УДК 008.009
Н. Д. Лигостаева https://orcid.org/0000-0001-6358-5155
Репрезентация темы спорта в художественной культуре советского времени
Для цитирования: Лигостаева Н. Д. Репрезентация темы спорта в художественной культуре советского времени // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 239-245. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-237-243
Статья посвящена исследованию репрезентации спорта в художественной культуре советского времени. В любой культуре репрезентация является важной формой смыслообразования и активно применяется в гуманитарном знании. Данный аспект находит свое подтверждение в исследованиях С. Холла, М. Б. Ямпольского, С. В. Мироненко, Д. З. Мусина. Советская культура выступала транслятором ценностей, формируемых в новой общественно-экономической системе. Основными задачами спорта, как и искусства, были продвижение и репрезентация нового типа человека - советского человека.
В статье представлены репрезентации советского спорта в различных видах художественной культуры (живопись, скульптура и музыка и др.). Более подробно исследованы образы спорта в творчестве А. А. Дейнеки, Д. Д. Жилинского, М. Г. Манизера, А. Н. Пахмутовой, Д. Д. Шостаковича и др. Анализ спортивных образов, представленных в советской культуре, показывает, что спорт как одно из явлений культуры существует в общем социокультурном пространстве и отражает сущность и смысловые основы человеческого бытия, присущие той или иной социально-исторической эпохе. По мнению ряда современных исследователей (Г. Г. Дадамяна, В. П. Конева, В. З. Паперного и др.), советская культура не является однородной, в ней прослеживается несколько этапов развития. Каждый этап советской культуры демонстрирует разнообразие образов, не меняя своей социокультурной сущности. Эта тенденция отражается в образах спорта и зависит от тех задач, которые определялись властными структурами советского общества перед творческой интеллигенцией. Спорт как элемент массовой культуры является важнейшим средством поддержания национального авторитета, инструментом по формированию национального единства, а также выражением успешности и героизма. В современной российской культуре спорт продолжает играть важные социокультурные функции, опираясь на традиции, заложенные в советской культуре.
Ключевые слова: репрезентация, спорт, искусство, художественная культура, советское время, образ, спортсмен.
N. D. Ligostaeva
Representation of the theme of sport in the artistic culture of the soviet era
The article is devoted to the study of the representation of sport in the art culture of the Soviet era. In any culture, representation is an important form of meaning and is actively used in humanitarian knowledge. This aspect is confirmed in the research: S. Hall, M. B. Yampolsky, S. V. Mironenko, D. S. Musin. Soviet culture acted as a translator of values formed in the new socio-economic system. The main tasks of the sport, like art, were the promotion and representation of a new type of person - the Soviet person.
The article presents representations of Soviet sport in various types of artistic culture (painting, sculpture and music, etc.). The images of sports in the works of A. A. Deineki, D. D. Zhilinsky, M. G. Manizer, A. N. Pakhmutova, D. D. Shostakovich and others. The analysis of sports images presented in Soviet culture shows that sport, being one of the phenomena of culture, existing in the general sociocultural space, has always been a reflection of the essence and semantic foundations of human existence inherent in that or other socio-historical era. According to a number of modern researchers (G. G. Dadamyan, V P. Konev, V. Z. Paperny, etc.), the Soviet culture is not homogeneous, it traces several stages of development. Each stage of the Soviet culture demonstrates the diversity of images, while not changing its socio-cultural essence. This tendency is traced in the images of sports and depends on the tasks that were determined by the power structures of the Soviet society before the creative intelligentsia. Sport as an element of mass culture is the most important means of maintaining national authority, a tool for the formation of national unity, as well as an expression of success and heroism. In modern Russian culture, sport continues to play important socio-cultural functions, based on the traditions laid down in Soviet culture.
Keywords: representation, sport, art, art culture, Soviet era, image, athlete.
© Лигостаева Н. Д., 2020
В современной культурологии формируются новые методологические подходы к анализу культурного опыта, складывавшегося в советский период. Советская культура представляет собой важный этап развития, охватывающий период с 1917 по 1991 г., в котором сочетаются модернизм и новые идеологемы, революционность и строгая дидактика. Исследуя советскую культуру в современном гуманитарном знании, доктор культурологии Ю. Е. Архангельский указывает на «удивительное свойство советской культуры, где в ее в официально-тоталитарном пространстве рождаются гениальные достижения человеческого духа, а идеологически ангажированные элементы уживаются с высшими творческими свершениями и гениальными прозрениями» [1, с. 76]. Не случайно влияние советской культуры вызывает новые и новые исследования не только в отечественной, но и в зарубежной гуманитаристике (Ю. Слезкин, ^ Schloegel, Е. Я. Бурлина).
