Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВРЕМЯ УБИВАТЬ», 1996)'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВРЕМЯ УБИВАТЬ», 1996) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / кинематограф / судебный процесс / междисциплинарность / Гришэм / правовая культура / law / cinematography / trial / interdisciplinarity / Grisham / legal culture

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Дуров Виктор Иванович

В статье анализируются проблемы сохранения расизма в судебной системе США и его отражение в кинематографе. Исследование опирается на анализ фильма «Время убивать». Основным методом является системный анализ. Автор отмечает автобиографичность сюжета в картине. Основными темами, поднятыми в фильме, стали расовая дискриминация, право мести, судебная казнь. В статье раскрывается, как визуальные образы, музыкальное сопровождение, актерский состав реализуют замысел режиссера. Привлекаемые юридические и психологические исследования подтверждают реалистичность представленного в картине режиссера Дж. Шумахера судебного процесса в южных штатах США. Кроме того, отмечается перспективность использования юридических триллеров в учебном процессе на юридических факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF A JUDICIAL PROCESS IN AMERICAN CINEMA (ON THE EXAMPLE OF THE FILM “A TIME TO KILL”, 1996)

The article analyzes the problems of persisting racism in the US judicial system and its reflection in cinema. The study is based on the analysis of the film “A Time to Kill”. The main method is system analysis. The author notes the autobiographical nature of the plot in the film. The main themes raised in the film were racial discrimination, the right of revenge, and judicial execution. The article reveals how visual images, musical accompaniment, and the cast realize the director’s vision. The legal and psychological research involved confirms the realism of the trial in the southern states of the United States presented in the film directed by Joel Schumacher. In addition, the promising use of legal thrillers in the educational process at law faculties is noted.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВРЕМЯ УБИВАТЬ», 1996)»

УДК 340 D0110.36945/2658-3852-2024-2-20-34

В. И. Дуров

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВРЕМЯ УБИВАТЬ», 1996)

Аннотация: В статье анализируются проблемы сохранения расизма в судебной системе США и его отражение в кинематографе. Исследование опирается на анализ фильма «Время убивать». Основным методом является системный анализ. Автор отмечает автобиографичность сюжета в картине. Основными темами, поднятыми в фильме, стали расовая дискриминация, право мести, судебная казнь. В статье раскрывается, как визуальные образы, музыкальное сопровождение, актерский состав реализуют замысел режиссера. Привлекаемые юридические и психологические исследования подтверждают реалистичность представленного в картине режиссера Дж. Шумахера судебного процесса в южных штатах США. Кроме того, отмечается перспективность использования юридических триллеров в учебном процессе на юридических факультетах.

Ключевые слова: право, кинематограф, судебный процесс, междисципли-нарность, Гришэм, правовая культура.

История США богата примерами борьбы за права афроамериканского населения. 60-е гг. XIX в. и 60-е гг. XX в. обильно наполнены примерами сопротивления расовым предубеждениям. Время, предшествующее и последующее за ними, богато свидетельствами побед и поражений на пути к равенству вне зависимости от цвета кожи. В начале 2010-х гг. США вновь охватили беспорядки, проводились массовые акции, организованные крупным движением афроамериканцев - Black have matter («Жизни черных имеют значение»). Его активисты выступают против расизма, против полицейского насилия по отношению к афроамериканцам. Сегодня влияние этого движения велико.

Роль в обществе движений в защиту цветного населения и против насилия в отношении чернокожих не могло не отразиться на искусстве и на праве. Существует большое количество работ о гражданской войне 1861-1865 гг. в Америке, борьбе против сегрегации и за гражданские права во главе с Мартином Лютером Кингом. Есть сюжеты об относительно спокойных временах, но таких, когда ра-

Дуров В. И., 2024 г.

совые предрассудки причиняли боль и двигали фанатиков на насилие против своих соседей-афроамериканцев. Правовая система США также менялась по мере завоеваний активистов, при этом зачастую правовые нормы так и оставались нереализованными на практике. Такая социальная несправедливость становилась предметом для осмысления писателями и режиссерами.

В настоящей статье предпринята попытка анализа репрезентации судебной системы на юге США в американском кинематографе, а именно на примере картины Д. Шумахера «Время убивать» (1996). Особое внимание будет уделено образу судебного процесса и адвоката в данной картине.

Творческое наследие Дж. Гришэма, автора романа, ставшего основой для фильма, не осталось без внимания отечественных исследователей. Так, ряд работ о произведениях и героях Дж. Гришэма принадлежит московской исследовательнице Е. В. Коструб. В одной из статей она проанализировала образ главного героя «Время убивать» Джейка Бригенса [Коструб, 2018]. Существуют комплексные исследования экранизаций романов Дж. Гришема [Булгакова, Ширяева, 2021]. Неудивительно, что за рубежом насчитывается много аналитических работ, посвященных какому-то конкретному роману и/или экранизации. Так, фильм «Время убивать» продолжает вызывать интерес исследователей не только на Западе [Richardson, 2003; Charlery, 2011], но и в других странах [Hasan, 2022; Rasheed, Hasan, Shakir, 2020]. Более того, детали фильма рассматриваются в связке с подлинными судебными процессами (например, см.: [Baynes, 1997]).

