Научная статья на тему 'Автобиографизм в творчестве Джона Гришема'

Автобиографизм в творчестве Джона Гришема Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ РОМАН / АВТОБИОГРАФИЯ / ДЖОН ГРИШЕМ / СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / LEGAL NOVEL / AUTOBIOGRAPHIC DETAILS / JOHN GRISHAM / PLOT-FORMING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коструб Е. В.

В статье рассматриваются биографические детали жизни Джона Гришема, нашедшие отражение в его произведениях и делается вывод о том, что они являются сюжетообразующими, а также оказывают влияние на систему персонажей в его произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автобиографизм в творчестве Джона Гришема»

Коструб Е.В. ©

Старший преподаватель кафедры английской филологии ГБОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

АВТОБИОГРАФИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОНА ГРИШЕМА

Аннотация

В статье рассматриваются биографические детали жизни Джона Гришема, нашедшие отражение в его произведениях и делается вывод о том, что они являются сюжетообразующими, а также оказывают влияние на систему персонажей в его произведениях.

Ключевые слова: юридический роман, автобиография, Джон Гришем, сюжетообразующие элементы.

Keywords: legal novel, autobiographic details, John Grisham, plot-forming elements.

Среди многообразия жанров, которыми представлена современная американская литература, можно выделить так называемый жанр юридического триллера, который связан с такими именами как Джон Гришем (John Grisham) и Скотт Туроу (Scott Turow). На наш взгляд более точным определением жанра, в котором работают данные авторы, является «юридический роман», так как понятие «триллер» не подходит для ряда произведений писателей. Тем не менее именно юридические триллеры принесли Джону Гришему всемирную славу (его романы переведены на более чем 30 языков) и сделали его одним из самых читаемых авторов в современной Америке.

Джон Гришем родился в 1955 году в Джонсборо, штат Арканзас (Jonesboro, state Arkansas). Его отец, Джон Гришем Старший (John Grisham Sr), работал в строительной фирме, что было связано с необходимостью частой перемены мест жительства. Поэтому первые двенадцать лет жизни писатель провел, переезжая из одного южного городка в другой. Мать, Ванда Скидмор (Wanda Skidmore), была домохозяйкой и воспитывала пятерых детей. В 1967 году семья обосновалась в городке Саутхейвен, штат Миссисипи (Southaven, Mississippi). Здесь Гришем закончил среднюю и старшую школу.

Постоянные переезды позволили автору хорошо изучить жизнь типичного юга, что нашло отражение во многих его произведениях, местом действиях которых являются небольшие провинциальные города на юге США. Так, например, местом действия романов «Время убивать» (“A Time to Kill”, 1989), «Платановый ряд» (“The Sycamore Row”, 2013), и сборника повестей «Округ Форд» (“Ford County”, 2009) является вымышленный округ Форд. По своему описанию он удивительным образом напоминает штаты Арканзас и Миссисипи, в которых Дж. Гришем вырос и начал свою профессиональную карьеру.

Один из романов писателя, «Покрашенный дом» (“A Painted House”, 2000) является частично автобиографическим и основан на детских воспоминаниях писателя. По утверждению самого Гришема в его семье были отличные рассказчики, и роман стал своего рода обобщением семейных легенд и преданий, а так же его собственного опыта. Книга написана от лица семилетнего мальчика, Люка Чандлера (Luke Chandelier), живущего на ферме в семье хлопкоробов-арендаторов. Как и главный герой романа, автор в детстве тоже собирал хлопок, так как семья была небогатой, и детям приходилось самим зарабатывать себе на карманные расходы. В интервью для журнала Publishers Weekly в 2002 году писатель признался, что описанные в романе дом и ферма, очень похожи на те, где жили и работали его бабушка с дедушкой. Место действия происходит неподалеку от городка Блэк Оук (Black Oak), в котором писатель провел первые семь лет своей жизни.

© Коструб Е.В., 2014 г.

В школе Гришем никогда не проявлял особого усердия в учебе, и долгое время был средним, ничем невыдающимся студентом. Одна из учительниц старших классов описывает его как обыкновенного ученика с множеством увлечений, среди которых на первом месте был спорт. По ее словам он всегда был очень проницательным и даже немного циничным: «In class John was an average student.. .he chose to be. His interests were diverse. He was more into sport. Had a gift for writing. He was perceptive about people. His observations were insightful. He was straightforward.almost clipped. There was a kind of cynicism.he didn’t take things at face value. He seemed more mature than his peers. [4, p. 14] Все чего он хотел, было играть в бейсбол и когда-нибудь увидеть свое имя в Зале Славы (Национальный зал славы бейсбола - музей, посвященный истории американского бейсбола и его лучшим игрокам). Однако этим мечтам не было суждено сбыться, так как таланта к этому виду спорта у молодого человека не было. Несмотря на то, что в настоящее время писатель в основном работает в жанре юридического триллера, у него есть ряд романов, которые напоминают нам о его юношеских спортивных амбициях. Так, например, «Трибуны» (“Bleachers”, 2003) - история-воспоминания игрока в американский футбол о своем тренере, «Калико Джо» (“Calico Joe”, 2012) - роман о трагической судьбе бейсболиста.

