Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/53PDMN317.pdf Статья опубликована 24.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Федотова О.Д., Зайцева Л.С-Х., Латун В.В. Репрезентация идеи космополитического воспитания в гуманитарном наследии мыслителей эпохи немецкого Просвещения // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/53PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37.013.73
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой «Образования и педагогических наук» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Зайцева Луиза Саид-Хусейновна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры «Образования и педагогических наук»
E-mail: [email protected]
Латун Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры «Социально-экономической географии и природопользования»
Кандидат географических наук E-mail: [email protected]
Репрезентация идеи космополитического воспитания в гуманитарном наследии мыслителей эпохи немецкого Просвещения
Аннотация. Статья посвящена проблеме становления идеи всемирного гражданства, получившей распространение в странах Европы в XVIII веке. Анализируется особенности интерпретации идеи воспитания человека-космополита в наследии известных немецких мыслителей. Термин «космополит» отражал возможность преодоления человеком-интеллектуалом национальных и конфессиональных барьеров на основе свободного выбора. Человек-космополит мыслил себя «гражданином мира» - членом наднационального и внерелигиозного, т.е. «всемирного», «вселенского» братства. Дается краткая характеристика эпохи немецкого Просвещения. Она характеризовалась меньшей радикальностью и напором, демонстрировала склонность к компромиссу между верой и знанием, а также наукой и религией. Теоретическое наследие Г.В. Лейбница рассмотрено на примере его труда «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667). В этом труде показана важность работы над собой (автодидактизм) как стремление к познанию вселенской мудрости. Идеи Х. Вольфа раскрыты на примере его трудов о рациональном мышлении. Индивидуальными средствами формирования космополитических установок называются образовательные путешествия, переписка, благотворительность. В работе Г.Э. Лессинга «Воспитание человеческого рода» (1780) раскрыта идея воспитания как испытания. Выделены два периода космополитического воспитания в рассмотренный период: этапы гносеологического оптимизма и социокультурного универсализма.
Мир Науки
Ключевые слова: воспитание; гражданин мира; космополитизм; космополитическое воспитание; эпоха Просвещения; рациональное мышление; гуманитарное наследие
Современное общество находится под влиянием двух разнонаправленных тенденций - с одной стороны, оно остро ощущается влияние глобализации, в определенной мере унифицирующей требования к человеку, включенного в процессы материального и духовного производства. С другой стороны, приходит осознание того, что развитие и проявление индивидуальных особенностей каждого является фактором, определяющим его успешность в жизни и, в том числе, востребованность на рынке труда независимо от страны проживания [4, 5]. Идеи, связанные с подготовкой к жизни в динамично развивающемся, многомерном обществе, всегда являлись темой размышления мыслителей прошлого. Традиция немецкого философствования всегда в разном формате включала осмысление проблемы становления, формирования, бытия и образования человека [1, 6, 7]. В эпоху Просвещения данная тематика осмысливалась как на высоком философском, теоретическом, так и на практическом, прикладном уровне. Представители немецкого Просвещения закономерно поставили данный комплекс проблем в фокус своего внимания. Поэтому, на наш взгляд, представляет интерес обращение к теоретическому наследию немецких мыслителей, живших в данную эпоху и вошедших в историю общественной мысли не только как философы, но и как педагоги, желающие изменить человека и мир через воспитание [8].
Эпоха Просвещения справедливо считается ключевой вехой в истории немецкой культуры. Это интеллектуальное и философское движение питалось общественно-политическими и идеями, ранее выработанными в Англии, Франции и Голландии. Вместе с тем, оно было адаптировано к условиям жизни Германии и менталитету ее населения. Немецкое Просвещение характеризовалось меньшей радикальностью и напором, демонстрировало склонность к компромиссу между верой и знанием, а также наукой и религией. Тем не менее, оно сохраняло стремление к свободомыслию и свободе слова, идеям общественного развития, распространения и популяризации знания, а также веру в прогресс и человеческий разум. К числу мыслителей, идеи которых оказали существенное влияние на становление культуры, науки и образования в эпоху немецкого Просвещения, относятся такие известные философы, как Г.В. Лейбниц, Х. Вольф, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и др.
