Научная статья на тему 'Решение казачьего земельного вопроса военными губернаторами Забайкальской области (конец 19 - начало 20 В. )'

Решение казачьего земельного вопроса военными губернаторами Забайкальской области (конец 19 - начало 20 В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / НАКАЗНОЙ АТАМАН / КАЗАЧЬЕ ВОЙСКОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ / MILITARY GOVERNORS / TRANS-BAIKAL REGION / TRANS-BAIKAL COSSACK / ATAMAN / COSSACK TROOP POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

В статье рассмотрен процесс поземельного разграничения казачьих угодий в Забайкальской области в конце 19 начале 20 вв. Автор показал основные причины противоречия, которые были заложены еще в момент образования зе мельного фонда Забайкальского казачьего войска. Представлено положение на казного атамана, который объединил в своей должности функции гражданского «управленца» и военного начальника. С одной стороны, он как военный губер натор обязан был защищать все население области, с другой -как наказной ата ман должен был лоббировать интересы казачьего населения.«Начальники» За байкальской области первые во Всеподданнейших отчетах представляли выход из сложившейся ситуации в четком поземельном разграничении, поэтому все чаще стали появляться предложения о начале межевых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of the Cossack military governor of the land question Transbaikal region (the end of XIX -early XX centuries)

This article describes how land-demarcation of the Cossack lands in the Trans-Baikal region in the late XIX -early XX centuries. The author shows the main causes of con flicts, which were laid in the time of formation of the land fund of the Trans-Baikal Cossack troops. Shows the position of ataman, which combines the functions of his office civil «manager» and the military commander. On the one hand, he as a military governor was obliged to protect the entire population of the region, on the other -as ataman was to lobby for the interests of the Cossack population. «Chiefs» TransBaikal region in the first humbly report presents a way out of this situation, a clear de lineation of ground, so more and more began to appear proposals to start work be tween worlds.

Текст научной работы на тему «Решение казачьего земельного вопроса военными губернаторами Забайкальской области (конец 19 - начало 20 В. )»

Дудин П. Н. Первый президент Мэнцзяна.

Дудин Павел Николаевич - кандидат политических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений юридического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Dudin Paul - candidate of Political Science, Associate Professor of International Law and International Relations, Faculty of Law, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 930

DOI 10.18097/2306-753X-2014-1-83-88

© О. А. Малыгина

Решение казачьего земельного вопроса военными губернаторами Забайкальской области (конец XIX - начало XX в.)

В статье рассмотрен процесс поземельного разграничения казачьих угодий в Забайкальской области в конце XIX - начале XX вв. Автор показал основные причины противоречия, которые были заложены еще в момент образования земельного фонда Забайкальского казачьего войска. Представлено положение наказного атамана, который объединил в своей должности функции гражданского «управленца» и военного начальника. С одной стороны, он как военный губернатор обязан был защищать все население области, с другой - как наказной атаман должен был лоббировать интересы казачьего населения. «Начальники» Забайкальской области первые во Всеподданнейших отчетах представляли выход из сложившейся ситуации в четком поземельном разграничении, поэтому все чаще стали появляться предложения о начале межевых работ. Ключевые слова: военные губернаторы, Забайкальская область, Забайкальское казачье войско, наказной атаман, казачье войсковое население.

© О. Malygina

The decision of the Cossack military governor of the land question Transbaikal region (the end of XIX - early XX centuries)

This article describes how land-demarcation of the Cossack lands in the Trans-Baikal region in the late XIX - early XX centuries. The author shows the main causes of conflicts, which were laid in the time of formation of the land fund of the Trans-Baikal Cossack troops. Shows the position of ataman, which combines the functions of his office civil «manager» and the military commander. On the one hand, he as a military governor was obliged to protect the entire population of the region, on the other - as ataman was to lobby for the interests of the Cossack population. «Chiefs» TransBaikal region in the first humbly report presents a way out of this situation, a clear delineation of ground, so more and more began to appear proposals to start work between worlds.

Key words: military governors, Trans-Baikal region, Trans-Baikal Cossack, ataman, Cossack troop population.

К середине XIX в., по данным военного губернатора Забайкалья М.П. Хорошхина, казачье войсковое население составляло /44 часть всего населения империи: 1/48 часть населения европейской и 1/31 азиатской России [1, С. 20]. Оставить такую массу населения страны без четкой законодательно регламентированной организации внутреннего устройства становилось просто небезопасно. Поэтому на протяжении всего XIX столетия царское правительство занималось работой по совершенствованию положений об управлении казачьими войсками.

