Научная статья на тему 'Репрезентация понятия «Президент» в инаугурационных речах Б. Н. Ельцина и В. В. Путина'

Репрезентация понятия «Президент» в инаугурационных речах Б. Н. Ельцина и В. В. Путина Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
626
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Марина Владимировна

Статья посвящена экспликации понятия «президент». Материалом исследования являются идеологически значимые тексты инаугурационных речей российских президентов. С этой целью описывается семантическое развитие слова, моделируется фрейм «президент», состоящий из смысловых блоков: Кто такой президент? Какой президент? Что президент делает? Что имеет отношение к президенту?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the Notion "President" in Inauguration Speeches of B. N. Eltsin and V. V. Putin

The article is based on conceptual analysis of political discourse. It studies a representation of a concept "president" in address to the nation at the presidential inauguration ceremony of Russian presidents. The author focuses on meaning dynamics of the word president. The special attention is given to a cognitive frame, which consists of slots: Who is president? What are the main features of president? What does he do? What subjects refer to president?

Текст научной работы на тему «Репрезентация понятия «Президент» в инаугурационных речах Б. Н. Ельцина и В. В. Путина»

Политический дискурс

М. В. Гаврилова

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПРЕЗИДЕНТ»

В ИНАУГУРАЦИОННЫХ РЕЧАХ Б. Н. ЕЛЬЦИНА И В. В. ПУТИНА

Слово президент, которое встречается уже у Петра I, пришло в русский язык через немецкий от латинского ргае81Ьеп8, ргае81Ьепй8 — сидящий впереди; стоящий во главе; председательствующий. Семантическое развитие слова президент на протяжении ХХ в. таково: председатель, старший член совещательного места, управления (начало ХХ в.) — глава государства в буржуазной республике (30-е годы ХХ в.) — председатель, избранный для руководства обществом или научным учреждением (60-80-е годы ХХ в.) — выборный глава государства (в большинстве стран с республиканской формой правления) (90-е годы ХХ в.) — председатель, избранный для руководства обществом, объединением, научным учреждением (начало XXI в.). Как видно, семантическое изменение слова представляет собою чередование двух значений «председатель союза» и «глава республики», одно из которых становится основным в различные периоды истории.

Сравнительный анализ выявил прототипическое основание лексического значения — ограниченная определенным сроком выборная должность председателя, руководящего общественной организацией, а также ведущего собрание, — и различные смысловые акценты, отражающие изменение общественных настроений. В XIX -начале ХХ в. президент благодаря сходному этимологическому значению «сидящий впереди» употребляется как абсолютный синоним слова председатель (ср.: «Юбиляр сидел на президентском кресле» (М. Е. Салтыков-Щедрин)).

В 30-е годы ХХ века слово президент имело стилистическую окраску (официальную) и употреблялось в определенных контекстах: в основном значении в дискурсах о «них», в частности о буржуазных республиках (президентские выборы в США), и в неосновном значении в дискурсах об общественных организациях. Языковое сознание начинает осваивать слово, образуя однокоренные слова, например президентствовать, президентура (офиц.). Напомним, что в начале ХХ в. словарь фиксировал президент, президентша, президентский, президентство (ТСЖВЯ, т. 3, с. 1022). В советский период иностранное слово президент не входило в число частотных слов русского языка и, начиная с 1950-х годов, преимущественно употреблялось в дискурсах о науке и научных работниках (президент Академии наук СССР) и основным являлось зна-

© Гаврилова М. В., 2008

чение «председатель, избранный для руководства обществом или научным учреждением» (МАС, т. 3, с. 376). Однако в советском политическом дискурсе широко использовалось русское слово председатель, синонимичное президенту (ср.: 1) председатель — лицо, руководящее собранием, заседанием; 2) руководитель некоторых учреждений, объединений, обществ, организаций, органов. Председатель колхоза, сельсовета, домкома, Комитета советских женщин, родительского комитета, совета дружины, Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР = Президент рабочих и крестьян (ТСЯС, 1998, с. 473)). Таким образом, до 90-х годов ХХ в. при описании реалий российской / советской действительности слово президент было малоупотребительным и принадлежало сфере общества, а не государства.

