ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №2(24)
УДК 811.161.1’27
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА РОДИНА В РОМАНЕ М.А.ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН” И В РУССКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ
© Т.И.Колабинова
Статья посвящена сопоставлению индивидуального авторского концепта РОДИНА, реализованного в произведении художественной литературы, и этноконцепта РОДИНА.
Ключевые слова: концептология, концепт, концептосфера, лингвокультура.
Концепт представляет собой "дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека" [1: 34]. Совокупность концептов формирует концепто-сферу лингвокультуры, "упорядоченную совокупность концептов народа, информационную базу мышления" [1: 36]. При изучении групповых и индивидуальных репрезентаций одного и того же концепта используется понятие "вариант концепта" [2], поскольку концепт следует рассматривать как инвариантный феномен, который объективируется в бесконечном количестве вариантов: исторических, территориальных, социальных, гендерных, профессиональных, индивидуальных и т. д.
В настоящей статье производится сравнение репрезентации индивидуального авторского варианта концепта РОДИНА в романе М.А.Шоло-хова "Тихий Дон" и вариантов этноконцепта РОДИНА в русскоязычной концептосфере в различные периоды исторического развития России.
Лексема родина использована в романе 28
раз.
По тексту романа были выделены следующие логемы, которые мы расположили в порядке убывания по частотности реализации:
1. Родину необходимо защищать (9)1 Дело казаков защищать свою Родину от посягательств внешних и... э-э-э... так сказать, внешних врагов [3: 412], Да здравствуют спасители родины! [3: 429], Руководствуясь известными вам принципами, я хочу оградить родину от новых потрясений [3: 449], Очнитесь, люди русские, и вглядитесь в бездонную пропасть, куда стремительно идет наша родина! [3: 458], Истощив терпение в бесплодной борьбе с изменниками и предателями, славное казачество, видя неминуемую гибель родины, с оружием в руках отстоит жизнь и свободу страны, которая росла и ширилась его трудами и кровью [3: 468], Ныне настал час, когда вы должны прийти на
1 В скобках указана частотность реализации данной логемы в тексте анализируемого произведения.
помощь родине [3: 481], Вы обещали встать вместе со мной на спасенье родины, когда я найду это нужным. Час пробил - родина накануне смерти! [3: 481], Поддержите, казаки, честь и славу беспримерно доблестного казачества, и этим вы спасете родину и свободу, завоеванную революцией [3: 481].
2. Предать родину - страшное преступление (6) По-моему, каких бы ты ни был политических взглядов, но желать поражения своей родине - это... национальная измена [3: 346], Наверно, сын заводчика или какого-нибудь торгового зубра уклонился, подлец, от службы - начхать ему на родину, - и "работает на оборону”, жиреет, с удобствами любит женщин... [3: 412], ... расправиться с предателями родины как следует [3: 449], Я обвиняю некоторых членов правительства в прямом предательстве родины [3: 481], Я не подчиняюсь распоряжениям Временного правительства и ради спасения свободной России иду против него и против тех безответственных советников его, которые продают родину [3: 481], Хамы! Хамы!.. Продали родину!.. [3: 485].
3. Человек в долгу перед родиной (5) С
ужасом Григорий сознавал, что умный и злой украинец постепенно, неуклонно разрушает все его прежние понятия о царе, родине, о его казачьем воинском долге [3: 330], Они натравливают казаков на нас, а так как казаки устали, в них больше животного, нет того нравственного крепкого сознания долга и ответственности перед родиной, что есть у нас, то, вполне понятно, это находит благоприятную почву. Ведь что такое для них родина? Понятие, во всяком случае, абстрактное: ... [3: 345], Сотенный еще долго говорил о воинском долге, родине, революции, успокаивал казаков, уклончиво отвечал на вопросы [3: 458], Прошу не забывать о моем искреннем стремлении служить на пользу родине и Монарху [3: 351], С риском для жизни бежал из плена, словно знал, что будет так необходим родине [3: 452].
