Научная статья на тему 'Концепция образовательного комплаенса ВУЗа'

Концепция образовательного комплаенса ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / РЕПУТАЦИЯ / КРИЗИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТАНДАРТЫ / РЕГЛАМЕНТ / КОДЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ / АНТИКРИЗИСНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова М.Г.

В статье представлен новый взгляд на феномен комплаенса в условиях действия российского антикоррупционного законодательства. Показано, что комплаенс можно применить к образованию как совокупность знаний, умений и навыков работников организации «все делать правильно» (и в частности, в сфере высшего профессионального образования). На основе анализа факторов эффективности ВУЗа, общих требований к работнику соблюдать стандарты, сформулировано предположение о синергетическом эффекте приумножения положительной деловой репутации ВУЗа в ходе реализации программы образовательного комплаенса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция образовательного комплаенса ВУЗа»

Профессиональное развитие менеджера в образовательной среде

229

ником плана действий как тактического (на блажащую перспективу), так и стратегического характера, который бы помог сконцентрировать ресурсы будущего специалиста на нужном направлении карьерного роста.

Однако алгоритм самомаркетинга ни в коей мере не исключает, а наоборот, предполагает дальнейшее самосовершенствование работника в трудовой карьере. Ведь человек, продвигающий свой товар - рабочую силу на рынке труда, не должен переставать совершенствоваться, иначе его модель «товара» устареет, и он станет менее конкурентоспособным. Исследование будет продолжено в направлении отслеживания успешности решения карьерного вопроса выпускников профиля «Антикризисное управление» СГУПСа.

Список литературы:

1. Орлова М.Г Антикризисная функция комплаенс // Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014), Новосибирск, 11-12 ноября 2014 г.: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. - С. 323-329.

2. Орлова М.Г. Технологии сорсинга в образовании // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 143-147.

3. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена. - Издательство: Феникс, 2003. - С. 8.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА ВУЗА

© Орлова М.Г.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье представлен новый взгляд на феномен комплаенса в условиях действия российского антикоррупционного законодательства. Показано, что комплаенс можно применить к образованию как совокупность знаний, умений и навыков работников организации «все делать правильно» (и в частности, в сфере высшего профессионального образования). На основе анализа факторов эффективности ВУЗа, общих требований к работнику соблюдать стандарты, сформулировано предположение о синергетическом эффекте приумножения положительной деловой репутации ВУЗа в ходе реализации программы образовательного комплаенса.

Ключевые слова комплаенс, репутация, кризис, образовательная программа, стандарты, регламент, кодекс, профессиональная этика, антикоррупционный, антикризисный.

* Доцент кафедры «Экономическая теория и антикризисное управление», кандидат педагогических наук, доцент.

230

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Проблема сохранения деловой репутации хозяйствующего субъекта, а также формирования системы управления репутационными рисками становится наиболее актуальной в условиях информационного противостояния участников современных рыночных отношений.

В этой связи требуются новые подходы к управлению кризисными ситуациями и репутацией, которые бы обеспечивали организации не только финансовую устойчивость, но и доверие со стороны различных заинтересованных групп общественности [3, с. 229].

Сегодня репутационные риски являются потенциальной угрозой как для коммерческой, так и некоммерческой организации. Репутация образовательного учреждения становится одним из ключевых критериев определения эффективности ВУЗа [2, с. 268]. Тогда механизмом управления репутационным состоянием организации, и в частности, состоянием качества учебного процесса, может стать образовательный комплаенс.

Известно, что «комплаенс» в переводе с английского (англ. сошрИаисе) означает согласие, соответствие; или действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. Так, речь идет о комплаенсе, когда одна сторона предписывает другой стороне осознанное следование или исполнение некоторого порядка в целях достижения ожидаемого результата, например, в случае ожидания пациентом успешного излечения от болезни по предписаниям врача.

В широком смысле комплаенс трактуется как соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам организации.

Феномен комплаенса для отечественного бизнеса находит отражение в исполнении Федерального Закона РФ № 273 «О противодействии коррупции», т.к. в соответствии с этим законом российские организации обязаны предпринимать меры по борьбе с коррупцией.

В настоящее время в РФ реализуется антикоррупционный комплаенс, как совокупность взаимодействующих нормативных регуляторов в сфере борьбы с коррупцией, с взяточничеством и противодействия отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем. Однако, в условиях осуществления образовательного процесса сущность комплаенса может быть представлена несколько в ином ракурсе, который не нарушает исходное его толкование: образовательный комплаенс - как механизм управления деловой репутацией ВУЗа в системе антикризисного (и в т.ч. антикоррупционного) управления.

В данном аспекте вопрос рассмотрения сущности механизма образовательного комплаенса для ВУЗа может содержать следующие компоненты:

- Профессиональный комплаенс - методология профессиональной деятельности, знание как делать правильно, т.е. реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС, обеспечение качества образовательных программ (основных и вспомогательных).