В 1990 г. в СССР был учрежден пост президента. Словарь перестройки, в котором обобщен языковой материал с 1985-1992 годов, фиксирует слово президент с пометой переориентированное, то есть «переориентированное по своему употреблению с зарубежной действительности на сегодняшнюю советскую» в значении «с 1990 глава Советского государства». Переориентированным является и неосновное значение понятия «глава некоторых ненаучных учреждений». Появляется и переносное значение — «глава любой местной исполнительной власти», которое реализуется в ироническом контексте: «Обогнали всех и по количеству президентов — "больших” и "малых”: Президенты страны, республик, районов, улиц» (СП, 1992, с. 171). Президент, являясь модным иностранным словом, вытесняет частотное в советском политическом дискурсе слово председатель:

«Мы в колхозе так решили: чтоб от жизни не отстать, председателя колхоза

президентом величать» (Конкурс частушек в газете «Советская Россия». 1992. 5 февраля).

Таким образом, в конце ХХ в. наблюдается возвращение в актив слов президент, президентский, президентство. При этом изменяется сфера функционирования слова: в 1990-х годах слово относится не к науке, а к политике, к сфере экономики и финансов. Кроме того, пейоративная оценка слова президент в значении «глава государства», относящегося к враждебному лагерю буржуазных стран, сменилась на мелиоративную, где буржуазные страны стали восприниматься одобрительно как цивилизованные государства. Толкование слова в этот период таково: президент — 1) выборный глава государства (в большинстве стран с республиканской

формой правления); 2) высшее должностное лицо фирмы, банка, компании и т. п. (ср.: Словарь иностранных слов; 3) высшее должностное лицо компании, корпорации в буржуазных странах (ТСРЯ ХХ, 2000, с. 501)). Отметим, что в общественное сознание внедряется идентификация президента как гаранта Конституции и правопорядка.

В 90-е годы ХХ в. расширяются сочетательные возможности слова. Общественное сознание постигает новую форму правления с помощью как аналитически представленных понятий, то есть несогласованных словосочетаний, строящихся по схеме «имя существительное + имя существительное в родительном падеже» (команда, решение, выборы, должность, политика президента и др.), так и согласованных определений (президентская власть, клятва, комиссия, охрана, совет, распоряжение, решение, указ, содействие, вмешательство и т. п.). В этом случае мы наблюдаем процесс определения и расширения понятия. Можно предположить, что политической элите и обществу важно определить ту совокупность предметов, к которой должно прилагаться понятие «президент».

В основном в 90-е годы ХХ в. осмысление новой президентской системы власти осуществлялось с помощью метафорической1 модели родства. При этом абсолютное большинство контекстов употребления фрейма «родство по супружеству» ориентировано на образное представление союза страны и ее официального лидера. «Президентские выборы могут метафорически представляться как обручение, последующий период — как предсвадебный, вновь избранный президент и страна — как жених и невеста, инаугурация — как вступление в брак, а последующий период — как медовый месяц» (Чудинов, 2001, с. 83).

В период правления Б. Н. Ельцина частотная концептуальная метафора «президент России — царь» в соответствии с национальными традициями представляла главу государства как пользующегося абсолютной властью монарха, «помазанника Божия», а структуру «государственной власти — как своего рода феодальную иерархию, в которой существует не только царь, но и наследник престола, разнообразные феодалы, императорский двор, свита» (Там же, с. 214). Следует отметить, что метафорическое осмысле-

1 Напомним, что метафору рассматривают как риторический прием, но в когнитивной лингвистике метафора — это способ осмысления действительности, а процессы метафо-ризации — это специфические операции над знаниями, часто приводящие к изменению онтологического статуса знания (неизвестное становится известным, а известное — совершено новым).

238 ___________________________________________________________________________

ние заимствованного понятия «президент» преобладало в выступлениях журналистов, политологов и политиков. В инаугурационных речах наблюдается попытка логически постичь политическое понятие «президент».

Наши исследования показали, что российские президенты конструируют представление о главе государства с помощью следующих смысловых блоков: 1. Кто такой президент? 2. Какой президент? 3. Что президент делает? 4. Что имеет отношение к президенту? Рассмотрим представленные блоки подробнее.

