Научная статья на тему 'Репутатационная экономика: новая парадигма исследования экономического роста'

Репутатационная экономика: новая парадигма исследования экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / РЕПУТАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / РЕПУТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕПУТАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕПУТАЦИОННАЯ МАРЖА / РЕПУТАЦИОННЕАЯ ЦЕНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / REPUTATSIONNEY PRICE / REPUTATION MARGIN / INTANGIBLE ASSETS / REPUTATION EXPENSES / REPUTATION RESOURCES / CONCEPTUAL AND CATEGORIAL DEVICE / REPUTATION ECONOMY / REPUTATION CAPITAL / REPUTATION / ECONOMIC DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груничев Александр Станиславович, Ельшин Леонид Алексеевич

Предметом исследования является репутационная экономика, представляющая собой совокупность общественных наук, изучающих распределение, обмен и потребление товаров и услуг как результат формирования в глобальном информационном пространстве положительной репутации экономических агентов на основе системы «социальных доказательств», формирующих развитие кооперационных связей, обеспечивающих им дополнительную экономическую и социальную выгоду. Авторы подробно останавливаются на разработке, уточнении и содержательно-функциональных характеристиках понятийно-категориального аппарата, раскрывающего отличительные особенности таких понятий, как «экономика», «репутационная экономика» и «региональная репутационная экономика». Для решения поставленных задач исследования применялись общенаучные методы познания, включающие синтез, методы системного, комплексного, логического, сравнительного анализа Как показывает практика и эмпирические наблюдения репутационная активность экономических агентов формирует целый набор перспектив их развития. В этой связи репутация имеет весьма важное значение и приобретает широкое распространение в научно-исследовательском поле. Однако, несмотря на популяризацию данного научного направления, все еще теория репутационной экономики территорий не получила должно развития и внимания, что в значительной степени ограничивает исследовательскую парадигму, основывающуюся на изучении нематериальных факторов производства в системе социально-экономического развития регионов или национальных экономических систем в целом В этой ситуации важнейшая миссия в развитии экономической науки состоит в разработке концепции и методологии теории репутационной экономики применительно к экономическим системам. Это предполагает выработку и обоснование совокупности теоретических положений, а также разработку понятийно-категориального аппарата. Частичному решению этих вопросов и посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Груничев Александр Станиславович, Ельшин Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUTATION ECONOMY: NEW PARADIGM OF STUDYING ECONOMIC GROWTH

The subject of this research is the reputation economy that represents a combination of social sciences studying distribution, exchange and consumption of goods and services as a result of formation of the positive reputation of economic agents within the global information space based on the system of “social proofs” affecting the development of cooperation ties, as well as providing them with the additional economic and social profit. The attention is focused on the formulation, explanation and substantial-functional characteristics of the conceptual-categorical apparatus, which reveals the distinct features of such terms as “economy”, “reputation economy” and “regional reputation economy”. Practice and empirical observations demonstrate that reputation activity of the economic agents forms a range of the prospects of their development. Therefore, reputation is highly important and receives widespread attention in the scientific research field. However, despite its popularization, the theory of reputation economy has yet not received due development and attention, which significantly limits the research paradigm based on studying the nonmaterial factors of production within the system of regional economic development or national economic systems overall. In this regard, an important mission in the development of economic science consists in devising of the concept and methodology of the theory of reputation economy applicable to the economic systems. This suggests the formulation and substantiation of a complex of theoretical considerations, as well as the development of the conceptual-categorical apparatus. This article is dedicated to partial solution of these questions.

