Трусова Е.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», старший преподаватель кафедры психологии.
Ткач Е.Н.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук.
Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия*
Аннотация. В статье представлены результаты исследования гендерных различий проявления репродуктивных мотивов супругов. Было опрошено 100 супружеских пар в период 2020-2021 гг. Самыми значимыми для супругов, принимавшим участие в исследовании, являются конструктивные психологические мотивы рождения ребёнка. Супруги понимают эти мотивы, часто совпадая в выборе пары (около 20% пар). Это были пары одинаковые по брачному стажу (5-10 лет), реализовавшие свои репродуктивные планы. Для данных пар ценность детей и семьи была максимальна значима. По результатам исследования достаточно значимым является деструктивный социальный мотив соответствия ожиданиям семьи, на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет определенное влияние, особенно для женщин. Деструктивный экономический мотив для получения материальной выгоды также вошел в число достаточно значимых для опрошенных супругов. Было выявлено, что мужчины, принявшие участие в исследовании, больше в 1,5 раза, чем женщины, подвержены экономическому расчету. А женщины менее, чем мужчины, переживают за возможность с помощью ребёнка получить экономические бонусы.
Ключевые слова: репродуктивные мотивы, конструктивные мотивы, деструктивные мотивы, супружеская пара, беременность, социальные ожидания, отношения, здоровье.
Trusova E.A.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific State University ", Senior Lecturer of the Department of Psychology.
Tkach E.N.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific State University", Head of the Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences.
Reproductive motives in a married couple: gender differences
Abstract. The article presents the results of a study of gender differences in the manifestation of reproductive motives of spouses. 100 married couples were surveyed in the period 2020-2021.
* © Трусова Е.А., Ткач E.H., 2022.
Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия
The most significant for the spouses who took part in the study are constructive psychological motives for the birth of a child. Spouses understand these motives, often coinciding in the choice of a couple (about 20% of couples). These were couples with the same length of marriage (5-10 years) who had realized their reproductive plans. For these couples, the value of children and family was the most significant. According to the results of the study, the destructive social motive of meeting family expectations is quite significant; this social motive has a certain influence on the reproductive attitude, especially for women. The destructive economic motive for obtaining material gain was also among the most significant for the interviewed spouses. It was found that the men who took part in the study, 1.5 times more than women, are subject to economic calculation. And women are less than men worried about the opportunity to receive economic bonuses with the help of a child.
Key words: reproductive motives, constructive motives, destructive motives, married couple, pregnancy, social expectations, relationships, health.
В настоящее время исследователи обращаются к выявлению и описанию репродуктивных установок и репродуктивных мотивов поведения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Репродуктивные мотивы представляют собой социально-психологический феномен, побуждающий человека к достижению разного рода целей и личностной реализации через рождение определенного количества детей. Среди мотивов сохранения и прерывания беременности выделяют экономические, социальные и психологические, так же выделяют конструктивные и деструктивные мотивы.
1. Экономические мотивы обусловливают рождение того или иного числа детей, при этом посредством рождения ребенка достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.
2. социальные мотивы определяют рождение определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.
3. Психологические мотивы: через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо индивидуальные потребности личности.
Конструктивные репродуктивные мотивы включают стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью, неповторимостью, переживание беременности как способа принадлежности к семейной системе, как выражения обоюдного желания супругов иметь ребенка, также потребности в заботе о ребёнке и ощущении радости материнства/отцовства.
Деструктивные репродуктивные мотивы проявляются в отношении к беременности как стремлении иметь существо, которое реализует мечты и планы матери, избежать одиночества, способу восполнения дефицита любви к самому себе. К этим феноменам также относятся мотивации беременности как соответствие социальным ожиданиям, способ сохранения отношений и удержания партнера в браке, достижение псевдодифференциации от родительской семьи, беременность как способ легализации брака, как основы для материальных или социальных благ, беременность ради сохранения собственного здоровья, беременность как отказ от настоящего.
