудовых функций, лабораторных работ и др.

Помимо перечисленных выше ограничений, необходимо отметить и нежелание обучающихся ограничивать личное общение с преподавателями, ведущими учеными университета, представителями практического здравоохранения и пациентами, о чем свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся, проведенного в университете (см. таблицу).

Таким образом, при реализации программ высшего образования по медицинским специальностям дистанционные образовательные технологии применимы только как дополнительный учебный контент, в то время как при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования такого рода технологии могут использоваться в качестве основного способа передачи новой информации [15].

В период пандемии институту дополнительного профессионального образования (ИДПО) ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России была поставлена задача - не только сохранить количество циклов обучения и численность обучаемых, но и практически в самые сжатые сроки подготовить программу обучения по С0УЮ-19 и обучить по ней большое количество врачей и студентов. Дополнительной задачей было обучение врачей хирургических специальностей технике интубиро-вания и проведения ИВЛ.

Сложность обучения практикующих врачей на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так же как и студентов, заключается в том, что им необходимы практические занятия. Однако ввиду высокой контаги-озности С0УЮ-19 обучающиеся, проходя практическую подготовку на базах медицинских учреждений, могут не только заболеть, но также стать пассивными бессимптомными переносчиками инфекции, что представляет очевидную угрозу для

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М.,

Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID-19: новые вызовы

и выученные уроки

пациентов. По этой причине лекции и групповые обсуждения в рамках учебных курсов также осуществлялось в дистанционном онлайн-формате.

Для последовательного решения поставленных задач ИДПО ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России разработал и реализовал программы в формате краткосрочных курсов (36 ч) повышения квалификации для врачей и среднего медицинского персонала с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

За период с 25 марта по 5 июня 2020 г. на безвозмездной основе было обучено более 6 тыс. человек (преподаватели, ордина-

торы, волонтеры, врачи Министерства образования Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа и ряда регионов России).

Сотрудниками кафедры анестезиологии и реанимации ИДПО были разработаны программы и проведено обучение 420 врачей хирургического профиля по приобретению новой компетенции по оказанию медицинской помощи пациентам, нуждающимся в проведении неинвазивной и инвазивной искусственной вентиляции легких с использованием аппаратов искусственной вентиляции легких, наркозно-дыхательных аппаратов, аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации.

Результаты анкетирования обучающихся по программам высшего образования по укрупненной группе специальностей 31.00.00 «Клиническая медицина» по оценке эффективности применения элементов дистанционного обучения

Позиция Доля обучающихся, %

I курс II курс III курс IV курс V курс

Общее отношение к дистанционному формату проведения занятий

Приветствуют данную форму обучения 28,4 35,6 20,4 12,6 10,2

В целом приветствуют, но не по всем дисциплинам 42,2 20,4 19,8 15,2 25,0

Данная форма не нравится, но она необходима 18,2 28,7 39,2 33,5 34,3

Категорически против такой формы 11,2 15,3 20,6 38,7 30,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительные стороны дистанционного обучения

Выполнение заданий в удобном режиме 52,9 50,2 45,6 38,3 40,9

Повышение уровня самостоятельности при выполнении заданий 22,3 21,3 22,9 42,5 24,7

Получение хорошего опыта работы в электронной системе и оформления документов в электронном виде 15,2 20,2 25,3 15,0 12,2

Данная форма удобна, так как нет необходимости отвечать перед одногруппниками 9,6 8,3 6,2 4,2 4,0

Недостатки дистанционного обучения

Отсутствие общения с преподавателями, однокурсниками, пациентами 11,5 20,5 18,9 24,3 28,0

Невозможность получить практические навыки 13,5 23,4 34,5 35,6 38,6

Сложно воспринимается материал без устных пояснений преподавателя 48,9 28,6 22,4 20,9 17,3

Сложности технического характера, в том числе отсутствие компьютера 15,8 12,3 9,3 10,2 6,3

Значительный период времени необходимо работать на компьютере (последствия для здоровья) 10,3 15,2 14,9 9,0 9,8

Очное обучение врачей хирургических специальностей по освоению практических навыков ведения безопасной ИВЛ и респираторной поддержки пациентов с тяжелой пневмонией с максимальным соблюдением противоэпидемических мер осуществлялось на базе аккредита-ционно-симуляционного центра и центра практических навыков ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, которые обеспечены всем необходимым оборудованием для эффективного обучения. В случае необходимости обученные врачи под руководством сертифицированного врача анестезиолога-реаниматолога смогут помочь врачам реанимационных отделений в оказании необходимой респираторной поддержки тяжелым больным коронави-русной пневмонией.

