РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СПОРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ГОЛЛАНДСКИХ ХУДОЖНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ
DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-34-44
Александр Сергеевич СИДОРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: sidspb@mail.ru
Духовная и культурно-просветительская функции физической культуры являются важным звеном в воспитании физически крепкого и гармонически развитого молодого человека, без чего невозможно представить себе процесс воспитания в целом. Ценностная сфера физической культуры аккумулирует в себе все те духовные ценности, которые были приобретены человечеством в ходе своей истории, позволяет проследить закономерности развития тех или иных видов спорта и отдельных физических упражнений в зависимости от существующей общественной формации. По отдельным произведениям культуры и искусства, наскальным рисункам и петроглифам древних, античным скульптурам, картинам живописцев можно оценить технику выполнения упражнений, форму одежды и особенности спортивного инвентаря того времени. Примером творчества, сочетающего в себе как культурную, так и спортивную составляющую, являются картины голландских живописцев XVI-XVII веков, которые сумели передать массовое увлечение жителей Нидерландов зимними видами спорта, условия в которых они развивались, атмосферу и дух того времени, технику движений, чем внесли неоценимый вклад в историю физической культуры и спорта.
Ключевые слова: культура, живопись Нидерландов, духовные ценности, физическая культура, зимние виды спорта, XVI-XVII века.
THE HISTORY OF SPORTS IN THE WORKS OF DUTCH PAINTERS OF THE 16TH AND 17TH CENTURIES
Alexander S. Sidorenko, PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Culture and Sport, the Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia
e-mail: sidspb@mail.ru
Spiritual and cultural-educational functions of physical culture are an important link in the education of a physically strong and harmoniously developed young person, without which it is impossible to imagine the process of education as a whole. The spiritual sphere of physical culture accumulates all those spiritual values which have been acquired by mankind in the course of history in the field of physical culture and sports. It allows tracing regularities of development of different kind of sports and separate physical exercises, depending on the existing social formation. According to individual works of culture and art, rock paintings and petroglyphs, ancient sculptures, works by painters, it is possible to evaluate the technique of performing exercises, the form of clothing and features of sports equipment of that time. An example of creativity, combining both cultural and sports components, are the works of
Dutch painters of the seventeenth century, which was able to pass the massive fascination with Dutch people in winter sports, the conditions in which they evolved, the atmosphere and the spirit of the time, the movement technique than made an invaluable contribution to the history of physical culture and sports. Keywords: culture, painting of the Netherlands, spiritual values, physical culture, winter sports, 16-17th centuries.
Ценностная функция культуры выражается в том, что она формирует у человека систему ценностных ориентиров и потребностей. Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения своих потребностей. В формировании определённых ценностей, способных удовлетворить потребности молодых людей, проявляется единство физического, психического и социального развития личности [6].
Физическая культура и спорт, в широком понимании, представляют собой определённую форму культуры и сферу социальной практики, без которой невозможна сама реализация человека как биологической сущности. Спорт по праву можно считать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам [2].
Ценностная сфера физической культуры реализует и совершенствует личностные ценности индивида благодаря предметным, духовным и материальным ценностям физической культуры, которые были приобретены человечеством в ходе истории и передавались из поколения в поколение для физического совершенствования человека [10].
Информационная функция физической культуры обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта.
Относящиеся к теме физической культуры и спорта произведения культуры и искусства дают возможность лучше понять основные приоритеты, образ мышления и поведения предыдущих поколений при занятиях физическими упражнениями.
Скульптура и живопись лучше любых литературных источников позволяет описать те или иные виды спорта и отдельные физические упражнения, выполняемые в древности, когда человечество ещё не владело техникой фото- и видеосъёмки. Артефакты, найденные на месте раскопок в древней Олимпии, позволили восстановить историю Олимпийских игр Древней Греции, развалины Теотиуакана дали представление об играх и упражнениях индейцев Америки, на наскальных рисунках народов При-средиземноморья прослеживаются аналоги движений из большинства современных видов спорта, фрески Софийского собора в Киеве показывают нам физические упражнения древних славян, а по беломорским петроглифам можно проследить тенденции физического развития народов Северо-Западного региона нашей страны [см.: 4; 7; 8]. Без этих уникальных материалов был бы невозможен современный спорт во всей его
красоте и многообразии. Благодаря искусству спортивные традиции, заложенные в глубокой древности, смогли найти своё отражение и в современной действительности.
