Научная статья на тему 'Проблема ответственности человека перед обществом в произведениях Джона Гришэма'

Проблема ответственности человека перед обществом в произведениях Джона Гришэма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1056
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН ГРИШЭМ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР / СИТУАЦИИ ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РИСК / JOHN GRISHAM / RESPONSIBILITY / THE PERSON / A LEGAL THRILLER / SITUATIONS OF LEGAL CHARACTER / A PRIVATE RESPONSIBILITY / RISK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ниязов Р. Т.

В статье рассматривается проблема ответственности человека в обществе на примере произведений Джона Гришэма. Также в ней анализируются некоторые поступки людей, которые, несмотря на смертельный риск, пытаются добиться справедливости в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RESPONSIBILITY OF THE PERSON BEFORE THE SOCIETY IN JOHN GRIShAM'S WORKS

In article the problem of responsibility of the person in society on an example of John Gri-sham's works is considered. Also some acts of people which despite deadly risk try to achieve justice in society are analyzed in it.

Текст научной работы на тему «Проблема ответственности человека перед обществом в произведениях Джона Гришэма»

УДК 82 (091) (4/9)

Niyazov R.T. PROBLEM OF RESPONSIBILITY OF THE PERSON BEFORE THE SOCIETY IN JOHN GRISHAM'S WORKS. In article the problem of responsibility of the person in society on an example of John Gri-sham's works is considered. Also some acts of people which despite deadly risk try to achieve justice in society are analyzed in it.

Key words: John Grisham, responsibility, the person, a legal thriller, situations of legal character, a private responsibility, risk.

Р.Т. Ниязов, соискатель каф. «Иностранные языки» Ташкентского Государственного юридического института, E-mail: rushan14@rambler.ru

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОНА ГРИШЭМА

В статье рассматривается проблема ответственности человека в обществе на примере произведений Джона Гришэма. Также в ней анализируются некоторые поступки людей, которые, несмотря на смертельный риск, пытаются добиться справедливости в обществе.

Ключевые слова: Джон Гришэм, ответственность, личность, юридический триллер, ситуации правового характера, личная ответственность, риск.

Категория ответственности зачастую не в полной мере воспринимается большинством людей, хотя категория свободы не будет иметь смысла вне контекста категории ответственности. Формирование и воспитание личности проходит через всю незамысловатую сферу общественных отношений, однако не каждый способен стать подлинным социальным актором, отвечающим всем основным требованиям общественной жизнедеятельности. Одним из критериев личностного отбора является способность принимать решения и чувствовать ответственность за происходящее вокруг личности, за поступки, совершаемые ею или за бездействие в ситуациях, требующих участия. Особенно актуальной проблема ответственности человека перед обществом стоит сегодня, в условиях формирования демократического правового государства и гражданского общества в Узбекистане. В свете этого необходимо рассматривать в качестве теоретической базы и зарубежный опыт, в том числе опыт художественных произведений. На этом фоне в современной мировой литературе особенно выделяется фигура известного американского писателя, основателя нового жанра в мировой художественной литературе - жанра юридического триллера - Джона Гришэма.

В своих произведениях Джон Гришэм ставит героев в различные ситуации правового характера. Практически все ситуации имеют драматический, а порой и трагический исход. Однако до конца произведения у читателей остаётся надежда на счастливое решение той или иной проблемы.

Категория ответственности красной нитью проходит через все произведения американского писателя. Во всех книгах Джона Гришэма присутствует понятие юридической ответственности, но проблема личной ответственности перед обществом оказывается порой выше своих собственных убеждений и, что самое важное, выше собственного страха.

В произведении «Время убивать» («Пора убивать», 1989 г.) [1] «афроамериканец убивает двух белых негодяев, изнасиловавших его малолетнюю дочку. Молодой юрист Джейк Брайгенс защищает его в ходе процесса» [1]. Расовая дискриминация - это «белое пятно» в истории США. Ситуация, в которой оказывается главный герой, является абсолютно проигрышной, так как в истории штата, в котором происходит данное событие, изнасилование темнокожего ребёнка было и раньше. Брайгенс, несмотря ни на что, вступает в настоящую войну с последователями «ку-клукс-клана», подвергаясь даже смертельной опасности. Чувствуя ответственность перед обществом, адвокат доводит дело до конца, когда уже все разуверились в оправдательном приговоре. Взаимоотношение белокожего и чернокожего населения в США является опасной темой, но, тем не менее, Гришэму удалось по-новому и фантастически реально отразить положение дел, отражаю-

щих, существующую и по сей день, дискриминацию афроаме-риканского населения страны.

