Научная статья на тему 'Репрезентация РПЦ в виртуальном пространстве (на основе сравнения с репрезентацией англианской церкви)'

Репрезентация РПЦ в виртуальном пространстве (на основе сравнения с репрезентацией англианской церкви) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
402
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТАТУС ЦЕРКВИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕРКВИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / INFORMATION SOCIETY / STATUS OF THE CHURCH / REPRESENTATION OF THE CHURCH / OFFICIAL SITE / VIRTUAL REALITY / CHIRCH OF ENGLAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермакова М. В.

Рассматриваются особенности освоения церковью виртуального информационного поля, а также сравнивается репрезентация РПЦ и Англиканской церкви в Интернете. Показано, что виртуальная реальность может как представлять угрозу, так и открывать новые возможности для церкви. В настоящее время эта основанная на преемственности и традиции организация стремится использовать различные каналы связи. Можно говорить о том, что церковь становится активным членом информационного общества и это, в свою очередь, заново заставляет задуматься о ее статусе и о переосмыслении значения и роли традиционных, связей с государством, паствой и «миром» в целом. Анализ официального сайта церкви сможет помочь в определении целевой аудитории этой организации и ее задач в общении с виртуальным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPREZENTACIYA RPC V VIRTUALNOM PROSTRANSTVE (NA OSNOVE SRAVNENIYA S REPREZENTACIEY ANGLIANSKOY CERKVI)

The article looks at the exploration of the virtual space by the Church as well as compares official representations of Russian Orthodox Church and Anglican Church in the Internet. It is hypothesized that virtual reality might be both dangerous and perspective. At present this traditional and successive organization aims at using various communication channels. One can observe that the Church is becoming an active member of the information society and this leads to rethinking of its status and to upheaval of the traditional links with the state, parish and the rest of the community. The analysis of the official representation official site of the Church can shed light on its target audience and communication goals.

Текст научной работы на тему «Репрезентация РПЦ в виртуальном пространстве (на основе сравнения с репрезентацией англианской церкви)»

A.V. Skiperskikh, A.A .Garbuz

In given this article the authors try to analyze the concept of «performance», are increasingly being operated in various discourses. According to the authors, the reading of this concept is largely associated with the author's starting a direct subject - the performer. Almost all the connotations of «performance» point to the existence of the active principle, generating a creative act.

Typically, the performance of the subject work is carried out is the opposition of power, because it does not fit in its political strategy and tactics.

Key words: power, discourse, concept, performance, performer, person.

Skiperskikh Alexandr Vladimirovich, doctor of political sciences, professor, pisatels@mail.ru Russia, Yelets, Yelets State University namedI.A. Bunin.

Garbuz Alexei Alexandrovich, graduate student, tomfosters@mail.ru Russia, Yelets, Yelets State University named I.A. Bunin.

УДК 271.22:273.4:004.738

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РПЦ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ С РЕПРЕЗЕНТАЦИЕЙ АНГЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ)

М.В. Ермакова

Рассматриваются особенности освоения церковью виртуального информационного поля, а также сравнивается репрезентация РПЦ и Англиканской церкви в Интернете. Показано, что виртуальная реальность может как представлять угрозу, так и открывать новые возможности для церкви. В настоящее время эта основанная на преемственности и традиции организация стремится использовать различные каналы связи. Можно говорить о том, что церковь становится активным членом информационного общества и это, в свою очередь, заново заставляет задуматься о ее статусе и о переосмыслении значения и роли традиционных, связей с государством, паствой и «миром» в целом. Анализ официального сайта церкви сможет помочь в определении целевой аудитории этой организации и ее задач в общении с виртуальным сообществом.

Ключевые слова: РПЦ, Англиканская церковь, информационное общество, статус церкви, репрезентация церкви, официальный сайт, виртуальная реальность

Русская православная церковь (РПЦ) с недавнего времени, а именно с 1997 года - дата основания официального сайта - начала активно осваивать виртуальное пространство. Может быть, процесс начался и раньше, учитывая огромное количество неофициальных сайтов и ресурсов, посвященных Православию в России.

