Научная статья на тему 'Репрезентации повседневности и образы технологического будущего: по следам комментариев в социальных медиа'

Репрезентации повседневности и образы технологического будущего: по следам комментариев в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ будущего / технологии / благополучие / Россия / ценности / повседневность / image of the future / technology / well-being / Russia / values / everyday life

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шавлохова А. А., Брагин А. Д.

Технологические новшества и достижения нашей страны оказывают различное воздействие на массового «потребителя» информации, который склонен выражать свою точку зрения именно в «цифре». Технологический прогресс определяет дискурс завтрашнего дня, но, при этом, остается неясной картина в отношении образа будущего, которое репрезентируется в контекстах настоящего и в повседневности. В целях проведения всестороннего анализа репрезентаций повседневности в социальных медиа (ВКонтакте), формирующих процесс планирования будущего на основе дисциплинарно-символических пространств (в отношении «технологического благополучия России»), авторами был разработан трехступенчатый комплексный метод (сбор, структурирование и анализ комментариев социальной сети) применительно к фундаментальной части исследования (теоретическая база). В статье делается вывод о том, что несмотря на сложность анализа комментариев в «цифре», можно выявить те триггерные точки, которые могут спровоцировать негативную коннотацию пользователей в отношении конкретных технологических достижений. Делается вывод о том, что пропозициональные установки на основе мнений и высказываний в виде комментариев в социальной сети представляют собой репрезентацию повседневности, которая формирует ценностно-смысловые установки в отношении образов будущего (включая «технологическое благополучие России»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of everyday life and images of the technological future: following comments on social media

Technological innovations and achievements of our country have a different impact on the mass “consumer” of information, who tends to express their point of view precisely in “digits”. Technological progress determines the discourse of tomorrow, but at the same time, the picture remains unclear regarding the image of the future, which is represented in the contexts of the present and in everyday life. In order to conduct a comprehensive analysis of the representations of everyday life in social media (VK), which form the process of planning the future based on disciplinary and symbolic spaces (in relation to the “technological well-being of Russia”), the authors developed a three-stage complex method (collection, structuring and analysis of social network comments) in relation to the fundamental part of the study (theoretical basis). The article concludes that despite the complexity of analyzing digital comments, it is possible to identify those trigger points that can provoke negative connotations among users regarding specific technological achievements. It is concluded that propositional attitudes based on opinions and statements in the form of comments on a social network represent a representation of everyday life, which forms value-semantic attitudes regarding images of the future (including the “technological well-being of Russia”).

Текст научной работы на тему «Репрезентации повседневности и образы технологического будущего: по следам комментариев в социальных медиа»

УДК 316.42(47+57):316.77:004.773.6

5.4.6. Социология культуры

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-2(7)-226-260

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ОБРАЗЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО: ПО СЛЕДАМ КОММЕНТАРИЕВ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Анна Шавлохова,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Томск, Россия).

Anna Shaviokhova,

National Research Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russia).

ORCID: 0000-0002-6439-5828 e-mail: ollyvost@tpu.ru

Александр Брагин,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Томск, Россия).

Aieksandr Bragin,

National Research Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russia).

ORCID.: 0000-0003-4148-4980 e-mail: bragin@tpu.ru

---—---^--

Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 2024, 2 (7), 226-260.

Для цитирования статьи:

Шавлохова, А. А., & Брагин, А. Д. (2024). Репрезентации повседневности и образы технологического будущего: по следам комментариев в социальных медиа. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 2(7), 226-260. ТНрэ://Со1.огд/10.34680/Е^СРТ-2024-2(7)-226-260

Аннотация: технологические новшества и достижения нашей страны оказывают различное воздействие на массового «потребителя» информации, который склонен выражать свою точку зрения именно в «цифре». Технологический прогресс определяет дискурс завтрашнего дня, но, при этом, остается неясной картина в отношении образа будущего, которое репрезентируется в контекстах настоящего и в повседневности. В целях проведения всестороннего анализа репрезентаций повседневности в социальных медиа (ВКонтакте), формирующих процесс планирования будущего на основе дисциплинарно-символических пространств (в отношении «технологического благополучия России»), авторами был разработан трехступенчатый комплексный метод (сбор, структурирование и анализ комментариев социальной сети) применительно к фундаментальной части исследования (теоретическая база). В статье делается вывод о том, что несмотря на сложность анализа комментариев в «цифре», можно выявить те триггерные точки, которые могут спровоцировать негативную коннотацию пользователей в отношении конкретных технологических достижений. Делается вывод о том, что пропозициональные установки на основе мнений и высказываний в виде комментариев в социальной сети представляют собой репрезентацию повседневности, которая формирует ценностно-смысловые установки в отношении образов будущего (включая «технологическое благополучие России»).

Ключевые слова: образ будущего, технологии, благополучие, Россия, ценности, повседневность.

Введение

В эпоху развития цифрового формата коммуникации социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Они предоставляют платформу для обмена информацией, выражения мнений и обсуждения актуальных тем. Однако, помимо простого обмена информацией, социальные сети формируют и отражают образы будущего и репрезентации ^ повседневности своих пользователей, демонстрируют, в рамках

каких парадигм тот или иной пользователь думает, размышляет о своем настоящем одновременно проецируя свое же будущее. Анализ комментариев к новостным постам и статьям может помочь понять, как пользователи социальных сетей воспринимают свою текущую реальность и какие у них складываются представления о будущем. Это позволит выявить общие тренды, страхи, надежды и ожидания, которые живут в сознании современного человека. Особенностью настоящего исследования является учет множества факторов, влияющих на содержание и тональность комментариев в социальных сетях. Среди них: тип исследуемой страницы (официальные организации, компании или частные лица), тематический уклон страницы, а также влияние комментариев, созданных ботами, на формирование общественного мнения.

Важность исследования подтверждается растущим влиянием социальных сетей на формирование общественного мнения, принятие решений и социокультурные процессы в обществе. Понимание того, как формируются и меняются образы будущего и репрезентации повседневности, может стать ключом к пониманию динамики социальных изменений в современном мире. В последние годы многие исследователи обратили внимание на влияние новых медиа на общественное мнение и поведение людей. В этом контексте особое внимание уделяется анализу комментариев и взаимодействия пользователей в социальных сетях. В работе Stevenson и его соавторов [Stevenson et al. 2023] поднимается вопрос об особенностях детского мировосприятия через призму коммуникации детей с игрушечными блоками (в частности, с

конструктором «LEGO»). Авторы исследуют, как дети выражают свое видение цифрового мира через конструкции из этого вида игрушек, что может служить примером использования нестандартных методов для изучения восприятия пользователей различных возрастных групп. Chen анализирует влияние новых медиа на традиционную коммуникационную теорию. Основываясь на примере «Chai Jing Event», рассматривается, как развитие новых медиа повлияло на тренды документальных фильмов и как это отразилось на общественном мнении [Chen 2016].

