Научная статья на тему 'Репутация высшего учебного заведения и её потребители'

Репутация высшего учебного заведения и её потребители Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2257
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / РЕПУТАЦИЯ ВУЗА / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА / ПОТРЕБИТЕЛИ РЕПУТАЦИИ ВУЗА / COLLEGE / UNIVERSITY REPUTATION / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES INSTITUTION / CONSUMERS REPUTATION OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Т. Н.

В современных условиях реформирования российского высшего образования усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, что усиливает значение репутации вуза. Изучение потребителей репутации и образовательных услуг вуза, их потребностей и ожиданий позволяет повысить конкурентоспособность вуза на рынке. Каждый вуз, желающий укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг, должен идентифицировать имеющихся и потенциальных потребителей, иметь грамотную стратегию позиционирования для каждой целевой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reputation higher education institution and its customers

In modern conditions of Russian higher education increased competition in the education market, which increases the value of reputation of the university Study of consumers of educational services and reputation of the university, their needs and expectations can improve the competitiveness of the university on the market Each institution wishing to strengthen its position in the educational market, is to identify existing and potential customers to have a competent strategy positioning for each target group.

Текст научной работы на тему «Репутация высшего учебного заведения и её потребители»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Юдина Т.Н.

РЕПУТАЦИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, И ЕЕ ПОТРЕБИТЕЛИ*

В современных условиях реформирования российского высшего образования усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, что усиливает значение репутации вуза.

Изучение потребителей репутации и образовательных услуг вуза, их потребностей и ожиданий позволяет повысить конкурентоспособность вуза на рынке.

Каждый вуз, желающий укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг, должен идентифицировать имеющихся и потенциальных потребителей, иметь грамотную стратегию позиционирования для каждой целевой группы.

Ключевые слова: вуз, репутация вуза, потребители образовательных услуг вуза, потребители репутации вуза.

В сложившихся условиях высокой конкуренции на рынке образования российские вузы оказались в трудном положении. Происходящие в последнее время в нашей стране реформы в сфере высшего образования, проводимые Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинги деятельности вузов, уменьшение числа абитуриентов, сокращение бюджетных мест в вузах, снижение бюджетного финансирования - все это вынуждает вузы укреплять свои конкурентные позиции. В настоящее время решение указанной задачи связано с формированием положительной репутации вуза.

Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг явилось предпосылкой к формированию понятия «репутация вуза». Оно появилось в России в середине 1990-х годов, когда стало ясно, что образование представляет собой услугу, необходимую обществу Кроме того, для любой организации (в том числе и вуза), ориентирующейся на получение высокой общественной оценки в условиях рыночной экономики, репутация является неотъемлемой характеристикой и отражает возможности организации в привлечении и установлении гармоничных взаимоотношений с представителями целевых групп потребителей услуг.

Рассматривая понятие «репутация организации», необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, репутация формируется в процессе непосредственных деловых контактов организации с клиентами и партнерами, которые становятся носителями информации о позитивной или негативной репутации. Во-вторых, репутация складывается на основе фактов, свершившихся в течение прошлых лет [1]. Суммируя точки зрения на данное понятие в специ-

альной литературе, можно трактовать его, на наш взгляд, как общественную оценку, мнение представителей внешней и внутренней среды вуза о результатах его деятельности.

Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие актуальность рассматриваемой проблемы.

К числу потенциальных абитуриентов вузов, кроме старшеклассников (15 -19 лет) следует отнести население двух возрастных групп: 20 -24 года и 25 -29 лет (потенциальные аспиранты и соискатели вузов, а также слушатели и лица, получающие второе высшее образование).

Численность населения в возрасте 15 -19 лет (лица, получающие первое высшее образование) в 2008 -2012 гг. сокращалась в среднем на 644 тыс. человек ежегодно (6,98% от количества населения данной возрастной группы в предыдущем году) (табл. 1).

Именно численность населения в возрасте 15 -19 лет заставляет вузы заботиться о своей репутации с целью привлечения большего количества абитуриентов. Ведь, как известно, нет абитуриентов (будущих студентов) - нет учебного заведения.

Прием в государственные вузы в 2011/2012 у.г. сократился на 137 тыс. человек, или на 11,46%, в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения. Однако в 2012/2013 у.г. ситуация изменилась, количество принятых в вузы студентов увеличилось на 90 тыс. человек, или на 7,5%, и составило 1297 тыс. человек (табл. 2). В связи с этим есть надежда, что положительная динамика данного показателя сохранится и в ближайшие годы.

В настоящее время в России насчитывается бо-

* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта Российского гуманитарного научного фонда № 12-16-58000а/В «Система управления репутацией регионального высшего учебного заведения», № гос. per. 01201261564.