Эффективная коммуникация с посольствами и консульствами 44 стран, откуда прибыли иностранные обучающиеся, а также с родителями студентов осуществлялась в форме оперативной рассылки информации о ситуации в регионе в сравнении со страной запроса, о принятых и реализованных мерах, сопровождении иностранных обучающихся при решении медицинских проблем, обеспечении всех заинтересованных лиц листовками о необходимости соблюдения мер самоизоляции и гигиены. Большое значение уделялось мониторингу и дезавуированию фейковой информации в том числе в социальных сетях сотрудниками университета с высоким уровнем компетенций по проблеме и отличными навыками коммуникаций.

Однако пандемия вскрыла и множество проблем, требующих решения.

• Недоверие части жителей, студентов информации о С0УЮ-19 в силу разновек-торности информационных потоков о ней, в том числе от опинион-лидеров.

• Слабая готовность системы здравоохранения и других служб к чрезвычайным ситуациям.

• Дефицит подготовленных кадров в практическом здравоохранении, большое количество в среде преподавателей и врачей лиц пенсионного возраста, нуждающихся в самоизоляции.

• Необходимость быстрого пополнения запасов СИЗ в начальный период пандемии и дефицит тестов на С0УЮ-19.

• Недостаточная готовность преподавателей старше 60 лет к работе с современными средствами коммуникации.

• Неготовность существующих сетей коммуникации к одновременному большому потоку пользователей.

• Необходимость в строительстве новых современных студенческих общежитий блокового типа.

заключение

Пандемия перевела обучение в он-лайн-режиме из разряда источника дополнительных доходов в категорию инструмента институциональной устойчивости и академической преемственности.

Применение образовательных платформ даст новый импульс образованию, раздвинет «географические границы» образования тогда, когда их использование будет гармонизировано с традиционным очным образованием.

Следует больше внимания уделить укреплению статуса медицинского персонала и защите его здоровья, ликвидации дефицита кадров.

Необходимо через программы улучшения грамотности в вопросах здоровья доносить до населения важность осуществления санитарно-противоэпиде-мических мероприятий и соблюдения личной и общественной гигиены [3, 16, 17].

Следует безотлагательно на предприятиях и организациях всех форм собственности разработать пошаговый алгоритм действий при возникновении различных экстренных ситуаций с участием эпидемиологов и неукоснительно соблюдать его

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М.,

Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID-19: новые вызовы

и выученные уроки

поэтапную реализацию сообразно актуальной ситуации. Необходимо определить каналы внутренней и внешней коммуникации по наиболее важным направлениям жизнедеятельности. Следует предусмотреть развитие экстренных сценариев разной степени сложности. В том числе необходим экономический план выживания образовательной организации в пе-

риод снижения доходов от хозрасчетной деятельности, с чем большинство хозяйствующих субъектов столкнулись уже в настоящее время, в том числе из-за снижения платежеспособности обучающихся на местах с оплатой обучения. Важно также планомерно обучать преподавательский состав университетов работе в дистанционном режиме.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, Ставрополь, Российская Федерация:

Амлаев Карэн Робертович (Karen R. Amlaev)* - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования E-mail: kum672OO20mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6576-4720

Кошель Владимир Иванович (Vladimir I. Koshel") - доктор медицинских наук, профессор, ректор

E-mail: kum6720020mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3980-6856

Ходжаян Анна Борисовна (Anna В. Khodzhayan) - доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной деятельности E-mail: kum6720020mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0428-2899

Койчуева Софья Магометовна (Sofia M. Koychueva) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования E-mail: koichueva260mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1768-5707

