10. Состав комиссии по проведению отбора исполнителей исследовательских и аналитических работ в Правительстве Ростовской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный портал Правительства Ростовской области / http://www.donland.ru/Defaultaspx?pageid=93159
Nuzhnova Svetlana Lvovna, candidate of political Sciences, associate Professor of public administration; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
IMPROVING INSTITUTIONS TARGETED LEARNING AND STAJERSKA IN THE PUBLIC SERVICE AS A MEANS OF DEVELOPMENT AND SUPPORT OF STUDENTS AND GRADUATES
Abstract
The article deals with the institutions targeted learning and Stajerska as effective methods of formation of personnel structure of the state civil and municipal service through recruitment of the most promising and talented young people - students and graduates of higher and secondary educational institutions, analyzes the challenges to fully exploit the potential of the Institute of targeted training and suggests possible ways of overcoming them.
Keywords: cadre of the state civil and municipal service, Institute of target of studies, the Institute researchers.
УДК 336 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-55-62
СИСТЕМА КО МПЛАЕНС - КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЗАМЕДЛЕНИЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ И УСИЛЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Воронежский государственный аграрный университет имени Петра Первого (394087, Россия, г. Воронеж, ул. Ломоносова 114/14]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В условиях усиления геополитических дисбалансов и расширения экономических санкций, замедляющих рост экономики, для обеспечения восстановительного роста необходимо развивать систему управления внешними и внутренними рисками компаний в условиях «новой экономической нормальности» на основе применения новых финансовых технологий. Построение эффективной системы комплаенс-контроля, нивелирующей последствия санкций и ограничений, применяемых к российским компаниям, направлено на выявление и снижение комплаенс-рисков, связанных с качеством активов, инвестиционной составляющей развития, кредитоспособности компании, количества и качества контрагентов, а также географического расположения и других факторов, формирующих уникальный рисковый профиль бизнеса. В современных условиях замедления роста мировой экономики и роста неопределенности появилось понятие «новая норма», отражающее изменение прогнозных взглядов ученых и практиков на вектор развития и факторы роста мировой экономики, соответствующие появлению комплаенс-рисков.
Ключевые слова: инвестиционная активность, неопределенность, рецессия, система управления рисками, финансовые технологии, комплаенс-контроль, комплаенс-риск, «новая норма».
Введение. В условиях замедления роста экономики и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов следует формировать более качественную систему управления рисками, основанную на применении новых технологий распознавания и снижения рисков. Важнейшим инструментом управления рисками, возникающими в деятельности крупных компаний в условиях неопределенности экономики и реализации геополитических дисбалансов, является продуманная политика риск-менеджмента, основанная на информационно-финансовой системе комплаенс-контроля.
Содержание дефиниций «комплаенс-контроль и «комплаенс-риск». Комплаенс-риск -это последствия от применения к компании санкций регулирующих органов (штрафов, пени,
Оробинский
Андрей
Сергеевич
неустоек] и возникновения репутационного риска, связанного с оппортунистическим поведением менеджмента компании, а также с неустойчивым положением на рынке, вследствие возникших рисков в системах финансового управления и коммуникационно-маркетингового позиционирования. Для идентификации и снижения комплаенс-рисков необходима эффективная система риск-менеджмента, направленная на рост финансовой устойчивости бизнеса. Все хозяйствующие субъекты имеют определенный перечень рисков, зависящих от отраслевой принадлежности предприятия, качества активов, инвестиционной составляющей развития, кредитоспособности, оценки экономического потенциала, количества качественных контрагентов, лояльности клиентов и других факторов, формирующих уникальный рисковый профиль бизнеса.
Выпуская на рынок продукт, крупные компании, выступающие доминирующими игроками национального рынка, прежде всего, стремятся получить прибыль, обеспечить себе конкурентное преимущество в области финансового менеджмента. Прозрачность процедур управления рисками является важным фактором и с точки зрения инвестиционной привлекательности для деловых партнеров, что соответствует экономическому содержанию категории «конкурен-тоустойчивость» в условиях высокой неопределенности экономики, увеличения дисбалансов и ужесточения санкций против России.
В современных условиях, связанных с наличием ограничений для развития экономических агентов, финансовая политика российских компаний не может быть ориентирована только на обеспечение доходности бизнеса, так как устойчивость компаний (финансовая и технологическая] в этом случае может снизиться. В рамках программы «новой индустриализации», направленной на развитие технологического суверенитета необходимы финансовые инструменты и методы государственной поддержки корпоративных структур, работающих в импортозамещающих секторах экономики [1].
