РЕПУТАЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
© Орлова М.Г.*
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
В статье рассматривается концептуальный подход к управлению бизнес-процессами на основе репутационного комплаенса. Показано, что структура репутационного комплаенса предполагает наличие коммуникационного механизма, действие которого может обладать антикризисным эффектом.
Ключевые слова: антикризисный, бизнес-процесс, управление, коммуникационный, механизм, комплаенс, репутационный, профессиональный, кризис, регламент, риск, контроллинг.
Известно, что бизнес-процесс - это набор действий, который выполняется в компании для получения заданного результата; это последовательность операций, процедур, ведущих к преобразованию чего-либо во что-либо. Структура бизнес-процесса включает такие элементы как управление, ресурсы, вход и выход.
Если принимать сущность бизнес-процесса как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя, то деловые коммуникации можно рассматривать, прежде всего, как элементы «входа» и «выхода».
Подход к рассмотрению деловых коммуникаций как бизнес-процессов обеспечивает «умное» целеполагание, компетентную декомпозицию процесса на подпроцессы и операции, разработку визульных оперограмм, четкость представления того, «как есть» и «как должно быть», определенность в части сроков, исполнителей, ресурсов по каждой операции.
Тогда исходным условием для обеспечения соответствия всех существующих в организации бизнес-процессов всем внутренним политикам и процедурам, которые разрабатываются с учетом местного, российского законодательства и ведущих международных практик, может являться собственно комплаенс.
* Доцент кафедры «Экономическая теория и антикризисное управление», кандидат педагогических наук, доцент.
В этом аспекте комплаенс может выступать коммуникационным механизмом для реализации антикризисного PR и риск-менеджмента.
Если в рамках системы бизнес-процессов разработана антикризисная концепция комплаенс системы, то ее реализация должна помочь репутаци-онному положению организации в случае выявления различного рода нарушений [1].
В рамках рассматриваемой концепции речь идет о репутационном ком-плаенсе как социально-экономическом механизме управления деловой репутацией организации в системе антикризисного (в т.ч. антикоррупционного) управления бизнес-процессами [2].
Для детализации сущности коммуникационного механизма репутаци-онного комплаенса предлагается модель системы репутационного компла-енса организации. Считаем, что данная модель описывает, в том числе в графическом виде, механизмы взаимодействия элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, профессиональных норм, обеспечивающих их соблюдение всеми работниками с целью сохранения деловой репутации.
В предлагаемой модели система репутационного комплаенса имеет три концепт-составляющих [3]:
1. профессиональная (соблюдение работниками стандартов профессиональной деятельности);
2. коммуникационная (соблюдение внутренних правил и регламентов всеми работниками и топ-менеджментом организации);
3. контроллинговая (фиксация нарушений и выявление комплаенс-рисков, стимулирование требуемых соответствий при осуществлении бизнес-процессов).
Профессиональная концепт-составляющая носит методологический характер, является ядром модели на всех уровнях управления.
Коммуникационная составляющая репутационного комплаенса объединяет взаимоотношения внутри коллектива в рамках корпоративной этики, что отражается в стилях и традициях, формализуется с помощью Кодексов корпоративной культуры и Кодексов профессиональной этики и чести организации [4].
Итак, реализация стратегических и оперативных целей обеспечения устойчивости бизнеса может осуществляться на основе системы контроллинга - информационно-аналитического обеспечения управления бизнес-процессами с учетом движения финансовых потоков и других ресурсов организации. Благодаря контроллингу экономический субъект имеет возможность наблюдать и контролировать все бизнес-процессы.
В данном контексте контроллинг-комплаенс - это интегрированная функциональная подсистема антикризисного управления, целью которой является координация всех его функций: планирования, прогнозирования кризисов, анализа ситуаций, контроля, информационного обеспечения и пр.
Исходя из того, что контроллинг-составляющая репутационного комп-лаенса формируется на базе коммуникационного, действие рассматриваемого коммуникационного механизма комплаенса на уровне контроллинг-подсистемы должно опираться на определенные принципы. К таковым принципам следует отнести социальную справедливость, добропорядочность, ответственность (децентрализованная и персонифицированная) исполнителей бизнес-процессов, а также рост количественных и качественных показателей всех бизнес-процессов.