В своей книге «Фирма» [2] (1991 г.) Гришэм поднимает проблему ответственности в ином ракурсе. Выпускнику престижного юридического вуза предлагают работу в престижной фирме, где он через пол года покупает свой дом, шикарную машину, а впереди видится собственная яхта и личный самолёт... Но чем дальше, тем больше вопросов возникает. Из этой фирмы никто никогда не увольнялся, только в результате несчастного случая... И один человек вступает в неравную схватку с корпорацией, имея при этом приличный счёт в банке и роскошное будущее. Герой, первоначально «одурманенный» роскошью и наличными, впоследствии, возможно, задаётся вопросом, а можно ли быть счастливым, на несчастье других людей, не замечать этого, игнорировать, а зачастую способствовать несчастью других людей. Зная о преступлениях, можно ли спокойно существовать и жить так, как будто ничего и не было. Многие члены общества живут именно так, но только не наш герой. Опять-таки рискуя собственной жизнью и безопасностью своей семьи, он изменяет ситуацию и доводит до общественности всю нить преступлений, совершаемых юридической корпорацией. Трудно сделать выбор между благополучием и средним достатком, когда человек прикоснулся к миру роскоши, но всегда ли роскошь так же прекрасна изнутри и зиждется ли она на крови невинных людей? Этот вопрос может задать себе не каждая личность, а тем более сделать выбор в пользу общества в ущерб своим интересам.

Ситуация риска и вступления в смертельную схватку с «монстром» в угоду интересам общества и отдельных граждан - основная сюжетная линия всех произведений американского писателя и сценариста.

Сюжет произведения «Дело о пеликанах» [3] (1992 г.) сводится к следующему: убиты два члена Верховного суда. Студентка юрфака выдвигает собственную версию. Скрываясь от мафии, ей вместе с корреспондентом удаётся найти свидетеля и сделать сенсационную статью в газете. За её смертью гонится убийца, которому за каждое убийство платят 3-4 миллиона долларов. И, казалось бы, проще всего лечь на дно, бросить все дела, забыть о расследовании, взять деньги и жить припеваючи, но только не для главной героини. Опять-таки, рискуя собственной жизнью, она добивается правды. Вопрос вопросов: стоит ли правда человеческой жизни? А нужна ли эта правда обществу, и вообще нужны ли ответственные люди, которые не могут согласиться с несправедливостью, особенно если несправедливость эта исходит от высокопоставленных чиновников.

В другом романе - «Клиент» [4] (1993 г.) главные герои -люди с очень сложными характерами. Представьте следующую ситуацию. Вы стали свидетелем самоубийства. Однако незадачливая жертва неврастении успела-таки провести с вами весьма познавательную беседу, прежде чем пустить себе пулю в лоб. Как выяснилось из разговора, остывающее на ваших глазах тело некогда принадлежало преуспевающему юристу, рьяно защищающему представителей мафиозного калана. И этот юрист был осведомлён о том, где один из его клиентов спрятал труп сенатора, убитого накануне... Собственно, именно это сакральное знание законник и решил передать вам непосредственно перед своей собственной добровольной кончиной. Далее события начнут разворачиваться с ужасающей быстротой - на вас откроют охоту: полиция, мафия и ФБР. Все три структуры в процессе будут страшно мешать друг другу, что в общем-то окажется вам на руку. Но на всякий случай придётся нанять адвоката - правда, в кармане у вас лежит лишь пара долларов. И - кстати говоря - вам всего. 11 лет. Здесь ответственность перед обществом на себя берут уже личности иного порядка - несовершеннолетний мальчишка «трудный подросток» и неудачница-адвокат, прошедшая курсы анонимных алкоголиков. Такой сюжет произведения вьётся зигзагом и постоянно держит в напряжении, и сила, с которой герои, практически в одиночку борются за выживание и, конечно, за справедливость, передаётся и читателям.

В центре внимания произведения «Камера» [5] (1994 г.) в камере смертников находится человек, осуждённый за жестокое убийство и ожидающий исполнения приговора. Казалось бы, его вина доказана полностью. Но молодой адвокат, мечтающий о сенсационном деле, уверен - всё не так, как кажется и готов начать борьбу, которая либо спасёт жизнь его клиенту, либо будет стоить ему самому карьеры. Здесь чувство ответственности уже приобретает оттенок ответственности перед одним человеком. Но также перед самим адвокатом встаёт вопрос о том, действительно ли приговорённый не совершал преступления или всё это просто кажимость?

