Научная статья на тему 'Решение Пленума научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды'

Решение Пленума научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рахманин Ю.А.

Пленум Научного совета РФ по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященный приоритетам профилактического здравоохранения, состоялся 17-18 декабря 2015 г. на базе ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздрава России (Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рахманин Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение Пленума научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды»

[гиена и санитария. 2016; 95(8)

Информация

РЕШЕНИЕ Пленума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, ОЦЕНКИ

И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ »

Пленум Научного совета РФ по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященный приоритетам профилактического здравоохранения, состоялся 17-18 декабря 2015 г. на базе ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздрава России (Москва).

Основными направлениями, рассмотренными на Пленуме, явились: научно-методические и законодательные основы регламентирования химического загрязнения окружающей среды; гармонизация принципов и методов гигиенического нормирования; современные направления в решении проблем профилактического здравоохранения в РФ; методология и результаты изучения влияния загрязнения объектов окружающей среды на заболеваемость населения; оценка влияния новых антропогенных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения; выявление приоритетных критериев и показателей санитарно-эпидемиологической оценки и мониторинга химического загрязнения объектов окружающей среды.

В работе Пленума приняли участие представители государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; представители Европейского регионального офиса ВОЗ и Европейского центра ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья; представители отечественного бизнеса, общественных экологических организаций, известные ученые и авторитетные эксперты, ряд зарубежных специалистов: более 150 человек из 48 городов, в том числе 9 академиков и членов-корреспондентов РАН, более 80 профессоров, докторов наук и кандидатов наук. Заслушано 80 докладов, включая 1 доклад в виде телемоста с Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и здоровью (Бонн, Германия). Опубликован сборник материалов Пленума, включающий 203 сообщения, в том числе 30 сообщений из 21 города: Алматы, Атерауз, Актюбинск, Андижан, Бонн, Батуми, Душанбе, Днепропетровск, Ереван, Кременчуг, Караганда, Киев, Лугано, Минск, Сумы, Ташкент, Тбилиси, Фьюджи, Цюрих, Цинциннати, Чанша; 14 государств: Армении, Белоруссии, Германии, Грузии, Италии, Казахстана, Китая, Словении, США, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции, Швейцарии.

Согласно данным ВОЗ, определяющими элементами профилактической медицины как основы здравоохранения в мире являются соблюдение здорового образа жизни и поддержание благоприятного состояния окружающей среды. При этом важно учитывать, что «образ жизни» в решающей мере зависит от самоосознания индивидуумом и обществом важности значения этого фактора и личного участия в формировании своего здоровья, в то время как загрязненная окружающая среда является социально и экологически принудительной составляющей, в силу чего ее негативное воздействие на организм проявляется рано или поздно, невзирая на самый здоровый личностный образ жизни. Это обстоятельство определяет государственный характер необходимости проведения мероприятий по созданию здоровой и комфортной окружающей среды для работы, отдыха и быта.

Участники Пленума отмечают, что химическое загрязнение окружающей среды в настоящее время является одной из наиболее существенных составляющих, влияющих на формирование здоровья населения. Это обусловлено существующим уровнем негативного воздействия химических загрязнений, возникновением новых и возвращением отдельных ранее преодоленных угроз, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации и тем самым к ослаблению национальной безопасности страны в целом.

Основой безопасности Российской Федерации является здоровье населения и благоприятное состояние окружающей среды, обеспечивающей безопасные условия, необходимые для жизни и трудовой деятельности населения. Урбанистическая направленность развития человечества в XXI веке привела к количественному увеличению содержания многих вредных веществ в воздухе, почве, воде и пище, появлению новых, ранее неизвестных веществ и других вредных факторов. Это способствовало изменению природно-климатических условий и негативным проявлениям в состоянии здоровья населения.

