Научная статья на тему 'Решение педагогической задачи по применению здоровьесберегающего подхода в образовании в условиях вуза как компонента образовательного процесса'

Решение педагогической задачи по применению здоровьесберегающего подхода в образовании в условиях вуза как компонента образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое здоровье / здоровьесберегающий подход / здоровьесберегающие технологии / самодиагностика / саморегуляция / mental health / health-saving approach / health-saving technologies / self-diagnostics / self-regulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Алексей Анатольевич

Актуальность решения задачи по применению здоровьесберегающего подхода в образовании в условиях вуза определяется необходимостью владения методиками формирования и совершенствования навыков сохранения здоровья педагогов и их воспитанников, применением методик самодиагностики и саморегуляции психических состояний, реакции релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. В статье дается характеристика педагогических условий, способствующих реальному обеспечению здоровьесберегающего пространства в вузе. Сущность здоровьесберегающего подхода определяют здоровьесберегающие технологии. Например, профилактика стрессовых ситуаций укрепляет психическое здоровье и реализует потребность в саморегуляции, а умения наблюдать и анализировать свое психофизическое состояние способствуют не только профилактике стресса, но и созданию хорошего настроения и уверенности в себе. Основным методом данной работы является теоретический анализ научных работ по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясников Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SOLVING THE PEDAGOGICAL PROBLEM OF APPLYING A HEALTH-SAVING APPROACH AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The significance of solving the problem of applying a health-saving approach in education in high school is determined by the necessity of mastering methods of formation and improvement of skills of preserving teachers and students’ health, application of methods of self-diagnostics and self-regulation of mental states, relaxation reaction and cognitive-behavioral therapy. The article describes pedagogical conditions providing the maintenance of health-saving space in higher-education institutions. The essence of health-saving approach is defined by health-saving technologies, e.g., the need for self-regulation and mental health promotion is implemented through stress management. The ability to observe and analyze one’s own psycho-physical condition not only promotes stress prevention but also creates a good mood and self-reliance. The main method of this work is based on the theoretical analyses of scientific papers on the study of the topic.

Текст научной работы на тему «Решение педагогической задачи по применению здоровьесберегающего подхода в образовании в условиях вуза как компонента образовательного процесса»

Решение педагогической задачи по применению здоровьесберегающего подхода в образовании в условиях вуза как компонента образовательного процесса

Мясников Алексей Анатольевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; учитель английского языка, средняя общеобразовательная школа № 544 E-mail: alanm62@yandex.ru

Актуальность решения задачи по применению здоровьесбе-регающего подхода в образовании в условиях вуза определяется необходимостью владения методиками формирования и совершенствования навыков сохранения здоровья педагогов и их воспитанников, применением методик самодиагностики и саморегуляции психических состояний, реакции релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. В статье дается характеристика педагогических условий, способствующих реальному обеспечению здоровьесберегающего пространства в вузе. Сущность здоровьесберегающего подхода определяют здоровьесберегающие технологии. Например, профилактика стрессовых ситуаций укрепляет психическое здоровье и реализует потребность в саморегуляции, а умения наблюдать и анализировать свое психофизическое состояние способствуют не только профилактике стресса, но и созданию хорошего настроения и уверенности в себе. Основным методом данной работы является теоретический анализ научных работ по теме исследования.

Ключевые слова: психическое здоровье, здоровьесберегаю-щий подход, здоровьесберегающие технологии, самодиагностика, саморегуляция.

о с

U

см о см

Человек как биологический вид подвержен биологической эволюции - процессу приспособления к условиям окружающей среды. Отличительным свойством биологической эволюции является адаптивность/ приспособленность [1, с. 14].

Деятельность многих преподавателей осуществляется в таких условиях, когда происходит выход из строя или перегрузка адаптационных механизмов, и, следовательно, они не придают значения здоровью как приоритетной ценности как для себя, так и для учеников. Они не владеют навыками сохранения собственного здоровья и здоровья учеников, не применяют методики самодиагностики и методики саморегуляции психических состояний [2, с. 3].

В определенной мере аналогичная ситуация справедлива и в отношении студентов, обучающихся в вузах. Поступив в университет, студенты-первокурсники могут испытывать, с одной стороны, приятные ощущения, связанные с получением самостоятельности, большей свободы действий, возможностей для самопознания и самопостижения и, с другой стороны, трудности, связанные со вхождением в университетскую среду, усвоением университетской системы образования, университетской культуры и социальных сетей.