Живопись даёт нам информацию о технике выполнения физических упражнений, об использовании того или иного спортивного инвентаря, показывает эмоции участников и драматизм спортивной борьбы в самые напряжённые моменты соревнования.
Изображения бегунов на античных амфорах свидетельствуют о том, что ещё в VII-V веках до нашей эры греки прекрасно владели рациональной техникой бега, различая особенности бега на короткие и длинные дистанции. Для древнегреческих спринтеров был характерен небольшой наклон туловища вперёд, постановка ноги на грунт с передней части стопы, широкий беговой шаг с захлёстом голени маховой ноги назад и последующим максимальным сгибанием её в коленном суставе при выносе вперёд, активные размашистые движения руками, то есть та кинематическая структура бега, которая считается оптимальной и в настоящее время демонстрируется ведущими бегунами мира. У античных бегунов на средние и длинные дистанции движения были более экономичные, корпус прямее, шаг короче, постановка стопы на грунт больше на всю стопу.
На тех же древнегреческих вазах мы видим специальные кожаные ремни с тяжёлыми металлическими бляхами, которые одевали на руки кулачные бойцы, и понимаем насколько жестокими были соревнования древности [3].
Иногда предметы искусства даже помогали современным спортсменам формировать более совершенную технику движений и одерживать победы над соперниками. Так, перед Олимпийскими играми 1896 года в Афинах американский легкоатлет Роберт Гарретт, который до этого никогда вживую не видел, как метают диск, изучал движения метателя по статуе дискобола древнегреческого скульптора Мирона: биомеханику движений, напряжение определённых мышечных групп, способ выпуска снаряда. Внимательно изучив статую, спортсмен смог перенести своё визуальное представление на практику, что позволило ему стать первым в современной истории олимпийским чемпионом в данной легкоатлетической дисциплине [1].
После каждых Зимних Олимпийских игр у любого человека, хотя бы немного разбирающегося в спорте, возникает вопрос, почему большинство медалей в соревнованиях конькобежцев достаётся спортсменам из Нидерландов, не такого «зимнего» в настоящее время государства. Для того чтобы понять, что значат коньки для жителей этой страны, следует обратиться к быту и образу жизни Голландии XVI-XVII веков, времени Малого ледникового периода в Европе, связанного с низким уровнем сол-
нечной активности и замедлением течения Гольфстрима, когда среднегодовая глобальная температура понизилась на 1-2 градуса по°С [11].
В условиях холодных зим многочисленные замёрзшие каналы Амстердама и других городов создали предпосылки для катания на коньках не только ради забавы, но и с точки зрения жизненной необходимости. По словам очевидцев, коньками увлекались все - от священника до ремесленника.
В зимнее время коньки часто служили единственным средством передвижения по льду от одного населённого пункта до другого. Ловкость нидерландцев доходила до того, что крестьяне, встав на коньки, бесстрашно перевозили корзины с яйцами. Кузницы по производству коньков появились на территории Нидерландов уже в конце XIII века.
Швейцарский историк Поль Зюмтор в книге «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта» так описывает увлечения нидерландцев конькобежным спортом: «Благоразумные крестьяне катались, положив на плечо длинную пешню, чтобы та удержала их, если они ненароком провалятся в прорубь. При хорошем льде от Амстердама до Лейдена можно было домчаться на коньках за час с четвертью. Проводились и состязания конькобежцев, самое значительное из которых - знаменитое "Кольцо одиннадцати городов" - в лучшие годы могло охватывать более двухсот километров. Так, в субботу 19 декабря 1676 года полдюжины конькобежцев покинули Зандам в четыре утра, пронеслись по каналам через Амстердам, Наарден и Мёйден и по замерзшему заливу Зёйдер-Зе направились к Моникендаму, Медемблику, а затем к Алкмару, откуда вернулись в Зандам в половине девятого вечера, совершив только одну остановку после полудня» [5].