Также, не является секретом, что в пространстве социальных медиа личность не только может смело выражать свое мнение и быть хоть и анонимно, но услышанным, но и само по себе влияние социальных сетей проявляется в том, что пользователи стараются получить социальные оценки своим действиям (постам, фотографиям, статусам, изречениям и т. д.), что было доказано в эксперименте нидерландских исследователей [Lindstrom et al. 2021: 2]. Также ученые подтвердили идею о том, что пространство повседневности социальных сетей уже действительно можно рассматривать как подобие ящика Скиннера для изучения поведенческих моментов личности. Нейронаука также не стоит в стороне от изучения поведения людей в социальных сетях [Meshi et al. 2015]. В последние десятилетия складывается и новая область исследования, ядром которой выступают теоретико-практические аспекты влияния цифровизации на существование человека и

понятие цифровом экзистенции (digital existence) [Сокулер 2017; Ocheretyany 2019; Sokolovskiy 2021].

Постановка проблемы

Объектом настоящего исследования является пространство социальных сетей, как набор репрезентаций повседневности, отражающих образы будущего. Сложность анализа социальных сетей связана с постоянной трансформацией репрезентаций повседневности в данные, которое не обладают стабильностью, так как цифровой мир можно отнести к понятию «текучего» [Bauman 2000] - в этом заключается проблематика исследования. Социальные медиа формируют новую культуру и новые правила коммуникаций по отношению как к окружающим, так и к самому себе, и своему будущему [Лукьянова & Скальная 2023: 450]. В этой связи исследование социальных сетей, а конкретно -комментариев пользователей относительно такого конструкта повседневности как «технологическое благополучие России», «технологический суверенитет» является одним из перспективных направлений исследования понимания коммуникативного альянса «Я - будущее».

В связи с этим, предметом нашего исследования является установление устойчивых коммуникативных паттернов, фиксирующих репрезентации повседневности относительно «технологического благополучия России» в социальных медиа (ВКонтакте). Гипотеза исследования предполагает, что посредством данных коммуникативных паттернов, наиболее часто

встречающихся в комментариях во ВКонтакте, индивидуальные контексты повседневной жизни встраиваются в социальные отношения в процессах планирования (проектирования) будущего и создают устойчивые конфигурации дисциплинарно-символических пространств.

Научная значимость и актуальность исследования связаны с выработкой нового методического инструментария для анализа эмпирически-полученных данных в отношении репрезентаций образов будущего (в отношении «технологического благополучия»). В перспективе планируется не только фиксирование репрезентаций, но и их изучение в части влияния на жизненный мир человека (прогнозирование будущего).

На основе анализа репрезентаций повседневности в социальных медиа представляется возможным выявить триггерные точки, на которые следует обратить внимание при формировании государственной цифровой политики для формирования адекватного ответа на негативный фон, формируемый в отношении как технологического развития России, так и будущего России в целом.

Основная часть

Настоящее исследование является междисциплинарным, так как авторы работы сконцентрировлись не только на исследовании репрезентаций повседневности в отношении «технологического благополучия России» для отражения образа будущего, формируемого в социальных сетях с позиции социально-

философского анализа (теоретический аспект). Но и на разработке методики исследования и анализа комментариев из социальных сетей с точки зрения информационных технологий (прикладной аспект).

Здесь мы говорим о ментальности личности, которая имманентно погружена в цифровое пространство и, зачастую на основании продуцируемых в нем мнений, формирует свое представление о реальности и о будущем. Одним из ярких примеров может служить влияние социальных сетей на результаты предвыборных кампаний в зарубежной практике. Так, согласно отчету исследовательского центра «Pew Research Center», во многом благодаря использованию социальных сетей Бараку Обаме удалось выиграть выборы 2008 года, так как в процессе предвыборной гонки он задействовал именно социальные медиа для управления общественным мнением. Также характерным примером является бюджет Сената штата Техас (США), потраченный на выборы, согласно «Center for Responsive Politics» это 93 миллиона долларов. Причем большая часть этой суммы была затрачена именно на управление общественным мнением через социальные сети [Social Media's Influence on Elections 2022].

Подобный пример актуален в связи с тем, что картина будущего у человека складывается под воздействием ряда факторов, одним из которых является и политическая ситуация, где выборы - прямой путь к изменению коллективного будущего. И, в данном случае, «цифровая» ментальность диктует нам именно те 10 препозиции, которые формируются в коллективном сознании в

социальных сетях. Этот факт подтверждается и в зарубежных исследованиях касательно изучения влияния эффекта эхо-камеры в социальных медиа. Любая идея, убеждение или потребность в чем-то может быть усилена или же полностью внедрена в сознание пользователя в случае, когда она многократно мелькает перед его глазами в социальных сетях в круге его друзей, подписок и т. д., внутри закрытой системы [ОпеШ 2021].

Визуализация распространения фейков за счет эффекта эко-камеры в социальных сетях [Kumar et al. 2018: 9]

Изначально нам потребуется привести раскрытие философской стороны «цифровой» ментальности и того, что можно понимать под идеей репрезентаций повседневности.

С точки зрения зарубежных исследователей начала XX в. (Х. Патнэм) когнитивная наука должна не только рассматривать

«узкие» участки нашей ментальности, но и привлекать к решению сложных задач поведенческого характера и идеи философии функционализма. По мнению Х. Патнэма именно функционализм является наиболее предпочтительной теорией для исследования проблематики идентичности личности, ее поведенческих нюансов и теории ментальности, так как функционализм связывает не только когнитивные функции человека, но и его устремления, желания, эмоциональную составляющую его мыслительной деятельности [Putnam 1975: 76]. Другой американский философ и психолингвист Дж. Фодор предложил, на основании идей функционализма, рассмотрение модулярности ментальности человека в качестве гипотезы о «ментализме» (своеобразный врожденный язык мысли) [Fodor 1981; Rescorla 2019]. Если стандартная психология предсказывает поведение человека на основании его убеждений, страхов и желаний, то ментализм Дж. Фодора пытается объяснить поведенческие факторы личности через теорию пропозициональных установок, где центральное место занимают ментальные репрезентации.

Термин «пропозициональная установка» принадлежит Б. Расселу и отражает идею о том, что подобные сценарии представляют собой отношения в виде «желаний», «мнений», «ожиданий» от чего-либо. По мнению Б. Рассела, именно анализ «мнений» важен для изучения логики и теории познания [Russell 1918]. С позиции Дж. Фодора ментальная репрезентация есть мысленный эксперимент с участием семантических свойств нашего языка (например, значение, условие истинности, денотат и прочее) [Fodor

1987: 26-27]. То есть, когнитивные, ментальные процессы закладываются, в том числе, и тем смыслом, который «функционирует» в перерабатываемой нашим мозгом информации (в том числе, получаемой извне - через социальные сети).

