Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА "ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В БУДУЩЕМ" В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ INSTAGRAM)'

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА "ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В БУДУЩЕМ" В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ INSTAGRAM) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО / РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INSTAGRAM / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Н.А.

Исследование процессов производства и потребления изображений в социальных сетях дает возможность изучить их как продукты репрезентации (представление, выражение и обозначение) повседневности. Проблема изучения репрезентаций эксплицируется как взаимодействие субъекта, познания в целом и социальных конструкций. Репрезентации визуального образа «технологическое благополучие в будущем» рассматривается как сумма социальных конструкций в повседневности социальных медиа. Анализ представлений пользователей социальной сети Instagram о технологиях будущего как части повседневности дает возможность раскрыть значение визуального образа «технологическое благополучие в будущем» как элемента технологического пространства. Установлено, что в социальной сети Instagram представления о будущем тесно связаны с актуальными технологиями как частью субъективно переживаемого мира в настоящем. Ключевой единицей анализа стал хештег - маркированный элемент текста, имеющий особый коммуникативный статус. Выявлено, что ядро доминирующих хештегов в социальном конструкте «Технологическое благополучие в будущем» включает следующие повторяемые (шаблонные) с разной частотностью стереотипы, транслируемые массмедиа: превентивная медицина, искусственный интеллект, кибербезопасность, робототехника, нанотехнологии. Особенностью конструирования данного визуального образа как элемента технологического пространства является его эмоциональная нейтральность, что говорит о том, что инновации воспринимаются не как часть образа будущего, а как реалии настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF REPRESENTATIONS OF THE VISUAL IMAGE “TECHNOLOGICAL WELL-BEING IN THE FUTURE” IN SOCIAL NETWORKS (ON THE EXAMPLE OF INSTAGRAM)

The study of the processes of production and consumption of images in social networks makes it possible to study them as products of representation (representation, expression and designation) of everyday life. The problem of studying representations is explicated as the interaction of the subject, cognition in general and social structures. The representation of the visual image “technological well-being in the future” is considered as the sum of social constructs in the everyday life of social media. The analysis of the ideas of users of the social network Instagram about the technologies of the future as a part of everyday life makes it possible to reveal the meaning of the visual image “technological well-being in the future” as an element of the technological space. It has been established that in the social network Instagram, ideas about the future are closely related to current technologies as part of the subjectively experienced world in the present. The hashtag, a marked text element that has a special communicative status, became the key unit of analysis. It was revealed that the core of the dominant hashtags in the social construct “Technological well-being in the future” includes the following stereotypes repeated (template) stereotypes with different frequency, broadcast by the mass media: preventive medicine, artificial intelligence, cybersecurity, robotics, nanotechnology. A feature of the design of this visual image as an element of the technological space is its emotional neutrality, which suggests that innovations are perceived not as part of the image of the future, but as the realities of the present.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА "ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В БУДУЩЕМ" В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ INSTAGRAM)»

УДК 659.125.013:659.157 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).588-592

Н.А.Лукьянова

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

БЛАГОПОЛУЧИЕ В БУДУЩЕМ» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ INSTAGRAM)

Исследование процессов производства и потребления изображений в социальных сетях дает возможность изучить их как продукты репрезентации (представление, выражение и обозначение) повседневности. Проблема изучения репрезентаций эксплицируется как взаимодействие субъекта, познания в целом и социальных конструкций. Репрезентации визуального образа «технологическое благополучие в будущем» рассматривается как сумма социальных конструкций в повседневности социальных медиа. Анализ представлений пользователей социальной сети Instagram о технологиях будущего как части повседневности дает возможность раскрыть значение визуального образа «технологическое благополучие в будущем» как элемента технологического пространства. Установлено, что в социальной сети Instagram представления о будущем тесно связаны с актуальными технологиями как частью субъективно переживаемого мира в настоящем. Ключевой единицей анализа стал хештег — маркированный элемент текста, имеющий особый коммуникативный статус. Выявлено, что ядро доминирующих хештегов в социальном конструкте «Технологическое благополучие в будущем» включает следующие повторяемые (шаблонные) с разной частотностью стереотипы, транслируемые массмедиа: превентивная медицина, искусственный интеллект, кибербезопасность, робототехника, нанотехнологии. Особенностью конструирования данного визуального образа как элемента технологического пространства является его эмоциональная нейтральность, что говорит о том, что инновации воспринимаются не как часть образа будущего, а как реалии настоящего.

