Научная статья на тему 'Репортативы в сетевом дискурсе'

Репортативы в сетевом дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПОРТАТИВЫ / СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОЦЕНКА / REPORTATIVE / NETWORK DISCOURSE / MEDIA DISCOURSE / INTERACTIVE COMMUNICATION / EVALUATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карасик Владимир Ильич

Рассматривается речевой жанр «репортатив» перепост материала о социально значимых событиях в сетевом дискурсе. Такие тексты функционально соответствуют репортажам профессионального медийного дискурса, но отличаются от них маркированным персональным (неинституциональным) характером, вторичностью сообщаемой информации, сокращенной дистанцией общения, реальной диалогичностью как единством инициального информационного блока и комментариев к нему, высокой степенью эмоциональности в подаче материала. Они тематически делятся на универсальные и профессионально-специфические: в первых обсуждаются актуальные проблемы политики, экономики, морали, затрагивающие жизнь всего сообщества, во вторых вопросы, интересные для определенной профессиональной группы участников сетевого общения. Репортативам присущи высокая степень критичности по отношению к обсуждаемым вопросам, активное использование аллюзий, ироническая тональность в комментариях. Материалом для данной работы послужили публикации, размещенные в социальной сети «Фейсбук» в 2018 г. Рассматриваются комментарии к сообщениям, вызывающим живой отклик сетевого сообщества: социально-экономическая информация; зарубежные новости (на примере Венесуэлы; подтекст перепоста: всегда есть худший вариант, чем у нас); явления социальной несправедливости; культурные новости, получившие политическую окраску. Анализируется обсуждение инициативы о присвоении аэропорту Калининграда имени великого философа Иммануила Канта. Хорошая идея приобщить граждан к культуре и истории нашей страны привела к бурному столкновению мнений. Перепосты свидетельствуют о том, что позиции университетской общественности и военных оказались противоположными. Отмечается, что при обсуждении в Сети профессиональных проблем сферы образования критический пафос комментаторов направлен против констатаций общеизвестных истин и безмерного увеличения бюрократической отчетности в цифровую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORTATIVES IN NETWORK DISCOURSE

The article analyzes the genre of “reportative” repost of some information about socially important events in a network. Functions of such texts are similar to those of professional media discourse, but they differ in the following: marked personal (non-institutional) nature, indirectness of information, shorter distance between communicators, dialogic nature of communication due to the unity of the text and comments to it, and emotional coloring of information. These texts are divided into universal and professional: texts of the first group discuss the urgent issues of politics, economics and morals that affect the life of society; texts of the second group cover the questions interesting for a certain professional community who meet online. Reportatives are characterized by the high degree of criticism towards the discussed issues, the use of allusions, and ironic tone in comments. The material for this research consists of posts from the social network “Facebook” published in 2018. Comments to posts that arouse interest are studied: social and economic information; foreign news (for instance Venezuela news; implication of repost: there is always a much worse situation than ours); social inequality; cultural news of political coloring. The initiative to name Kaliningrad airport after the great philosopher Immanuel Kant is analyzed. A good idea to give knowledge about the culture and history of our country led to numerous arguments. Reposts prove that the views of the men of science and military men are totally different. It is noted that the problems of education are discussed in the net and criticism of comments addresses trivial facts and growth of bureaucratic load of papers in the digital age.

Текст научной работы на тему «Репортативы в сетевом дискурсе»

УДК 81'42

ББКШ105.51 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.19

В. И. Карасик

Москва, Россия; Тяньцзинь, Китай

РЕПОРТАТИВЫ В СЕТЕВОМ ДИСКУРСЕ

АННОТАЦИЯ. Рассматривается речевой жанр «репортатив» — перепост материала о социально значимых событиях в сетевом дискурсе. Такие тексты функционально соответствуют репортажам профессионального медийного дискурса, но отличаются от них маркированным персональным (неинституциональным) характером, вторичностью сообщаемой информации, сокращенной дистанцией общения, реальной диалогичностью как единством инициального информационного блока и комментариев к нему, высокой степенью эмоциональности в подаче материала. Они тематически делятся на универсальные и профессионально-специфические: в первых обсуждаются актуальные проблемы политики, экономики, морали, затрагивающие жизнь всего сообщества, во вторых — вопросы, интересные для определенной профессиональной группы участников сетевого общения. Ре-портативам присущи высокая степень критичности по отношению к обсуждаемым вопросам, активное использование аллюзий, ироническая тональность в комментариях. Материалом для данной работы послужили публикации, размещенные в социальной сети «Фейсбук» в 2018 г. Рассматриваются комментарии к сообщениям, вызывающим живой отклик сетевого сообщества: социально-экономическая информация; зарубежные новости (на примере Венесуэлы; подтекст перепоста: всегда есть худший вариант, чем у нас); явления социальной несправедливости; культурные новости, получившие политическую окраску. Анализируется обсуждение инициативы, о присвоении аэропорту Калининграда имени великого философа Иммануила Канта. Хорошая идея — приобщить граждан к культуре и истории нашей страны — привела к бурному столкновению мнений. Перепосты, свидетельствуют о том, что позиции университетской общественности и военных оказались противоположными. Отмечается, что при обсуждении в Сети профессиональных проблем сферы образования критический пафос комментаторов направлен против кон-статаций общеизвестных истин и безмерного увеличения бюрократической отчетности в цифровую эпоху.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: репортативы; сетевой дискурс; медийный дискурс; интерактивная коммуникация; оценка.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина (Москва); Тяньцзиньский университет иностранных языков (Тяньцзинь, Китай); 117485,Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6, к. 235; e-mail: vkarasik@yandex.ru.