Несмотря на предпочтительность идей функционализма для понимания ментальности человека, современные зарубежные исследователи далеко не всегда согласны использовать указанный метод для анализа человеческой деятельности, поведения и мыслительных процессов [Polger & Scheier 2016: 11]. К примеру, современный ученый П. Голдфрей-Смит рассматривает субъективный опыт человека через призму нементального субстрата - когда деятельность и мышление человека как бы «помещены» под «компьютер» (т. е. в цифровую среду, где взаимодействует личность), и на основании оперирования с «цифрой», в дальнейшем, выстраивается ментальная картина окружающего мира [Godfrey-Smith 2016: 485].

Интересной, на наш взгляд, является современная методика 4E Cognition (The Four E's Cognition Theory), первые упоминания о которой относят к книге Э. Чамеро «Radical Embodied Cognitive Science», в предисловии к которой автор написал: «Я полагаю, что Дж. Фодор был не прав относительно всего» [Chemero 2011: 5].

В свое время мы описали в статье как Э. Чамеро предложил интересный методический подход к пониманию ментальных структур человека через 4 основные концепции:

• Embodied (Телесное воплощение);

• Embedded («Встроенное», в среду, воплощение);

• Enacted (Принятие или связывание с каким-либо действием);

• Extended («Расширенное» понятие личности, которое предполагает расширение личных границ за счет использование гаджетов, «образов вещей») [Шавлохова 2023b, 2023a]. о собственном восприятии представленных кинокартин.

r Embodied < Embedded

w ^ 4E

Cognition

Extended

Концепция 4E Cognition. Изображение размещено в свободном, доступе: https://www. chain. hokudai. ac.jp/news/2734/

В свою очередь, идеи Л. С. Выготского позволяют нам рассматривать повседневность социальных сетей именно как описанную с помощью знаковости/словесности форму реальности. Посредством словесного означивания реальности в «цифре» пользователь соединяет мысли и слова воедино, если

Цф опираться на концепцию Л. С. Выготского [Выготский 2019: 262], и не

ю

^ только.

В данном случае, применительно к «цифровой ментальности», которая в знаково-символической форме репрезентирует повседневность, мы можем также апеллировать к словам О. Кюльпе, который, говорил: «Мы не только скажем - мыслю значит существую, но также - мир существует как мы его устанавливаем и определяем» [Кюльпе. Цит. по: Марков 2017].

Визуализация возрастающей роли Интернета в жизни современного человека. Изображение размещено в свободном доступе: https://salid.ru/journal/kak-borotsya-s-internet-zavisimostyu

Проводя параллель с концепцией 4E Cognition и идеей репрезентации повседневности в социальных медиа мы как раз можем усмотреть необходимость исследования знаково-символических (в данном случае, словесной формы, выраженной в комментариях) форм опосредования цифровой ментальности, которая также есть не что иное, как частное определение мира, пропущенное через собственную ментальность, но также сформированное под воздействием того, как о мире говорят другие в «цифре» (Embedded). Сюда же и присовокупляется и «Расширенное» понятие личности, которое уже было рассмотрено одним из авторов исследования в предыдущих работах [Шавлохова 2023b, 2023а].

Идеи В. А. Лекторского дают нам более полное понимание того, почему так важно обращать исследовательский интерес современных философов на репрезентации повседневности, с помощью которых мы формируем образ будущего не только для себя, но и понимание будущего собственной страны. В одной из последних работ В. А. Лекторский справедливо отметил, что основные моральные принципы, формируемые личностью в различных сферах своей жизнедеятельности, не предлагают каких-либо точных правил. Но даже в том случае, когда мы имеем уже выстроенный для нас ряд предписаний для достижения целей, сама постановка этой цели зависит от наших моральных принципов и ценностей: «А ценности - не набор правил и не сумма технологий. Но ведь именно ценности лежат в основе той или иной культуры и определяют характер социальных институтов»

О*

[Лекторский и др. 2022: 20]. Используя идеи В. А. Лекторского мы может рассмотреть современный цифровой нарратив не только как «рассказ о своем прошлом», но и как нарратив «своего будущего». По мнению авторов исследования, опредмечивая нашу реальность через словесно-ментальные конструкты, мы формируем «цифровую» ментальность, которая отражает наше видение будущего (и технологического благополучия, в том числе).

По мнению В. А. Лекторского, «Цифровизация не помогает уйти от неопределенности» [Лекторский и др. 2022: 29], но в данном случае мы рассматриваем не инструментальный аспект цифровой реальности, а акцентируем саму важность поиска инструментов для исследования этой цифровой реальности, которые позволили бы проанализировать «цифровую» ментальность в отношении репрезентаций о технологическом благополучии России, как части образа будущего.

Таким образом, базируясь на анализе литературы, мы можем сформулировать собственное представление о «цифровой» ментальности и репрезентациях повседневности в социальных медиа. По нашему мнению, репрезентацией повседневности является тот пропозициональный образ, который формируется на основе ряда мнений (комментариев), высказываемых пользователями в пространстве социальных сетей. Эти пропозициональные установки (негативная/позитивная/нейтральная окраска) определяют характер ценностных установок в отношении образов будущего (включая и «технологическое

Ю благополучие», как часть этого будущего).

Методология и методика исследования

Для достижения поставленной в исследовании цели -анализа репрезентаций повседневности и образов будущего на основе комментариев в социальных медиа, был использован комплексный метод анализа данных.

Первый этап комплексного метода заключается в сборе постов из новостных сообществ в социальной сети ВКонтакте с помощью веб-парсера, представляющего собой программный скрипт на языке Python, использующий API социальной сети для автоматического сбора данных.

Применение веб-парсера позволило существенно ускорить процесс сбора данных и сделать его более эффективным, а также упростить доступ к большим объемам информации. Для автоматизации поиска, сбора и анализа данных в социальных сетях зачастую применяется такой инструмент, как парсинг, что отражено в ряде отечественных публикаций [Ивлева и др. 2015; Суханов & Маратканов 2017]. Парсер настроен на сбор данных, таких как: текст поста, дата публикации, количество лайков, репостов и комментариев. После сбора, данные были систематизированы для удобства дальнейшего анализа.

На следующем этапе разработанного нами комплексного метода происходит отбор собранных постов на предмет их соответствия тематике исследования. Для этого нами были выделены ключевые слова, связанные с репрезентациями повседневности, отражающими технологическое благополучие, будущее и т. д., а именно: «будущее», «технологии», «инновации»,

«прогресс» и т. д. Посты, содержащие именно эти ключевые слова, были отобраны для дальнейшего анализа.