При изучении изображений средневековых лыжников и конькобежцев учёные обратили внимание, что в некоторых случаях парному следу лыж соответствовал одиночный след лыжной палки, что вызывало некоторые вопросы и споры. Из произведения швейцарского историка можно сделать вывод о том, что возможно и более ранние цивилизации использовали палку не столько для отталкивания, сколько для собственной безопасности.
Тему зимних забав затрагивают в своём творчестве многие нидерландские живописцы XVI-XVII веков, на основе творчества которых мы узнаём о существовании в Европе большинства современных зимних видов спорта.
Многочисленные фигуры конькобежцев и фигуристов можно увидеть на картинах Антони Верстралена ««Зимний пейзаж», Кристофа ван ден Берге ««Зимний пейзаж с конькобежцами и мнимым замком», Абеля Грим-мера ««Зимний пейзаж с конькобежцами перед воротами св. Георгия в Антверпене», Хереманса Томаса ««Зимние сцены», Стена Яна ««Зимний
пейзаж». На переднем плане полотен Адриана ван де Вельде «Замерз-ший канал с конькобежцами и игроками в хоккей» и ««Игроки в гольф на льду в окрестностях Харлема» изображены молодые люди с клюшками, гоняющие небольшой мяч по ледяной поверхности - в игре, напоминающей скорее гольф на льду, чем хоккей. У Якоба Гриммера на картине ««Зима», напротив, отчётливо виден хоккеист, в позе замаха с отведённой назад клюшкой, который готовится нанести мощный хлёсткий удар по импровизированным воротам. А на картине Лукаса ван Фалькенборха ««Вид Антверпена зимой», кроме конькобежцев, фигуристов и хоккеистов, отчётливо видны игроки в кёрлинг [9].
На многих изображениях мы видим довольно странную картину: молодой человек на санках с полозьями скользит по ровной ледяной поверхности, отталкиваясь палками как современный лыжник. При этом классические, на наш взгляд, саночники, съезжающие с горки, прослеживаются только на нескольких картинах Хендрика Аверкампа, а лыжники в работах нидерландских художников полностью отсутствуют. Если внимательно сравнить все картины, то причина этого становится очевидна: окружающий ландшафт и одежда горожан однозначно указывают на морозную погоду, но при этом очень мало снега или он практически отсутствует.
Как видим, семь современных зимних олимпийских видов спорта, в том или иной виде, можно увидеть на полотнах XVI-XVII веков в отдельно взятой стране.
Картины нидерландских художников на тему зимнего спорта можно увидеть и в России. Так, в Государственном Эрмитаже находится полотно Яна Абрахамза Беертстрайтена ««Зимний пейзаж Лейдена», а в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - одна из картин Хендрика Аверкампа ««Катание на коньках».
Из всего многообразия зимних пейзажей выделяется глухонемой голландский живописец Хендрик Аверкамп, один из тех, кто смог наиболее полно отразить атмосферу и дух той эпохи в своём творчестве, создав новый тип жанрово-пейзажной картины, рисуя в основном небольшие зимние пейзажи в светлой серебристой гамме с пёстрыми фигурками конькобежцев [12]. Специализируясь на зимнем пейзаже, художник стал известнейшим живописцем данной темы во всём европейском искусстве. Почти все картины художника пронизаны духом зимнего спорта. Человек на коньках - главный сюжет в картинах Аверкампа. Многочисленные конькобежцы, уверенно рассекающие зеркальную ледяную гладь, пары в национальных костюмах, синхронно выполняющие ледовые па, молодые люди, загоняющие клюшкой шар в ледяную лузу, оттачивающие своё мастерство кёрлингисты, дети, спускающиеся со снежной горки на санях, напоминающих современный скелетон и тобогган, - всё это подчёркивает подлинный массовый характер происходящего.