Основная идея автора данной статьи состоит в том, что спорт, являясь одним из видов социальной деятельности, в силу своей массовости становится инструментом для репрезентации культурных смыслов [11]. Он накапливает, транслирует и преобразует в себе разнообразные элементы культуры: искусство, политику, моду и т. д.
Цель нашего исследования - представить репрезентацию спорта в художественной культуре советского времени.
Как отмечает российский исследователь Д. З. Мусин, о любой культуре следует говорить только в том случае, если для нее характерно самообнаружение, которое благодаря «овеществлению» представляет возможности для восприятия и изучения культурных образований, так как культура представляет собой мир, созданный человеческой практикой, природу, трансформированную в артефакт, в котором воплощены человеческие намерения и потребности» [17, с. 125].
Понятие «репрезентация» было введено в связи с феноменом «овеществления» в рамках современной гуманитарной мысли, поэтому к настоящему моменту термин «репрезентация» входит в понятийный аппарат практически всех направлений гуманитарного знания. Понятие используется в эстетике, искусствознании, психологии, социологии, политологии и в культурологии. Тем не менее следует отметить, что его можно интерпретировать по-разному.
Так, репрезентация имеет много общего с понятием «образ», потому что и «репрезентация», и
«образ» подразумевают под собой некоторый способ трансляции культурного смысла. Например, в «репрезентации спорта в культуре» или «образе спорта в культуре» он будет связан со спортом.
Мы считаем, что в рамках современного гуманитарного дискурса понятие «репрезентация» является более предпочтительным, нежели метафорическое слово «образ». Объяснением тому служит ряд причин. Во-первых, в связи с набирающим обороты процессом конвергенции гуманитарных дисциплин гуманитарное знание все больше обретает междисциплинарный характер, поэтому понятие «репрезентация» активно используется в рамках культурологии, социологии, философии и в иных научных областях. Во-вторых, достижения в области семиотики актуализировали репрезентацию как референтную систему знаков и символов, выступая важным элементом дискурса[20].
Согласно исследованиям британского социолога С. Холла, для объяснения природы репрезентации существует три основных способа: традиционный, интенциональный и конструктивистский. Традиционный или, как его еще называют, миметический способ репрезентации имеет непосредственную связь с отображаемым объектом, индивидом, идеей или событием, в то время как язык выполняет лишь функцию зеркала, которое отражает это значение. Такая позиция демонстрирует одну из ключевых характеристик репрезентации - ее связь с реальным миром, тем не менее она оказывается бессильной в объяснении возможности различных репрезентаций одного и того же явления.
Интенциональный способ подразумевает, что смысл и эффекты любой репрезентации являются полностью авторским продуктом. Такой подход акцентирует внимание на активной творческой роли субъекта репрезентации, то есть автора, но, тем не менее, не способен объяснить, почему заданные в репрезентации смыслы нередко разделяются другими людьми, а также то, какова роль реципиента в создании смысла, например, произведения искусства.
Последний, конструктивистский, подход на передний план выдвигает социальный характер репрезентации. Согласно данной позиции, смысл репрезентации не может выступать ни в качестве механического отражения объектов, ни в качестве результата творческой деятельности создателя произведения, поскольку он каждый раз заново конструируется и реконструируется в ходе
коммуникативного процесса, тем самым непосредственно отражая его социокультурный контекст [25].
По мнению М. Ямпольского, репрезентация как мысленный образ выступает теоретическим конструктом, способным моделировать новую реальность, которая является отражением доминирующих идей в общественном сознании и результатах человеческой деятельности. На обширном материале М. Ямпольский доказывает, что во многих направлениях человеческого творчества (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.) находят свое воплощение конкретные социальные представления, выражающие мироощущения эпохи. Исследователь С. В. Мироненко указывает, что М. Ямпольский соотносит эти представления с «миром платоновских эйдосов», но, в отличие от неизменных «эйдосов» Платона, репрезентируемые представления историчны, то есть изменчивы в пространстве и времени. Они соответствуют рассматриваемой эпохе, отражают ее особенности и меняются с переходом к другой эпохе [15, 24].