Третий этап комплексного метода заключается в анализе комментариев к выбранным постам. Анализ комментариев позволил получить представление о том, как пользователи социальных сетей воспринимают представленные в новостных сообществах образы будущего с позиции технологического суверенитета страны, так как именно подобные индивидуальные контексты повседневной жизни встраиваются в социальные отношения в «цифре» и формируют «общую картину» для молодежи. Конфигурации дисциплинарно-символических пространств, выраженные в виде комментариев в социальных сетях, по нашему мнению, и являются тем полем, в рамках которого создается образ технологического благополучия страны.

Один из способов анализа комментариев заключался в создании облаков слов (тегов) на основе текстов комментариев. Этот метод позволяет визуализировать наиболее часто встречающиеся слова в тексте и выделить основные темы, поднимаемые пользователями.

Для построения облака слов был выполнен следующий алгоритм c использованием языка программирования Python:

• удаление предлогов и стоп-слов из комментариев,

• объединение всех комментариев в один текст,

• создание облака слов с использованием библиотеки «WordCloud»,

• визуализация облака слов.

Кроме того, была проведена дополнительная фильтрация текста для исключения нежелательных слов, таких как «и», «а», «не» и других. Это позволило улучшить визуализацию и сделать облако слов более информативным и представительным.

Помимо этого, для анализа комментариев были использованы языковые модели, основанные на технологии глубокого обучения, которые представляют собой мощный инструмент для анализа текста и выявления скрытых закономерностей и зависимостей между словами и фразами. Эти модели обучаются на больших объемах текстовых данных и способны генерировать текст, аналогичный по структуре и смыслу обучающим данным. В научных работах языковые модели используются для решения различных задач, таких как: определение эмоциональной окраски текста, разделение текстов на категории и т. д.

При анализе комментариев важно учитывать тематику сообществ (мы анализировали те группы во ВКонтакте, которые так или иначе публикуют посты с информацией о технологических новшествах, достижениях России). Важно также отбирать рекламные комментарии и комментарии программ-ботов. Эти факторы могут существенно исказить результаты анализа, исказить искомую информацию [Дагаева и др. 2018], в результате чего они не будут отражать реальные образы будущего, которые формируются в общественном сознании.

3

см

Извлечение постов и комментариев к ним из социальных сетей

Фильтрация постов „,.„(,„«„^в«».«ни на основе ключевых слов

¡3

СМ

^УД^^енеры

? '• работой 1П л у

посмотришь

великие^ г

Анализ комментариев на основе облака слов

Визуализация этапов комплексного метода по анализу комментариев социальной сети

ВКонтакте в авторском исполнении.

Тематика сообщества является ключевым аспектом при анализе, поскольку различные сообщества могут представлять интересы разных групп людей и, соответственно, формировать разные образы будущего. К примеру, сообщества, посвященные науке и технологиям, скорее всего, будут формировать более оптимистичный и прогрессивный образ будущего, в то время как сообщества, связанные с экологией и защитой окружающей среды,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.Анализ комментариев с помошью языковых моделей

___ ^^ _

Бхрепепсе тйшшея. Зосю-СикигаI ЯезеагеН Technologies (Б13СЯТ), 2024, 2 (7), 226-260.

могут формировать более пессимистичные и критические образы, пропагандируя отказ от современных технологий, нивелируя достижения промышленности, отражая лишь негативную сторону того или иного производства в стране.

Подобная двойственность может становится основной также и для социальных разногласий, когда, в большинстве своем, массам оказывается видна лишь общая «картина», а концептуальный аспект события доступен только более привилегированным слоям, или тем, кто готов перерабатывать и осмысливать, сравнивать и анализировать большие объемы информации (ввиду перенасыщенности информационного пространства). Именно на этом стыке, по нашему мнению, и формируется в головах молодого поколения образ «отсталой, в технологическом плане, России». Вследствие того, что в пространстве социальных сетей и СМИ долго и упорно превалирует образ «отставания» нашей страны (в легком, доступном варианте для осмысления, с красивыми картинками, схемами или через «мемы»), большинству нет смысла разбираться в основных проблемах, с которыми столкнулось наше государство в процессе передела собственности, оттока «мозгов» в зарубежные страны и прочих негативных факторов.

Ярким примером может служить нашумевший доклад Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ «Россия на рынках передового производства», созданный авторским коллективом под руководством Ю. Симачева [Симачев 2021], который прозвучал на международной научной конференции, организованной совместно

I

СМ

НИУ ВШЭ и Сбербанком [XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества 2021]. В рамках указанного доклада представители ВШЭ отнесли Россию к «опаздывающим производителям» как раз по уровню развития передовых технологий. Общая риторика доклада, при этом, сводилась к сравнению доли нашей страны в экспорте высокотехнологичной продукции, которая, в среднем, составляла 0,2-0,5 %, что, действительно, на первый взгляд кажется незначительным индикатором. К докладу были приложены красочные схемы и рисунки, наглядно демонстрирующие отсталость России по сравнению с другим странами.

Доля стран в суммарном экспорте товаров общего рынка передового производства (%, 2018 г.)

0,3

Китай Германия США Гонконг Корея Сингапур Япония Тайвань Франция Россия Прочие

страны

Источник: расчёты авторов доклада, данные СОМТ11АОЕ, классификация НБ 2017.

Доля стран в мировом экспорте передового производства на 2018 г. Изображение размещено в свободном доступе: https://iq.hse.ru/news/463561256.html

Так как для большинства населения НИУ ВШЭ, действительно, ^ является «лидером мнений», то для массового зрителя «цифрового

поля» этот доклад окончательно сформулировал мнение о технологической отсталости нашей страны. В данном случае мы видим, как раз его иконическое (образное) представление, тогда как концептуальное «значение» доклада осталось для большинства «за кадром». А именно: сравнительный анализ по экспорту высокотехнологичной продукции был представлен в разрезе трех индексов (индекса интенсивности импорта, индекса интенсивности экспорта и индекса интенсивности патентов вкусе с долей страны в мировом ВВП) по данным, взятым за 2002-2018 гг.

Анализируемый промежуток времени имеет значительный концептуальный смысл, так как промежуток в «начале нулевых» (после 90-х годов) характеризовался отсутствием каких-либо инвестиций в производственный и научно-технический сектор России. Во второй половине 2000-х годов в России происходили лишь незначительные попытки реанимации технологий за счет конвертации доходности от продажи нефтепродуктов. Затем произошел кризис мировой финансовой системы в 2008 году, после которого наша страна стала заниматься развитием высоких технологий только в 2010 году через систему государственных инвестиций и проектов.