В зарубежной историографии существуют специальные исследования жанра судебного процесса, защищают диссертации [Pilkington, 2015]. Данного вопроса касался отечественный специалист истории американского кинематографа В. М. Халилов [Халилов, 2015].

Исследование кино имеет свои методологические особенности. Уже в 1960-е гг. кино перестало рассматриваться исключительно как развлекательный элемент и превратилось в отдельное исследовательское поле. Примерно через двадцать лет произошло выделение нового исследовательского предмета. Этот факт дал толчок зарождению направления «Право и кино». Его интересуют, например, отражение правовых проблем, влияние фильмов на социокультурную сферу общества, особенности репрезентации юридических вопросов и судебного процесса. Новое направление является междисциплинарным, интегрируя не только методы юриспруденции, но и культурологии, семиотики, психологической антропологии, фильмологии и др. Исследователей, трудящихся в новой научной области, интересуют роль судей и адвокатов в обществе, а также взаимодействие между законом и фильмом и др. [Ерохина, Галкина, Тохтуева, 2023, с. 117-119]. В исследовании Р. К. Шервина показано, что визуализация права через кинематограф способствует формированию более широкого контекста права, восприятию истины и справедливости в суде и в общественном сознании. По мнению

автора, раскрыть их особенности возможно в рамках визуальных юридических исследований. Как справедливо отмечает автор, визуальные образы кино эффективнее создают ощущение реальности происходящего, а следовательно, вызывают «убедительные перцептивные, когнитивные и эмоциональные реакции». И это важное преимущество в сравнении с текстом [БЬегшп, 2009, р. 243].

Один из признанных специалистов по кинематографу Г. Корте отмечает, что в исследовании кино следует проводить анализ культурно-исторического контекста, под которым автор понимает рассмотрение повлиявших на создание фильма социально-экономических и эстетических факторов. Немаловажными являются исследования по рефлексии восприятия фильмов публикой, выделение групп «толкований». Такие работы имеют социально-историческую направленность, позволяя определить как типы аудиторий, так и разные типы восприятия картин [Корте, 2018, с. 46]. В работе Корте знакомит читателей с системным анализом. Он рекомендует изучение картины осуществлять с учетом историко-социальных влияний и вариантов восприятия, в чем помогает предлагаемая им схема из четырех областей: факты о фильме; факты о возникновении фильма; фактическая основа фильма и факты о воздействии. В книге Корте подробно раскрываются возможности и ограничения анализа восприятия [Корте, 2018, с. 48-49, 51-58]. В настоящей статье применялся системный анализ.

Следуя схеме системного анализа, представляется необходимым выявить особенности творчества Джона Гришэма и Джоэла Шумахера; рассмотреть характеристику взаимоотношений общества в южноамериканском городе; воссоздать образ судебной системы по фильму; определить влияние фильма на общество и правовую систему США.

Фильм «Время убивать» (1996) заслуженно стал классикой жанра юридического триллера и криминально-судебной драмы. Сюжет, который взял режиссер фильма Джоэл Шумахер, появился из-под пера талантливого и одного из популярнейших мастеров юридического романа Джона Гришэма.

Джон Гришэм родился в многодетной семье в 1955 г. Так как семья испытывала нехватку в деньгах, ему пришлось пройти непрямой путь к получению образования. Однако Джон сумел окончить университет Миссисипи, а затем юридическую школу. Дж. Гришэм около 15 лет работал адвокатом по гражданским и уголовным делам [Яшина, 2022]. Полученный опыт дал ему идеи для многих произведений. После публикации второго романа Дж. Гришэм начинает заниматься исключительно писательской деятельностью, выпуская примерно по одному роману в год.

Центральной фигурой в творчестве Дж. Гришэма является адвокат. При этом адвокаты бывают двух типов: «уличный адвокат» и «корпоративный адвокат». Последний, как правило, имеет негативный образ, ему присуща алчность, жажда наживы, высокомерие, наличие бакалаврской или докторской степени по

юриспруденции. Уличный адвокат - это идеологический антипод корпоративного юриста. По сюжету он может действовать как в одиночку, так и совместно с несколькими партнерами. Главное отличие заключается в клиентской базе. Как правило, это физические лица, иногда безработные, малоимущие граждане. Противопоставление корпоративного и уличного юристов является одной из центральных тем в ряде произведений, где раскрываются проблемы несправедливости, коррупции, равнодушия общества [Коструб, 2020, с. 115-117]. Здесь отражен личный опыт автора, который во время адвокатской практики работал с бедными гражданами или представителями меньшинств [Márchese, 2022].

Идея первого романа «Пора убивать» (так принято в русском переводе) возникла в 1984 г. во время показаний двенадцатилетней девочки, которая стала жертвой изнасилования. Погружаясь в материалы дела, Дж. Гришэм задумывался о том, как мог проходить процесс, если бы отец девочки решил отомстить. Эта мысль воплотилась в первый роман, который автор писал урывками по два часа в день в своей адвокатской конторе перед началом работы. Особенность общества южных штатов правдиво передана в романе. Что неудивительно, так как, выросший на юге страны, Гришэм, по его собственному признанию, долго боролся с собственными представлениями расистского общества. В 1989 г. роман был опубликован [Яшина, 2022; Márchese, 2022].