Текст научной работы на тему «Репутатационная экономика: новая парадигма исследования экономического роста»

Теоретическая и прикладная экономика

Правильная ссылка на статью:

Груничев А.С., Ельшин Л.А — Репутатационная экономика: новая парадигма исследования экономического роста // Теоретическая и прикладная экономика. - 2019. - № 3. - С. 15 - 26. DOI: 10.25136/24098647.2019.3.30499 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=30499

Репутатационная экономика: новая парадигма исследования экономического роста

Груничев Александр Станиславович

кандидат экономических наук

заведующий кафедрой конкурентной политики юридического факультета, Казанский (Приволжский)

федеральный университет

420008, Россия, республика Татарстан, г. Казань, уп. Кремлевская, 18

ЕЗ leon316@yandex.ru

Епьимн Леонед Алексеевич

доктор экономических наук

заведующий отделом макроисследований и экономики роста, ГБУ "Центр перспективных экономических

исследований А<адемии наук Республики Татарстан"

420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, уп. Зои Космодемьянской, 15

И Leonid.Elshin@tatar.ru

Статья из рубрики "Экономическая теория и история экономической мысли"

Аннотация.

Предметом исследования является репутационная экономика, представляющая собой совокупность общественных наук, изучающих распределение, обмен и потребление товаров и услуг как результат формирования в глобальном информационном пространстве положительной репутации экономических агентов на основе системы «социальных доказательств», формирующих развитие кооперационных связей, обеспечивающих им дополнительную экономическую и социальную выгоду.Авторы подробно останавливаются на разработке, уточнении и содержательно-функциональных характеристиках понятийно-категориального аппарата, раскрывающего отличительные особенности таких понятий, как «экономика», «репутационная экономика» и «региональная репутационная экономика». Для решения поставленных задач исследования применялись общенаучные методы познания, включающие синтез, методы системного, комплексного, логического, сравнительного анализа Как показывает практика и эмпирические наблюдения репутационная активность экономических агентов формирует целый набор перспектив их развития. В этой связи репутация имеет весьма важное значение и приобретает широкое распространение в научно-исследовательском поле. Однако, несмотря на популяризацию данного научного направления, все еще теория репутационной экономики территорий не получила должно развития и внимания, что в значительной степени ограничивает исследовательскую парадигму, основывающуюся на изучении нематериальных факторов производства в системе социально-экономического развития регионов или национальных экономических систем в целомВ этой ситуации важнейшая миссия в развитии экономической науки состоит в

разработке концепции и методологии теории репутационной экономики применительно к экономическим системам. Это предполагает выработку и обоснование совокупности теоретических положений, а также разработку понятийно-категориального аппарата. Частичному решению этих вопросов и посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: репутация, репутационный капитал, репутационная экономика, понятийно-категориальный аппарат, репутационные ресурсы, репутационные издержки, нематериальные активы, репутационная маржа, репутационнеая цена, экономическая динамика

DOI:

10.25136/2409-8647.2019.3.30499

Дата направления в редакцию:

09-08-2019

Дата рецензирования:

10-08-2019

Дата публикации:

30-09-2019

Благодарность: публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-010-00211

Анализ научных работ, посвященных исследованиям репутации и ее влияния на социоэкономическую динамику развития экономических агентов, демонстрирует, в подавляющем большинстве случаев, их ориентацию на использование принципов маркетингового анализа. При этом недостаточному вниманию подвергаются экономические аспекты изучаемых вопросов. Между тем, практически в каждом исследовании можно встретить тезисы о том, что репутация - есть важнейший актив территории, определяющий ее социально-экономический потенциал. Тем самым, по сути, конструируются гипотезы, выраженные в категориях экономического анализа. В связи с этим считаем важным и крайне актуальным взглянуть на репутационные аспекты через призму экономического анализа. Однако для этого требуется перейти в экономико-математическую «систему координат», позволяющую количественно измерить изучаемые явления и обосновать или, наоборот, опровергнуть выдвигаемые гипотезы относительно влияния репутационной составляющей на экономическое развитие территориальных систем. В связи с этим требуется расширить понятийный аппарат, дополнив его такой важной категорией как «репутационная экономика». Это позволит не только по-новому взглянуть на изучаемые явления, но и расширить методологические горизонты теории экономического роста через призму измерения нематериального институционального актива региона - репутационного капитала.