Вышеозначенное следует из доклада, разработанного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ассоциацией инновационных регионов России совместно с Группой «Интерфакс», где указано, что доля высокотехнологичного сектора в объеме государственных закупок в России стала расти

3

СМ

только с 2010 г. [Адамайтис 2019: 40]. Тем не менее, доклад НИУ ВШЭ произвел свое впечатление на цифровое поле и только лишь основательно подпитал образ «отсталости» нашей страны в области технологического лидерства.

Возвращаясь к нашему исследованию, подчеркнем, что мы также пытались нивелировать долю рекламных сообщений, попадающихся в комментариях. Рекламные комментарии также могут искажать результаты анализа, поскольку они создаются с целью продвижения товаров или услуг и не отражают реальные взгляды и мнения людей. Аналогичным образом, комментарии программ-ботов могут создавать искаженное представление о том, какие образы будущего преобладают в обществе, поскольку они генерируются автоматически и не отражают реальное человеческое сознание в Сети, поскольку их источник не является реальной личностью.

Таким образом, учет тематики сообщества, а также отсеивание рекламных комментариев и программ-ботов является необходимым условием для получения достоверных результатов анализа и формирования реального представления о том, какие образы будущего в отношении технологического благополучия преобладают в сознании общества.

Результаты исследования

Результатом примененного комплексного метода по поиску постов, содержащих информацию о технологических достижениях ^ России, анализу комментариев к ним и применению языковой

модели, является выделение ряда выражений, звучащих в общем потоке информации «цифровой» ментальности.

1) Среди комментариев наиболее часто упоминается слово «космос». Что свидетельствует о том, что тема космических путешествий и исследования космоса является важной для комментаторов в контексте будущего и технологий. Комментарии пользователей включали в себя различные аспекты этой тематики: такие как развитие космической техники, исследование новых планет и возможность колонизации космоса и проч.

2) Следующая тематика, наиболее часто встречающаяся среди комментариев в отношении технологий, касалась применения роботизированных устройств в микрофинансовых организациях и банках (новость: «Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал законным решение о наказании банкиров, чьи роботы-коллекторы слишком назойливо звонили должнику»). Примеры комментариев звучали следующим образом (орфография и пунктуация авторов сохранены):

А) «Ой, слава Богу! Наконец-то навязывать никто ничего не будет, это боль»;

Б) «А как быть со звонками банков навязывающих кредиты. Большей половины должников не было бы, если бы банки с такой легкостью не раздавали «легкие» деньги».

Подобные утверждения свидетельствуют о том, что роботизация банковской системы, в целом, хоть и имеет свои преимущества, но воспринимается общественностью уже с негативной точки зрения. То есть на первый план выходит не идея

технологического новшества, как инструмента, призванного облегчить жизнь человечеству, а как инструмента давления на потребителей [Некита & Маленко 2024: 99] и навязывания банковских услуг с помощью роботов-ботов.

3) Говоря о технологиях, применяемых не только в России, следует отметить ряд комментариев, посвященных применению роботов на складских помещениях пунктов доставки товаров (новость: «На складах Amazon работают роботы-грузчики»). Примеры комментариев звучали следующим образом (орфография и пунктуация авторов сохранены):

A) «Тормозные пока что роботы».

Б) «Не дай бог проявить неучтивость к этому работнику... Что будет... Восстание роботов».

B) «Давно пора зачем человек с мозгами должен мучиться на трудных работах человек должен работать умом и для физической работы должен придумывать своим умом роботов».

Г) «Со временем их запретят, когда уровень безработицы достигнет пика и начнутся бунты со сломанными ножками и головами роботов».

Д) «Демонстрационный вариант. Носят пустые коробки. Мексиканцы будут проворнее».

Е) «С такими работниками посылки не дождешься».

Таким образом, комментаторы хоть и связывают будущее с развитием технологий и возможностью решения каких-либо задач по облегчению физического труда человека, однако, в то же время, опасаются за ряд новых проблем, которые могут возникнуть от

применения роботизации (потеря рабочих мест, социальные бунты и т. д.)

Далее, проанализировав комментарии, нами было сгенерировано облако слов, как пример визуальной схемы репрезентаций повседневности.

кчОх1|-| I- Мои

§ ^sgS.nto

f fjcQS gl'S-. общество

J^rüZ *U ag ^ ^ О 4 G H Ь

сейчас 1 g. ^,:Х0р£щегсГ работы

rot

X:

(YV>>

о6«^ст»еммо»»у ¿-piJiHMB

Isr\K..

I >

реп*

я IUI 1 I/ 1 v ■ ■ B—K 1)1 f l/l I/

I * I II I ■ ■ I ' |r I W

^И* iS?.'.'. _r образование I ^^ a

I особенно гиреум—:

МОГуТрезультатам . . . _ _ _ - i

д xr^pTiучителей

Q J Мл nnn^rnnLi дет

еЩе .Модератор^

* Есть изменени яда

застали Знание ЛЖ? СПЭСИбО внес

Облако слов, составленное на основе комментариев социальной сети ВКонтакте с применением

В представленном варианте облака слов отображены словесные репрезентации, которые наиболее часто встречаются в комментариях. Стоит отметить, что в общей массе часто звучали

ш

^ такие слова, как: «образование», «школы», «учителя», «дети»,

«патриотизм», «любовь». Такие конструкты подчеркивают, что будущее детей непосредственным образом связано с образованием и его ролью в формировании патриотизма и любви к родному городу, стране и т. д.

В свою очередь, в облаке слов также видны и другие слова, являющиеся репрезентациями скорее экологической повестки, проблем дефицита природных ресурсов, к примеру: «вода», «мусор», «пластик», «нефть» и «газ». Это свидетельствует о том, что пользователи социальной сети обеспокоены складывающейся экологической ситуацией и подчеркивают необходимость бережного отношения к природе для сохранения благополучия будущих поколений.

Таким образом, на основе анализа комментариев можно сказать, что современный обитатель «цифрового пространства» видит будущее через призму освоения космоса, проблем, связанных с роботизацией, образования детей, экологии и природных ресурсов. Вышеозначенные слова являются, в свою очередь, теми правилами, ключевыми моментами, которые влияют на формирование положительного образа будущего страны (коллективный образ будущего).

