Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫХ ИДЕЙ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТЕПНОГО КРАЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ - НАЧАЛА ХХ В'

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫХ ИДЕЙ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТЕПНОГО КРАЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ - НАЧАЛА ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПНОЙ КРАЙ / КАЗАХСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / АНТИКОЛОНИАЛИЗМ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / STEPPE REGION / KAZAKH INTELLIGENTSIA / ANTI-COLONIALISM / SOCIO-POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуркин М. К.

На материалах опубликованных историографических источников реконструируется модель репрезентации антиколониальных идей казахской интеллигенции Степного края в общественно-политическом дискурсе второй половины ХIХ - начала ХХ в. В процессе исследования обоснованы факторы формирования и институционализации национальной интеллигенции Степного края, определены социокультурные условия, оказавшие влияние на идеологию антиколониализма в риторике и практической деятельности автохтонной интеллигенции, выявлены основные каналы трансляции их антиколониальных представлений и взглядов. Установлено, что формирование антиколониального сегмента общественно-политического дискурса колонизации реализовывалось в условиях сложного социокультурного фона активизации переселенческого движения и встраивания региона в систему общеимперского административного управления. Раскрыта роль российских образовательных и культурных структур, а также значение собственных национальных традиций в становлении казахской интеллигенции как национально-профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чуркин М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS OF THE IDEAS OF ANTI-COLONIALISM OF THE AUTOCHTHONOUS INTELLIGENTSIA OF THE STEPPE REGION IN THE PUBLIC DISCOURSE OF THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURY

The article reconstructed the model of anti-colonial representations of the Kazakh intelligentsia in the socio-political discourse of the second half of the 19th - early 20th century. In the course of the study, the factors of the formation and institutionalization of the intelligentsia of the indigenous peoples were identified, the sociocultural conditions and their influence on the ideology of anticolonialism were illustrated, the main channels for expressing anticolonial ideas and views were revealed. It was established that the formation of the anticolonial segment of the socio-political discourse of colonization took place under the conditions of a complex sociocultural background of intensification of migration movements and the integration of the region into the system of national administrative control. The role of Russian educational and cultural institutions, as well as the importance of national traditions in the formation of the Kazakh intelligentsia as a national professional community, is revealed.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫХ ИДЕЙ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТЕПНОГО КРАЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ - НАЧАЛА ХХ В»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 22-28. УДК 947 081/086

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(3).22-28

М. К. Чуркин

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫХ ИДЕЙ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТЕПНОГО КРАЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ в.

На материалах опубликованных историографических источников реконструируется модель репрезентации антиколониальных идей казахской интеллигенции Степного края в общественно-политическом дискурсе второй половины Х1Х - начала ХХ в. В процессе исследования обоснованы факторы формирования и институционализации национальной интеллигенции Степного края, определены социокультурные условия, оказавшие влияние на идеологию антиколониализма в риторике и практической деятельности автохтонной интеллигенции, выявлены основные каналы трансляции их антиколониальных представлений и взглядов. Установлено, что формирование антиколониального сегмента общественно-политического дискурса колонизации реализовывалось в условиях сложного социокультурного фона активизации переселенческого движения и встраивания региона в систему общеимперского административного управления. Раскрыта роль российских образовательных и культурных структур, а также значение собственных национальных традиций в становлении казахской интеллигенции как национально-профессионального сообщества.

Ключевые слова: Степной край; казахская интеллигенция; антиколониализм; общественно-политический дискурс.

M. K. Churkin

REPRESENTATIONS OF THE IDEAS OF ANTI-COLONIALISM OF THE AUTOCHTHONOUS INTELLIGENTSIA OF THE STEPPE REGION IN THE PUBLIC DISCOURSE OF THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURY

The article reconstructed the model of anti-colonial representations of the Kazakh intelligentsia in the socio-political discourse of the second half of the 19th - early 20th century. In the course of the study, the factors of the formation and institutionalization of the intelligentsia of the indigenous peoples were identified, the sociocultural conditions and their influence on the ideology of anticolonialism were illustrated, the main channels for expressing anticolonial ideas and views were revealed. It was established that the formation of the anticolonial segment of the socio-political discourse of colonization took place under the conditions of a complex sociocultural background of intensification of migration movements and the integration of the region into the system of national administrative control. The role of Russian educational and cultural institutions, as well as the importance of national traditions in the formation of the Kazakh intelligentsia as a national professional community, is revealed.