Интернет можно считать универсальным средством коммуникации, в котором «реальность и действительность открываются как гипертекст» [1],

так как он соединяет в себе черты всех других средств коммуникации -печатных СМИ, телефона, радио, телевидения. Более того, Интернет интерактивен. Степень участия аудитории регулируется последней. Благодаря своим свойствам Интернет давно уже стал площадкой, на которой разворачиваются все самые актуальные события. Такое виртуальное явление, как блоггеры, может влиять на совершенно невиртуальные события. Например, всех митингующих, собравшихся на Триумфальной площади, объединил Интернет, через который и происходит обмен информацией и формирование плана действий в действительности. В этой бушующей реальности, в том числе и виртуальной, приходится выживать и Русской православной церкви.

Церковь как институт с многовековой историей, строго следящий за сохранением традиций и являющийся достаточно консервативным учреждением, сталкивается с определенными трудностями в виртуальном мире. Это утверждение представляется справедливым по отношению ко всем государственным церквям, исторически закрепленным на определенной территории. Виртуальная реальность представляет собой новую площадку для осуществления христианской миссии, где можно получить новых верующих, заинтересовать широкую публику своей деятельностью. Проанализировав официальный сайт РПЦ как представительство в Интернете, можно обнаружить много интересных фактов, однако, для этого стоит взглянуть и на официальный сайт другой государственной церкви, например, Англиканской церкви.

Может быть, такое сравнение покажется неуместным, однако, стоит еще раз подчеркнуть, что сравнению подлежат не политика церквей, не история, не тем более обряды, а официальные сайты.

Прежде всего надо задаться вопросом, какие цели преследовала церковь, именно таким образом выстраивая свой сайт, то есть свою официальную репрезентацию в Интернете, чем руководствовалась, подбирая контент? Можно выявить общие проблемы, которые стоят перед официальной церковью как в России, так и в Великобритании.

Прежде всего это отток прихожан, так как большинство мирян приходят в церковь для проведения основных обрядов: крещения детей, исповедания, причащения, венчания, отпевания и в последнее время приобретающего по понятным причинам популярность обряда освящения автотранспорта. Отдельно стоит вопрос, - насколько глубока вера человека, совершающего такие обряды и обязательно ли надо «ходить в церковь» регулярно, чтобы считаться частью церкви. Официальный ответ любого священнослужителя будет «да, конечно». Из этого можно сделать вывод о том, что в большинстве своем люди приходят в церковь только для проведения основных обрядов, а остальная жизнь церкви проходит параллельно мирской жизни людей, не соприкасаясь с ней. Эта же тенденция актуальна и для Англиканской церкви. Теряя популярность у большинства населе-

ния, церковь стремится использовать другие каналы связи. Церковь начинает активно сотрудничать с государством и поддерживать политику, проводимую в различных сферах. Тут необходимо привести тот факт, что Англиканская церковь считается государственной официальной церковью и король (в современной ситуации королева) осуществляет одновременно функции главы и государства и церкви. На мой взгляд, Православная церковь также имеет статус неофициальной главенствующей церкви в России, И в этот тезис требует внести некоторые пояснения. Так, в преамбуле федерального закона от 26 сентября 1997 г. говорится об особом положении Православной церкви, а именно Федеральное Собрание Российской Федерации признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [2]. Об особом статусе Православной церкви пишут исследователи М.И. Одинцов «Вероисповедальные реформы в России», М.Ю. Варьяс «Краткий курс церковного права», А. Н. Гуденица «Правовой статус Русской православной церкви (Нормативно-институциональные аспекты)» . Последний отмечает, что прочие религиозные организации назвали поправку от 26 сентября 1997 «рецеди-вом «имперской политики»», а также «вольное или невольное намерение восстановить институт государственной церкви, как навязывание гражданам новой обязательной идеологии - православной» [3].

Статус, о котором говорится выше, нуждается в отдельном обсуждении, так как он открывает перспективы и вместе с этим создает много опасностей для церкви. Причем эта связь церковь - государство не односторонняя. Как церковь интересуется и проявляет себя в сферах политики, так и мирская власть и суета проникает в церковь - традиционными являются посещения главами государства Пасхальных и Рождественских богослужений, конференций и даже ток-шоу, где священнослужители наряду с политиками обсуждают актуальные вопросы.

