Научная статья на тему 'Репрезентация правителей России в исторической науке и кинематографе сталинской эпохи'

Репрезентация правителей России в исторической науке и кинематографе сталинской эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРИЗМ / ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРОШЛОГО / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Озерский А. В.

В статье рассматриваются процессы переосмысления исторического прошлого России в сталинскую эпоху на примере репрезентации правителей в исторической науке и кинематографе 1930-1940-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация правителей России в исторической науке и кинематографе сталинской эпохи»

№ 4 (29), 2008 "Культурная жизнь Юга России " ^

А. В. ОЗЕРСКИЙ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ

В статье рассматриваются процессы переосмысления исторического прошлого России в сталинскую эпоху на примере репрезентации правителей в исторической науке и кинематографе 1930-1940-х годов.

Ключевые слова: тоталитаризм, переосмысление прошлого, репрезентация правителей, исторический фильм.

Проблемы переосмысления исторического прошлого России в угоду идеологии тоталитарного государства активно изучаются как отечественными, так и зарубежными исследователями. В данной статье сделана попытка рассмотреть основные тенденции репрезентации правителей России в исторической науке и кинематографе 1930-1940-х годов. Как известно, важным компонентом большевистской политики длительное время была пропаганда мировой революции. Дореволюционная Россия - «тюрьма народов», управляемая недалекими и, по большей части, «реакционными» правителями, - трансформировалась в общественном сознании в «колыбель» мировой революции.

В исторической науке главным выразителем этой точки зрения был академик М. Н. Покровский, который теоретически обосновал гегемонию пролетариата в классовой борьбе и резко осуждал тех, для кого исторические перемены являлись результатом деятельности сильных личностей (1). По мере укрепления личной власти Сталина творцы идеологии осознали, что обращение к опыту формирования централизованного государства в России соответствует задачам текущего момента в большей степени, чем опыт революционных традиций. Кроме того, особое внимание Логично акцентировать на мудрых вождях, ведущих за собой народ.

Школа Покровского (его оценки исторического процесса в России и, в частности, «великих личностей отечественной истории» - Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого и др.) с середины 1930-х годов подверглась острой критике. Среди обличителей оказались как его бывшие ученики - А. М. Панкратова, М. В. Нечкина, А. Л. Сидоров, так и вернувшиеся недавно из ссылки В. И. Пичета, А. Н. Насонов, С. В. Бахрушин и случайно оставшиеся на свободе ученые старой школы С. В. Юшков, К. В. Базилевич. Историческая наука в очередной раз превратилась в инструмент политической манипуляции. Ей вменялось в обязанность подготовить теоретическую базу для оправдания сталинского тоталитаризма. Все действия и поступки вождя должны были подтверждаться аналогами подвижнической деятельности великих предков.

Из дореволюционного российского прошлого были отобраны центральные фигуры, деятельность которых соотносилась с реалиями сталинского времени. По мнению известного исследовате-

ля сталинской эпохи Е. Добренко, «Петр I должен был представлять большевистскую индустриализацию, борьбу с изменой и внедрять мысль о прогрессивности мощного централизованного государства. Иван Грозный также призван был демонстрировать историческую параллель сталинской эпохи. Подобно тому, как Иван IV завершал объединение страны вокруг Москвы и присоединял "отторгнутые ранее земли", Сталин накануне и после войны возвращал то, что было ранее отторгнуто у России; подобно тому, как Грозный для укрепления самодержавия пошел на создание опричнины, Сталин не остановился перед неслыханным террором во имя единоличной власти и сильной - "на страх врагам" - державы. Духи полководцев <...> также были потревожены во имя демонстрации национальной мощи» (2).

В кинематографе «первой ласточкой» реализации нового взгляда на русскую историю стал фильм В. Петрова «Петр I». прославляющий образ идеального вождя - реформатора, создателя сильного государства. В картине прослеживается четкое разделение героев на «своих» и «чужих». С одной стороны, Петр и сторонники царя, которых поддерживает народ (его персонифицировал Федька Умойся Грязью), с другой - реакционные силы: внутренние (мракобесы, «свиные рыла» из числа духовенства, бояре - сторонники царевича Алексея) и внешние (иностранные государства, боящиеся укрепления России). В 1938 году вышла вторая серия фильма и эпизоды, где Петр в муках и сомнениях отправляет Алексея на казнь, воспринимались современниками применительно к своей эпохе: если царь ради блага государства казнит своего собственного сына, то тогда как можно рассуждать о пощаде всяким троцкистам и зиновьев-цам?

С центральным конфликтом органически связаны ключевые эпизоды фильма: Полтавское сражение и морской бой при острове Гренгам, где Петр выступает как народный полководец, основатель регулярной Русской армии. Если победа под Полтавой заставила врагов (внешних и внутренних) насторожиться, то казнь Алексея и разгром церковно-боярской оппозиции способствовали окончательной победе в Северной войне. Поэтому пафосные монологи Петра I в фильме (к примеру, «Я один за всех помолюсь. Этот грех я тоже на себя возьму. За отечество живота своего не щадил. Людей не щадил. Воистину, сколько уж лет в крови

"Культурная жизнь Юга России "

№ 4 (29), 2008

и поту умываемся. Широко было задумано, жалеть было некогда») создавали благодатную почву для сталинского режима.