При этом важно заметить, что само понятие «репутационная экономика», в контексте поставленного в настоящем исследовании предмета исследования, практически не

встречается в пространстве российских работ в области экономики. Наиболее близкие по содержательному смыслу к рассматриваемому понятию используются такие категории, как «репутационный менеджмент», «репутационный капитал (актив)», «репутационные ресурсы», «репутационные издержки» и др. При этом под репутационным менеджментом принято подразумевать процесс конструирования и поддержания положительной репутации персоны или организации как социальной реальности, который сводится к прививанию устойчивых привычек (хабитуализации) тех моделей поведения, которые способствовали бы поддержанию положительной репутации в обществе -U0!.

Под репутационным капиталом, в соответствии с научно-методологическим подходом,

изложенным в работе Решетниковой И. И.-11!, понимается «потенциал фирмы, который уже имеется на рынке и может быть использован как нематериальный ресурс путем его покупки. Например, к репутационному капиталу, трансформируемого в нематериальные (репутационные) активы, можно отнести традиционно хорошее отношение к товару со стороны потребителей, их заинтересованность в каких-то его потребительских свойствах, доверие к фирме-производителю и т. п.»

Наконец, под репутационными ресурсами в той же работе предлагается понимать «совокупность факторов неосязаемого характера, включающих отношенческие аспекты между организацией и бизнес-партнерами, организацией и потребителями, между организацией и общестовм. Исходя из этого определения, вложения в репутационные ресурсы следует рассматривать как долгосрочные инвестиции социального характер»

В отличие от российских, зарубежные авторы и исследователи довольно активно оперируют понятием «репутационная экономика» («reputation economy»). Однако смысл, который в него вкладывается, по нашему мнению, не раскрывает его смысловую нагрузку, особенно с точки зрения мезо- и макроэкономического анализа. Также, как и в российском научном пространстве, здесь встречаются, по сути, отдельные составляющие этого понятия, применяемые к исследованию моделей поведения применительно отдельным хозяйствующим субъектам (фирмам, домашним хозяйствам.). Важно заметить также и то, что большинство зарубежных исследователей изучают рассматриваемую категорию через призму маркетингового анализа. Однако, важнейшей компонентой репутации является экономическая составляющая, что следует из самого названия этого понятия. Кроме того, репутационная экономика, формирующая систему нематериальных институциональных активов, способна генерировать соответствующие экономические эффекты. Их измерение и количественная оценка - весьма неисследованное явление в экономической науке, особенно в контексте региональных и национальных экономических систем.

Опираясь на зарубежные взгляды к определению и содержательной интерпретации понятия «репутационная экономика» необходимо отметить их однозначную ориентацию на объект исследования, в качестве которого выступает индивид, обладающий различной репутацией, формирующей базис его карьерного и личностного развития.

Так, в соответствии с подходом Д. Шобел репутационная экономика - это «среда, в которой бренды экономических агентов формируются на основе их восприятия в онлайн пространстве посредством всесторонней оценки их позитивных и негативных качеств и характеристик» -U^i. По существу, репутационная экономика формирует базис для формирования глобального рынка рекрутинга на основе генерации базы данных репутационной активности хозяйствующих субъектов и понимания их стоимости (к

примеру, по статистике потребители смотрят онлайн-обзоры продуктов, прежде чем принимать решение о покупке, а 90% считают, что они подвержены влиянию этих отзывов. Еще 64 процента респондентов заявляют, что их решения о покупке зависят от социального контента. Подавляющее большинство рекрутеров - 91%- проверяют

социальные профили кандидатов, прежде чем они вызовут их на собеседование -t131). Ключевой задачей репутационной экономики является развитие и масштабирование личного бренда в онлайн пространстве с учетом генерирующихся отзывов и комментариев в Интернете (онлайн-репутации). Положительная репутация в информационном глобальном пространстве будет способствовать не только росту объема продаж товаров и услуг с высоким уровнем репутации, но и сформирует существенный задел для диверсификации бизнеса (деятельности). Таким образом, репутационная экономика ориентирована на создание цифрового капитала хозяйствующих субъектов,

доступного для оценки и анализа для всех заинтересованных контрагентов U41.