Первая работа писателя, как было отмечено выше, неоднократно становилась предметом исследования в различных научных направлениях: психология, юриспруденция, литературоведение и т. д. Такое внимание убедительно подтверждает остроту и важность поднимаемых в романе проблем. Однако «Пора убивать» не стала первой экранизированной работой Дж. Гришэма. Известные кинорежиссеры творили свои шедевры на основе его сюжетов. Например, Сидни Поллак и Дж. Шумахер.

Заметим, что Дж. Шумахер (1939-2020 гг.) снял два фильма, основанных на романах Дж. Гришэма: «Клиент» (1993) и «Время убивать» (1996). Если «Клиент» предстал на широкие экраны в интерпретации режиссера, то над «Временем убивать» работали оба мэтра в тандеме. Дж. Гришэм был продюсером. Этим обстоятельством обычно подтверждают сохранение авторского замысла писателя в картине Джоэла Шумахера [Булгакова, Ширяева, 2021, с. 47-48].

В то же время книга более обстоятельно раскрывает детали дела. Читатель узнает, как у Карла Ли оказывается штурмовая винтовка М16. Показана работа большого жюри на стадии обвинения и сам процесс под председательством разных судей. В романе присутствует юмор и самоирония героев, чего мы намного меньше наблюдаем в фильме. Думается, они были недопустимы по замыслу режиссера [Гришэм, 2004].

Таким образом, фильм «Время убивать» является наиболее близкой адаптацией задумки Дж. Гришэма, автор имел возможность корректировать в ходе

съемочного процесса различные сцены для сохранения изначального замысла романа. Следующим фактором, заложившим успех фильма, стала его автобиографичность, наполнившая книгу и фильм большим реализмом, детальностью сюжета.

Известно, насколько визуализация юридической реальности доступна в кино, расширяя тем самым диапазон восприятия, показывая зрителю правдивые детали событий [Sherwin, 2009, р. 254], чего в жизни мы лишены. В начале фильма зрителям при использовании возможностей кинематографа представляется страшная сцена надругательства и изнасилования десятилетней девочки-афро-американки Тони двумя белыми мужчинами. Тоня покупала по поручению матери продукты в магазине, и на обратной дороге домой была похищена. После надругательства насильники хотели ее линчевать, затем бросили. Но девушка выжила. Крупные кадры, частая смена планов, быстрый темп езды машины достигают режиссерской цели вызвать эмоциональный отклик у зрителей. Кадры семейного благополучия, работающего отца, матери-домохозяйки сменяются крахом счастья. Отец Карл Ли Хейли, которого сыграл Сэмюэл Л. Джексон, видимо, сразу решает отомстить за дочь. Именно его действия и последующий судебный процесс по поводу убийства станут основными сюжетными линиями фильма.

Главными темами в картине становятся расовая дискриминация и право на месть в случае неспособности правосудия осуществить справедливость. Есть и другие линии, но они являются сопутствующими.

Белый адвокат Джейк Бригенс, которого великолепно сыграл Мэтью Мак-Конахи (взлетевший после фильма на звёздный Олимп), сочетает в себе образ молодого либерального адвоката города Клэнтон (штат Миссисипи) и отца маленькой девочки. Последний образ важен, так как помогает понять мотивы Карла Ли Хейли. Этот образ является едва ли не центральным, так как герой МакКонахи сам бы пошел на убийство в схожей ситуации со своей дочерью. В одном из эпизодов он признается жене, что защищает не только Карла, но и себя. Ведь Джейк не предупредил шерифа, когда узнал о готовящемся преступлении. На позицию Джейка повлияли слова Карла: «У тебя есть дочь, чтобы ты сделал на моем месте?» («Время убивать», 1996), а также рассказ об изнасиловании четырьмя белыми черной девочки, за которое те так и не были наказаны. Здесь происходит переплетение двух линий: права мести и расовой дискриминации.

Сам режиссер согласен с правом на месть. С помощью кинематографических эффектов свои идеи он передает зрителям (см. подробнее: [Richardson, 2003]): это темная комната в адвокатской конторе во время беседы Джейка с Карлом накануне акта мести и, напротив, уютная домашняя атмосфера в теплых светлых тонах, когда отец укладывает свою маленькую Хану; кадр проникновения вечером в суд, пересечение Карлом герба Миссисипи и лозунга «Доблесть и оружие», то есть право мужчины на защиту своего дома и семьи [Charlery, 2011]. Немыслимо, но помощник шерифа Луни, который пострадал от пули Карла и

потерял ногу, не держит на него зла. Он принял позицию героя, так как сам отец. В качестве свидетеля на суде он признается: «У меня дочка. Если ее кто-нибудь изнасилует, я убью его, как собаку, я его на куски разрежу, как Карл Ли. Он герой! Вы [обращается к присяжным] должны его освободить. Освободите его!» [Время убивать, 1996].

Дж. Шумахер намеревался, пишет исследовательница Г. Л. Ричардсон, посредством возможностей кинематографа добиться, чтобы зритель принял политические идеи Карла Ли Хейли [Richardson, 2003, р. 281-285]. Проведенный ки-нематологический анализ убеждает в ее правоте. Проблема мести во имя победы справедливости с позиций психоанализа интересно раскрыта в нескольких работах [Rasheed, Hasan, Shakir, 2020; Hasan, 2022]. Следует признать, несмотря на то что в фильме идет речь о явном самосуде, умышленном двойном убийстве, зритель испытывает симпатии к обвиняемому и надеется на счастливый конец.