© Юдина Т.Н., 2014

Экономика образования ♦ № 2, 2014

57

Таблица 1.

Распределение населения по возрастным группам, тыс. человек

2002 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Все 145167 142221 142009 141904 141914 142865 143056

население

В т.ч. в

возрасте, лет

15-19 12081 11088 10207 9261 8496 8237 7631

20-24 11466 12671 12764 12573 12256 12122 11599

25-29 10613 11165 11475 11893 12257 12012 12328

Источник: [2, с. 91]

Таблица2

Прием студентов в вузы, тыс. человек

2000/2001 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

ул. ул. ул. ул. ул. ул. ул.

Принято студентов 1292 1683 1642 1545 1399 1208 1298

вузы, всего

В том числе

В государственные и 1140 1384 1363 1330 1195 1058 1111

муниципальные

В негосударственные 152 298 279 215 204 150 187

Источник: [2, с. 158 -159]

лее 1000 вузов и в последние годы их число постоянно сокращается, что связано с реформами, осуществляемыми в сфере высшего образования. Так, в 2012/2013 у.г. общее число вузов страны составило 1046, что на 34 учебных заведения, или на 3,25%, меньше, чем в 2011/2012 у.г. (табл. 3). Уменьшается также число государственных и коммерческих вузов страны.

Число вузов (на н

Численность студентов вузов начиная с 2009/2010 у.г. постоянно сокращается. В 2011/2012 у.г. она составила 6490 тыс. человек, что на 929 тыс. человек, или 12,5%, меньше, чем в 2009/2010 у.г. А в 2012/2013 у.г. произошло сокращение численности студентов вузов еще на 416 тыс. человек, или 6,4%, по сравнению с 2011/2012 у.г. (табл. 4).

Приведенный статистический материал показы-

Таблица3

шо учебного года)

2000/2001 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

ул. ул. ул. ул. ул. ул. ул.

Число вузов, всего 965 1108 1134 1114 1115 1080 1046

В том числе

государственные и 607 658 660 662 658 634 609

муниципальные

негосударственные 358 450 474 452 462 446 437

Источник: [2, с. 157]

Таблица4

Численность студентов вузов (на начало учебного года)

2000/2001 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2011/2012 2012/2013

ул. ул. ул. ул. ул. ул.

Численность 4741 7461 7513 7419 6490 6474

студентов в вузах, всего

В том числе

В государственных и муниципальных 4271 6208 6215 6136 5454 5144

В негосударственных 471 1253 1298 1283 1036 930

Источник: [2, с. 157]

Репутация высшего учебного заведения, и ее потребители

вает, что:

- сокращается численность населения возрастных групп 15 -19 и 20 -24 лет; граждане, попадающие в эти возрастные группы, являются потенциальными потребителями репутации вуза и предоставляемых им образовательных услуг;

- снижается прием в вузы;

- уменьшается численность студентов вузов.

Указанные тенденции обусловливают важность

формирования репутации вузов ввиду развития высокой конкуренции между ними. Это предполагает выявление резервов, позволяющих повысить эффективность использования потенциала вуза, осуществление оперативного мониторинга потребностей рынка образовательных услуг, поиск рычагов управления репутацией вуза по всем направлениям, а также разработку эффективной стратегии позиционирования вуза.

В 2012 г. Минобрнауки России провело мониторинг эффективности деятельности российских высших учебных заведений. По его результатам были выделены «эффективные» вузы и вузы «с признаками неэффективности». Критерии оценки вузов, особенно второй категории, да и вся система мониторинга в целом вызвали немало вопросов у всех, кто имеет какое-либо отношение к сфере образования. Тем не менее репутация примерно пятой части российских вузов и почти половины филиалов пострадала, так как абитуриенты при выборе вуза руководствовались его позициями в рейтинге.

Было решено провести повторный мониторинг, участие в котором станет обязательным для всех государственных и негосударственных российских вузов. Предполагается, что требования в отношении вузов будут ужесточены, чтобы неэффективные вузы не смогли больше получить лицензию.

Кроме того, согласно Правилам установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.12 г. № 859) результаты мониторинга будут учитываться при установлении контрольных цифр приема в вузы студентов на бюджетную форму обучения.

Все это заставляет руководство каждого вуза серьезно задуматься о том, какие позиции он занимает на рынке образовательных услуг, что надо предпринять, чтобы не только сохранить, но и повысить репутацию вуза в обществе.

Как нам представляется, репутация вуза может быть оценена со стороны внешней или внутренней среды. Внешняя среда - представители внешнего окружения вуза. При этом ее можно разделить на микро- и макросреду. Микросреда высшего учебного заведения, по нашему мнению, включает по-

требителей репутации вуза и некоторые группы потребителей его образовательных услуг (школьники, абитуриенты, организации-работодатели, государственные и муниципальные органы образования). К макросреде вуза следует отнести те политические, экономические, социокультурные и другие условия развития нашей страны, в которых функционирует то или иное высшее учебное заведение.

