Научная статья на тему 'РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ: ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ'

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ: ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНТРАЦЕПЦИЯ / АБОРТЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шихова Елена Павловна, Тверитин Евгений Александрович

Обоснование. Данные статистики свидетельствуют о снижении показателей рождаемости в России. Это вызывает тревогу и обязывает к действиям, в том числе профилактическим. Поскольку репродуктивное здоровье студенческой молодёжи будет определять демографические показатели на многие годы вперед, очень важно выбрать методы профилактики по тем или иным направлениям с учётом современных технических тенденций и увлечений молодёжи. Цель. Оценить грамотность студентов вузов разных специальностей в вопросах репродуктивного здоровья, репродуктивной культуры и предложить направление профилактических мероприятий на основании полученных данных. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты уральских, московских и петербургских вузов. Обработано 537 анкет. В анкетировании указывался социальный статус участников (пол, возраст, специализация вуза). По последнему признаку выборка была разбита на четыре группы: естественные науки, медицинские науки, технические науки и гуманитарные науки. Было проведено анонимное анкетирование в формате «Google форма». Респонденты отвечали на вопросы, посвящённые наиболее актуальным проблемам репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры. Результаты. Свое репродуктивное здоровье как хорошее оценивают 64% опрошенных, самый популярный источник информации по вопросам контрацепции для вузовской молодёжи - это Интернет. По анализу полученных данных - в случае возникновения нежелательной беременности всего 24% из числа опрошенных девушек сохранили бы беременность, что может свидетельствовать о невысокой репродуктивной культуре студентов. Заключение. Поскольку интернет-ресурсы являются самыми популярными источниками информации для студентов, с целью для привлечения внимания к проблемам репродуктивного здоровья и профилактики в доступной для них форме можно предложить ведение блогов в социальных сетях специалистами в области акушерства и гинекологии, урологии и андрологии, студентами-медиками старших курсов или клиническими ординаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шихова Елена Павловна, Тверитин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE HEALTH AND REPRODUCTIVE CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS: TACTICS OF PREVENTIVE ACTIVITIES

BACKGROUND: Statistics shows a decrease in the birth rate in Russia. This is alarming fact that obliges to take some measures, including preventive ones. Since the reproductive health of students will determine demographic indicators for many years to come, it is very important to choose methods of prevention in one direction or another, taking into account modern technical trends and hobbies of young people. AIM: To explore the knowledge of students of different specialties in matters of reproductive health, reproductive culture. To suggest the way of preventive measures based on the data obtained. MATERIALS AND METHODS: The study involved students from the Ural, Moscow and St. Petersburg universities. 537 questionnaires were processed. The questionnaire indicated the social status of the participants (gender, age, university profile). According to the latter criterion, the sample was divided into four groups: natural sciences, medical sciences, technical sciences, and humanities. An anonymous survey was conducted in the “Google form”. The respondents answered questions about the most pressing problems of reproductive health and reproductive culture. RESULTS: 64% of the respondents assess their reproductive health as good; the most popular source of information on contraception for university youth is the Internet. According to the analysis of the data obtained, in the event of an unwanted pregnancy, only 24% of the women surveyed would have the pregnancy kept, which may indicate a low reproductive culture of students. CONCLUSION: To take attention to reproductive health and prevention issues among students in accessible terms, blogging on social networks by specialists in the field of obstetrics and gynecology, urology and andrology, senior medical students or clinical residents can be proposed.

Текст научной работы на тему «РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ: ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

УДК 618.17+616.69]-058:378.180.6 https://doi.org/10.23888/HMJ202194573-582

Репродуктивное здоровье и репродуктивная культура студентов: тактика профилактических мероприятий

Е. П. Шиховаш, Е. А. Тверитин2

1 Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества, Екатеринбург, Российская Федерация

2 Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Шихова Елена Павловна, shihovka@mail.ru АННОТАЦИЯ

Обоснование. Данные статистики свидетельствуют о снижении показателей рождаемости в России. Это вызывает тревогу и обязывает к действиям, в том числе профилактическим. Поскольку репродуктивное здоровье студенческой молодёжи будет определять демографические показатели на многие годы вперед, очень важно выбрать методы профилактики по тем или иным направлениям с учётом современных технических тенденций и увлечений молодёжи.