4. Человек любит родину (3) Удивляет -потому, что до сих пор мне не ясно его отношения к родине, к войне... [3: 345], ... долг солдата, самоотверженность гражданина свободной России и беззаветная любовь к родине заставила меня в эти тяжелые минуты бытия отечества не подчиниться приказанию Временного правительства... [3: 457], Прошу Вас действовать в согласованности со мной - так, как Вам подскажет любовь к родине и честь казака [3: 468].
5. Человек скучает по родине и стремится вернуться (2) [солдаты] половодной лавиной катились на родину [3: 502], - Что значит - родина! - удовлетворенно вздохнул Пантелей Прокофьевич [3: 572].
6. За родину не страшно умереть (2) Истинный сын народа русского всегда погибает на своем посту и несет в жертву родине самое большое, что имеет, - свою жизнь [3: 458], ... я, как казак, по долгу совести и чести, вынужден был отказаться от исполнения этого требования, предпочитая смерть на поле брани позору и предательству родины [3: 481].
Мы не ставили себе целью исследование всей так называемой "патриотической триады "родина, отечество, отчизна"" [4: 29], однако считаем необходимым отметить специфику использования лексемы отечество и отчизна в данном романе.
Лексема отчизна не употребляется ни разу, а лексема отечество встречается всего 5 раз в следующих контекстах:
Решил твердо: иду за "веру, царя и отечество" [3: 269]; Сын за царя и отечество терновый венец принял, а ты... Грех, Пантелей Прокофьевич, грех тебе... [3: 301]; "Молодцы казаки, говорит, царь и отечество про вас не забудут" [3: 316]; Я, верховный главнокомандующий Корнилов, перед лицом всего народа объявляю, что долг солдата, самоотверженность гражданина свободной России и беззаветная любовь к родине заставила меня в эти тяжелые минуты бытия отечества не подчиниться приказанию Временного правительства и оставить за собой верховное командование армией и флотом [3: 457]; В эти поистине ужасные минуты существования отечества, когда подступы к обеим столицам почти открыты для победоносного движения торжествующего врага, Временное правительство, забыв великий вопрос самого независимого существования страны, кидает в народ призрачный страх контрреволюции, которую оно само своим неуменьем к управлению, своей слабостью во власти, своей нерешительностью
в действиях вызывает к скорейшему воплощению [3: 458].
С.Г.Воркачев отметил тот факт, что "Отечество отделилось от Родины: первое стало ассоциироваться с Россией, "верой и царем" ("За веру, царя и Отечество"), вторая - с СССР и Сталиным ("За Родину, за Сталина") [4: 29]. В приведенных выше примерах мы видим, что отечество, действительно, неотделимо от царя, а вторые два апеллируют к периоду власти Временного правительства, когда лексема отечество еще не была переоценена в русской концептосфере.
Таким образом, можно сделать выводы, что реализация концепта РОДИНА в романе М.А. Шолохова имеет положительную коннотацию; РОДИНА предстает как одна из величайших ценностей народа в целом и каждого человека в отдельности - РОДИНУ любят, в разлуке с ней по ней скучают и стремятся вернуться туда; Человек в долгу перед РОДИНОЙ, он должен служить РОДИНЕ и защищать ее, даже если это будет стоить жизни2; предательство РОДИНЫ является страшным преступлениемЗ.
При этом лексема родина звучит преимущественно в речи белогвардейских офицеров. Можно предположить, что в Советском Союзе лексема родина получила популярность во время Великой Отечественной войны ("За Родину, за Сталина"), в тексте же романа Шолохова, поскольку лексема отечество принимает отрицательную коннотацию, прочно ассоциируясь с "царем", понадобилась альтернатива, имеющая положительную окраску, и таковой альтернативой послужила лексема родина.