Кто такой президент? О становлении президентской формы правления в России свидетельствуют, во-первых, обязательное определение роли главы государства и, во-вторых, меняющаяся со временем идентификация президента (табл. 1).

Табл. 1. Идентификация должности президента

Б. Н. Ельцин, 1991 г. Б. Н. Ельцин, 1996 г. В. В. Путин, 2000 г. В. В. Путин, 2004 г.

«Президент — не Бог, не новый монарх, не всемогущий чудотворец, он гражданин, облеченный огромной ответственностью за судьбу России, своих сограждан. Он прежде всего человек, которому оказано высшее народное доверие» «Высший государственный пост страны» «Глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все... что происходит в стране» «В России глава государства отвечал и будет отвечать за все», «глава государства», который «хранит государство и служит народу»

Табл. 2. Характеристики личности президента

Б. Н. Ельцин, 1991 г. Б. Н. Ельцин, 1996 г. В. В. Путин, 2000 г. В. В. Путин, 2004 г.

Решительный, деятельный, убежденный в правоте слов и поступков лидер Человек, имеющий властные полномочия и личные обязательства перед гражданами страны Волевой человек, требовательный лидер, умеющий брать на себя ответственность и личные обязательства перед гражданами страны Энергичный, ответственный активный человек, имеющий личные обязательства перед гражданами страны

Показательно, что в речи повторно избранного президента не истолковывается понятие, что, на наш взгляд, вполне обоснованно, поскольку при вступлении в должность на второй срок нет необхо-

_________________________________________________________ 239

ПОЛИШЭКС- 2008. Том 4. № 1

димости представлять свое видение должности: «Президент — это я, которому "вы вновь доверили высший государственный пост страны”».

Табл. 3. Глаголы и глагольные формы, описывающие деятельность президента

1 2

я « |-4 X ~ РЧ «Душевное состояние, которое я переживаю в эти минуты»; «Президент торжественно присягает своим согражданам», «И в России человек должен стать, и я убежден, обязательно станет мерой всех вещей и всех действий», «Убежден, уйдет в прошлое порочная традиция ...», «Уверен, что она будет достойно завершена», «Я с оптимизмом смотрю в будущее... готов к энергичным действиям ... рассчитываю на поддержку»

Б. Н. Ельцин, 1996 г. «Я благодарен. Благодарен»; «Я благодарю. Признателен.», «Добрые слова хочу сказать», «Я благодарю», «Сделаю все, чтобы оправдать ваше доверие», «Я счастлив, что.», «Уважаю и этот выбор», «Увидел и свои собственные промахи», «Сделаю все, чтобы наши встречи продолжались», «Смею вас заверить.», «То, о чем говорил в последние шесть месяцев, — уже делается», «Я добьюсь, чтобы люди получали то, что заработали, и получали вовремя»; «Я считаю, что.», «Уже поручил ему (В. С. Черномырдину. — М. Г.) готовить предложения.», «Я не против того, чтобы в Правительстве работали представители тех или иных партий», «В этом вижу свою главную задачу»; «И я сделаю все, чтобы это время было стабильным и спокойным»; «Я уверенно смотрю в будущее»; «Верю в мудрость нашего народа»; «Верю, что.»; «Ответственно говорю вам:.»; «Теперь я в этом не сомневаюсь; // «Я признателен вам»; «Я продолжу дело, которое начал пять лет назад. <.> Буду использовать это высокое право»; «Обращаюсь к главам государств Содружества»

В. В. Путин, 2000 г. «Я. рассчитываю найти. помощь», Хочу поблагодарить моих сторонников», Я глубоко признателен вам (сторонникам)», «Я понимаю, что. поддержка — аванс власти и мне.», «Обращаюсь и к тем, кто голосовал за других кандидатов», «Убежден, что.», «Я хочу. сконцентрировать внимание», «Я её (позицию - М.Г.) отстаивал и намерен отстаивать», «Я чувствовал ваше понимание и вашу поддержку», «Слышал», «Могу заверить., что . буду руководствоваться .государственными интересами», «Я обещаю, что я действительно могу обещать и обещаю . буду работать открыто и честно», «Считаю своей святой обязанностью»

,н и. ут .г С £ .. В 02 .В «.я еще раз хочу вернуться к главному ее (присяги. — М. Г.) смыслу и сказать. буду исходить из того. хотел бы поблагодарить. как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, все, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей. Прямо скажу. хочу подчеркнуть. Убежден.»