Цель. Оценить грамотность студентов вузов разных специальностей в вопросах репродуктивного здоровья, репродуктивной культуры и предложить направление профилактических мероприятий на основании полученных данных.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты уральских, московских и петербургских вузов. Обработано 537 анкет. В анкетировании указывался социальный статус участников (пол, возраст, специализация вуза). По последнему признаку выборка была разбита на четыре группы: естественные науки, медицинские науки, технические науки и гуманитарные науки. Было проведено анонимное анкетирование в формате «Google форма». Респонденты отвечали на вопросы, посвящённые наиболее актуальным проблемам репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры.

Результаты. Свое репродуктивное здоровье как хорошее оценивают 64% опрошенных, самый популярный источник информации по вопросам контрацепции для вузовской молодёжи - это Интернет. По анализу полученных данных — в случае возникновения нежелательной беременности всего 24% из числа опрошенных девушек сохранили бы беременность, что может свидетельствовать о невысокой репродуктивной культуре студентов. Заключение. Поскольку интернет-ресурсы являются самыми популярными источниками информации для студентов, с целью для привлечения внимания к проблемам репродуктивного здоровья и профилактики в доступной для них форме можно предложить ведение блогов в социальных сетях специалистами в области акушерства и гинекологии, урологии и андрологии, студентами-медиками старших курсов или клиническими ординаторами.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье; репродуктивная культура; контрацепция; аборты; студенты

Для цитирования:

Шихова Е. П., Тверитин Е. А. Репродуктивное здоровье и репродуктивная культура студентов: тактика профилактических мероприятий // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2021. Т. 9, № 4. С. 573-582. https://doi.org/10.23888/HMJ202194573-582.

© Авторы, 2021 Лицензия CC BY-NC-ND 4.0

https://doi.org/10.23888/HMJ202194573-582

Reproductive health and reproductive culture of university students: tactics of preventive activities

Elena P. Shikhova1®, Evgeniy A. Tveritin2

1 Ural's Scientific Research Institute for Maternal and Child Care, Ekaterinburg, Russian Federation

2 Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation

Corresponding author: Elena P. Shikhova, shihovka@mail.ru ABSTRACT

BACKGROUND: Statistics shows a decrease in the birth rate in Russia. This is alarming fact that obliges to take some measures, including preventive ones. Since the reproductive health of students will determine demographic indicators for many years to come, it is very important to choose methods of prevention in one direction or another, taking into account modern technical trends and hobbies of young people.

AIM: To explore the knowledge of students of different specialties in matters of reproductive health, reproductive culture. To suggest the way of preventive measures based on the data obtained.

MATERIALS AND METHODS: The study involved students from the Ural, Moscow and St. Petersburg universities. 537 questionnaires were processed. The questionnaire indicated the social status of the participants (gender, age, university profile). According to the latter criterion, the sample was divided into four groups: natural sciences, medical sciences, technical sciences, and humanities. An anonymous survey was conducted in the "Google form". The respondents answered questions about the most pressing problems of reproductive health and reproductive culture.

RESULTS: 64% of the respondents assess their reproductive health as good; the most popular source of information on contraception for university youth is the Internet. According to the analysis of the data obtained, in the event of an unwanted pregnancy, only 24% of the women surveyed would have the pregnancy kept, which may indicate a low reproductive culture of students.

CONCLUSION: To take attention to reproductive health and prevention issues among students in accessible terms, blogging on social networks by specialists in the field of obstetrics and gynecology, urology and andrology, senior medical students or clinical residents can be proposed.

Keywords: reproductive health; reproductive culture; contraception; abortion; students For citation:

Shikhova E. P., Tveritin E. A. Reproductive health and reproductive culture of university students: tactics of preventive activities. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2021;9(4):573-582. https://doi.org/10.23888/HMJ202194573-582.

O Authors, 2021

The article can be use under the CC BY-NC-ND 4.0 license

Обоснование

Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех сферах, относящихся к репродуктивной системе во все возрастные периоды [1]. Репродуктивное здоровье отражает рождаемость и здоровье новорожденных — это важный показатель на уровне государства. Репродуктивное здоровье неотделимо от репродуктивной культуры.

Репродуктивная культура — это совокупность знаний, умений, ценностей, регулирующих половое поведение человека. Репродуктивная культура позволяет бережно относиться к способности продолжения рода [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения, число бесплодных пар во всём мире достигает 5%. По статистике, в России каждая четвёртая пара бесплодна.