Лингвокультурологический синтез и синтез паремиологической зоны концепта РОДИНА осуществлен на основании материала, собранного в работах И.Сандомирской [5], С.Г.Воркачева
2 Хотим обратить внимание на важность данной логе-мы, так как "Смерть за Родину - это серьезное решение, жест сознательного экзистенциального выбора" [5: 9].
3 Для справки: ИЗМЕНА РОДИНЕ - по УК РСФСР, действовавшему до 1 января 1997 г., особо опасное гос. преступление. Представляло собой деяние, умышленно совершенное гражданином РФ (до 1992 г. - гражданином СССР) в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или гос. безопасности и обороноспособности РФ (до 1992 г. - СССР): переход на сторону врага, шпионаж, выдача гос. или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в РФ, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против РФ, а равно заговор с целью захвата власти. В новом УК РФ сходное по составу преступление именуется государственной изменой [9].
Т.И.КОЛАБИНОВА
[6], А.А.Свицовой [7]. Паремиологическая зона интерпретационного поля дополняется логема-ми, синтезированными в результате анализа паремий, номинирующих концепт РОДИНА и предложенных И.В.Далем в работе "Пословицы русского народа" [8: 164-165].
В результате синтеза были выделены три макрологемы: 1) "Любить родину", 2) "Быть в долгу перед Родиной" З) "Осознавать величие Родины"), в состав которых входят микрологемы (или "нарративы"), отражающие репрезентацию концепта РОДИНА в русской советской концеп-тосфере [5].
Историческое понимание концепта РОДИНА русским народом было отражено в логемах, синтезированных на основании анализа паремий. Мы рассмотрели 89 паремий, из 149 включенных ИВ.Далем в главу "РОДИНА - ЧУЖБИНА" "Пословиц русского народа" [8: 164-165]. 40 паремий мы отсеяли, так как они, на наш взгляд, не вербализуют концепт РОДИНА (например, Без денег в город - сам себе ворог, Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки). Близкие по значению и словарному составу паремии мы рассматривали как отдельные. Паремии были объединены нами в логемы и расположены по уменьшению степени яркости: 1) "Человек любит свою родину и, даже осознавая ее недостатки, предпочитает ее чужбине"; 2) "Хорошие условия жизни важнее родины"; 3) "Человек стремится путешествовать и смотрит свысока на тех, кто боится покинуть родину"; 4) "Человек скучает по родине, стремится вернуться на родину"; 5) "Не следует верить тем, кто пытается уговорить покинуть родину"; 6) "Человек рад встрече с земляком"; 7) "Человеку нужна родина"; 8) "Человек нужен родине"; 9) "Родину бросают только в том случае, когда нет иного выхода"; 10) "Не любящий родину достоин осуждения"; 11) "Человек хорошо знает свою родину" [10: 11].
Когнитивный синтез современного русского концепта РОДИНА основан на обработке результатов свободного ассоциативного эксперимента, который проводился в 2007-2010 годах на территории Российской Федерации (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Казань, г.Воронеж, г.Архангельск, г.Нижнекамск, г.Чистополь и др.) [10: 11].
На основании синтезированных по роману М.А.Шолохова логем, результатов исследования И.Сандомирской, анализа русских паремий и ас-социатов участников свободного ассоциативного эксперимента были получены следующие результаты:
1. Родину необходимо защищать.
Иллюстрации по И.Сандомирской: Защита Родины - священный долг гражданина.
Паремиологические иллюстрации: С родной (родительской) земли - умри, не сходи!
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: это то территориальное место, за которое стоит побороться; Родина-мать зовет.
2. Предать родину - страшное преступление.
Иллюстрации по И.Сандомирской: Он
предал самое дорогое, что есть у нас всех - Родину.
Паремиологические иллюстрации: Худая та птица, которая гнездо свое марает.
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: -
3. Человек в долгу перед родиной.
Иллюстрации по И.Сандомирской: Защита Родины - священный долг гражданина.