Недостатки судебной системы раскрываются через образы судьи 0. Нуса, прокурора Р. Бакли. Так, 0. Нус, респектабельный житель Юга, имеет роскошный дом с прислугой из чернокожих. Его образ жизни кричит о расовых взглядах хозяина. Вначале судья не скрывает своей уверенности в обвинительном приговоре. Он советует Джейку Бригенсу бросить дело ради своего таланта и будущей карьеры, намекая на его бесперспективность. В то же время 0. Нус дорожит своей репутацией и боится пересмотра своих дел в высшем кассационном суде. Заметим, во время судебного разбирательства судья ведет процесс профессионально, действительно стараясь находиться над схваткой.

Прокурор Р. Бакли - грозный противник, у которого Бригенс прежде не выиграл ни одного дела об убийстве. Его цели на процессе эгоистичны: добиться обвинения (которое кажется несложным делом) и получить большую известность из-за интереса к процессу общественности. Он надменен и высокомерен, постоянно стремится поддеть своего визави.

Благодаря персонажу Элен Рорк показана специфика англосаксонской правовой системы, базирующейся на прецеденте. Именно эта молодая талантливая студентка, дочь богатого адвоката, сумела стать частью команды на добровольных началах. Она знакомит Джейка Бригенса со схожими делами, при которых подозреваемые были оправданы. Благодаря ей судья 0. Нус не решается сразу же отказать в залоге Карлу Ли, так как опасается прецедента, по которому решение было пересмотрено. Э. Рорк хороша в образе детектива. Она достает сведения для уличения врача в работе в интересах обвинения.

В фильме достоверно представлено несовершенство судебной системы США, вызванное широким распространением расовой дискриминации. Официальная статистика разоблачает такую дискриминацию. Это подтверждает отчет профессора Балдуса от 1998 г., согласно которому в 96 % штатов были выявлены признаки дискриминации по расовой или национальной принадлежности.

82 % исследований едины во мнении о влиянии фактора цвета кожи при вынесении приговора о смертной казни. Расовая дискриминация наблюдается в преобладании белого населения на должностях прокуроров разных уровней - до 95 % всех выборных прокуроров США белые(!) [Николаев, 2018, с. 131-132; Baynes, 1997, р. 549-550]. Сэмюэл Л. Джексон в интервью после выхода фильма признался, что в обычной жизни сталкивается с сохранением расовых предрассудков. На этот счет у него нет иллюзий: где-то что-то меняется, а что-то остается прежним [Samuel L. Jackson interview..., 1996]. Поэтому фильм вскрывал реальную ситуацию в Америке.

Верховный суд США неоднократно рассматривал дела о расовой дискриминации при назначении присяжных заседателей (например, дело «Свейн против штата Алабама», дело «Батсон против штата Кентукки» (1965) и дело «Макклески против Кемпа» (1987)). Однако часто решения носили неоднозначный характер, возлагая на защиту обязательство доказывать факт дискриминации. Несмотря на это, в деле «Снайдер против штата Луизиана» все-таки Верховный суд фактически признал факт дискриминации [Николаев, 2018, с. 133-135]. В то же время системной позиции, как считает исследователь Б. В. Николаев, Верховный суд США в этом вопросе не демонстрирует [Николаев, 2018, с. 137].

Понимая свои неравные шансы в суде, общество афроамериканцев организовывало демонстрации, которые приводили к столкновениям с белыми. Так, после убийства в 1919 г. чернокожего парня, который заплыл на часть озера для белых, а те забили его камнями насмерть, начались массовые беспорядки [По-подько, 2018, с. 128-129]. Для наведения порядка прибегли к привлечению Национальной гвардии. В картине «Время убивать» в город также приезжает Национальная гвардия после начала столкновений между афроамериканцами и приверженцами Ку-Клукс-Клана.

Таким образом, адвокат Джейк Бригенс имел низкие шансы на решение в пользу своего клиента в местности с преобладанием белого населения. Данный факт достаточно хорошо представлен в фильме зрительными образами и из реплик героев. Понимание этого приходит даже без знания статистики.

Джейк обладает высокими моральными ценностями. В отличие от корпоративного юриста, нанятого Ассоциацией по защите прав цветных, он взялся за дело не из-за гонорара или широкого внимания общества к проблеме (хотя Джейк и любил покрасоваться перед журналистами - по роману, но это было важным и с тактической стороны для хода дела). Он понимает сложность задачи, она почти миссионерская. «Я собираюсь показать всем добрым людям Юга, - говорит Джейк на камеры, - что нужно видеть правду, не обращая внимания на цвет кожи... на Юге, на новом Юге, закон будет слеп к цвету» [Время убивать, 1996]. Угроза жизни, Ку-Клукс-Клан, сгоревший дом не останавливают адвоката в битве за справедливость. На этом пути его поддерживала команда. Один из ее членов, Люсьен,

лишенный лицензии адвокат, говорит: «Твоя работа найти справедливость, как бы она от тебя ни пряталась» [Время убивать, 1996].