Согласно оперативным данным Рос-стата от 20.02.2020, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2020 г. составила 146,7 млн. человек. С начала года численность населения сократилась на 30,4 тыс. человек, или на 0,02% (за аналогичный период предыдущего года уменьшилась на 99,7 тыс. человек, или на 0,07%). В 2019 г. по сравнению с 2018 г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 82 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 66 субъектах). В целом по стране в 2019 г. число умерших превысило число родившихся в 1,2 раза (в 2018 г. — в 1,1 раза), в 33 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-2,1 раза. Естественный прирост населения в 2019 г. зафиксирован в 18 субъектах Российской Федерации (в 2018 г. — в 21 субъекте). В целом естественный прирост населения за 2019 г. составил 2,2 [3]. На основании приведенных выше данных можно сделать вывод, что показатели рождаемости в стране снижаются. Это вызывает тревогу и обязывает к действиям, в том числе профилактическим.

Репродуктивное здоровье студенческой молодёжи будет определять демографические показатели на многие годы

вперед. Именно в студенчестве (в возрасте от 18 до 25 лет) юноши и девушки начинают активно вступать в сексуальные отношения, планировать семьи.

В современных исследованиях показано [4], что студенты и молодёжь в целом нуждаются в просвещении по вопросам репродуктивного здоровья и сексуального поведения. Ввиду отсутствия программ по образованию в репродуктивной культуре, негативного влияния культуры массового потребления, молодые люди остаются один на один со своими проблемами. У них складывается ложное представление о половой жизни, репродуктивном поведении в целом. Это может привести к проблемам в создании семьи, рождении детей. По этой причине очень важно организовывать профилактические мероприятия, образовательные курсы для молодёжи.

На сегодняшний день доказано, что проводить профилактику намного легче, чем лечить и устранять последствия заболевания. Для конструктивного решения проблемы репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры среди студентов необходимо определить группы риска по ухудшению репродуктивного здоровья, оценить качество знаний по вопросам репродуктивной культуры, чтобы в дальнейшем выбрать методы профилактики по тем или иным направлениям с учётом современных технических тенденций и увлечений молодёжи.

Цель. Оценить грамотность студентов вузов разных специальностей в вопросах репродуктивного здоровья (профилактика инфекций, передаваемых половым путем, абортов и нежелательной беременности, контрацепции), репродуктивной культуры и предложить направление профилактических мероприятий на основании полученных данных.

Материалы и методы

Для оценки состояния репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры студентов, было проведено анонимное анкетирование в формате «Google форма» [5]. Респонденты отвечали на вопросы, посвященные наиболее актуальным про-

блемам репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры.

В исследовании приняли участие студенты уральских, московских и санкт-петербургских вузов. Обработано 537 анкет. В анкетировании указывался социальный статус участников (пол, возраст, специализация вуза). По последнему признаку выборка была разбита на четыре группы: естественные науки, медицинские науки, технические науки и гуманитарные науки.

Для анализа анкет и представления результатов, была использована программа Microsoft Exсel 2019.

Результаты

Средний возраст респондентов составил 18,7 ± 1,3 лет. В основном это студенты младших курсов. Среди опрошенных 76% были девушки, а 24% юноши. 56% составили студенты-медики, по 13% составили студенты естественнонаучного и технического направлений, 18% — студенты гуманитарного направления.

По мнению 77% всех опрошенных студентов, ухудшение репродуктивного здоровья — мировая тенденция, наибольший процент осведомлённости продемонстрировали студенты медицинского и естественнонаучного направления подготовки (87% и 57% соответственно). Считают, что осведомлены в вопросах репродуктивной культуры 58% всех опрошенных. Наиболее осведомлены студенты-медики и студенты, занимающиеся естественными науками (65% и 56% соответственно).

Респондентам было предложено ответить на вопросы сексуального и репродуктивного здоровья. На наличие заболеваний, выявленных врачами, указали 10%; 4% опрошенных имели заболевания репродуктивной системы раньше, но теперь всё благополучно; 11% считают, что у них есть проблемы в половой сфере, но к врачу не обращаются. Был проведён более точный анализ участников, ответивших, что у них хорошее сексуальное и репродуктивное здоровье по группам (рис. 1).

80 60 40 20 0

67 70

9 10 12 13 *> 1 t 5 8 13 12 18 П б 10 9

Затруднясь Были заболевания Мне кажется не всё Есть заболевания, У меня хорошее

ответить раньше, но теперь благополучно, но к диагностированные сексуальное н

всё в порядке врачу не обращался врачом репродуктивное

(ась) здоровье

| Медицинские науки I Технические науки

'Естественные науки Гуманитарные науки

Рис. 1. Самооценка репродуктивного здоровья участников в зависимости от специализации вуза, %.