Для реализации концепции импортозамещения финансовый и стратегический менеджмент корпоративных структур должен опираться на действенную систему комплаенс-контроля, направленную на обеспечение управления основными бизнес-процессами на основе информационно-финансовых технологий и инновационных инструментов.
Влияние геополитических факторов на изменение показателей макроэкономической динамики российской экономики. Для Российской Федерации снижение активности экономических агентов, спад производства и последовавшая за ним рецессия оказались факторами, повлиявшими на усиление рисковой составляющей развития крупного и среднего бизнеса на протяжении достаточно длительного периода времени. Вялотекущая экономическая рецессия, которая наблюдалась в нашей экономике последние годы, была довольно продолжительной, что непосредственным образом связано с введением секторальных санкций.
После введения санкций резко прекратился приток денег с глобального финансового рынка, поэтому капитал российских корпоративных структур был перенаправлен в коммерческие банки, которые предоставляли возможность получать более высокую доходность, чем в производственном секторе.
Экономические санкции ударили по тем компаниям, которые занимались по большей части спекуляциями, а не прямыми инвестициями в промышленность и сельское хозяйство. Получив на финансовых рынках развитых стран дешевые ресурсы, российские коммерческие банки и другие спекулятивные операторы проводили на бирже финансовые операции с высоким процентом. Эти операции усиливали риски возникновения неустойчивости национальной денежно-финансовой системы и снижали привлекательность инвестиций в реальный сектор экономики. Российская финансовая система стала развиваться по спекулятивной модели, несмотря на то, что под воздействием санкций институционально она не изменилась.
Снижение темпов роста экономики в период последней рецессии наблюдалось семь кварталов подряд (рецессии 1998-1999 гг. и 2008-2009 гг. длились по пять кварталов]. Вместе с тем, согласно аналитическим данным экспертов [5], рецессия закончилась: российская экономика растет два последних квартала, с конца 2016 г. Структурные и фактические темпы роста экономики являются тому подтверждением (рис. 1].
| I структурные ^^ фактические 12 -
-10
Рис. 1. Структурные и фактические темпы роста экономики, % [5]
Риски дисбалансов развития отечественной экономики также связаны с ожиданием, что Сенат США должен одобрить согласованный в начале июня 2017 г. комитетами по банкам и иностранным делам новый пакет антироссийских санкций под названием «Закон о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 г.», который объединяет законопроекты Маккей-на-Кардина (законодательное закрепление существующих санкций] и Крапо-Брауна (значительное расширение секторальных и индивидуальных санкций]. В случае принятия этот закон ужесточит санкции в отношении России и существенно усложнит процедуру их снятия. Возможно объединение нескольких санкционных пакетов (крымского, донбасского, хакерского, сирийского, правозащитного] в единый расширенный пакет. Следовательно, фактически снижаются до нуля возможности отделения донбасских секторальных санкций от полной реализации минских соглашений.
Помимо законодательного закрепления действующих санкций, законопроект усиливает секторальные санкции, распространяя их на новые отрасли отечественной экономики. Помимо финансового, нефтяного и оборонного секторов, существует решение о распространении ограничений по привлечению долгового финансирования на российские компании газовой, металлургической, горнодобывающей промышленности, энергетики, железнодорожного и морского транспорта. Конкретный перечень включенных в санкционные списки российских компаний определит Министерство финансов США.
Законопроект резко ограничивает установленный срок допустимого предоставления долгового финансирования для российских компаний, который уже был значительно сокращен в период установления санкций. Уже известно, что для российских кредитных организаций этот срок составит всего 14 дней (вместо 30 дней], а для компаний нефинансового сектора - 30 дней (вместо 90 дней]. Также в предусматривает юридическая возможность распространить эти ограничения на авансирование экспортных сделок и частное размещение акций. Ограничения по долговому финансированию распространятся на ценные бумаги суверенного долга Российской Федерации (суверенные евробонды и ОФЗ], что создаст риски для отечественного валютного рынка и финансово-кредитной системы в целом. Вводятся также ограничения на операции российских финансовых институтов с федеральными казначейскими облигациями США.
Устанавливаются также ограничения на инвестиции в строительство, ремонт и обслуживание российских экспортных нефте- и газопроводов, включая продажу, лизинг или предоставление услуг, технологий, информации и другой поддержки на сумму свыше 5 млн долларов в течение 12 месяцев. Целью этого ограничения, видимо, являются инвесторы, сервисные компании и подрядчики «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка».
Таким образом, несмотря на то, что существуют объективные факторы, свидетельствующие об окончании экономической рецессии, необходимы инструменты, которые будут содей-
ствовать экономическому росту. В целевом варианте долгосрочного прогноза Минэкономразвития реальные располагаемые доходы вернутся на уровень 2013 г. лишь в 2022 г. и будут расти медленнее экономики, темп роста которой не превысит 3,5% (рис. 2).