Ключевые слова: образы будущего, репрезентации, технологическое пространство, технологическое благополучие, конструирование, идентичность, социальные сети, Instagram, медиа-коммуникации

овременный мир часто описывается как "liquid world" («жидкий мир»). Во многом такое описание

связано с характеристиками современного технологического пространства как пространства множества взаимодействий. Для исследования его динамики важен анализ способов визуального конструирования возможных образов будущего посредством социальных медиа, поскольку это дает возможность выявить представленность элементов технологического пространства.

Сегодня технологии становятся неотъемлемой частью представлений о будущем. Технологические новинки являются одной из характеристик благополучия сегодня и в будущем. Именно в таком контексте мы можем говорить о понятиях «технологическое благополучие» и «элементы технологического пространства» и рассматривать их через призму материальных благ в системе визуально опосредованных коммуникаций. Причем в визуальных образах повседневности присутствуют «образцы репрезентации» (эталоны) при выстраивании (конструировании) вариантов трактовки событий, в том числе дальнейшего технологического развития. Понятие «репрезентация» указывает на контекстуальный характер предлагаемого исследования, поскольку «репрезентировать — это всегда указывать, представлять, символизировать» [1]. Итак, представление о технологическом благополучии есть дискурс, существующий в «социокультурной ситуации, которая включает не только общее состояние общества, культуры в целом, но и конкретное социальное взаимодействие, в котором в данный момент участвует индивид» [2, с. 162].

Как было отмечено выше, представление об образе технологического благополучия в будущем формируется в контекте представлений о материальных благах и материальной культуре. Можно сказать, что это часть культуры потребления, где на первом месте стоит удовлетворение гедонистических потребностей человека, репрезентируемых, в том числе, как образы новых технологий, таких как нано-био-инноваций и прочее. Существенными характеристиками постсовременной культуры XXI века стали «наполненность визуальными образами, внедрение и распространение компьютерных технологий, постоянство, непрерывность и повсеместность электронной коммуникации. культуру называют символически «визуальной» и «информационной»» [3, с. 198].

В данной статье представлены результаты изучения процессов визуального конструирования образа технологического благополучия в повседневности социальной сети Instagram. Важным аспектом исследования стало понимание того, что в социальных сетях (а в Instagram это прослеживается наиболее явно) человек стремится быть лучшей версией себя, он стремится показать себя и свой предметный мир с привлекательной стороны, сделать некую самопрезентацию через визуальный образ. В таком случае субъективный образ технологического будущего, присутствующий в повседневности бытия есть идеализированная версия, фундируемая, в том числе, навязанными стереотипами. Однако вариантивность и множественность личностных самопрезентации в социальной сети Instagram дает нам новые возможности для анализа общественных настроений, связанных с будущими технологиями.

В проведенном исследовании впервые процессы визуального конструирования в социальных медиа рассмотрены в парадигме дизайнирования предметного мира [4]. На основе анализа визуальных репрезентаций представлений о технологиях в будущем в социальной сети Instagram показано как визуальные образы из

средства фиксации повседневности (предметно-вещный мир) превращаются в способы его осмысления, а социальные сети дают возможность «выйти за рамки времени» [5]. В результате, индивидуальные контексты повседневной жизни оказываются встроенными в социальные отношения в процессах планирования (проектирования) будущего как личного, так и коллективного.

Установлено, что «цифровое расширение» современного общества потребовало переосмысления не только собственно дискурсов повседневности, но и практик и способов их визуализации. Визуальные образы становятся медиумами со своей собственной реальностью и частью представлений о будущем каждого из нас. Особенностью конструирования образов будущего является его дизайнирование через предметно-вещную реальность, включающую новые технологии и инновации, что непосредственным образом влияет на представление о технологическом благополучии и образе технологического будущего.