Аналогичной позиции придерживаются и эксперты Всемирного экономического форума

U51. Так, в соответствии с мнением Дж. Клейна, важнейшей составляющей интенсификации развития компаний является наличие у них качественного бренда, способствующего процессам кооперации с ними других хозяйствующих субъектов с целью повышения обоюдной экономической эффективности использования располагаемых ресурсов. В качестве примера он приводит такие компании, как Убер, которая создает меритократии для нелицензированных водителей автомобилей; Skillshare, которая позволяет проводить специальные учебные мероприятия; Kickstarter, способствующей финансированию краудсорсинга и др.

Все, что объединяет данные компании, это способность предоставить сервисы и информационные ресурсы своим контрагентам на индивидуальной основе, основываясь на собственной положительной репутации и бренде. Подобно рода алгоритмы продвижения компаний на рынке и есть, согласно позиции Дж. Клейна, репутационная экономика.

Репутационная экономика во многом строится на социальных сетях. Одной из самых мощных функций социальных сетей для бизнеса является «социальное доказательство». Социальное доказательство - это растущая тенденция иметь высокий уровень репутации фирмы и положительного бренда на основе существующего большего количества подписчиков в социальных сетях. Экономический агент может утверждать о высоком уровне его качественно-количественных характеристик, однако тысячи или миллионы людей используют социальные сети, чтобы сказать, что компания лучшая, у компании есть так называемое социальное доказательство.

В концентрированной форме ключевые в зарубежные подходы к изучению понятия «репутация хозяйствующего субъекта» приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные подходы к изучению категории «репутационная экономика»

(систематизировано автором)

Походы, концепции, теории, модели Авторы Результаты

Достоинства Недостатки

Репутационная экономика -это «среда, в которой бренды экономических агентов формируются на основе их восприятия в Д. Шобел 1641 Однозначная ориентация на объект исследования, в качестве которого выступает индивид, Превалирование методов качественного анализа

онлайн пространстве посредством всесторонней оценки их позитивных и негативных качеств и характеристик» обладающий различной репутацией, формирующей базис его карьерного и личностного развития

Репутационная экономика ориентирована на создание цифрового капитала хозяйствующих субъектов, доступного для оценки и анализа для всех заинтересованных контрагентов Daniel Burrus Использование методов системного анализа Маркетинговый подход к его интерпретации

Все, что объединяет компании, это способность пре дос та в ить се рв ис ы и информационные ресурсы своим контрагентам на индивидуальной основе, основываясь на собственной положительной репутации и бренде. Подобно рода алгоритмы продвижения компаний на рынке и есть, согласно позиции Дж. Клейна, репутационная экономика Josh Klein Репутационная экономика во многом строится на социальных сетях. Одной из самых мощных функций социальных сетей для бизнеса является «социальное доказательство». Маркетинговый подход к его интерпретации

Итак, краткий обзор зарубежных и российских подходов к изучению понятия «репутационная экономика» демонстрируют нам, главным образом, маркетинговый подход к его интерпретации. Важно обратить внимание также и на то, что, несмотря на отсутствие в отечественном исследовательском пространстве понятия «репутационная экономика» оно, по сути, транслируется, в соответствии с зарубежными подходами, через категорию «репутационный менеджмент». Анализируя два этих понятия становится очевидной их тождественность, поскольку и в рамках первого, и в рамках второго определения предполагается, что это процесс создания и управления положительным образом (брендом) в онлайн пространстве.

На наш взгляд, как это уже ранее упоминалось, репутационная экономика должна раскрываться не только в категориях маркетингового анализа, но и, поскольку она формирует целый набор исключительно экономических эффектов, в категориях экономического анализа. Это требует соответствующей проработки системы понятий в рамках обозначенной парадигмы исследования. В соответствии с изложенным подходом, предлагается в настоящей работе понимать под репутационной экономикой совокупность общественных наук, изучающих распределение, обмен и потребление товаров и услуг как результат формирования в глобальном информационном пространстве положительной репутации экономических агентов на основе системы «социальных доказательств», формирующих развитие кооперационных связей, обеспечивающих им

дополнительную экономическую и социальную выгоду.

