РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМИ СОБСТВЕННЫХ ПСИХОЗАЩИТНЫХ СТРАТЕГИЙ В СИТУАЦИЯХ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Багова Р. Х.
Анализируются ситуации, активизирующие проявления психологической защиты у школьников. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности механизмов психологической защиты учащихся. Диалектическое мышление рассматривается как средство преодоления барьеров и репрезентации конфликтного содержания в сознании. Описана репрезентация испытуемыми своих психозащитных стратегий в процессе рефлексивного тренинга.
Ключевые слова: психологическая защита, пространство возможного, проблемная ситуация, диалектическое мышление, репрезентация защит.
В образовательном процессе присутствует множество факторов, которые могут послужить причиной повышения психического напряжения, что приводит к необходимости поиска способов его снижения. Одним из таких способов, к которым человек прибегает неосознанно, является психологическая защита. Впервые этот феномен был описан Зигмундом Фрейдом, который полагал, что информация, представляющая угрозу для Эго, им блокируется или искажается [8]. Защитные механизмы действуют неосознанно и фальсифицируют восприятие реальности. Более подробно они были изучены и описаны его дочерью А. Фрейд [7]. Вклад в исследование неосознаваемых психозащитных процессов был сделан и С. Н. Шпильрейн. Она подробно описала специфику проявления психологической защиты у больных шизофренией [6].
В процессе обучения у школьников формируются субъективные установки в отношении способов разрешения проблемных ситуаций в учебной деятельности и общении. Мы считаем, что преобразовывая эту проблемную ситуацию в ситуацию выбора, субъект ориентируется в пространстве возможных действий, совершая акт личностного самоопределения [1, 2]. Его результатом является субъективное пространство возможного действия, осознание своих целей, мотивов, личностных качеств [1, 3].
Термином «проблемная ситуация» мы в данном случае обозначаем субъективное восприятие ситуации, вызывающей затруднения, характеризующейся неопределенностью и остротой. Поскольку такие ситуации порождают тревогу, они будут активизировать и психозащитные процессы. Однако, хотя психологическая защита приводит к снижению напряжения, она не позволяет человеку быть самим собой, ограничивает свободу действий человека, приводит к искажению восприятия ситуации и, следовательно, пространства возможного действия в этой ситуации.
По нашему мнению, альтернативой данному способу снижения психического напряжения может быть расширение субъективного пространства возможного действия, что может быть достигнуто, в том числе, через осознание своих защит и открытость опыту. Средством такого осознания может служить диалектическое мышление и структурно-диалектический метод, разрабатываемый под руководством Н. Е. Вераксы. Он отмечает, что у психоанализа З. Фрейда и структурно-диалектического подхода сходное понимание внутренней противоречивости поведения, и это сходство выражается в «подчеркивании существования внутренних предпосылок к нарушению субъектом культурных норм» [5, с. 224].
Н. Е. Веракса подчеркивает, что отражение в сознании проблемной ситуации как противоречивой (выделение в ней противоположных аспектов) позволяет преодолеть барьер цензуры сознания, когда «конфликтный (неосознаваемый) момент легко осознается на основе своей противоположности» [4, с. 49-50].
Предметами психологической защиты школьника могут быть самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе и др. Угрожающими факторами могут выступать разнообразные травмирующие эмоциональные переживания, например: тревога, вызванная неопределенностью ситуации, фрустрация потребности, разрушение самооценки. Защитные механизмы способствуют стабилизации личности, но ограничивают возможности вскрытия и разрешения конфликта, противоречия, т. к. искажается значимая для личностного развития информация, что не позволяет личности осознавать широкое пространство возможностей и творчески взаимодействовать с миром.
Для эмпирического исследования механизмов психологической защиты у школьников нами использовался опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Жизненный стиль», включающий в себя 92 пункта, измеряющих 8 механизмов психологической защиты: отрицание, вытеснение, замещение, компенсацию, реактивное образование или гиперкомпенсацию, проекцию, рационализацию и регрессию. Диагностика была проведена нами на базе МОУ «СОШ № 21 г. Нальчик». В ней приняли участие 70 учащихся девятых-одиннадцатых классов. С помощью опросника мы исследовали уровень напряженности 8 основных психологических защит у каждого испытуемого. Затем мы подсчитали общую выраженность в выборке каждого из механизмов в процентах.
Как видно из данной таблицы, выраженными в меньшей степени механизмами психологической защиты у девятиклассников являются регрессия и замещение.
Регрессия - перевод поведения в ранние, незрелые детские формы. В этом случае наблюдаются эгоистическое и безответственное поведение, капризы, истерики. Детские формы призваны заместить пове-
дение, которое человек в данный момент по каким-то причинам не хочет осуществлять. Замещение - защитный механизм, посредством которого социально приемлемые цели замещают неприемлемые.
