Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ ИСПАНИИ (XI-XIII ВВ.)'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ ИСПАНИИ (XI-XIII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСПАНИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО И КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинина Елена Юрьевна

В XI-XIII вв. в Испании происходит становление публичной власти и формирование государственности. Эта власть ещё не способна объединить вокруг себя сложившиеся социальные группы, но уже претендует на лидерство в политическом процессе. В частности, ей необходима легитимация. Поскольку общество на тот момент в своей основе бесписьменное или малописьменное, власть закладывает в общественное сознание разные образы посредством визуальных (скульптура, живопись) и звуковых (проповедь) инструментов. Посредством изображений складываются послания, которые призваны смоделировать специфическую форму политико-правового сознания, завершить конструирование социальных групп, заложить основы идентичности, которые лягут в основу государственности. Романское искусство на сегодняшний день - одна из наименее исследованных областей, особенно в правовом контексте. В настоящей статье закладываются общие контуры историко-правового исследования вопроса в рамках культурно-антропологического методологического подхода, который позволит открыть новые перспективы в изучении средневекового религиозно-правового сознания в Европе. Статья написана на основании доклада, представленного на конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (СПбДА, 21.10.2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Калинина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND LEGAL CONSCIOUSNESS REPRESENTATION IN SPANISH SCULPTURE OF THE XI-XIII CENTURIES

In the XI-XIII century Spain the development of public authority and the formation of statehood took place. The emerging system of government was not yet able to unite social groups in formation, but it already claimed leadership in the political process. In particular, it needed legitimation. Since society at that time was basically non-writing (culture without literacy), the authorities disseminated various images into public consciousness through visual (sculpture, painting) and sound (preaching) instruments. Messages were formed with images, and they were designed to simulate a specific form of political and legal consciousness, to complete the construction of social groups, to lay the foundations of identity that would form the basis of statehood. Romanesque art nowadays is one of the least studied areas, especially in the legal context. In this article, the general contours of cultural-anthropological historical-legal research are demonstrated. They are able to give a new outlook in the study of medieval religious-legal consciousness in Europe. The article is written on the basis of a report presented at the conference “Church Law and Culture: Facets of Interaction” (SPbTA, 21.10.2022).

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ ИСПАНИИ (XI-XIII ВВ.)»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (18) 2023

Е. Ю. Калинина

Репрезентация религиозно-правового сознания в скульптуре Испании (XI-XIII вв.)

УДК 7.033.4(460)+27-526.64:340 DOI 10.47132/2541-9587_2023_2_236 EDN HJLKJA

Аннотация: В XI-XIII вв. в Испании происходит становление публичной власти и формирование государственности. Эта власть ещё не способна объединить вокруг себя сложившиеся социальные группы, но уже претендует на лидерство в политическом процессе. В частности, ей необходима легитимация. Поскольку общество на тот момент в своей основе бесписьменное или малописьменное, власть закладывает в общественное сознание разные образы посредством визуальных (скульптура, живопись) и звуковых (проповедь) инструментов. Посредством изображений складываются послания, которые призваны смоделировать специфическую форму политико-правового сознания, завершить конструирование социальных групп, заложить основы идентичности, которые лягут в основу государственности. Романское искусство на сегодняшний день — одна из наименее исследованных областей, особенно в правовом контексте. В настоящей статье закладываются общие контуры историко-правового исследования вопроса в рамках культурно-антропологического методологического подхода, который позволит открыть новые перспективы в изучении средневекового религиозно-правового сознания в Европе.

Статья написана на основании доклада, представленного на конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (СПбДА, 21.10.2022 г.).

Ключевые слова: романское искусство, средневековая Испания, религиозное сознание, правовое сознание, легитимация, государственность, церковное право и культура.

Об авторе: Елена Юрьевна Калинина

Доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. E-mail: bellaflor@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9489-6762

Для цитирования: Калинина Е. Ю. Репрезентация религиозно-правового сознания в скульптуре Испании (XI-XIII вв.) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С. 236-246.

