Научная статья на тему 'Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия'

Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОГО / SPACE OF POSSIBLE / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM SITUATION / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DIALECTICAL THINKING / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАЩИТ / REPRESENTATION OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багова Р. Х.

Анализируются ситуации, активизирующие проявления психологической защиты у школьников. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности механизмов психологической защиты учащихся. Диалектическое мышление рассматривается как средство преодоления барьеров и репрезентации конфликтного содержания в сознании. Описана репрезентация испытуемыми своих психозащитных стратегий в процессе рефлексивного тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' Representation of the Own Psychoprotective Strategies in Situations of Educational Interaction

The situations, activating the manifestations of psychological protection at pupils, are analyzed. The results of empirical research of psychological defense mechanisms' expression of schoolchildren are presented. Dialectical thinking is seen as a tool for overcoming the barriers and representation of the conflictual content in the consciousness. The representation by the examinees of their psychoprotective strategies in the process of reflexive training is described.

Текст научной работы на тему «Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия»

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМИ СОБСТВЕННЫХ ПСИХОЗАЩИТНЫХ СТРАТЕГИЙ В СИТУАЦИЯХ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Багова Р. Х.

Анализируются ситуации, активизирующие проявления психологической защиты у школьников. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности механизмов психологической защиты учащихся. Диалектическое мышление рассматривается как средство преодоления барьеров и репрезентации конфликтного содержания в сознании. Описана репрезентация испытуемыми своих психозащитных стратегий в процессе рефлексивного тренинга.

Ключевые слова: психологическая защита, пространство возможного, проблемная ситуация, диалектическое мышление, репрезентация защит.

В образовательном процессе присутствует множество факторов, которые могут послужить причиной повышения психического напряжения, что приводит к необходимости поиска способов его снижения. Одним из таких способов, к которым человек прибегает неосознанно, является психологическая защита. Впервые этот феномен был описан Зигмундом Фрейдом, который полагал, что информация, представляющая угрозу для Эго, им блокируется или искажается [8]. Защитные механизмы действуют неосознанно и фальсифицируют восприятие реальности. Более подробно они были изучены и описаны его дочерью А. Фрейд [7]. Вклад в исследование неосознаваемых психозащитных процессов был сделан и С. Н. Шпильрейн. Она подробно описала специфику проявления психологической защиты у больных шизофренией [6].

В процессе обучения у школьников формируются субъективные установки в отношении способов разрешения проблемных ситуаций в учебной деятельности и общении. Мы считаем, что преобразовывая эту проблемную ситуацию в ситуацию выбора, субъект ориентируется в пространстве возможных действий, совершая акт личностного самоопределения [1, 2]. Его результатом является субъективное пространство возможного действия, осознание своих целей, мотивов, личностных качеств [1, 3].

Термином «проблемная ситуация» мы в данном случае обозначаем субъективное восприятие ситуации, вызывающей затруднения, характеризующейся неопределенностью и остротой. Поскольку такие ситуации порождают тревогу, они будут активизировать и психозащитные процессы. Однако, хотя психологическая защита приводит к снижению напряжения, она не позволяет человеку быть самим собой, ограничивает свободу действий человека, приводит к искажению восприятия ситуации и, следовательно, пространства возможного действия в этой ситуации.

По нашему мнению, альтернативой данному способу снижения психического напряжения может быть расширение субъективного пространства возможного действия, что может быть достигнуто, в том числе, через осознание своих защит и открытость опыту. Средством такого осознания может служить диалектическое мышление и структурно-диалектический метод, разрабатываемый под руководством Н. Е. Вераксы. Он отмечает, что у психоанализа З. Фрейда и структурно-диалектического подхода сходное понимание внутренней противоречивости поведения, и это сходство выражается в «подчеркивании существования внутренних предпосылок к нарушению субъектом культурных норм» [5, с. 224].

Н. Е. Веракса подчеркивает, что отражение в сознании проблемной ситуации как противоречивой (выделение в ней противоположных аспектов) позволяет преодолеть барьер цензуры сознания, когда «конфликтный (неосознаваемый) момент легко осознается на основе своей противоположности» [4, с. 49-50].

Предметами психологической защиты школьника могут быть самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе и др. Угрожающими факторами могут выступать разнообразные травмирующие эмоциональные переживания, например: тревога, вызванная неопределенностью ситуации, фрустрация потребности, разрушение самооценки. Защитные механизмы способствуют стабилизации личности, но ограничивают возможности вскрытия и разрешения конфликта, противоречия, т. к. искажается значимая для личностного развития информация, что не позволяет личности осознавать широкое пространство возможностей и творчески взаимодействовать с миром.

Для эмпирического исследования механизмов психологической защиты у школьников нами использовался опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Жизненный стиль», включающий в себя 92 пункта, измеряющих 8 механизмов психологической защиты: отрицание, вытеснение, замещение, компенсацию, реактивное образование или гиперкомпенсацию, проекцию, рационализацию и регрессию. Диагностика была проведена нами на базе МОУ «СОШ № 21 г. Нальчик». В ней приняли участие 70 учащихся девятых-одиннадцатых классов. С помощью опросника мы исследовали уровень напряженности 8 основных психологических защит у каждого испытуемого. Затем мы подсчитали общую выраженность в выборке каждого из механизмов в процентах.