Обращение известного немецкого философа Г.В. Лейбница (1648-1716) к проблемам воспитания человека, не ограниченного в своем стремлении к развитию временными рамками и пределами государственных границ, основано на его понимании человечества как предустановленной гармонии деятельного взаимодействия душ-монад, в каждой из которых «свернута» целая Вселенная («Монадология», «Опыт о человеческом разуме»). Г.В. Лейбниц утверждает, что только рациональное мышление позволяет осознать всеобщность познания истины. В трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» [9], написанном на латыни в 1667 году, он выступает за автодидактизм как культивирование в себе возрастающих потребностей в обогащении знаниями, уже представленными в универсуме. Каждому индивиду (обучающему и обучающемуся) должна быть гарантирована самостоятельность выбора метода обучения. В дальнейшем в его трудах важнейшим приемом раскрытия в индивиде как сложном духовном образовании-монаде безграничной предустановленной гармонии единого для всех реально существующего мира он будет полагать мысленный диалог с великими людьми прошлого, которые своими трудами продолжают влиять на всех ныне живущих как психические сущности-монады. В процессе рационального познания в форме обучения отражается стремление к бесконечно высшему разуму как «беспредельному пределу» развития Вселенной, которое, однако, не исключает интуитивного озарения.
Мир Науки
Категория «мировая мудрость/Welt-Weisheit» является центральной в системе педагогических воззрений немецкого ученого-энциклопедиста Христина фон Вольфа (16791754), изложенных в его фундаментальных трудах «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также обо всех вещах вообще, которые сообщают правду желающим» (1719) [12] и «Разумные мысли об общественной жизни человека» (1721) [11]. Мудрость, как и свет знаний, исходит от божественного начала (рисунок 1).
Рисунок 1. Обложка и фронтиспис книги К. Вольфа «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека» (издание 1752 г.) Девиз на рисунке «Свет пробьется из-за облаков» [12]
Христиан Вольф, признавая универсальную для всего человечества способность постигать множественность универсума, ставит перед каждым человеком задачу учиться ее познавать на основе умений актуализировать силы человеческого разума и их правильного использования в познании истины. Человек, научившись при помощи наставника использовать свой разум, выходит за пределы личной автономности, национальных и государственных границ, открывается миру и становится подлинным космополитом. Индивидуальными средствами формирования космополитических установок называются образовательные путешествия, переписка, благотворительность и опыт участия в религиозных церемониях, позволяющих достичь духовного единения с другими людьми, не принимая во внимание их национальные, культурные и гражданские позиции.
Г.Э. Лессинг (1729-1781) в программных тезисах «Воспитание человеческого рода» (1780) [3, 10] последовательно проводит мысль о всеохватной целости мира и единстве человеческого рода, его населяющего. При определении своей исходной позиции в понимании различий, связанных с форматом рассмотрения проблем формирования и обеспечения сохранения исторической памяти, регламентирующей понимание добра и зла, мыслитель дает определение воспитания применительно к отдельному человеку и человеческому роду в трех первых тезиса. Г.Э. Лессинг пишет: «... для отдельного человека - воспитание, для всего человеческого рода - откровение. Воспитание - это откровение, которое дано отдельному человеку; откровение - это воспитание, которое было дано и теперь еще дается, человеческому
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
роду. Я не буду здесь касаться того, полезно ли рассматривать под этим углом зрения воспитание в педагогике; но что в теологии весьма полезно представлять откровение как воспитание человеческого рода и что это устранит много трудностей, не вызывает у меня сомнения» [3]. В рассуждениях Г.Э. Лессинга, последовательно представленных в тезисах, прослеживаются несколько тематических линий, составляющих лейтмотив данной работы.
Так, задолго до открытия биогенетического закона, согласно которому отногенез повторяет филогенез, а также до появления разнообразных (большей частью спорных) педагогических интерпретаций данного закона, Г.Э. Лессинг рассматривает проблемы воспитания человека и человеческого рода в контексте идеи их сущностного параллелизма. Однако в его подходе представлена диаметрально противоположная логика анализа характера данной взаимосвязи. Рассуждая о том, почему на иудеев как избранный народ была возложена миссия воспитателей рода человеческого на основе христианского учения, Г.Э. Лессинг подробно описывает тяжелый путь духовного становления, пройденный этим народом. Он, по утверждению Г.Э. Лессинга, прошел все ступени «детского воспитания», т.е. «воспитания с помощью непосредственных, чувственно воспринимаемых наказаний и наград» [3] -воспитания побоями, ласками, изгнанием, страданиями на чужбине, возможностью увидеть чудеса, продемонстрированные Всевышним в педагогических целях. Воспитание воспитателей рода человеческого, воплощенное в его испытании, согласно Г.Э. Лессингу, проходит сложную стадию деятельного взращивания истинной морали и осознания народом своей общности. Опыт этого воспитания архетипически укоренен в каждом отдельном представителе этого рода. Он будет осваиваться и не может не транслироваться следующим поколениям, которые будут нести другим народам высокую просветительскую миссию.