Статья поступила в редакцию 01.02.2023; одобрена после рецензирования 03.03.2023; принята к публикации 09.03.2023.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (18)

2023

Elena Yu. Kalinina

Religious and Legal Consciousness Representation in Spanish Sculpture of the XI-XIII centuries

UDC 7.033.4(460)+27-526.64:340 DOI 10.47132/2541-9587_2023_2_236 EDN HJLKJA

Abstract: In the XI-XIII century Spain the development of public authority and the formation of statehood took place. The emerging system of government was not yet able to unite social groups in formation, but it already claimed leadership in the political process. In particular, it needed legitimation. Since society at that time was basically non-writing (culture without literacy), the authorities disseminated various images into public consciousness through visual (sculpture, painting) and sound (preaching) instruments. Messages were formed with images, and they were designed to simulate a specific form of political and legal consciousness, to complete the construction of social groups, to lay the foundations of identity that would form the basis of statehood. Romanesque art nowadays is one of the least studied areas, especially in the legal context. In this article, the general contours of cultural-anthropological historical-legal research are demonstrated. They are able to give a new outlook in the study of medieval religious-legal consciousness in Europe.

The article is written on the basis of a report presented at the conference "Church Law and Culture: Facets of Interaction" (SPbTA, 21.10.2022).

Keywords: Romanesque art, medieval Spain, religious consciousness, legal consciousness, legitimation, statehood, Church law and culture

About the author: Elena Yuryevna Kalinina

Doctor of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Civic-

Legal Education at the Herzen State Pedagogical University of Russia.

E-mail: bellaflor@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9489-6762

For citation: Kalinina E. Yu. Religious and legal consciousness representation in Spanish sculpture of XI-XIII centuries. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (18), pp. 236-246.

The article was submitted 01.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; accepted for publication 09.03.2023.

В настоящем исследовании речь пойдёт о романском искусстве как одном из основных стилей в европейском искусстве Средневековья. В Испании этот стиль относят к периоду Х1-ХШ вв., и его важнейшей характеристикой здесь можно считать то, что оно развивалось в русле религиозной тематики. Число произведений, носящих светский характер, не столь велико. В основном можно говорить о церквях, построенных в этом стиле, а также о церковной утвари, предметах религиозного назначения, рельефах и барельефах, украшающих храмы. Именно поэтому вполне допустимо говорить о романском искусстве в Испании как о религиозном. Речь далее пойдёт о скульптуре Х1-ХШ вв., которая представляет собой украшение романских испанских храмов. Но это не просто украшение — в ней отражена картина мира людей Средневековья, в том числе особенности религиозного, политического, правового сознания. Их реконструкция открывает значительные перспективы для историков права.

Ещё совсем недавно романское искусство не вызывало глубокий исследовательский интерес даже у искусствоведов. В современности интерес к этому художественному стилю возрос. Отсутствие линейной перспективы, размытые контуры, странные формы, в которых не всегда можно угадать изображаемый объект — всё это с эпохи Возрождения объяснялось как досадная утеря мастерства в Средние века. «Плоское и линейное»1 — так отзывались о романском искусстве ещё не так давно, не замечая уникальную нелинейную перспективу

Капитель. Адам, изгнанный из Рая. Монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья, посёлок Ботайя (Botaya), Арагон, Испания. Взято из Википедии

1 Lahoz Gutiérrez M. L. Huellas e indicios: imagen e imaginarios del cuerpo en el arte medieval // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2022. No. 21. DOI: https://doi.org/10.15304/quintana.21.8384.

и глубину, а также невероятную динамичность и эмоциональность. Подражание природе, воспевание прекрасного в искусстве, близость человеку, телесность не позволяли встать на позицию романского мастера, вопросить его мысленно о смысле, закладываемом в произведение. Поэтому этот огромный пласт a priori объявлялся бессмысленным и долгие столетия не получал заслуживаемого восхищения и не удостаивался глубокого изучения.