Keywords: Steppe region; Kazakh intelligentsia; anti-colonialism; socio-political discourse.

Становление антиколониального направления деятельности казахской национальной интеллигенции в своих истоках соотносится с имперской окраинной политикой России, проектами, ориентированными на инкорпорацию территорий Степного края в общегосударственный социокультурный и нормативно-правовой контекст. Вместе с тем невозможно не учитывать и то обстоятельст-

во, что оформление антиколониального сегмента общественно-политического дискурса второй половины Х1Х - начала ХХ в. было тесным образом связано со сложными интеллектуальными процессами в регионе, генезисом мыслящего сословия, его институциона-лизации как локального сообщества.

Актуализация исследовательского интереса к идеологии антиколониализма, её субъ-

ектам, а также способам трансляции и репрезентации, непосредственным образом связана с распадом СССР, обретением национального суверенитета бывшими республиками и, как следствие, напряжённой рефлексией тех сюжетов национальных историй, которые наиболее детально фиксировали «травматизм» колониального прошлого. Совершенно не случайно, что именно в современной историографии Республики Казахстан обращение к теме переживания колониальной «травмы» неизбежно сопровождается отсылкой к опыту научно-исследовательской и практической деятельности автохтонной интеллигенции, значение которой как самостоятельного политического актора в силу причин идеологического свойства часто формулируется декоративно и внеконтексту-ально [1]. При этом вне поля зрения историков остаются вопросы выявления социокультурных обстоятельств формирования и деятельности национальной интеллигенции, воздействия российских образовательных и общественно-политических структур на стратегии поведения мыслящего сословия, влияния текущей конфессиональной ситуации на сознание и повседневные практики образованной части казахского общества.

В данной связи целью настоящей статьи является выявление факторов формирования антиколониальных идей казахской интеллигенции, ставших частью общественно-политического дискурса второй половины Х1Х -начала ХХ в., а также каналов их репрезентации в параметрах социокультурного фона российской колонизации Степного края.

Также отметим, что само понятие «казахская интеллигенция» применительно к исследуемому периоду представляется достаточно сложным для определения. Формирование узкого слоя образованных людей, вышедших из коренного населения края, во второй половине Х1Х - начале ХХ в. явилось продуктом реализации одной из образовательных стратегий Российской империи, цель которой заключалась в мобилизации степной аристократии. В имперской национальной политике на окраинах одним из первоочередных являлся вопрос о подготовке национальных управленческих кадров. Продуктивная коммуникация с представителями элиты казахского общества представлялась

имперской власти важной гарантией политической лояльности данной группы. Проектирование перспектив сотрудничества с аристократической частью коренного населения края выражалось не только в обеспечении возможности вертикальной социальной мобильности сообщества, но и в предоставлении права обучения в высших военных (кадетские корпуса) и светских (университеты) учебных заведениях.

Реализуя поставленную цель, прежде всего необходимо обозначить факторы, обусловившие процесс формирования базиса национальной интеллигенции и оказавшие влияние на интенсивность вовлечения представителей коренного этноса в обсуждение вопросов аграрной колонизации Степного края.

Во-первых, смещение акцентов колонизационного дела в направлении степных областей (Акмолинской, Семипалатинской) в 1870-1880-х гг. активизировало процесс формирования и мобилизации чиновничьей бюрократии из представителей местного населения. Во второй половине XIX в. присоединение к России крупнейших этнорегионов, в том числе Степного края, превратило империю в государство полиэтничного типа. Потребность в создании универсальной модели управления национальными окраинами в интересах государственной безопасности и сохранения территориальной целостности ориентировал власти на лояльное отношение к этническим элитам и организацию регулярного сотрудничества с её фигурантами. Показательно, что первые представители казахской интеллигенции: Ч. Валиханов, А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, братья Х. и Д. Досмухамедовы, М. Жумаба-ев, М. Тынышпаев, Ш. Кудайбердиев и др. -являлись выходцами из среды традиционной степной аристократии [1, с. 330].