♦ Базовый И Базовый + А Целевой
5 4 3 2 1 0
2
-1 -2 -3
Рис. 2. Прогноз динамики ВВП Российской Федерации (%) [6]
Изменение динамики развития российской экономики непосредственным образом зависит от геополитических рисков. Замедление темпов роста мировой экономики - это современная глобальная проблема, связанная с поиском инструментов и механизмов регулирования рисков. По прогнозам экспертов, средние темпы роста глобализирующейся мировой экономики, за десятилетие до кризиса доходившие до 5%, за посткризисные 10 лет составят около 3,7% в среднем за год, при этом темпы развитых стран снизятся с докризисных среднегодовых темпов 2,5% до 1,9% [5].
Снижение темпов роста мировой экономики как «новая норма». После глобального кризиса 2008-2009 гг., снижение темпов роста экономики было признано аналитиками как неизбежный процесс. Для описания процесса замедления роста мировой экономики была введена дефиниция «новая норма» (new normal), отражающая изменение прогнозных взглядов ученых и практиков на вектор развития и факторы роста мировой экономики, соответствующие новым особенностям новой динамики развития экономики, включающим новые ограничения для роста. Вместе с тем, в содержание экономической категории «новой нормальности» следует включить также увеличение финансовой неустойчивости, кредитоспособности предприятий, финансовых и инвестиционных рисков для компаний корпоративного сектора.
В условиях глобализирующейся финансовой экономики очевидным становится тот факт, что антикризисные меры регулирования экономики должны измениться в новых условиях, необходимы новые инструменты и технологи снижения рисков, направленные также на снижение глобальной долговой нагрузки развитых и развивающихся стран и формирование системы управления рисками, влияющей на обеспечение роста.
Антикризисная система мер наднациональных институтов, политика макрорегуляторов и стратегия развития экономических агентов должна формировать единую концепцию устойчивого развития экономики. Антикризисная модель регулирования должна обеспечить приемлемые темпы роста мировой экономики. Поиск методов обеспечения роста - это содержание и категориальный смысл «новой экономической нормальности».
В связи с необходимостью снижения социально-экономических, инвестиционных и финансовых рисков, важно задействовать все рычаги, чтобы ускорить рост экономики и не допустить возникновение дисбалансов, связанных с ростом долговой нагрузки (рис. 3).
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
Рис. 3. Динамика глобальной долговой нагрузки развитых и развивающихся стран в условиях «новой нормальности» [6]
Для снижения социально-экономических рисков необходимо эффективными антикризисными мерами сглаживать неравенство экономических агентов. В повестке регулирования наднациональных институтов должна появиться задача формирования не только факторов экономического роста, но также методов и инструментов снижения неопределенности развития экономики и технологий распознавания, оценки и нивелирования рисков.
Программа разработки антикризисных инструментов регулирования должна учитывать, что сам процесс замедления экономического роста в российской экономике возник до периода экономической рецессии и был обусловлен различными причинами. Помимо глобального кризиса, усиления геополитических рисков и установления «новой экономической нормальности» на снижение темпов роста российской экономики значительное влияние оказали внутренние факторы и особенности развития хозяйственной системы, находящейся в стадии активного реформирования.
К особенностям развития отечественной экономики можно отнести высокую закредито-ванность компаний, отсутствие действенных систем риск-менеджмента [2] и эффективных информационно-финансовых инструментов, обеспечивающих транспарентность финансовых потоков. Посткризисное восстановление российской экономики, в 2010-2013 гг. сопровождалось сокращением факторов экстенсивного роста, возникающих на основе вовлечения в производство незадействованных мощностей и трудовых ресурсов.
Эти особенности определили вектор снижения структурных темпов роста, оказавших влияние на финансовую устойчивость и экономическую безопасность отечественных компаний, прежде всего, машиностроительного и аграрного секторов экономики. Возникновение рисков в этих секторах усугубилось изменением мировой рыночной конъюнктуры.
Для России к новым факторам возникновения рисков, негативным образом влияющих на развитие экономики, можно отнести динамику изменений ситуации на мировом нефтяном рынке, связанную с объемом добычи и ценами на этот ресурс. По оценкам экспертов, за 10 лет добыча в США почти удвоилась при снижении ее себестоимости: если в 2014 г. Эксперты ОПЕК заявляли о рисках прибыльной добычи сланцевой нефти при цене ниже 80 долларов за баррель, однако, в настоящее время на многих месторождениях себестоимость нефти составляет 35 долларов, а на некоторых 20 долларов.