Выводы

Авторы исследования делают следующие выводы. Сложность и «текучесть» пространства социальных сетей является проблемным моментом для анализа репрезентаций повседневности. Но, все же, если применить не только

ю м

фундаментальный анализ, в частности концепцию 4E Cognition (в части идеи «ЕтЬес1с1ес1»-мышления, с «облегченной» формой мышления) и идеи В. А. Лекторского (через словесно-ментальные конструкты мы формируем «цифровую» ментальность), но и использовать комплексный метод для анализа комментариев, то возможно достигнуть определенных результатов. Разработанный авторами статьи инструментарий позволил установить устойчивые коммуникативные паттерны, фиксирующие репрезентации повседневности относительно «технологического благополучия России», бытующие во ВКонтакте. Также авторы применили облако слов (в рамках используемого трехступенчатого комплексного метода), что позволило подсветить тот «сетевой» дискурс, который формируется в отношении концепта «технологическое благополучие». А именно:

а) пользователи часто акцентируют внимание на космических программах, разработках, выражая некоторую футуристическую направленность своих идей (возможно, сформированных под влиянием писателей-фантастов) в отношении космических путешествий;

б) комментарии, связанные с роботизацией, отражают больше негативный, нежели позитивный образ будущего. В массе своей комментаторы хоть и связывают будущее с развитием технологий и возможностью решения каких-либо задач по облегчению физического труда человека, однако, в то же время, опасаются появления ряда новых проблем, которые могут возникнуть в

10 результате применения роботизации (безработица, «восстание

машин» и прочее). То есть такие технологические достижения, как роботизация и автоматизация каких-либо процессов все-таки связывается в умах пользователей с субъективной стороной человека: с человеком проще договориться, человек имеет свои преимущества по отношению к машине и прочее;

в) пользователи социальной сети осознают, что модель технологического благополучия невозможно выстроить без грамотного образования и учителей, педагогов (то есть, все же существует понимание «субъектного» статуса образования, где даже онлайн-обучение не заменит пока «проводника» в мир технологий, что тоже очень важно).

Также авторами исследования сформулировано собственное представление о «цифровой» ментальности и репрезентациях повседневности в социальных медиа, которое заключается в утверждении, что репрезентация повседневности в «цифре» есть пропозициональный образ, формируемый на основе комментариев, определяющих ценностные установки в отношении образа будущего (негативная/позитивная/нейтральная окраска).

Таким образом, по нашему мнению, индивидуальные контексты повседневности в виде определенных репрезентаций встраиваются в социальные отношения в «цифре» и отражают видение технологического благополучия в России в виде некоторого набора субъективных переживаний. Предлагаемый авторами инструментарий позволяет фильтровать структурировать, а также анализировать полученную в Сети

г)

10 информацию, на фоне ее нестабильности и сложности.

Проект № FSWW-2023-0012 реализован в Национальном исследовательском Томском политехническом университете по итогам отбора научных проектов, проведённых Министерством высшего образования и науки РФ и ЭИСИ.

Литература

Адамайтис, С. А., Баринова, В. А., Земцов, С. П., Кидяева, В. М.,

Коцюбинский, В. А., Семенова, Р. И., Федотов, И. В. & Царева, Ю. В. (2019). Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». Москва: РАНХиГС, АИРР, выпуск 2. Режим доступа: nnnibpcajpcglclefindmkaj/https://maginnov.ru/assets/files/analytics/zem cov-barinova-i-dr.-nacionalnyj-doklad_vysokotehnologichnyj-iznes-v-reionah-rossii_2019.pdf (дата обращения: 16.10.2023).

Выготский, Л. С. (2019). Мышление и речь. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер».

Дагаева, М. В., Катасёва, Д. В. & Катасёв, А. С. (2018). Обнаружение программ-ботов в социальных сетях на основе методов интеллектуального анализа данных. Информация и безопасность, 27(4), 540-545.

Ивлева, А. С., Ошмарина, О. Е. & Шадрина, Е. В. (2015). Автоматизация сбора и анализа данных в социальных сетях. Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 7(108), 283-288.

Марков, С. (2017). Освальд Кюльпе - Основатель Вюрцбургской школы. Genvive: : join us on social media. Режим доступа: https://geniusrevive.com/osvald-kyulpe-osnovatel-vyurtsburgskoj-shkoly/ (дата обращения: 16.10.2023).

Лекторский, В. А., Васильев, С. Н., Макаров, В. Л., Хабриева, Т. Я., Кокошин, А. А., Ушаков, Д. В., Валуева, Е. А., Дубровский, Д. И., Черниговская, Т. В., Семенов, А. Л., Зискин, К. Е., Любимов, А. П., Целищев, В. В. & Алексеев, А. Ю. (2022). Человек и системы искусственного интеллекта. Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Юридический центр».

Лукьянова, Н. А., & Скальная, О. А. (2023). Феномен дизайнирования будущего: эффект метрономов. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 27(2), 443-456.

https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-443-456

Некита, А. Г., & Маленко, С. А. (2024). Визуальная милитаризация бытия: голливудские стратегии эстетизации насилия. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 1 (6), 85-133. https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-1(6)-85-133

Симачев, Ю. В., Федюнина, А. А., Юревич, М. А., Кузык, М. Г., Зудин, Н. Н. & Городный, Н. А. (2021). Россия на рынках передового производства. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики. Режим доступа: https://clck.ru/3B4hNA (дата обращения: 16.10.2023).

Соколовский, С. В. (2021). Тело киборга: человек и концепция расширенного организма. Сибирские исторические исследования, 1, 200-214. https://doi.org/10.17223/2312461X/31/10 Сокулер, З. А. (2017). "Fundamental Ontology" and the Ontology of Digital World.

Вестник Московского университета. Философия, 6, 3-17. Суханов, А. А. & Маратканов, А. С. (2017). Анализ способов сбора социальных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данных из сети Интернет. International scientific review, 7(32), 22-25. Шавлохова, А. А. (2023a). «Расширенное Я» и искусственная социальность. Мировоззренческие основания культуры современной России. Сборник научных трудов XIVМеждународной научной конференции ( стр. 173-175). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Шавлохова, А. А. (2023b) (2023, 20 октября). «Расширенное я» как коммуникативный концепт цифровой реальности. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 75. Режим доступа:

http://journals.tsu.ru/philosophy/&journaLpage=archive&id=2407 (дата обращения: 20.10.2023). XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (2021). Москва: НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://conf.hse.ru/2021/ (дата обращения: 20.10.2023). Bauman, Z. (2000). Liquid Modernity. Wiley. Available at: https://www.wiley.com/en-us/Liquid+Modernity-p-9780745624099 (accessed: 05.10.2023). Cinelli, M. (2021). The echo chamber effect on social media. The Proceedings of the National Academy of Sciences, 9, 1-8.

https://doi.org/10.1073/pnas.2023301118 Chemero, A. P. (2011). Radical Embodied Cognitive Science. Cambridge: The MIT Press.