Отметим, что в исследовательской литературе дизайнирование будущего (design of the future) рассматривается с позиции прогностики как направления проектной деятельности: футуро-технической, футуро-архитектурной и футуро-дизайнерской [6]. В нашем исследовании роль предметной среды рассматривалась в тесной связи с процессами целенаправленного формирования человека как личности, поскольку представление человека о будущем во-многом зависит от вещей его окружающих, в целом и от того, как человек видит себя в новом технологичном, цифровом мире, в частности. Дизайнирование будущего, тем самым, есть один из вариантов конструирования образов будущего в социальных сетях через техно-предметность повседневности [7]. Конструирование образа будущего приобретает характеристики некого футуристического ожидания (в трактовке В.Я.Алдерса) определяющего реальность особого рода, основой которой являются инновационные технологии. Включаемая в образ будущего техно-предметность становится основой представления о технологическом благополучии.

Изучение концепта «технологическое благополучие» проводилось на основе анализа хештегов (направленных на выполнение номинативных, социальных, экономических задач), сгруппированных по пяти парадигмальным основаниям (Карьера в будущем, Уверенность в будущем, Политическое благополучие в будущем, Технологическое благополучие в будущем, Эмоциональное благополучие в будущем). Были исследованы хештеги посредством которых выстраивались образы репрезентаций будущего. Для целей данной статьи рассмотрим подробнее полученные эмпирические результаты относительно конструкта технологическое благополучие в будущем.

Было важно оценить влияние визуальных образов повседневности на жизненный мир человека, связанный с конструированием образов технологического будущего. В этом также состоит новизна полученных результатов. В зарубежной литературе применяется комбинированный метод исследования дигитального пространства Instagram на предмет оценки аффективной составляющей сообщений. К примеру, как в исследовании J.Sonne & I.Erickson (2018) в рамках которого был произведен анализ хэштегов и изображений в публикациях на предмет их эмоциональной окраски [8]. Заметим, что в отечественной социокультурной практике Instagram еще не является предметом активного анализа, что, на наш взгляд, является большим упущением. Сложность цифровых коммуникаций Instagram порождает новые образы (будущего в том числе), в которых визуальный контекст доминирует над смысловым. В отечественной научной практике Instagram исследовался А.Г.Шилиной (2017) и др. с позиции анализа лингвогендерных характеристик публикаций известных личностей (как операторов мнений) [9]. В работе Т.А.Арташкиной и В.А.Киселевой (2016) стоит отметить исследование визуальной саморепрезентации личности в Instagram и описание новой коммуникационной модели социальной сети [10]. Саморепрезентация, по мнению данных исследователей, транслируется с помощью некого симулякра (фотографии), который, постепенно, заменяет самого пользователя — симуляция становится имманентной (подражание «желаемому»).

Опишем дизайн проведенного эмпирического исследования социальной сети Instagram. Первым этапом был описан собственно концепт «технологическое благополучие». В рамках проекта РГНФ в 2015-2017 гг. опрошено более 2 тыс. респондентов — студенты как российских, так и зарубежных вузов [11]. Было установлено, что данный концепт репрезентируется: через знание о перспективных технологиях (нано-, био-, молекулярные и др.); готовностью принять современные технологии; понимание того, что новые технологии меняют мир (в частности мир профессий).

Было выяснено, например, что только 33% (26% в 2016 г.) российских студентов знают, что такое когнитивные технологии. Другим не менее важным был вопрос верят ли респонденты в появление на рынке труда в ближайшие 10 лет принципиально новых профессий. Профессии, которые студентам было предложено оценить с точки зрения верю / не верю, были выбраны из Атласа новых профессий [12], составленных инновационным центром Сколково. Обращает на себя внимание сравнительно более высокий уровень уверенности в появлении предложенного набора профессий иностранной группы респондентов по сравнению с российской, особенно относительно таких профессий как генетический консультант, архитектор живых систем, эксперт по «образу будущего» ребенка, форсайтер, корпоративный антрополог. Россияне «обогнали» иностранцев только по уровню доверия к появлению профессии «специалист по киберпротезированию». Абсолютным аутсайдером этого списка является форсайтер. На основании перечня вопросов была получена информация, связанная с характеристиками конструкта технологическое благополучие.