Подготовленный прогноз Минэкономразвития до 2035 г. не содержит обнадеживающих факторов, влияющих на рост российской экономики. Если мировые цены на нефть будут увеличиваться лишь на уровень долларовой инфляции, то российская экономика будет демонстрировать низкие темпы роста, увеличиваясь не более, чем на 1,7% в год. При сохранении сложив-
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
I
1996 2006 2016
Развивающиеся страны, трлн долл. 5,5 16 56
Развитые страны, трлн долл. 56 128 160
Доля ВВП развивающихся стран, % 126 146 215
Доля ВВП развитых стран, % 280 348 390
шихся цен на нефть потребуются действенные регулирующие меры финансово-экономической политики, нацеленные на повышение экономического роста за счет увеличения численности занятых, инвестиционной активности и производительности труда. Если разработанные меры будут успешными, то экономика России к 2025 г. может выйти на темпы роста около 3,5 [6].
Комплаенс-контроль как часть системы риск-менеджмента. В связи с тем, что компла-енс-риски составляют неотъемлемую часть ведения современного бизнеса, каждой компании, формирующей стратегию развития, независимо от видов и масштабов ее хозяйственной деятельности, необходимо развивать систему комплаенс-контроля, позволяющую осуществлять целенаправленное воздействие на риски на основе отлаженных процедур риск-менеджмента. Информационно-финансовые технологии риск-менеджмента позволяют реализовать институциональный механизм, обеспечивающий разработку системы мер по снижению комплаенс-рисков [7].
В свою очередь, комплаенс-риски в корпоративных структурах финансового и нефинансового сектора связаны с несоблюдением законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или корпоративной культуры. Очевидно, что возникновение в компании комплаенс-рисков влечет за собой применение определенных санкций, штрафов и ограничений со стороны регулирующих органов [8].
Неурегулированные риски снижают финансовую и конкурентную устойчивость бизнеса. Комплаенс-контроль, таким образом, направлен на снижение налоговых рисков и нивелирование риска, связанного с потерей репутации при целенаправленном регулировании рисков, возникающих в процессе экономической деятельности. Комплаенс-контроль снижает риск существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения бизнес-правил поведения, установленных в деловой среде [9].
Задачей комплаенс-контроля является сбор информации о бизнес-процессах при реализации стратегии рыночного позиционирования для принятия управленческих решений, соответствующих профилю рисков [10].
Комплаенс-контроль основан на системе внутреннего контроля и направлен на снижение влияния рисковых факторов на работу корпоративных структур (рис. 4].
Рис. 4. Организация системы внутреннего контроля [10]
Для каждого экономического агента современного рынка профиль риска, а также совокупность применяемых информационных инструментов в системе комплаенс-контроля носят уникальный характер, который определяется отраслевой принадлежностью, уровнем развития корпоративной культуры и корпоративной идентичности, спецификой деятельности компании, сложившейся структуры управления и другими факторами и особенностями.
Корпоративный комплаенс-контроль направлен на урегулирование конфликта интересов, а также недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных
документов. Организация действенной корпоративной системы комплаенс-контроля в компании определяет необходимость реформирования организационной структуры, информационной поддержки риск-менеджмента, расширения компетенций сотрудников на основе целевого повышения квалификации персонала и привлечения новых кадров [10].
Для повышения эффективности исполнения комплаенс-функций при создании службы комплаенс необходимо сформировать службы и выделить инструменты управления операционными рисками компании (табл. 1].
Таблица 1
Инструменты управления операционными рисками
Инструменты управления операционными рисками Функции комплаенса
Регистрация событий в реестре операционных рисков Все комплаенс-функции
Мониторинг с помощью КИР Ведение базы жалоб, расследования по жалобам
Разработка норм профессиональной этики
Процедуры в соответствии с Законом 224-ФЗ (инсайд]
Контроль ПУРЦБ и спец. депозитария
Выявление сделок с признаками манипулирования
Организация системы ПОД/ФТ
Создание системы соблюдения глобальных экономических санкций
Анализ сценариев Управление «китайскими стенами»
Управление конфликтами интересов
Разработка системы противодействия коммерческому подкупу и коррупции
Процедуры в соответствии с Законом 224-ФЗ (инсайд]
Выявление сделок с признаками манипулирования
Управление изменениями законодательства
Система соблюдения глобальных экономических санкций
Сбор потерь в Базе рисковых событий (РС] Ведение базы жалоб, расследования по жалобам
Организация системы ПОД/ФТ
Разработка системы противодействие коммерческому подкупу и коррупции
Контроль ПУРЦБ и спец. депозитария
Создание системы соблюдения глобальных экономических санкций
Информационный комплаенс-контроль включает также соблюдение антикоррупционных правил, законов, инструкций, кодексов корпоративной этики и представляет собой набор информационно-технических функций, направленных на управление правовыми, репутационны-ми рисками, связанными с противодействием мошенничеству и коррупции, управлением конфликтов интересов, соблюдением требований международных санкций и санкций иностранных государств, а также операционными рисками.