Какой президент? В данном случае наша исследовательская задача заключается в том, чтобы выяснить, с помощью каких лексических, морфологических, синтаксических, риторических средств формируется образ говорящего как президента (табл. 2).

Что президент делает? Для того чтобы выяснить возможные действия президента, мы рассматриваем предложения, описывающие его деятельность. Это предложения, в которых лидер (я, президент) представлен в качестве субъекта предложения, то есть активно действующего лица, а также предложения, где контекст позволяет легко восстанавливать Я-субъект. Напомним, что только предложения с Я-подлежащим и глагольной формой информируют о действиях оратора, за которые он несет ответственность (табл. 3).

Таким образом, в системе представлений Б. Н. Ельцина президент производит действия и является носителем состояния: «Испытываю чувства, говорю, высказываю мнение, выражаю готовность активно действовать». В. В. Путин также подчеркивает деятельный характер человека, исполняющего должность президента с помощью глаголов с семой «напряжение сил». Затем мы распределяем глаголы по тематическим группам (табл. 4).

Табл. 4. Тематические группы глаголов, описывающие деятельность президента

Б. Н. Ельцин, 1991 г. Б. Н. Ельцин, 1996 г. В. В. Путин, 2000 г. В. В. Путин, 2004 г.

1) глаголы внутреннего состояния; 2) глаголы мнения; 3) глаголы, описывающие волевую деятельность субъекта 1) глаголы речи; 2) глаголы и глагольные формы, выражающие благодарность; 3) глаголы, описывающие волевую деятельность субъекта 1) глаголы, описывающие волевую деятельность субъекта; 2) глаголы речи; 3) модальные глаголы; 4) глаголы, описывающие мыслительную деятельность; 5) глаголы мнения; 6) глаголы и глагольные формы, выражающие благодарность; 7) глаголы чувственного восприятия 1) глаголы, описывающие трудовую деятельность субъекта; 2) глаголы речи; 3) модальные глаголы

Общими тематическими группами, используемыми в выступлениях президентов, являются глаголы речи и глаголы, описывающие волевую деятельность субъекта. Отметим тематическое разнообразие глаголов в первой инаугурационной речи В. В. Путина.

Что имеет отношение к президенту? В определении новой государственной должности участвуют морфологические средства — притяжательное местоимение мой и возвратное свой, указывающие на притяжательные отношения, устанавливаемые говорящим, и имеющие значение «то, что относится ко мне, к себе», а также прилагательное президентский и несогласованное определение с существительным президент в качестве зависимого слова (табл. 5).

Табл. 5. Предметы, имеющие отношение к президенту

Б. Н. Ельцин, 1991 г. Б. Н. Ельцин, 1996 г. В. В. Путин, 2000 г. В. В. Путин, 2004 г.

Своих сторонников, президентская система, президентский курс Многие мои противники, моя задача, моя работа, моя первейшая задача, свои собственные промахи, свои обещания, своя главная задача, президентские выборы, выборы Президента, кабинет Президента, Администрация Президента Свою главную президентскую обязанность, своих соратников, в своих действиях, своей святой обязанностью, мои сторонники, президентская обязанность, Президент России, Президент страны Мои силы, президентская присяга, деятельность Президента, обязанность Президента

Из приведенной табл. 5 видно, что в инаугурационных выступлениях Б. Н. Ельцина существительные сторонники, система, курс, противники, задача, работа, промахи, обещания, выборы, кабинет, Администрация относятся к фрейму «президент». В системе представлений В. В. Путина к президенту имеют отношение следующие существительные: обязанность, соратники, действия, сторонники, Россия, страна, силы, присяга, деятельность. В составе фрейма «президент» Б. Н. Ельцин актуализирует слово задачи, а В. В. Путин — обязанности.

Подведем некоторые итоги. Сравнительный анализ позволяет выявить прототипические черты, присущие понятию «президент».