Во-вторых, в имперской системе координат одним из узловых стал вопрос о подготовке национальных управленческих кадров. Помимо гарантий лояльности по отношению к аристократической элите империя делегировала индигенным народам широкие возможности вертикальной социальной мобильности, предполагавшей право свободного межсословного перемещения и занятия любыми видами деятельности. Новый правовой

статус коренного населения, закреплённый юридически Временным положением об управлении Западно-Сибирским генерал-губернаторством в 1868 г., стал основополагающим в национальной политике Российской империи, в основе которой господствовало положение о «единой линии, рисующей законченный образ постоянно растущей, систематической административной унификации, культурно-языковой русификации... с целью полного административного, социального и культурного объединения - слияния в одно целое всей Российской империи и её превращения в этнически однородное и цельное национальное государство» [2, с. 203]. В сложившейся ситуации первоочередное значение приобретали вопросы образовательной политики на степных окраинах, которые первоначально реализовывались в формате «образование для национальной аристократии», что стало важным условием повышения роли и значения казахской знати в колонизуемых областях Степного края.

Таким образом, через имперскую образовательную модель в разные годы прошли такие видные деятели культуры, общественно-политического движения и науки, как С. Сейфуллин, А. Букейханов, Н. Нурмаков, Х. Кеменгеров и др.

Перемещение на этнотерриторию казахов населения из западных и центральных губерний империи вследствие аграрных миграций, возникновение новых центров русской оседлости, распространение земледельческой культуры увеличивали потребность в профессионально подготовленных и политически сервильных специалистах в разных сферах: управлении, медицине, ветеринарии, образовании и т. д. В условиях становления и распространения государственной системы просвещения казахская молодёжь получила возможность обучения не только в официальных учебных заведениях уровня городских школ и училищ, но и в университетах, что значительно расширило пространство культурной и интеллектуальной коммуникации отдельных представителей коренных групп. Возвращение в родные места по окончанию университетского курса сопровождалось для данной группы лиц и изменением социального статуса. Приобретение статуса служащих открывало перед образованным

поколением степных аристократов широкие возможности включения в различные сферы государственной и общественно-политической деятельности. Так, один из ярких представителей казахской интеллигенции, Ч. Ч. Валиханов, окончивший Омский кадетский корпус, служил адъютантом ЗападноСибирского генерал-губернатора Г. Гасфор-да, принимал активное участие в экспедиционной работе. А. Н. Букейханов, получив светское образование (окончил Омское техническое училище (1888), экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института (1894)), смог реализоваться в публицистической и исследовательской деятельности, принимая участие в работе Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО) и являясь с 1894 г. членом редакции и корреспондентом газеты «Степной край», выпускаемой в Омске.

К этому следует добавить, что политизация чиновников, мобилизованных империей по национальному признаку, осуществлялась на фоне общественного подъёма в России и распространения там народнических и социал-демократических идей. Одной из характерных черт общественной жизни Степного края второй половины XIX в. являлся приток сюда участников освободительных движений. Во второй половине XIX в. на территорию региона были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Царстве Польском, что привело к значительной эскалации коммуникативной сферы национальной интеллигенции. Очередной виток, связанный с перемещением политически неблагонадёжных элементов в границы Степного края, произошёл в 1881 г., когда было принято решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство.

В-третьих, формирование идейных представлений казахской интеллигенции, в том числе и в сфере вопросов аграрной колонизации, происходило в условиях специфической конфессиональной политики по отношению к региону и коренному населению. В XIX столетии в территориальных границах Степного края усилилась роль татарских и среднеазиатских миссионеров.

Н. Н. Балакшин отмечал, что государство, не допуская в степь русских переселенцев и стимулируя процессы седентаризации кочевников, фактически открывает шлюзы для создания «заповедного для русских киргизско-мусульманского государства» [3, с. 38]. Подчёркивая важность задач аграрной колонизации степных областей, имперский эксперт использовал и экстраординарные риторические приёмы: «...ради защиты Христа от мусульманского изуверства <...> водворение русских поселенцев в степных областях. уравновесило бы в степях мусульманский элемент русскою народностью» [3, с. 652].

Высказываемые имперскими чиновниками опасения в конечном счёте оказались не беспочвенными, а влияние мусульманского фактора на сознание казахского населения более существенным, нежели практики христианского прозелетизма. Деятельность Киргизской православной миссии в Степном крае в 1890-х гг. не имела успеха, поскольку в этот период конфессиональная принадлежность перестала играть роль формального признака и критерия при определении льготного правового статуса подданного и его административного положения, а переход в православие уже не рассматривался как «социальный лифт» [4, с. 60].