Агранович Надежда Владимировна (Nadezhda V. Agranovich) - доктор медицинских наук, профессор, и.о. директора института дополнительного профессионального образования

E-mail: nagranovich0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3717-7091

Ветрова Ирина Николаевна (Irina N. Vetrova) - кандидат биологических наук, доцент, заведующий учебным отделом учебно-методического управления E-mail: kum6720020mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9440-2024

Знаменская Стояна Васильевна (Stoyana V. Znamenskaya) - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета иностранных студентов E-mail: kum6720020mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9834-5397

*Автор для корреспонденции

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я., Янковская Я.Д., Бурова С.В. Новая коронави-русная инфекция (Covid-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архивъ внутренней медицины. 2020. Т. 10, № 2. С. 87-93. DOI: https://doi.org/10.20514/2226-6704-2020-10-2-87-93

2. Белоцерковская Ю.Г., Романовских А.Г., Смирнов И.П. COVID-19: респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов // Consilium Medicum. 2020. Т. 22, № 3. С. 12-20. DOI: https://doi.Org/10.26442/20751753.2020.3.200092

3. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19, № 2. С. 4-12. DOI: https://doi.org/10.31631/2073-3046-2020-20-2-4-12

4. Булдакова А.А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. Т. 54, № 2-2. С. 32-34.2.

5. Khlopov O.A. The Coronavirus Impact on Future of Global Development // Modern Science. 2020. N 4-1. P. 301-307.

6. Антропова А.О. Влияние коронавируса (COVID-19) на международный туризм // Вестник научных конференций. 2020. Т. 54, № 2-2. С. 16-18.

7. Сиземова В.Д. Логистика на фоне коронавируса // Студенческий форум. 2020. Т. 106, № 13-1. С. 75-77.

8. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020, № 2. С: 7-18.

9. Савинов Ю.А., Кириллов В.Н., Тарановская Е.В. Срочно в номер: влияние китайского коронавируса на мировую экономику и торговлю // Международная экономика. 2020, № 2. С: 63-71.

10. Солдатова С.С., Солдатова В.В. Российский рынок труда в условиях нарастания экономического кризиса вследствие пандемии // StudNet. 2020. Т. 3, № 2. С: 424-429.

11. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // HumanРrogress. 2020. Т. 6, Вып. 1. C. 1-11. DOI: https://www.doi.org/10.34709/IM.161.5

12. Балахонов А.В., Бубнова Н.А., Варзин С.А., Матвеев В.В., Пискун О.Е., Слепых Л.А., Шишкин А.Н., Эрман М.В. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. Т. 29, № 1. С. 40-46. DOI: https://doi.org/10.37468/2307-1400-2020-1-40-46

13. Петрова Л.Е. Практика применения технологий e-Leaning в ВПО: на примере медицинского и педагогического образования // Новые образовательные технологии в вузе: материалы 11-й Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 2014) URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/50444/1/notv-2015-011.pdf

14. Митрофанова К.А. Дистанционные образовательные технологии в медицинском университете для обучения иностранному языку // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. Т. 102, № 12. С. 11-21.

15. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. Т. 32, № 2. С. 102-111. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2220-8453-2018-12006

16. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Махов З.Д., Койчуев А.А. Формирование грамотности в вопросах здоровья у некоторых категорий пациентов (обзор) // Профилактическая медицина. 2013. Т. 16. № 2-1. С. 18-22.

17. Амлаев К.Р., Муравьева В.Н., Койчуев А.А., Уткина Г.Ю. Медицинская грамотность (компетентность): состояние проблемы, способы оценки, методики повышения грамотности пациентов в вопросах здоровья // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012. Т. 28, № 4. С. 75-79.