Большое число объектов романского искусства находится в Испании и связано с паломническим маршрутом — Путём Святого Иакова. Церкви, расположенные не только в крупных городах, но в городках и деревнях, образуют своеобразный пояс, пролегающий по северу Испании, начиная от французской границы (на юге Франции, соответственно, сохранились свои шедевры романского искусства) и до конечной точки — великолепного Собора Святого Иакова в городе, посвящённом ему, — Сантьяго де Компостела, где, как считается, находятся останки святого.

Только в XIX в. романское искусство обратило на себя внимание, и в ХХ в. из искусства презираемого превратилось в искусство, которое «разжигает страсти»2. Испанские искусствоведы не столь давно начали огромную работу по изучению самих романских церквей. Конечно, искренний интерес у любителей и профессионалов вызывают невероятные по красоте и духовному наполнению готические соборы, знаменовавшие революцию в архитектуре Средневековья. Лёгкие, кружевные, стрелами летящие ввысь, они затмевают скромные приземистые романские церкви, лаконичные и с минимальным убранством. Единственным их украшением часто становятся капители, на которых, если присмотреться повнимательнее, разыгрываются эмоциональные сцены из Библии, повседневности и дохристианской мифологии. Именно этот момент вызывал и продолжает вызывать ряд вопросов у искусствоведов: как уживаются — и как уживались в сознании средневекового человека — все эти разнообразные персонажи? Как воспринимались время и пространство, позволяющие в одном моменте уместить жителей разнообразных исторических и мифологических эпох, а также современных романскому художнику героев? Короли и воины сражаются на стенах этих церквей со львами, единорогами и кентаврами, побеждают чудовищ, которым сложно дать имя, а иногда оказываются повержены ими. Нередко они обращают в бегство или затаптывают копытами коней своих главных врагов того времени — мусульман, завоевавших Пиренейский полуостров. Им помогают персонажи, упоминаемые в Библии и сочинениях христианских авторов разных времён и народов. Рядом мирно (и не очень) занимаются своими делами крестьяне, торговцы, ростовщики. Нередко мы встречаемся взглядом с прекрасными танцовщицами и музыкантами. Иногда мы даже можем увидеть в укромных уголках грешников, большей частью, очевидно, неодобряемых художниками, создавшими их образ, но, бывает, мы замечаем, что автор не считает нужным подвергать их адским мукам, а спокойно наблюдает за ними со стороны как за частью повседневной жизни. Не зря учёные говорят о том,

2 Párbole Martín C. El románico rural en el siglo XXI: un documento válido para el estudio de la Edad Media // Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. No. 1-1. P. 179.

что «интерьер христианского храма с его символической ориентацией воспроизводит всю вселенную, весь космос»3. Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся, когда решаем интерпретировать всё это многообразие, предлагаемое нам романским искусством, — это попытка понять его с точки зрения нашего мышления. Современное восприятие приводит нас к непониманию присутствия странных фигур, которые изображены в церковном пространстве и часто не кажется нам связанными с религией. Поэтому первое, что необходимо современному интерпретатору, — понимать, что большинство элементов, используемых в декоре, происходят из далеких культур, и их использование имеет очень конкретные причины.

Всё это многообразие средневековой жизни и сознания бурлит внутри скромных полуразвалившихся церквушек в небольших деревеньках, в которых нередко проживает около двадцати человек. Более пристальное изучение работ средневековых мастеров вызывает пока больше вопросов, чем ответов, и это само по себе является поводом задуматься над тем, какие послания оставили нам наши средневековые предки. Тем более интересной и плодотворной становится эта работа, когда мы начинаем задавать скульптурам вопросы с позиции заинтересованного наблюдателя-профессионала в той или иной области. Так, например, историкам государства и права тоже есть о чём порасспрашивать романскую скульптуру и её автора. Дело в том, что в последнее десятилетие среди юристов начало распространяться мнение о том, что прошлое государства и права можно разыскать не только в правовых документах. Право — это часть жизни, часть культуры. Поэтому в любом культурном акте можно обнаружить следы правового мышления. И если мы примем это утверждение за отправную точку нашего исследования, то сможем разобраться в основах правового сознания и правовой культуры в рамках средневековой европейской цивилизации, к периферийной части которой можно отнести и нашу страну.