Необходимо обратить внимание на то, что из данного определения, исключена основная компонента экономических отношений - производство. Это связано с тем, что по своей сути репутационная экономика не изучает вопросы производства благ. Ее основной задачей является поиск инструментов и методов продвижения и распределения готового продукта посредством его брендирования и создания благоприятного образа в инфо рма ционном про стра нс тв е .

Таким образом можно утверждать, что репутационная экономика включает в себя более узкий набор основных компонент, в отличие от категории «экономика», которая традиционно включает в себя четыре стадии деятельности, охватывающие ключевые процессы экономического развития: производство, распределение, обмен и потребление.

Опираясь на общепринятые в экономической теории методы и теории можно выделить целый набор направлений теории репутационной экономики, например, таких, как:

- региональная репутационная экономика;

- отраслевая репутационная экономика;

- институциональная репутационная экономика; и др.

Учитывая, что в качестве одной из главных целей настоящего исследования выступает поиск и разработка концепции и методологии теории репутационной экономики применительно к региональным экономическим системам важно также ввести в научный оборот понятие «региональная репутационная экономика» и раскрыть его сущностные характеристики через призму предлагаемой интерпретации категории «репутационная экономика».

Опираясь на вышеизложенные принципы, раскрывающие особенности реализации репутационной экономики, в соответствии с подходами российских и зарубежных экспертов и исследователей, ключевое отличие «региональной репутационной экономики» от просто «репутационной экономики» заключается в системе доступа к инструментам и методам, формирующим бренд. Хозяйствующий субъект обладает наличием весьма широкого круга инструментов для «регулирования» в глобальном информационном медиапространстве (в том числе Интернете) своего положительного образа (бренда) посредством применения различного рода сервисов (рассылка, продвижение и т.п.). В то же время, в случае если в качестве объекта исследования выступает регион (территория) его онлайн репутация формируется во многом на основе комментариев, публикуемых сторонними экспертами (СМИ). Таким образом, круг методов в части регулирования и управления репутацией региона существенно снижается.

Подобного рода отличия между рассматриваемыми категориями вызывают вполне естественный интерес. В связи с чем в таблице 2 приведены основные характеристики, раскрывающие понятия «экономика», «репутационная экономика», «региональная репутационная экономика».

В соответствии с представленными в таблице данными можно видеть, что репутационная экономика ориентирована, в первую очередь, на повышение уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В то время как экономическая наука

призвана решать куда более широкий и фундаментальный класс задач, направленных, в первую очередь, на поиск рациональных моделей хозяйствования экономических а ге нто в .

Таким образом, определив категориально-понятийный аппарат, а также сформулировав основные составляющие прикладного и фундаментального характера, раскрывающие сущность и значение репутационной экономики в системе управления, необходимо перейти к решению вопросов, связанных с идентификацией и уточнением ряда сопутствующих понятий и категорий. К ним, к примеру, необходимо отнести репутационные издержки, репутационная прибыль, репутационная цена и т.п. При этом необходимо придерживаться фундаментальной концепции теории репутационной экономики, в соответствии с которой ее функционал должен реализовываться через призму экономических категорий, методов и принципов.

Таблица 2 - Содержательно-функциональные характеристики понятийно-категориального а ппа ра та (ра з ра б о та но ав то ро м)

Характеристика Экономика Репутационная Региональная

экономика репутационная

экономика

Определение Хозяйственная Совокупность Прикладной раздел

деятельность общественных наук, репутационной

общества, а также изучающих экономики,

совокупность распределение, обмен изучающий основы

отношений, и потребление товаров рационального

складывающихся в и услуг как результат использования

системе формирования в по те нциа ла и

про из в о дс тв а , глобальном возможностей

распределения, информационном территории через

обмена и пространстве призму

потребления положительной рациональной

репутации оценки ее

экономических агентов репутационного

на о с но в е сис те мы капитала в

«социальных глобальном

доказательств», информационном

формирующих развитие пространстве

кооперационных

связей,

обеспечивающих им

дополнительную

экономическую и

социальную выгоду

Объект Экономические Экономические, Экономические,

исследования процессы и социальные и социальные и

явления, институциональные институциональные

происходящие в процессы и явления, процессы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