Интересно и то, что в произведениях Гришэма герои борются, в первую очередь, со своими недостатками, пороками, слабостями и страхами. И если в начале произведения мы встречаем достаточно слабого, заблудившегося или ослеплённого славой человека, то к середине и концу книги перед читательской аудиторией предстаёт совершенно другой человек - сильная личность, выстрадавшая справедливое решение и изменившая свою жизнь.

В другом произведении - «Золотой дождь» [6] (1995 г.) истина: «Адвокат защищает клиента» поворачивается в другую сторону: «Адвокат должен защитить себя». «Адвокат должен всегда знать, как доказать невиновность своего клиента, - даже если клиент этот виновен по определению. Адвокат должен всегда верить в победу. Но что делать, когда в совершении жестокого преступления обвиняют самого адвоката» [6]. Герой книги оказывается затянутым в водоворот смертельно опасных событий, из которых ему предстоит или выбраться совсем другим человеком, или попрощаться с жизнью.

Ответственность перед самим собой, перед своей совестью, перед своим «Я» - ещё одна фабула в романах Гришэма.

Действие романа «Вердикт» [7] (1996 г.) разворачивается следующим образом: судебный процесс, в котором могущественные табачные корпорации с одной стороны и не менее могущественные юристы, с другой стороны пытаются перетянуть на свою сторону присяжных в деле по иску вдовы американца, умершего от рака легких против табачных компаний. Однако, у жюри свое мнение, своя игра и свои правила. Решают не деньги, решает жюри. Суд превращается не в процесс утверждения справедливости, а в такую специальную игру в процесс утверждения справедливости, где всё действие выносится за страницы, а на бумаге остаются только слова. Все детали продумываются, просчитываются и планируются под ковром, каждая стадия процесса - выбор каждого члена жюри, тотальное расследование каждого. У каждого должна

быть кнопка, чтобы её можно было нажать в нужное время. И потому переиграть корпорацию - это не просто выиграть партию. Это пойти против закона, против огромных денег, против людей, которые готовы за эти деньги на всё. Это смертельная опасность.

Произведение «Партнёр» [8] (1997 г.) начинается достаточно легко и просто: «не нужно выяснять, кто и у кого украл деньги. С первых страниц ясно, что 90 миллионов долларов украдены Патриком у юридической фирмы, в которой он работал. Правда, деньги эти незаконные - вот в чем вся суть. Патрик инициирует свою смерть и живёт, не тужит незамеченным 4 года в Бразилии, пока его не выслеживают наемники, и не возвращают в Америку» [8].

Гришэм блестяще показывает, как главный герой с помощью своей возлюбленной Евы (тоже, кстати, юриста) и старого друга-адвоката Сэнди, парирует каждый удар своих врагов, жаждущих получить обратно несметное количество денег и посадить Патрика за решётку или на электрический стул. Тут и ФБР с местными властями, которые хотят судить его за мошенничество и убийство (якобы он сжёг тело невинного человека, чтобы сфальсифицировать свою смерть), и неверная жена со своим любовником, и преступный лидер, которому как раз и принадлежат 90 миллионов, и его юридическая фирма, проводящая финансовые махинации. Да мало ли найдётся людей, желающих человеку зла при таких-то деньгах!..

Патрик Лэниган организовал преступление просто феноменально, с особой точностью, без права на ошибку. И как ни странно - начинаешь сопереживать ему, болеть за то, чтобы он вышел сухим из воды. Ищешь оправдания его поступку в его рассказах. А Гришэм постоянно держит нас перед решением «казнить или помиловать» Патрика. Лэниган будто человек с двойным дном. Он трепетно относится к своей дочери, которая впоследствии окажется не его ребёнком, и поддерживает терпеливую дружбу с Кловисом. Но мы постоянно сталкиваемся с его самодовольством, с его пренебрежительным отношением к госучреждениям и потрясающей аморальностью в краже «грязных» денег. Гришэм словно проверяет этику читателя - должен ли жить Патрик долго и счастливо или нет? И выбрал он достаточно нетривиальный способ проверки, заложив его в окончание романа. Если мы смирились с тем, что Патрика оправдали за всё, что он сделал, то читатели, должны быть обижены на автора, что он не дал своему главному герою уехать в закат со своей возлюбленной. Но если понять, что Патрик всё же «хитрый лис» и всё, что он сделал, преступно, какими бы словами он не разбрасывался, то вполне можно сказать, что он заслужил всё, что приготовила ему судьба на последних страницах.