Храмовая архитектура того времени тем более интересна, что она несла на себе печать не только чисто религиозного значения. В тот период ещё не были жёстко разделены между собой разные сферы культурной жизни общества, в частности религия, право, политика, искусство и даже, как можно

3 González Montañés J. I. Drama e iconografía en el arte medieval peninsular (Siglos XI-XV). Trabajo para la obtención del grado de Doctor en Historia del Arte. Madrid, 2002. P. 97.

Капитель. Гарпии на ветвях дерева. Монастырь Санто-Доминго-де-Силос, Кастилия и Леон. Испания. Взято из Википедии

заметить, основы повседневности. Произведения искусства отражали основные черты этих сфер, нередко в зашифрованном виде. Часто представления авторов закладывались вне зависимости от их воли и сознания. Они отражали мир так, они его видели, учитывая требования заказчиков, которые формировали картину мира. В целом же можно отметить, что романское религиозное искусство (а оно было в основном религиозным, поскольку заказчиком выступала Церковь, даже если первичный заказ шёл от короля или сеньора, в чьих владениях находилась или строилась церковь) находилось одновременно во всех указанных социальных сферах, равноудалённо от всех них, делая лишь очень небольшое предпочтение религиозным установлениям. Даже время, как было отмечено ранее, не соответствовало современным представлениям о нём. Впрочем, и средневековое время — это совсем не то время, с которым мы привыкли иметь дело в нашей современной повседневности. Сегодня оно как плод Нового времени и Просвещения структурировано, систематизировано и разложено по полочкам, разделено на мельчайшие отрезки, каждый из которых не должен пропадать даром. Жак Ле Гофф особенно подчёркивает «пренебрежение временем» в Средневековье, его «игнорирование», даже «отмену», поскольку, по его мнению, время вообще было «изобретено» вместе с часами, как и государство, нация, город, университет и пр. только в этот период, в Средневековье, в период «долгого Средневековья»4, т.е., очевидно, не в тот момент, о котором идёт речь в нашем исследовании.

Для средневекового человека вообще и для мастера в частности, существовало два типа времени, которые они пытались совместить в своих работах: конечное время (время человека) и вечность (время Бога). Храм как место, где происходила встреча человека с Богом, должен был служить пространством встречи этих двух временных пластов. И, как это ни странно, человеческое занимало в церкви довольно много места. Это породило особый тип пространственно-визуальных отношений, порождающих уникальные формы в пластическом искусстве. Отсюда кажущаяся бесформенность — иначе как можно представить одновременно конечное и бесконечное, потустороннее и посюстороннее, трансцендентное и имманентное, встретившееся в одном пространстве.

4 Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000. 328 с.

Портик. Музыканты. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Перасанкасе (Perazancas), Кастилия и Леон, Испания. Взято на сайте https://www.asturnatura.com. Фотограф: Хуан Луис Менендес Вальдеррей (Juan Luis Menendez Valderrey)

И ещё одна важная мысль должна быть высказана для более подробного анализа романского религиозного искусства и его отдельных образов. В рассматриваемое время происходили весьма значимые социальные перемены. В XI в. в Испании начинается переход к государственности современного типа. Можно сделать предположение, что совсем не случайно то, что зарождение романского стиля в искусстве с его языком и способностью воспроизводить смыслы и ценности того общества в XI в. совпало с этим переходом, рождением государства и вполне определённой эволюцией феодального строя. В этот момент была сформулирована государственная идеология как ценностный фундамент государства, и в то же столетие был создан универсальный для европейский культуры образный язык, который стремится передать обществу концепции доминирующей политико-правовой культуры.