В проблемном докладе академика РАН Ю.А. Рахманина было подчеркнуто, что человек как объект воздействия одновременно подвергается множественным неблагоприятным эффектам и в различных жизненных условиях, а природа негативных воздействий наряду с биологической значительно сместилась в сторону негативного и постоянно растущего влияния химического и физического факторов. Интенсивно нарастающий «химический прессинг» стал особым предметом пристального внимания национальных и международных организаций. Данные о наполнении созданного в 1957 г. в США Химической реферативной службой Chemical Abstracts Service (CAS) регистра показывают, что если в период до 1965 г количество зарегистрированных химических веществ (ХВ) ежегодно увеличивалось в среднем на 300 тыс., в период с 1976 по 1990 г. - на 670 тыс., в период с 1991 по 2005 г. - на 1 млн, то за последние 10 лет это количество превышает 7,5 млн ХВ в год. В 2015 г. общее количество превысило 103 млн зарегистрированных ХВ и 66 млн их биопоследовательностей. При этом за последние 40 лет новые ХВ стали описывать в 5 раз чаще в виде патентов, что свидетельствует о росте интереса к их коммерциализации, которая и так достигла огромных размеров. Прогнозируется, что в период до 2050 г. рынок ХВ будет ежегодно расти на 3% при общем их количестве на рынке на уровне 150 тысяч ХВ. При этом, по данным ВОЗ, только в 2011 г. воздействие отдельных ХВ, находящихся в окружающей и производственной среде, обусловило в мировом масштабе 4,9 млн случаев смерти (8,3% от общего числа) и 86 млн лет жизни, утраченных в результате смертности и инвалидности.

В докладе из Бонна (Германия) указывалось, что ВОЗ в качестве одного из десяти основных химических веществ или групп химических веществ, представляющих значительную проблему для общественного здравоохранения, рассматривает ртуть, что связано в первую очередь с ее высокой токсичностью. Даже в небольших количествах она может вызывать серьезные проблемы со здоровьем и представляет угрозу для внутриутробного развития плода и развития ребенка на ранних стадиях жизни. Продолжающееся выделение ртути в окружающую среду в результате деятельности человека, присутствие ртути в пищевой цепи и выявляемые неблагоприятные последствия для здоровья вызывают большое беспокойство. Поэтому в 2013 г. правительства приняли Минаматскую конвенцию о ртути, которая на сегодня подписана 128 и ратифицирована 19 государствами.

Несмотря на то что за последние 60 лет накоплено огромное количество научной информации о ртути, в т.ч. в отношении ее влияния на здоровье человека, что и создало научную основу принятия Конвенции, поддержка международного научного сообщества необходима для выполнения Конвенции. Всемирная ассамблея здравоохранения в резолюции 67.11 «Public health impacts of exposure to mercury and mercury compounds: the role

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(8)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-

of WHO and ministries of public health in the implementation of the Minamata Convention» обратилась к Генеральному директору ВОЗ с поручением принять меры для выявления и защиты групп населения, подверженных риску воздействия ртути, что может включать необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций. Следует упомянуть, что Российская Федерация была одной из первых стран, которая провела пилотные исследования с использованием рекомендаций ВОЗ и будет участвовать в проекте, планируемом к выполнению в 2016 г, с целью разработки глобального плана биомониторинга ртути. Таким образом, вовлечение научного сообщества в выполнение Минаматской конвенции о ртути позволит ускорить принятие превентивных мер на национальном и глобальном уровнях и достичь ее целей.

Как известно, действенной мерой в отношении вредного воздействия ХВ на здоровье населения является их гигиеническое регламентирование. В этом отношении Российская Федерация располагает серьезной нормативной базой в виде более 5 тыс гигиенических регламентов (ПДК и ОБУВ) для ХВ в различных средах (атмосферном воздухе, воздухе производственных помещений, в питьевой воде и воде водных объектов, в почве, внутренней среде жилых и общественных зданий).