Логично предположить, что официальные сайты двух церквей должны строиться исходя из анализа сложившейся ситуации и основных тенденций социума. И также логично предположить, что официальные сайты можно рассматривать как репрезентацию церкви в виртуальном пространстве. Конечно, эта репрезентация не всегда может точно отражать те или иные признаки пользователя, однако «именно в том случае, если мир не может отображаться таким, каков он есть, и регистрировать свои мгновенные изменения, напрашивается вывод, что вместо такого отображения твердые основания [для описания] нужно искать в интересах, манипулирующих системой по своему умыслу, — а значит, приписать состояниям и операциям системы какие-то внешние причины. Но для самой системы они остаются личными, бесплодными мнениями, которые, в свою очередь, могут быть приписаны интересам того, кто их выражает»[4].

Таким образом, при анализе информации, исследователя интересует в первую очередь не ее достоверность, а ее репрезентативность - инфор-

мация о самом пользователе, который при помощи коммуникации заявил о себе. «Самый главный вопрос получает тем самым общественнотеоретический ракурс. Он должен звучать так: что представляет собой общество, которое именно так описывает себя и свой мир?»[5]. Каким же образом структура и контент виртуального представительства церкви в Интернете отвечает современной ситуации?

Посетитель любого сайта прежде всего удовлетворяет «две основные потребности»[6]: коммуникативную и познавательную. Коммуникативная обеспечивается функциями автоматической электронной почты, рассылки, форума и т.д., а познавательная - функцией поиска, новостной лентой и т.д. Первое о чем стоит упомянуть, говоря о коммуникативной потребности, - это навигация по сайту.

Необходимо отметить, что оба сайта используют гипертекстовую структуру, которая заменяет в навигации использование жесткой рубрикации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что навигация на сайте РПЦ и сайте Англиканской церкви устроена по-разному. «На современном этапе развития Интернета стала доминировать одна из функций гиперссылок в структурировании контента сайта - формирование информационных сюжетов. Материалы сайта, иллюстрирующие одно событие или тематическое направление, связываются между собой. Тексты могут принадлежать к разным рубрикам (например, «новости», «комментарии», «документы») и при этом быть связанными в один сюжет.... Менеджеры интернет-проектов говорят в таких случаях о создании «объемной пирамиды» представления информации, указывая на преемственность с принципом «перевернутой пирамиды»[7]. В связи с этим можно отметить, что сайт Англиканской церкви максимально использует гипертекстовую структуру, тогда как сайт РПЦ стремится к максимальной ясности и размещению информации строго по рубрикам, оставляя в стороне сюжетную связку, добиваясь упорядочивания системы, но оставляя навигацию не совсем user-friendly для обычного пользователя.

Продолжая тему «дружественности» сайта, можно сказать несколько слов и о контенте. Официальный сайт РПЦ представляет, скорее, библиотеку статей и справок об административной жизни церкви - здесь есть документы, архивы статей, описание всех официальных встреч, конференций и т.д. Однако совершенно нет практической информации. Словосочетание «практическая информация» в данной ситуации обозначает то, что поможет посетителю сориентироваться в церковной жизни, поможет ответить на простые вопросы: Как найти интересующую церковь или храм? Какое расписание службы? Какие молитвы читать в определенный церковный праздник? Какова цена проведения обряда венчания? и т.д. Конечно, такую информацию можно найти и на других сайтах, форумах и тому подобное. Однако информация из официального источника создает благоприятный имидж, промотирует открытость и доступность православия для всех же-

лающих узнать больше. К тому же, обладая тысячелетней историей, Русская православная церковь может сказать больше через виртуальное пространство - о своей миссии, о социальных программах и мероприятиях, об истории церкви.

В отличие от сайта РПЦ, сайт Англиканской церкви ориентирован на широкую публику и может дать ответ на широкий спектр вопросов - от «Кто такой Иисус Христос?» и до «Кто является спонсором создания официального сайта Англиканской церкви?». В целом сайт Англиканской церкви более прозрачен (информация о событиях внутрицерковной политической жизни) и стремится к обратной связи - только на домашней странице можно найти несколько соответствующих ссылок: «свяжитесь с нами», «обратная связь», «помощь на сайте». Услуги круглосуточного «Медиацентра» и уникальная функция поиска ближайших церкви или храма по индексу проживания пользователя показывает, насколько церковь стремится приблизиться к каждому пользователю, создает ощущение персонализации.