Совсем по-иному сюжет разворачивается в книге «Завещание» [9] (1999 г.). Умирает очень богатый человек, наследники уже делят и прикидывают, кому сколько достанется, покупают или собираются покупать дорогие машины и прочее, ссорятся - и вдруг оказалось, что все деньги завещаны неизвестно кому... Девушке, которая давно оставила этот суетливый мир, живёт в другой стране, в таком месте, куда даже письма почти не доходят. И деньги ей совсем не нужны. Как бы по контрасту - два мира, две точки зрения на смысл жизни и на её ценности. И подумаешь - стоило ли наживать такие богатства, чтобы потом дети и внуки ждали как радости смерти родителя? Как у А.С.Пушкина: «Вздыхать и думать про себя: когда же чёрт возьмет тебя?». Страшный мир больших денег. Совместим ли он вообще каким-то боком с любовью -детей, родителей, супругов?

Совсем уж закрученным является сюжет «Повестки» [10] (2002 г.). «Как стать миллионером? Да очень просто: обнаружить у своего умершего отца три миллиона наличными» [10]. Судья Этли был гордостью своего городка, да и всего штата Миссисипи. На всех у него находилось время, только не на собственных сыновей - Рэя и Форреста. Первый не в обиде, он крепко стоит на ногах, получает свою профессорскую зарплату, летает время от времени на собственном самолёте и не мечтает о лучшей жизни. Второй превратился в алкоголика и наркомана и отца не слишком жалует. И вот почтенный судья

умирает, а Рэй, назначенный душеприказчиком, неожиданно находит те самые три миллиона наличными. Судья брал взятки? Играл в казино? И никто об этом даже не подозревал? В общем, Рэю предстоит надёжно припрятать денежки и попытаться выяснить их происхождение. Разумеется, таинственные незнакомцы будут чинить ему всяческие препятствия. Как всегда у Гришема присутствует в произведении мораль, преподанная чётко, но в то же время ненавязчиво. А так ли мы хорошо знаем самых близких людей? И так ли мы хорошо знаем самих себя? И что такое ответственность перед самим собой и перед другими членами общества?

В центре внимания отличной от других книг Гришэма -«Трибуны» [11] (2003 г.) воспоминания выпускника средней школы, который когда-то был одним из лучших квортебеков. Размышления героя об игре в американский футбол, безжалостный и беспощадный. Маленький городок Мессина, где всё и вся подчинено лишь двум вещам - американскому футболу и школьной футбольной команде «Спартанцы». Если игрокам требовались новые кабинки в раздевалку или тренажеры, жители Мессины забывали о Рождестве. Экономить на команде -смерти подобно. Главный тренер «Спартанцев», Эдди Рейк, живая легенда этого места. Бог и Дьявол в одном лице. Его почитают, его проклинают, им восторгаются и ненавидят всей душей. Даже впав в опалу, он не сходит со своего пьедестала, о нём говорят, думают, помнят. «Трибуны» - рассказ о четырех днях, в которые уместилась кончина «великого и ужасного» Эдди Рейка, его похороны и ещё многое другое - те мелочи, из которых, обычно, складывается нечто важное, к примеру, самый главный и сложный вопрос, мучавший каждого «Спартанца» - они любили или ненавидели своего тренера? Многие игроки, вернувшиеся в Мессину после долгого времени, кумиры прошлого, в ожидании смерти Рейка, собираются по вечерам на трибунах поля, чтобы размотать клубок канувших в лету событий и найти ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос.

В «Апелляции» [12] (2008 г.) описываются очень масштабные события: «крупные корпорации лоббируют свои интересы, сажают в суды своих людей, чтобы обеспечить в свою пользу решения по искам, поданным против них простыми гражданами. Подробно описывается, как именно из никому неизвестного юриста делается судья Верховного суда штата, корпорации выбрасывают огромное количество денег: миллионы долларов разлетаются, как мятые сотни» [12]. Сначала массам внушают, какие именно идеалы представляют для них интерес, потом агрессивной рекламой продвигают кандидата, который эти идеалы обещает поддерживать. Получается,