Исследование 2020 года, проведенное в рамках социальной сети Instagram основывалось на выводах предыдущего проекта. В качестве ключевых параметров поиска использовались словосочетания, связанные с

перспективными технологиями, получившими наибольшее количество выборов респондентов как ответы на вопросы о знании новых технологий, понимании их значения для развития общества и человека. Поиск проводился по хэштэгам — текстам: #нанотехнологии, #молекулярная биология, #альтернативная энергетика, #превентивная медицина, #3Dконструирование, #беспилотные автомобили, #искусственный интеллект, # нейронет, #робототехника, #кибербезопасность и др. Суммирующим хэштэгом являлись # образ будущего, # будущее, #будущее России.

В исследовании хэштэгов использовались три подхода: количественный, качественный анализ и контент-анализ.

Качественный анализ образов повседневной реальности в социальной сети Instagram проводился с целью выявить «тренды» в публикациях по теме технологическое благополучие, присутствующие в вышеуказанной социальной сети на протяжении последних трех лет. Количественный анализ по конструкту «технологическое благополучие в будущем» проводился с целью выявить наиболее устоявшиеся в текущем календарном году вербальные и коррелирующие с ними невербальные конструкции (фото, видео), выполняющие роль некоторой «медианы» текущего настроя пользователей социальной сети Instagram по отношению к технологическому будущему России. На основании контент-анализа по социальному конструкту «технологическое благополучие в будущем» была выяснена эмоциональная оценка визуальных образов технологического будущего в пространстве Instagram (превалирует позитивная, негативная или нейтральная составляющие).

Качественный анализ по конструкту «технологическое благополучие в будущем» показал следующие интересные результаты. В российском сегменте социальной сети Instagram доминирует следующий набор визуальных репрезентаций конструкта технологическое благополучие:

— «Превентивная медицина» — более 10000 упоминаний за последние 3 года. В публикациях упоминается важность правильного питания, собственного здоровья, на которое влияет как обычная, так и превентивная медицина. В рамках исследуемого конструкта представляется важным тот факт, что пользователи все больше обращают внимание на собственное здоровье и на принципы организации правильного питания, сдачи анализов для нормализации функций обмена веществ и так далее, то есть осмысленное пищевое поведение, по мнению большинства публикаций, является залогом как морального, так и общего будущего страны и лично себя. Интересен тот факт, что между публикациями за 2020 и за 2018 года фактически нет разницы. Основной посыл публикаций — правильное питание, генетическая экспертиза с целью сохранения своего здоровья и здоровья своей семьи.

— «Искусственный интеллект» и «Альтернативная энергетика» — более 5000 упоминаний за последние 3 года по каждому смысловому конструкту. Среди трендовых направлений выявлена положительная оценка будущего России в сфере искусственного интеллекта вследствие новых разработок, положительным образом отмечено выступление президента России на международной конференции в сфере IT и прочее. Достаточно часто данный хэштег объединен с хэштегом робототехника.

— «Кибербезопасность» — порядка 3900 упоминаний за последние 3 года. В 2018 году тренд на кибербезопасность был связан с информацией о вмешательстве российских хакеров в выборы в США. Также появляются публикации касательно «взломки человека» через политические технологии и считывание лиц через камеры видеонаблюдения. В 2020 году по треку «кибербезопасность» в основном встречаются публикации о коронавирусе и о том, как избежать кибернетического мошенничества (описываются способы защиты собственных данных, карт, денег и т.д.). Также очень ярко проявляется тема популярных профессий, в связи с пандемией, к числу которых относится и кибербезопасность. Таким образом, стоит отметить большой тренд данной профессии среди пользователей социальных сетей, что, в последующей, еще больше может повлиять на результаты приемных комиссий университетов, преподающих данную специальность

Другие показатели (такие как когнитивистика, альтернативная энергетика, 3D конструирование, большие данные, нанотехнологии, молекулярная биология, беспилотные автомобили) идут в незначительных долях по отношению к упоминаемым социальным конструкциям, отражающих превалирующую долю мнений в плане технологической уверенности в будущем России.

