Научная статья на тему 'Репрезентация мужской и женской телесности в разных конфессиях'

Репрезентация мужской и женской телесности в разных конфессиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тело / мужское / женское / религия / новые религиозные движения / пол / гендер / плоть / грех / Body / Masculine / Feminine / Religion / New Religious Movements / Sex / Gender / Flesh / Sin

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пеннер Регина Владимировна, Сосновских Елена Геннадьевна

В статье на материале мировых религий и новых религиозных движений рассмотрены формы репрезентации мужской и женской телесности. Гендер, в свою очередь, фиксирует тело и пол в социальных рамках и определяет изначальную паритетность мужского и женского, иерархическое положение которых устанавливает не само тело, в котором человек родился, но действования этого тела, точнее его владельца. От иллюстрации грехопадения Адама и Евы, которое предопределило телесность, редуцировав тело к желающей / греховной плоти, мы наблюдаем строгую нормативизацию телесных практик в религиозных контекстах. Тем не менее, контемпоральность предлагает нам различные кейсы, которые словно попирают утвержденные нормы. В статье мы обращаемся к кейсам кришнаитов и раэлитов, которые в реалиях XXI в. практикуют паритетность телесных начал. Мужское и женское из заданных ролей и статусов оборачиваются одним из множества факторов, способных зафиксировать Я. Или, наоборот, все же остаются предзаданной ролью в некоторых контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of Male and Female Corporality in Different Religions

The article, based on the material of world religions and new religious movements, examines the forms of representation of male and female corporeality. Gender, in turn, fixes the body and sex in a social framework and determines the initial parity of male and female, the hierarchical position of which is established not by the body itself in which a person was born, but by the actions of this body, or rather its owner. From the illustration of the Fall of Adam and Eve, which predetermined corporeality by reducing the body to desiring/sinful flesh, we observe a strict normalization of bodily practices in religious contexts. However, contemporarily offers us various cases that seem to violate established norms. In the article we turn to cases of the Hare Krishnas and Raelites, who in the realities of the 21st century practice parity of bodily principles. The masculine and feminine of given roles and statuses turn into one of many factors that can fix the Self. Or, conversely, they still remain a predetermined role in some contexts.

Текст научной работы на тему «Репрезентация мужской и женской телесности в разных конфессиях»

Репрезентация мужской и женской телесности в разных конфессиях

Пеннер Регина Владимировна1, Сосновских Елена Геннадьевна2

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск, Россия

Рукопись получена: 1 июня 2024 | Изменена: 15 июня 2024 | Принята: 20 июня 2024

Аннотация

В статье на материале мировых религий и новых религиозных движений рассмотрены формы репрезентации мужской и женской телесности. Гендер, в свою очередь, фиксирует тело и пол в социальных рамках и определяет изначальную паритетность мужского и женского, иерархическое положение которых устанавливает не само тело, в котором человек родился, но действования этого тела, точнее его владельца. От иллюстрации грехопадения Адама и Евы, которое предопределило телесность, редуцировав тело к желающей / греховной плоти, мы наблюдаем строгую нормативизацию телесных практик в религиозных контекстах. Тем не менее, контемпоральность предлагает нам различные кейсы, которые словно попирают утвержденные нормы. В статье мы обращаемся к кейсам кришнаитов и раэлитов, которые в реалиях XXI в. практикуют паритетность телесных начал. Мужское и женское из заданных ролей и статусов оборачиваются одним из множества факторов, способных зафиксировать Я. Или, наоборот, все же остаются предзаданной ролью в некоторых контекстах.

Ключевые слова

тело; мужское; женское; религия; новые религиозные движения; пол; гендер; плоть; грех

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

1 Email: penner.r.v[at]gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3277-7274

2 Email: sosnovskikheg[at]gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3247-4844

The Body in a Changing World | https: //doi.org/10.46539/cmj.v5i1.88

Введение

«Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина ... Церковь должна быть безупречна и незапятнанна, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка?» (Герье, 1893). Эти строки приписывают Яну Гусу, несостоявшемуся реформатору римско-католической церкви в Богемии из XV в. Идеолог Реформации, как и ряд историков папского двора (в источниках легенда о папе женщине транслируется с середины XII в., одно из первых упоминаний приписывается хронисту Жану де Майи (Задворный, 2005, с. 406), создали дискурс о папессе Иоанне, занимавшей папский престол в период с 855 по 858 гг.

Природа легендарной истории до сих пор оспаривается в кругах историков-медиевистов. Аргументами «за» ее истинность выступают различные фрагменты средневекового искусства. Вероятно, наиболее точная оценка самой церкви по отношению к возможной фигуре заключена в гравюре XVI в., где папесса запечатлена в образе Вавилонской блудницы (из издания «Библии Лютера» 1534 г.). Другим аргументом «за» выступает процедура утверждения пола будущего папы на прорезном стуле (в оригинале - Sella Stercoraria).

Тем не менее, отсутствие в исторических источниках упоминаний о папессе в период с IX по XII в. фундирует сомнения в истинности легенды. К примеру, Иларио Франко маркирует легенду как «утопию андрогинности», где путь власти в контексте церковного порядка может быть открыт человеку вне зависимости от его половой принадлежности. В свою очередь, Жак Ле Гофф фиксирует в легенде страх церкви перед женщиной, утверждает в фигуре папессы «противообраз» с женским лицом «наместника Христа на земле» (Ле Гофф, 2022, с. 168).

Так или иначе, презентированная история ставит перед нами вопрос о телесности: Иоанна умирает при родах или, по другой версии, увидев то, что «папа» рожает, толпа разрывает «неверного». Точнее, вопрос об отношении к женскому и мужскому телу в религиозном дискурсе.

В статье, опираясь на партикулярные кейсы и различные религиозные догмы, мы продемонстрируем широту восприятия мужской / женской телесности в традиционных и новых конфессиях. Анализ проведен в двух регистрах, от строгого различения до стирания различий. Ключевым методологическим инструментом для нас выступит дискурс-анализ, где анализируемым материалом станут дискурсивные практики, классические тексты, религиозные источники, аудиовизуальные сообщения и иные интернет-форматы.