Аверкамп сумел тонко передать глубину пространства, атмосферу, создаваемую влажным морозным воздухом, зимнюю гамму цветов и гармоничное слияние пейзажа с бытовыми жанровыми сценами. Если колорит его ранних произведений несколько пестроват, то в зрелом творчестве Аверкамп, сохраняя дробность деталей, сумел достичь убедительного цветовоздушного единства пространства, размечая его тонкими градациями морозной дымки [14].
Одна из ранних работ художника «Зимний пейзаж с конькобежцами» (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Хендрик Аверкамп. «Зимний пейзаж с конькобежцами» (1609).
Автор достаточно высоко строит линию горизонта, поэтому на маленьком полотне вмещается большое количество людей, активно катающихся на коньках. Кажется, что для катания по скованной льдом речке, вдыхая свежий морозный воздух, высыпали все жители небольшого городка: и простой люд, и знатные вельможи. Флиртуя, не спеша фигурируют на льду молодые парочки, уступая дорогу резвым одиночкам; солидные мужи на коньках, сделав небольшую паузу, сгруппировались справа в небольшую компанию и обсуждают последние новости; ребятишки -с клюшками и на санках; кто-то выкатил на лёд лошадиную повозку, нарушая стройные ряды катающихся; вмерзшая в лёд лодка, которая используется конькобежцами как скамейка для отдыха. Реалистичная, с тщательно прописанными мельчайшими деталями картина дарит ощущение полной умиротворённости от происходящего [13].
«Катание на коньках» (см. рисунок 2) - одна из наиболее известных картин художника, которая соединяет в себе элементы пейзажа и жанровой сцены [16].
Рисунок 2. Хендрик Аверкамп. «Катание на коньках» (1620).
Многочисленные фигуры на коньках объединены повседневными заботами: на переднем плане кавалер надевает конёк даме; спешит домой крестьянин с длинной пешней; ловко объезжая компанию мужчин, молодая девушка перевозит на другой берег корзину с фруктами; отец катает ребятишек на санках; вдали синхронно перемещается группа хоккеистов, а на переднем плане юноша пытается клюшкой забить мяч в самодельные ворота. Создаётся впечатление, что всё население города участвует в импровизированном дне физкультурника, наслаждаясь морозным зимним днём во всём его естестве и безмятежности. Лучшая реклама здорового образа жизни.
Для специалистов в области физической культуры и спорта на картинах перечисленных выше художников интересны биомеханические нюансы в технике передвижения на коньках, в зависимости от скорости конькобежца и необходимости преодоления естественных препятствий; фигуры, выполняемые на льду любителями изящных манер; способы удержания клюшки при замахе и нанесении удара, поза бросающего камень игрока в кёрлинг и т.п.
Интересен и сам стиль катания: одиночное, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд; парное катание, сцепив руки; или передвижение гуськом, положив руки на бёдра впереди скользящего, когда вся длинная цепочка конькобежцев как одно целое на большой скорости наклоняется то влево, то вправо. Любопытно сравнить технику движений современных представителей конькобежного спорта и шорт-трека с любителями эпохи Позднего Возрождения.
Не меньший интерес вызывает и спортивный инвентарь: деревянные коньки с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, на которых можно было легко отталкиваться ото льда, не прилагая особых усилий.
Важная особенность всех этих произведений искусства состоит в том, что на них всегда многолюдно. С наступлением холодов дела местного населения шли медленнее, и у каждого появлялось значительно больше свободного времени. При скудности других развлечений в те дни, когда многочисленные озёра и каналы стояли скованные льдом, практически никто не расставался с коньками. Мужчины и женщины, стар и млад, городская знать, священнослужители и обычные крестьяне - все буквально жили на льду, устанавливая на целый сезон социальное равенство и народное единство [5].
