Научная статья на тему 'Репрезентация концепта Морев поэтической картине мира Н. Рубцова'

Репрезентация концепта Морев поэтической картине мира Н. Рубцова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / CONCEPTUALIZATION / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА / INNER FORM / КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА / COGNITIVE METAPHOR / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ КОМПОНЕНТ / THE AUTHOR''S COMPONENT / МОРЕ / SEA / ДИСКУРС / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Екатерина Владимировна

В статье в лингвокогнитивном аспекте описана специфика вербализаций концепта МОРЕ на материале поэтических текстов Н. Рубцова 1955–1959 гг. Цель исследования – методом когнитивной экспликации индивидуально-авторского компонента концепта МОРЕ максимально расширить его когнитивное пространство и дополнить общекультурный компонент новыми образами, коннотациями, понятийными признаками, пресуппозициями, пропозициями, ценностными установками. Исследование выполнено в рамках когнитивного анализа художественного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The representation of the concept THE SEA in N. Rubtsov''s poetic world view

The article aims at representing the concept THE SEA in N. Rubtsov's poetic picture of the world. The objective of this research is identification of representing the concept the SEA and defining the structures of knowledge standing behind it, in N. Rubtsov's fictional world view. Research method is a cognitive explication of the author's component of a concept in an art discourse. Results of the analysis allow to claim that the author's component of the concept the SEA in N. Rubtsov's poetry in many respects correlates with a common cultural component of this concept in the context of the Russian mentality. For example, in the poet's fictional world view this concept is codified in unity of several figurative paradigms built in gradatoin: natural, existential (energy), aesthetic (beauty), pragmatical (fleet), axiological (friendship, memory), philosophical (life, death). Therefore, according to the allocated figurative paradigms it is possible to build concept structure the SEA by means of conceptual, functional, associative, figurative, aesthetic, valuable and symbolical levels. Thus, in N. Rubtsov's poetry the concept the SEA has an ambivalent nature and is expressed by means of the lexemes possessing semantics of creation and destruction. This conclusion became possible thanks to exploring aesthetically significant author's component of the concept the SEA. It supplies cognitive space of this concept with new images, connotations, conceptual signs, presupposition, propositions and valuable installations.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта Морев поэтической картине мира Н. Рубцова»

УДК 811.161

Е.В. Ильина

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА МОРЕ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА Н. РУБЦОВА

В статье в лингвокогнитивном аспекте описана специфика вербализаций концепта МОРЕ на материале поэтических текстов Н. Рубцова 1955-1959 гг. Цель исследования - методом когнитивной экспликации индивидуально-авторского компонента концепта МОРЕ максимально расширить его когнитивное пространство и дополнить общекультурный компонент новыми образами, коннотациями, понятийными признаками, пресуппозициями, пропозициями, ценностными установками. Исследование выполнено в рамках когнитивного анализа художественного дискурса.

Ключевые слова: концепт, концептуализация, внутренняя форма, когнитивная метафора, индивидуально-авторский компонент, море, дискурс.

Концепт МОРЕ представляет собой структуру, включающую характеристики, связанные как с коллективным знанием, так и с индивидуальным, поскольку автор субъективно отражает познаваемый мир, интерпретируя его в соответствии с собственным мировоззрением и мировиде-нием. Этнокультурные концептуальные характеристики, отражающие коллективное знание, занимают доминирующее положение. Индивидуально-авторский компонент концепта базируются на этнокультурном и составляет эстетически значимый уровень концепта. При этом динамический аспект концептуализации того или иного признака концепта в тексте осуществляется с помощью когнитивных механизмов [Сидорова 2011: 161]. Мы исходим из положения Р. Лэнекера о том, что конкретное значение слово приобретает в результате профилирования - выделения какого-то элемента в определенной концептуальной области [Лэнекер 1991: 189]. В связи с этим когнитивные механизмы, обусловливающие тот или иной сдвиг в концептуальной структуре, стоящей за словом, сочетанием, высказыванием, становятся и средством переосмысления этих единиц, что знаменуется в контексте концептуализацией нового признака. С целью интерпретации индивидуально-авторских признаков концепта МОРЕ мы привлекаем не только когнитивный контекст, соответствующий имени концепта и понимаемый как «модель культурно-обусловленного, канонизированного знания, которое является общим, по крайней мере, для части говорящего сообщества» [Болдырев 2002: 63], но и когнитивные контексты, стоящие за единицами, синтагматически связанными с лексемой «море».