В рамках количественного анализа установлено, что в полугодии (с января по сентябрь 2020 года) самыми популярными смысловыми конструктами в отношении технологий будущего в России являлись хэштеги, посвященные робототехнике — 247839 упоминаний. Далее, по количеству упоминаний идут нанотехнологии — 44775 и искусственный интеллект — 24830 публикаций. По превентивной медицине (16475 публикаций), кибернетической безопасности (7008 публикаций), биотехнологиям (16331 публикаций) и альтернативной энергетике (6499 публикаций). Меньше упоминаются большие данные (1420 публикаций), хотя во всем мире эта тематика развивается семимильными шагами.

В рамках контент-анализа по смысловому конструкту «технологическое благополучие в будущем» было проанализировано 200 публикаций с позиции: образ будущего России и субъективный образ будущего. Было установлено, что в 31,25% и 30,75% случаев, соответственно, большая часть публикаций посвящены новостному контенту из сферы IT-разработок, биоинженерии и т.д.

Нейтральная тональность говорит о новостном характере подобных публикаций. Позитивная оценка как личного будущего, так и будущего России в отношении технологических инициатив замечается в 18,5% и 17,75% публикаций, где пользователи размышляют на тему применения SMART-технологий в российском образовании, про применение коммуникационных гаджетов в бизнесе, экономике и личной жизни, отмечают

положительное влияние российских разработок на уровень жизни. В 7,5% случаев встречается негативная оценка собственного будущего, но смысловой контекст данных сообщений направлен не на технологическую «бедность» и связанную с этим безысходность, а в целом на проблемы, связанные с распространением технологий, которые накладывают свой негативный отпечаток на воспитание детей, об утрате когнитивных функций вследствие нежелания самостоятельно работать, думать.

В целом, исследование визуальных репрезентаций визуального образа «технологическое благополучие в будущем» в социальных сетях (на примере Instagram) показало, что восприятие технологического пространства во многом зависит от осознания технологического благополучия и его места в образах будущего. «Исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнало послевоенное поколение в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от «материалистических» ценностей (когда упор делается прежде всего на экономической и физической безопасности) к ценностям «постматериальным» (когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни) [13, с. 2].

Таким образом, качественный анализ образов повседневной реальности в социальной сети Instagram позволил выявить следующие «тренды» в публикациях по теме технологическое благополучие: превентивная медицина, искусственный интеллект, кибербезопасность. Контекстуальный анализ демонстрирует востребованность трендов, связанных с качеством жизни человека как части представления о технологическом благополучии, присутствующие в вышеуказанной социальной сети на протяжении последних трех лет. Анализ текущего настроя пользователей социальной сети Instagram по отношению к технологическому будущему показал лидирование следующих запросов: робототехника, нанотехнологии, искусственный интеллект. Это тренды, которые можно будет наблюдать в ближайшие 2—5 или 10 лет. Они появились в ежегодном отчете «Цикл зрелости технологий» аналитической компании Gartner [14]. В целом нейтральная оценка технологического будущего преобладает в настроениях пользователей сети, где собственно технологии рассматриваются как часть настоящего. Отметим, что такой настрой связан с тем, что собственно социальная сети Instagram есть платформа для репрезентации повседневности. Следовательно, даже инновации воспринимаются не как часть образа будущего, а как реалии настоящего.

В целом, анализ конструкта «технологическое благополучие в будущем» показывает актуальность исследований образов будущего посредством анализа социальных сетей. Можно сделать вывод о том, что образ технологического будущего является ключевым элементом в представлении о технологическом пространстве. Сегодня технологии становятся частью субъективно переживаемого мира. Анализ социальной сети наглядно продемонстрировал это. Образы будущего тесно связано с конструктами «технологическое благополучие» и «технологическое пространство», поскольку в это понятие входит стремление человека удовлетворить свои потребности в повышении качества жизни.

(Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН№ 21-510-92007).

