РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ «ИНАКОМЫСЛЯЩЕЙ» ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (ИЗ ИСТОРИИ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»)
М.Е. Хлопаева, соискатель кафедры теории и истории государства и
права Института правоведения и предпринимательства
Печально известный «философский пароход» занимает особое место в истории России. Он является своеобразной точкой отсчета, с которой в XX в. начался драматический раскол единой культуры России на Русское Зарубежье и Россию Советскую.
Само словосочетание «философский пароход», ставшее своеобразным символом репрессий 1922-го, появилось благодаря публицистам и литераторам, занявшимся в 80-90-е гг. XX в. изучением «белых пятен» в отечественной истории.
По сохранившимся архивным документам, к числу которых в том числе относятся «Сведения для составления сметы на высылку» «антисоветской» интеллигенции можно оценить ее примерные размеры. Руководством партии и государства первоначально планировалось репрессировать 200 человек. Однако, истинные масштабы этой акции во многом остаются до конца неизвестными. Тем более ограниченный материал имеется о судьбе конкретных лиц, попавших в печально знаменитые «списки на высылку» (Московский, Петроградский и Украинский). По данным архивных материалов РГАСПИ в списках на высылку значилось на 3 августа 1922 г. - 74 чел., на 23 августа - 174 чел., из них: 1) по Украине - 77 чел.; 2) по Москве
- 67 чел.; 3) по Петрограду - 30. По усредненным подсчетам, сделанным на базе архивных материалов Архива Президента Российской Федерации и Центрального архива ФСБ России, в списках на высылку значилось около 230 человек. В настоящее время удалось выявить сведения о судьбе 224 человек, которые, в той или иной мере, пострадали в результате репрессий 1922-1923 гг.
Современные исследователи отмечают, что трагедия «передовой части» русской интеллигенции, долгие годы готовившей революцию, заключается в том, что в результате она оказалась не востребованной новой властью. До февральской революции 1917 г. интеллигенция не имела возможности воплотить в жизнь свои социально-политические идеалы, а после падения самодержавия она оказалось не способной удержать, упавшую ей в руки власть. Пришедшие к управлению страной радикаль-
ные силы потопили в море насилия и разрушения высокие идеи свободы и справедливости.
В наши дни в числе главных причин высылки исследователи называют попытку власти установить жесткий идеологический контроль, удалив из страны интеллектуальную элиту
- тех людей, которые могли мыслить свободно, самостоятельно анализировать обстановку и высказывать свои идеи, а зачастую и критиковать существующий режим. Они не хотели «придерживать» свои убеждения или менять их, они думали, писали и говорили так, как велела им совесть, оставаясь свободными в условиях крепнущей несвободы. Независимым словом они пытались убедить в своей правоте, чем бы это ни обернулось для них лично.
Сегодня, изучая архивные документы, можно более подробно восстановить картину всех обстоятельств, послуживших непосредственным поводом к столь неординарному шагу советского правительства. Уже в начале 1920 г. перед ВЧК и его органами на местах была поставлена задача вести гласный и негласный надзор за политическими партиями, группами и лицами. В августе того же года, по указанию руководства страны, в связи «со значительным расширением числа антисоветских партий Чрезвычайная комиссия серьезно приступила к точному учету всех членов антисоветских партий», к числу которых были отнесены партии: эсеров (правых, левых и центра), меньшевиков, народных социалистов, объединенной еврейской социалистической партии, мелкобуржуазных народнических партий, все члены евангелическо-христианских и толстовских обществ, а также анархисты всех направлений. Кроме того, социальное происхождение (бывшие дворяне) и активная общественная деятельность большинства представителей интеллигенции не оставляли им шансов избежать политических репрессий не только в 20-х годах, но и в будущем.
Основную работу по подготовке к высылке возложили на ГПУ. Непосредственную подготовку и проведение мероприятий по высылке интеллигенции в ГПУ возложили на 4-е отделение секретного отдела, отвечавшее за «работу с интеллигенцией». Несколько позд-
Серия «Право», выпуск 8, том 2
189
Хлопаева М.Е.