Представляет интерес трансформация образа Александра Невского в 1930-е годы. Согласно точке зрения М. Н. Покровского, князь не только не считался национальным героем, но и был заклеймен как «приспешник новгородской торговой буржуазии». Как отмечает В. Б. Шенк, «наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью "реабилитирован" в 1937 году и "переродился" в выдающегося деятеля истории СССР» (3). Сразу после экранизации первой серии фильма В. Петрова «Петр I» режиссер Эйзенштейн по прямому указанию «вождя народов» получил задание начать работу над «Александром Невским». Академики Ю. Готье, Н. Грацианский, Б. Греков оказали ему неоценимую помощь в уточнении и исправлении исторических деталей в сценарии, который создавался в то время, когда действия фашистской Германии будоражили всю Европу (в 1936-1937 годах - попытки Германии, Италии и Японии создать политический союз для координации своих действий, в 1938-м - аншлюс Австрии, присоединение Судетской области).

В фильме прослеживается историческая параллель: Новгородская земля была стиснута ордынским Востоком и тевтонским Западом по аналогии с тем, что СССР был сжат Германией и Японией. Эпизоды, показывающие жестокость тевтонцев в поверженном Пскове, предупреждают о зверствах современных фашистов. Естественно, что помимо внешнего врага в сюжетную канву вписывается и предатель Твердило, который в заключительных сценах будет отдан на растерзание толпе. Но главное, ради чего создавался фильм, - это образ народного вождя: он вместе с рыбаками тянет невод, бесстрашно ведет себя с ордынским наместником Хубилаем и в конном поединке мужицким топором повергает тевтонского магистра.

Вскоре после выхода фильма в прокат С. Эйзенштейн сам сформулировал мысль о сходстве между Александром Невским и «вождем всех народов»: «Если мощь народного духа сумела так расправиться с врагом, когда страна изнемогала в оковах татарского ига, то не найдется такой силы, чтобы сокрушить эту страну, скинувшую все цепи угнетения; страну, ставшую социалистической родиной, страну, которую ведет к небывалым победам величайший стратег мировой истории - Сталин» (4).

Разумеется, при сложившихся обстоятельствах никак не могла остаться забытой личность Ивана Грозного, которого сам Сталин охарактеризовал как мудрого правителя, «человека с мощной волей и характером, проявившего великую настойчивость для достижения своих целей» (5).

Признанный специалист в области истории российского Средневековья С. Б. Веселовский упорно доказывал губительное влияние политики Ивана IV на развитие Московии (6), однако большинство его коллег предпочло выполнять заказ власти. Как отмечал автор многочисленных книг и статей об И. Грозном А. Л. Дворкин, «Бахрушин безустанно проводит все новые и новые параллели между Иваном IV и Сталиным, приписывая первому все позитивные качества, которые последний воспринимает как свои собственные. Иван был великим полководцем и стратегом <...> талантливым дипломатом и непревзойденным государственным деятелем, способным видеть далеко вперед» (7).

Однако значительно превзошли историков в репрезентации положительного образа Ивана Грозного деятели искусства. Многие из них были отмечены высокими государственными наградами за произведения, которые сразу же после смерти Сталина потеряли свою актуальность. Испытание временем выдержал лишь фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный». И хотя трактовка темы соответствовала официальной версии (царь-патриот, собиратель русских земель борется против злобных и подлых врагов), режиссер при воплощении сталинского заказа сумел подняться над официальной концепцией деятельности Ивана Грозного, добившегося безграничной власти, но превратившегося в глубоко несчастного человека.

Историческая наука и исторические фильмы сталинской эпохи стали важным фактором формирования у населения нужных власти представлений о великих личностях, преемником которых стал Сталин. Подобные аналогии позволяли реабилитировать действия власти во имя могущества Родины.

Литература

1. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1932.

2. Добренко Е. Политэкономия соцреализма. М., 2007. С. 162.

3. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2007. С. 64.

4. Эйзенштейн С. Александр Невский // Советский исторический фильм. М., 1939. С. 19.

5. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 17. М., 1952. С. 268.

6. Споров Д., Шокарев С. Историк Московского государства в сталинской России: к биографии С. Б. Веселовского (1876-1952) // Новое литературное обозрение. 2006. № 78.

7. Дворкин А. Образ Ивана Грозного в советской историографии 1922-1972 гг. // http://halkidon2006.narod.ni/n/08l.htm; Perrie М. Cult of Ivan the Terrible in Stalin's Russia. Houndmills, NY, 2001.

V. V. OZERSKIY. REPRESENTATION OF RUSSIA'S RULERS IN THE HISTORIC SCIENCE AND CINEMATOGRAPHY OF STALIN'S EPOCH

The article is dedicated to process of rethinking of the historical past of Russia in Stalin's epoch on the example of representation of rulers in historic science and cinematography of Stalin's epoch in 1930-1940 years.

Key words: Totalitarian regime, rethinking of the past, representation of the rulers, histoncalfilm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.