Научная статья на тему 'Спорт-мировой тренд'

Спорт-мировой тренд Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
387
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СПОРТ / СПОНСОР / МЕНЕДЖЕР / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНВЕСТИЦИИ В СПОРТ / ECONOMY / SPORT / SPONSOR / MANAGER / PHYSICAL CULTURE / INVESTMENTS IN SPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фаздалова А.Р.,

В данной статье рассматриваются основные аспекты и вопросы влияния физической культуры и спорта в целом на экономическую сферу государства и общества, а также вопросы экономических отношений в области физической культуры, спорта и спортивной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport is a world trend

In this article discusses the main aspects and issues of the impact of physical culture and sports in General on the economic sphere of the state and society, as well as issues of economic relations in the field of physical culture, sports and sports industry.

Текст научной работы на тему «Спорт-мировой тренд»

Спорт-мировой тренд Sport is a world trend

Фаздалова А.Р.,

ФГБОУВО "КГЭУ", КГЭУ, Казанский Государственный Энергетический Университет "

(г. Казань, Российская Федерация)

Fazdalova A.R.

Kazan State Energy University (Kazan, Russian Federation)

Научный руководитель Шакирова Д.М.

кандидат социологических наук, ст. преподаватель каф. Менеджмент Казанский государственный энергетический университет

РФ, г.Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Scientific adviser Shakirova D.

Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются основные аспекты и вопросы влияния физической культуры и спорта в целом на экономическую сферу государства и общества, а также вопросы экономических отношений в области физической культуры, спорта и спортивной индустрии.

Annotation.

In this article discusses the main aspects and issues of the impact of physical culture and sports in General on the economic sphere of the state and society, as well as issues of economic relations in the field of physical culture, sports and sports industry.

Ключевые слова: Экономика, спорт, спонсор, менеджер, физическая культура, инвестиции в спорт.

Key words: Economy, sport, sponsor, manager, physical culture, investments in sport.

Мы зарабатываем, покупаем и сберегаем. Жить вне экономики невозможно. Разберемся, какие тренды диктуют мировые рынки и как это отражается на потребителях.

900 тысяч человек ежегодно собирают 15 крупнейших марафонов мира. В 2014 году участниками американских забегов стали почти 550 тысяч человек, в то время как в 2000 году число бегунов не превысило и 300 тысяч. Влияние таких соревнований на экономику страны тоже весьма внушительное. Знаменитый Лондонский марафон ежегодно пополняет казну Великобритании почти на 200 миллионов долларов. При этом такие масштабные акции нацелены и на благотворительность, и собирают порядка 100 миллионов долларов.

Забеги на 42,2 километра стали трендом во многих странах, включая и Россию. Например, в Казахстане недавно количество бегунов превысило число в 10 тысяч человек, и сбор составил примерно в 70 тысяч долларов. Сборы собраны с каждого участника за участие в марафоне, которые в дальнейшем выделяются на благотворительность или определенные проекты. Проведение марафонов привлекает и спонсоров, забеги не обходятся без экипировок известных марок, партнерами выступают производители тренажеров, воды и даже автомобилей.

Любая компания, которая хочет проявить себя как социально-ответственная компания в плане пропаганды здорового образа жизни или каких-то других целей, привлекает к себе внимание при помощи рекламы, и каждая из них пытается показать себя в лучшем свете. Марафоны нацелены и на вовлечение людей в массовый спорт. Эксперты отмечают, что такие акции отражаются на посещаемости спортивных залов, как следствие спрос рождает предложение, и открывать фитнес клубы становится выгодно [1].

Рост фитнес индустрии стимулирует производителей тренажеров, спортивного питания и одежды. Продажи увеличиваются, параллельно создаются рабочие места. Здоровье нации улучшается, соответственно растет производительность труда и экологические показатели деятельности предприятий, заводов и компаний.

Спортивная индустрия и экономика не обходятся без крупных международных соревнований, на проведение которых претендуют обычно не менее десятков стран. Возможность заручиться серьезной спонсорской поддержкой, привлечь туристов и улучшить экономическое развитие региона заставляют страны и континенты биться за проведение Чемпионатов Мира, Олимпиад и Всемирных Игр.

В городах, где будет проводится Олимпиада и другие крупные мероприятия получат дополнительные инвестиции для развития не только спортивных сооружений, но и соответствующей инфраструктуры: транспорт, гостиницы, рестораны, развлекательные центры и т.д.