Chen, J. (2016). Extension and deepening of new media development to the traditional communication theory from the perspective of «Chaijing Event». International Conference on Education, Management and Computing Technology IICEMCT-16) (pp. 1279-1284). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/icemct-16.2016.272 Fodor, J. (1981). Methodological solipsism considered as a research strategy in

cognitive psychology. Cambridge: MIT Press. Fodor, J. A. (1987). Psychosemantics: The problem of meaning in the philosophy of

mind. Cambridge: MIT Press. Godfrey-Smith, P. (2016). Mind, Matter, and Metabolism. Journal of Philosophy,

ИЛЮ), 481-506. https://doi.org/10.5840/jphil20161131034 Kumar, S., Jiang, M., Jung, T., Luo, R. & Leskovec, J. (2018). MIS2: Misinformation and Misbehavior Mining on the Web. WSDM18: Proceedings of the Eleventh ACM International Conference on Web Search and Data Mining (pp. 799-800). https://doi.org/10.1145/3159652.3160597

in 10 01

Lindstrom, B., Bellander, M., Schultner, D. T., Chang, A., Tobler, P. N. & Amodio, D. M. (2021). A computational reward learning account of social media engagement. Nature Communications, 12(1), 1311.

https://doi.org/10.1038/s41467-020-19607-x Meshi, D., Tamir, D. I. & Heekeren, H. R. (2015). The Emerging Neuroscience of Social Media. Trends in Cognitive Sciences, 19(12), 771-782. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.09.004 Ocheretyany, K. (2019). From Fact to Feik: Transformation of Experience in Digital Reality. Bulletin of PNRPU. Culture. History. Phllosophy. Law, 4, 34-48. https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2019.4.03 Social Media's Influence on Elections. Maryviile University Online. Available at: https://online.maryville.edu/blog/social-media-influence-on-elections/ (accessed: 15.02.2024) Polger, T. & Scheier, C. (2016). The Multiple Realization Book. Oxford: Oxford

Academic & Clarendon Press. Putnam, H. (1975). The Nature of Mental States. Mind, Language and Reality:

Philosophical Papers, 2, 73-79. Rescorla, M. (2019). The Language of Thought Hypothesis. The Stanford

Encyclopedia of Philosophy. California: Stanford University Press. Russell, B. (1918). The Philosophy of Logical Atomism. Kentucky: Open Court.

Информация об авторах

Шавлохова Анна Александровна - кандидат философских наук, старший преподаватель отделения социально-гуманитарных наук. Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Россия, 634050, г. Томск, проспект Ленина, дом 30), ORCID: 0000-0002-64395828, ResearcherID: AAA-7766-2022, Scopus ID: 57981307900, Elibrary SPIN-код: 3470-1899, ollyvost@tpu.ru

Брагин Александр Дмитриевич - ассистент отделения информационных технологий инженерной школы информатики и робототехники. Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Россия, 634050, г. Томск, проспект Ленина, дом 30), ORCID: 0000-0003-4148-4980, ResearcherID: ABD-7686-2020, Scopus ID: 56378047600, Elibrary SPIN-код: 7561-0868, bragin@tpu.ru

^ 4

REPRESENTATIONS OF EVERYDAY LIFE AND IMAGES OF THE TECHNOLOGICAL FUTURE: FOLLOWING COMMENTS ON SOCIAL MEDIA

Anna Shavlokhova, Aleksandr Bragin

Abstract: technological innovations and achievements of our country have a different impact on the mass "consumer" of information, who tends to express their point of view precisely in "digits". Technological progress determines the discourse of tomorrow, but at the same time, the picture remains unclear regarding the image of the future, which is represented in the contexts of the present and in everyday life. In order to conduct a comprehensive analysis of the representations of everyday life in social media (VK), which form the process of planning the future based on disciplinary and symbolic spaces (in relation to the "technological well-being of Russia"), the authors developed a three-stage complex method (collection, structuring and analysis of social network comments) in relation to the fundamental part of the study (theoretical basis). The article concludes that despite the complexity of analyzing digital comments, it is possible to identify those trigger points that can provoke negative connotations among users regarding specific technological achievements. It is concluded that propositional attitudes based on opinions and statements in the form of comments on a social network represent a representation of everyday life, which forms value-semantic attitudes regarding images of the future (including the "technological well-being of Russia").

Keywords: image of the future, technology, well-being, Russia, values, everyday life.

References

Adamajtis, S. A., Barinova, V. A., Zemcov, S. P., Kidjaeva, V. M., Kocjubinskij, V. A., Semenova, R. I., Fedotov, I. V. & Careva, Ju. V. (2019). Nacional'nyj doklad "Vysokotehnologichnyjbizmes v regionah Ross/i'lNational report "High-tech business in Russian regions"]. Moscow: RANHiGS, 2. Available at: nnnibpcajpcglclefindmkaj/https://maginnov.ru/assets/files/analytics/zem cov-barinova-i-dr.-nacionalnyj-doklad_vysokotehnologichnyj-iznes-v-reionah-rossii_2019.pdf (accessed: 16.10.2023). (In Russ.). Bauman, Z. (2000). Liquid Modernity. Wiley. Available at: https://www.wiley.com/en-us/Liquid+Modernity-p-9780745624099 (accessed: 05.10.2023). Chemero, A. P. (2011). Radical Embodied Cognitive Science. Cambridge: The MIT Press.

Chen, J. (2016). Extension and deepening of new media development to the traditional communication theory from the perspective of «Chaijing Event». ^^ international Conference on Education, Management and Computing

Technology (ICEMCT-16) (pp. 1279-1284). Atlantis Press. ^ https://doi.org/10.2991/icemct-16.2016.272

Cinelli, M. (2021). The echo chamber effect on social media. The Proceedings of the National Academy of Sciences, 9, 1-8.

https://doi.org/10.1073/pnas.2023301118 Dagaeva, M. V., Katasjova, D. V. & Katasjov, A. S. (2018). Obnaruzhenie programm-botov v social'nyh setjah na osnove metodov intellektual'nogo analiza dannyh [Detectional programs bots in social networks using the methods of data mining]. Informacija i bezopasnost' [Information and security], 27(4), 540-545. (In Russ.).