Для изучения мотивов рождения детей у мужчин и женщин мы использовали опросник «Репродуктивные мотивы» (авторы Морозова И.С., Бе-
логай К.Н., Борисенко Ю.В., Отт Т.О.), который предназначен для определения репродуктивной мотивации супружеских пар. Было опрошено 100 супружеских пар в период 2020-2021 гг.
Рассмотрим результаты, полученные после обработки данных, полученных с помощью опросника «Репродуктивные мотивы». Опросник помог определить репродуктивную мотивацию мужчин и женщин. Среди 10 мотивов выделяют экономические (1), социальные (4) и психологические (5), так же все эти мотивы делят на конструктивные и деструктивные.
I. Конструктивные мотивы:
1. Беременность ради ребенка (психологический мотив) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.
Среди опрошенных мужчин у 62% мотив «беременность ради ребенка» сильно выражен, у 38% выражен на среднем уровне. Женщин, имеющих сильно выраженный мотив 71%, средне выраженный мотив 29%. Мужчин и женщин со слабо выраженным мотивом выявлено не было.
Среди опрошенных оказалось 20% пар, где оба супруга показали сильно выраженный мотив «беременность ради ребенка». Хотя, по брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. но по позитивным фактам, ассоциируемым с рождением ребёнка, совпадение полное. Все эти пары показали совпадения в результатах по ранее проведенным методикам. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот психологический мотив имеет большое влияние.
2. Беременность от любимого человека (психологический мотив) - способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
Этот мотив выбрали как сильно выраженный 45% мужчин и 55% женщин. Средне выражен мотив «беременность от любимого человека» у 55% мужчин и 45% женщин. Мужчин и женщин со слабо выраженным мотивом не было выявлено.
Оба супруга выбрали мотив «беременность от любимого человека» как сильно выраженный в 15% пар. Это были пары одинаковые по брачному стажу (5-10 лет), реализовавшие свои репродуктивные планы. Кроме этого, они имели полное совпадение по позитивным фактам, ассоциируемым с рождением ребёнка. Все эти пары показали совпадения в ранее проведенных методиках. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот психологический мотив также имеет значительное влияние.
II. Деструктивные мотивы:
3. Соответствие ожиданиям семьи (социальный мотив) - хотя данный блок опросника трудно отнести к деструктивным мотивам сохранения беременности, конструктивными данные мотивы назвать тоже сложно. Так как беременность у этих женщин наступает, потому что «так надо», и «я должна», а не ради любви, ради ребенка. В качестве заинтересованных родственников могут выступать и жена, и муж, но чаще это старшее поколение, мечтающее о внуках. Будущие бабушки и дедушки всячески уговаривают, обещают личную помощь и материальную под-
держку. Однако с появлением ребенка приоритеты и стремления новых пап и мам остаются прежними. Заниматься решением проблем, связанных с воспитанием ребенка, им совсем не хочется. Родив ребенка, они оказываются в еще большей зависимости - от родителей и их помощи, причем чаще всего эта помощь кажется недостаточной. В конечном итоге рождение малыша для таких родителей связано не столько с радостными, сколько с неприятными переживаниями, что отражается на внутрисемейных отношениях. К тому же нередко портятся отношения со старшим поколением, которое могут обвинять в том, что они заставили нарушить жизненные планы. Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
Среди женщин 4% считают мотив «соответствие ожиданиям семьи» сильно значимым. Мужчины не сделали выбор этой группы мотива. Данный мотив средне значим для 84% мужчин и 88% женщин, для 16% мужчин и 8% женщин он слабо значим.
Среди опрошенных оказалось 65% пар, где оба супруга показали мотив «соответствие ожиданиям семьи» как средне выраженный. Хотя, по брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Однако бездетные пары (94% из всех бездетных) считают этот мотив слабо значимым. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет определенное влияние, особенно для женщин.