Таким образом, можно обозначить ряд особенностей феномена репрезентации, которые заключаются в следующем: репрезентация представляет собой не только интерпретацию, но и процесс создания нового смысла; является важной составляющей процесса познания; выступает функцией носителя культурно-исторической памяти; детерминирована социально-
культурными условиями.
Высокая значимость феномена спорта в жизни общества обусловливает широкий спектр репрезентаций. В культуре спорт, как правило, рассматривается в качестве одного из средств формирования эстетического начала личности и общества. Спорт трактуется как воплощение культурных ценностей, которое находит отражение в самых различных видах искусства: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т. д. [6].
Многими исследователями (И. М. Быховской, Н. Н. Визитеем, В. И. Столяровым) были высказаны суждения о спорте, схожие с мнением Г. Люшена: «...спорт - выражение той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие» [14]. В интерпретации Г. Люшена с понятием культуры сопряжены «духовные нормы и идеальные абстракции, которые лежат в основе поведения или являются его результатами», на этом основании он включает в это же понятие «ценности, нормы, верования и знаки, а именно - символы вербальной и невер-
бальной коммуникации» [14, а 36]. Например, В. И. Столяров понятие культуры использует для характеристики «деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей» [21, с. 121].
На протяжении всей истории развития социума не раз создавался проект построения идеального общества, важной частью которого являлось формирование совершенного, идеального человека. Так, в начале XX в. в Советском Союзе предполагалось построение не только нового общества с помощью контролируемого и планового изменения социального порядка, но и создание нового, гармонично развитого человека [16]. Советский союз представлял собой новую социокультурную систему и общественно-экономическую модель, основные цели которой были связаны с мотивированным доказательством всему миру своей жизнеспособности и правомочности, а также обоснованием неизбежности своего появления как следующей за капитализмом ступени прогресса [19, с. 10]. Для достижения этой цели мобилизационного типа работала вся советская культура.
Во многом значимость темы спорта обуславливалась теми целями и задачами, которые советская власть ставила перед спортом и перед искусством. Прагматичность и политизированность составили основу в отношении советского правительства к спорту и к искусству. Основная ценность как спорта, так и искусства была обусловлена их возможностью «воздействия на население и выполнения самой дерзкой части советского проекта - формирования нового человека» [10, с. 121].
В своей работе «Атлантида советского искусства» Г. Г. Дадамян выделяет шесть парадигм и один промежуток в истории советской культуры. Каждая парадигма, по Г. Н. Дадамяну, содержит в себе характеризующие ее признаки и нацелена на создание целостного образа данного отрезка времени [7]. Профессор Е. Я. Бурлина в статье, посвященной исследованию фундаментального труда Г. Г. Дадамяна, предлагает систематизировать все выделенные признаки, присутствующие во всех парадигмах, на три группы. «Первая содержит в себе власть партии, управление, пропаганда, враги. Вторая - общенациональные ценности: движущие силы общества, отношения к нациям, тип мышления, роль науки, стиль эпохи и третья - персональные ценности: счастье, се-
мья, взаимоотношение полов, образы культуры и красоты» [4].
В хронологических рамках первого периода тема спорта в основном представлена в таких сферах творчества, как фотография, фотомонтаж, кинематограф. Однако уже к концу 1920-х гг. спортивные темы стали привлекательными для советских художников и скульпторов [5]. Для советских художников и скульпторов изваяния атлетов античного периода являлись идеалом, достойным подражания.
В числе самых ранних попыток обращения к спортивной теме рисунки А. Дейнеки 1925 г. «Футбол» и «Рабочий на лыжах». От несколько «неуклюжих» фигур изображенных атлетов веет бодростью и сдержанной силой. Картины символизируют процесс приобщения трудящихся к массовым видам спорта и одновременно отражают тот исторический период, когда среди советских спортсменов появляются первые мастера спорта. Молодое поколение, которое сможет отстоять честь страны посредством спортивных побед на международных соревнованиях, показано в картине 1925 г. А. Дейнеки «Боксер Гра-дополов» [2]. А. А. Дейнека стал одним из первых, кто вдохновился спортом и активно обращался к спортивной тематике. Свою известность в истории отечественного изобразительного искусства он получил благодаря многочисленным живописным и графическим произведениям, фрескам и росписям, мозаикам и скульптурам. При создании своих работ художник всегда обращался к чисто графическому пониманию формы. Все его произведения характеризуются динамичностью, а их композиция «строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность» [9, с. 84].