1. Гудмен Н. Способы создания миров. М.: Идея-пресс, Праксис, 2001. 200 с.

2. Эпистемология. Новые горизонты / Под ред. В.А.Лекторского. М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2011. 272 с.

3. Ткаченко О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4(131). С. 198-200.

4. Лукьянова Н.А., Су-Тинг Чен, Кай-Юань Чэн, Скальная О.А Интерсубъективность в конструировании предметного мира образов будущего// Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. N° 2(35). С. 251-257. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.2(35).251-257

5. Yu C.-Y. Embedded Temporal Experience: An Analysis of the Temporal Structure of Social Media Usage in Daily Life [Электр. ресурс]. URL: https://www.airitilibrary.com/Publication/alDetailedMesh?docid=P20161123001-201806-201811190001-201811190001-1-57 (дата обращения: 21.06.2021).

6. Медведев В.Ю. Дизайн будущего и будущее дизайна [Электр. ресурс]. 2013. URL: http://futurologija.ru/bibl/medvedev-v-yu-dizajn-budushhego-i-budushhee-dizajna/ (дата обращения: 21.06.2021).

7. Meadows M. & Kouw M. Future-making; inclusive design and smart cities. [Электр. ресурс]. URL: https://interactions.acm.org/archive/view/march-april-2017/future-making (дата обращения: 21.06.2021).

8. Sonne J., Erickson I. The Expression of Emotions on Instagram // SMSociety. 2018. July 18-20. Copenhagen, Denmark. DOI: 10.1145/3217804.3217949

9. Шилина А.Г., Леоненко Л.В., Дроздова А.Д. Лингвогендерные характеристики instagram-сверхтекста (на материале Instagram-практик Тины Канделаки и Андрея Малахова) // Труды РГУПС. 2017. № 1. С. 120-123.

10. Арташкина Т.А., Киселева В.А. Специфика информационного продукта социальной сети Instagram (Инстаграмм) // Философия образования. 2016. № 5(68), С. 41-58. DOI: 10.15372/PHE20160505

11. Лукьянова Н.А., Шипунова О.Д., Фелл Е.В., Налетова А.И. От репрезентации к интерпретации: идеи настоящего в образах будущего. Спб., 2017. 134 с.

12. Атлас новых профессий. Сколково. М., 2014. С. 122.

13. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6-33.

14. Технологические тренды будущего: какие изменения нас ждут. [Электр. ресурс]. URL: https://mentamore.com/covremennye-texnologii/texnologicheskie-trendy-budushhego.html (дата обращения: 21.06.2021).

References

1. Gudmen N. Sposoby sozdaniya mirov [Ways of creating worlds]. Moscow, 2001. 200 p.

2. Lektorskiy V.A., ed. Epistemologiya. Novye gorizonty [Epistemology. New Horizons]. Moscow, 2011. 272 p.

3. Tkachenko O.N. Razvitie vizual'nogo myshleniya v sovremennoy kul'ture [The development of visual thinking in contemporary culture]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2014, no. 4(131), pp. 198-200.

4. Lukianova N.A., Szu-Ting Chen, Kai-Yuan Cheng, Skalnaya O.A. Intersub"ektivnost' v konstruirovanii predmetnogo mira obrazov budushchego [Intersubjectivity in the construction of the presentive world of images of the future]. Memoirs of NovSU, 2021, no. 2(35), pp. 251-257. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.2(35).251-257

5. Yu C.-Y. Embedded Temporal Experience: An Analysis of the Temporal Structure of Social Media Usage in Daily Life. Available at: https://www.airitilibrary.com/Publication/alDetailedMesh?docid=P20161123001-201806-201811190001-201811190001-1-57 (accessed: 21.06.2021).

6. Medvedev V.Yu. Dizayn budushchego i budushchee dizayna [Design of the Future and the Future of Design]. 2013. Available at: http://futurologija.ru/bibl/medvedev-v-yu-dizajn-budushhego-i-budushhee-dizajna/ (accessed: 21.06.2021).