Взаимосвязь религиозных догматов и телесности: гендер

Фокус исследования направлен на область пересечения телесных и религиозных практик, поэтому ключевым вопросом этого раздела является поиск

феномена / концепта, который это пересечение фиксирует. Кажется, что искомым концептом может выступить гендер. Будучи социальным полом, гендер устанавливает границы нормативного, а также предлагает одобряемые или, наоборот, не одобряемые модели поведения как реакции на то, когда границы нарушены.

Примечательно, что гендер вошел в наши языковые практики в эпоху т. н. «перемен». С 1980-х гг. само понятие гендера прочно обосновывается в постфеминистком дискурсе, указывая на проблему согласования пола социального субъекта и практик его поведения. С этого времени гендер словно нормативизирует те кейсы, в которых половая принадлежность субъекта не согласуется с его партикулярными или пролонгированными действиями. И хотя феномен травести вошел в историю еще в период зарождения древнего театра (как на Западе, так и на Востоке), статус социальной нормы он получает на Западе только на рубеже XX-XXI вв.

Мыслители постфеминистского толка, Д. Харауэй и Р. Брайдотти, связывают это с утратой белого европейца права на определение мировоззренческой оптики (значительным образом означенная перемена отразилась на религиозных практиках, что мы продемонстрируем позже).

Ведущий исследователь по проблематике гендера, американский философ Джудит Батлер (в некотором смысле - королева гендера), остается верной своей теме как раз с последней четверти ХХ в. Эту верность подтверждают сами названия ее книг:

1990 г. - «Гендерные проблемы», "Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity" (Butler, 2006);

1993 г. - «Тела, которые значат», "Bodies That Matter: On the Discursive Limits of Sex" (Butler, 2011);

2024 г. - «Кто боится гендера?», "Who's Afraid of Gender?" (Butler, 2024).

Красной нитью, своеобразным мировоззренческим слоганом остается позиция Дж. Батлер, заключенная в названии медиальной работы в ее творчестве, «Отмена гендера», "Undoing Gender" (Butler, 2009). Так мыслитель утверждает свою категоричную позицию: если Ты что-либо не понимаешь или не приемлешь, то Твое непонимание не является достаточным основанием для того, чтобы это что-либо отменить, каким бы маргинальным оно не выступало. В некоторой степени сам маркер "Undoing Gender" выступает противовесом для шовинизма или культуры отмены.

В русскоязычных гуманитарных и социальных академических дискурсах проблематика гендера находит широкое применение в 1990-2000 гг. Об этом свидетельствуют диссертации, защищенные в обозначенный период. По филологическим, философским и медицинским наукам представлены более сотни диссертаций (296 аннотаций диссертаций и авторефератов в базе данных РИНЦ), где проблематика гендера была зафиксирована уже в названии работ. Весь корпус научных работ мы условно разделили на три ключевые направления:

Первое - гендер как теоретико-методологическая оптика, маркирующая реальности. Здесь представлены преимущественно диссертационные исследования по философским наукам, раскрывающие сам феномен гендера (Стебу-нова, 2012) или отдельные его аспекты, в том числе, социальную коммуникацию гендера (Максимова, 2003), специфику гендера в русской культуре (Колесникова, 2007) и постмодернистском дискурсе (Зуева, 2004).

Второе - гендер как практика социального конструирования. Здесь преобладает дискурсивное многообразие, так же как и в первом направлении, второе открывает философская оптика, сфокусированная на концептуализации практик реализации гендера в повседневности (Леухина, 2013); продолжает второе направление педагогический дискурс в вопросе о конструировании гендера семиотическими средствами (Черных, 2012); в историческом дискурсе гендер раскрыт на примере адыгского общества (Текуева, 2006), а в медицинском, - в контексте организации и проведения профилактических гериатрических (касающихся болезней у пожилых людей) мероприятий (Полев, 2020).

Третье - гендер как особая дискурсивная практика, оказывающая влияние на социокультурную динамику. В этой группе мы наблюдаем преобладание исследований по тематике филологических наук, по вопросам о языке и тексте. К примеру, конструирование гендера в кинотексте (Бодрова, 2010), обращение к языку как средству конструирования гендера (Гриценко, 2005) или репрезентация гендерной проблематики во французских женских журналах (Теребилина, 2014).

Если гендер как феномен и концепт демонстрирует социальную динамику, ее изменчивость, мобильность, то религия, в свою очередь, выступает своеобразным оплотом статики, социальные роли и телесные практики в рамках которой воплощают некую стабильность. Для верификации (или, наоборот, фальсификации) этой гипотезы обратимся к философскому дискурсу и конкретным религиозным практикам.

Тело в религиозных и философских дискурсах

В философском дискурсе с позиции универсального человек предстает как единство трех начал, тела, души и духа. Причем тело в этой триаде бытий-ствует на поверхности, для обоснования факта его наличия достаточно первичных чувственных наблюдений, не нужен дополнительный инструментарий для его обнаружения и / или фиксации его наличия. Все это в сравнении с душой и духом, факт существования которых фундируется, как минимум, на персональном акте веры. Отсюда не случайно Аристотель прочитывает тело в границах фио1^ («фюсис», природы), как то, «что имеет протяжение во все стороны» (Аристотель, 2023, с. 204) и «делимо во всех измерениях» (Аристотель, 2019, с. 268). В этих цитатах на первый план выходит одна ключевая категория, пространство, - т.е. тело есть то, что присутствует, пред-

ставлено, зафиксировано в пространственных координатах. Однако еще учитель Аристотеля, Платон, категорично различал тело и e'iöo^ («эйдос», идея), регистрируя «тенность» или ложность первого и истинность второго (Платон, 2022). Эта неоднозначность положения тела в сравнении с сущностями из мира идеального, как кажется, разрешается в некоторых направлениях Средневековой философии, что располагаются в наибольшей близости к христианскому религиозному дискурсу.