Большая часть работ А. А. Дейнеки стала продуктом вдохновения идеями новой жизни, в первую очередь, ее индустриальными и спортивными компонентами; с точки зрения стилистики его произведения тяготеют к немецкому экспрессионизму. Со временем спортивная тематика в работах художника обрела аллегорическое звучание. А. А. Дейнека пишет: «Для художника спорт - неисчерпаемый источник тем, поскольку он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя все оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического...» [8, с. 227].
Для создания положительного образа молодого строителя новой жизни, который бы воплощал
в себе черты проекта идеального общества, тема спорта максимально использовалась уже с 191 9 г. в массовых праздниках, спортивных парадах и выступлениях физкультурников на Красной площади. Демонстрация атлетических тел, энергия и энтузиазм участников парадов, а также готовность спортсменов «к труду и обороне» подчеркивали достигнутые успехи и радость жизни, ощущаемую советскими гражданами, и воплощали рациональную упорядоченность процесса строительства нового общества [10]. Отметим, что с момента зарождения в 1931 г. и до послевоенного времени комплекс ГТО был очень популярен среди советских людей [12].
Визуальные изображения парадов мы находим как на картинах 1935 г. А. Самохвалова «На стадионе», «Советская физкультура», «С. М. Киров принимает парад физкультурников»,
С. Лучишкина 1936 г. «Парад на стадионе «Динамо», так и в кинофильме Г. Александрова «Цирк».
Отличительная особенность образов спортсменов в фильмах 30-50-х гг. - эмоциональная и физическая подтянутость, «идеологическая умытость», а также незыблемая вера в светлое будущее и приверженность ценностям коллективизма и товарищества. «Эти ценности строителя новой жизни, в иерархии которых был заложен приоритет коллективного над индивидуальным, на фоне усиленной яркости и веселости жизни, изображенной на экране по знаменитой формуле Сталина «жить стало лучше, жить стало веселее», формировали своеобразный эталон советского человека» [13].
Скульптурные работы М. Г. Манизера «Штангист», «Физкультурница», П. В. Митковицера «Дискометатель», С. Л. Степаняна «Девушка с мячом», Г. С. Кранца «Игра в мяч» являются яркими примерами общей тенденции репрезентации спорта в советской городской культуре. Скульптуры устанавливались в общественных местах - в парках, на стадионах, на привокзальных площадях, на станциях метрополитена, на территории санаториев, украшали фасады городских зданий. Советские скульпторы стали подлинными наследниками великих мастеров-классиков, изображавших древних атлетов.
В это же время появляются изображения спортсменов с обнаженной натурой - это картины А. Д. Браиловского «Физкультурница после плавания», С. Д. Лебедевой «Серафим Знаменский», А. Н. Самохвалова «Бег», «Пловчиха»,
«Дискобол», занявшие свою нишу в истории репрезентации спорта.
Известны и более лиричные художественные произведения, такие как «Пейзаж с красным деревом» Л. Т. Чупятова, «Стрелки из лука» А. Ф. Пахомова, «Лыжники» С. А. Лучишкина.
В первые годы после окончания Великой Отечественной войны происходит возрождение спортивной темы в советской художественной культуре, которое усиливается в период 1950-1960-х гг. В 1956 г. ленинградский художник Б. Н. Ермолаев создает автолитографию под названием «Стадион», имеющую много общего с телерепортажем о футбольном матче.
В 1960-е гг. среди художников наиболее популярной становится проблематика личности спортсмена. В данном контексте в качестве классической работы можно назвать произведение Д. Д. Жилинского «Гимнасты СССР» - картина-портрет, где наблюдается специфичная индивидуальная настройка мысли, чувства и воли, заметная в выражении лиц героев и выразительности жестов. В ней ощущаются ясность и четкость композиции, а также чистота цвета и острота ракурсов. Главными героями являются многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин и Юрий Титов. Работу отличает повышенный интерес к выражению индивидуальности каждого персонажа картины [23].
В это же время все большее распространение получают пародийные мотивы, в первую очередь в кругу представителей «альтернативного» искусства. Примерами тому служат картины «Регбисты» художника В. С. Видермана, работающего в духе абстрактного символизма, и «Игра в мяч» В. В. Гаврильчика, творчество которого принято воспринимать как оппозицию официальной культуре [18, с. 125].