Начинает складываться государственная территория, происходит воссоединение королевств Леон, Кастилия, Галисия. Получает форму идея о «священной войне» как со стороны христиан, так и мусульман. Это тоже свидетельствует о том, что понятие «территории» становится основополагающим для определения того, что есть государство. Внутри же государства суверенитет и идентичность оказываются основанными на религиозных ценностях. Политическая идеология начинает звучать и в церкви, обретая голос через проповедь и службу, а свои визуальные формы получая через храмовую архитектуру, скульптуру и живопись. Государство и Церковь в это время ещё тесно связаны друг с другом, а потому используют одни и те же инструменты для формирования идеологии, лежащей в основе, в том числе, правосознания и правовой культуры5. Существенной чертой Средневековья — что важно для историко-правовой науки — можно считать невозможность рассматривать политическое и правовое как автономные сферы общественного сознания и практики, имеющие самостоятельное значение. Напротив, определяющим является наличие очень тесных связей между политическим, правовым и религиозным, в результате чего церковное не чуждо политическому. И наоборот — монарх, высшая инстанция политической власти, находится не только в сфере светской, но, существуют отдельные моменты, позволяющие иногда рассматривать его как «квазисвященника». Кроме того, эталонный идеал монарха исходит от самого Бога как от модели суверенной власти6.

В целом можно считать, что это время «предпропаганды»7, но, тем не менее, выясняется, что политическое и правовое проявляется в сюжете и даже в том, как, собственно, изображена та или иная сцена в том числе в скульптурной форме, которая была, очевидно, очень доступной для понимания

5 Senra J. L. Visualizando formas, espacios y contenidos en la Ruta Jacobea: Compostela y Sahagún en tres décadas prodigiosas (1080-1110) // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2020. No. 20. DOI: https://doi.org/10.15304/quintana.20.8070.

6 Soria Nieto J. M. Iglesia y Orígenes Del Estado Moderno En La Castilla Trastámara // Espacio Tiempo y Forma. Serie III, Historia Medieval. 1991. No. 4. P. 137.

7 Foronda F. Sociedad política, propaganda monárquica y regimen en la Castilla del siglo XIII. En torno al libro de los doze sabios // Edad Media. Revista de Historia. 2005-2006. No. 7. P. 13-36.

в малописьменном обществе, для которого визуальные образы как тексты находились на первом месте. Религиозный текст — это не только о событиях, которые происходили очень давно и часто слишком наполнены чудесами, он действует как инструмент понимания каждым человеком его повседневности. Следовательно, он предоставляет определённые возможности для оценки политико-правовых реалий. Политико-правовое послание может выражаться посредством религиозных символов через церковные обряды или архитектуру, скульптуру, живопись, внутреннее убранство храма. Церковная власть, как один из наиболее значимых инструментов социального контроля системы убеждений, принятая всем обществом в целом, будет обладать такими важными в политическом отношении полномочиями как легализация посредством сакрализации, или, напротив, определение определённых политических действий как святотатственных8.

В христианских испанских королевствах, в отличие от мусульманских, мы редко сталкиваемся с искусством, носящим строго светский характер, поскольку само художественное творчество находилось в руках священнослужителей. Наиболее значимым в средневековом искусстве является появление изображения монументальных сцен в религиозном пространстве в XI в. Определилась функция скульптурных групп и картин как письма для неграмотных. Это было средство воплощения сложных религиозных концепций при помощи видимой и осязаемой формы. Это часто было не так просто, настолько сложны были эти концепции. Ведь к этому времени даже богословы ещё не договорились о точном значении всех феноменов, описываемых в Библии и трудах отцов Церкви. Этим, в том числе, объясняется символический характер романской скульптуры и преднамеренное отсутствие натурализма9. Этим же можно объяснить и несанкционированные смеховые элементы, которые неизбежны в процессе вникания неподготовленного разума к сложным объяснительным и нередко туманным схемам.

8 Soria Nieto J. M. Iglesia y Orígenes Del Estado Moderno En La Castilla Trastámara... Р. 138.

9 Monteira I. Símbolos De Poder En El Arte Peninsular De Los Siglos X a XII: Transferencias Artísticas e Ideológicas Entre Al-Andalus y Los Reinos Cristianos // El islam: presente de un pasado medieval. Logroño, 2018.