Задача данного исследования - выявление репрезентаций концепта МОРЕ и определение структур знаний, стоящих за ними, в художественной картине мира Н. Рубцова. Море - одна из наиболее популярных поэтических метафор. В творчестве Николая Рубцова, известного архангельского поэта, море - ключевой образ. Данный факт обусловлен биографически: с 1955 по 1959 гг. Николай Рубцов служил матросом-дальномерщиком на Северном Флоте на эсминце «Острый».

Объектом нашего научного рассмотрения является индивидуально-авторская репрезентация концепта МОРЕ в поэтической картине мира Николая Рубцова. Поэтическая картина мира, согласно концепции Ж.Н. Масловой, - это система сформированных в сознании человека интуитивных представлений о художественной реальности и способах ее репрезентации в языке, об особенностях поэтического языка [Маслова 2010: 280]. Поэтическая картина мира репрезентируется в поэтическом языке через созданный автором поэтический мир, который является ментальной категорией. Мы придерживаемся позиции, согласно которой текст (в том числе и поэтический) является результатом дискурсивной деятельности. Поэтому способы и формы репрезентации концепта дискурсивно обусловлены и зависят от особенностей как индивидуального сознания автора, так и коллективного. Поэтический дискурс отличается множественностью интерпретаций и постоянным поиском поэта новых форм выражения объектов реальной действительности. Поскольку динамичность в настоящее время осмысливается как ведущее свойство концептов (О.А. Алимурадов, Ю.Е. Прохоров, М.Ю. Олешков и др.), концепты

реализуют себя только на дискурсивном уровне, т.е. в среде взаимодействия языка, сознания, текста, культуры. Основным в данном исследовании является метод дискурс-анализа, при котором выявляется связь языковых единиц с явлениями сознания и культуры. В качестве дополнительного реализуется метод когнитивной экспликации индивидуально-авторского компонента концепта в художественном (поэтическом) дискурсе. Материал исследования - поэтические тексты Н. Рубцова, датированные 1955-1959 гг. Данные произведения, с нашей точки зрения, весьма актуальны для многоаспектной (в частности контрастной) экспликации когнитивной семантики концепта МОРЕ.

Концепт МОРЕ представляет собой архети-пический образ и является общечеловеческим. Для установления смыслового объема концепта МОРЕ в русской языковой картине мира мы обратились к когнитивному анализу лексикографического дискурса. В качестве метода анализа нами была избрана концепция В.А. Масловой, согласно которой для установления смыслового объема концепта необходимо следующее:

1) на основе текстовых материалов определить референтную ситуацию, с которой соотносится данный концепт;

2) установить место концепта в языковой картине мира и национальном языковом сознании через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям (путем анализа словарных дефиниций определятся ядро концепта);

3) учесть особенности этимологии слова;

4) привлечь к анализу разнообразные контексты (поэтические, научные, публицистические, философские и т.д.) с целью выявления периферических признаков концепта;

5) сопоставляя полученные результаты с анализом ассоциативных ядерных связей, сделать выводы о смысловой связи данного концепта с другими;

6) проинтерпретировать концепт в разных видах искусства [Маслова 2006: 36-37].