В 1973 году Джон Гришем поступил в Северо-западный колледж Миссисипи, а через год перевелся в университет Дельта в Кливленде (DSU), и, наконец, оказался в университете штата Миссисипи (MSU). Здесь в его жизни произошел кардинальный переворот. Однажды, оказавшись на лекции по экономике, он стал свидетелем оживленной дискуссии между профессором и студентами, и ему захотелось иметь возможность также уверено говорить, свободно обсуждать важные актуальные темы и спорить, доказывая свою точку зрения. Сначала он выбрал экономику в качестве профильной дисциплины, но затем сменил специализацию на бухгалтерский учет. Его конечной целью было получить юридическое образование и стать специалистом в области налогообложения, так как на тот момент это профессия была одной из наиболее доходных. В 1977 году Гришем получил степень бакалавра и годом позже был принят на юридический факультет (Law School) университета Миссисипи.

Однако налоговое право молодому человеку быстро наскучило, и он сменил специализацию на область уголовного права. В 1981 году Дж. Гришем закончил юридический факультет, сдал экзамен, дающий право заниматься адвокатской практикой и открыл собственную практику в Саутхейвене (Southaven). В основном начинающий адвокат занимался уголовными делами и исками о возмещении ущерба, связанными с телесными повреждениями. Часто он выступал в качестве адвоката по назначению суда, представляя подсудимых, которые не имели средств нанять платного защитника. Такая практика не была слишком прибыльной, но в целом позволяла заработать достаточно средств для содержания семьи.

Еще во время обучения в университете Гришем заинтересовался политикой. Желая изменить мир к лучшему, в 1983 он стал баллотироваться в Палату представителей штата Миссисипи, где проработал до 1990 года. Его основной целью были реформы в системе образования штата. Однако вскоре его ждало разочарование, так как разработка новых законов, а главное воплощение их в жизнь требовало слишком много времени, и было, на его взгляд, неэффективным.

Джон Гришем никогда не стремился стать писателем, у него нет специального литературного образования, в школе оценки по предметам связанными с литературой и английским языком были хорошими, но не отличными. Обучаясь в университете, он начал писать роман о террористах, но довольно быстро оставил эту идею, так и не дописав книгу. Однако в 1984 году произошло событие, изменившее всю дальнейшую карьеру автора. В здании суда, где работал Гришем, слушалось дело об изнасиловании белым мужчиной двенадцатилетней чернокожей девочки. Преступление вызвало столь широкий общественный резонанс, что заседание суда было закрытым, но Дж. Гришему удалось попасть в зал, так как он был знаком с местным судьей.

Показания девочки произвели на него такое глубокое впечатление, что он подумал, что на месте отца девочки он бы убил подсудимого. Вот как он сам описывает свои ощущения в предисловии к роману «Время убивать»: «It was a gut-wrenching experience for me, and I was only

a spectator. I was mesmerized. I could not imagine the nightmare she and her family had been through. I wondered what I would do if she were my daughter. As I watched her suffer before the jury, I wanted personally to shoot the rapist. For one brief yet interminable moment, I wanted to be her father. I wanted justice. There was a story there». [2, p.ix] Выйдя из задания суда, молодой человек понял, что такой сюжет может стать основой романа. Сочувствие, негодование и желание добиться справедливости заставили Дж. Гришема придумать продолжение этой трагической истории, в котором отец девочки взял бы в руки оружие и расстрелял бы насильника прямо в зале суда. Мысль о том, чтобы добиться не просто правосудия для девочки, а справедливого отмщения, не давала ему покоя в течение трех месяцев. Это была история, которую он должен был поведать миру, и, в конце концов, Дж. Гришем начал работу над своим первым романом «Время убивать».

Начинающий автор продолжал совмещать карьеру политика и адвоката, но на протяжении трех лет писал свой роман, посвящая этому каждую свободную минуту. Когда книга была закончена в 1987 году, более 30 агентов и издателей отказались ее публиковать. Однако писатель не сдавался и спустя два года, в 1989 году роман был опубликован маленьким тиражом - всего лишь 5 тысяч экземпляров.