В современной образовательной ситуации приобретают особую актуальность определенные темы, связанные с осуществлением здоровьесбере-гающей деятельности, такие, например, как педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности [2], [4], [5], укрепление психического здоровья студентов, саморегуляция, необходимость профилактики стрессовых ситуаций, применения снижения степени психоэмоционального напряжения и когнитивно-поведенческой терапии [3], [7], [8].

Система учета знаний в современной системе образования в основном формальная, направленная на накопление оценивающих факторов, которые несомненно требуют изменения технологий оценки. Стратегическое оценивание здоровьесбе-регающей компетентности студента можем быть изменено в связи с компетентностным подходом в образовании.

Возможность нахождения параметров для создания схемы оценивания компетентности здоро-вьесбережения обучающихся связана с анализом общих направлений, существующих в системе оценки базового профессионального образования [10].

В основе создания параметров здоровьесберегающей компетенции лежат критериальные нор-

мы, предоставляющие студентам реальные шансы адаптироваться к новым жизненным условиям (учеба, работа, быт), давая им возможность стать профессионалами в своей деятельности.

Разнообразные виды деятельности подлежат оценке, основанной на учете существующих количественных и качественных критериев. Количественные критерии являются отражением таких характеристик как мера, дискретность, норма, эталон. Качественные критерии основаны на существенных характеристиках объектов. [11].

Компоненты здоровьесберегающего характера подразделяются на определенные элементы, которые содержат определенные критерии в части требований, предъявляемых к студенту.

Как благоприятные возможности, так и возникающие проблемы и трудности, упомянутые во введении, могут стать причиной психологической неустойчивости, возникновения пограничного состояния юности и зрелости, юношеских исканий и самоутверждения во взглядах на мир, работе и любви.

И новые возможности, и проблемы/ трудности, и задачи в плане развития новых социальных ролей, образования и пр. увеличивают риск возникновения у студентов психологических проблем.

Данные обстоятельства, несомненно, неблагоприятно влияют на академическую успеваемость (получение невысоких оценок) на экзаменах, неполное прохождение курса или отчисление с курса, срывы в прохождении практик и подготовке выпускных работ.

Помимо этого, психологические проблемы могут отрицательно влиять на физическое здоровье студентов, их социальную адаптацию и удовлетворенность жизнью [3, с. 91-92].

Здоровьесберегающее пространство в вузе обеспечивается при создании определенных педагогических условий. Данные педагогические условия, обеспечивающие здоровьесберегающее пространство в вузе охватывают продуманную и хорошо организованную учебно-воспитательную работу, синтезирующую аудиторную и внеаудиторную нагрузку, а также самостоятельную творческую работу студентов, направленную на формирование и развитие личности специалиста, который способен и готов к осуществлению здоро-вьесберегающей деятельности в условиях получаемой в вузе профессии/ специальности [2, с. 11].

В свою очередь условия, обеспечивающие конкретную реализацию формирования здоровьесбе-регающей компетенции у студентов вузов, включают направленную теоретическую и методическую подготовку профессорско-преподавательского состава по вопросам формирования вышеуказанной компетенции, непрерывную теоретическую и практическую подготовку студентов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в условиях учебной и внеучебной деятельности, а также методическое сопровождение студентов на этапах формирования и развития здоровьесберегающей компетенции [4, с. 8-9].

При этом критерием развития здоровьесбере-гающего подхода является природосообразность, а его сущностью -здоровьесберегающие технологии как совокупность методов и приемов, способствующих формированию здоровьесбережения и оберегающих здоровье участников образовательного процесса от факторов неблагоприятных для здоровья [5, с. 13].

В связи с этим подход к анализу образовательных результатов предполагает рефлексию и оценку полученных результатов, в том числе оценку умений, определяющих готовность к профессиональной деятельности с использованием здоро-вьесберегающих технологий, знание основ науки о здоровом образе жизни - валеологии, умения планировать и контролировать объем различных нагрузок, умения планировать и организовывать занятия с на основе здоровьесбережения [5, с. 15].

Стресс - неспецифические адаптационные реакции организма на чрезвычайные раздражители - стресс-факторы. Избыточный стресс может спровоцировать сердечно-сосудистые, эндокринные, психические и другие заболевания [6, с. 3].

Студенты, безусловно, могут испытывать состояния дискомфорта стресса, эмоционального выгорания во время прохождения обучения. Поэтому

для профилактики данных состояний студентам целесообразно освоить методики самодиагностики своего психического здоровья, его саморегуляции, поддержания допустимого уровня стресса.

С профилактикой стресса, созданием хорошего настроения и уверенности в себе непосредственно связаны умения наблюдать и анализировать свое психофизическое состояние.