В картине раскрыты для зрителей тактика и механизм подбора присяжных для судебного процесса. Мы понимаем сложность работы адвоката. Насколько важно учесть множество факторов: возраст, пол, род занятий, цвет кожи. Всё играет роль в судебном процессе в США. Но здесь Джейку не удается реализовать план команды. Сюжетная линия всё туже и туже затягивается вокруг Карла Ли Хейли. Новый, как оказывается, победный план рождается на встрече с подзащитным накануне прений в суде. Карл говорит, что обратился к Джейку, так как тот думает так же, как и белые. Поэтому у него есть прекрасная возможность сделать так, чтобы присяжные увидели случившееся его глазами. И Джейк отказывается от юридической аргументации в заключительной речи, а обращается к чувствам. Ему удается сломать стереотипное отношение путем представления истории насилия не над черной, а над белой девочкой. Для белых присяжных это стало разорвавшейся бомбой. Карл Ли Хейли был оправдан.

Американский исследователь Л. М. Бейнес проанализировал тактику адвоката Джейка Бригенса по разрушению стереотипа «черного дикаря» и считает ее исключительно верной. Он показывает, насколько такая защита эффективна на реальном кейсе 0. Дж. Симпсона. В ходе двух разных процессов Симпсон сначала был оправдан присяжными, так как защита следовала похожей тактике, а на втором процессе его осудили по причине разрушения конструируемого образа из-за ошибок во время показаний [Ваупеэ, 1997, р. 558-569].

Еще одна проблема, которая затрагивается в фильме, - это смертная казнь. Применение смертной казни - сложная проблема в юриспруденции. Неоднозначно к ней отношение и в США. В фильме противницей смертной казни является Элен Рорк. Она часто говорит о своей позиции, а однажды признается: «Я собираюсь сделать головокружительную карьеру на отмене смертной казни» [Время убивать, 1996]. При этом Э. Рорк явно в меньшинстве. Большая часть персонажей по фильму всё же поддерживает идею высшей меры. И это отражает реальность как исторического контекста фильма, так и современного нам времени. Исследования С. Боронбекова и Б. В. Николаева демонстрируют, что в США традиционно выступают за сохранение смертной казни как наказания за убийство, хотя постепенно число сторонников сокращается (например, в 1996 г. таких было 78 %, а к 2013 г. их число снизилось до 55 %) [Боронбеков, 2012, с. 46-47; Николаев, 2018, с. 130]. К сторонникам относится адвокат Джейк Бригенс, который считает, что смертную казнь слишком редко используют. Но, по его мнению, правоприменение данной меры должно учитывать ряд обстоятельств. Карла Ли Хейли не следует казнить, а вот двое парней-насильников заслуживают ее. В этом же монологе Джейк признается: «Я не верю во всепрощение и искупление. Я верю в безопасность. И я верю в правосудие» [Время убивать, 1996].

Для него смертная казнь - возмездие за надругательство над девочкой. Отметим, что в нескольких штатах (Техас, Монтана, Луизиана и др.) смертная казнь предусмотрена за изнасилование детей [Боронбеков, 2012, с. 44], но в Миссисипи, где идет процесс, такой нормы нет. В этом проявляется специфика американской государственно-правовой системы, позволяющей существовать параллельно самостоятельному уголовному законодательству как на общефедеральном уровне, так и на уровне отдельного штата [Там же].

Таким образом, в фильме поднимается проблема оправданности мести перед лицом несовершенной системы, склонной к расовой дискриминации. Создатели фильма раскрыли сложность работы адвоката-идеалиста против системы (Голиафа). Подготовка адвокатской команды к работе, основные этапы судебного процесса, влияние общественного мнения - всё содержится в картине. Фильм формирует образ романтического адвоката-рыцаря, сражающегося с заколдованной «Фемидой», но ему удается разрушить чары и найти справедливость.

Фильм Дж. Шумахера «Время убивать» является классическим образцом картины, рассматривающей проблемы правосудия и гражданские права. В 1990-х гг. он оказал большое влияние на американское общество, воспев возможность героическими действиями добиться справедливости, несмотря на недостатки в судебной системе. Тогда это было мейнстримом, влияние фильма можно проследить на киноиндустрии тех лет [Harrington, 2021, р. 867]. Проблема отношения судебной системы к афроамериканцам сохраняется и сегодня, сохраняется внимание к ней и в современном кинематографе (например, «Просто помиловать», реж. Д. Д. Креттон, 2019).

Проанализированная в данной статье картина в основном соответствует сюжетной линии Дж. Гришэма, который лично участвовал в ее создании. Основной авторский стиль здесь сохранен: уличный адвокат вступает в схватку с расовой дискриминацией с целью защитить обычного человека, вставшего на путь мести для восстановления справедливости. Создатели фильма оправдывают такую месть и романтизируют фигуру адвоката.