Второй важной темой, затронутой Г.Э. Лессингом, является проблема дидактического ресурса, обеспечивающего воспитание человеческого рода. В подходе к рассмотрению данного аспекта воспитания мыслитель обращается к потенциалу универсального понятия «учебная книга». В позиции мыслителя можно выделить метафорический и содержательно-педагогический аспект рассмотрения данного дидактического средства, используемого как инструмент формирования правильного отношения ко всем пережитым испытаниям не только народа-воспитателя, но и отдельного ребенка, ученика, воспитанника, реально включенного в педагогический процесс. Применительно к воспитанию народа учебными книгами являются книги Ветхого и Нового завета. Не отрицая значимости мифологического содержания Ветхого завета, Г.Э. Лессинг указывает на необходимость осмысления более актуального и морально выверенного содержания Нового завета, который дан всему человечеству в то время его взросления, когда оно уже способно его понять, оценить и сделать заложенные в нем идеи руководством к действию.
В работе также применяется принцип параллелизма, согласно которому проводится прямая аналогия между педагогическими требованиями к использованию «начальной книги» для обучения ребенка и «священной книги» для человечества. Эти учебные книги объединяет особый характер изложения и стиль. Абстрактные истины и в первом, и втором случае должны быть «даны в виде аллегорий и отдельных поучительных примеров, о которых рассказывается как о действительных событиях. Так, акт творения рисуется в образе возникающего дня, источник нравственного зла - в образе запретного дерева познания, о происхождении разных языков рассказано в истории о вавилонской башне и т.д. Стиль - то безыскусствен и прост, то поэтичен, преисполнен тавтологий, но таких, которые обостряют восприятие <...> И перед вами все качества начальной книги как для детей, так и для народа в пору его детства» [3]. Характеристики учебной книги, выделенные Г.Э. Лессингом, не потеряли актуальности и в настоящее время.
Мир Науки
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
«Воспитание человеческого рода» является сравнительно небольшой по объему работой, написанной в стилистически сложной манере, соответствующей особенностям научной речи XVIII века. Тот факт, что работа содержит не только утверждения, характерные для стилистики жанра тезисов, но и значительное число элементов эмоционально окрашенной параграфематики, позволяет сделать вывод о том, что работу отличает внутренняя экспрессия. Это находит свое отражение в коммуникативной стратегии, используемой автором, основанной на идее внутреннего диалога с читателем. Масштаб воспитания, заданный Г.Э. Лессингом, в дальнейшем воспринят и развит в труде И.Г. Гердера [2] и других мыслителей, размышлявших вселенском единстве народов в логике реализации просветительских стратегий.
Таким образом, в конце XVII - первой половине XVIII века в немецкой философской мысли на концептуальном уровне оформляются идеи, в дальнейшем составившие основы нового направления, получившего условное название «педагогика космополитизма». Этапы ее становления и развития в эпоху немецкого Просвещения могут быть обозначены по антиномичному критерию «воспитание человека - воспитание человечества», определяющему масштаб и направленность усилий мыслителей, философов, педагогов. В соответствии с данным критерием с определенной долей условности можно выделить этап гносеологического оптимизма (Г.В. Лейбниц, Х. Вольф), характеризующийся верой в познавательный и созидающий потенциал отдельного человека. Усилия педагогов должны быть направлены на развитие форм и приемов мышления, эмпириорационалистическое познание природы, универсума и общества, научные открытия и личностное самосовершенствование. Размышления о судьбах мира и средствах его воспитания также рассматриваются в контексте антиномичной позиции «воспитание человечества», фиксирующей «вселенский» формат просветительского процесса (Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер). Он, также с определенной долей условности, может быть обозначен как этап социокультурного универсализма. В рамках данного этапа логический и содержательный акцент размышлений переносится на поиск объединяющего начала и общих корней представителей современного человечества в историческом, культурном и антропологическом формате. Оба направления развития педагогической мысли немецкого Просвещения, поставившие в центр своих усилий и размышлений формирование человека, преодолевающего территориальные границы и интеллектуальные преграды, способного к единению с другими на основе чувства понимания своей универсальности и стремления к самореализации, оказали значительное влияние на развитие педагогики и образования.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажанова С.П., Федотова О.Д. Математический вектор в педагогическом наследии Адольфа Дистервега // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 10. С. 65-70.
2. Гердер И.Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества Избр. соч. М.; Л., 1959. С. 269-273.
3. Лессинг Г.Э. Воспитание человеческого рода // http://www.portal-сгеёо.ш/8Ье/?аС=НЬ^ё=2457.
4. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. с. 90.
5. Равкин З.И., Корнетов Г.Б., Додонов В.И., Пряникова В.Г., Богуславский М.В., Вендровская Р.Б., Касаткина С.Н., Асташова Н.А., Игнатьева Т.Б., Гирева Л.Д., Басов Н.Ф., Веселова В В., Васильева С.Н., Талалова Л.Н., Федотова О.Д.,
Мир Науки
научный интернет-журнал
Дашковская О.З., Дашковская О.З. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических университетов и институтов по курсу "Философия и история образования" (аксиологический аспект) / Москва, 1995.