В результате анализа можно сделать вывод о том, что общекультурный компонент концепта МОРЕ включает в себя следующее: ядром поля исторически является представление о море как месте промысла, но в сознании современного русского человека происходит постепенное смещение в сторону значения «место отдыха». Приядерную зону составляют репрезентанты море, океан, вода, про-

странство, озеро, залив, бездна, пучина, прорва, поток (корреляты концепта МОРЕ). Под коррелятами концепта понимаются номинации, содержащие те же понятийные, образные или ассоциативные компоненты, что и концепт МОРЕ [Сидорова 2010: 283]. Синтагматические связи исследуемого концепта в большей степени относятся к значению «часть океана». О таком соотношении свидетельствуют материалы «Словаря сочетаемости слов русского языка» под редакцией П.Н. Денисова и В.В. Морковкина [Денисов, Морковкин 1983: 288]. Эмоционально-оценочная составляющая носит амбивалентный характер: она может быть как положительной, так и отрицательной, что связано с архетипическим образом воды. Для построения лексико-фразеологического поля концепта мы обратились к словарям синонимов и антонимов: слово море имеет синонимы только в значении «много». И синонимический ряд в этом случае выглядит так: море, бездна, пучина, прорва, поток [Александрова 2001: 125]. Антонимических пар в словарях не зафиксировано. Для определения ядра полевой структуры концепта в русском языковом сознании обращаемся к ассоциативному словарю. Среди различных реакций наиболее популярные такие: синее - 72, черное - 52, голубое - 18, вода - 15, волны - 13, соленое - 12, теплое - 12 [Леонтьев 1977: 156-158]. Аксиологическая составляющая концепта МОРЕ принципиальна для русской ментальности: море образует самый глубокий пласт в геологии русской души, составляет ее «твердый фундамент», материк. Море всегда пребывало в русской душе как некое воспоминание о покинутой родине, и поэтому исторический путь России (ее путеводная идея) состоял в непрерывном движении к морю, к обретению утраченной земли обетованной [Теребихин 1993: 3].

Индивидуально-авторский компонент концепта МОРЕ в проанализированном ниже корпусе поэтических текстов во многих аспектах коррелирует с общекультурным компонентом, но имеет ряд отличительных черт. В нашем исследовании мы используем метод когнитивной экспликации смыслового объема концепта и исходим из следующих методологических предпосылок: концепт понимается как «включающая» полевая структура [Попова, Стернин 2007], в которую входят разные аспекты знания и опыта, в том числе: мировоззренческий, рациональный, эмотивный, культурологический [Карасик 2002]. Минимальные

содержательные компоненты, выделяемые на когнитивном уровне в рамках отдельного концепта, отображают специфические качества объекта, имеют определенное значение для носителей соответствующего языка и культуры [Залевская 2001: 36-46]. Совокупность концептуальных признаков, выраженных словом, являясь сложным, диффузным и многоуровневым комплексом, реализуется концептуальным смыслом, представляющим единицу концептуального содержания.

В стихотворении «Море» («Я у моря ходил. Как нежен...») опосредованно, через восприятие лирического героя, концепт МОРЕ репрезентирован через такие когнитивные метафоры, как жизнь, красота, мощь, бездонно -синяя вода, братская могила, тьма, свет. Индивидуально-авторский компонент концепта МОРЕ в контексте данного стихотворения амбивалентен и представлен тремя семантическими параллелями: «хрупкая красота» - «прекрасная мощь», «жизнь -смерть», «свет - тьма». С одной стороны, подчеркнута утонченная эстетическая составляющая природной стихии - моря - в ее хрупкой перво-зданности (Как нежен Был сапфировый цвет волны...). Ассоциатом концепта является лексема волна. Концептуализируются такие признаки моря, как «нежность, хрупкость, незащищенность». Прилагательное «сапфировый» концептуализирует такой признак моря, как «красота». С другой стороны, море представлено, как прекрасная мощь, воздействующая на лирического субъекта (Прямо в сердце врывалось силой Красоты, бурлившей вокруг). Концептуализируются следующие признаки моря: «сила», «красота». Причастие «бурлившей» концептуализирует такой признак моря, как «динамика, движение, трансформация формы, интенсивное изменение состояния». Вторая образная параллель «жизнь - смерть»: концепт МОРЕ репрезентирован как символ жизни (Море жизнь вдыхало и свежесть Даже в мертвые валуны) и одновременно через когнитивную метафору смерти, гибели, боли, памяти усопших и братской скорби по ним реализуется антитетичная семантика (Но великой братской могилой мне представилось море вдруг, Сколько храбрых сынов России Похоронено навсегда). В стихотворении преобладает позитивная интонация, поэтому доминантными в идейном и аксиологическом отношении являются репрезентанты с положительными эмоционально-культурными коннотациями: жизнь, красота, свет (Свет над морем борется с тьмою, И пред ним отступает тьма!) [Рубцов URL: http://www.book-