Коммуникационными индикаторами осуществления комплаенс-кон-троллинга в антикризисном управлении бизнес-процессами, как показали исследования, являются:
- характер взаимоотношений работников;
- частота и эффективность профессиональных контактов;
- характер взаимоотношений работников организации с контрагентами;
- соответствие ведения бухгалтерского и управленческого учета нормативам и регламентам;
- частота и результативность осуществления представительских расходов и подарков;
- частота и характер участия в благотворительной и спонсорской деятельности;
- наличие комплаенс-рисков.
В свою очередь указанные элементы включаются в состав мер по снижению собственно комплаенс-рисков.
Таким образом, в системе репутационного комплаенса контроллинг бизнес-процессов рассматривается нами как взаимосвязанная система информационно-коммуникационного обеспечения, разработки показателей (индикаторов), координации и регулирования всех бизнес-процессов, связанных с движением финансовых и нематериальных потоков.
Контроллинг-комплаенс бизнес-процессов позволит выстраивать деловые коммуникации с позиций «как должно быть» соответственно компла-енс-программе.
Выбирая такой подход к определению сущности коммуникационного механизма репутационного комплаенса, становится понятной его позиция в структуре бизнес-процессов как элемента антикризисного управления.
Представим обобщенную модель бизнес-процесса по критерию «как должно быть» с учетом включения элементов репутационного комплаенса (см. рис. 1).
Это некая избыточно-идеальная нормативная система коммуникаций по принципу «как должно быть» для сравнения и анализа с реальными деловыми коммуникациями или коммуникациями «как есть»:
- на «входе» размещается информационный поток обращений клиентов по поводу заказа, запроса чего-либо (например, запрос на консультационные услуги);
- декомпозиция процессов приводит к ситуации «на выходе», когда получаем результат в виде преобразованного сообщения клиенту о готовом заказе, выполненном запросе;
- реализация ключевых бизнес-процессов происходит в ходе преобразования ресурсов исполнителями (персонал операционного уровня менеджмента и собственно финансовые, материальные ресурсы) под управлением менеджмента стратегического уровня.
В рассматриваемой модели профессиональный комплаенс отвечает за исполнение поддерживающих процессов, в то время как контроллинг обеспечивает исполнение управляющих процессов. При этом на рис. 1 показано присутствие коммуникационного комплаенса в составе управляющих и поддерживающих процессов. Это очевидно, т.к. коммуникации происходят на всех уровнях реализации и управления бизнес-процессов, более того собственно преобразование ресурсов сопровождается деловыми коммуникациями.
Коммуникационный и контроллинг-комплаенс (управляющие процессы)
Рис. 1. Обобщенная модель бизнес-процессов с включением составляющих репутационного комплаенса (разработка автора)
Таким образом, репутационный комплаенс включается в структуру бизнес-процесса как коммуникационный механизм, обеспечивая поддерживающие и управляющие процессы. Коммуникационный механизм репута-ционного комплаенса, оказывает рамочное влияние на поведение работников организации, его менеджмента, сокращает разрывы в стратегических решениях между постановкой бизнес-процессов «как есть» и «как должно быть», т.е. обладает антикризисным эффектом.
Список литературы:
1. Орлова М.Г. Комплаенс-система как антикризисный механизм активизации человеческого фактора // Вестник СГУПСа. - 2015. - Вып. 2 (32). -С. 71-75.
2. Орлова М.Г. Антикризисная функция комплаенс [Текст] / М.Г. Орлова // Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014): сб. материалов Международной научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск, 2015. - С. 323-329.
3. Орлова М.Г. Концепция образовательного комплаенса вуза // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - С. 229-232.
4. Орлова, М.Г. Интеграция функции комплаенс-контроля с антикризисным управлением в финансовой сфере [Текст] / М.Г. Орлова // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: сб. материалов II Международной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. - Новосибирск, 2015. - С. 134-139.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АВИАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
© Прошкина Л.А.*, Прошкин В.Н.*
Пензенский государственный университет, г. Пенза Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза
В статье обоснована необходимость учета социальных факторов, вызванных изменением характера летного труда, усложнением техники и
* Доцент кафедры «Экономическая теория и международные отношения» Пензенского государственного университета.
* Доцент кафедры «Технология машиностроения», цикл «Автоматизация и управление» Пензенского государственного технологического университета.