Резюмируя, отметим, что процесс складывания мыслящего сословия в Степном крае реализовывался в условиях сложного переплетения социокультурных, политических и конфессиональных факторов. Пожалуй, главной особенностью, своеобразным сословно-культурным фоном формирования национальной интеллигенции региона являлось сохранение доминанты султанских фамилий, представители которых были связаны кровным родством и взаимопомощью. С началом продвижения Российской империи в степные области во второй половине XIX в. аристократия, переживая имущественное разорение, стремилась к сохранению своего статуса путём контактов и слияния с имперской бюрократией и государственной властью. В результате представления казахской интеллигенции, с одной стороны, оформлялись в обстоятельствах влияния русской культуры, что материализовалось в вовлечении национальных кадров в государственную деятельность, с другой, - испытывали

воздействие со стороны теоретиков и практиков исламизма, что способствовало распространению антиколониальных, отчасти антирусских настроений, усилению национальной идентичности.

Идейным вдохновителем национальной интеллигенции являлся Ч. Ч. Валиханов, формирование личности которого происходило на стыке русской и казахской культур. В период с 1847 по 1853 г. он учился в Омске, в Сибирском кадетском корпусе. В 1850-е гг. служил в должности адъютанта Западно-Сибирского генерал-губернатора Г. Гасфорда. Ч. Ч. Вали-хановым, который был активно задействован в экспедиционной работе, был собран значительный объём этнографического материала о казахах Среднего жуза, практиках землепользования и взаимоотношениях с другими социальными группами, в частности - казачеством. Валихановым также были сформулированы основные подходы к оценке российского колонизационного процесса в степных областях, подвергнуты критике планы правительства, связанные с насаждением христианства, деятельностью православных миссий, направленных на крещение казахов, с последующим их переселением в пограничные районы [5, с. 73].

Основным каналом репрезентации антиколониальных идей Валиханова являлись письма. В эпистолярном наследии Ч. Ч. Ва-лиханова достаточно чётко зафиксировано и скептическое отношение к деятельности колониальной администрации в отношении инородцев, имеющей антиправовой, личностный характер, что во многом оказало влияние на позиции его последователей. Так, в письме к Ф. М. Достоевскому, обсуждая действия чиновника администрации Фреде-рикса, освободившего за взятку двух арестантов, Валиханов отметил: «Законы у нас на Руси, пока ещё пишутся не для генералов... а эти генералы с инородцами в Сибири делают, что хотят, разве только собаками не травят.» [6, с. 105].

Критически оценивалась Ч. Ч. Валиха-новым экономическая и налоговая политика колониальной администрации в Степном крае. Наиболее предметные высказывания исследователя касались практики передачи в частную собственность пастбищных угодий, что, по мнению Валиханова, могло на-

нести и реально наносило вред традиционному скотоводческому промыслу основной части коренного населения. Столь же негативным было его мнение и относительно податной политики администрации, в частности, кибиточного сбора и ямской повинности, объявляемых Валихановым избыточными, несправедливыми и разорительными [7].

Утверждение и дискурсивная легитимация антиколониального направления как составляющей национальной казахстанской историографической традиции связаны с именем А. Н. Букейханова, период общественно-политической и исследовательской активности которого пришёлся на конец XIX - первую четверть ХХ в. А. Н. Букейха-нов принимал активное участие в публицистической и исследовательской деятельности, являясь с 1894 г. членом редакции и корреспондентом газеты «Степной край», выпускаемой в Омске. Симптоматично, что включение Букейханова в состав редакции газеты совпало по времени с кадровыми изменениями в издании. Возглавил редакцию П. Б. Ящеров - член Русского географического общества. В 1862 г., окончив кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Ящеров был зачислен в один из гвардейских полков, расквартированных в Варшаве, и принял вынужденное участие в подавлении польского восстания 1863 г., после чего вышел в отставку. П. Б. Ящеров в середине 1890-х гг. активно включился в научную и общественно-политическую жизнь Степного края, активно поддерживая представителей либерального сегмента сибирской интеллигенции, включив в редакционный совет издания политических ссыльных. Влиятельное ситуативное окружение А. Н. Букейханова, а также его знакомство и сотрудничество с сибирскими областниками, в частности Г. Н. Потаниным, способствовали активному вовлечению А. Н. Букейханова в общественную жизнь города и региона, он в качестве эксперта принял участие в экспедициях по исследованию степных областей [8].