site.ru/fulltext/sob/rub/tsov/03.htm#04]. В поэтическом дискурсе доминирует аксиология автора, хотя присутствует и аксиология народа.

В стихотворении «Первый поход» концепт МОРЕ вербализован через лексемы волны, пространство и движение, море одичалое, плен. Для лирического героя Н. Рубцова море - это не только динамическое водное пространство, но прежде всего способ проверки человека на прочность, смелость, выносливость. Ценностная составляющая концепта МОРЕ в индивидуально-авторской интерпретации - это синоним возможности стать и настоящим моряком, и настоящим человеком, пройдя все испытания, которые готовит для новичка море (Когда бушует море одичалое И нет конца тревожности «атак», Как важно верить с самого начала, Что из тебя получится моряк!). Лирический субъект осмысливает себя частью водной стихии, ее добровольным пленником (И с той поры у моря я в плену) и сравнивает свой характер с морской волной (Упорством сам похожий на волну). Слово «плен» в данном контексте следует понимать как влюбленность лирического героя в море. Возникает индивидуальный образ «лирический герой - волна». Кроме того, в данном поэтическом тексте присутствует корреляция общекультурного и индивидуально-авторского компонентов концепта МОРЕ: концептуализируются такие понятийные признаки морской стихии, как сила, мощь, неуправляемость, опасность для жизни [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/ fulltext/sob/rub/tsov/ 03.htm#04].

В стихотворении «Мое море» актуализирован функциональный уровень концепта: концептуализируются следующие признаки моря: воздействие на человека (вызывает душевную боль: Больно мне, если слышится рядом Слабый плач перепуганных птиц.; чувство любви: Но люблю я горящие взгляды, Озаренность взволнованных лиц.; учит трудиться: Я труду научился на флоте. (концептуализируется образ «море-учитель»); море делает людей, живущих с ним, героями и вызывает восхищение, любовь: Невозможно героический край не любить.). Кроме того, в стихотворении репрезентированы и некоторые понятийные признаки концепта МОРЕ: опасность, сила (Эх ты, море мое штурмовое), ассоциация моря с Севером, неприятие скуки как душевного состояния (Нет, не верю я выдумкам ложным, Будто скучно на Севере жить) [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sob/rub/tsov/ 03.htm#04].

Концептуальные признаки тишины, хрупкости, беззащитности и трогательности объективируются в стихотворении «Весеннее море» (Море тихо, как котенок, Все скребется о причал) и в стихотворении «Счастье» (Всей душой к суровой службе, К морю хрупкому привык) [Рубцов URL: http://www. booksite.ru/funtext/sob/rub/tsov/03.htm#04]. Море осмысливается лирическим субъектом и как часть родной страны, которую необходимо защищать, и как нечто очень личное, дорогое, любимое. Зооморфный образ котенка вызывает ассоциацию с беззащитностью, хрупкостью, трогательностью.