Fodor, J. (1981). Methodological solipsism considered as a research strategy in

cognitive psychology. Cambridge: MIT Press. Fodor, J. A. (1987). Psychosemantics: The problem of meaning in the philosophy of

mind. Cambridge: MIT Press. Godfrey-Smith, P. (2016). Mind, Matter, and Metabolism. Journal of Philosophy,

^3(10), 481-506. https://doi.org/10.5840/jphil20161131034 Ivleva, A. S., Oshmarina, O. E. & Shadrina, E. V. (2015). Avtomatizacija sbora i analiza dannyh v social'nyh setjah [Automate the collection and analysis of data social networks]. Trudy NGTU im. R. Y. Alekseyeva [Proceedings of NSTU n.a. R.E. Alekseev], 1(108), 283-288. (In Russ.). Kumar, S., Jiang, M., Jung, T., Luo, R. & Leskovec, J. (2018). MIS2: Misinformation and Misbehavior Mining on the Web. WSDM18: Proceedings of the Eleventh ACM International Conference on Web Search and Data Mining (pp. 799-800). https://doi.org/10.1145/3159652.3160597 Lektorskij, V. A., Vasil'ev, S. N., Makarov, V. L., Habrieva, T. Ja., Kokoshin, A. A., Ushakov, D. V., Valueva, E. A., Dubrovskij, D. I., Chernigovskaja, T. V., Semenov, A. L., Ziskin, K. E., Ljubimov, A. P., Celishhev, V. V. & Alekseev, A. Ju. (2022). Chelovek i sistemy iskusstvennogo intellekta [Human being and artificial intelligence systems]. Sankt-Petersburg: Law Center Publ. (In Russ.). Lindström, B., Bellander, M., Schultner, D. T., Chang, A., Tobler, P. N. & Amodio, D. M. (2021). A computational reward learning account of social media engagement. Nature Communications, 12(1), 1311.

https://doi.org/10.1038/s41467-020-19607-x Luianova, N. A. & Skalnaya, O. A. (2023). Fenomen dizaynirovaniya budushchego: effekt metronomov [Future design phenomenon: effect of metronome]. Vestnik rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya [RUDN Journal of Philosophy], 27(2), 443-456. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-443-456 Markov, S. (2017). Osval'd Kiul'pe - Osnovatel' Viurtsburgskoi shkoly [Oswald Kulpe - Founder of the Württemberg School]. Genvive: join us on social media. Available at: https://geniusrevive.com/osvald-kyulpe-osnovatel-vyurtsburgskoj-shkoly/ (accessed: 16.10.2023). (In Russ.). Meshi, D., Tamir, D. I. & Heekeren, H. R. (2015). The Emerging Neuroscience of Social Media. Trends in Cognitive Sciences, 19(12), 771-782. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.09.004 Nekita, A. G., & Malenko, S. A. (2024). Vizual'naia militarizatsiia bytiia: gollivudskie strategii estetizatsii nasiliia [Visual militarization of being: Hollywood

^^ ___

Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 2024, 2 (7), 226-260.

strategies for aestheticizing violence]. Industrii vpechatlenii. Tekhnologii sotsioku'turnykh issledovanii (EISCRT) [Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT)], 7(6), 85-133. (In Russian). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-1(6)-85-133 Ocheretyany, K. (2019). From Fact to Feik: Transformation of Experience in Digital Reality. Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 4, 34-48. https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2019A03 Polger, T. & Scheier, C. (2016). The Multiple Realization Book. Oxford: Oxford

Academic & Clarendon Press. Putnam, H. (1975). The Nature of Mental States. Mind, Language and Reality:

Philosophical Papers, 2, 73-79. Rescorla, M. (2019). The Language of Thought Hypothesis. The Stanford

Encyclopedia of Philosophy. California: Stanford University Press. Russell, B. (1918). The Philosophy of Logical Atomism. Kentucky: Open Court. Shavlohova, A. A. (2023a). «Rasshirennoe Ja» i iskusstvennaja social'nost1 ["Extended self" and artificial sociality]. Mirovozzrencheskiye osnovaniya kul'tury sovremennoy Rossii. Sbornik nauchnykh trudovXIVMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Worldview foundations of the culture of modern Russia. Collection of scientific papers of the XIV International Scientific Conference] (pp. 173-175). Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov. (In Russ.). Shavlohova, A. A. (2023b) (2023, October 20). «Rasshirennoe ja» kak kommunikativnyj koncept cifrovojreal'nosti [The "Expanded self" as a communicative concept of digital reality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya[Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 75. Available at:

http://journals.tsu.ru/philosophy/&journal_page=archive&id=2407 (accessed: 20.10.2023). (In Russ.). Simachev, Yu. V., Feduynina, A. A., Yurevich, M. A., Kuzyk, M. G., Zudin, N. N. & Gorodnyi, N. A. (2021). Rossija na rynkah peredovogo proizvodstva [Russia in advanced manufacturing markets]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. Available at: chrome-

extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://conf.hse.ru/mirror /pubs/share/461122404.pdf (accessed: 16.10.2023). (In Russ.). Social Media's Influence on Elections. Maryviile University Online. Available at: https://online.maryville.edu/blog/social-media-influence-on-elections/ (accessed: 15.02.2024) Sokolovskiy, S. V. (2021). Telo kiborga: chelovek i kontseptsiya rasshirennogo organizma [Digital anthropology: Research methods and principles]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian historical researches], 1, 200214. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/2312461X/31/10 Qk Sokuler, Z. A. (2017). "Fundamental'naya ontologiya" i ontologiya digital'nogo mira ["Fundamental ontology" and the ontology of digital world]. Vestnik

Moskovskogo universiteta. Filosofiya [MSU Vestnik. Philosophy], 6, 3-17. (In Russ.).

Suhanov, A. A. & Maratkanov, A. S. (2017). Analiz sposobov sbora social'nyh dannyh iz seti Internet [The analysys of ways of gathering social data from the internet]. International scientific review, 1(32), 22-25. (In Russ.). Vygotskij, L. S. (2019). Myshlenie i rech '[Thinking and speech]. Saint-Petersburg: Piter

Publ. house. (In Russ.). XXII Aprel'skaja mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva [April international scientific conference on problems of economic and social development]. Moscow: Higher School of Economics. Available at: https://conf.hse.ru/2021/ (accessed: 20.10.2023).

Author's information

Shavlokhova Anna Aleksandrovna - PhD in Philosophy, Assistant Professor of Division for Social Sciences and Humanities. Tomsk Polytechnic University (30 Lenina Avenue, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, 634050, Russia), ORCID: 0000-0002-6439-5828, ResearcherID: AAA-7766-2022, Scopus ID: 57981307900, Elibrary AuthorID: 854588, ollyvost@tpu.ru

Bragin Aleksandr Dmitrievich - Teaching Assistant, Division for Information Technology School of Computer Science & Robotics. Tomsk Polytechnic University (30 Lenina Avenue, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, 634050, Russia), ORCID: 0000-0003-4148-4980, ResearcherID: ABD-7686-2020, Scopus ID: 56378047600, Elibrary SPIN-Kog: 7561-0868, bragin@tpu.ru

For citation:

Shavlokhova, A. A., & Bragin, A. D. (2024). Representations of everyday life and images of the technological future: following comments on social media. Experience Industries. Soclo-Cultural Research Technologies (EISCRT), 2(7), 226260. (In Russian). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-2(7)-226-260

О

ч>

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.