По данным государственного экологического мониторинга, более 50% городского населения подвержено воздействию загрязненного атмосферного воздуха. Перечень городов Российской Федерации, в которых регистрируют случаи высокого загрязнения атмосферного воздуха, а концентрации отдельных веществ превышают 10 ПДК, включает более 200 городов, расположенных в различных федеральных округах. Гигиеническим требованиям не соответствует более 35% поверхностных источников питьевого водоснабжения и более 15% подземных источников из-за повышенного содержания в них загрязняющих веществ промышленного происхождения. Более 50% населения обеспечивается через централизованные системы питьевой водой, в той или иной мере не отвечающей необходимым гигиеническим требованиям по химическому составу.

Серьезным объектом химического загрязнения, и в частности канцерогенами и мутагенами, становится жилище человека. Показано, например, что для неработающей части населения (дети, пенсионеры, домохозяйки) до 90% суммарного канцерогенного риска обусловлено химическим загрязнением внутри-жилищной среды. В 2012 г. в Европейском регионе ВОЗ произошли около 600 тыс. случаев преждевременной смерти по причине загрязнения атмосферного воздуха и воздуха внутри помещений. Уровень смертности от загрязнений воздуха внутри помещений в пять раз выше в странах с низким и средним уровнем доходов, чем в более богатых странах.

Чрезвычайно актуальной остается проблема отходов. В настоящее время в РФ накоплено около 90 млрд тонн твердых отходов, из них более 1,5 млрд тонн высокотоксичных. Ежегодно образуются ~30 млн тонн твердых бытовых отходов, что составляет примерно 200 кг/чел в год. Промышленных отходов образуется около 120 млн тонн (более 800 кг/чел в год).

Неудовлетворительными остаются условия труда в большинстве отраслей экономики, которые определяют высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, экономических потерь по причинам временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности работающих. Для организации эффективного медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий необходимо проводить работу по разработке медико-санитарных паспортов на опасные химические и биологические объекты.

Не полностью решены вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции. Проблемой остается организация контроля качества поступающих в продажу биологических добавок к пище из генетически модифицированных продуктов.

Вместе с тем, как показали исследования, в современном мире даже такого большого количества гигиенических нормативов недостаточно для уверенной оценки степени безопасности окружающей среды для здоровья населения. Помимо недостаточной методологии оценки и регламентирования одновременного комплексного и комбинированного воздействия многих ХВ на организм важным является и то, что все еще большинство выявляемых ХВ, в том числе и эндокринные разрушители (EDCs), вообще не имеет гигиенических нормативов. Например, в выбросах автотранспорта специалистами ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России выявлялось 175 ХВ, из них

71% - ненормированных, в районе работы предприятия кабельной промышленности - соответственно 115 ХВ и 54%, производства синтетических спиртов - 80 ХВ и 59% соответственно, и т.д. При этом важно отметить, что, как правило, человек подвергается многосредовому воздействию ХВ в рабочей или учебной обстановке, дома, в транспорте, на открытой территории.

Указанные особенности растущего химического загрязнения окружающей среды послужили основанием для разработки методологии оценки риска его воздействия на здоровье населения, являющейся важнейшим и, по существу, единственным интегра-тивным инструментом решения гигиенических задач профилактического здравоохранения. Эта методология была внедрена в Российской Федерации в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.11.97 № 25 и Главного государственного инспектора РФ по охране природы от 10.11.97 № 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» и на основе соответствующей монографии по научным основам оценки риска под редакцией Ю.А. Рахманина и Г.Г. Онищенко (2002) и утвержденного Роспотребнадзором Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду, Р 2.1.10.1920-04.

Данные издания и в настоящее время являются основополагающими методологическими документами, соответствующими передовой международной практике применения концепции оценки риска здоровью. При этом нельзя не отметить руководящую роль специалистов ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России в подготовке этих изданий, равно как и подавляющего большинства (61) методик токсикологических исследований, гармонизированных с международной практикой и нашедших отражение в методическом Руководстве «Оценка токсичности и опасности химических веществ и их смесей для здоровья человека» Р 1.2.3156-13, утвержденном Федеральной службой надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ в 2013 г.