Неоднократно Гришем заявлял, что эта книга очень автобиографична [2, p. xi]. На наш взгляд, он прежде всего имеет виду автобиографичность главного героя романа, Джейка Бриганса (Jake Brigance). Сам автор, как и его персонаж, 10 лет занимался делами очень похожими на те, что вел Джейк. Как и его герой, писатель за время своей адвокатской карьеры никогда не представлял интересы банков, страховых компаний или крупных фирм. Он был «уличным адвокатом», защищавшим интересы простых людей и вынужденным выживать в условиях жесточайшей конкуренции с более успешными юридическими фирмами, клиентами которых были крупные корпорации.

В биографии самого автора и его персонажа совпадают даже такие мелкие детали как возраст, марка машины, позиция на которой они играли в американский футбол в старшей школе. Оба закончили юридический факультет университета Миссисипи (Оксфорд, штат Миссисипи). В предисловии к роману, писатель пишет о том, что мысли и действия персонажа являются отражением его собственных: ‘Much of what he [Jake Brigance] says and does is what I think I would say and do under the circumstances. We’ve both felt the unbearable pressure of murder trial, which is something I tried to capture in the story. We’ve both lost sleep over clients. This one (the book) came from the heart” [2, p.xi]. Вероятно именно тот факт, что между автором и его героем так много общего, сделали этот роман, с точки зрения самого Гришема, его лучшей и любимой книгой. В интервью, данным Тому Мэтьюсу (Tom Mathews) из газеты Newsweek в 1993 году, писатель говорит о том, что мотивы, побудившие его написать этот роман, были чистыми, и что роман лучший из созданных им произведений: ‘It’s [the book] better because you can almost smell the biscuits and the eggs and the grits and hear the chatter in the Coffee Shop; the people are better, the setting is better; you can feel the sweat sticking to their shirts in the July heat around the courthouse” [5, p. 79]. Автору удалось удивительно точно нарисовать атмосферу, царящую в городе, в здании суда, в кофейне, где собираются жители городка, чтобы обсудить последние новости.

Еще один персонаж романа, который, на наш взгляд, является автобиографичным, это жена главного героя, Карла Бриганс (Carla Brigance). Ее образ совершенно отчетливо напоминает Рене Гришем (Renee Grisham), жену писателя. Как и Рене, Карла не просто первая и единственная любовь Джейка, но и верный друг, и самый суровый критик. Джейк рассказывает жене все детали, относящиеся к делу, советуется с ней и готов на все, чтобы обеспечить ее безопасность. Карла предана мужу, и при этом она знает все его достоинства и недостатки. Она понимает амбиции, которые движут ее мужем, но готова поддерживать его, несмотря на финансовые трудности и даже прямую угрозу, как собственной жизни, так и жизни их дочери. Дж. Гришем в свою очередь всегда утверждал, что мнение Рене является для него самым важным, и что ни одна идея для его будущего произведения не претворяется в жизнь, не получив предварительно одобрения жены. Именно Рене Гришем, прочитав когда-то первую главу его романа, настояла на том, чтобы он его завершил.

Роман «Время убивать» не принес популярности автору, но Гришем уже работал над новой книгой «Фирма», которую закончил осенью 1989 года. По счастливой случайности рукопись попала в Г олливуд и права на ее экранизацию были куплены за 600 тысяч долларов. Интерес к произведению со стороны компании Парамаунт Пикчерз привел к быстрой публикации романа. «Фирма» (“The Firm”, 1991) принесла Гришему известность и финансовую независимость, позволив оставить юридическую практику и заняться писательской карьерой. Книга 47 недель оставалась в списке бестселлеров New York Times и стала самой продаваемой в Соединенных Штатах в 1991 году [8].

Значительную роль в жизни Гришема играет религия. Каждый раз, когда семья переезжала в новый город, мама первым делом отводила Джона и его брата и сестер в местную баптистскую церковь. В возрасте 8 лет Джон Гришем самостоятельно пришел к мысли о необходимости обращения к Богу. С тех пор религия нашла отображение во многих романах автора, где одну из важных второстепенных ролей играет священник («Признание», «Трибуны»). Гришем также много делает для прихода своей церкви. Писатель несколько раз ездил в Бразилию вместе другими добровольцами из своего прихода, чтобы строить церкви и больницы для бедных. В дальнейшем он смог использовать полученный там опыт и впечатления, при описании места действия романов «Партнер» и «Завещание» (“The

Testament”, 1999). Присутствие религиозных мотивов в творчестве писателя является отражением классической американской литературной традиции, в которой религии отводится большая роль. На наш взгляд, Джон Гришем продолжает традиции таких ставших классикой романов, обращавшихся к тебе суда и правосудия, как «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Убить пересмешника» Х.Ли.