Не удивительно, что в учебном процессе на юридических факультетах «Время убивать» входит в перечень фильмов, рекомендованных для формирования юридического воображения, воспитания эстетических и духовных качеств юристов [Жуковская, Золотова, Карпова, 2018; Карпова, 2013]. Более того, всё большее число юридических факультетов включает в свои программы курсы, построенные в рамках новой дисциплины «Право и кино», проводятся конференции и другие научные мероприятия. Как отмечает Р. К. Шервин, «визуальные технологии» проникают в учебные аудитории, залы суда, превратившись в части «педагогической, практической и юридической реальности». Он справедливо указывает на необходимость формирования у юристов «новых стандартов визуальной грамотности», которые нужны в современном мире и полезны из тактических

расчетов при ведении дела [Sherwin, 2009, р. 251, 256-257]. Профессиональное сообщество также считает выступления Дж. Бригенса эталоном ораторского мастерства [Романова, 2018]. Подобные факты указывают на реалистичность отображаемой в фильме судебной системы США. В целом юридические фильмы позволяют изучать правовую культуру общества. Это обусловлено тем, что их создают не юристы, поэтому отражаемый образ социального восприятия права, состояние правовой культуры в обществе является релевантным действительности. По справедливому замечанию некоторых авторов, юристам данный подход позволяет уяснить отношение к закону, пригодность или непригодность его правоприменения в конкретных ситуациях [Ерохина, Галкина, Тохтуева, 2023, с.122].

Все этапы судебного процесса представлены доступно и профессионально благодаря адвокатскому опыту Дж. Гришэма и мастерству актеров. Продемонстрированы основы англосаксонской правовой системы.

Проблема смертной казни, которая также была поднята в фильме, с трудом, но меняется в США. В эту динамику, несомненно, есть вклад таких фильмов, как «Время убивать».

Хотя американское общество изменилось с 1996 г., но проблемы, связанные с расовой принадлежностью населения, еще сохраняются, а поэтому фильм и сегодня не утратил своей актуальности. Актуальность данной проблемы подчеркивают снятые после фильма «Время убивать» картины, посвященные системе правоприменения в отношении афроамериканцев.

Библиография

Боронбеков, С. Смертная казнь по законодательству США (цель, способы и порядок исполнения) // Человек: преступление и наказание. - 2012. - №1 (76). -С. 43-50.

Булгакова, М. П., Ширяева, Ж. Л. Романы Джона Гришэма на широком экране // Запад и Восток в диалоге культур : сб. материалов X междунар. науч,-практ. конф. - Липецк, 2021. - С. 46-48.

Время убивать [Видеозапись] / реж. Джоэл Шумахер; в ролях: М. МакКона-хи, С. Буллок, С. Л. Джексон; Warner Bros // Мое кино [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://mkl2.moekino.net/movies/vremya-ubivat-1996-smotret-onlayn-1965 (дата обращения: 11.01.2024) - Фильм вышел на экраны в 1996 г.

Гришэм, Дж. Пора убивать. - Москва : ACT, 2004. - 573 с.

Ерохина, Ю. В., Галкина, Н. М„ Тохтуева, Е. А. Право и кино: введение в проблематику // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2023. - № 2 (16). - С. 117-125.

Жуковская, Л. И., Золотова, М. В., Карпова, Ю. Н. Роль художественного фильма в профессионально-личностном развитии будущих юристов [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного лингвистического

университета им. Н. А. Добролюбова. - Н. Новгород, 2018. - Вып. 44. - С. 144-152. - Режим доступа : https://lunn.ru/sites/default/ffles/media/upr_NIR/vest-nik/text_vypusk_44.pdf#page=144 (дата обращения: 27.01.2024).

Карпова, Ю. Н. Художественный фильм как средство эстетического и духовного воспитания будущих юристов [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 5 (21). - С. 109-114. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-film-kak-sredstvo-esteticheskogo-i-duhovnogo-vospitaniya-buduschih-yuristov (дата обращения: 27.01.2024).

Корте, Г. Введение в системный киноанализ с применением исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996). - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2018. - 360 с.

Коструб, Е. В. Антитеза образа уличного адвоката и образа корпоративного юриста в романах Дж. Гришема // Парадигма гуманитарных знаний начала XXI века : межкафедральный сб. науч. трудов по лингвистике и литературоведению. - Москва, 2020. - С. 114-118.

Коструб, Е. Б. Средства создания образа Джейка Бригенса в романе Дж. Гришема «Время убивать» // Традиции и инновации в лингвистике и литературоведении : межкафедральный сб. науч. статей. - Москва, 2018. - С. 80-88.

Николаев, Б. В. «Черно-белая справедливость»: смертная казнь и вопросы расовой дискриминации в США // Всероссийский криминологический журнал. -2018. - Т. 12. № 1. - С. 128-140.

Поподъко, В. А. Расовые представления и насилие на Американском Юге в первой половине XX в. // Вестник Брянского государственного университета. -2018. - №4. - С. 127-132.

Романова, Е. 10 лучших выступлений адвокатов в защиту обвиняемых в истории кино [Электронный ресурс] // Адвокатская контора Дирксен и партнеры. -Режим доступа : https://dirksen-lawyer.ruДuchie-sudebnie-monologi-v-istom-kino/ (дата обращения: 20.01.2024).

Халилов, В. М. «Орлы юриспруденции»: кино/телевизионная юридическая драма и её влияние на современные культуру и общество США [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. - 2015. - № 3. - С. 11. - Режим доступа : https://rusus.ru/?act=read&id=474 (дата обращения: 20.04.2024)

Яшина, В. Из юристов в известные писатели: история Джона Гришэма [Электронный ресурс] // ПРАВО.RU - Режим доступа : https://pravo.ru/story/ 237525/ (дата обращения: 27.01.2024).