Вместе с тем неоднократно обращалось внимание и на определенные негативные тенденции, проявляющиеся в методологии и практике оценки риска здоровью населения, в связи с чем актуализируется первостепенная необходимость существенной модернизации методологии и практики гигиенического нормирования ХВ.

Часть высказанных предложений получила отражение в новой редакции «Руководства по оценке риска...» взамен Р. 2.1.10.1920-04, подготовленного под руководством ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России, где сделаны акценты на современные международные и региональные факторы экспозиции, на весомость научной базы и методологии оценки риска, основанной на доказательной эпидемиологии и токсикологии. Там же были разработаны новые важные приложения, переработан и дополнен ряд прежних приложений. Летом 2010 г. новая редакция Руководства была передана в Роспотребнадзор. Однако до сих пор оно не утверждено и, по существу, нуждается уже в очередной переработке с учетом выхода в свет новых международных документов, включая международную систему REACH (Registration, Evaluation and Authorization of Chemicals).

В соответствии с Основами государственной политики на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу (утвержденными Президентом Российской Федерации 01.1.2013 № Пр-2573) решение проблемы в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации является одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации. Целью государственной политики является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду, а в качестве механизма ее реализации предусмотрено укрепление и развитие национальной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации.

Химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в т.ч. путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов. Создание этих условий невозможно без решения задачи по регулированию отношений, возникающих в области обеспече-

дигиена и санитария. 2016; 95(8)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-

ния химической и биологической безопасности, путем создания координационно-аналитического центра по химической безопасности, развития законодательства Российской Федерации, принятия базового федерального закона «О химической безопасности», законов субъектов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих его реализацию.

Основная идея законопроекта «О химической безопасности» заключается в необходимости систематизации отдельных норм права, затрагивающих вопросы химической безопасности, содержащихся в актах, относящихся к различным сферам законодательства, необходимости исключения дублирования и имеющихся противоречий между ними относительно требований и осуществляемых мероприятий по обеспечению химической безопасности, установления комплекса мер, необходимых для реализации принятой государственной политики в этой области, создания инструментов государственного регулирования, в т.ч. механизма государственного управления, а также установления ответственности за нарушение законодательства в области химической безопасности.

Эффективность и комплексность решения всех аспектов проблемы химической безопасности достигается также посредством определенных международных инструментов. Поэтому значение законопроекта для правовой системы Российской Федерации существенно возрастает с включением в него положений, направленных на обеспечение реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в этой области.

К наиболее значимым вопросам, регулируемым с помощью международных договоров, относятся вопросы запрещения химического оружия, безопасного обращения химических веществ, а также выработки единых процедур обеспечения химической безопасности в рамках экономического сотрудничества и интеграции.

Результаты анализа российской и зарубежной правоприменительной практики показывают, что рациональным и наиболее эффективным способом устранения имеющихся недостатков правового регулирования в этой области является обеспечение системного подхода как при формировании структуры законопроекта, так и при непосредственном изложении требований химической безопасности и комплекса мер, направленных на борьбу с угрозами химического характера. При этом, учитывая глобальный характер проблем химической безопасности, важнейшим аспектом при формировании законодательства в этой области является сближение (гармонизация) норм права с партнерами по экономическому сотрудничеству и интеграции.

Проект федерального закона в случае принятия позволит снизить уровень негативного воздействия опасных химических факторов на население и окружающую среду и будет иметь следующие медицинские и социально-экономические последствия:

- создаст дополнительные условия для сохранения здоровья, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержания его на необходимом для нормального развития общества уровне;

- приведет к снижению социальной напряженности в обществе, обусловленной наличием либо возможностью появления поражающих факторов химической природы, негативно воздействующих на здоровье населения страны;

- позволит снизить потери периода экономической активности трудоспособного населения, уменьшить нагрузку на систему здравоохранения Российской Федерации, сократить экономический ущерб от последствий аварий и катастроф на опасных химических объектах.