Наиболее выраженным защитным механизмом у испытуемых является проекция. Впервые термин «проекция» ввел З. Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться.
Таблица 1.
Сравнительная выраженность различных механизмов психологической защиты у испытуемых
Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Гиперкомпенсация Рационализация
Средн. 22 17,6 24,2 27,2 39,9 29,2 25,4 27,6
Предположив, что психологическая защита специфическим образом проявляется во взаимодействии педагога и ученика, мы провели опрос среди учителей, работающих в классах, где мы провели диагностику. Педагогам был задан вопрос: «С какими учащимися периодически возникают проблемы, трудности, конфликты в общении?». В соответствии с ответами педагогов, впоследствии была выявлена группа учеников (группа 1), с которыми чаще возникают проблемы в общении. Остальных учащихся мы отнесли к группе 2. Мы подсчитали общую напряженность психологической защиты в двух группах, сложив итоговый показатель напряженности психологической защиты по каждому испытуемому внутри группы.
Мы рассмотрели также сравнительную выраженность каждого защитного механизма в двух группах.
После анализа полученных результатов оказалось, что в группе 1 все механизмы психологической защиты выше, чем в группе 2 (кроме вытеснения), и несколько выше общая напряженность защит. Наиболее выраженным механизмом в группе 1 является проекция.
Испытуемые, в рамках разработанного нами элективного курса «Основы личностного
самоопределения», после теоретического изучения материала по проблеме психологической защиты личности приняли участие в рефлексивном тренинге, направленном на осознание у себя данных защит. После этого им было дано задание описать проявления у себя механизмов психологической защиты в процессе своей учебы в общеобразовательной школе.
Испытуемыми были приведены следующие описания проявления психологической защиты.
Таблица 2.
Напряженность механизмов психологической защиты у испытуемых с различными характеристиками общения
Защитный механизм Группа 1 Группа 2
Вытеснение 52 62
Регрессия 83 74
Замещение 60 56
Отрицание 71 66
Проекция 121 95
Компенсация 64 62
Гиперкомпенсация 68 59
Рационализация 74 72
I 593 546
Вытеснение - способ избавления от внутренних конфликтов путем активного выключения из сознания неприятной информации. «У меня на контрольных двойка по нескольким предметам. Я успокаивал себя тем, что это всего лишь контрольные, а не экзамены, и я смогу исправить оценки».
Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя. «У меня есть старшая сестра. Она отличница. Мне часто кажется, что я тоже могу так учиться, но потом получаю очередную четверку и расстраиваюсь».
Замещение - перенос действия с недоступным объектом на действие с доступным объектом. «Однажды я порвал дневник, куда классный руководитель записала замечание».
Проекция - это бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний и влечений. «Когда мы пытаемся разобраться, кто виноват в ссоре или драке, каждый искренне считает, что первым начал другой».
Отрицание - когда информация, не соответствующая интересам человека, не воспринимается, т. е. не доходит до сознания. «Это может быть приближение ЕГЭ. Думаешь, что еще много времени, и стараешься не думать об этом».
Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. «Когда не хочешь учить, а это скрываешь под тем, что у тебя и так не получится, и тебе все равно не поставят хорошую оценку. Или говоришь самому себе, что это и не обязательно делать».
Интроекция - присваивание чужих мыслей и представлений. «Когда все говорят, что это очень вредный учитель, а ты начинаешь уже невольно так думать и предвзято относиться».
Таким образом, мы видим, что педагог в результате своей профессиональной подготовки должен владеть знаниями о сущности и закономерностях проявления психологической защиты и знать, что некоторые особенности поведения учащихся объясняются неосознанной потребностью защитить свое самоуважение, представление о себе и т. д. Учитывая, что защита срабатывает в ситуациях повышенной напряженности, противоречия, педагог должен строить педагогическое общение таким образом, чтобы создавать ситуацию психологической безопасности.
Необходимо также формирование у школьников понимания своих потребностей и возможностей, в том числе осознание сущности психологической защиты, феномена сопротивления человека новому, изменениям, происходящим с ним, и т. д. Таким образом, самоактуализация и личностный рост субъектов образования предполагают необходимость изучения феномена психологической защиты, особенностей его проявления и методов нейтрализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багова Р. Х. Гендерные особенности поведения в ситуации личностного выбора // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 36-37.
2. Багова Р. Х. Психологическая готовность старшеклассников к личностному самоопределению // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции с международным участием. -Ульяновск, 2015. - С. 94-99.
3. Багова Р. Х., Бауаев К. К. Содержательные особенности саморепрезентации студентов вуза // Акмеология. - 2014. - № 1-2. -С. 32-34.
4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С. 46-53.
5. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
6. Литвинов А. В. Обзор основных психоаналитических работ С. Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник. - 1993-1994. -№ 3-4. - С. 25-31.
7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993.
8. Фрейд З. Психология бессознательного. -СПб.: Питер, 2008.