Консоль. Смеховая культура Средневековья. Церковь Сан Мартин де

Артаис, Наварра, Испания. Взято с сайта: http://www.arquivoltas.com

Посредством изображений — особенно изображений в камне, которые создают впечатление вечных, а значит, и запечатлённые на них истины должны казаться непреложными — складываются послания, которые призваны смоделировать специфическую форму политико-правового сознания, завершить конструирование социальных групп. Очевидно, что эти послания основываются на дуальной картине мира. Они дают понимание того, какое поведение и способ мышления является желательным, должным, а какое недопустимо.

Христианские короли и графы выступали заказчиками произведений искусства, вкладывали в них значительные средства наравне с заказчиками со стороны Церкви. Если это не были монументальные произведения из камня, то это были вещи для богослужения, которые затем жертвовали Церкви. Это делалось в целях легитимации своей власти, которую обеспечивало содружество и сотрудничество с Церковью, освящавшей своим авторитетом светскую власть. Помимо этого они, конечно, рассчитывали на отпущение грехов и спасение. В некоторых случаях, которые были не очень часты, светские заказчики просили изобразить их рядом с каким-то святым или даже распятым Христом. Но даже в этом случае не требовалось точное портретное сходство. Отметим ещё раз: не художники были слабы, как это утверждали начиная с эпохи Возрождения и особенно в Новое время. Дело в том, что портретное сходство не требовалось. В тот период времени не было развито понятие индивидуализации, а человек представлял собой не самостоятельную единицу, а участника социальной группы, семьи, общины, цеха... Поэтому изображение должно было носить обобщённый характер, а старожилы обычно помнили, при каком короле или сеньоре происходили события, запечатлённые на картине или рельефе. Действительно, потом через некоторое время эта информация забывалась, если она не имела смысла для последующих поколений. И это огромная потеря для историков и историков права, потому что не позволяет реконструировать точные факты. Но зато мы можем реконструировать нечто большее — особенности правосознания и картины мира средневековых людей. Поэтому отсутствие персонификации представителей светской власти не говорит об их отсутствии в произведениях романского искусства. На самом деле, многие изображения были мощным инструментом распространения политических посланий, позволяющим укрепить феодальную систему и власть. Власть как монархическую, которая находилась в процессе становления, так и, конечно, церковную.

Понимание сущности властных и иных социальных отношений в средневековом европейском правосознании находит своё отражение в изображённых в церквях повседневных сценах. Это могут быть мирные сцены, например, труд крестьян, торговля, даже отдых и развлечение, а могут быть военные картины: рыцарские сражения, воины в бою. Изображения эти не были предназначены только для развлечения прихожан. Через них доносилось идеологическое содержание, понимание сущности войны, ремесла, торговли, сельского хозяйства, управления. Это было своеобразное зеркало, через которое общинники могли увидеть себя и своих соседей. В военных сценах всё чаще изображались христиане и мусульмане, которых можно было узнать по одежде, оружию, каким-то характерным деталям, которые могут быть не совсем понятны нам, но хорошо знакомы в ту эпоху. Так формировался

концепт границы, что предшествовало складыванию идентичности. В свою очередь идентичность — одна из важнейших характеристик государственности. До того, стало быть, граница была не очень чёткая. Об этом свидетельствуют и некоторые источники, из которых мы можем узнать, что для простых людей примерно до XII в. не существовало такой категорической разницы между представителями разных верований, как в последующем. Не понимая этой разницы, они вступали в браки, иные личные отношения, заключали гражданско-правовые договоры, даже справляли вместе праздники. Искусство вместе с другими инструментами создало основу для формирования понимания разницы между «Я» и «Другие», например, через религиозную или этническую идентификацию. Искусство даёт представление об этой границе.

Благодаря — в том числе — искусству в этот период начинается сакрализация войны. До этого идея т. н. священной войны не существовала как со стороны мусульман, так и со стороны христиан. Только к XII в. оформилась сакрализация войны как битвы за веру и территорию. Это тоже связано не только с религией, но и со становлением государственности.