1. Кто такой президент? Президент — это, прежде всего, глава государства. Должность президента является высшим государственным постом в России. Примечательно, что корректировка идентификации президента наблюдается и после инаугурации. Б. Н. Ельцин впоследствии выступал как гарант Конституции, а В. В. Путин менее чем через год после вступления в должность позиционировал себя как управленец. «Я бы хотел, чтобы граждане меня воспринимали как человека, которого наняли на работу. Наняли на

работу для исполнения определенных функциональных, профессиональных обязанностей на определенный срок, воспринимали бы как человека, с которым заключили трудовой договор на четыре года», — говорил В. В. Путин в интервью редакторам ведущих российских изданий (26 декабря 2000 г.). Такое понимание функциональных обязанностей руководителя страны соответствует традиционному для развитых демократических стран представлению о высшем должностном лице как своего рода управляющем, которому носитель верховной власти (народ) поручил управление государством, но не передал права собственности. Это ограниченный в правах «высший менеджер», но не собственник. Во время переписи населения в 2002 г. В. В. Путин определил род своих занятий как работника сферы обслуживания. Осмысление В. В. Путиным своей деятельности в рамках фрейма «топ-менеджер» резко отличалось от доминировавшего в русском политическом дискурсе к началу 2000 г. «метафорического осмысления роли президента как носителя верховной власти (монарха, носителя священной власти, хозяина страны).

2. Какой президент? Деятельный, ответственный, уверенный человек.

3. Что президент делает? Тематические группы глаголов отражают тенденцию развития доктрины риторического президентства, при которой важными становятся воля (я добьюсь), мысль (я знаю), мнение (я убежден) и речь (я говорю, я обещаю).

Важно, что президент в ходе церемонии вступления в должность дает народу обещание. Однако необходимо указать на декларативный характер обещаний президентов, использовавших различные языковые механизмы: лексические (генерализатор все, слова с размытым лексическим значением), синтаксические (структура предложения, вид глагола). Например, во время телевизионного обращения в 1996 г. Б. Н. Ельцин произносит: «Сделаю все, чтобы оправдать ваше доверие, дорогие сограждане», «я сделаю все, чтобы это время было стабильным и спокойным». Генерали-затор все не позволяет уточнить, какие конкретные действия намерен осуществить Б. Н. Ельцин в должности президента.

Кроме того, говоря о первоочередных делах, которые необходимо совершить в ближайшем будущем, президент использует предложения, семантическая структура которых означает «отношение между предметно представленным состоянием и его признаком — отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием»: «Главное сейчас — дать второе дыхание производству», «моя первейшая задача — сформировать команду». Отметим, что позицию субъекта занимают существительные с абстрактным зна-

чением и субстантивированные прилагательные. Таким образом, и синтаксическая структура, и ее лексическое наполнение не предполагают конкретных и ориентированных на результат действий.

В 2000 г. В. В. Путин дает обещание народу: «В своих действиях буду руководствоваться исключительно государственными интересами. Возможно, не удастся избежать ошибок. Но что я обещаю, что я действительно могу обещать и обещаю, — это то, что буду работать открыто и честно». Отметим, семантически размытый глагол работать в процессуальном значении и наречия образа действия описывают не то, что президент сделает, а как он будет делать.

В 2004 г. В. В. Путин произносит: «Как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, всё, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей». Использование сложной формы образования будущего времени для описания последующих действий президента буду работать подчеркивает протяженность, а не предполагаемый результат действия. А обобщающее слово всё не позволяет конкретизировать действие.

Мы выяснили, что это глаголы настоящего времени несовершенного вида, выражающие действие в процессе его протекания в актуальном переживаемом моменте. С помощью этих морфологических параметров создается эффект присутствия массовой аудитории на церемонии инаугурации. Иными словами, действия президента ограничены временными рамками актуальной ситуации.

4. Что имеет отношение к президенту? Итак, с помощью определенных языковых показателей мы смогли установить объекты и субъекты действительности, которые, по мнению президентов, имеют отношение к лицу и/или личности, занимающей должность президента: Россия, страна, сторонники, противники, соратники, задача, курс, обязанность, работа, действия, деятельность, силы, промахи, обещания, кабинет, присяга, Администрация. Представленные существительные можно условно разделить на несколько тематических групп: 1) географическое понятие (Россия, страна); 2) люди, проявляющие отношение (одобрение, враждебность) к президенту (сторонники, противники, соратники); 3) символьные знаки власти (кабинет, присяга, Администрация); 4) должностные функции (задача, курс, обязанность, работа, действия, деятельность, силы, промахи, обещания). Иными словами, по мнению российских президентов, в понятие «президент» входят такие составляющие, как географическое понятие, оценивающие деятельность президента люди, должностные функции, символьные знаки власти.