Одна из ключевых идей исследователя заключалась в обосновании и констатации изначальных преимуществ переселенческих хозяйств в Степном крае, что находило выражение в финансовой поддержке со стороны правительства и косвенно способствовало

разрушению традиционных устоев «инородческих» экономических структур. А. Н. Бу-кейханов указывал на опасность, возникавшую в связи с диспропорциональным распределением мигрантов из Европейской России в колонизуемом регионе. Отношение А. Н. Букейханова к земельному вопросу в связи с переселенческим движением произрастало из его богатейшего экспедиционного опыта, в центре которого находились исследования скотоводческих хозяйств Степного края. Букейханов пришёл к выводу, что в большинстве районов Степного края хозяйство должно носить исключительно скотоводческий характер, что обеспечит его экономическую рентабельность [8, с. 54].

А. Н. Букейханов, характеризуя процесс инкорпорации Степного края в состав Российской империи, определяет его как «захват», выделяя в качестве разновидностей такового - вольную и правительственную колонизацию [8, с. 55].

Антиколониальное направление в дореволюционной историографии аграрной колонизации Степного края, основные положения которого были сформулированы А. Н. Бу-кейхановым, приобретают масштаб политической теории и практики в первое десятилетие ХХ в., что имело непосредственную связь с процессом консолидации национальной интеллигенции и активным её вовлечением в общественно-политическую жизнь региона и Российской империи.

Важным фактором пробуждения национального самосознания казахов и репрезентации антиколониальных идей стало издание газеты «Казах», первого в истории Степного края общенационального периодического издания, активное участие в создании и функционировании которого приняли лидеры казахского национального движения А. Букей-ханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов. Показательно, что в этот период усилиями творческой казахской интеллигенции, в частности М. Дулатова, в казахскую национально-политическую риторику проникают и наполняются дополнительными коннотациями такие понятия, как «самосознание», «самоуправление», «самодеятельность», «сатрапия», что наглядно свидетельствует о росте и завершении формирования национальной идентичности казахской интеллигенции (см., напр.: [9]).

Активная общественно-политическая деятельность представителей образованного сословия Степного края, контактная среда, в которой эта работа осуществлялась, способствовала формированию идеи национально-культурной автономии, первым шагом к осуществлению которой, по мнению А. Бу-кейханова и М. Дулатова, могли стать практики развития местного самоуправления. Идея организации местного самоуправления у коренных групп населения была сформулирована ещё Ч. Ч. Валихановым, вызвав одобрение и отклик у последователей просветителя. Популяризируя идеи земства не только в образованной среде, но и среди кочевников, исследователи поднимали проблему самобытности и лабильности национальной культуры казахов [10].

Для исследуемого периода в целом характерно включение в антиколониальный дискурс сформировавшегося после событий 1905-1907 гг. широкого слоя казахской интеллигенции, для которого предметом обсуждения становятся наиболее «травматические» сюжеты аграрной колонизации Степного края. К числу таковых, безусловно, относились нормативно-правовые установления и практики, ограничивающие коренное население в хозяйственно-экономическом отношении. Так, вслед за А. Букейхановым, уже высказавшим своё отношение к Степному положению 1891 г., этот вопрос активно разрабатывался в трудах М. Тынышпаева [11] и А. Байтурсынова (см., напр.: [12]).

Таким образом, формирование антиколониального сегмента общественно-политического дискурса колонизации реализовыва-лось в границах сложного социокультурного фона активизации переселенческого движения и встраивания региона в систему общеимперского административного управления. Государственные проекты «оцентровывания» инициировали новые подходы к реализации имперских принципов национальной политики, основу которой в Степном крае составляли практики русификации, ориентированные на слияние народностей в единую «большую русскую нацию». Национальная интеллигенция Степного края формировалась в условиях влияния российских образовательных и культурных структур, при этом представители образованного класса нацио-

нальных меньшинств, мобилизуемые, прежде всего, из казахской элиты, помимо культурных ценностей колонизаторов усваивали собственные национальные традиции, имевшие в аристократической среде непреходящие ценность и значение. Напряжение национальной идентичности усиливалось в интеллигентской среде социокультурной близостью и родством с тюркоязычными народами, населявшими области Степного края. Детонатором общественно-политической активности и политизации национальной интеллигенции являлась коммуникативная среда региона, в которой революционно ангажированная публика концентрировалась в локальных группах политических ссыльных.

