Научная статья на тему 'Решение практических задач на плановых занятиях с целью формирования патриотической культуры юнармейцев'

Решение практических задач на плановых занятиях с целью формирования патриотической культуры юнармейцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Юнармия / офицеры / занятия / ситуационное обучение / патриотическая культура / Unarmy / officers / classes / situational training / patriotic culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев М. А.

Автором затронуто воздействие отрицательного опыта становления личности через её русофобский контекст снижающей интерес к российской культурной идентификации. Подмена комплекса устоявшихся традиций стали оказывать отрицательное воздействие на менталитет подрастающего поколения. Ослабевшее на время патриотическое воспитание молодёжи привело к изменению системы духовных ценностей и ориентиров и утрате преемственности между поколениями. Это привело к пробелам и искажённому восприятию исторической памяти о достижениях великих предков, которые автор частично предлагает компенсировать через решение ситуативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solving practical problems in scheduled classes with the aim of forming a patriotic culture of the young army cadets

The author touches upon the impact of the negative experience of personality formation through its russophobic context, which reduces interest in Russian cultural identification. The substitution of a complex of established traditions began to have a negative impact on the mentality of the younger generation. The temporarily weakened patriotic education of young people led to a change in the system of spiritual values and guidelines and the loss of continuity between generations. This has led to gaps and distorted perception of the historical memory of the achievements of the great ancestors, which the author partially proposes to compensate through the solution of situational tasks.

Текст научной работы на тему «Решение практических задач на плановых занятиях с целью формирования патриотической культуры юнармейцев»

2022, №3

ISSN 2078-9661

УДК 37.01

Пономарев М. А.

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза

А.К. Серова, Краснодар, Россия

Решение практических задач на плановых занятиях с целью формирования патриотической культуры юнармейцев

Аннотация: Автором затронуто воздействие отрицательного опыта становления личности через её русофобский контекст снижающей интерес к российской культурной идентификации. Подмена комплекса устоявшихся традиций стали оказывать отрицательное воздействие на менталитет подрастающего поколения. Ослабевшее на время патриотическое воспитание молодёжи привело к изменению системы духовных ценностей и ориентиров и утрате преемственности между поколениями. Это привело к пробелам и искажённому восприятию исторической памяти о достижениях великих предков, которые автор частично предлагает компенсировать через решение ситуативных задач.

Ключевые слова: Юнармия, офицеры, занятия, ситуационное обучение,

патриотическая культура.

Образец цитирования: Пономарев М. А.

Решение практических задач на плановых занятиях с целью формирования патриотической культуры юнармейцев// Гуманитарный научный журнал. 2022. №3.

Ponomarev M. A.

Solving practical problems in scheduled classes with the aim of forming a patriotic culture of the young army cadets

Abstract: The author touches upon the impact of the negative experience of personality formation through its russophobic context, which reduces interest in Russian cultural identification. The substitution of a complex of established traditions began to have a negative impact on the mentality of the younger generation. The temporarily weakened patriotic education of young people led to a change in the system of spiritual values and guidelines and the loss of continuity between generations. This has led to gaps and distorted perception of the historical memory of the achievements of the great ancestors, which the author partially proposes to compensate through the solution of situational tasks. Keywords: Unarmy, officers, classes, situational training, patriotic culture. For citation: Ponomarev M. A. Solving practical problems in scheduled classes with the aim of forming a patriotic culture of the young army cadets // Humanitarian scientific journal. 2022. №3. pp 40-45 (In Russ.)_

Может быть не очевидно на первый взгляд, но недостоверная информация губительна для общества, а тем более для формирующихся умов подрастающего поколения. Фальшивые новости вводят в заблуждение и как следствие приводят к необдуманным действиям. Французский исследователь Ж.Дюпра даёт следующее определение лжи: «Ложь - это психосоциологический, словесный акт внушения, при помощи

C 40-45.

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2022, №3 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине» [1, с. 26]. Согласно толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, ложь - это намеренное искажение истины, неправда, обман [2, с. 458]. Владимир Даль понятию ложь в толковом словаре Великорусского языка, даёт такое же определение, как и понятию «лгать» - врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине [3, с. 245]. Есть и другие мнения авторов, дающих определение понятию «ложь». И в целом, суть их остаётся одна и та же.