Репрессивная политика советского государства в отношении «инакомыслящей» интеллегенции...
нее в центральном аппарате ГПУ на базе этого отделения было создано «особое бюро по административной высылке антисоветской интеллигенции». Аналогичные бюро были образованы в аппаратах полномочных представительств и губотделов ГПУ.
При негласной помощи «бюро содействия» с целью формирования и уточнения списков высылаемых чекисты опрашивали руководителей наркоматов, секретарей партийных ячеек вузов, научных учреждений, партийных литераторов.
Основную репрессивную операцию провели в ночные часы 16—18 августа. Среди заключенных в тюрьмы ГПУ или оставленных под домашним арестом оказались известнейшие философы, историки, правоведы, писатели и литераторы, экономисты и финансисты, математики, инженеры и естественники, деятели кооперативного движения, врачи.
Все они были допрошены или дали ответы на заранее подготовленные вопросы об отношении к советской власти и проводимой большевиками политике. В основном, никто из арестованных против власти не выступал. Однако, будучи людьми мыслящими, они и не думали скрывать свое отношение к ней. Большинство подследственных считало, что «отрыв от родной почвы» для русской интеллигенции является «весьма болезненным и вредным», а основная ее задача - «содействие распространению в стране положительных научных знаний и просвещения, в котором нуждаются все слои общества».
С арестованных были взяты две подписки: обязательство не возвращаться в советскую Россию и выехать за границу за свой (при наличии собственных средств) или за казенный счет. «Исключение» было сделано для врачей: согласно принятому ранее решению Политбюро ЦК РКП(б) они подлежали высылке не за границу, а во внутренние голодающие губернии для спасения гибнущего населения и борьбы с эпидемиями.
Оправдываясь перед международной общественностью, Л.Д. Троцкий в интервью А.Л. Стронг, опубликованном 30 августа 1922 г. в газете «Известия», пытался представить предпринятые репрессии своеобразным «гуманизмом по-большевистски». «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать,
- заявил он, - сами по себе политически нич-
тожны. Но они - потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений... все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся во-енно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением».
Высылка инакомыслящей интеллигенции в качестве репрессивной меры использовалась властью и в дальнейшем. Так, в начале 1923 г. за рубеж были высланы известный кооператор Б.Р. Фромметг, ученый-философ и религиозный деятель С.Н. Булгаков, некоторые другие. Но это уже была не масштабная операция лета и осени 1922 г., когда, по неполным данным (детальное исследование вопроса еще не проведено и точное число высланных неизвестно), высылке за рубеж и в отдаленные местности России подверглись около 200 видных представителей отечественной интеллигенции. По оценке зарубежных историков, за пределами родины оказались более 500 ученых.
Анализируя причины проведенной советским правительством акции, Ф.А. Степун в 1923 г. писал, что российская интеллигенция после Гражданской войны в массе своей была лояльна власти. Однако большевикам, по мнению Степуна, «очевидно, мало одной только лояльности, т.е. мало признания советской власти как факта и силы; они требуют еще и внутреннего приятия себя, т. е. признания себя и своей власти за истину и добро», на что старые русские интеллигенты согласиться не могли. Большевикам для дальнейших экспериментов в стране необходимо было уничтожить внутреннее сопротивление, что, как они считали, успешно и провели за три недели августа-сентября 1922 г. Инакомыслящая часть русской интеллигенции была выдворена или отправлена в ссылку. Однако, как это ни парадоксально, в конечном счете, прав оказался Л.Д. Троцкий рассматривавший высылку как «акт гуманизма». Лишение Родины оказалось для высланной интеллигенции одновременно, спасением жизни и свободы. Тем, кто остался в стране, в 30-х годах была уготована куда более жестокая участь.
190
Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006