Baynes, L. М. A Time to Kill, the O.J. Simpson Trials, and Storytelling to Juires [Электронный ресурс] // Loyola of Los Angeles. Entertainment Law Review. -

1997. - Vol. 17. - № 3. - Режим доступа : https://digitalcommons.lmu.edu/elr/ voll7/iss3/3 (дата обращения: 12.01.2024)

Charlery, Н. Burning Mississippi: Race, Fatherhood and the South in A Time to Kill (1996) [Электронный ресурс] // Miranda [Online]. - 2011. - № 5. - Режим доступа : http://journals.openedition.org/miranda/2343 (дата обращения: 11.01.2024).

Harrington, М. In Hollywood, Representation of Marginalized People Has its Moment // American Journal of Economics and Sociology. - 2021. - Vol. 80, № 3. -P. 863-874.

Hasan, M. The Revenge of Conscience in John Grisham's A Time to Kill: Psychoanalytic Study//Al-Adab Journal. - 2022. - Vol. 1, № 141 (June). - P. 1-12.

Márchese, D. John Grisham Is Still Battling His Southern Demons [Электронный ресурс] // The New York Times Magazine. - Режим доступа : https://www.nyti-mes.com/interactive/2022/06/21/magazine/john-grisham-interview.html (дата обращения: 22.04.2024).

Pilkington, P. The Courtroom Trial Sequence in Hollywood Cinema, 1934-1966. -PhD dissertation. - Coventry, 2015. - 391 p.

Rasheed, L„ Hasan, A. Shakir, N. The Correlation of Revenge with Racism: A psychoanalytic study of John Grisham's "A Time to Kill" // Journal of Social Sciences, Literature and Languages. - 2020. - № 1. - P. 10-13.

Richardson, G. L. Screen Play: Ethos and Dialectics in A Time to Kill // The Terministic Screen: Rhetorical Perspectives on Film / ed. by D. Blakesley. - Carbon-dale, Edwardsville, 2003. - P. 272-285.

Samuel L. Jackson interview for A Time to Kill (1996) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=zS314Dhnñs (дата обращения: 22.04.2024).

Sherwin, R. Imagining Law as Film (Representation without Reference?) // Law and the Humanities: An Introduction. - Cambridge : Cambridge University Press, 2009.-P. 241-268.

Сведения об авторе

Дуров Виктор Иванович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж).

E-mail: wiktor_durov@mail.ru

V. I. Durov

REPRESENTATION OF A JUDICIAL PROCESS IN AMERICAN CINEMA (ON THE EXAMPLE OF THE FILM "A TIME TO KILL", 1996)

Abstract: The article analyzes the problems of persisting racism in the US judicial system and its reflection in cinema. The study is based on the analysis of the film "A Time to Kill". The main method is system analysis. The author notes the autobiographical nature of the plot in the film. The main themes raised in the film were racial discrimination, the right of revenge, and judicial execution. The article reveals how visual images, musical accompaniment, and the cast realize the director's vision. The legal and psychological research involved confirms the realism of the trial in the southern states of the United States presented in the film directed by Joel Schumacher. In addition, the promising use of legal thrillers in the educational process at law faculties is noted.

Key words: law, cinematography, trial, interdisciplinarity, Grisham, legal culture.

References

Baynes, L. M. A Time to Kill, the O.J. Simpson Trials, and Storytelling to Juires IN: Loyola of Los Angeles. Entertainment Law Review, 1997, vol. 17, no. 3. Available at: https://digitalcommons.lmu.edU/elr/voll7/iss3/3 (accessed: 12.01.2024)

Boronbekov, S. Smertnaia kazri po zakonodatel'stvu SShA (tseT, sposoby ipori-adok ispolneniia) [Death Penalty in U.S.A. Legislation (purpose, methods and order of execution)]. IN: Chelovek: prestuplenie i nakazanie, 2012, no 1(76), pp. 43-50. (in Russ.).

Bulgakova, M. P., Shiriaeva, Zh. L. Romany Dzhona Grishema na shirokom ekrane [John Grisham's Novels on the Big Screen], IN: Zapad i Vostok v dialoge kul'tur [West and East in the dialogue of cultures. In Russ.] : coll. of mater. 10th in-ternat. conf. Lipetsk, 2021, pp. 46-48.

Charlery, H. Burning Mississippi: Race, Fatherhood and the South in A Time to Kill (1996) IN: Miranda [Online], 2011, no 5. Available at : http://journals.openedi-tion.org/miranda/2343 (accessed: 11.01.2024).

Erokhina, Iu. V., Galkina, N. M„ Tokhtueva, E. A. Pravo i kino: wedenie v problematic [Law and Cinema: An Introduction], IN : Teoreticheskaia i prikladnaia iu-risprudentsiia, 2023, no 2 (16), pp. 117-125. (in Russ.).

Grisham, J. Pora ubivat' [A Time to Kill. In Russ], Moscow, AST, 2004, 573 p.

Harrington, M. In Hollywood, Representation of Marginalized People Has its Moment. IN: American Journal of Economics and Sociology, 2021, vol. 80, no. 3, pp.863-874.

Hasan, M. The Revenge of Conscience in John Grisham's A Time to Kill: Psychoanalytic Study. IN: Al-Adab Journal, 2022, vol. 1. no 141 (June), pp. 1-12. (accessed: 20.01.2024).