По мнению 67% студентов-медиков отмечает у себя хорошее сексуальное и репродуктивное здоровье: 23% составили юноши, а 77% составили девушки. 26% юношей и 54% девушек сообщили, что живут половой жизнью.

Студенты естественнонаучного направления указали на свое хорошее сексуальное и репродуктивное здоровье (69%): 49% составили юноши, 51% девушки. Живут полой жизнью 32% юношей и 36% опрошенных девушек.

Студенты гуманитарного направления отметили свое сексуальное и репродуктивное здоровье как хорошее (55%): 26% составили юноши, 74% девушки. Указали, что живут половой жизнью 19% юношей и 49% девушек.

Учащиеся технического направления указали на свое хорошее сексуальное и репродуктивное здоровье (43%): 48% составили юноши, 52% девушки. Из них 30% юношей и 26% девушек живут полой жизнью.

Беседа на тему полового воспитания проводилась в учебных заведениях у 52% студентов, в семье — у 46%. Процент студентов, с которыми проводились беседы и в учебном заведении, и в семье составил 28%, причём 82% из них — девушки. Стоит отметить, что с 30% опрошенных не проводились беседы ни в учебном заведении, ни дома, причём 67% из них составили девушки. Также можно отметить, что независимо от направления профильных предметов студентов, дан-

ное соотношение сохранялось.

На вопрос о безопасном сексуальном поведении респондентам была предоставлена возможность выбрать несколько, на их взгляд, правильных ответов. Можно выделить три основных ответа в порядке убывания: защита от инфекций, передаваемых половым путем; постоянный половой партнёр; защита от нежелательной беременности (рис. 2). 72% опрошенных ответили, что иметь несколько сексуальных партнёров недопустимо.

Рис. 2. Мнение респондентов по вопросам безопасного сексуального поведения.

Проанализировав блок вопросов относительно проблемы абортов, были получены следующие результаты. На вопрос от том, почему сверстницы респондентов делают аборты, были выделены наиболее частые ответы в порядке убывания: девушки в данный момент не хотят иметь детей; нет стабильного дохода; нет законченного образования. Можно заметить, что причины абортов связаны с проблемами, возникающими в студенческом возрасте, когда нет образования и возможности содержать семью и, по всей видимости, они не ждут поддержку от общества и государства.

В вопросе о последствиях прерывания беременности для женщины были выделены самые частые ответы в порядке убывания: осложнённая последующая беременность; невозможность в будущем иметь детей; проблемы со здоровьем женщины после прерывания беременности; психологическая травма. Только 8% опрошенных ука-

зали, что аборт не несёт никаких последствий для женщины. Из этого можно сделать вывод, что опрошенные адекватно осознают опасность абортов и риски, связанные с данной процедурой. В данном вопросе только один человек (студент-медик, девушка) ответил, что есть медикаментозный аборт, который практически не несёт опасности для здоровья женщины. Из этого можно сделать вывод, что большинство студентов не осведомлено о современных репродуктивных технологиях или узнали о прерывании беременности из устаревших или неофициальных источников.

К девушкам, не состоящим в браке и сделавшим аборт, 55% опрошенных относятся с пониманием. Это можно объяснить трудными социальными условиями и отсутствием собственной семьи и социальной поддержки.

Ответы респондентов на вопрос о том, как бы они поступили, в случае воз-

никновения нежелательной беременности, свидетельствовали о невысокой репродуктивной культуре студентов (рис. 3). Сохранили бы беременность 24% опрошен-

ных девушек, остальные не знают, как бы поступили. Данная тенденция существенно не отличается между исследуемыми группами.

60

50

40

30

20

10

49

м 24

9

Приняли Сделали аборт Сохранили Приняли

решение в беременность решение в

зависимости от зависимости от

обстоятельств мнения близких

Рис. 3. Возможные решения респондентов в случае нежелательной беременности, %.

Данные результаты говорят о том, что респонденты не знают о своем будущем благополучии и социальном статусе, они не уверены в своем будущем.

Большинству (95% опрошенных или их партнёрам) не приходилось делать аборт. Две девушки указали, что хотели сделать аборт, но передумали. Стоит отметить, что по мнению 92% респондентов, мужчина и женщина в равной степени несут ответственность за возникновение нежелательной беременности.

В начале блока вопросов по контрацепции респондентам было предложено выбрать те методы контрацепции, о которых им известно. Самые эффективные (барьерные контрацептивы, гормональные контрацептивы и внутриматочная контрацепция) были самыми частыми ответами среди студентов всех направлений профильных предметов. Также студенты знают не самые эффективные и безопасные методы контрацепции (календарный метод и прерванный половой акт).