Как видно из данной таблицы, выраженными в меньшей степени механизмами психологической защиты у девятиклассников являются регрессия и замещение.

Регрессия - перевод поведения в ранние, незрелые детские формы. В этом случае наблюдаются эгоистическое и безответственное поведение, капризы, истерики. Детские формы призваны заместить пове-

дение, которое человек в данный момент по каким-то причинам не хочет осуществлять. Замещение - защитный механизм, посредством которого социально приемлемые цели замещают неприемлемые.

Наиболее выраженным защитным механизмом у испытуемых является проекция. Впервые термин «проекция» ввел З. Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться.

Таблица 1.

Сравнительная выраженность различных механизмов психологической защиты у испытуемых

Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Гиперкомпенсация Рационализация

Средн. 22 17,6 24,2 27,2 39,9 29,2 25,4 27,6

Предположив, что психологическая защита специфическим образом проявляется во взаимодействии педагога и ученика, мы провели опрос среди учителей, работающих в классах, где мы провели диагностику. Педагогам был задан вопрос: «С какими учащимися периодически возникают проблемы, трудности, конфликты в общении?». В соответствии с ответами педагогов, впоследствии была выявлена группа учеников (группа 1), с которыми чаще возникают проблемы в общении. Остальных учащихся мы отнесли к группе 2. Мы подсчитали общую напряженность психологической защиты в двух группах, сложив итоговый показатель напряженности психологической защиты по каждому испытуемому внутри группы.

Мы рассмотрели также сравнительную выраженность каждого защитного механизма в двух группах.

После анализа полученных результатов оказалось, что в группе 1 все механизмы психологической защиты выше, чем в группе 2 (кроме вытеснения), и несколько выше общая напряженность защит. Наиболее выраженным механизмом в группе 1 является проекция.

Испытуемые, в рамках разработанного нами элективного курса «Основы личностного

самоопределения», после теоретического изучения материала по проблеме психологической защиты личности приняли участие в рефлексивном тренинге, направленном на осознание у себя данных защит. После этого им было дано задание описать проявления у себя механизмов психологической защиты в процессе своей учебы в общеобразовательной школе.

Испытуемыми были приведены следующие описания проявления психологической защиты.

Таблица 2.

Напряженность механизмов психологической защиты у испытуемых с различными характеристиками общения

Защитный механизм Группа 1 Группа 2

Вытеснение 52 62

Регрессия 83 74

Замещение 60 56

Отрицание 71 66

Проекция 121 95

Компенсация 64 62

Гиперкомпенсация 68 59

Рационализация 74 72

I 593 546

Вытеснение - способ избавления от внутренних конфликтов путем активного выключения из сознания неприятной информации. «У меня на контрольных двойка по нескольким предметам. Я успокаивал себя тем, что это всего лишь контрольные, а не экзамены, и я смогу исправить оценки».

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя. «У меня есть старшая сестра. Она отличница. Мне часто кажется, что я тоже могу так учиться, но потом получаю очередную четверку и расстраиваюсь».

Замещение - перенос действия с недоступным объектом на действие с доступным объектом. «Однажды я порвал дневник, куда классный руководитель записала замечание».

Проекция - это бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний и влечений. «Когда мы пытаемся разобраться, кто виноват в ссоре или драке, каждый искренне считает, что первым начал другой».

Отрицание - когда информация, не соответствующая интересам человека, не воспринимается, т. е. не доходит до сознания. «Это может быть приближение ЕГЭ. Думаешь, что еще много времени, и стараешься не думать об этом».

Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. «Когда не хочешь учить, а это скрываешь под тем, что у тебя и так не получится, и тебе все равно не поставят хорошую оценку. Или говоришь самому себе, что это и не обязательно делать».

Интроекция - присваивание чужих мыслей и представлений. «Когда все говорят, что это очень вредный учитель, а ты начинаешь уже невольно так думать и предвзято относиться».

Таким образом, мы видим, что педагог в результате своей профессиональной подготовки должен владеть знаниями о сущности и закономерностях проявления психологической защиты и знать, что некоторые особенности поведения учащихся объясняются неосознанной потребностью защитить свое самоуважение, представление о себе и т. д. Учитывая, что защита срабатывает в ситуациях повышенной напряженности, противоречия, педагог должен строить педагогическое общение таким образом, чтобы создавать ситуацию психологической безопасности.

Необходимо также формирование у школьников понимания своих потребностей и возможностей, в том числе осознание сущности психологической защиты, феномена сопротивления человека новому, изменениям, происходящим с ним, и т. д. Таким образом, самоактуализация и личностный рост субъектов образования предполагают необходимость изучения феномена психологической защиты, особенностей его проявления и методов нейтрализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багова Р. Х. Гендерные особенности поведения в ситуации личностного выбора // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 36-37.

2. Багова Р. Х. Психологическая готовность старшеклассников к личностному самоопределению // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции с международным участием. -Ульяновск, 2015. - С. 94-99.

3. Багова Р. Х., Бауаев К. К. Содержательные особенности саморепрезентации студентов вуза // Акмеология. - 2014. - № 1-2. -С. 32-34.

4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С. 46-53.

5. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

6. Литвинов А. В. Обзор основных психоаналитических работ С. Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник. - 1993-1994. -№ 3-4. - С. 25-31.

7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993.

8. Фрейд З. Психология бессознательного. -СПб.: Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.