Такой идеальный образ президента представляют народу российские президенты на инаугурации. Для оценки эффективности политического послания необходимо иметь обратную связь, которую можно получить, используя ассоциативный эксперимент.

В начале 1990-х годов2, то есть во время введения президентской формы правления в России, русское языковое сознание связывало слово президент со словами правительство, будущий, деревянный, имя, иностранный, король, кресло, основной, стол, упрямый, о чем свидетельствуют данные ассоциативного словаря. В качестве атрибутов принадлежности выступали слова дочь, речь в составе несогласованных определений: дочь президента, речь президента (РАС, 1994, с. 245). Обратим внимание на то, что произнесение различных речей является определяющим признаком деятельности президента, что свидетельствует о важности публичного выступления в деятельности главы государства.

В конце срока деятельности второго президента России (декабрь 2007 г.) мы провели в студенческой аудитории свободный ассоциативный эксперимент, где в качестве стимула выступало слово президент, которое вызвало следующие ассоциации: Путин (12 — количество), глава (10), выбор (10), власть (7), Кремль (7), Дума (6), политика (5), государство (4), законы (4), Буш (4), умный (4), срок (4), телевизионное выступление (3), новогоднее поздравление (3), партии (3), дебаты (3), костюм (3), новость (2), большая ответственность (2), экономика (2), парламент (2), Белый дом (2), главный (2), 4 года (2), Москва (2), встречи с главами государств (2), «Единая Россия» (2), деньги (2)3.

У респондентов слово президент ассоциируется с личностью второго президента России В. В. Путина. Президент воспринимается, прежде всего, как глава государства. Эксперимент выявил наличие прочных ассоциативных связей слова президент с властью, политикой, государством, законами, Кремлем. Обращает на себя внимание положительная оценка личности президента (В. В. Путина): тактичный, целеустремленный, спокойный, настоящий мужчина, образованный, решительный, надежный, классный. Отметим, что это единичные характеристики. Показательно, что слово президент не вызвало у респондентов ни одной отрицательной ассоциации. Та-

2 Психолингвистические эксперименты, результаты которых зафиксированы в «Русском ассоциативном словаре», проводились с 1989 по 1996 г.

3 В эксперименте участвовали студенты второго курса Невского института языка и культуры, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью»: 37 человек в возрасте от 18-22 лет, преимущественно девушки.

____________________________________________________________________ 245

ПОЛИШЭКС- 2008. Том 4. № 1

ким образом, когнитивная схема понятия «президент», выявленная на материале инаугурационных речей российских президентов, выглядит следующим образом (табл. 6).

Табл. 6. Репрезентация понятия «президент»

Кто президент? Глава государства

Какой президент? Деятельный ответственный уверенный человек

Что президент делает? Глаголы речи и глаголы, описывающие волевую деятельность субъекта

Что имеет отношение к президенту? Россия как географическое понятие, оценивающие деятельность президента люди, должностные функции, символьные знаки власти

В заключение следует отметить, что в конце 2007 г., то есть в конце второго президентского срока В. В. Путина, в русском политическом дискурсе наметилась тенденция переопределить понятие «президент», конструируя смысловую парадигму «президент — вождь — национальный лидер».

Литература

МАС — Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд. М., 1981.

РАС — Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Русский ассоциативный словарь / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимце-ва, Г. А. Черкасова. М.: ИРЯ РАН, 1994, 1996, 1998. Кн. 1-6; Русский ассоциативный словарь. Кн. 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. 1. М., 1994.

ТСЖВЯ — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.

ТСРЯХХ — Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 2000.

ТСЯС — Толковый словарь языка совдепии. СПб., 1998.

СП — Словарь перестройки / Под ред. В. И. Максимова. СПб., 1992.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-200). Екатеринбург, 2001.

Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.