В строительство спортивных сооружений вливаются колоссальные инвестиции. История знает немало примеров, когда огромные стадионы и арены простаивали после окончания соревнований. Поэтому важным моментом в этом вопросе по-прежнему остается привлечение наибольшего количество местных жителей в массовый спорт [2]. С развитием ресурсов и доходов населения в целом спорт станет более доступным для потребителей, у них появится больше возможностей покупать более дорогую, более качественную и более рациональную экипировку, спортивную одежду, оборудование и т.д.

В 2011 году в Казахстане провели Азиатские Игры, полным ходом шла подготовка к Универсиаде. Основной упор страна делала на молодых спортсменах. На подготовку юных дарований из бюджета выделили свыше ста тридцати миллионов долларов, на эти деньги построили спортивные клубы и секции. Например, после постройки одного из манежей, на его базе была открыта детская спортивная школа. Так при прошлых условиях контингент был порядка двухсот с лишним человек, то буквально за полгода контингент увеличился практически в три раза, более шестисот человек.

По словам тренеров лишь единицы из тысячи прорываются в большой спорт, победы на крупных соревнованиях это не только всемирное признание, но и денежное вознаграждение. За победы в Олимпийских Играх спортсмены получают гонорар от государства, в среднем за первое место чемпиону платят от 150 до 500 тысяч долларов, за серебряную медаль от 70 до 200 тысяч, награда за бронзу варьируется от 40 до 130 тысяч долларов. Кроме того зачастую спортсменов обеспечивают жильем и машиной.

Европа - самый спортивный регион мира. Только в Германии здоровый образ жизни ведут почти 30 миллионов человек, и с каждым годом эта цифра увеличивается на 6%. Наибольшее предпочтение немцы отдают зимним видам спорта. В Великобритании треть населения занимается легкой атлетикой, а в некоторых странах Европы занятия спортом даже включены в социальные пособия работникам. В Германии, например, работодатель перечисляет деньги за медицинскую страховку сразу в спортивные клубы и отправляют эти деньги на то, чтобы человек укреплял свое здоровье, вместо того, чтобы оплачивать ему за "больничные" дни.

Европейцев объединяет любовь к футболу. По данным международной федерации FIFA существует около 1,5 миллиона команд. При этом десятка лучших команд родом из Европы. Всего же футболом любительским и профессиональным в мире занимаются свыше 250 миллионов человек.

В азиатском регионе на проведение международных чемпионатов не скупятся. Так и в 2008 году Олимпиада в Пекине обошлась стране в рекордные 43 миллиарда долларов, часть этой суммы внесли спонсоры, затраты которых с лихвой окупились. Например, американский канал заплатил более 800 миллионов долларов за право транслировать Игры и заработал на этом около миллиарда долларов [3].

Популярность и развитие спорта в странах Азии доказывают и их награды. Например, на Олимпиаде в Лондоне спортсмены из Поднебесной завоевали 87 медалей, сборная Кореи 28. Такие успехи спортивные менеджеры объясняют массовым вовлечением детей в спорт. В Китае насчитывается более 100 миллионов юных спортсменов, и менее двух миллионов тренируются профессионально. Для развития стадионов и спортзалов власти Китая выделяют более 4 миллиардов долларов ежегодно, а это превышает бюджет Олимпийского комитета США в 4 раза. Все стадионы обладают своей уникальностью и разнообразием, они имеют и спортивное поле, и залы гимнастики, и территории для игровых видов спорта и множество других секций; также в них имеются и больницы, и гостиницы, где проживают спортсмены - «мини город» в одном комплексе.

Популярность таких видов спорта приносит азиатским странам целые состояния, ведь занятия в клубах не бесплатные - от 4 до 8 долларов за одну групповую тренировку, и в месяц 100-150 долларов.

США - родина бейсбола и баскетбола, страна рекордсмен по проведению Олимпийских Игр и подготовки спортсменов легенд. Спортивная индустрия в США - бизнес с многомиллиардными оборотами, требующий подготовленных специалистов на всех уровнях, востребованы все - от спортсменов и менеджеров до управляющих спортивными объектами. Специальное образование можно получить в любом из трехсот тысяч университетов Америки, вузы страны предоставляют спортивные стипендии студентам со всего мира. Средний размер учебного пособия - 10,5 тысяч долларов. В каждом государстве, в каждой стране есть свои правила, законы касательно образования и спорта, для поддержки спортсменов студентов из бюджета выделяются определенные гранты.