Внутренняя среда - управленческий персонал вуза, профессорско-преподавательский состав, сотрудники, аспиранты, соискатели, докторанты, а также студенты и слушатели различных программ вуза.

К потребителям репутации вуза следует отнести представителей его внешней и внутренней среды, всех тех, кто постоянно взаимодействует с вузом в рамках обмена различными услугами. Однако следует учитывать, что в современных условиях развития высшего образования это взаимодействие возможно при условии, что вуз обладает значительными конкурентными преимуществами и положительной репутацией в обществе.

В специальной литературе представлены классификация и сравнительные характеристики потребителей образовательных услуг вуза [3, 4], а также подход к идентификации потребителей его репутации [5].

В настоящей статье приводится доработанная классификация потребителей репутации вуза. В соответствии с этой классификацией основную их группу составляют потребители образовательных услуг, среди которых можно выделить несколько категорий.

Студенты. Они относятся к ведущей группе потребителей образовательных услуг вуза. Более того, кроме образовательных они получают и другие сопутствующие услуги экономического и социального характера (доступ к библиотечному фонду, возможность заниматься в спортивных залах вуза, проживание в общежитии, получение стипендии и др.).

Слушатели курсов, дополнительных образовательных программ.

Аспиранты, соискатели, докторанты. Помимо образовательных и сопутствующих услуг вуза они получают возможность заниматься научной и исследовательской, а также преподавательской деятельностью.

Абитуриенты. С одной стороны, они являются потенциальными потребителями образовательных услуг вуза, так как определяют учебное заведение для поступления, руководствуясь собственными предпочтениями в выборе будущей профессии, рекомендациями родителей, родственников, друзей, информацией о вузе и его сложившейся репутацией в обществе. С другой стороны, абитуриенты являются потребителями информационных услуг вуза, получая которые они имеют возможность сделать свой выбор в отношении того или иного вуза.

Организации-работодатели. Они получают

Экономика образования ♦ № 2, 2014

59

образовательные (в рамках повышения квалификации сотрудников организации; приема сначала на практику студентов, а затем на работу выпускников вуза; проведения исследований рынка труда по заказу организаций) и консультационные услуги.

Государственные и муниципальные органы образования. Эта целевая группа имеет потребности в подготовке специалистов для страны и региона, развитии науки, создании рабочих мест, развитии молодежной политики и т.д.

Кроме потребителей образовательных услуг вуза потребителями его репутации являются следующие категории.

Школьники. Конкуренция на рынке труда вынуждает молодых людей задумываться о выборе будущей профессии со школьной скамьи. Сегодня кон-курентоориентированные старшеклассники уже в 9 и 10 классах решают, на какую специальность и в какой вуз они будут поступать. Так как в наше время высшее образование стало всеобщим и доступным, то, конечно, это будет лучший вуз города или даже столичный вуз.

Родители студентов, абитуриентов вуза и школьников. Не являясь прямыми потребителями тех или иных услуг вуза, они заинтересованы в том, чтобы их дети обучались в вузе с хорошей репутацией, закончив который они получили бы высокие знания и помощь в трудоустройстве.

Профессорско-преподавательский состав вуза и его сотрудники. Положительная репутация вуза свидетельствует о высоких показателях его деятельности, в том числе и в отношении работы с персоналом (надбавки, продвижение по карьере, хороший климат в коллективе). В связи с этим хорошая репутация способна обеспечить высокую приверженность вузу его сотрудников.

Преподаватели других учебных заведений. Репутация - приоритет «номер один» для преподавателей, ищущих место работы (в отдельных случаях даже более важный, чем зарплата).

Вузы-конкуренты. Учебные заведения, обладающие положительной репутацией и высокими рейтинговыми показателями, в условиях сокращающейся численности молодежи способны «переманить» абитуриентов и студентов. В результате жесткой конкурентной борьбы между вузами благодаря эффективному руководству, грамотной стратегии позиционирования конкретного вуза (с точки зрения целевых аудиторий) показатели его деятельности повышаются.

Средства массовой информации. И достижения, и неудачи любого вуза освещаются в СМИ. Однако результативное в целях привлечения абитуриентов взаимодействие вуза с ТВ, радио, прессой, кино и т.д. может быть долговременным, если вуз «хороший». С «плохим» вузом представители телевидения, газет и радио сотрудничать, скорее всего, отка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жутся.

Кадровые агентства. Эффективность сотрудничества вуза с различными организациями-работодателями повышается, если они имеют дело с квалифицированными специалистами - выпускниками вуза, положительно оцененными обществом.