Одним из наиболее ярких поэтических произведений о море в творчестве Н. Рубцова является стихотворение «Родное море». В нем преобладает тема служения Родине, тема юности с ее романтикой и мечтами. Концепт МОРЕ эксплицируется через пропозиции - структуры знания, стоящие за концептом в дискурсе. В стихотворении представлены следующие пропозиции: море лирическим героем осмысливается как символ родины (Я жил у моря с самого рожденья), становится объектом эстетического восхищения (С невыразимым чувством восхищенья Я безотчетно море полюбил), вселяет любовь к миру, заставляет мечтать, вдохновляет (Любил я свист кочующего шторма, Картавых птиц над дюнами любил. И говор волн подслушивал упорно, И между дюн мечтательно бродил), ассоциируется с путем, дорогой (Влекли меня матросские дороги С их штормовой романтикой), учит преодолевать суровые будни, формирует характер, делает мужественным (Любить устав, не требовать покоя, В суровых буднях мужественным быть), дает смыл жизни - служение Отчизне (Высокий смысл служения Отчизне Зовет на подвиг смелые сердца), вызывает радость, делает счастливым (Боль-шое счастье выпало на долю Неповторимой юности моей, И неумолчный трубный голос шторма Мне навевает радостные сны...) [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sob/rub/tsov/ 03.htm#04]. Актуализируется модальная пропозиция: море для лирического героя является источником радости, счастья, вдохновения, силы, жизни.

В очередном одноименном стихотворении Н. Рубцова «Море» («Морской простор необычаен...») эксплицитно выражены следующие индивидуально-авторские смыслы, которые выступают в качестве пропозиций: море как пространство наполняется звуком, навевающим тоску, ужас, мысли о смерти (И с громом волн, и с криком чаек

Непобедим простор морской! И с ураганною тоской.), море - безграничный простор (Морской простор необычаен), море - источник опасности, смертельная, непобедимая угроза (Куда поплыл, кораблик утлый? Иль самого себя не жаль - Недолго ярким перламутром Играет солнечная даль... Вот он растет, растет из дыма, Из грома, ветра и тоски Девятый вал непобедимый И ни души кругом, ни зги. И вот он, сердце леденящий, Летит на мачты, на тебя Громогрохочу-щий, кипящий, Все сокрушая и губя!), море несет в себе беду, угрозу гибели (В большой беде матросы-братья. Кто их любил? Кто их ласкал? Вот-вот послышатся проклятья Матросов, гибнущих у скал. Сигнал «Спасите наши души!» Кто знает, слышит ли земля? Средь грома волн, вдали от суши Ужасна гибель корабля...), море зовет к предназначению (И громом волн, и криком чаек Он все зовет тебя, зовет, Зовет на бой, зовет на волю, Зовет в сто тысяч голосов, И вот кому-то в тихом поле Не даст покоя этот зов, И кто-то смелый, беспокойный Услышит зов - рванется в путь...), море воспитывает в человеке мужество и достоинство (Достойный встретится с достойным, - Вот где она, морская суть.) [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/ fulltext/sob/rub/tsov/03.htm#04]. Концептуализируется авторская пресуппозиция: море не только источник радости, счастья, но и смерти, тоски.

В стихотворении «Море» («Вечно в движении.») на основе синтагматических связей можно выделить следующие понятийные признаки водной стихии: вечность, динамика, движение, простор, шум, сила, очарование. Море осмысливается как динамичная стихия, непрерывное движение, сила, которая подвластна лишь мужественному человеку, способному полюбить ее и укротить, преодолев собственный страх: Вечно в движении, вечно волна (Шумны просторы морские), -Лишь человеку покорна она, Сила суровой стихии. К морю нельзя равнодушным быть. Если, настойчиво споря, Ты говоришь: «Не могу любить!» -Значит, боишься моря! [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sob/rub/tsov/03.htm#04]. Актуализируется авторская пресуппозиция: море вызывает либо любовь, либо страх, но не оставляет равнодушным.

В стихотворении «Морская служба» вновь преобладает идея служения Родине. Море в вос-

приятии лирического героя - это «горячие будни», «трудная жизнь на флоте» (служба у нас Вся, как порыв аврала!) [Рубцов URL: http://www. booksite.ru/fulltext/sob/rub/tsov/03 .htm#04]. Концептуализируются такие понятийные признаки моря, как опасность, сила, испытание, место службы. Море осмысливается как часть природы, тесно связанная с деятельностью человека. Актуализируется пресуппозиция: море заставляет всегда быть на чеку, т.к. непредсказуемо.