В контексте обывательских дискурсов все Средневековье и христианство как имманентная его составляющая воспринимают тело исключительно в качестве некоего сосуда для греха. Тем не менее, не всё так просто. К примеру, сам тезис из Ветхого Завета о том, что человек был создан по образу и подобию Божьему, презентирует то, что не только душа в самой себе содержит божественную искру, но и тело имеет ту форму, в которой эта искра способна существовать. Тело и душа не контрарные субстанции, союз плотского и душевно-духовного имеет потенцию к формированию особой индивидуальной онтологической реальности, явленной в конкретном человеке. Так, Блаженный Августин Аврелий утверждает, что человек выступает носителем "imago Dei"; и несмотря на то, что его божественное происхождение коренится в духе (см. цитату: «Нет сомнения, что человек создан по образу сотворивший его не по какой-то части души, а по духу, в котором может обитать знание о Боге» (Августин, 2021, c. 377), физическое должно отвечать требованиям метафизического, духовного, чтобы даже в «тесноте» мочь принять божественное (см. цитату: «Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его» (Августин, 2023, c. 37)).

В контемпоральном философском дискурсе размышления о физическом и метафизическом сосуществуют на паритетных началах, с необходимостью не пересекаясь друг с другом. Теоретический раздел позволим себе завершить отсылкой на оригинальную работу современного мыслителя, немецкого философа корейского происхождения Бён-Чхоль Хана. В фокусе нашего внимания его эссе «Агония эроса» (Хан, 2023). В этом эссе мы также сталкиваемся с жестким противостоянием телесного и духовного, когда вектор культуры в сравнении со Средневековым периодом, наоборот, сосредоточен на телесности и гедонистических модусах в ее бытии. Согласно позиции Б.-Чх. Хана, в неустанной потребительской гонке, все общество и каждый индивид в нем оказываются в своеобразном «нарциссическом аду», который дефиницирует непосредственно нарциссификация себя, складывающаяся на фоне «эрозии» Другого, переходящей в его исчезновение. Мыслитель отмечает, что «общество потребления стремится устранить атопическую инаковость в пользу потребляемых, гетеротипических различий»; во внешнем отказе от Другого ради Я потребитель утрачивает внешние ориентиры для конструирования искомого Я, тотально позитивного и успешного, в итоге обретая т.н. «депрессию успеха» (Хан, 2023, c. 25).

Депрессия, по Б.-Чх. Хану, выступает не финальным аккордом, но новой точкой отсчета, из которой социальный субъект оборачивается субъектом любви, а тотальная борьба / гонка за успех в противостоянии с Другим переходит в дар Другого, открывающего субъекту новый бытийный модус, «специфическое становление слабым» (Хан, 2023, с. 28). Философ иллюстрирует вариант выхода из состояния тотальной изоляции, заброшенности субъекта картиной Л. фон Триера «Меланхолия». «Вторжение Внешнего, всецело Другого осуществляется как раз-особление, как снятие и опустошение особенного» (Хан, 2023, с. 38). Другой, будь то планета, другой человек или Бог, вторгаются в мир Я, усыпленного практиками всеохватывающего потребления, и выводят Я из состояния некоторого литургического сна, высвечивая на мировоззренческом горизонте Я иные, не-потребительские, смыслы.

Однако вернемся к ключевому вопросу статьи о формах восприятия телесности в различных конфессиях.

Формы восприятия телесности в различных конфессиях

Восприятие человеческого тела, его репрезентация, вне зависимости от пола и телесности в различных религиях включает в себя несколько аспектов, реализующихся вместе или по отдельности. Подробнее остановимся на нескольких:

1. Тело и его связь с Божеством, душой или иными религиозными аспектами;

2. Социально-религиозная регуляция телесности;

3. Тело и его жизнедеятельность.

Представляется, что существование одного аспекта без другого невозможно, т.к. все они тесно взаимосвязаны нормами и принципами религиозного учения.

Строгое различение

Строгое различие и репрезентация телесности свойственна традиционным авраамическим религиям. Суть христианского взгляда на данный вопрос четко прослеживается в Библии: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (Первое Послание к Коринфянам 6:19-20, 2024). Тело верующего христианина является храмом для божественной души и, соответственно, распоряжаться телом своим он не имеет права. Следствие подобной "тро1еш" заключено в концепции, связанной с прекращением физического существования. Именно самоубийство является самым тяжким грехом, ведь тело наше не нами создано и не нам принадлежит.

Воскрешение, в свою очередь, является практикой не только духовной, но и телесной, в которой человек рассматривается целостно, в нём есть душа, тело - ее «сосуд» (Тело, 2024). Практика причастия реализует т.н. «вкушение» плоти и крови Христа, т.е. непосредственное причастие к его подвигу, отчего часть его духа оказывается в причастившемся. Другие положения о греховности тела находят свое отражение в таких телесных практиках как аскеза, пост, воздержания, практики самобичевания.

Тело есть то, что реализует замысел человека, транслирует внутренний мир (мыслей, эмоций, чувств, желаний) во внешний. В рассматриваемом аспекте проявляется греховность человеческой природы, которой сложно разделить духовные аспекты и телесные страсти.

Вместе с тем, в самом христианстве принято различение «тела» и «плоти». Под плотью понимается все бренное, слабости и пороки человека. «Согрешивши, обвиняй не действие, а мысль. Ибо если бы ум не предшествовал, то и тело не последовало бы», - учит Марк Подвижник (Марк, 2024). Человеческий грех начинается не там и тогда, когда совершено действие, но уже тогда, когда возникла мысль о грехе.

Но мысли поддаются контролю; контроль реализуется посредством концентрации, изучения Священного писания и непрестанной молитвы. В период Средневековья католические монахи использовали самобичевание для усмирения бренной плоти. На основе этого подхода в XIII в. оформилось движение «Флагеллантство», в котором практиковали жесткую аскезу, отказ от контактов с женщинами, вплоть до разговоров с ними. В рамках Православной церкви также применялись практики усмирения плоти, например, для изгнания бесов.

Важно в христианстве и бережное отношение к телу, т.к. оно является божьим даром. Это означает: сохранять здоровье и телесную чистоту; ограничивать телесные желания («в развлечениях - чтобы сохранить достаточно энергии и вкуса к труду и заботе о ближних, в пище - чтобы не уподобиться животному, в половой жизни - воздерживаться до брака, чтобы обрести одну единственную, уникальную любовь, а в браке - чтобы учиться беречь и любить своего супруга»).