Инициатором создания Забайкальского казачьего войска стал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. Для успешной реализации имперских планов дальнейшего продвижения и закрепления на Востоке была необходима сильная, хорошо организованная военизированная структура при минимальных на нее затратах. В условиях отсутствия надежной политической, военной и финансовой поддержки из Петербурга именно казачество стало одним из важных факторов колонизационного освоения окраинных территорий [2, С. 183]. Обеспечение заселения Забайкалья русским населением и создание здесь законодательно оформленного войскового формирования было обусловлено не только необходимостью охраны границы империи, мест ссылки и каторги, обеспечения правопорядка и освоения малозаселенных территории Сибири и Дальнего Востока но, прежде всего, задачей создания российского форпоста для продвижения на Амур. Предложения Н.Н. Муравьева совпали с проводимыми в государстве мероприятиями по завершению процесса организованного оформления замкнутого казачьего сословия [3, С. 10].

17 марта 1851 г. Николай I утвердил «Положение о Забайкальском казачьем войске», которое регламентировало все стороны жизни забайкальского казачества и управление казачьими войсками в регионе. При Главном управлении Восточной Сибири было создано особое казачье отделение. С 1859 г. должность начальника отделения была объединена с должностью начальника штаба войск Восточной Сибири. В 1874 г. казачье отделение ГУВС было упразднено, и управление казаками перешло в штаб военного округа [2, С. 184]. Во главе войска был поставлен наказной атаман, который объединил в своей должности функции гражданского «управленца» и военного начальника. Ежегодно он представлял императору обстоятельный отчет, в котором затрагивались все вопросы жизни Забайкальского казачьего войска.

Одним из основных вопросов, находившихся в компетенции наказного атамана Забайкальского казачьего войска, был земельный. Согласно данным наказного атамана М.П. Хорошхина, во второй половине XIX в. общая площадь казачьих земель составляла 52 027 000 десятин, или 10 357 кв. миль -около 1/40 части всего пространства империи. Из них 7 814 000 десятин приходилось на Забайкальское казачье войско [1, С. 18].

В соответствии с § 13 «Положения о Забайкальском казачьем войске» при его образовании вместе с населением в его владение поступали: «1. Земли, принадлежащие ныне пограничным казакам. 2. Пустолежащие свободные казенные земли по пограничной линии. 3. Земли, принадлежащие ныне Забайкальскому Казачьему Городовому полку и станичным казакам Верхнеудинска-го округа. 4. Земли, принадлежащие инородческим полкам: Тунгусскому и Бу-

84

рятским. 5. Все казенные оброчные статьи, в черте войсковых земель лежащие. 6. Земли крестьян, которые будут зачислены в казачье сословие» [4, С. 4]. Все земли должны были быть разделены на шесть полковых и 12 батальонных округов, причем каждому округу надлежало отвести «способным к хлебопашеству земли» по расчету: на штаб-офицера по 100 дес., на обер-офицера - 200, на казака - 30 и на церковный причт 99 дес. [5, С. 59]

При образовании земельного фонда Забайкальского казачьего войска появилась так называемая «чересполосица». Казачье население размещалось «частью по соседству с деревнями крестьян и кочевых инородцев, частью пользуясь с ними без разграничения землями, и наконец, как это было с приписными крестьянами (которых тоже согласно «Положению о Забайкальском казачьем войске» отнесли в казачье сословие - О.М.), опоясывали своими поселениями заводские дачи [5, С. 60]. В этом было отличие Забайкальской области от Амурской и Приморской областей: земли казачьих войск не составляли сплошной территории и перемежались с крестьянскими деревнями вдоль монгольской границы [6, С. 90]. Этим еще при образовании Забайкальской области была уже заложена причина конфликтов.

Для решения земельного вопроса наказной атаман П.И. Хорошхин в 1888 г. представил Приамурскому генерал-губернатору барону Корфу «проект реформ, непосредственно касающихся» инородческого населения. Согласно этому проекту «их надлежало лишить самоуправления и превратить в казаков». Этот проект был отклонен еще на стадии обсуждения с Приамурским генерал-губернатором [7, С. 165]. Следующий наказной атаман Е.О. Мациевский также считал «целесообразным, допустив обращение в казачье сословие крестьян и инородцев, проживающих в черте «войскового района», с одной стороны, с другой - перечислить казаков в крестьяне, где первые разделены чересполост-но со вторыми, выделить районы со сплошным казачьим населением в особые отделы, а территории крестьянского и инородческого местожительства - в отдельные округа» [8, Л. 235]. В 1897 г. статс-секретарь А.Н. Куломзин представил отчет о состоянии управления на территории Забайкальской области, в котором также пришел к выводу о необходимости проведения территориально-административного преобразования области наподобие Войска Донского с переводом всего населения в разряд казаков [9, С. 110]. Но эти проекты не получил одобрения в правительстве.