Будучи, бесспорно, многоликим явлением, спорт нашел отражение и в музыкальной сфере. Уместно вспомнить первый балет советского композитора Д. Д. Шостаковича «Золотой век», задуманный им как своеобразное плакатное ревю. В основе либретто лежит столкновение двух футбольных команд - советской и фашистской. Их встреча состоялась в некой капиталистической стране на индустриальной выставке, которая назвалась «Золотой век». Следует отдельно отметить, что в первоначальном варианте балет носил имя «Динамиада» - от названия команды «Динамо». В динамике спорта происходила смена картин «с одной стороны счастливой юности социализма, с другой - эффектно разлагающего-
ся в кафешантанах капиталистического мира». Олицетворением советской делегации служил образ Комсомолки (Галина Уланова), в свою очередь, отражением соблазнов буржуазного образа жизни выступала Обольстительная Дива (Елена Люком). Сам автор так высказывался по поводу задач, которые он ставил перед собой: «Сопоставление двух культур являлось моей главной задачей при сочинении "Золотого века". Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что столь характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю развитие советского танца» [22, с. 255].
В контексте репрезентации спорта в художественной культуре нельзя не упомянуть творчество известного советского и российского композитора А. Н. Пахмутовой, работающей в разных жанрах. Так, она является автором ряда произведений, написанных для симфонического оркестра, сочинений кантатно-ораториального жанра, ее музыка была взята за основу балета «Озаренность», который был поставлен в Государственном академическом большом театре. Кроме того, А. Н. Пахмутовой принадлежат музыкальные композиции, специально созданные для двух десятков кинофильмов. Среди них выделяются и киноленты, посвященные спорту: «Баллада о спорте», «О спорт, ты - мир!» и др. Более того, можно отметить, что спортивная тематика и в песенном творчестве А. Н. Пахмутовой занимает немаловажное место: здесь - «До свиданья, Москва!» (финальная песня Олимпиады-80), «Орлята учатся летать», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей». Большая часть этих песен была написана в соавторстве с советским поэтом-песенником Н. Н. Добронравовым:
Мы верим твердо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна.
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!
Слова песни отчетливо демонстрируют тот положительный образ спорта, который создавался в общественном сознании современников и нацеленно работал на институциональное воспроизводство спорта как одного из социальных институтов общества. Как отмечает М. А. Богданова, важной опорой для основания институциональной идеологии спорта в обществе массовой культуры является успех как глав-
ная ценность человека, которая должна достигаться любой ценой, в том числе ценой собственного здоровья и жизни. «Спорт преподносится исключительно как важнейшее средство обеспечения и развития культурности, поддержания национального авторитета, инструмент формирования народного единства, способ проявления личного героизма» [3, а 76].
Таким образом, в советской культуре спорту и физической подготовке отводилась значительная роль. Спорт стал важной составляющей массовой культуры советского общества, а спортивные сюжеты, представленные в творчестве разных жанров и видах искусства, часто носят ярко выраженный идеологический характер. Проведенный анализ репрезентации спорта в таких видах искусства, как скульптура, живопись, музыка, позволяет сделать вывод о том, что спорт на протяжении всего советского времени вдохновлял творцов к созданию и увековечиванию спортивных образов в культуре.
Библиографический список
1. Архангельский Ю. Е. Методологические основы изучения советской культуры в современном гуманитарном знании // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 75-77.
2. Аскольдов С. Л. Физическая культура и спорт в СССР. Москва : Физкультура и спорт, 1955. 174 с.
3. Богданова М. А. Антропологическая экспертиза современного состояния женского профессионального спорта // Вестник СПбГУ Философия и конфликтология. 2018. Т 34. Вып. № 1. С. 69-78.
4. Бурлина Е. Я. «Атлантида советского искусства»: классика и постнеклассика // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 2 (59). С. 7-13.
5. Быховская И. М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал. 2011. № 1(3).
6. Выдрин В. М. Физическая культура - вид культуры личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем). Санкт-Петербург : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 153 с.
7. Дадамян Г. Г. Атлантида Советского искусства. 1917-1991. Ч. 1. 1917-1932. Москва : ГИТИС, 2010. 524 с.
8. Дейнека А. А. Жизнь, искусство, время. Москва : Художник РСФСР. 1974. 342 с.
9. Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейне-ки 1920 - начало 1930 г Москва : Советский художник, 1979. 176 с.
10. Кузнецова Ж. Г. Тема спорта в советском искусстве // Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск : Иркутский гос.