той или иной формирующие систему явления,

экономической репутационной формирующие

среде активности систему

экономических агентов репутационной

активности

территориальных

систем (регионов)

Предмет Ж изнедеятельность Модели экономического Э л е ме нты и

исследования экономических развития механизмы

агентов, а также их хозяйствующих в нутре нне й

экономическое субъектов в результате структуры основных

поведение в связи генерирующейся составляющих

с той системы «социальных репутационной

экономической доказательств», активности региона:

средой, в которой определяющих их экономическое

они находятся образ и репутацию в развитие,

глобальном социальное

информационном развитие,

пространстве эффективность

управленческих

ресурсов региона;

технологическое

развитие,

институциональное

развитие

Методологическая Экономическая Раскрывает основные Раскрывает

функция наука в методоло! принципы и ме то ды основные принципы

гическом плане интенсификации и ме то ды

раскрывает экономического интенсификации

основные принципы развития экономического

и методы познания хозяйствующих развития регионов в

экономических субъектов в условиях условиях

явлений с целью объективно объективно

предвидения формирующейся и формирующейся

возможных управляемой репутационной

экономических репутационной среды среды территорий в

пос ле дс тв ий в глобальном

ре з ул ьта те информационном

реализации пространстве

практических

действий

экономическими

агентами

Инструменты Экономические, Экономические, Экономические,

воздействия управленческие управленческие, управленческие,

маркетинговые маркетинговые

Научно- С ос то ит в том, На основе На основе

познавательная что бы в с е с то ро нне теоретических теоретических

функция изучать процессы обобщений обобщений

про из в о дс тв а , инструментов и методов инструментов и

распределения, формирования системы методов

обмена и благоприятного образа генерирования

потребления экономических агентов, репутационной

ма те р иа л ьных бла г в то м чис ле на ос но в е активности

Прикладная функция

и услуг,

которых

с ущ е с тв о в а ние

человеческого

общества

невозможно

Г161

без

развития методов

«социальных доказательств», научно-познавательная функция репутационной экономики позволяет открыть новые законы распределения, обмена и потребления

общественных благ

региональных экономических систем, в том числе на о снов е ра з в ития методов «социальных доказательств», научно-

по з на в а те льна я

функция

региональной

репутационной

экономики

позволяет открыть новые законы

социально-экономического развития регионов в условиях

институциональных

и конъюнктурных

трансформаций

параметров

глобального

информационного

пространства

С ос то ит в

возможности

разработки

социально-

экономических

программ страны,

рациональных

моделей

хозяйствования, пос тр о е ния научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике

С о с то ит в в о з мо ж но с ти разработки

эффективных программ развития

конкурентоспособности

экономических агентов

на основе построения и

моделирования

индексов

репутационной

активности

С о с то ит в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможности

разработки

региональных

программ

повышения

эффективности

конкурентной среды

на основе

количественной

идентификации

индексов

репутационной

активности регионов

и в ыра б о тки

адаптированных

направлений их

приращения с

использованием

специальных

методов экономико-

математического

анализа

В соответствии с общепринятыми подходами к определению смежных понятий, использующихся в теории экономического анализа, сущность и содержание вводимых в научный оборот новых категорий представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сущность и содержание понятий, расширяющих исследовательский диапазон теории репутационной экономики

Определения, соответствующие традиционным подходам в экономической теории Определения, соответствующие теории репутационной экономики

Издержки - это показатель эффективности и интенсивности потребления ресурсов. Характеризует размер использованных ресурсов в рамках осуществления хозяйственной деятельности экономического агента. Репутационные издержки - характеризуют размер дополнительно израсходованных ресурсов, требующихся для распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Репутационные издержки обратно пропорциональны уровню репутационной активности. Чем эффективнее репутация экономического агента, тем меньше ресурсов им будет потрачено на продвижение продукции, услуг.

Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и з а трата ми на произ в о дс тв о или прио бре те ние , хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Г161 Репутационная маржа - дополнительно генерируемая прибыль экономического агента в результате снижения репутационных издержек. (положительная разница между суммарными доходами экономического агента и его валовыми затратами, включая репутационные издержки).