Iashina, V. Iz iuristov v izvestnye pisateli: istoriia Dzhona Grishema [From Lawyers to Famous Writers: The John Grisham Story. In Russ.] IN: PRAV0.Ru. Available at: https://pravo.ru/story/237525/ (accessed: 27.01.2024).

Karpova, Iu. N. Khudozhestvennyi fil'm kak sredstvo esteticheskogo i dukhov-nogo vospitaniia budushchikh iuristov [Feature Film as One of the Means of Aesthetic and Spiritual Education of Future Lawyers]. IN: Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl', 2013, no 5 (21), pp. 109-114. Available at : https://cyber-leninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-film-kak-sredstvo-esteticheskogo-i-duhov-nogo-vospitaniya-buduschih-yuristov (accessed: 27.01.2024). (in Russ.).

Khalilov, V. M. "Legal Eagles": Film/television Legal Drama and its Effects on Contemporary Culture and Society of the United States in Russia and America in the 21st Century, 2015, no 3, p. 11. Available at: https://rusus.ru/?act=read&id=474. (accessed: 20.04.2024). (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Korte, H. Vvedenie v sistemnyi kinoanaliz s primeneniem issledovanii [Introduction to Systematic Film Analysis Using Research. In Russ.]. Moscow, HSE publ., 2018, 360 p.

Kostrub, E. V. Antiteza obraza ulichnogo advokata i obraza korporativnogo iurista v romanakh Dzh. Grishema [The Antithesis of the Image of a Street Lawyer and the Image of a Corporate Lawyer in the Novels of J. Grisham. In Russ.]. IN: Para-digma gumanitarnykh znanii nachala XXI veka [The paradigm of humanities at the beginning of the 21st century]. Materials on linguistics and literary criticism. Moscow, 2020, pp. 114-118.

Kostrub, E.V. Sredstva sozdaniia obraza Dzheika Brigansa v romane Dzh. Grishema "Vremia ubivat" [Means of Creating the Image of Jake Brigance in J. Grisham's Novel "A Time to Kill"]. IN: Traditsii i innovatsii v lingvistike i litera-turovedenii [Traditions and innovations in linguistics and literary criticism. In Russ.]: Interdepartmental collection of scientific articles. - Moskva, 2018, pp. 80-88.

Marchese, D. John Grisham Is Still Battling His Southern Demons 11 The New York Times Magazine. Available at : https://www.nytimes.com/interactive/ 2022/06/21/magazine/john-grisham-interview.html (accessed: 22.04.2024).

Nikolaev, B.V. "Cherno-belaia spravedlivost": smertnaia kazn' i voprosy rasovoi diskriminatsii v SShA ["Black and White Justice": Death Penalty and Racial Discrimination in the USA], IN: Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal, 2018, vol. 12, no 1, pp. 128-140. (in Russ.).

Pilkington, P. The Courtroom Trial Sequence in Hollywood Cinema, 1934-1966. PhD dissertation, University of Warwick, Coventry, 2015, 391 p.

Popod'ko, V. A. Rasovye predstavleniia i nasilie na Amerikanskom luge v pervoi polovine XX v. [Racial Views and Violence in the American South in the First Half of the XX Century]. IN: Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no 4, pp. 127-132. (inRuss.).

Rasheed, L„ Hasan, A. Shakir, N. The Correlation of Revenge with Racism: A psychoanalytic study of John Grisham's "A Time to Kill". IN: Journal of Social Sciences, Literature and Languages, 2020, no. 1, pp. 10-13.

Richardson, G. L. Screen Play: Ethos and Dialectics in A Time to Kill. IN: The Terministic Screen: Rhetorical Perspectives on Film / ed. by D. Blakesley. Carbondale, Edwardsville, 2003, pp. 272-285.

Romanova, E. 10 luchshikh vystuplenii advokatov v zashchitu obviniaemykh v istorii kino [10 best speeches by lawyers in defense of the accused in the history of cinema]. IN: Advokatskaia kontora Dirksen i partner [Law Firm Dirksen and Partners. In Russ.]. Available at : https://dirksen-lawyer.ru/luchie-sudebnie-monologi-v-istorii-kino/ (accessed: 20.01.2024).

Samuel L. Jackson interview for A Time to Kill (1996). Available at : https://www.youtube.com/watch?v=zS314DhnfIs (accessed: 22.04.2024).

Sherwin, R. Imagining Law as Film (Representation without Reference?) IN: Law and the Humanities: An Introduction. Cambridge : Cambridge University Press, 2009, pp.241-268.

Time to Kill [Video recording], IN: My cinema. Available at: https://mkl2.moe-kino.net/movies/vremya-ubivat-1996-smotret-onlayn-1965 (accessed: 11.01.2024).

Zhukovskaia, L. I., Zolotova, M. V., Karpova, Iu. N. Rol' khudozhestvennogo fil'ma v professional'no-lichnostnom razvitii budushchikh iuristov [The Role of Feature Films in Professional and Personal Development of Future Lawyers]. IN: Vestnik NGLU im. N.A. Dobroliubova, vol. 44, 2018, pp. 144-152. Available at : https://lunn.rU/sites/default/files/media/upr_NIR/vestnik/text_vypusk_44.pdf#pa ge=144 (accessed: 27.01.2024). (in Russ.).

About the author

Durov Viktor Ivanovich, Associate Professor, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Chair of Theory and History of Law and State of The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh).

E-mail: wiktor_durov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.