- Коммуникационный комплаенс - как стремление делать правильно, т.е. установка профессорско-преподавательского состава на соответствующее внутренним регламентирующим документам взаимо-

Профессиональное развитие менеджера в образовательной среде

231

действие как со студентами (обучающимися), так и со всеми работниками организации.

- Заключительный комплаенс - уверенность, как навык все делать правильно, т.е. подтверждение результата подготовки выпускников, обладающих соответствующими компетенциями, эффективное завершение какой-либо части учебного процесса.

Исходя из сущности образовательного комплаенса, он должен сводиться к пониманию, стремлению и уверенности сотрудников в соответствии своей деятельности всем внутренним регламентам образовательного учреждения.

О потенциале адаптивного встраивания механизма комплаенса в «организм» образовательной организации говорят следующие факты.

Так, во многих ВУЗах разработаны внутренние правила распорядка для сотрудников и студентов. Однако, студенты в контексте поставленной проблемы - это не столько сторона клиентуры, сколько партнеры в достижении целей образования. Объединения усилий этих сторон с целью достижения ожидаемого результата, необходимы согласованные действия. Поэтому в предлагаемой концепции образовательного комплаенса особое место отводится роли студенчества в соблюдении определенных норм и правил поведения в общежитии. Время активного учения и общения студентов в молодежной среде можно наполнить элементами профессиональной этики будущих специалистов, например, с помощью Кодексов чести.

Предлагается в основу методологии образовательного комплаенса положить программу, которая может иметь три уровня реализации. Первый, базовый уровень предполагает реализацию внутренних обучающих мероприятий, направленных на формирование представлений о значимости положений Кодекса и других важных внутренних документов и процедур для каждого работника организации, при активном участии высшего руководства организации. Второй уровень означает непосредственное наполнение комплаенс политики организации необходимыми документами: инструкциями, правилами и прочими внутренними документами, дополняющими и разъясняющими кодекс. Тогда третий уровень - объединенная интерпретация всех документов второго уровня в наиболее значимом внутреннем регламенте, например, в Кодексе [1, с. 73].

На наш взгляд, важно компетентностное отражение методологии комплаенс в образовательных программах подготовки студентов, и в частности, экономистов-менеджеров, антикризисных управляющих, с последующим внедрением этой методологии в их профессиональную деятельность.

Кроме того, существенное значение приобретает комплексность комплаенс-программы, которая должна заключаться, во-первых, в техническом, экспертном контроле всех бизнес-процессов организации; во-вторых, в разработке и соблюдении принципов образовательного комплаенса работниками ВУЗа независимо от занимаемой ими должности.

232

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Так, среди регламентирующих документов важно согласование Кодексов чести и профессионального поведения не только преподавателей, но и студентов как будущих специалистов в какой-либо сфере деятельности. Примером такой сферы может являться антикризисное управление, как один из профилей подготовки менеджеров.

С позиций обучения целесообразно включать в образовательную программу подготовки специалиста (бакалавра, магистра), в программу переподготовки или повышения квалификации менеджеров учебный блок в формате рефлексивно-креативного тренинга по формированию комплаенса экономиста-менеджера.

Задачами такого тренинга для студентов экономических специальностей могут стать следующие положения образовательной комплаенс-программы:

1. Формирование представлений о своде правил по надлежащему поведению руководящего состава и сотрудников организации с последующей разработкой шаблонов профессиональных кодексов;

2. Развитие профессиональной рефлексии при обсуждении правил и кодексов в ходе учебных информационных и коммуникационных мероприятий [2];

3. Освоение профессионально-этических норм поведения будущего специалиста в соответствии с регламентирующими документами потенциального работодателя [1, с. 74].

В результате можно получить синергетический эффект от образовательного комплаенса, при котором все сотрудники и лица, представляющие данную организацию, а также обучающиеся, в своем поведении соответствовали бы профессиональным и этическим стандартам. При этом организация приобретает и поддерживает (или приумножает) свою деловую репутацию надежного участника рынка образовательных услуг, защищенного от социальных кризисов, в т.ч. репутационных.

Список литературы:

1. Орлова М.Г. Комплаенс-система как антикризисный механизм активизации человеческого фактора // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск, 2015. - № 2. - С. 71-75.

2. Орлова М.Г. Репутационный рейтинг преподавателя как показатель конкурентоспособности ВУЗа // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции, 6-7 февраля 2014. - Новосибирск: СГУПС, 2014. - С. 267-269.

3. Орлова М.Г. Совершенствование деятельности транспортной компании на основе комплаенс-программы // Тезисы VIII Международной научнотехнической конференции в рамках года науки Россия-ЕС «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке». - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - С. 229-330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.