4. Соответствие социальным ожиданиям (социальный мотив) - мотивом являются социальные стереотипы и ожидания общества: «Возраст
вынуждает» или «Желание родить ребенка, так как у всех подруг уже есть дети» и др. Этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету. В рамках традиционной культуры глазами общественного мнения люди, желающие иметь детей, оцениваются гораздо выше, чем не желающие. Это естественно, так как продолжение рода - непреходящая ценность религии и культуры. Поэтому особенно нетерпимое отношение проявляется к женщине, отказывающейся от рождения ребенка. Кроме того, для некоторых людей важно желание быть «как все», не особо заботясь о том, насколько это важно лично для них и насколько они подготовлены в эмоциональном, материальном и иных смыслах. Главное - не отстать от подруги, у которой ребенок уже есть. Мотив самый простой: иметь детей - это правильно, «семья без детей - это ужасно» и т.п. После рождения ребенка с такой мотивацией жизнь кардинально меняется в плане явного ущемления личной свободы, к которой большинство оказывается не готовым. В итоге очень часто для родителей становится виноватым во всем ребенок.
Сильно выраженным ни для одного респондента мотив «соответствия социальным ожиданиям» не стал. Средне выраженным он является для 8% мужчин и 10% женщин. Слабо выражен данный мотив у 92% мужчин и 90 % женщин.
Среди супружеских пар оказалось 86% пар, где оба супруга показали мотив «соответствие социальным ожиданиям» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет незначительное влияние.
5. Беременность как протест (социальный мотив) - это «беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям. Беременность используется так же как способ достижения псевдодифференциации от родительской семьи.
Средне выраженным мотив «беременность как протест» является для 16% мужчин и 4% женщин. Слабо выраженным он стал для 84% мужчин и 96% женщин. Данная оценка женщинами является самой высокой из всех мотивах.
Среди респондентов выявилось 82% супружеских пар, где оба супруга показали мотив «беременность как протест» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет самое незначительное влияние.
6. Беременность ради сохранения отношений (социальный мотив) - мотив манипулирования партнером. Хотя общественное мнение приписывает этот мотив женщине, в действительности и для мужчины он не является редкостью, просто выступает в несколько ином аспекте. Женщина может стремиться забеременеть и женить на себе подходящего партнера. Как говорят — «привязать» к себе ребенком. Мужчина также может пытаться окружить жену детьми и таким способом либо предотвратить ее уход к другому
мужчине, либо соответствовать его представлениям о семейной жизни и распределении обязанностей. однако надежды на сохранение семьи ради детей довольно наивны и рассчитаны только на сверхответственных родителей. Гораздо чаще рождение малыша только усложняет ситуацию.
Сильно выраженным этот мотив не является. Средне выраженным мотив «ради сохранения отношений» стал для 26% мужчин и 60% женщин. Слабо выраженным он является для 74% мужчин и 40% женщин.
Данный мотив имеет место в современных супружеских отношениях. Больше половины опрошенных женщин 60% считают возможным использовать ради сохранения отношений родить ребенка. Среди супружеских пар оказалось 34% пар, где оба супруга показали мотив «ради сохранения отношений» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет определенное влияние.
7. Беременность как уход от настоящего (психологический мотив) - мотивом является борьба с одиночеством. Боязнь человека остаться одному, без общества, является мощным стимулом для обзаведения потомством. Дети всегда будут требовать внимания и не дадут остаться наедине с собой, всегда можно будет заниматься их проблемами и не обращать внимания на свои. Такие родители, с одной стороны, заботятся о малыше, а с другой - полностью подчиняют ребенка своей воле. Но как только дети вырастают и перестают подчиняться, родители оказываются в очень непростом положении. К сожалению, такие
обстоятельства могут негативно сказаться на судьбе ребенка, поскольку помешают ему гармонично развиваться, приобрести собственные жизненные навыки и ориентиры.
Средне выраженным психологический мотив «уход от настоящего» является для 32% мужчин и 18% женщин. Слабо выраженным он стал для 68% мужчин и 82% женщин. Можно сказать, что мужчины, участвующие в нашем исследовании, больше в 2 раза, чем женщины подвержены страху одиночества.
Среди супружеских пар выявлено 14% пар, где оба супруга показали мотив «как уход от настоящего» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот психологический мотив имеет определенное влияние среди мужчин. Но в целом, он не играет большой роли в мотивации рождения детей.