Социально-религиозная демонстрация телесности непосредственно связана с концепцией стыда. Нагота рассматривается как символ чистоты и невинности. Грехопадение трансформировало такое отношение к своему телу, и нагота стала пониматься как проявление чувственности и греха. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Толкование Бытие 3 Глава, 2024). Суть грехопадения Адама и Евы в переопределении телесности - тела их были сосудами для чистых душ, но разум превалировал над телом (плотью). После грехопадения разум уходит на второй план, когда в фарватере остаются чувственные

влечения. Потому они не могли видеть друг друга нагими и прикрыли наготу листьями смоковницы, иными словами они испытали стыд.

В рамках христианской церкви существуют установления о том, как необходимо одеваться мужчине и женщине. Изначально указания о ношении предметов одежды находим в Библии. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, Глава 22, Стих 5, 2024). Таким образом, брюки являются предметом мужской одежды, поэтому носить их женщинам не рекомендуется.

Сейчас существует ряд послаблений для прихожан и туристов по всему миру во всех ответвлениях христианства - женщина может войти в храм в брюках. Длина юбки также регламентирована. Для мужчин существует запрет на ношение головного убора в церкви, в то время как женщина покрывает голову в знак скромности. Обычно в храмах у входа располагается специальный ящик с множеством платков, которыми можно покрыть голову. Все одежды должны быть сдержанными, чтобы не отвлекать присутствующих от молитвы. Современные священнослужители лояльно относятся к внешнему виду прихожан, стараясь вести индивидуальные беседы вне служб (Что Можно Считать Женской и Мужской Одеждой?, 2024). Истинные христиане придерживаются довольно скромного образа жизни и одеваются соответствующе и в повседневности.

В целом, христианство имеет достаточно жесткую регламентацию человеческой жизни, в том числе и в рамках телесности. Подобные формы регулирования телесности встречаем и в исламе. Мусульмане полагают, что тело принадлежит Аллаху, а физическое здоровье - его дар. Поэтому здоровье нужно поддерживать любым способом. Примечательно, что в Коране существует ряд хадисов о подробностях функционирования тела (Мухамеджанов, 2024).

Грех понимается в исламе как действие, за которое следует наказание. Склонность к грехам является неотъемлемой частью человека. Самый лучший путь к прощению - совершение покаяния (тауба). Грехи подразделяются на несколько групп, остановимся на той, которая посвящена телесным грехам. Грехи тела могут совершать семь частей тела - глаза, язык, уши, ноги, руки, живот, а также половые органы, причем существуют списки всех грехов (Грехи в Исламе, 2024). Они, по существу, являют собой не только телесную природу, но и нравственную. К примеру, воровство или обвешивание являются телесными грехами, грехами рук, хотя имеют именно духовно-нравственные основания. В шариате такой проступок наказывался отрубанием конечности. Это указывает на тесную взаимосвязь религиозного, юридического и социального дискурсов.

В исламе наличествует практика аурата - требование прикрывать определенные части тела как у мужчин, так и у женщин. В требованиях аурата отме-

чают, что все зависит от территории, на которой мусульманин проживает и определяется соседством с другими народами (см., например, (Аляутдинов, 2024)). Более подробного пояснения, как соседство регулирует (ослабляет или ужесточает) исходные положения, нет. Тем не менее, известно, что аурат фиксирует следующее базовое требование: у мужчин тело должно быть прикрыто одеждой от пупка до колен включительно; у женщин - все тело, кроме лица и кистей рук, но во взаимодействии с другими женщинами аурат от пупка до колен включительно. Несмотря на то, что мужчины и женщины в исламе совершают молитву раздельно, оголение тела при поклонах не допускается. Важное значение в поддержании здоровья тела, как в иудаизме, имеют ритуалы омовения, которых нет в христианстве.

Очевидно, аурат определяет не только манеру одеваться у исламских народов, но формирует разграничение общественных сфер влияния. Особенно ярко это проявляется, например, в акушерстве и гинекологии. В целом женщине желательно лечиться у врача-женщины, а мужчине - у врача-мужчины. Коррективы в телесные медицинские практики были внесены в период COVID-19 (Ragozina, 2020).

Как видно, ислам имеет жесткую регламентацию телесности не только на уровне религии и нравственности, но и формирует социальные и правовые аспекты регулирования телесности.

Телесность и половая принадлежность Иисуса Христа

Метаморфозы современного европейского социального дискурса задают иную тональность в отношении телесности. Появились разные интерпретации половой принадлежности, «зонтичные термины»: трансгендер (человек, чья идентичность не согласуется с полом), небинарный человек («гендерквир», не относит себя к существующим полам), гендерфлюид, интерсекс и проч.

В рамках традиционных конфессий ярко выражено деление людей по половому признаку, которое регулируется и регламентируется религиозными постулатами и отражено в источниках. Нетрадиционные сексуальные отношения, ношение предметов одежды противоположного пола (трансвестизм), как правило, в их рамках находится под запретом.

В свою очередь, представление о Христе как гермафродите, выступает аргументом в поддержку католической церкви трансгендеров (см., например, (Faiola & Pitrelli, 2024)). В ноябре 2023 года Папа Римский Франциск провел аудиенцию с представителями трансгендеров (Boselli et al., 2023). Незадолго до этого в Дискатерии по доктрине веры было опубликовано разъяснение, по которому представители секс-меньшинств могут принимать крещение, а также быть крестными родителями и свидетелями на свадьбе в церкви. В рамках решения данного вопроса Папа Римский Франциск считается самым прогрессивным в истории католической церкви. Но этот момент является двояким. С другой стороны, Франциск именует трансгендеризм «серьезным

The Body in a Changing World | https://doi.org/10.46539/cmj.v5i1.88

расстройством», которое может быть исправлено ведением духовной жизни и социальными мерами.

Сам вопрос о принадлежности Христа к определенному полу утверждает некий порядок участия представителей того или иного пола в религиозных обрядах или отлучения от них. Представляется, что такие положения в отношении пола и гендера, скорее являются веянием политики, под которые религиозным организациям приходится адаптироваться и корректировать свою политику.

Снятие различий (?)

В буддизме тело рассматривается как источник привязанностей. Основное положение - тождество между бытием и страданием. Высшая цель буддиста - достижение нирваны (санскр. угасание), то есть небытия. Следуя по пути спасения, живое существо должно снова и снова перерождаться. Этот путь к «высшей мудрости», достигнув которой существо выходит из круговорота бытия, завершает цепь перевоплощений.