Среди респондентов 61% считают, что использование контрацептивов способствует более активной сексуальной жизни, и 92% ответили, что они необходимы в молодёжной среде в настоящее время.

С другой стороны, респонденты указали, почему молодые люди не пользуются средствами контрацепции. В большинстве ответов, около 78%, было указано, что им не нужны средства контрацепции.

Были получены следующие результаты в плане информированности о контрацепции и ее методах (рис. 4, 5).

По данным исследования большинство студентов удовлетворено своим текущим уровнем знаний о контрацепции, а основной источник знаний о контрацепции и планировании семьи — это Интернет. Стоит отметить, что очень низкий процент респондентов пользуется буклетами, брошюрами, газетами, журналами — то есть специализированной литературой, разработанной специально для такого вида информирования. Из тех респондентов, которые получали консультацию медицинских работников, 87% составили девушки, что, по всей видимости, связано с посещением врача-гинеколога при плановых осмотрах, а юноши были информированы на призывной комиссии или по факту обращения по поводу заболевания.

При сравнении ответов в группах, студенты-медики чаще всего указывали, что получают информацию от преподава-

0

70 60

66

50 40 30 20 10

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Потребность молодёжи в дополнительной информации о современных методах контрацепции, %.

Телевизионные передачи Газеты, журналы Буклеты, брошюры Интернет Радиопередачи Консультация медиписких работников От родственников От родителей От преподавателей От партнёра, мужа, друга От друзей, знакомых Ни от кого

| 0,4

1 — 8 5 >

н 1 9

31

14

14

15 20 25 30 35

Рис. 5. Источники знаний о контрацепции и планировании семьи у опрошенных студентов, %.

телей и из телевизионных передач. Скорее всего это связано с интересом студентов данной тематикой и неоднократным изучением репродуктивной системы человека на разных дисциплинах.

Сексуальный дебют имел место у 61% опрошенных, который произошёл, по средним подсчётам, в период от 17 до 19 лет. В начале анкетирования, респондентам было необходимо указать тот возраст, который они считают приемлемым для

начала сексуальных отношений. Он составил от 16 до 18 лет.

Некоторые вопросы анкеты были адресованы респондентам, указавшим, что у них имел место сексуальный контакт. В результате исследования выявлено, что количество использующих контрацепцию составило 62%, количество использующих контрацепцию «не всегда» составило 30%.

Основным методом контрацепции являются барьерные методы контрацеп-

9

0

ции (презервативы), прерванный половой акт, который не всегда может защитить от нежелательной беременности и не защищает от инфекций, передаваемых половым путем (рис. 6). Среди студенток используется такой метод контрацепции, как маточная спираль. Данный метод при не-

правильном использовании может навредить здоровью женщины.

Стоит отметить, что чаще всего решение об использовании контрацепции принимается обоими партнёрами, что говорит об ответственном отношении к своему здоровью и здоровью партнёра (рис. 7).

Рис. 6. Средства контрацепции, которыми пользуются студенты, живущие половой жизнью, и их партнёры, %.

80 74

16

J. 6

Я Партнер Совместное По-разному

решение

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Кто обычно принимает решение об использовании/не использовании контрацепции?», %.

71% опрошенных указал, что предложил бы воспользоваться своему партнёру средством контрацепции, если бы он сам этого не сделал. Данные заключения говорят о том, что та часть студентов, которая уже живёт половой жизнью, ответственно подходит к этому вопросу.

Во время последнего полового акта 26% указало, что не использовало средства контрацепции. Далее им было предложено указать причины отказа.

Процент отказавшихся юношей от использования контрацепции составил 24%. 36% юношей отметило, что во время последнего сексуального контакта средств контрацепции под рукой не оказалось, а 29% указали, что доверяли партнёру.

Процент отказавшихся от использования контрацепции девушек составил 76%. 17% респонденток указало, что во время последнего сексуально контакта средств контрацепции под рукой не оказалось, а 45% отметили, что доверяли партнёру.