Инструменты управления операционными рисками в системе комплаенс-контроля компании Система комплаенс-контроля регулирует риски на основе методов предотвращения, нахождения и устранения проблем с помощью регламентации, обеспечения выполнение правил, законов и стандартов. Прежде всего, для соблюдения надлежащих стандартов поведения на рынке, необходимо соблюдать налоговое законодательство, относящееся к структурированию клиентских продуктов, обеспечивать информационную безопасность и реализацию мер по предупреждению коррупции.
Важной составляющей в системе развития комплаенс-функций крупных корпоративных структур является создание информационной службы риск-менеджмента и рисковыми вложениями капитала [3].
В качестве основных инструментов комплаенса для целей обеспечения устойчивого развития компании следует нацеливать корпоративные структуры на развитие человеческого
капитала [4], применять программы подготовки и переподготовки персонала, включение антикоррупционных положений в коммерческие договоры, карты рисков, аудит, мониторинг конфликта интересов, расследования, механизмы анонимных сообщений системы материального и нематериального стимулирования сотрудников.
Заключение. Инструменты управления операционными рисками наиболее эффективно работают, если они основаны на новых информационно-коммуникационных технологиях, гибко интегрированных в процессы финансового и операционного менеджмента корпоративных структур. В крупных компаниях операционные комплаенс-функции поддерживаются соответствующими регламентами и организационно-распорядительными документами, что позволяет анализировать и контролировать комплаенс-риски в текущем режиме, создавать аналитические базы корпоративных данных и рекомендации по риск-менеджменту в стандартизированной форме.
Литература
1. Алуханян А.А., Андреева А.В. Финансовые и маркетинговые инструменты государственной поддержки программы неоиндустриализации экономики // Философия хозяйства Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ, 2016. № 6. С. 175 (дата обращения 19.02.2017].
2. Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. - М.: Вершина, 2008. - 224 с.
3. Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики.: Пер. с англ. - М.: ООО
«И.Д.Вильямс», 2010. - 496 с.
4. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Повышение значимости теории человеческого капитала для управления модернизацией российской экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики], 2013. № 2, Т.4, С. 49-55 (дата обращения 19.02.2017].
5. Кувшинова О. Рецессия в России закончилась // Ведомости, 2017 - № 4333 от 1 июня https://www.vedomosti.ru/economics/articles /2017/06/01/692483-retsessiya-zakonchilas (дата обращения 19.02.2017].
6. Ночевка Ф. Пять лет, которые потрясут мир: эксперты назвали ключевые для бизнеса будуще-
го технологии // «Коммерсантъ» - 2017 от 3 июня http://kommersant.ru/doc/3317359 (дата обращения 22.02.2017].
7. Проценко О.Д., Цакаев А.Х. Риск-менеджмент на российских предприятиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №6. (дата обращения 24.02.2017].
8. Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
9. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2007. - 288 с.
10. ХолмсЭ. Риск-менеджмент: пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. - 304 с.
Orobinski Audrey Sergeevich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Tax and Taxation; Voronegh State Agricultural University named after Peter the First (114/14, Lo-monosov Str., Voronegh, 394087, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF COMPLIANCE-CONTROL IN THE CONTEXT OF SLOW DOWN OF ECONOMY
AND ESCALATION OF GEOPOLITICAL RISKS Abstract
It is necessary to develop a system of external and internal risks management of companies considering on a basis of new financial technologies by considering the context of "new normal", escalation of geopolitical imbalances and extension of economic sanctions which slow down the growth of economy. Building the effective system of compliance-control which causes surfacing effect on the aftermath of sanctions and restrictions regarding Russian corporations is aimed at detection and decrease of compliance-risks connected with assets quality, quantity and quality of contractors and geographic location and other factors forming some unique environmental threats-opportunities profile of a business. In the modern conditions of a slowdown of the global economy and uncertainty growth the concept of a "new normal" has emerged. The latter reflects some change in global views of think tanks and practitioners on the agenda and growth factors of the global economy which correspond with compliance-risks occurrence.
Keywords: investments activity, uncertainty, recession, system of risk-management, financial technologies, compliance-control, "new normal".