Человеку присуща танха - жажда жизненных наслаждений. В каждом действуют чувства, которые через соприкосновения с миром производят ощущения. Из них возникает танха, из нее привязанность (упадана), в силу которой мы остаемся связанными с процессом перерождения (самсара). Искусство жизни заключается в освобождении от упадны. В целом, человек и мир - иллюзии в сознании человека.

Помимо основного подхода к телесности, укажем, что Будда имел три тела: дхармакая (высшая ступень, сущность мироздания),самбхогакая (медитативный образ Будды), нирманакая (проявления Будды в обыденном мире). Физические тела будд стоят из стихий, а архаты (их ментальные тела) находятся в чистых землях и также могут напоминать стихии (Берзин, 2024).

Как и в рассмотренных выше мировых религиях, Будда уважительно относился к женщинам, но сохранял патриархальный уклад. Сам факт допуска женщин в религиозные общины того времени был радикальным и сформировал оппозицию в некоторых кругах. Процветание Буддизма зависело от служения всех буддистов: монахов, монахинь (бигхуни), а также мужчин и женщин в миру. Женский цикл, к примеру, рассматривается как естественное физическое выделение и женщину не отлучают от ведения практики (в отличии от христианства или ислама). Наоборот, считается, что женщина наиболее уязвима и нуждается в большей поддержке («Не Взирает Бог На Твое Внешнее» (Женщина в Буддизме), 2024).

В буддизме не столь принципиальны половые различия, более того в конфессиональных рамках возможно достижение нирваны женщинами. За всю историю буддизма было всего два ламы-женщины, большинство священнослужителей - мужчины. Поэтому Орден монахинь гораздо меньше, считается младшим и имеет больше правил, ограничений (и!апо% 2019).

Сегодня в буддизме набирают обороты феминистские настроения, т.к. доступ к духовному образованию для женщин затруднен. В большинстве, буддийский феминизм получил распространение в США.

Форма одежды буддистских монахов включает в себя 3 предмета одежды, а женская - 5. Украшения вокруг бедер, которые допустимы для мирских женщин строго запрещены. Кроме того, наравне с мужчинами женщины обривают голову (за исключением послушниц). Таким образом, восточный подход к телесности в религии также основан, в большей степени на патриархальных установках.

В отечественной религиоведческой литературе закрепился термин «новые религиозные движения» (НРД) для обозначения нетрадиционных форм религиозности. Считается, что они не оказали существенного влияния на развития культуры страны, но действуют в рамках законодательства о свободе совести. По той причине, что культурные нормы этих религиозных течений отличаются, в обществе может возникать напряженность. В том числе, это касается отношения к телесности.

Одним из таких НРД является международное общество сознания Кришны. Его представители заверяют, что официально нагота в общине запрещена, но встречаются члены общины, которые по-разному трактуют данный вопрос. Это же касается и детской наготы. В целом, ребенок может трактоваться «как побочный продукт тела», поэтому для воспитания и образования детей предусмотрены гурукулы - специальные образовательные центры (Ведические Школы, 2016). Их работа вызывает негативный отклик у некоторых жителей России (Аветисян, 2015).

Внешний вид последователей крайне скромен и представляет собой национальные индийские одеяния или повседневную одежду, подходящую для погодных условий региона проживания. Традиционная одежда имеет цветовую дифференциацию в соответствии с социальным статусом: белые одежды носят семейные люди, а шафрановые - монахи и неженатые ученики. Считается, что такая одежда транслирует намерения человека этому миру и настраивает на то, чтобы быть щедрым, добрым к окружающим. Женщины носят сари и другие разновидности женской одежды. Например, «гопи-дресс», пенджаби. На лбу женщины носят бинди, знак верности супругу (Одежда и Священные Предметы в Ведической Культуре, 2024).

В священном тексте кришнаитов «Бхагават Гита» освещается еще один аспект телесности, сексуальность. Центральная идея не противоречит традиционным конфессиям - это любовь к Кришне как божеству. Но далее происходит более интересная трактовка, указывающая на деление духовного и телесного. Выделяются «према» как выражение божественной любви в противовес «каме», вожделению. Основной постулат, отличающий кришнаитов от всех других вероисповеданий, состоит в том, что божественный замысел

является источником сексуального желания, потому сексуальные отношения не являются аномальными (Мурали, 2024).

Однако контроль разума и истинная духовность являются идеалами кришнаизма, что делает его похожим не только на восточные религии, но и на традиционные мировые. Поэтому приверженность телу, отождествление желаний тела с божественным замыслом являются дорогой в никуда. Из-за ложности мыслей человек опирается на желания языка, желудка и гениталий, наивно полагая, что это одухотворенные мысли (Шримад-Бхагаватам 3.31.32, 2024).

В отличие от кришнаизма, течение раэлитов появилось сравнительно недавно, в 1973 г., и относится к течению «Нью эйдж» (НЛО-культ). Раэлиты отрицают идею существования Бога, склоняясь к постулатам буддизма. Последователи секты выступают за активное развитие науки и техники, за гендерное равенство и свободную любовь (Элбакян, 2014, с. 206).

Раэлиты верят в теорию панспермии и убеждены, что человек есть биоробот. Соответственно, вопрос соотношения души и тела в человеке решается просто: «вам нужно будет отказаться от этого примитивного понятия, как от вредной идеи, ведущей к разделению человека на тело, которое находится здесь, и дух, который может находиться вне тела или делать что-то в отрыве от него ... Те, кто нас создал, знают все-таки лучше, вложили ли они в нас нечто напоминающее "возвышенную душу"» (Раэль, 1980). Такие постулаты тесно связаны с идеей клонирования человека. В конечном счете, человек как биоробот, создает для себя других роботов.

По мнению Раэля, Элохимы (пришельцы) создали женщину и мужчину как биороботов. Соответственно, мужчина и женщина равны во всех смыслах, в том числе, и в рамках социальной иерархии.