Необходимость работы над формированием психического здоровья и саморегуляции постулируется профилактикой стрессовых ситуаций, которые отрицательно влияют на эмоциональный настрой, действия и поступки, а также и на психологическое благополучие [7, с. 140].

Стресс может спровоцировать состояния подавленности, тревожности, опустошенности, отчаяния и даже суицида. Уровень стресса повышается в результате действия стресс-факторов, что приводит, например, к головным болям и простудным заболеваниям.

Техниками, используемыми для преодоления стрессовых состояний и повышения уровня стрес-соустойчивости, являются реакции релаксации и когнитивно-поведенческая терапия.

Применение реакции релаксации заключается в сосредоточении на целенаправленное расслабление мышц и органов и одновременном осмысленном повторении звука, слова, фразы, речевое произведения.

Нередко наличие стресса определяется не наличием проблемной (неблагополучной) ситуации, а мыслями, связанными с возможным наличием такой ситуации. Когнитивно-поведенческая терапия основана на обнаружении негативных умо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см о см

настроений и их преодолении, что является средством разрушения субъективно-неблагоприятной картины действительности: эмоциональные состояния обусловлены мыслями людей, а мысли могут необъективно передавать картину действительности. Применение когнитивно-поведенческой терапии эффективно при выведении из состояний депрессии, тревожности и лечении панических атак [8, с. 1-2].

Приобретение студентами практических навыков по установлению основных принципов нового мышления, позволило установить, что переживания - это личностное видение обучающихся и их субъективное оценивание текущей ситуации, не связанное с результатами прошлого опыта.

Возможность кардинального изменения оценки конкретной ситуации, мыслей связанной с ней, позволяет понять, что негативные убеждения, кажущиеся правдоподобными, не являются таковыми, являясь источником психологического дискомфорта. Меняя образ мышления и проверяя наличие ошибок в исследуемых убеждениях, студент понимает, что в его силах изменить схему осознания тревожных переживаний, к которой он привык.

Количественный критерий, выраженный в баллах при проведении опроса, беседы и выполнении домашней работы в вопросе отношения студента к собственным здоровьесберегающим ресурсам, позволяет оценить состояние студента и его предрасположенность к ведению здорового образа жизни.

Группы студентов СПбУТУиЭ, с которыми проводятся беседы, анкетирование, выполняются домашние семестровые задания с использованием когнитивно-поведенческой терапии, лучше справляются с негативными реакциями и отрицательными эмоциями, предлагая конкретные маршруты для нормализации эмоционального фона. Преподаватель показывает студенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой критической ситуации можно сохранить оптимистический настрой и контролировать свои переживания.

Успешная реализация здоровьесберегающих технологий в образовании возможна при наличии готовности преподавательского состава к реализации вышеназванных технологий и при условии формирования ответственного отношения к здоровью у студентов вузов.

Этому, несомненно, способствуют создание условий для всестороннего образования личности, воспитания самосознания и конструктивного поведения в рамках комплексного подхода.

Появляется необходимость создания такой образовательной среды, которая содержит широкий круг возможностей для самостоятельного развития, всесторонней и продуктивной самореализации в различных видах деятельности, таких, например, как образовательная, научная, общественная, культурной и спортивная [9, с. 174].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить растущую востребованность как в изучении вопроса здоровьесберегающего подхода в образо-

вании в условиях вуза, так и в изучении вопроса роли участников образовательного процесса -преподавателей и студентов - в реализации данного подхода.

Литература

1. Северцов А.С. Теория эволюции: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология» / А.С. Северцов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 380 с.

2. Сентизова М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесбе-регающей деятельности: автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 Общ. педагогика, история педагогики и образования / Сентизова Мария Ивановна; [Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова]. - Якутск, 2008. - 21 с.

3. Wahyun E., Nurihsan J., Yusuf S. Effectiveness of acceptance and commitment therapy to enhance students' wellness// Journal of Evidence-Based Psychotherapies, Vol. 19, No. 1, March 2019. -P. 91-113.

4. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесбере-гающей компетенции у студентов педагогического вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Пенза, 2010. - 23 с.

5. Васильев Е.С. Педагогические условия формирования у будущих бакалавров педагогики готовности к использованию здоровьесберега-ющих технологий в образовательном процессе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 Общ. педагогика, история педагогики и образования. -СПб, 2008. - 23 с.

6. Стресс и патология. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. - М.: РГ-МУ, 2009. - 23 с.