Библиографический список

что сознанием и предпочтениями масс очень легко манипулировать, самое интересное, что после всей кампании каждый конкретный человек, сходивший на выборы и отдавший свой голос за этого кандидата, считает, что сам принял решение и выбрал именно того, кто обеспечит защиту его интересов наилучшим образом. На самом деле всё происходит с точностью до наоборот: выбрали того, кто действует во вред простым людям. И пусть даже этот всенародно избранный понимает, что стал всего лишь пешкой, его угрызения совести уже никого не волнуют. Эта книга - гимн богатой корпоративной Америке, деньги правят миром, а простые люди остаются ни с чем. Хотя нет, им же дано право избирать тех, кто защитит их интересы, и им даже предлагают того, кто именно это сделает лучше всех.

В одной из своих последних книг - «Признание» [13] (2010 г.) Джон Гришэм проводит следующую линию: у каждого невиновного человека, отправленного в тюрьму, есть кто-то на воле - настоящий преступник. Он не может понять, как полиция и прокуроры могли ошибиться, и ему, конечно же, не о чем волноваться. Он просто не может поверить в свою удачу. Но время проходит, и невиновный осознаёт, что ошибка не будет исправлена. Как себя поведёт человек в такой безнадёжной ситуации. Сдаться или бороться? А если бороться, то это сродни человеку, ищущему чёрную кошку в тёмной комнате.

За более чем 20-летнее творчество Гришэм совершенствовал своё писательское мастерство. В каких-то произведениях он превосходно отражает всю предлагаемую сюжетную линию от начала и до конца, в других произведениях он закручивает сюжетные линии, перекрещивает их друг с другом и, возможно, от этого теряется красота изложенного ряда ситуаций. Но как бы то ни было, произведения американского писателя Джона Гришэма показывают, что и один человек и небольшая группа людей, осознающих свою ответственность перед лицом общества могут изменить многое, хотя при этом велика вероятность и потерять многое. Выбор остаётся лишь за нами. Сможет ли каждый из нас, подобно некоторым самоотверженным героям произведений Гришэма вступить в схватку с преступной системой, корпорациями, готовыми ради больших денег на уничтожение всего, что только попадётся на их пути.

Ответственность за происходящее в обществе лежит на каждом из его членов и поэтому только осознание данного факта позволит с уверенностью смотреть в справедливое будущее своей страны и человечества в целом.

1. Гришэм, Д. Пора убивать. - Москва: АСТ, 2008. - 573 с.

2. Гришэм, Д. Фирма. - Москва: АСТ, 2010. - 477 с.

3. Гришэм, Д. Дело о пеликанах. - Москва: АСТ, 2008.

4. Гришэм, Д. Клиент. - Москва: АСТ, 2007.

5. Гришэм, Д. Камера. - Москва: АСТ, 2006.

6. Гришэм, Д. Золотой дождь. - Москва: АСТ, 2003.

7. Гришэм, Д. Вердикт. - Москва: АСТ, 2011.

8. Гришэм, Д. Партнёр. - Москва: АСТ, 2007.

9. Гришэм, Д. Завещание. - Москва: АСТ, 2001.

10.Гришэм, Д. Повестка. - Москва: АСТ, 2009.

11.Гришэм, Д. Трибуны. - Москва: АСТ, 2009.

12.Гришэм, Д. Апелляция. - Москва: АСТ, 2010.

13.Grisham, J. The Confession. - N.Y.: Arrow books Ltd., 2010.

Bibliography

1. Grishehm, D. Pora ubivatj. - Moskva: AST, 2008. - 573 s.

2. Grishehm, D. Firma. - Moskva: AST, 2010. - 477 s.

3. Grishehm, D. Delo o pelikanakh. - Moskva: AST, 2008.

4. Grishehm, D. Klient. - Moskva: AST, 2007.

5. Grishehm, D. Kamera. - Moskva: AST, 2006.

6. Grishehm, D. Zolotoyj dozhdj. - Moskva: AST, 2003.

7. Grishehm, D. Verdikt. - Moskva: AST, 2011.

8. Grishehm, D. Partnyor. - Moskva: AST, 2007.

9. Grishehm, D. Zavethanie. - Moskva: AST, 2001.

10.Grishehm, D. Povestka. - Moskva: AST, 2009.

11.Grishehm, D. Tribunih. - Moskva: AST, 2009.

12.Grishehm, D. Apellyaciya. - Moskva: AST, 2010.

13.Grisham, J. The Confession. - N.Y.: Arrow books Ltd., 2010.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.