В конце 1990-х, Раэль сообщил о создании «Ордена Ангелов Раэля». Орден подразделяется на «розовых» и «белых». «Розовые» сохраняют свою неприкосновенность, берегут себя для физического контакта с Элохимами, но могут «вступать в контакт» друг с другом. Красивые женщины проходят обучение «любви», чтобы в дальнейшем применить свои знания при контакте с внеземными гостями. «Белые», в свою очередь, могут иметь возлюбленных, они занимаются миссионерством. Ангелами могут быть только женщины, так как мужчины недостаточно женственны для чувственных Элохим. Приверженцы секты выступают против брака и традиционной семьи. В отличие от традиционных религий, раэлиты выступают за ГМО, генную инженерию, клонирование, эвтаназию.

Итак, некоторые новые религиозные движения, основанные на традиционных религиях, в нашем случае кришнаизм, основанный на индуизме, сохраняет патриархальные ценности и традиционное отношение к телесности. Раэлиты как НЛО-культ имеют более лояльное отношение к трансформации

телесности, демонстрации наготы, свободным половым связям и др. из-за коренных постулатов - представления о человеке как о биороботе.

Выводы

Разноплановый религиозный материал предоставляет нам широкую палитру телесных дискурсивных практик. Тело выступает как данность, в нем изначально проявляется человеческая природа. И одновременно в некоторых конфессиях тело оказывается источником тлена, болезней и греха, что должно прикрывать и стоит стыдиться.

Разумный верх / или верующий, возносящий молитвы верх еще в античный период являлся символом высоты и красоты человека, утверждающем его в этой трансцендентной вертикали, между грехом и Богом. Телесный / вожделеющий низ, в свою очередь, выступал оплотом того, что «смущает» страждущего, уводит его с праведного пути.

Проведенный анализ партикулярных кейсов из пространства мировых религий и новых религиозных движений продемонстрировал, следующее любопытное движение. Во всех конфессиях характерно рассмотрение душевного и телесного. Телесное, в свою очередь, переплетается с плотским и греховным. Таким образом, верующие должны стремиться к тому, чтобы духовное взяло верх над телесным с помощью религиозных практик.

На примере христианства мы наблюдаем то, что стыд наготы является приобретенным, порождается фактом просвещения / грехопадения человека. Отсюда религиозный институт играет строгую роль контролера за выполнением требований по прикрытию смущающей / совращающей / грязной наготы. Наиболее ярко это представлено даже не столько в покрытых головах и юбках в пол в православии, сколько в исламском аурате. Хотя изначальная нагота тел Адама и Евы была естественной, подобной наготе иных животных (сюда в противовес вступают практики наряжания своих питомцев, дабы «псыны» и «кото-дочи» становились ближе к своим «родителям»).

Все телесные дискурсивные практики закрепляются в виде внешнего проявления (одежды и внешнего вида), санкционирования религиозной деятельности в соответствии с физиологией (у женщин), социальным санкционированием (ярко выражено в исламе). Это указывает на различное отношение к женской и мужской телесности.

Феминистские и постфеминистские учения, в числе прочего, в концепции гендера утверждают принципиальную конструируемость человеческого тела, а главное - его социальных прочтений. Нет заданной иерархии в отношении мужской / женской телесности, эту иерархию человек задаёт сам, подключаясь к существующим религиозным догматам или утверждая новую культурную норму. Отсюда «борьба» за тело Христа, его расовую или гендерную принадлежность. Отсюда признание папой трансгендеров «детьми

Бога». Всё это является отражением повестки, культурной, религиозной, политической.

В это же время в сектах / новых религиозных учениях различение телесности сходит на нет. Новые религиозные движения, основанные на древних религиях, имеют сходства с патриархальными ценностями и отношению к телесности (кришнаиты). Новейшие секты, в поиске адептов более лояльно относятся к телесности, включая все современные тенденции понимания пола и гендера.

Перед трансцендентом все, вне зависимости от своего пола, происхождения и местообитания, оказываются равны. Тем не менее, церковь и иные религиозные институты, учреждающие социальный порядок, всякий раз определяет тех, кто из всех оказывается равнее.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Boselli, O., Denti, A., & Pullella, P. (2023). Italy's transgender women thank pope for making them feel «more human». Reuters. https://www.reuters.com/world/europe/italys-transgender-women-thank-pope-making-them-feel-more-human-2023-11-19/

Butler, J. (2006). Gender trouble: Feminism and the subversion of identity. Routledge.

Butler, J. (2009). Undoing gender. Routledge.

Butler, J. (2011). Bodies that matter: On the discursive limits of Lsex\ Routledge.

Butler, J. (2024). Who's afraid of gender? (First edition). Farrar, Straus and Giroux.

Faiola, A., & Pitrelli, S. (2024). How Pope Francis opened the Vatican to transgender sex workers.

The Washington Post. https://www.washingtonpost.com/world/2024/05/05/pope-francis-transgender-sex-workers/

Ragozina, S. A. (2020). Islamic Biopolitics during Pandemics in Russia: Intertextuality of Religious, Medical and Political Discourses. Anthropology in Action, 27(3), 82-86. https://doi.org/10.3167/aia.2020.270317

Ulanov, M. (2019). Buddhism in the Feminist Context: Historical Experience and Modern Discourse. Logos et Praxis, 2, 14-23. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.2.2

Августин, Б. (2023). Исповедь. Азбука.

Августин, Б. (2021). О Троице. Рипол-Классик.

Аветисян, Р. (2015). Генпрокуратура проверит общество кришнаитов на нарушение прав детей. Известия. https://iz.ru/news/590291

Аляутдинов, Ш. (2024). Аурат. Umma.ru. https://umma.ru/aurat

Аристотель. (2019). Метафизика. АСТ.

Аристотель. (2023). Физика. Азбука.

Берзин, А. (2024). Физические тела будд и архатов. Study buddhism by Berzin Archives.

https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/lamrim/pyat-sovokupnostey/ fizicheskie-tela-budd-i-arhatov

Бодрова, А. А. (2010). Конструирование гендера в кинотексте (на материале американского варианта английского языка) [Кандидатская диссертация]. Нижний Новгород.

Ведические школы. (2016). Кришнами. https://www.krishna.ru/interesting/on-the-topic-of-the-day/51545 gurukula.php

Второзаконие, глава 22, стих 5. (2024). Азбука Веры. https://azbyka.ru/biblia/?Deut.22:5

Грехи в исламе. (2024). Академия Медина. Исламское онлайн-образование. https://medinaschool.org/library/creed/grehi/grehi-v-islame

Гриценко, Е. С. (2005). Язык как средство конструирования гендера [Докторская диссертация]. Нижний Новгород.