Каменные изображения стали создаваться под более пристальным наблюдением властей, которые их заказывали, а соответственно, определяли послания, адресованные населению. Эти послания в основном были двух видов: визуальные (через скульптуру, живопись, архитектуру) и словесные (проповедь). Они дополняли друг друга, формируя картину мира, в том числе политико-правовую10. Это объясняет, почему для светских и духовных феодалов в Европе было столь важно выделять огромные средства на строительство и отделку храмов — носителей основополагающих текстов эпохи. Нередко мы и сегодня встречаем парадоксальную, на первый взгляд, картину, когда в небольшой испанской, португальской или французской деревне, где дома редко достигают двух этажей, в центре расположен огромный храм, потрясающий воображение даже современного человека своими размерами, красотой и величественностью. Сложно представить, что означал этот часто единственный источник информации для средневековых людей. Очевидно, возникает необходимость во избежание множественного толкования создавать каноны,

Воин. Церковь Санта Мария ла Реаль. Посёлок Пьяска (Piasca), Кантабрия, Испания. Взято на сайте: http://www.castiUodeloarre.org

10 Larrañaga M. Imagen, Palabra y Poder (Siglos XI-XIII) // Oppidum. 2007. No. 3. Р. 81-106. Теория и история культуры, искусства 245

образцы, модели, которые уже более чётко стали проявляться в готическом искусстве, а для искусства Возрождения стали «общим местом». Именно в этом секрет привлекательности романского искусства, но и сложность его толкования: каждый заложенный в нём символ может толковаться множеством разных способов.

Завершить хотелось бы тем, что в настоящей работе мы лишь ставим проблемы и намечаем дальнейшую программу исследования. В средневековом искусстве зашифровано слишком много загадок, выраженных посредством символов, которые начали трактовать не так давно. Особенно интересной работа по толкованию символов в произведениях романского искусства — в скульптуре и живописи — может стать при условии объединения историков права и искусствоведов. Прочтение и расшифровка визуальных текстов из глубины европейского Средневековья способна, на наш взгляд, открыть новые перспективы в историко-правовой науке. Произведения искусства при условии использования надлежащего научного аппарата могут стать ценным источником для изучения правосознания, правовой и политической культуры, а также для более глубокого понимания сущности права.

Источники и литература

1. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 328 с.

2. Foronda F. Sociedad política, propaganda monárquica y regimen en la Castilla del siglo XIII. En torno al libro de los doze sabios // Edad Media. Revista de Historia. 20052006. No. 7. Р. 13-36.

3. González Montañés J.I. Drama e iconografía en el arte medieval peninsular (Siglos XI-XV). Trabajo para la obtención del grado de Doctor en Historia del Arte. Маdrid, 2002.

4. Lahoz Gutiérrez M. L. Huellas e indicios: imagen e imaginarios del cuerpo en el arte medieval // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2022. No. 21. DOI: https://doi.org/10.15304/quintana.21.8384.

5. Larrañaga M. Imagen, Palabra y Poder (Siglos XI-XIII) // Oppidum. 2007. No. 3. Р. 81-106.

6. Monteira I. Símbolos De Poder En El Arte Peninsular De Los Siglos X a XII: Transferencias Artísticas e Ideológicas Entre Al-Andalus y Los Reinos Cristianos // El islam: presente de un pasado medieval. Logroño, 2018.

7. Párbole Martín C. El románico rural en el siglo XXI: un documento válido para el estudio de la Edad Media // Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. No. 1-1. Р. 178-205.

8. Senra J. L. Visualizando formas, espacios y contenidos en la Ruta Jacobea: Compostela y Sahagún en tres décadas prodigiosas (1080-1110) // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2020. No. 20. DOI: https://doi.org/10.15304/ quintana.20.8070.

9. Soria Nieto J. M. Iglesia y Orígenes Del Estado Moderno En La Castilla Trastámara // Espacio Tiempo y Forma. Serie III, Historia Medieval. 1991. No. 4. Р. 137-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.