Каждой возрастной группе на картинах художников отведена особая роль: молодые люди вихрем проносятся вдаль в поисках новых приключений, граждане среднего возраста передвигаются более плавно и размеренно, оказывая друг другу знаки внимания, солидные мужчины, чуть скользя по льду, с важным видом ведут беседу, участь отцов - обучать отпрысков азам обращения с клюшкой, а седовласых дедушек - катать внуков на санках. При этом почти на каждой картине обязательно присутствует распластавшийся на льду неудачник, показывая зрителю, что не так уж и легко овладеть искусством катания. А на картине Гриммера один из подростков вообще провалился в прорубь. Всё как и в реальной жизни.
Именно такими помешанными на коньках увидел Нидерланды Пётр I во время своей поездки по Европе в конце XVII века и, помимо прочих новшеств, привёз с собой в Россию европейские коньки, приказав наладить их производство в Туле. Существует мнение, что именно Пётр первым додумался приколачивать коньки сразу к обуви, а не привязывать шнурками. В те времена в нашей стране на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. От этих коней и произошло само слово «коньки» [4].
Конечно, катание на коньках с глубокой древности существовало и на территории нашей страны, но не носило массового всенародного характера, оставаясь лишь забавой представителей низшего общества. Лет за сорок до поездки Петра I в Голландию в Россию приезжал английский аристократ Чарльз Говард Карлайл, один из приближенных английского короля Карла II, который так описывал зимние развлечения жителей России: «Московиты, как и голландцы, имеют коньки, которые употребляются зимой, когда воды покрыты льдом. Однако не для путешествия, а только для упражнения и согревания на льду, чем брезгуют высокородные, но увлекаются простолюдины. Этому моско-
виты обязаны своим крепким сложением, хорошей осанкой и гибкими ногами» [15].
Идеи Петра I увлечь коньками высшие сословия и придать зимнему катанию массовый характер были обречены на неудачу. После его смерти многие нововведения быстро сошли на нет и были забыты. Прохладное отношение российского дворянства и духовенства XVI-XIX веков к физическим упражнениям и спортивным развлечениям, противопоставление высшего общества простому народу, игнорирование спорта как социального явления - всё это привело к тому, что в период зарождения во второй половине XIX - начале XX века системы международных соревнований и возрождения Олимпийских игр современности Российская империя была далеко в хвосте современного олимпийского движения, а редкие победы случались исключительно благодаря фанатизму и упорству молодых энтузиастов, часто наперекор общественному мнению и руководству страны.
Голландская нация, напротив, сумела сохранить через спортивные развлечения своё единство, национальное самосознание и патриотизм. Сегодня, когда мы наблюдаем за любыми крупными спортивными международными соревнованиями, в особенности футбольными чемпионатами и Олимпийскими играми, где выступают спортсмены Нидерландов, то всегда видим оранжевое море голландских болельщиков, одетых в национальные цвета своей страны и неистово поддерживающих своих спортсменов, несмотря ни на что, вызывая зависть у представителей других наций.
Рассматривая творчество голландских и фламандских художников эпохи Позднего Возрождения, можно сделать вывод о том, что живопись, отражающая массовое увлечение жителей физическими упражнениями, способна как ни что иное популяризировать физическую культуру и спорт, сформировать национальную культуру и повышать национальное самосознание. Всё это - факторы, которые в дальнейшем приводят к громким спортивным победам, прославляющим Отечество.
Главное суметь донести до современного человека спортивное прошлое страны и её граждан, без которого нет настоящего и не может быть будущего. Увлечь молодого человека занятиями спортом можно не только с помощью тематических спортивных телеканалов, личного опыта родителей или лекций о пользе здорового образа жизни, но и в результате посещения музеев или картинных галерей.