Герье, В. И. (1893). Гус, Ян. В Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т.: Т. IXA (сс. 929-934). Типография Акционерного Общества Брокгауз-Ефрон.

Задворный, В. Л. (2005). Иоанна. В Католическая энциклопедия (Т. 2, с. 406). Издательство Францисканцев.

Зуева, Н. А. (2004). Гендер в свете постмодернистского дискурса [Кандидатская диссертация]. Воронеж.

Колесникова, Н. Н. (2007). Гендер в традиционной русской культуре [Автореферат кандидатской диссертации]. Ставрополь.

Ле Гофф, Ж. (2022). Герои и чудеса Средних веков. Текст.

Леухина, Л. Е. (2013). Формирование и реализация гендера в повседневности человеческого бытия [Автореферат кандидатской диссертации]. Москва.

Максимова, О. Б. (2003). Социальная коммуникация гендера (на примере рекламы) [Кандидатская диссертация]. Москва.

Марк, П. (2024). Нравственно-подвижнические слова. Предание.т

https://predanie.ru/book/67929-nravstvenno-podvizhnicheskie-slova/

Мурали, М. (2013). Эротический принцип в сознании Кришны. Проза.т https://proza.ru/2013/08/15/611

Мухамеджанов, И. (2024). Пророк Мухаммад об особенностях человеческого тела. Ислам

сегодня. https://islam-today.ra/blogi/ildar-muhamedzanov/prorok-muhammad-sly-aHh-lyh-wslm-ob-osobennostah-celoveceskogo-tela/

«Не взирает Бог на твое внешнее»(женщина в буддизме). (2024). Центр интегрального развития «РУННА». http://www.d-vinci.ru/materials/articles da vinci/woman in buddhism2/

Одежда и священные предметы в ведической культуре. (2024). Кришна.ру.

https://www.krishna.ra/encyclopedia/caltare/etiqaette/appearance/52821 clothing-and-sacred-objects-in-the-vedic-culture.php

Первое послание к Коринфянам 6:19-20. (2024). YouVersion. https://www.bible.com/ru/bible/167/1CO.6.19-

20.%2525D0%2525A1%2525D0%252598%2525D0%25259D%2525D0%25259E %2525D0%252594

Платон. (2022). Государство. АСТ.

Полев, А. В. (2020). Научное обоснование организации и проведения гендер-ориентированных

профилактических гериатрических мероприятий. [Докторская диссертация]. Белгород.

Раэль. (1980). Чувственная Медитация. Koob.ru

https://www.koob.ru/rael/chuvstvennaya meditatciya

Стебунова, Е. И. (2012). Феномен Гендера (социально-философский анализ). [Кандидатская диссертация]. Тюмень.

Текуева, М. А. (2006). Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества. [Автореферат докторской диссертации]. Махачкала.

Тело. (2024). Азбука веры. https://azbyka.ru/telo

Теребилина, М. В. (2014). Проблема гендера во французских женских журналах. [Автореферат кандидатской диссертации]. Москва.

Толкование Бытие 3 глава. (2024). Библия Онлайн «ЭКЗЕГЕТ.РУ». https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-3?verse=7:7-7/

Хан, Б.-Ч. (2023). Агония эроса. Любовь и желание в нарциссическом обществе. Лёд.

Черных, О. Ю. (2012). Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дикурсе. [Автореферат кандидатской диссертации]. Москва.

Что можно считать женской и мужской одеждой? (2024). Православие.т. https://pravoslavie.ru/6333.html

Шримад-бхагаватам 3.31.32. (2024). Bhaktivedanta Vedabase. https://vedabase.io/ru/library/sb/3/31/32/

Элбакян, Е. С. (2014). Религии России. Словарь-справочник. Издательство Энциклопедия.

References

«Ne vziraet Bog na tvoe vneshnee» (zhenshchina v buddizme) ["God does not look at your external appearance" (woman in Buddhism)]. (2024). Tsentr integral'nogo razvi-tiya «RUNNA». http://www.d-vinci.ru/materials/articles da vinci/woman in buddhism2/ (In Russian).

Alyautdinov, Sh. (2024). Aurat. https: //umma.ru/aurat (In Russian).

Aristotle. (2019). Metafizika [Metaphysics]. АSТ. (In Russian).

Aristotle. (2023). Fizika [Physics]. Azbuka. (In Russian).

Augustine. (2021). O Troitse [On the Trinity]. Ripol-Klassik. (In Russian).

Augustine. (2023). Ispoved' [Confession]. Azbuka. (In Russian).

Avetisyan, R. (2015). Genprokuratura proverit obshchestvo krishnaitov na narushenie prav detey

[The Prosecutor General's Office will check the Hare Krishna community for violations of children's rights]. Izvestiya. https://iz.ru/news/590291 (In Russian).

Berzin, А. (2024). Fizicheskie tela budd i arkhatov [Physical bodies of Buddhas and Arhats]. Study buddhism by Berzin Archives.

https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/lamrim/pyat-sovokupnostey/ fizicheskie-tela-budd-i-arhatov (In Russian).

Bodrova, А. А. (2010). Konstruirovanie gendera v kinotekste (na materiale amerikanskogo varianta angliyskogo yazyka) [Construction of gender in film text (based on the American version of English)] [PhD Dissertation]. Nizhny Novgorod. (In Russian).

Boselli, O., Denti, A., & Pullella, P. (2023). Italy's transgender women thank pope for making them feel 'more human'. Reuters. https://www.reuters.com/world/europe/italys-transgender-women-thank-pope-making-them-feel-more-human-2023-11-19/

Butler, J. (2006). Gender trouble: Feminism and the subversion of identity. Routledge.

Butler, J. (2009). Undoing gender. Routledge.

Butler, J. (2011). Bodies that matter: On the discursive limits of lsex'. Routledge.

Butler, J. (2024). Who's afraid of gender? (First edition). Farrar, Straus and Giroux.

Chernykh, O. Yu. (2012). Semioticheskie sredstva konstruirovaniya gendera v pedagogicheskom diskurse [Semiotic means of constructing gender in pedagogical discourse]. [PhD thesis]. Moscow. (In Russian).