Исследователи-современники также отмечали земельный вопрос как один из самых острых: «Бесчисленные тяжбы между инородцами и крестьянами или казаками, захватывающими «природные» земли бурят, стали обыденностью», - отмечал М. Кроль в своем публичном докладе, прочитанном на общем собрании Читинского отделения Приамурского отдела ИРГО [10, С. 24]. К тому же при отводе земель на территории войска были сохранены участки, находившиеся в личной собственности императора, - так называемые кабинетные земли. Это были лучшие земли, управлявшиеся Кабинетом Его Императорского Величества, и войско ими не распоряжалось. Кабинет постоянно нарушал обязательства перед казаками, стремился отторгнуть лучшие земли

для собственных нужд, открытия рудников, строительства железной дороги и других целей [11, С. 72-73]. В частности, в отчете военного губернатора Забайкальской области Е.О. Мациевского за 1893 г. прозвучало: «Для золотопромышленности, отводиться площадь из земель, числящихся в наделе за казаками с отводом таких площадей захватываются самые лучшие и необходимые для населения земли, утрата которых ведет прямо к экономическому расстройству; но это становится еще больше тяжелым, когда предназначенная для прииска площадь, захватывая усадебные земли, обуславливает необходимость переноса всей усадьбы и жилых построек на другие места» [12, Л. 36 об. - 37 об., 105].

Земельный вопрос, решение которого стало первоочередной задачей наказных атаманов войска, вызвал необходимость проведения землеустроительных работ. К ним в Забайкалье приступили уже в 1860 г., и хотя еще на стадии съемки была обнаружена «крайняя чересполосица», сущность работ свелась к разделу общих владений казаков и инородцев. С 1867 по 1875 гг. в Забайкалье специальной комиссией был составлен проект казачьих наделов, однако окончательный вариант не был одобрен главным управлением иррегулярных войск. Во время землеустроительных работ неоднократно вспыхивали конфликты не только между казаками, крестьянами и инородцами, но и между министерством Императорского двора и казачьим начальством. Последнее считало, что все работы идут в ущерб казачьему населению, министерство, наоборот, отмечало «в казачьи отводы захвачена гораздо большая часть площади Нерчинско-го округа, нежели следовало по закону 1851 г.». Эта земельная неустроенность вызывала серьезные споры на местах [5, С. 61].

Данные конфликты также приходилось устранять военному губернатору, который оказался в двойственном положении. С одной стороны, он как военный губернатор обязан был защищать все население области, с другой - как наказной атаман должен был лоббировать интересы казачьего населения. Однако в подобных конфликтах военные губернаторы Забайкальской области почти всегда вставали на сторону казаков, порой в ущерб другим слоям населения.

Выход из сложившейся ситуации военные губернаторы видели в четком поземельном разграничении, поэтому во Всеподданнейших отчетах «начальников областей» все чаще стали появляться предложения о начале межевых работ. Тем не менее, до конца XIX в. в войске не было проведено государственное межевание земель, которое бы учитывало точную площадь и границы казачьих угодий. И только в 1902 г. начала работать комиссия по отграничению земель Забайкальского казачьего войска. Теперь свои ежегодные отчеты наказные атаманы начинали с этих данных.

В отчете за 1902 г. военный губернатор И.П. Надаров писал: «<...> комиссия по отграничению земель Забайкальского казачьего войска, открывшая свои действия 15 марта 1902 г. в отчетном году, посредством своих техников, в составе 21 чел., произвела следующие работы: измерено 1,773 вер. Наложено знаков: 975 утвердительных и 1,661 спорных и временных; снято 20 спорных участков и 17,749 дес. ситуации и чрезполосицы; допрошено свидетелей и старожилов 452 лица; составлено планов и чертежей 20, журналов, протоколов и