В качестве основных каналов репрезентации антиколониальных идей казахской интеллигенции во второй половине Х1Х - начале ХХ в. можно рассматривать публицистическое наследие их носителей: письма, статьи в периодической печати («Степной край», «Степной пионер», «Семипалатинский листок», «Сибирские вопросы», «Вопросы колонизации») и научных сборниках (Формы национального движения в современных государствах), экспедиционные отчёты в изданиях ЗСОИРГО («Записки ЗСОИРГО», «Записки Семипалатинского подотдела ЗСОИРГО»). Тексты лидеров казахской интеллигенции предметно отражали отношение к подходам и практикам имперской колонизации региона, при этом можно констатировать и определённые изменения в представлениях авторов. Так, на раннем этапе, в работах Ч. Ч. Валиханова, фиксировался лишь общий критический настрой группы и её отдельных акторов к организации административного управления, вмешательству в образ жизни и традиции коренного населения, посредством русификации и культуртрегерства. В трудах А. Н. Букей-ханова деятельность империи в Степном крае уже однозначно определялась как экспансионистская, что в дальнейшем способствовало актуализации основных «травматических» сюжетов колонизационного процесса, связанных с негативной оценкой результатов переселенческого движения для индигенных народов. В результате в начале ХХ столетия, под влиянием революционных процессов 1905-1907 гг. и политизации казахской ин-

теллигенции, антиколониальный дискурс эволюционировал в направлении обсуждения перспектив национально-культурной автономии Степного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаймуханова С. Д., Ерденбекова Ж. С., Му-ратбеккызы Б. Вклад Алихана Букейханова в политическую и научно-исследовательскую деятельность Казахстана // International journal of applied and fundamental research. -2016. - № 5. - С. 330-333.

2. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. - М. : Традиция : Прогресс-Традиция, 2000. - 344 с.

3. Исторический архив Омской области. Ф. 3. Оп. 7. Д. 11587. Т. 1.

4. Лысенко Ю. А. К вопросу о социальном статусе новокрещённых казахов Омского Прииртышья (XIX - начала XX в.) // I Ядринцевские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева. - Омск, 2012. - С. 59-63.

5. Валиханов Ч. Ч. О мусульманстве в степи // Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. : в 5 т. - Алма-Ата : Гл. ред. Каз. совет. энцикл., 1984. -Т. 4. - С. 71-76.

6. Валиханов Ч. Ч. О кочёвках киргиз // Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. : в 5 т. - Алма-Ата : Гл. ред. Каз. совет. энцикл., 1984. - Т. 4. -С. 105-109.

7. Из черновых бумаг Чокана Валиханова. Записка 1 // Соч. Чокана Чингизовича Валиханова. - СПб. : Гл. упр. уделов, 1904. -С. 179-194.

8. Букейханов А. Н. Исторические судьбы киргизского края и его культурные успехи // Букейханов А. Н. Тандамалы (Избр.). - Ал-маты, 1995. - С. 45-65.

9. Дулатулы М. Шыгармалары (Соч.) : в 2 т. -Алматы : Жазушы, 1991. - 359 с.

10. Попов Ю. Алихан Букейханов: возвращение имени // Рассвет [Токаревка]. - 1992. -14 нояб. - С. 3.

11. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа: (Читаны в Туркест. отд. Рус. геогр. о-ва в 1924 и 1925 гг.). - Алма-Ата : Алма-Ат. фил. Агентства печати «Нота бене пресс», 1990. - 62 с.

12. Казак газетк Алаш азаматтарынын рухына багышталады / курастырушылар: У. Субхан-бердина, С. Дэутов, К. Сахов. - Алматы : Казак энциклопедиясы, 1998. - 560 б.

Информация о статье

Дата поступления 6 сентября 2019 г.

Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.

Сведения об авторе

Чуркин Михаил Константинович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия); главный научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук (Тобольск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14 E-mail: proffchurkin@yandex.ru

Article info

Received

September 6, 2019

Accepted July 10, 2020

About the author

Mikhail K. Churkin - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian History of Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia); Chief Researcher of Tobolsk Complex Research Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Tobolsk, Russia)

Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia

E-mail: proffchurkin@yandex.ru

Для цитирования

Чуркин М. К. Репрезентации антиколониальных идей казахской интеллигенции Степного края в общественно-политическом дискурсе второй половины XIX - начала ХХ в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 22-28. й01: 10.24147/ 2312-1300.2020.7(3).22-28.

For citations

Churkin M.K. Representations of the Ideas of Anti-Colonialism of the Autochthonous Intelligentsia of the Steppe Region in the Public Discourse of the Second Half of the 19th - Early 20th Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 3 (27), pp. 22-28. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(3). 22-28 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.