8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (психологический мотив), мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения в будущем.
Данный мотив не является сильно выраженным ни для одного респондента. Средне выраженным психологический мотив «ради сохранения собственного здоровья» является для 30% мужчин и 15% женщин. Слабо выраженным он стал для 70% мужчин и 85% женщин. Можно сказать, что мужчины, участвующие в нашем исследовании, больше в 2 раза, чем женщины, подвержены переживаниям за свое здоровье. А женщины более, чем мужчины, готовы принять риски для своего здоровья при вынашивании ребёнка и родов.
Среди супружеских пар выявлено 56% пар, где оба супруга показали мотив «ради сохранения собственного здоровья» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот психологический мотив имеет определенное влияние среди мужчин. но в целом, он не играет большой роли в мотивации рождения детей.
9. Мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды (экономический мотив), получивший в последнее время достаточно широкое распространение. Совершенно банальный мотив, который встречается как в браке, так и вне брака. Как мужчины, так и женщины рассчитывают с помощью ребенка улучшить свое материальное положение. Будущие родители уже с самого момента беременности надеются получить материальные блага от любовника, супруга, родителей и даже от государства.
Данный мотив не является сильно выраженным ни для одного респондента. Средне выраженным экономический мотив «для получения материальной выгоды» является для 72% мужчин и 55% женщин. Слабо выраженным он стал для 28% мужчин и 45% женщин. Можно сказать, что мужчины, участвующие в нашем исследовании, больше в 1,5 раза, чем женщины подвержены экономическому расчету. А женщины менее чем мужчины переживают за возможность с помощью ребёнка получить экономические бонусы.
Данный мотив имеет место в современных супружеских отношениях. Больше 2/3 опрошенных мужчин 72% считают рождение ребёнкадля получения материальной выгоды. Среди
супружеских пар оказалось 88% пар, где оба супруга показали мотив «для получения материальной выгоды» как средне выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот экономический имеет определенное влияние.
10. Мотив воплощения своих нереализованных стремлений через ребенка (психологический мотив). Отражает стремление матери или отца иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы, мечты и желания родителя.
Мотив «воплощения своих нереализованных стремлений через ребенка» самый не актуальный для опрошенных супругов. он не является сильно выраженным ни для одного респондента. Средне выраженным психологический
мотив «воплощения своих нереализованных стремлений через ребенка» является для 8% мужчин и 6% женщин. Слабо выраженным он стал для 92% мужчин и 94% женщин.
Данный мотив имеет не большое место в современных супружеских отношениях. Более 90% всех опрошенных не будут рожать детей по данному мотиву. Среди супружеских пар оказалось 82% пар, где оба супруга показали мотив «воплощения своих нереализованных стремлений через ребенка» как слабо выраженный. По брачному стажу, числу детей и другим социальным признакам это различные пары. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот психологический имеет крайне низкое влияние.
обобщенные результаты выраженности причин обзавестись ребёнком представлены в таблице 1.
Таблица 1. Причины обзавестись ребёнком (в %).
Уровеньв %
Репродуктивный мотив Высокий Средний Низкий
Муж Жен Муж Жен Муж Жен
1. Беременность ради ребёнка 62 71 38 29 0 0
2. Беременность от любимого человека 45 55 55 45 0 0
3. Соответствие ожиданиям семьи 0 4 84 88 16 8
4. Соответствие социальным ожиданиям 0 0 8 10 92 90
5. Беременность как протест 0 0 16 4 84 96
6. Беременность ради сохранения отношений 0 0 26 60 74 40
7. Беременность как уход от настоящего 0 0 32 18 68 82
8. Мотив рождения ребёнка для получения материальной выгоды 0 0 72 55 28 45
9. Мотив воплощения своих нереализованных стремлений через ребёнка 0 0 8 6 92 94
10 Беременность ради сохранения собственного здоровья 0 0 30 15 70 85
Таким образом, можно говорить о том, что самыми значимыми для супругов, принимавшим участие в исследовании, являются конструктивные психологические мотивы рождения ребёнка. Самые высокие выборы именно за этими мотивами. Также следует отметить, что по этим мотивам нет слабо выраженных выборов вообще. Супруги понимают эти мотивы, часто совпадая в выборе пары (около 20% пар). Это были пары одинаковые по брачному стажу (5-10 лет), реализовавшие свои репродуктивные планы. Для данных пар ценность детей и семьи была максимальна значима. Кроме этого, они имели полное совпадение по позитивным фактам, ассоциируемым с рождением ребёнка. 84% этих пар показали совпадения в ранее проведенных методиках.