Коммуникативную и познавательную потребность также могут в определенной степени удовлетворить и ключевые сообщения. В качестве ключевого сообщения выступает дизайн и оформление сайта, в котором все элементы оформления становятся значимыми в коммуникационном плане. «В идеале, дизайн предполагает не просто оформление сайта, а говорящее оформление сайта»[8]. В своем роде это демонстрация идеологии и культуры создателя сайта, его позиционирование. Анализируя ключевые сообщения, можно узнать о ключевых точках зрения создателя сайта, о том, что является приоритетным для передачи в процессе коммуникации. Ключевое сообщение - это «основной коммуницируемый посыл»[9], обращение к посетителю с наиболее важной с точки зрения создателя сайта информации. Оно может иметь форму краткого слогана или небольшого текста, однако, главным условием является выражение одной конкретной мысли. Также ключевое сообщение могут нести и изображения, фотографии.

На домашней станице Англиканской церкви размещен следующий слоган: Англиканская церковь - христианское присутствие в каждой общине (The Church of England: a Christian presence in every community). На каждом из четырех основных разделов сайта расположен свой слоган. На странице «Вера» расположен слоган «сущность христианства»[10], на странице «Богослужение» - «претворение веры в жизнь через молитву и скульптуру, музыку и причастие»[11], на странице «События жизни» -«Вехи в путешествии по жини»[12], на странице «Церковь» размещаются ключевые сообщения об акциях, проводимых Церковью, сейчас проходит акция - «государственный день приюта на улицах Манчестера»[13]. Ключевые сообщения помогают посетителю ориентироваться по сайту, облег-

чают усвоение основной информации, которую хочет донести создатель сайта, т.к. основной их характеристикой является запоминаемость.

Что касается сайта РПЦ, то на официальном сайте этой церкви коммуникация выстроена не так подробно. На домашней странице присутствует краткое обращение от Патриарха Кирилла (не более трех предложений). Это обращение связано с крупным событием или церковным праздником. Более никаких текстовых ключевых сообщений на сайте нет. Однако можно отметить другой прием, использованный создателями сайта. Краткое слово от главы церкви дает посетителю ощущение близости к церкви, повышает уровень доверия к сайту в большей степени, чем безличный слоган. Если на сайте Англиканской церкви ключевые сообщения играют важную роль для лучшего восприятия информации и большей структурированности, то в случае с сайтом РПЦ вступительное слово играет важную роль для эмоционального настроя посетителя, установления контакта.

Оформление сайта имеет также важную роль для восприятия информации. Церковные сайты, как сайты любых крупных компаний, содержат символы, которые подают определенные сигналы посетителю сайта.

Так, на сайте Англиканской церкви оформление напрямую связано с информативным наполнением сайта. Создатели предусмотрели, чтобы на каждой странице сайта присутствовал символ Англиканской церкви - символическое изображение креста. Вплоть до 1996 года Англиканская церковь не имела собственного универсального символа, вместо нее использовался флаг святого Георгия. Однако, как объясняется на самом сайте, «на то, как люди видят Англиканскую церковь сильно влияет то, как она себя представляет перед людьми, символ и руководящие принципы необходимы для того, чтобы церковь приобрела современный, соответствующий и профессиональный облик, который расширит миссию церкви»[14]. Здесь же объясняется и значение символа: за основу берется традиционный христианский крест, вписанный в букву «е», круг означает универсальность, форма напоминает сразу два буквы «с» и «е», что напоминает об имени церкви (Church of England). Символ необходим для создания имиджа организации, унификации оформления церковных документов в различных, даже самых отдаленных церковных учреждениях.

Для оформления сайта используются профессиональные художественные фотографии, которые сменяются при каждом обновлении страницы. Они имеют символичное значение, которое достаточно прямолинейно. Это мозаичное изображение Христа Пантократора, универсального символа Христианской религии.

В целом сайт Англиканской церкви более яркий, в оформлении текста используются зеленый, синий, оранжевый, розовый - разные цвета снижают утомляемость при просмотре страницы, делают сайт менее официальным, более развлекательным. Художественное оформление страниц

при помощи фотографий также дополняет ключевые сообщения - символичными можно считать фотографии крещения ребенка, открытой Библии и прочие.