Исторический контекст возникает в стихотворении «Море» («Ветер. Волны с пеной.»). Концепт МОРЕ объективируется через следующие когнитивные метафоры: арена кровопролитных сражений (У множества поколений Море было ареной Кровопролитных сражений), стылая пучина (Море врагов скрывало В черной пучине стылой, Тиной морской покрыты ), братская могила (Многим героям стало Вечной братской могилой), кладбище (До сих пор, коченея, Трупы судов разбитых На берегах чернеют.), мирный караванный путь (Но неизбежно время Полной победы мира! Люди, отвергнув войны, Морем в разные страны Будут водить спокойно Мирных судов караваны) [Рубцов URL: http://www.book-site.ru/fulltext/sob/rub/tsov/03.htm#04]. Море в очередной раз осмысливается лирическим героем амбивалентно: с одной стороны, как военное кладбище, с другой - как символ мира и природной гармонии. Выделенные метафоры составляют образный уровень концепта. Ассоциативно возникает образ «море - смерть», который является и культурным смыслом.

Через образную составляющую проявляются новые понятийные признаки концепта МОРЕ. Так, в стихотворении «Гордость» семантический инвариант концепта МОРЕ - колыбель флотской силы и отваги (Море с громом, и метелью, И с утесами во мраке - Вечно будет колыбелью Флотской силы и отваги) [Рубцов URL: http: //www.booksite.ru/fulltext/sob/rub/tsov/ 03.htm#04]. Концептуализируются такие признаки моря, как испытание, сила. Образы грома, метели, утесов, мрака, шторма, бури, чайки и т.п. являются репрезентантами концепта, актуализирующими его ассоциативный уровень.

Тема человеческой памяти и мотив вечности возникают в стихотворении «Море» («В базу лодка вернулась с ученья»). Концепт МОРЕ коррелирует с концептом ПАМЯТЬ, вступает с ним в координационные отношения (Море... Да разве

вдали от него мне Скучным покажется пройденный путь? Шепчет волна набежавшая: «Помни!» Чайка, как другу, кричит: «Не забудь!»). Представлена такая пропозиция, как «море формирует человека» (Флотская служба отличной зарядкой Стала за всю беспокойную жизнь). Ассоциативный и оценочный уровни концепта актуализированы в стихотворении через ассоциацию лирического героя «море - песня» (Море полярное - песня моя!) [Рубцов URL: http://www.booksite.ru/full-text/sob/rub/tsov/03.htm#04]. Море осмысливается лирическим субъектом как вдохновение, энергия, романтический и одновременно мужественный этап жизни. Амбивалентный характер моря подчеркивается через оксюморон суровая нежность. Этот образ передает и отношение автора к морю.

Индивидуально-авторский компонент концепта МОРЕ в поэзии Н. Рубцова 1955-1959 гг. во многом коррелирует с общекультурным компонентом данного концепта в контексте русской мен-тальности. В поэтической картине мира поэта данный концепт кодифицируется в единстве нескольких образных парадигм, которые выстраиваются градационно: естественно-природной (волны, обитатели моря - чайки, шторм, ураган), пространственно-временной (простор, ширь, морская даль, бездна, пучина, движение, энергия), эстетической (восхищение, красота, очарование), прагматической (военно-морская служба, флот), аксиологической (радость, счастье, любовь, дружба, братство, юность, нежность, хрупкость, суровость, песня, достоинство, долг, служение, испытание, родина, память), философской (жизнь, смерть, вечность).

В соответствии с выделенными образными парадигмами можно выстроить структуру концепта МОРЕ с помощью понятийного, функционального, ассоциативного, образного, эстетического, ценностного, символического уровней.

Понятийный уровень включает следующие концептуальные признаки:

- простор, пространство;

- динамика, движение, трансформация формы;

- сила, мощь, неуправляемость;

- угроза, источник беды, гибели, опасность для жизни;

- местонахождение;

- место службы.

Функциональный уровень включает следующие концептуальные признаки: учит мужеству;

вызывает отношение к труду как к необходимости;

заставляет быть всегда на чеку, учит бдительности;

воспитывает человека как патриота Родины;

воздействие на человека (является источником душевной боли, любви, страха, воспоминаний и т.п.).