6. Федотова О.Д. Проблема формирования математического мышления в «Дидактическом катехизисе» немецкого педагога Адольфа Дистервега: предметная спецификация и советы учителю // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 235.
7. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 106.
8. Федотова О.Д., Зайцева Л.С.Х., Латун В.В. Идея всемирного гражданства и ее педагогическая проекция в зарубежной периодике // Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 4.
9. Leibniz G.W. Nova Methodus discendae docendaeque Jurisprudentiae. Ex artis Didacticae Pribcipiis in parte Generali prae-praemissis, Experientaeque Luce (Neue Methode, Jurisprudenz zu lernen und zu lehren, gemäss den Grundsätzen der Didaktik, die am allgemeinen Teil vorangestellt sind, und im Lichte der Erfahrung) // Hubertus Bursche (Hg). Gottfried Wilhelm Leibniz. Frühere Schriften zum Naturrecht. Hamburg: Felix Meinberg Verlag, 2003. S. 25 - 49.
10. Lessing G.E. Die Erziehung des Menschengeschlechts // http://www.deutschestextarchiv.de/book/view/lessing_menschengeschlecht_1780?p=1 41.
11. Wolf Ch. Vernünftige Gedanken von dem gesellschaftlichen Leben der Menschen https://books.google.ru/books/download/VernUnftige_Gedanken_von_dem_gesellscha .pdf?id=NcoGAAAAcAAJ&hl=de&capid=AFLRE712ZrwmZVO6lGgvq-Q87ofmdtH6WordRol2sqqC2mZlRRu_VCjkyyCHYUUA0y4rQWQY_pF0fz-ndIK0Cm75u0aBUptqVw&continue=https://books.google.com/books/download/Vern %25C3%25BCnftige_Gedanken_von_dem_gesellscha.pdf%3Fid%3DNcoGAAAAcA AJ%26hl%3Dde%26output%3Dpdf&redir_esc=y.
12. Wolf Ch. Vernünfftige Gedancken Von Gott, Der Welt und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen überhaupt // http://books.googleusercontent.com/books/ content?req=AKW5QaflVJEN4pKLqDNdg2TilrsKJt0X9_q0Aku5a3TWbPRzHuKku 8fs_VdN9RhuPvm2ZZN0uc20RRj5SyfcQsVsZEa9eZq2lw7J3Kq0o1wKcM_-3ybp660b6q-RCjCgqfyavihwNw1sKcmXeo2I8Wqu2iJUAKQ08UE16dCyZ7cAwu QA40d2aGoWPyHA9DF 1QDwfXpxj8yTeU0VfPQ_zc1dam4-Kl-kyLNm0l57M 68qDnfZpVBAQAqvyqVJNt6GoXILDxInfdo3_m8I_ph-XHLhvxdWRwVV9Hf K2hdV7WNwkhUxIlsegiyE.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Fedotova Olga Dmitrievna
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Zaitseva Luisa Said-Chuseinovna
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Latun Vladimir Vladimirivich
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Representation of the idea of cosmopolitan education in humanitarian heritage of thinkers of an era of the German Enlightenment
Abstract. The article is devoted to development formation of the idea of world citizenship, which became widespread in Europe in the XVIII century. It is analyzed features of interpretation of the idea of education of the person cosmopolitan in heritage of the famous German thinkers. The cosmopolitan understood himself as "the citizen of the world" - the member of a supranational and extra religious that is "world", "universal" brotherhood. It is shown that initially pacifistic discourse of ideology of cosmopolitism has found reflection in numerous philosophical treatises. Brief characteristic of the era of the German Enlightenment is given. It was characterized by smaller radicalism and a pressure, German Enlightenment showed tendency to a compromise between belief and knowledge, and also science and religion. The theoretical heritage of G.W. Leibniz is considered on the example of his work «A new method of studying and training of law» (1667). Leibniz shows importance of work on himself (autodidacticism) as aspiration to knowledge of universal wisdom. H. Wolfs ideas are disclosed on the example of his works about rational thinking. Individual means of formation of cosmopolitan consciousness installations are called educational travel, correspondence, charity. In G.E. Lessing's work "Education of the Human Race" (1780) the idea of education as overcomings adversities is disclosed. Two periods of cosmopolitan education during the considered period are allocated: stages of gnoseological optimism and sociocultural universalism.
Keywords: education; "the citizen of the world"; cosmopolitism; cosmopolitan education; the age of Enlightenment; rational thinking; humanitarian heritage
Мир Науки 2017, Том 5, №3
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265