На следующей позиции оказался деструктивный социальный мотив соответствия ожиданиям семьи. Однако бездетные пары (94% из всех бездетных) считают этот мотив слабо значимым. Можно говорить о том, что на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет определенное влияние, особенно для женщин.
Деструктивный экономический мотив для получения материальной выгоды также вошел в число достаточно значимых для опрошенных супругов. Можно сказать, что мужчины, участвующие в нашем исследовании, больше в 1,5 раза, чем женщины подвержены экономическому расчету. А женщины менее, чем мужчины, переживают за возможность с помощью ребёнка получить экономические бонусы.
References
[1] Burkhanova F.B., Baimurzina G.R. Influence of a
spouse on reproductive attitudes and motives // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2022. Vol. 15. № 2. Р. 190-204.
[2] Denisova T.S. Modern young families of the re-
gion: reproductive attitudes and motives of behavior // Power and management in the East of Russia. 2015. № 4 (73). Р. 117-121.
[3] Krot N.S. Reproductive motives in the formation
of reproductive behavior (based on ethnoso-ciological research) // Historical bulletin. 2021. Vol. 4. № 1. Р. 92-96.
[4] Morozova I.S., Belogai K.N., Borisenko Yu.V., Ott T.O. Approbation of the questionnaire "Reproductive motives" // Bulletin of the Kemerovo State University. 2014. № 3-3 (59). Р. 140-145.
[5] Morozova I.S. Technologies for the formation of constructive reproductive motivation and prevention of abortive behavior in young people: teaching aid / comp. I.S. Morozova, K.N. Belogai, Yu.V. Borisenko, T.O. Ott. Kemerovo, 2014. 158 p.
[6] Trusova E.A., Vyaznikova L.F. Reproductive attitudes as a socio-psychological phenomenon: theoretical aspects // Psychological science and practice in modern society: reality and development trends. - Khabarovsk: Pacific Publishing House. state. un-ta, 2020. Р. 150-157.
[7] Ustinova O.V. Reproductive motives of residents
of the Ural Federal District // Bulletin of Ugric Studies. 2014. № 1 (16). Р. 122-128.
Список литературы
[1] Бурханова Ф.Б., Баймурзина Г.Р. Влияние супруга на репродуктивные установки и мотивы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 190-204.
[2] Денисова Т.С. Современные молодые семьи региона: репродуктивные установки и мотивы поведения // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 4 (73). С. 117-121.
[3] Крот Н.С. Репродуктивные мотивы в формиро-
вании репродуктивного поведения (по материалам этносоциологического исследования) // Исторический бюллетень. 2021. Т. 4. № 1. С. 92-96.
[4] Морозова И.С., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Отт
Т.О. Апробация опросника «Репродуктивные мотивы» // Вестник Кемеровского государственного университета.2014. № 3-3 (59). С. 140-145.
[5] Морозова и. С. Технологии формирования конструктивной репродуктивной мотивации и профилактики абортивного поведения молодежи: учебно-методическое пособие / сост. и.С. Морозова, К.н. Белогай, Ю.В. Борисен-ко, Т.О. Отт. Кемерово, 2014. 158 с.
[6] Трусова Е.А., Вязникова Л.ф. Репродуктивные
установки как социально-психологический феномен: теоретические аспекты // Психологическая наука и практика в современном обществе: реальность и тенденции развития. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. С. 150-157.
[7] Устинова О.В. Репродуктивные мотивы жите-
лей Уральского федерального округа // Вестник угроведения. 2014. № 1 (16). С. 122-128.