аграрный университет им. А. А. Ежевского (Молодежный), 2016. С. 112-117.
11. Лигостаева Н. Д. Спорт как репрезентация культурных смыслов / Н. Д. Лигостаева,
A. В. Матвеева // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 8 (12). С. 92-100.
12. Лигостаева Н. Д. ГТО: Прошлое и настоящее / Н. Д. Лигостаева, И. В. Соловьева // Спорт и здоровье. Новые подходы и перспективы : материалы III Всероссийской научной интернет-конференции с международным участием. 2014. С. 47-50.
13. Лигостаева Н. Д. Образ спортсмена как архетип жреца в советском кинематографе 1930-1950-х годов // Форум молодых ученых. 2017. Выпуск № 9(13). С. 519-523.
14. Люшен Г Взаимозависимость между спортом и культурой // Спорт и образ жизни : сб. ст. / сост.
B. И. Столяров, З. Кравчик. Москва : ФиС, 1979.
C. 35-51.
15. Мироненко С. В. Репрезентации политики : монография // Самарский гос. обл. ун-т (Наяновой). Москва : Самотека: МИД «Осознание», 2010. 329 с.
16. Молостова Е. С. Модели «Нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Т. 28. С. 168-175.
17. Мусин Д. З. Роль репрезентации в процессе восприятия в концепции М. Вартофского // Вестник ОГУ 2009. № 11. С. 124-132.
18. О'Махоуни М. Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура / Майк О'Махоуни ; пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. Москва : Новое лит. обозрение, 2010. 293 с.
19. Сальникова Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. Москва : ЛКИ, 2008. 472 с.
20. Саморукова И. В. Словарь // Вестник современного искусства «Цирк «Олимп». URL: http://www. cirkolimp-
tv. ru/vocabulary/63/reprezentatsiya. (дата обращения: 15.06.2017).
21. Столяров В. И. Философия спорта и телесности человека : монография : в 2-х кн. / В. И. Столяров // Книга 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. Москва : Университетская книга. 2011. 766 с.
22. Хентова С. М. Шостакович: Жизнь и творчество : в 2-х т. Ленинград : Ленингр. отд-ние, 1985. Т. 1. 544 с. : ил., нот. ил., 32 л.
23. Шашкина М. Д. Жилинский. Москва : Советский художник, 1989. 144 с.
24. Ямпольский М. Физиология символического. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец старого режима. Москва : Новое литературное обозрение, 2004. 800 с.
25. Hall S. The Work of Representation // Stuart Hall. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London. 1997. 391 c.
Referense list
1. Arhangel'skij Ju. E. Metodologicheskie osnovy izuchenija sovetskoj kul'tury v sovremennom gumanitar-nom znanii = Methodological basis for the study of Soviet culture in modern humanitarian knowledge // Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura. 2017. № 9. S. 75-77.
2. Askol'dov S. L. Fizicheskaja kul'tura i sport v SSSR. Physical training and sports in the USSR. M. : Fizkul'tura i sport, 1955. 174 s.
3. Bogdanova M. A. Antropologicheskaja jekspertiza sovremennogo sostojanija zhenskogo professional'nogo sporta = Anthropological examination of the modern state of women's professional sports // Vestnik SPbGU. Filosofija i konfliktologija. 2018. T 34. Vyp. № 1. S. 69-78.
4. Burlina E. Ja. «Atlantida sovetskogo iskusstva»: klassika i postneklassika «Atlantis of Soviet Art»: classics and post-classics // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2018. № 2 (59). S. 7-13.
5. Byhovskaja I. M. Sport: kul'turologicheskie vektory analiza fenomena = Sport: cultural vectors of the phenomenon analysis // Kul'turologicheskij zhurnal. 2011. № 1(3).
6. Vydrin V. M. Fizicheskaja kul'tura - vid kul'tury lichnosti i obshhestva (Opyt istoriko-metodologicheskogo analiza problem) = Physical training is a kind of culture of the individual and society (Experience of the historical and methodological analysis of problems). Sankt-Peterburg : SPbGAFK im. P. F. Lesgafta, 2004. 153 s.
7. Dadamjan G. G. Atlantida Sovetskogo iskusstva = Atlantis of the Soviet art 1917-1991. Ch. 1. 1917-1932. Moskva : GITIS, 2010. 524 s.