Chto mozhno schitat' zhenskoy i muzhskoy odezhdoy? [What can be considered women's and men's clothing?]. (2024). Pravoslavie.ru. https://pravoslavie.ru/6333.html (In Russian).

Deuteronomy, chapter 22, verse 5. (n.d.). https://azbyka.ru/biblia/?Deut.22:5 (In Russian).

Elbakyan, E. S. (2014). Religii Rossii. Slovar'-spravochnik [Religions of Russia. Dictionary]. Izdatel'stvo Jenciklopedija. (In Russian).

Faiola, A., & Pitrelli, S. (2024). How Pope Francis opened the Vatican to transgender sex workers.

The Washington Post. https://www.washingtonpost.com/world/2024/05/05/pope-francis-transgender-sex-workers/

First Epistle to the Corinthians 6:19-20. (2024). YouVersion. https://www.bible.com/rn/bible/167/1CO.6.19-

20.%2525D0%2525A1%2525D0%252598%2525D0%25259D%2525D0%25259E %2525D0%252594 (In Russian).

Grekhi v islame [Sins in Islam]. (2024). Akademiya Medina. Islamskoe onlayn-obrazovanie. https://medinaschool.org/library/creed/grehi/grehi-v-islame (In Russian).

Gritsenko, Е. S. (2005). Yazyk kak sredstvo konstruirovaniya gendera [Language as a means of constructing gender]. [Doctoral Dissertation]. Nizhny Novgorod. (In Russian).

Guerrier V. (1893). Hus, Jan. In Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron: in 86 v.: V. IXA (pp. 929-934). Tipografiya Aktsionernogo Obshchestva Brokgauz-Efron.

Han, B.-C. (2023). Agoniya erosa. Lyubov' i zhelanie v nartsissicheskom obshchestve [The Agony of Eros]. Led. (In Russian).

Kolesnikova, N. N. (2007). Gender v traditsionnoy russkoy kul'ture [Gender in traditional Russian culture]. [PhD thesis]. (In Russian). Stavropol.

Le Goff, J. (2022). Geroi i chudesa Srednikh vekov [Heroes and Marvels of the Middle Ages]. Tekst. (In Russian).

Leukhina, L. Е. (2013). Formirovanie i realizatsiya gendera v povsednevnosti chelovecheskogo bytiya

[Formation and implementation of gender in everyday human existence]. [PhD thesis]. Moscow. (In Russian).

Maksimova, O. B. (2003). Sotsial'naya kommunikatsiya gendera (na primere reklamy) [Social communication of gender (using the example of advertising)]. [PhD Dissertation]. (In Russian).

Mark the Ascetic. (2024). Nravstvenno-podvizhnicheskie slova [Writings on the Spiritual Law]. Predanie.ru https://predanie.ru/book/67929-nravstvenno-podvizhnicheskie-slova/ (In Russian).

Mukhamedzhanov, I. (2024). Prorok Mukhammad ob osobennostyakh chelovecheskogo tela [Prophet Muhammad on the characteristics of the human body]. Islam today.

https://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/prorok-muhammad-sly-aHh-lyh-wslm-ob-osobennostah-celoveceskogo-tela/ (In Russian).

Murali, M. (2013). Eroticheskiy printsip v soznanii Krishny [The Erotic Principle in Krishna Consciousness]. Proza.ru. https://proza.ru/2013/08/15/611 (In Russian).

Odezhda i svyashchennye predmety v vedicheskoy kul'ture. [Clothing and sacred objects in Vedic culture]. (2024). Krishna.ru

https://www.krishna.ru/encyclopedia/culture/etiquette/appearance/52821 clothing-and-sacred-objects-in-the-vedic-culture.php (In Russian).

Plato. (2022). Gosudarstvo [Republic]. AST. (In Russian).

Polev, A. V. (2020). Nauchnoe obosnovanie organizatsii i provedeniya gender-orientirovannykh profilak-ticheskikh geriatricheskikh meropriyatiy [Scientific rationale for organizing and conducting gender-oriented preventive geriatric activities]. [Doctoral Dissertation]. Belgorod. (In Russian).

Rael. (1980). Chuvstvennaya Meditatsiya [Sensual Meditation]. Koob.ru

https://www.koob.ru/rael/chuvstvennaya meditatciya (In Russian).

Ragozina, S. A. (2020). Islamic Biopolitics during Pandemics in Russia: Intertextuality of Religious, Medical and Political Discourses. Anthropology in Action, 27(3), 82-86. https://doi.org/10.3167/aia.2020.270317

Srimad-bhagavatam 3.31.32. (2024). Bhaktivedanta Vedabase.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://vedabase.io/ru/library/sb/3/31/32/ (In Russian).

Stebunova, E. I. (2012). Fenomen Gendera (sotsial'no-filosofskiy analiz) [The phenomenon of Gender (socio-philosophical analysis)]. [PhD Dissertation]. Tyumen. (In Russian).

Tekueva, M. A. (2006). Gender kak sotsiokul'turnyy konstrukt adygskogo obshchestva [Gender as a socio-cultural construct of Adyghe society]. [Doctor Thesis]. Makhachkala. (In Russian).

Telo [Body]. (2024). Azbuka very. https://azbyka.ru/telo (In Russian).

Terebilina, M. V. (2014). Problema gendera vo frantsuzskikh zhenskikh zhurnalakh [The problem of gender in French women's magazines]. [PhD thesis]. Moscow. (In Russian).

Tolkovanie Bytie 3 glava [Interpretation of Genesis 3]. (2024). Bibliya Onlayn «EKZEGET.RU». https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-3?verse=7:7-7/ (In Russian).

Ulanov, M. (2019). Buddhism in the Feminist Context: Historical Experience and Modern Discourse. Logos et Praxis, 2, 14-23. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.2.2

Vedicheskie shkoly [Vedic schools] (2016). Krishna.Ru. https://www.krishna.ru/interesting/on-the-topic-of-the-day/51545 gurukula.php (In Russian).

Zadvorny, V. L. (2005). Joanna. In Catholic Encyclopedia (V. 2, p. 406). Izdatel'stvo Franciskancev. (In Russian).

Zueva, N. A. (2004). Gender v svete postmodernistskogo diskursa [Gender in the light of postmodern discourse]. [PhD Dissertation]. Voronezh. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.