7. Meadows M. & Kouw M. Future-making; inclusive design and smart cities. Available at: https://interactions.acm.org/archive/view/march-april-2017/future-making (accessed: 21.06.2021).

8. Sonne J., Erickson I. The Expression of Emotions on Instagram. SMSociety, 2018, July 18-20. Copenhagen, Denmark. DOI: 10.1145/3217804.3217949

9. Shilina A.G., Leonenko L.V., Drozdova A.D. Lingvogendernye kharakteristiki instagram-sverkhteksta (na materiale Instagram-praktik Tiny Kandelaki i Andreya Malakhova) [Linguistic and gender characteristics of instagram-supertext (on the material of Instagram posts of Tina Kandelaki and Andrey Malakhov)]. Trudy RGUPS, 2017, no. 1, pp. 120-123.

10. Artashkina T.A., Kiseleva V.A. Spetsifika informatsionnogo produkta sotsial'noy seti Instagram (Instagramm) [Specificity of the Information Product of The Instagram]. Filosofiya obrazovaniya, 2016, no. 5(68), pp. 41-58. DOI: 10.15372/PHE20160505

11. Luk'yanova N.A., Shipunova O.D., Fell E.V., Naletova A.I. Ot reprezentatsii k interpretatsii: idei nastoyashchego v obrazakh budushchego [From representation to interpretation: ideas of the present in images of the future]. Saint Petersburg, 2017. 134 p.

12. Atlas novykh professiy. Skolkovo [Atlas of new professions]. Moscow, 2014, p. 122.

13. Inglkhart R. Postmodern: menyayushchiesya tsennosti i izmenyayushchiesya obshchestva [Postmodern: Changing Values and Changing Societies]. Polis, 1997, no. 4, pp. 6-33.

14. Tekhnologicheskie trendy budushchego: kakie izmeneniya nas zhdut. [Technological trends of the future: what changes await us]. Available at: https://mentamore.com/covremennye-texnologii/texnologicheskie-trendy-budushhego.html (accessed: 21.06.2021).

Lukianova N.A. Research of representations of the visual image "Technological well-being in the future" in social networks (on the example of Instagram). The study of the processes of production and consumption of images in social networks makes it possible to study them as products of representation (representation, expression and designation) of everyday life. The problem of studying representations is explicated as the interaction of the subject, cognition in general and social structures. The representation of the visual image "technological well-being in the future" is considered as the sum of social constructs in the everyday life of social media. The analysis of the ideas of users of the social network Instagram about the technologies of the future as a part of everyday life makes it possible to reveal the meaning of the visual image "technological well-being in the future" as an element of the technological space. It has been established that in the social network Instagram, ideas about the future are closely related to current technologies as part of the subjectively experienced world in the present. The hashtag, a marked text element that has a special communicative status, became the key unit of analysis. It was revealed that the core of the dominant hashtags in the social construct "Technological well-being in the future" includes the following stereotypes repeated (template) stereotypes with different frequency, broadcast by the mass media: preventive medicine, artificial intelligence, cybersecurity, robotics, nanotechnology. A feature of the design of this visual image as an element of the technological space is its emotional neutrality, which suggests that innovations are perceived not as part of the image of the future, but as the realities of the present.

Keywords: images of the future, representations, technological space, technological well-being, construction, identity, social networks, Instagram, media communications.

Сведения об авторе. Наталия Александровна Лукьянова — доктор философских наук (24.00.01 — теория и история культуры), доцент по кафедре социологии, психологии и права; Руководитель отделения социально-гуманитарных наук Томского политехнического университета, профессор Томского государственного университета; ORCID: 0000-0003-1186-0404; lukianova@tpu.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 16.08.2021. Принята к публикации 01.09.2021.

Ссылка на эту статью: Лукьянова Н.А. Исследование репрезентаций визуального образа «технологическое благополучие в будущем» в социальных сетях (на примере Instagram) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 5(38). С. 588-592. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.5(38).588-592

For citation: Lukianova N.A. Research of representations of the visual image "Technological well-being in the future" in social networks (on the example of Instagram). Memoirs of NovSU, 2021, no. 5(38), pp. 588-592. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.5(38).588-592

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.