Таким образом, понятие «потребители репутации вуза» шире, чем понятие «потребители образовательных услуг вуза», и отражает те целевые аудитории, на которые направлено действие системы управления репутацией вуза с целью повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Ключевая задача высшей школы - обеспечить качество подготовки специалистов в рыночных условиях. Эта задача требует предоставления качественных образовательных услуг, эффективного совмещения учебной и воспитательной работы со студентами. При этом следует иметь в виду, что студент является основным элементом «рекламы» факультета и вуза в целом. Его достижения, удовлетворенность учебой формируют положительную репутацию вуза и оцениваются окружающими как целесообразность обучения в вузе.

Важную роль в процессе формирования положительной репутации вуза играет участие учебного заведения в трудоустройстве студентов. Этой работой занимаются специальные вузовские центры, а также выпускающие кафедры. При этом выпускающая кафедра и работодатели тесно сотрудничают между собой. Успешная работа вуза, направленная на решение данной проблемы, способствует формированию его положительной репутации в обществе, в том числе среди организаций-работодателей, а также привлечению большего числа абитуриентов.

Функции выпускающей кафедры вуза заключаются, в частности, в том, чтобы [6]:

- обеспечить постоянные контакты с организацией через специального преподавателя кафедры;

- подбирать перспективные кадры для компаний из числа лучших студентов и выпускников;

- направлять студентов на все виды практики;

- организовывать подготовку исследовательских проектов;

- обеспечивать повышение квалификации преподавателей кафедры путем направления их на стажировки в российские организации, за границу;

- оказывать услуги, связанные с обучением персонала организаций;

- проводить исследования рынка труда по заказу организаций;

- заключать хоздоговоры.

Изучение потребителей репутации и образовательных услуг вуза, их ожиданий позволяет вузу выстраивать и развивать эффективные отношения с ними. Как следствие, конкурентоспособность вуза на рынке повышается.

Непрерывное образование и формирование человеческого капитала как факторы российской модернизации

Поэтому для каждого вуза важной задачей является идентификация своих потребителей - имеющихся и потенциальных, проведение грамотной стратегии позиционирования в рамках каждой целевой группы.

Библиографический список

1. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы / Под общ. ред. С.Д. Резника. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004.

2. Россия в цифрах. 2013. Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2013.

3. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. Сравнительная характеристика потребителей высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 1.

4. Соловьев Т.Г. Идентификация потребителей образовательных услуг высшего учебного заведения // Интеграция образования. - 2011. -№ 4.

5. Резник С.Д., Юдина ТА. Управление репутацией высшего учебного заведения: монография. - М.: ИНФРА-М, 2014.

6. Резник С.Д., Назарова НА. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров // Кадровик. - Кадровый менеджмент. - 2009. - № 6.

Yudina T.

REPUTATION HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND ITS CUSTOMERS

In modern conditions of Russian higher education increased competition in the education market, which increases the value of reputation of the university

Study of consumers of educational services and reputation of the university, their needs and expectations can improve the competitiveness of the university on the market

Each institution wishing to strengthen its position in the educational market, is to identify existing and potential customers to have a competent strategy positioning for each target group.

Keywords: college, university reputation, consumers of educational services institution, consumers reputation of the university.

УДК 371.014

Диденко Д.А.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ*

• В ближайшее время в России более вероятно осуществление социально-экономической модернизации по догоняющей стратегии, задачи собственно инновационного развития смогут выходить на первый план по мере сокращения отставания от ведущих стран.

• Интеллектуалоемкость российской экономики может повыситься благодаря интеграции ее конкурентоспособных субъектов в систему глобального интеллектуального производства.

• В секторе интеллектуальных услуг субъекты российской экономики показывают более высокую конкурентоспособность, чем в секторе «креативных» товаров.

Ключевые слова: интеллектуалоемкая экономика, социально-экономические институты, конкурентоспособность, непрерывное образование.

В российской истории и экономической политике глубокие традиции имеет осуществление модернизации преимущественно по догоняющей модели, при которой стимулы к развитию создаются возрастанием внешних угроз вследствие увеличения технико-экономического отставания от стран-лидеров мирового развития. В советский период эта институциональная «колея» прослеживалась через

массовое приобретение американского оборудования и технологий в ходе ускоренной индустриализации в 1930-е годы, опыт работы над «атомным проектом» во второй половине 1940-х годов, историю развития отечественных информационных и компьютерных технологий как ведущей технико-экономической парадигмы последних десятилетий [1, с. 159160].

* В статье использованы результаты исследований, выполненных при поддержке РГНФ, проекты № 07-03-00022а Ю-03-0247а, 13-03-00015а. Все приводимые в статье оценки и суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с позицией РГНФ и Внешэкономбанка

© Диденко Д.А., 2014

Экономика образования ♦ № 2, 2014

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.