86

актов 1,046, проектов разверстания чрезполостности и решение споров 21» [13, С. 3]. В своем отчете за 1903 г. военный губернатор И.В. Холщевников также писал, что «комиссия по отграничению земель Забайкальского казачьего войска, открывшая свои действия 15 марта 1902 г., в отчетном году, посредством своих техников, в составе 20 человек, произвела следующие работы: измерено цепью 3,680 вер., поставлено межевых знаков 5,567, снято 27,782 дес., составлено планов 88 и в них 255, 192 дес.» [14, С. 3]. Но уже в 1904 г. он в отчете «пожаловался», что действующие в области два учреждения - Поземельно-устроительный отряд Министерства земледелия и Государственных имуществ для отвода наделов гражданскому населению и комиссия для отвода земель Забайкальскому казачьему войску, - преследующие одну цель - урегулирование земельного вопроса в крае, - совершенно обособлены друг от друга и не имеют никакой связи между собой, действия их не согласованы, а самое главное, что «комиссия по отграничению земель войску находится вне зависимости и участию военного губернатора области». Николай II оставил свою резолюцию: «Ненормально» [15, С. 3]. В отчете А.В. Сычевского в 1905 г. в разделе о состоянии Забайкальского казачьего войска отмечается, что работы по отграничению земель, дарованных Забайкальскому казачьему войску, производятся так же медленно, как и в предыдущие годы [16, С. 1]. В 1906 г. наказной атаман М.И. Эбелов писал: «Работы по отграничению [...] производятся более успешно, чем в 1905 г. и надо надеется, что будут закончены в 1907 г. При этом расходы производились за счет казны» [17, С.2]. В отчете за 1907 г. он указал на завершение работ по отграничению земель, добавив, что остались лишь несколько неоконченных дел по спорным площадкам. По данным совещаний под председательством статс-секретаря Куломзина, далее указывает губернатор, была определена территория войска площадью в 8,983,901 дес. Ныне же действующая комиссия, сделав в некоторых местах большие прирезки, значительно увеличила территорию войска, которая стала равна 10,000,000 дес. [18, С. 2]

Таким образом, в землепользование забайкальских казаков с самого начала была заложена причина для серьезного противостояния. До конца XIX в. в войске не было проведено государственное межевание земель, которое бы учитывало точную площадь и границы казачьих угодий, что вызвало массу спорных моментов. В этих ситуациях «начальник области» находился в двойственном положении: как военный губернатор он обязан был защищать права всех слоев населения, как наказной атаман - отстаивать интересы казачества. В земельном вопросе наказные атаманы проявили себя как «начальники казачьего сословия». Пытаясь сглаживать конфликтные моменты, они, тем не менее, прежде всего, отстаивали интересы казачьего населения. Государственное межевание земель, законченное к началу XX в., определила границы казачьих угодий. Это способствовало решению спорных земельных вопросов между разными слоями населения области, проблем отсутствия земельных запасов, недостатка земельных наделов до нормы и содействовало принятию законодательной базы относительно казачьих общинных территорий.

Литература

1. Хорошхин М.П. Очерк казачьих войск. - СПб., 1884. - 311 с.

2. Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX в. - Омск, 2004. - 550 с.

3. Высотина Е.А. Образование Забайкальского казачьего войска// Казачество в истории России и пограничья: Мат-лы науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2010. С. 10-13.

4. Положение о Забайкальском казачьем войске. - СПб. 1851. - 78 с. с

прил.

5. Кауфман А. А. Земельные отношения и общинные порядки в Забайкалье по местному исследованию 1897 г. - Иркутск, 1900. - 179 с.

6. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. - М., 1998. - 416 с.

7. Кейзерлинг А. Воспоминание о русской службе. - М., 2001. - 447 с.

8. Российский государственный исторический архив г. Санкт-Петербург (далее - РГИА). Ф.1274. Оп. 1. Д. 3.

9. Скворцова О.В. Административно-территориальное устройство Восточной Сибири в конце XIX - начале XX века: проблема организации и реформирования регионального управления: Дисс. ...канд. ист. наук. - Иркутск, 2006. - 259 с.

10. Кроль М.А. О забайкальских бурятах // Записки ИРГО. 1896. Вып. 1.

С. 24.

11. Коваленко А.И. Культура казачества восточных окраин России (XVII - начало XX вв.). - Благовещенск, 2008. - 208 с.

12. Государственный архив Забайкальского края г. Чита (далее - ГАЗК). Ф. 1(о). Оп. 1. Д. 3354.

13. Всеподданнейший отчет Военного губернатора Забайкальской области за 1902 г. Научно-справочная библиотека Российского государственного исторического архива. Коллекция печатных записок (НСБ РГИА. КПЗ - далее) № 5.- С. 3.

14. Всеподданнейший отчет Военного губернатора Забайкальской области за 1903 г. НСБ РГИА. КПЗ № 52. - С. 3.

15. Всеподданнейший отчет Военного губернатора Забайкальской области за 1904 г. НСБ РГИА. КПЗ № 10. - С. 3.

16. Всеподданнейший отчет о состоянии Забайкальского казачьего войска за 1905 г. НСБ РГИА. КПЗ № 13. - С. 1.

17. Всеподданнейший отчет наказного атамана Забайкальского казачьего войска о состоянии этого войска по гражданской части за 1906 г. НСБ РГИА. КПЗ № 12. С. 2.

18. Всеподданнейший отчет о состоянии Забайкальского казачьего войска за 1907 г. НСБ РГИА. КПЗ № 11. - С. 2.

Малыгина Ольга Анатольевна - аспирант Института монголоведения, буддо-

логии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ.

Malygina Olga - a graduate student of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.