К чему приводит нахождение людей в информационно-искажённом пространстве? К тому, что мы наблюдали в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Сейчас подобное наблюдается в процессе проведения специальной военной операции в Украине. Одним из «кирпичиков» строительства «фундамента» обороны РФ по мнению автора, будет кропотливая работа с подрастающим поколением, умы, которых наиболее подвержены негативному влиянию. Современный защитник Отечества должен обладать не только обширным набором знаний, умений и навыков, но чувствами и качествами, позволяющему ему без сомнений встать на защиту Родины [4]. Подготовить такого защитника мгновенно, невозможно. Поэтому решение Президента России Владимира Владимировича Путина в 2015 году создать общественное движение «Российское движение школьников», ставшее прообразом нынешней Юнармии является актуальной реакцией на сложившеюся обстановку.

Это стало основой для создания и расширения ряда руководящих документов для работы с юнармейцами. Одним из таких документов стал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2021 года № 803 «Руководство по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», где указано, что необходимо осуществлять содействие военнослужащих в развитии молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности, в том числе Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «Юнармия» [5, с. 22]. В следствии этого, возникла необходимость в подборе кандидатур из офицерского состава для взаимодействия с юнармейскими отрядами [6, с. 153; 7]. К такому роду взаимодействия можно отнести деятельность офицеров обучающих юнармейцев решению практических задач и вводных на плановых занятиях. Это безусловно поспособствует сформировать у подрастающего поколения качества, позволяющие отделить недостоверную информацию от достоверной. Одним из средств формирования такого качества, будет применение практических вводных преследующих цель - повышение уровня патриотической культуры юнармейцев путём решения ситуационных задач.

«Гуманитарный научный журнал»

2022, №3

Электронный научный журнал ISSN 2078-9661

Такими задачами являются:

> внедрение ситуационного обучения на плановых занятиях юнармейцев. Для этого необходимо подготовить материал путём разработки соответствующих документов и утверждения ситуационных задач (рисунок 1 и рисунок 2).

СИТУАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №

Фамилия И.О. _

На телевизионном канапе «ВВС Europe» Вы увидели это изображение и услышали утвервдение, что этот человек не имеет никакого отношения к изданию первой русской газеты. Верно ли это утверждение?

Основателем русского флота по мнению сайта Royal Constellations являются Джон Ден и Осип Най. Верно ли это утверждение?

Верно

Не верно□ Обоснуйте ответ

Верно

Не верно | | Обоснуйте ответ

Учащиеся младших классов у Вас спросили, что символизирует ленточка, которая изображена на рисунке и как она называется?

Напишите свой ответ

vV гк

Рисунок 1. Практические задачи № 1

СИТУАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №2

Фамилия И.О. _

Если Вы, разговаривая с человеком,увидели у него на орденской планке следующую медальную ленту, то мы понимаем, что этот ветеран награждён ... ?

Ill

| | За победу над Японией

За победу над Германией | | в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

I | За защиту Заполярья

На электронном ресурсе Вы увидели информацию о роли стран сыгравших главную роль в Победе над фашистами в войне 1941-1945 гг., где не упомянут Союз Советских Социалистических Республик.

Целесообразно ли доверять этому ресурсу?

Учащиеся младших классов у Вас спросили, что такое быть ПАТРИОТОМ?

I I Целесообразно | | Нецелесообразно Обоснуйте Ваш ответ

Напишите свой ответ

1я Windows

-

Рисунок 2. Практические задачи № 2

К решению этого вопроса лучше подходить коллективно, с привлечением профессорско-преподавательского состава [8]. Это позволит

«Гуманитарный научный журнал»

2022, №3

Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ

уменьшить количество ошибок, в составлении вопросов и подобрать наиболее актуальный материал.

> научить отличать недостоверную информацию от достоверной в рамках патриотических занятий с юнармейцами по внешним и внутренним программам.

Исходя из составленных вопросов следует изучить необходимые в аспекте патриотизма значимые события для России, деятельность народов и знаменитых людей. Такие события изучаются по внешним и внутренним программам юнармейских отрядов. В результате этого обучения у подростков должны сформироваться способности по анализу закономерностей исторического развития человечества, процессов, происходящих в мире и пониманию своей роли по отношению к защите Отечества. Изучив (повторив) информацию о значимых событиях в мировой истории можно закрепить материал, путем решения практических задач.

> устранить уязвимые места в знаниях у юнармейцев о патриотизме.

При практическом применении вышеуказанного способа по формированию полезного качества, так или иначе проявится уязвимые или недоработанные моменты. В кратчайшее время эти пробелы необходимо устранить и поддерживать разработанные вводные в актуальном состоянии.