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. ^^ Репутационная цена - количество денег, которые покупатель готов дополнительно передать продавцу в силу высокого уровня репутации товара/услуги.

Представленные подходы к понятийно-категориальному аппарату, применяемые к теории репутационной экономики, формируют базис и методологическую основу для реализации новой серии научно-исследовательских процессов, направленных на определение влияния основных составляющих репутационной экономики на параметры функционирования экономических агентов. Особенно актуальными данные подходы представляются в контексте изучения региональной экономики через призму ее репутационной активности и генерируемых на этой основе рассматриваемых показателей эффективности. Это способствует более комплексному пониманию основ социально-экономического развития территорий в условиях трансформации институциональной среды, глобализации воспроизводственных процессов вследствие перехода на новый тип технологического уклада, генерирования новых типов и механизмов экономического

роста вследствие активизации в последние годы так называемой четвертой промышленной революции, основывающейся во многом на нематериальные активы и новые контуры конкурентоспособности экономических агентов, формирующиеся относительно нематериальных факторов производства.

Библиография

1. Roberts, P. W., & Dowling, G. R. (2002). Corporate reputation and sustained superior financial performance. Strategic Management Journal, 23(12), 1077-1093.

2. Raithel, S., & Schwaiger, M. (2014). The effects of corporate reputation perceptions of the general public on shareholder value. Strategic Management Journal, 36(4), 945956. http://dx.doi.org/10.1002/smj.2248

3. Shamsie, J. (2003). The context of dominance: An industry-driven framework for exploiting reputation. Strategic Management Journal, 24(3), 199-215. http://dx.doi.org/10.1002/smj.291

4. Fombrun, C., & Shanley, M. (1990). What's in a name? Reputation building and corporate strategy. Academy of Management Journal, 33(2), 233-258,

5. Hall, R. (1993). A framework linking intangible resources and capabilities to sustainable competitive advantage. Strategic Management Journal, 14(8), 607-618.

6. Roberts, P. W., & Dowling, G. R. (2002). Corporate reputation and sustained superior financial performance. Strategic Management Journal, 23(12), 1077-1093.

7. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №

8. С. 91-102 8. Панкрухин А.П. "Лучшие города для бизнеса". насколько удалось Forbes оценить удобство российских городов // Корпоративная имеджелогия.-2008.-№3.-С. 76-77.

9. Корчагин П.В. Экономическое и социальное развитие территории: методологические и прикладные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Тольяттинский государственный университет сервиса.-Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса.-2012.-491 с. 91-102.

10. Черепанова В.Н. РЕПУТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 11-4. - С. 875-879; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id = 41272 (дата обращения: 04.03.2019)

11. Решетникова И. И.. Репутационный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса: теория, методология исследования, проблемы формирования и управления в условиях глобализации рынков: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. — Волгоград, 2011. — 357 c.

12. Dan Schawbel The Reputation Economy is Coming-Are You Prepared? // Форбс.- 2011. -;URL: https ://www.forbes.com/sites/danschawbel/2011/02/28/the-reputation-economy/#26f1226e5ae5 (дата обращения: 04.03.2019)

13. Stuart J. Johnston Microsoft Survey: Online 'Reputation' Counts // InternetNews.com. -2010. -; URL:

http://www.internetnews.com/webcontent/article.php/3861241/Microsoft-Survey-Online-Reputation-Counts.htm (дата обращения: 04.03.2019)

14. Daniel Burrus The Reputation Economy: Are You Ready? // ФWorld Leading Futurist on Global Trends and Innovation- 2017. -;URL: https://www.huffingtonpost.com/daniel-burrusAhe-reputation-economy-ar_b_7071298.html (дата обращения: 04.03.2019)

15- Josh Klein The rise of the reputation economy // World Economic Forum-2014.-;URL: https ://www.weforum.org/agenda/2014/01/the-rise-of-the-reputation-economy/ (дата обращения: 04.03.2019) 16. Алиев В.Г. Региональные проблемы переходной экономики. М.: Экономика, 2002. 646 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.