В результате занятий физической культурой и спортом молодые люди развиваются и преодолевают себя, с тем чтобы нравиться в первую очередь самому себе. Постепенно, качественно улучшая своё тело, подросток строит в голове тот образ себя, к которому желает стремиться. Роль искусства и состоит в том, чтобы ненавязчиво, через зрительное восприя-
тие продемонстрировать идеальные пропорции тела атлетов, красоту физических упражнений, плавность движений.
Каждый спортсмен старается подражать своим кумирам, поэтому большинство родителей, да и сами дети и подростки по мере возможности стараются выбрать тот вид спорта, который является популярным, заполняет основное эфирное время телеканалов, собирает внушительную аудиторию болельщиков, а спортсмены страны занимают самые высокие места на международных соревнованиях.
В настоящее время активными пропагандистами спорта, катализаторами его привлекательности являются телевидение и Интернет. Зимние Олимпийские игры в Сочи и победы на них отечественных спортсменов резко повысили интерес россиян к зимним видам спорта, особенно таким малоизвестным до этого, как шорт-трек, кёрлинг, скелетон. В то же время многочисленные допинговые скандалы, дисквалификации ведущих российских легкоатлетов и отстранение Всероссийской федерации лёгкой атлетики от системы всех международных соревнований подорвали доверие детей и их родителей и значительно снизили наполняемость легкоатлетических стадионов и манежей.
В то время, когда телевизоров и компьютеров не существовало, одним из основных проводников физической активности и здорового образа жизни служило в том числе и искусство. На подсознательном уровне ребёнок стремится выполнять то, что видит вокруг себя, подражая старшим. Поэтому если повесить над его кроватью картину с конькобежцами Авер-кампа или поставить на видном месте в детской комнате древнегреческую олимпийскую амфору с изображениями атлетов, то велика вероятность того, что восприятие ребёнка будет побуждать его к двигательной активности, ибо первые впечатления в жизни являются наиболее яркими и запоминающимися и остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь. В этом и состоит ценностная духовная составляющая физической культуры, которая призвана воспитывать физически здоровую и гармонически развитую личность, сочетающую в себе единство духа и тела.
Список литературы
1. Афонькин С. Ю. История Олимпийских игр : школьный путеводитель.
- Санкт-Петербург : БКК, 2015. - 80 с., ил.
2. Барабанова В. Б. Спорт - как форма культуры и сфера социальной практики
человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 9. - С. 64-67.
3. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учебное пособие.
- Москва : Академия, 2001. - 312 с.
4. Дивинская Е. В. Физическая культура и спорт нашей страны с древнейших
времён до начала XX века : учебное пособие. - Волгоград : ФГОУВ-ПО
«ВГАФК», 2010. - 119 с.
5. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта.
- Москва : Молодая гвардия, 2001. - 389 с.
6. Кармин А. С. Основы культурологии : Морфология культуры. - Санкт-Петер-
бург : Лань, 1997. - 512 с.
7. Мельникова Н. Ю., Трескин А. В. История физической культуры и спорта :
учебник. - Москва : Советский спорт, 2013. - 392 с.
8. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры : учебное посо-
бие. - Калининград : Калининградский университет, 2000. - 186 с.
9. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. - Москва : Изобразительное искусство, 1983. - 319 с.
10. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов. - Москва : Академия, 2008.
- 480 с.
11. Шатохина-Мордвинцева Г А. История Нидерландов : учебное пособие для вузов. - Москва : Дрофа, 2007. - 514 с.
12. Творчество Хендрика Аверкампа [Электронный ресурс]. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Аверкамп,_Хендрик
13. Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами [Электронный ресурс].
- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зимний_пейзаж_с_конькобежцами
14. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/AVERKAMP_ HENDRIK.html
15. Miege G. (1669) A Relation of three embassies from his Sacred Majestie Charles II to the Great Duke of Muscovie, the King of Sweden, and the King of Danmark.
- London: Printed for John Starkey : 468.
16. Roelofs P. (2009) Hendrick Avercamp: Master of the Ice Scene. Niew Amsterdam Publishers : 187.