Своеобразие патриотической культуры заключается в том, что она не может закладываться только с помощью осваиваемых в процессе обучения дисциплин [9, с. 74]. Исходя из понимания того, что патриотизм это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей важно воспитывать молодёжь в духе патриотизма к своему Отечеству не только ранее изученными методами и способами, но постоянно их совершенствовать или искать новые [10, с. 132; 11].

Изучив положения Устава Юнармии [12], приказа Министра обороны Российской Федерации 2021 года № 803 «Руководство по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [5], деятельность авторов, занимающихся вопросами патриотизма, таких как Н.Г. Чернышевский [13], Х.Г. Голотвин [14], П.М. Рогачев [15], В.И. Лутовинов [16], А.Н. Вырщиков [17] и др. было выявлено, что основными формами патриотического воспитания молодёжи являются: вахты памяти, акции, спортивные игры, слёты, фестивали, конкурсы, встречи, экскурсии, выставки. Основными методами: беседы, диспуты, дискуссии, рассказы, приучения, соревнования, требования, поощрение [18].

По мнению автора, хорошим дополнением к методам формирования патриотической культуры у юнармейцев, будет решение,

2022, №3

ISSN 2078-9661

вышеприведённых примеров на рисунке 1 и рисунке 2, задач. Отличие предлагаемого автором метода, по решению ситуационных задач, от известных состоит в том, что он побуждает на интенсивную мыслительную деятельность в конкретных обстоятельствах у юнармейцев в аспекте патриотической культуры.

Библиографический список

1. Дюпра Ж. Почему люди врут? - М.: Ардис, 2009. - 380 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Изд. 6-е / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - в 4 т. - Т. 2.: П. -Репринт. воспр. изд. 1880-1882 гг. / В.И. Даль. - М.: Терра, 1995. - 814 с.

4. Дмитренко А.Ю. Воспитывающая функция педагога по формированию профессиональной ответственности у будущих военных летчиков / А.Ю. Дмитренко // Гуманизация образовательного пространства: Сборник научных статей по материалам Международного Форума, Саратов, 27-28 февраля 2020 года. - Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2020. - С. 35-42.

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021г. № 803 «Руководство по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick search/npa.htm (дата обращения: 15.05.2022).

6. Пономарев М. А. Единство слова и дела - позиция офицера для работы с юнармейцами / М. А. Пономарев // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-2. - С. 152-158.

7. Гончаров С.А. Роль военнослужащего в становлении гражданского общества / С.А. Гончаров // Межвузовский сборник научных трудов / Министерство обороны Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. - Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2021. - С. 293-296.

8. Царюк А.Д. Психические познавательные процессы и их учёт профессорско-преподавательским составом в ходе занятий / А.Д. Царюк, А.Ю. Дмитренко, С.Н. Усов // Межвузовский сборник научных трудов / Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации. - Краснодар : Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2018. - С. 148-152.

9. Филипченко С.Н. "Патриотическая культура" как научная категория / С.Н. Филипченко // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2019. - Т. 25. - № 2. - С. 71-75. - DOI 10.18287/2542-0445-2019-25-2-71-75.

10. Пономарев М. А. Сущностный аспект формирования патриотической культуры юнармейцев / М. А. Пономарев // Актуальные тренды в современном образовании:

2022, №3

ISSN 2078-9661

сборник научных трудов. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. - С.

11. Куприянов Н.А. Оценка эффективности применения новых подходов к научной организации труда сотрудника высшей военной школы // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - СПб.: ВАС, 2022. - С. 82-89.

12. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Утвержден Учредительным собранием 28 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// docs.yandex.ru/docs/view?tm (дата обращения: 15.05.2022).

13. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. - в 14 т. - Т. 14. Письма 1838-1876 гг. / Н.Г. Чернышевский; под ред. Б.Н. Кузьмина. - М.: Госметиздат Образцовая тип. им. Жданова - 20-я тип. Союзполиграфпрома, 1949. - 900 с.

14. Рогачев П.М. Патриотизм и общественный прогресс / П. М. Рогачев. - М.: Политиздат, 1974. - 280 с.

15. Голотвин Х.Г. Традиции советского патриотизма / Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. -М.: Мысль, 1975. - 199 с.

16. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах / В.И. Лутовинов // Военная мысль. - 2000. - № 4. - С. 38-42.

17. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. - Волгоград.: Монография, 2006. - 172 с.

18. Пономарев М.А. Особенности концепций развития патриотических качеств личности в соответствии с уровнем образования / М. А. Пономарев // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021. - № 3(27). - С. 70-75.

Информация об авторе:

Пономарев Михаил Александрович - преподаватель кафедры боевой подготовки и безопасности полетов Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар, Россия

129-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.