8. Dejneka A. A. Zhizn', iskusstvo, vremja = Life, art, time. Moskva : Hudozhnik RSFSR. 1974. 342 s.
9. Demosfenova G. L. Zhurnal'naja grafika Dejneki 1920 - nachalo 1930-h gg. = Deineka's magazine graphics 1920 - early 1930. Moskva : Sovetskij hudozhnik, 1979. 176 s.
10. Kuznecova Zh. G. Tema sporta v sovetskom is-kusstve = The theme of sports in Soviet art // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk : Irkutskij gos. agrarnyj universitet im. A. A. Ezhevskogo (Molodezhnyj), 2016. S. 112-117.
11. Ligostaeva N. D. Sport kak reprezentacija kul'turnyh smyslov = Sport as a representation of cultural meanings / N. D. Ligostaeva, A. V. Matveeva // Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovanija. 2017. № 8 (12). S. 92-100.
12. Ligostaeva N. D. GTO: Proshloe i nastojashhee GTO: Past and Present / N. D. Ligostaeva, I. V. Solov'eva // Sport i zdorov'e. Novye podhody i per-spektivy : materialy III Vserossijskoj nauchnoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2014. S. 47-50.
13. Ligostaeva N. D. Obraz sportsmena kak arhetip zhreca v sovetskom kinematografe 1930-1950 h godov = The image of the athlete as an archetype of the priest in 1930-1950 Soviet cinema // Forum molodyh uchenyh. 2017. Vypusk № 9(13). S. 519-523.
14. Ljushen G. Vzaimozavisimost' mezhdu sportom i kul'turoj = Interdependence between sport and culture // Sport i obraz zhizni : sb. st. / sost. V. I. Stoljarov, Z. Kravchik. Moskva : FiS, 1979. S. 35-51.
15. Mironenko S. V. Reprezentacii politiki = Representations of policy : monografija // Samarskij gos. obl. un-t (Najanovoj). Moskva : Samoteka: MID «Osoznanie», 2010. 329 s.
16. Molostova E. S. Modeli «Novogo cheloveka» v sovetskij period: podstupy k transgumanizmu = Models of «New Man» in the Soviet period: approaches to transhu-manism // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. 2014. № 9 (180). T. 28. S. 168-175.
17. Musin D. Z. Rol' reprezentacii v processe vospri-jatija v koncepcii M. Vartofskogo = The role of representation in the process of perception in the concept of M. Vartofsky // Vestnik OGU. 2009. № 11. S. 124-132.
18. O'Mahouni M. Sport v SSSR: fizicheskaja kul'tura - vizual'naja kul'tura = Sports in the USSR: physical culture - visual culture / Majk O'Mahouni ; per. s angl. E. Ljaminoj, A. Fishman. Moskva : Novoe lit. Obozrenie, 2010. 293 s.
19. Sal'nikova E. V Sovetskaja kul'tura v dvizhenii: ot serediny 1930 h k seredine 1980 h. Vizual'nye obrazy, geroi, sjuzhety = Soviet culture in motion: from the mid-1930 to the mid-1980. Visual images, heroes, stories. Moskva : LKI, 2008. 472 s.
20. Samorukova I. V. Slovar' = Dictionary // Vestnik sovremennogo iskusstva «Cirk «Olimp». URL: http://www. cirkolimp-tv. ru/vocabulary/63/reprezentatsiya. (data obrashhenija: 15.06.2017).
21. Stoljarov V I. Filosofija sporta i telesnosti che-loveka = Philosophy of sport and human body : mono-grafija : v 2 h kn. / V. I. Stoljarov // Kniga 1. Vvedenie v mir filosofii sporta i telesnosti cheloveka. Moskva : Uni-versitetskaja kniga. 2011. 766 s.
22. Hentova S. M. Shostakovich: Zhizn' i tvor-chestvo = Shostakovich: Life and creativity : v 2 h t. Leningrad : Leningr. otd-nie, 1985. T. 1. 544 s. : il., not. il., 32 l.
23. Shashkina M. D. Zhilinskij = D. Zhilinsky. Moskva : Sovetskij hudozhnik, 1989. 144 s.
24. Jampol'skij M. Fiziologija simvolicheskogo. Vozvrashhenie Leviafana: Politicheskaja teologija, reprezentacija vlasti i konec starogo rezhima = Physiology of symbolical. Leviafan's Return: Political theology, representation of power, and the end of the old regime. Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2004. 800 s.
25. Hall S. The Work of Representation // Stuart Hall. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London. 1997. 391 c.