Финансируют спорт в штатах не только государственные структуры и спонсоры, рядовые граждане тоже не стоят в стороне, многие спортсмены обращаются за финансовой помощью к обычным людям через специальный сайт. Благодаря нему чемпионка мира по скелетону Кэти Юлендер собрала 6,5 тысячи долларов на перелеты, аренду льда, жилья и покупку лезвий.

Сегодня профессия спортивного менеджера в числе топовых. Спрос рождает и предложение. Специалистов в этой области готовят в университетах по всему миру. Годовой курс стоит от 11 до 15 тысячи долларов. Несмотря на высокие цены, количество студентов с каждым годом растет, ведь без менеджеров сегодня не проходит ни одно соревнование. Менеджер в буквальном смысле ищет спортсмену соревнование, представляют его интересы на международных соревнованиях. Но, несмотря на масштабную работу менеджеров, лучшими имиджмейкерами государства все же выступают спортсмены. Их победы и достижения привлекают спонсоров, их публикуют на страницах журнала Forbes. Например, доход американского боксера Флойда Мейвезера в 2014 году составил 105 миллионов долларов, звезды футбола сборной Португалии Криштиану Роналду 80 миллионов долларов, а чемпионаты и выступления принесли Леброну Джеймсу, американскому баскетболисту из США, более 73 миллионов долларов. Как отмечают сами чемпионы, спорт - это бизнес, и финансовая сторона этого рода деятельности - один из главных стимулов.

Спортсмены, сделавшие себе имя, успешно на нем зарабатывают, они заключают контракты с моделями и рекламными агентствами, создают собственные линии спортивной одежды и многое другое. В тренде все, что связано со спортом. И даже знаменитые кутюрье из индустрии моды занимают уверенные позиции выше спортивного бизнеса.

В мире выделяют трех гигантов по производству и продаже всевозможных спортивных товаров. Выручка от реализации компании Nike в 2016 году составила около 30 миллиардов долларов, компания Adidas заработала 14,5 миллиарда долларов, а доход от продажи одежды бренда Puma превысил 2 миллиарда долларов. Суммированная чистая прибыль мировых спортивных лидеров достигла 7 миллиардов долларов.

На стоимость занятий в секциях влияет множество факторов: место расположения, тренерский состав, количество занятий в неделю. Отправляя ребенка в спорт ради больших достижений, и родителям нужно готовиться к большим вложениям. Причем оплачивать придется не только абонементы, но и экипировку будущего чемпиона. Например, хоккеистам нужны коньки, шлем, защита, клюшка, специальные шнурки и даже изолента. Все это обойдется в 850 долларов. Подготовить боксера дешевле, ему нужна форма, перчатки, шлем, капа, специальные кроссовки, траты на экипировку не превысят 250 долларов. Самый дорогой вид спорта во всем мире — это теннис, дорогой он потому, что экипировка для спортсменов стоит больших денег. Возьмите ту же ракетку, плюс обслуживание корта, которых не так уж и много.

Также немало важный фактор на выбор и вкусы ребенка оказывает и его социальное окружение. Важную роль в процессе социализации несовершеннолетнего играет школа, класс, в котором он учится, и его друзья, которые в совокупности и образуют основу его социального окружения [4]. Таким образом, это еще одни из критериев, образующих предпочтения юного спортсмена, которые следует учесть и при этом постараться не увеличить возможные расходы. Чтобы сэкономить на спортивном инвентаре и одежде начинающего спортсмена эксперты советуют отказаться от известных брендов. Дизайн формы или защиты тоже играют роль в формировании цены - чем проще, тем дешевле. При этом главное не экономить на безопасности, любой элемент защиты должен быть легким, максимально удобным и регулироваться под особенности тела. В завершении можно привести некоторые известные факты из истории. К супердорогим видам спорта относятся хоккей, водное поло и волейбол, стоимость занятий в этих секциях от 120 долларов в месяц. Лидируют в рейтинге фигурное катание, цена абонемента 150 долларов.

И в завершении можно привести один известный факты из истории футбола. Спортивный лот - самый дорогой футбольный мяч в мире был продан на аукционе почти за 79 тысяч долларов, за него боролись фанаты из 55 стран. Дело в том, что именно этот мяч оказался в воротах сборной Нидерландов и принес победу сборной Испании на Чемпионате Мира по футболу 2010 года.

Список используемой литературы:

1. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448 с.

2. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога (применение методов математической статистики для решения прикладных маркетинговых задач): учеб, пособие / О.Н. Степанова. -М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.

3. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 687 c.

4. Махиянова А.В., Шакирова Д.М., Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения в подростковой среде // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - №1. - 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.