7. Dye L., Burke M.G., Wolf C. Teaching Mindfulness for the Self-Care and Well-Being of Counselors-in-Training// Journal of creativity in mental health, 2020, Vol. 15, No. 2. - P. 140-153.

8. Deckro G.R., Ballinger K.M., Hoyt M., Wilcher M., Dusek J., Myers P., Greenberg B., Rosenthal D.S., Benson H. The Evaluation of a Mind/Body Intervention to Reduce Psychological Distress and Perceived Stress in College Students// Journal of American College Health. May 2002, Vol. 50 Issue 6, p281. - P. 1-12.

9. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kuzmicheva T.V., Koreneva A.V., Romanova G.A., Talyshe-va I.A. Attractive Spheres of Students' Self-realization as Practices for Supporting Their Psychological Well-being in University Education// International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 2021, 9(2). - P. 173-188.

10. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С.27-40.

11. Саитбаева Э. Р., Воронина Ю.В. Профессиональная готовность педагога к реализации профильного обучения // Человек и образование. № 1. (18). 2009. С. 118-123.

WAYS OF SOLVING THE PEDAGOGICAL PROBLEM OF APPLYING A HEALTH-SAVING APPROACH AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Myasnikov A.A.

Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics

The significance of solving the problem of applying a health-saving approach in education in high school is determined by the necessity of mastering methods of formation and improvement of skills of preserving teachers and students' health, application of methods of self-diagnostics and self-regulation of mental states, relaxation reaction and cognitive-behavioral therapy. The article describes pedagogical conditions providing the maintenance of health-saving space in higher-education institutions. The essence of health-saving approach is defined by health-saving technologies, e.g., the need for self-regulation and mental health promotion is implemented through stress management. The ability to observe and analyze one's own psycho-physical condition not only promotes stress prevention but also creates a good mood and self-reliance. The main method of this work is based on the theoretical analyses of scientific papers on the study of the topic.

Keywords: mental health, health-saving approach, health-saving technologies, self-diagnostics, self-regulation.

References

1. Severtsov A.S. Theory of evolution: textbook. for university students studying in the direction 510600 "Biology" / A.S. Severtsov. - M.: Humanitarian, ed. VLADOS center, 2005. - 380 p.

2. Sentizova M.I. Pedagogical support for the preparation of future teachers for health-preserving activities: abstract. dis. for

the job application scientist step. Ph.D. ped. Sciences: specialty 13.00.01 General. pedagogy, history of pedagogy and education / Sentizova Maria Ivanovna; [Yakut. state University named after M.K. Ammosova]. - Yakutsk, 2008. - 21 p.

3. Wahyun E., Nurihsan J., Yusuf S. Effectiveness of acceptance and commitment therapy to enhance students' wellness // Journal of Evidence-Based Psychotherapies, Vol. 19, No. 1, March 2019. - P. 91-113.

4. Lukashin Yu.V. Formation of health-saving competence among students of a pedagogical university: abstract of a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: specialty 13.00.08 Theory and methods of vocational education. Penza, 2010. - 23 p.

5. Vasiliev E.S. Pedagogical conditions for the formation of future bachelors of pedagogy readiness to use health-saving technologies in the educational process: abstract of thesis. dis. for the job application scientist step. Ph.D. ped. Sciences: specialty 13.00.01 General. pedagogy, history of pedagogy and education. - St. Petersburg, 2008. - 23 p.

6. Stress and pathology. Methodological development for independent work of students of medical and pediatric faculties. -M.: RGMU, 2009. - 23 p.

7. Dye L., Burke M.G., Wolf C. Teaching Mindfulness for the Self-Care and Well-Being of Counselors-in-Training // Journal of creativity in mental health, 2020, Vol. 15, No. 2. - P. 140-153.

8. Deckro G.R., Ballinger K.M., Hoyt M., Wilcher M., Dusek J., Myers P., Greenberg B., Rosenthal D.S., Benson H. The Evaluation of a Mind/Body Intervention to Reduce Psychological Distress and Perceived Stress in College Students // Journal of American College Health. May 2002, Vol. 50 Issue 6, p281. -P. 1-12.

9. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kuzmicheva T.V., Korene-va A.V., Romanova G.A., Talysheva I.A. Attractive Spheres of Students' Self-realization as Practices for Supporting Their Psychological Well-being in University Education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 2021, 9(2). - P. 173-188.

10. Zeer E.F. Competence-based approach to education // Education and science. 2005. No. 3. pp. 27-40.

11. Saitbaeva E. R., Voronina Yu.V. Professional readiness of a teacher to implement specialized training // Person and Education. No. 1. (18). 2009. pp. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.