REFERENCES

1. Nikiforov V.V., Suranova T.G., Chernobrovkina T.Yu., Yankovskaya Y.D., Burova S.V. New Coronavirus Infection (Covid-19): Clinical and Epidemiological Aspects. Arkhiv vnytrenney meditsiny [The Russian Archives of Internal Medicine]. 2020; 2 (10):87-93. DOI: https://doi.org/10.20514/2226-6704-2020-10-2-87-93 (in Russian)

2. Belotserkovskaia Yu.G., Romanovskikh A.G., Smirnov I.P. COVID-19: a respiratory infection caused by new coronavirus: new data on epidemiology, clinical course, and patients management. Consilium Medicum. 2020; 3 (22): 12-20. DOI: https://doi.org/10.26442/20751753.2020.3.200092 (in Russian)

3. Briko N.I., Kagramanyan I.N., Nikiforov V.V., Suranova T.G., Chernyavskaya O.P., Polezhaeva N.A. Pandemic COVID-19. Prevention Measures in the Russian Federation. Epidemiologiya i vaktsinoprofilaktika [Epidemiology and Vaccinal Prevention]. 2020; 2 (19): 4-12. DOI: https://doi.org/10.31631/2073-3046-2020-20-2-4-12 (in Russian)

4. Buldakova A.A. Influence of coronavirus on the Russian economy. Vestnik nauchnykh konferentsiy [Bulletin of scientific conferences]. 2020; 2-2 (54): 32-34.2. (in Russian)

Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М.,

Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии C0VID-19: новые вызовы

и выученные уроки

5. Khlopov O.A. The Coronavirus Impact on Future of Global Development. Modern Science. 2020; 4-1: 301-7.

6. Antropova A.O. The effect of coronavirus (COVID-19) on international tourism // Bulletin of scientific conferences. 2020; 2-2 (54): 16-18. (in Russian)

7. Sizemova V.D. Logistics on the background of coronavirus. Studencheskiy forum [Student forum]. 2020; 13-1 (106): 75-7. (in Russian)

8. Dolgov S.I., Savinov Yu.A. The impact of the new coronavirus outbreak on international trade. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic Bulletin]. 2020; 2: 7-18. (in Russian)

9. Savinov Yu.A., Kirillov V.N., Taranovskaya E.V. Urgent Issue: The Impact of the Chinese Coronavirus on the World Economy and Trade. Mezhdunarodnaya ekonomika [International Economics]. 2020; 2: 63-71. (in Russian)

10. Soldatova S.S., Soldatova V.V. The Russian labor market in the context of the growing economic crisis due to the pandemic. StudNet. 2020; 2 (3): 424-9. (in Russian)

11. Kulkova I. The coronavirus pandemic influence on demographic processes in Russia. HumanProgress. 2020; 1 (6): 1-11. DOI: https://www.doi.org/10.34709/IM.161.5 (in Russian)

12. Balakhonov A.V., Bubnova N.A., Varzin S.A., Matveev V.V., Piskun O.E., Slepykh L.A., Shishkin A.N., Erman M.V. Contemporary problems of medical education as a threat to Russia's national security. Natsionalnaya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie [National security and strategic planning]. 2020; 1 (29): 40-46. DOI: https://doi.org/10.37468/2307-1400-2020-1-40-46 (in Russian)

13. Petrova L.E. Practice of applying e-Leaning technologies in higher education: on the example of medical and pedagogical education. In: Novye obrazovatelnye tekhnologii v vyze: materialy 11 mezdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New educational technologies in higher education: materials of the 11th International scientific and practical conference (Yekaterinburg, 2014). URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/50444/1/notv-2015-011.pdf (in Russian)

14. Mitrofanova K.A. Distance educational technologies at the medical University for teaching a foreign language. Distantsionnoe i virtualnoe obuchenie [Distance and virtual learning]. 2015; 12 (202): 1 1-21. (in Russian)

15. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. Formation of information competencies of students of a medical university with the application of electronic training technologies. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (2): 102-11. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2018-12006 (in Russian)

16. Amlaev K.R., Koychueva S.M., Makhov Z.D., Koychuev A.A. Formation of literacy in health issues in some categories of patients (a review). Profilakricheskaya meditsina [Preventive medicine]. 2013; 1-2 (16): 18-22. (in Russian)

17. Amlaev K.R., Muravyova V.N., Koychuev A.A., Utkina G.Yu. Health literacy: facts, evaluation, techniques for improving personal health competency. Meditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus]. 2012; 4 (28): 75-9. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.