Юридическое образование, более 10 лет карьеры в качестве адвоката и опыт работы в Палате представителей позволяют автору сделать свои произведения правдоподобными. Это достигается не только за счет использования юридической терминологии, но и с помощью раскрытия особых нюансов и механизмов работы законодательной системы США. При этом знание системы «изнутри» привело в целом к ее критической оценке. В своих романах писатель в основном раскрывает недостатки и несовершенства, присущие юридической и законодательной системам Америки: «Золотой дождь» (“The Rainmaker”, 1995), «Партнер» (“The Partner”, 1997), «Признание» (“The Confession”, 2010), “Невиновный» (“The Innocent Man”, 2006) и др. Гришем признается, что если бы не его карьера адвоката он бы никогда не начал писать. Также он добавляет, что заседания суда, рассказы о судах, адвокатах, адвокатских конторах, о судебных тяжбах, это именно то, что привлекает и вдохновляет его на создание книг.

Одним из повторяющихся сюжетных элементов в романах Гришема является полный отказ главного героя от прошлой жизни. Например, Митчелл МакДир (Michell McDeer) из «Фирмы» получив крупную сумму денег от ФБР скрывается от них на Кайманских островах вместе со всей семьей. Героиня романа «Дело о пеликанах» (“The Pelican Brief’, 1992), Дарби Шо (Darby Shaw), находит убежище на Вирджинских островах, отказавшись от идеи продолжить учебу на юридическом факультете. Руди Бейлор (Rudy Baylor) из «Золотого дождя» выиграв суд с невероятным вердиктом в свою пользу, тем не менее, оставляет профессию и становится простым учителем. Как бы парадоксально это не звучало, но Джон Гришем уверен в том, что возможность оставить профессию - это мечта любого юриста. По мнению писателя, большинство адвокатов стремятся как можно скорее заработать достаточно денег, чтобы навсегда забыть об это сложной профессии, отнимающей так много времени и сил: «The profession is terribly overcrowded, not only in New York City, where you have 50,000 lawyers, but also in small towns. It’s tough to make a good living. For lawyers, the main dream of escape is get out of the profession. They dream about a big settlement, a home run, so that they can use the money to do something else» [3]. Это именно то, что сделал сам автор.

Писательская карьера позволила ему навсегда отказаться от работы, которая не приносила ему удовлетворения, и в которой Гришем находил все больше недостатков: «I found myself representing people I didn’t really like in cases that were boring...Once I started writing the first book, the law couldn’t measure up” [6, p.2]. Адвокат и писатель, Терри Диггс (Terry Diggs),

анализируя романы Джона Гришема, утверждает, что именно собственное видение закона автором заставляет его создавать персонажи, которые наивны и идеалистичны по свой натуре. Это не позволяет им, в конечном счете добиваться полной справедливости и менять что-то в этом мире к лучшему [1, р.60]. На наш взгляд, герои романов Гришема дают читателю, с одной стороны, возможность убедиться в том, что далеко не все законы существуют на благо общества. Но, с другой стороны, положительные черты, присутствующие в образах персонажей, даже если сами они неидеальны, помогают сохранить надежду на торжество справедливости и веру в то, что один человек способен изменить многое.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что биографические детали жизни автора, безусловно, повлияли, на выбор проблематики его произведений, построение сюжетов и раскрытие образов персонажей. Так, например, персонажи романов «Время убивать» и «Покрашенный дом» обладают ярко выраженными автобиографическими чертами. Место действия многих произведений писателя («Время убивать», «Дело о

пеликанах», «Завещание», «Партнер» и др.) определяется его собственным жизненным опытом. Первоначальный выбор профессии адвоката и последующий опыт работы в законодательном собрании штата определили тематику большинства произведений Дж. Гришема, целью которых является раскрытие несовершенства современных юридических и законодательных систем Соединенных штатов. Таким образом, изучение биографии писателя позволяет лучше раскрыть жанровое своеобразие его романов.

Литература

1. Best N. Reading on John Grisham. USA.: Greenhaven Press, 2003. 125 p.

2. Grisham J. A Time to kill. New York.: Bantam Dell, 2005. 515 p.

3. Gussow, M. Grisham's Escape Into Legal Thrillers. The New York Times. Published: March 31, 1997. Режим доступа http://www.nytimes.com/1997/03/31/books/grisham-s-escape-into-legal-thrillers.html, свободный.

4. Hughes, L. The John Grisham Story: from baseball to bestsellers. Lincoln.: iUniverse, Inc, 2004. 96p.

5. Mathews, T. Book ‘em. Newsweek, 15 March, 1993. p.78-81

6. Pringle, M.B. John Grisham: a critical companion. Westport.: Geenwood Press, 1997. 160 p.

7. Zaleski, J. “Publishers Weekly asks John Grisham: What happened to the Lawyers?” Publishers Weekly, vol.148, January 22, 2002, p.178

8. Биография Джона Гришема. Режим доступа: http://www.jgrisham.com/bio/, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.