Ассоциативный уровень включает следующие концептуальные признаки:

- лучшее в жизни человека;

- смерть;

- непредсказуемость;

источник противоположных чувств и состояний;

- юность;

- хрупкость;

- незащищенность;

- опасность.

Образный уровень включает следующие концептуальные признаки:

- братская могила, военное кладбище;

- тьма;

- свет;

- арена кровопролитных сражений;

- караванный путь;

- песня;

- котенок;

- путь, дорога;

человек (учитель, друг, враг, убийца, наставник и т.п.).

Эстетический уровень включает следующие концептуальные признаки:

- красота;

- очарование;

- восхищение;

- гармония;

- вечность.

Ценностный уровень включает следующие концептуальные признаки:

- долг, достоинство, мужество;

- смысл жизни;

- героизм;

- испытание, преодоление;

- счастье; патриотизм.

Символический уровень включает следующие концептуальные признаки:

- родина;

- космическая гармония;

- жизнь;

- смерть;

- память;

- вечность;

- юность;

душа (поскольку является источником разных чувств).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в поэзии Н. Рубцова концепт МОРЕ имеет амбивалентную природу и вербализируется посредством лексем, обладающих семантикой созидания и разрушения, жизни и смерти. В результате море репрезентируется как символ юности лирического героя и одновременно символ вечности в онтологическом понимании этого слова. Данный вывод стал возможен благодаря экспликации эстетически значимого индивидуально-авторского компонента концепта МОРЕ, максимально расширяющего когнитивное пространство исследуемого концепта и дополняющего его общекультурный компонент новыми образами, коннотациями, понятийными признаками, пресуппозициями, пропозициями, ценностными установками.

Список литературы

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2001.

Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2002.

Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВорГУ, 2001. С. 36-46.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. М.: Наука, 2006.

Маслова Ж.Н. Поэтическое творчество в лингвокогнитивном контексте // Язык. Культура. Коммуникация: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. Март 2009 г. Ульяновск, 2009. С. 54-57.

Маслова Ж.Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке: монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.

Рубцов Н.М. Собрание сочинений: в 3 т. URL: http: //www.booksite .ru/fulltext/sob/rub/tsov/ 03.htm#04

Сидорова Т.А. Реконструкция индивидуально-авторских признаков концепта ЗЕРКАЛО (на примере стихотворений А. Ахматовой) // Когнитивная поэтика: проблемы, опыт исследования. Научная редакция Аллы Камаловой. Olsztyn, 2011. С. 161-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А.А. Леонтьева. М., 1977.

Словарь сочетаемости слов русского язык / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983.

Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.

Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin, 1991.

E.V. Ilyina

THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT THE SEA IN N. RUBTSOV'S

POETIC WORLD VIEW

The article aims at representing the concept THE SEA in N. Rubtsov's poetic picture of the

world.

The objective of this research is identification of representing the concept the SEA and defining the structures of knowledge standing behind it, in N. Rubtsov's fictional world view. Research method is a cognitive explication of the author's component of a concept in an art discourse.

Results of the analysis allow to claim that the author's component of the concept the SEA in N. Rubtsov's poetry in many respects correlates with a common cultural component of this concept in the context of the Russian mentality. For example, in the poet's fictional world view this concept is codified in unity of several figurative paradigms built in gradatoin: natural, existential (energy), aesthetic (beauty), pragmatical (fleet), axiological (friendship, memory), philosophical (life, death).

Therefore, according to the allocated figurative paradigms it is possible to build concept structure the SEA by means of conceptual, functional, associative, figurative, aesthetic, valuable and symbolical levels.

Thus, in N. Rubtsov's poetry the concept the SEA has an ambivalent nature and is expressed by means of the lexemes possessing semantics of creation and destruction. This conclusion became possible thanks to exploring aesthetically significant author's component of the concept the SEA. It supplies cognitive space of this concept with new images, connotations, conceptual signs, presupposition, propositions and valuable installations.

Key words: concept, conceptualization, inner form, cognitive metaphor, the author's component, sea, discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.