Принятие федерального закона «О химической безопасности» позволит завершить формирование инструментов государственного управления рисками воздействия опасных химических факторов и национальной системы химической безопасности, что в свою очередь повысит готовность государства к предотвращению угроз химического характера и уровень национальной безопасности в целом. Это определит и важные политические последствия, которые состоят в повышении международного авторитета Российской Федерации, а также в развитии межрегиональных и международных связей в области химической безопасности.

Обобщая представленные на Пленуме Научного совета РФ доклады и материалы, следует особо обратить внимание на:

1. Беспрецедентный рост искусственно создаваемого человеком «химического прессинга» на окружающую среду и здоровье населения и существенное отставание биологической оценки безопасности синтезируемых ХВ от темпов их разработки и внедрения в практику (всего около 15%).

2. Практически повсеместное формирование региональных особенностей загрязнения различных объектов (воздух, вода, почва, растительность, флора и фауна, животный мир) химическими веществами антропогенного происхождения, вносящими все более выраженный вклад в формирование экологообуслов-ленных и экологозависимых заболеваний, что определяет необходимость развития современных научных направлений «экологии человека», «гигиены и медицины окружающей среды».

3. Необходимость внедрения, совершенствования и максимальной гармонизации с международным опытом методологии анализа и оценки риска, а также расчета экономического ущерба, связанных с опасностью растущего химического загрязнения окружающей среды.

4. Актуальность совершенствования методологии гигиенического нормирования и эколого-гигиенического мониторинга отдельных ХВ и суммарного химического загрязнения как отдельных объектов окружающей среды, так и при суммарном воздействии их через различные среды и пути поступления на организм человека.

5. В основе большинства действующих методик, используемых для контроля как в нашей стране, так и за рубежом, лежит принцип целевого анализа, при котором проводится определение конкретного вещества или группы соединений. Однако в современных условиях, когда количество опасных химических загрязнений постоянно возрастает и каждый исследуемый объект может содержать специфические, ранее не определявшиеся вещества, мониторинг объектов окружающей среды только по строго определенному перечню показателей является недостаточным.

6. Важность разработки единых терминов и их смысловых толкований как в области экологии человека, гигиены и медицины окружающей среды, так и в сфере профилактического здравоохранения в целом.

7. Совершенствование стратегии развития научных направлений в области профилактической медицины на основе комплексных общегигиенических подходов, а также достижений профильных гигиенических, фундаментальных медицинских, включая клинические, и биологических дисциплин.

8. Изучение закономерностей и механизмов формирования комплекса вредных уровней факторов, определяющих здоровье человека (генетических, социальных, окружающей, производственной, учебной и жилищной среды, эпидемиологических, природно-климатических, психоэмоциональных).

9. Изучение закономерностей и механизмов формирования ответных реакций организма человека и теплокровных животных на вредные воздействия, их комбинаций и сочетания на организменном, системном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном (генном) уровнях с использованием специфических, биомаркерных и интегральных показателей, включая универсальные механизмы развития адаптационных реакций, оценку иммунной, нейрогормональной, антиоксидантной и других защитных систем.

10. Этиопатогенетическое обоснование профилактических и лечебно-профилактических мероприятий.

11. Дальнейшее развитие технологии проведения социально-гигиенического мониторинга, анализ причинно-следственных связей ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия различных категорий населения в конкретных регионах, оптимизация работы и укрепление лабораторно-аналитического звена.

12. Применение новых информационных технологий для широкой пропаганды здорового образа жизни.

13. Одной из важнейших задач совершенствования государственного управления является развитие деятельности Координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности на базе профильного учреждения Минздрава России, а также внедрение государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности в практику межведомственного взаимодействия, в том числе обеспечение наполнения этой системы информационными ресурсами по различным направлениям химической и биологической безопасности, относящихся к компетенции всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды академик РАН Ю.А. Рахманин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.