Паремиологические иллюстрации: Где кто родится, там и пригодится.
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: долг; служба в армии.
4. Человек любит родину.
Иллюстрации по И.Сандомирской: родной
дом / кров, родная деревня, родные места.
Паремиологические иллюстрации: Всякому мила своя сторона.
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: любовь; единственная и неповторимая, не променяю ни на что!; Родина там, где есть любовь и взаимопонимание.
5. Человек скучает по родине и стремится вернуться.
Иллюстрации по И.Сандомирской: влечет на родину.
Паремиологические иллюстрации: И кости по родине плачут.
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: Родина - это куда тебя тянет зов предков.
6. За родину не страшно умереть.
Иллюстрации по И.Сандомирской: отдать
жизнь за свободу Родины.
Паремиологические иллюстрации: С родной (родительской) земли - умри, не сходи!
Ассоциаты участников свободного ассоциативного эксперимента: Победа в Великой Отечественной войне 1945 года; "За родину, за Сталина".
Как видим, реализация концепта РОДИНА в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" находит полное отражение в воззрениях на родину времен Советского Союза, описанных И. Сандомир-ской, подтверждается выявленными паремиями и
отражается в ответах информантов - участников свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в 2007-2010 годах, за исключением одной логемы. Отражение логем, выявленных по тексту романа М.А.Шолохова "Тихий Дон", в ло-гемах, сформулированных И.Сандомирской, свидетельствует о соответствии текста романа воззрениям времен Советского Союза. Отражение логем, выявленных по тексту романа М.А.Шолохова "Тихий Дон", в паремиях иллюстрирует исторические истоки взглядов М.А.Шолохова. Отражение логем, выявленных по тексту романа М.А.Шолохова "Тихий Дон", в ответах информантов, полученных в 2007-2010 годах, подтверждает актуальность сформированного в начале ХХ века концепта РОДИНА практически во всех его проявлениях. Отсутствие в ответах информантов реакций, соотносимых с логемой "Предать родину - страшное преступление (6)" свидетельствует о снижении яркости данной логемы в современной России.
1. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - 314 с.
2. Солнышкина М.И. Асимметрия структуры языковой личности в русском и английском вариантах
морского профессионального языка: Дис. ... д-ра филол. наук. - Казан. гос.ун-т. - Казань, 2005. -З9З л.
3. Шолохов М.А. Тихий Дон: роман. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 696 с.
4. Воркачев С.Г. Слово "Родина": значимостная составляющая лингвоконцепта II Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГУ, 2006. -С.26-З6.
5. Сандомирская И. Книга о родине: опыт анализа дискурсивных практик. - Wien, 2001. - 281 с.
6. Воркачев С.Г. Идея патриотизма в русской лин-гвокультуре. - Волгоград: Парадигма, 2008. -199 с.
7. Свицова А.А. Лингвокультурная доминанта "Дом-Родина-Чужбина" в русских и английских пословицах: Дис. ... канд. филол. наук. - Киров, 2005. -15З л.
8. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Ол-ма-Пресс, 1997. - 614 с.
9. Большой юридический словарь I под ред. А.Я.Сухарева. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - TVI. - 858 с.
10. Колабинова Т.И. Специфика репрезентации концептов РОДИНА, PATRIA, NATIVE LAND в русской, латиноамериканской и американской лин-гвокультурах: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Казань, 2010. - 22 c.
CONCEPT РОДИНА (HOMELAND) REPRESENTATION IN THE NOVEL AND QUIET FLOWS THE DON BY M.A.SHOLOKHOV AND IN RUSSIAN MENTALESE
T.I.Kolabinova
The article is devoted to the comparison of the concept РОДИНА (HOMELAND) as an individual author's concept realized in a novel and the ethnic concept of various historical periods.
Key words: conceptology, concept, mentalese, linguistic culture.
Колабинова Татьяна Ивановна - старший преподаватель кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.05.2011