Обсуждение

Проведённое исследование показало, что Интернет — самый популярный источник информации в плане средств и выбора методов контрацепции. Беседы на тему полового воспитания не проводились ни в учебном заведении, ни в семье с 30% опрошенными, 34% молодых людей нуждаются в дополнительной информации по вопросам репродуктивного здоровья и репродуктивной культуры. На основании полученных данных можно порекомендовать в целях проведения профилактики не только среди молодёжи, но и других слоев населения, создание официального сайта Министерства Здравоохранения по проблемам репродуктивного здоровья, горячей линии, где могут работать студенты медики старших курсов, куда анонимно

могут обращаться все желающие, кабинетов психологической помощи для людей, оказавшихся в трудной ситуации, активной рекламы, заостряющей внимание на данной проблеме (общественный транспорт, билборды).

Заключение

Поскольку интернет-ресурсы являются самыми популярными источниками информации для студентов, с целью привлечения внимания к проблемам репродуктивного здоровья и профилактики в доступной для них форме можно предложить ведение блогов в социальных сетях специалистами в области акушерства и гинекологии, урологии и андрологии, студентами-медиками старших курсов или клиническими ординаторами.

Список источников

1. ВОЗ. Определение сексуального и репродуктивного здоровья [Internet]. Доступно по: https ://www.who. int/reproductivehealth/ru/. Ссылка активна на 16 апреля 2021.

2. Беляева М.А. Воспитание репродуктивной культуры молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 77-85.

3. Население России по полу и возрасту: статистика, распределение [Internet]. Доступно по: http://www.statdata.ru/russia. Ссылка активна на 16 апреля 2021.

4. Лещенко О.Я. Образовательные программы профилактики нарушений репродуктивного здоровья и формирования репродуктивной и сексуальной культуры современной молодежи (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. 2012. № 2-2. С. 168-172.

5. Профилактика репродуктивного здоровья и абортов среди студентов [Internet]. Доступно по: https://docs.google.cOm/forms/d/1nHOTkIng 8fJY4vvIREOrDFhIU_YGghLfD2dUSMPRGI0/e dit. Ссылка активна на 16 апреля 2021.

References

1. World Health Organization. Definition of sexual and reproductive health [Internet]. Available at: https ://www.who. int/reproductivehealth/ru/. Accessed: 2021 April 16. (In Russ).

2. Belyaeva MA. The reproductive cultural education of the youth: socio-cultural aspect. Pedagogicheskoye obrazovaniye vRossii. 2011;(1):77-85.(In Russ).

3. Population of Russia by sex and age: statistics, distribution [Internet]. Available at: http://www.stat data.ru/russia. Accessed: 2021 April 16. (In Russ).

4. Leshchenko OY. Educational programs prevent violations of reproductive health and formation reproductive and sexual culture of modern youth (literature review). Acta Biomedica Scientifica. 2012;(2-2):168-72. (In Russ).

5. Profilaktika reproduktivnogo zdorov'ya i abortov sredi studentov [Internet]. Available at: https://docs.google.com/forms/d/1nHOTkIng8fJY4 vvIREOrDFhIU_YGghLfD2dUSMPRGI0/edit. Accessed: 2021 April 16. (In Russ).

Дополнительная информация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Информация об авторах:

шШихова Елена Павловна — канд. соц. наук, руководитель учебного центра, старший научный сотрудник отделения разработки и внедрения новых медико-организационных форм перинатальной помощи, SPIN: 9296-6469, https://orcid.org/0000-0002-7256-9111, e-mail: shihovka@mail.ru

Funding. The study was not sponsored. Information about the authors:

13 Elena P. Shikhova — Cand. Sci. (Sociology), Head of the Training Center, Senior Researcher of the Department of Development and Implementation of New Medical and Organizational Forms of Perinatal Care, SPIN: 9296-6469, https://orcid.org/0000-0002-7256-9111, e-mail: shihovka@mail.ru

Тверитин Евгений Александрович — студент 4 курса, 2971-9668, https://orcid.org/0000-0002-5938-8391.

SPIN:

Вклад авторов:

Шихова Е. П. — концепция, дизайн исследования, написание текста, научное редактирование, интерпретация данных. Тверитин Е. А. — написание текста, сбор данных, обработка материала, интерпретация данных, техническое редактирование, оформление библиографии, подготовка иллюстраций.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Evgeniy A. Tveritin — 4th year Student, https://orcid.org/0000-0002-5938-8391.

SPIN: 2971-9668,

Contribution of the authors:

Shikhova E. P. — concept, design, text writing, scientific editing, data interpretation.

Tveritin E. A. — text writing, data collection, material processing, data interpretation, technical editing, bibliography design, illustration preparation.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Рукопись получена: 16.04.2021 Received: 16.04.2021

Рукопись одобрена: 01.12.2021 Accepted: 01.12.2021

Опубликована: 31.12.2021 Published: 31.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.