Говоря об оформлении сайта РПЦ, необходимо сразу отметить его сдержанность, цвета - синий и серый. Также на сайте присутствует большое количество изображений патриаршей символики - венок с вензелем «ПК» - Патриарх Кирилл, с обрамлением в виде ленты традиционных для РПЦ красного (цвет жертвенно пролитой крови Христа) и зеленого (традиционный цвет Патриарха). Это изображение сопровождает все статьи о Патриархе. Таким образом, можно сделать вывод о великом значении, которое имеет личность Патриарха Кирилла в жизни церкви. Коммуникационная стратегия сайта РПЦ выстраивается с большей опорой на авторитет духовного лидера, чем на сайте Англиканской церкви, где не было обнаружено сопровождений статей символикой главы церкви. Помимо обращения Патриарха и обильной символики, на сайте размещена фотография Успенского собора - другое название «Патриарший кафедральный», святое для всех православных место, там сохраняется Г воздь Г осподень и посох святителя Петра, собор являлся местом погребения большинства московских святителей. Таким образом, перед посетителем два основных ключевых символа Православия - духовный лидер Патриарх и центральный собор.

Может быть, ключевые сообщения говорят нам об открытости Англиканской церкви, о том, что ударение делается на “community”, т.е. сообщество, в то время как ключевые сообщения РПЦ говорят о вертикали власти внутри церкви, упорядоченности и иерархичности.

В целом в результате сравнения можно говорить о том, у виртуальной официальной репрезентации РПЦ в Интернете есть возможности для дальнейшего развития и модернизации. Двусторонняя коммуникация, интерактивность, реклама обширной социальной деятельности, повышение доверия населения путем прозрачности - любое из этих направлений существенно увеличит количество желающих посетить сайт.

Список литературы

1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.evartist.narod.ru/text16/025.htm (дата обращения: 12.03.2011).

2. Совет Федерации: правовой навигатор [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graph.garant.ru:8080/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 07.12.2012).

3. Гуденица А.Н. Правовой статус Православной Церкви (Нормативно-институциональные аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2002 158 с.

4. Никлас Луман, Реальность масс медиа, М.: Праксис, 2005. С.27.

5. Там же. С.28.

6. Там же.

7. Лученко К.В. Интернет и религиозные коммуникации в России: дис. ... канд. филолог. наук. М., 2009. С.128.

8. Калмыков А.А., Каханова Л.А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] Режим доступа:

http: //www. evartist. narod.ru/text16/025. htm

9. Sostav.ry, Реклама, Маркетинг, PR, [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. sostav.ru/search/view/?url=%2Fcolumns%2F opinion%2F2003%2Fs tat14%2F&q=%EA%EB%FE%F7%E5%E2%EE%E9+%F1%EE%EE%E1%F9 %E5%ED%E8%E5

10. The essence of Christianity.

11. Putting faith into practice through prayer and scripture, music and sacrament.

12. Milestones on the journey through life.

13. Celebrating National Retreats Day on the streets of Manchester.

14. Church of England [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cofe.anglican.org/links/cofebadge.html

Ермакова Мария Викторовна, аспирант, myermakova@rambler. ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

REPREZENTACIYA RPC V VIRTUAL NOMPROSTRANSTVE (NA OSNOVESRAVNENIYA SREPREZENTACIEYANGLIANSKOYCERKVI)

M.V. Ermakova

The article looks at the exploration of the virtual space by the Church as well as compares official representations of Russian Orthodox Church and Anglican Church in the Internet. It is hypothesized that virtual reality might be both dangerous and perspective. At present this traditional and successive organization aims at using various communication channels. One can observe that the Church is becoming an active member of the information society and this leads to rethinking of its status and to upheaval of the traditional links with the state, parish and the rest of the community. The analysis of the official representation official site of the Church can shed light on its target audience and communication goals.

Key words:Russian Orthodox Church. Anglican church, information society, status of the Church, representation of the Church, official site, virtual reality.

Ermakova Maria Viktorovna, _postgraduate, myermakova@rambler. ru, Russia,

Moscow, National University of Science and Technology “MISIS”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.