Стремительное разрастание жанров медийного дискурса стало яркой характеристикой нашего времени. Изначальная функция этого типа общения — информирование широкой аудитории о новостях — всегда была тесно связана с воздействием на адресатов. В эпоху электронного режима общения газеты и журналы уступили место основного источника такого информирования сначала телевидению, а затем Интернету. Возможность выбора информации и источника информирования, а также возрастание значимости игровой составляющей в культуре закономерно привели к тому, что к числу ведущих функций медийного дискурса прибавилась развлекательная функция. В качестве институционального общения медийная коммуникация достаточно долго развивалась, реализуя триединую функцию воздействия, информирования и развлечения, но в наши дни сетевое общение внесло существенное дополнение в эту триаду: к названным функциям добавилось самовыражение. В условиях постмодерна карнавальная составляющая медийного дискурса многократно усилилась [Бахтин 2000; Негрышев 2005], игровая презентация событий привела к тотальному доминированию неофициального общения [Дементьев 2016; Сиротинина 2018].

Тексты массовой коммуникации весьма разнообразны и включают собственно журналистские тексты, писательскую публицистику, рекламу и РР-тексты [Шестакова 2005; Добросклонская 2008; Дускаева 2013]. Электронный режим общения внес существенные коррективы в понимание как форм,

так и норм медийного дискурса: «...изобилие (точнее — избыточность) информационного меню и авторских предложений, а также понижение уровня квалификации сотрудников неизбежно сопровождается деформацией профессиональных стандартов. Уже несколько лет назад эта проблема во весь рост встала из статистических замеров. Так, по данным, полученным Webscan Technologies в ходе исследования, не менее 38 % новостей являются дословными перепечатками с других ресурсов» [Корконосенко 2012: 237].

В сетевом дискурсе, важнейшей характеристикой которого является личностно ориентированный тип коммуникации, появились новые жанры, возникшие на базе традиционных ситуативных форматов общения, одним из таких жанров являются репортати-вы — перепосты, посвященные социально значимым событиям, в определенной мере соответствующие репортажам в традиционной прессе. Репортаж как жанр медийного дискурса неоднократно становился предметом лингвистического анализа [Мчедлишви-ли 1966; Солганик 1975; Абдурахманов 1977; Прохорова 1990; Шаповалов 1998; Ми-сонжников 2004; Басков 2006; Истрате 2006; Ленкова 2009; Пром 2011; Никитина 2014; Гаврилюк 2015; Солнцева 2015; Исакова 2016].

Традиционно в журналистике выделяют информационные, аналитические и художественно-документальные жанры. Репортаж считается одним из информационных жанров наряду с заметкой, корреспонденцией, информационным отчетом, интервью, блиц© Карасик В. И., 2018

опросом и некрологом (печать) и видеосюжетом и оперативным устным сообщением (телевидение) [Борецкий, Юровский 1966; Тертычный 2000; Третьяков 2016]. Репортаж признается синтетическим жанром, пересекающимся с разными информационными жанрами; его характерные особенности состоят в оперативности, достоверности, наглядности, документальности, достоверности [Ким 2004]. Репортаж содержит не только факт, но и некоторые подробности и подразумевает, что журналист лично находился на месте события [Третьяков 2016]. Отмечены важные признаки репортажа: социальная значимость освещаемого события, идеологический потенциал сообщения, драматургическая выразительность подачи материала, высокая степень жанровой интерференции и многоуровневая информационная структура текста [Мисонжников 2004]. Маркированная идеологичность репортажа закономерно приводит к его оценочному редукционизму, к явному и неявному противопоставлению своих и чужих — характерной черте политического дискурса [Чудинов 2012]. Ситуативно и тематически выделяются военные, спортивные, торжественные и другие типы репортажей.

Репортатив совпадает с репортажем по признаку личностной подачи информации, но отличается от него по признакам непрофессиональной позиции говорящего, нескрываемой вторичности информации (перепост) и возможности откликов на эту информацию от участников социальной сети. Подчеркну: перепост — это способ подачи материала, но жанровые характеристики репортатива включают и другие важные признаки. В основу данной работы положено предположение о том, что репортатив является жанром сетевого дискурса, распадается на определенные типы и выражает определенные характеристики тех, кто участвует в репортативном диалоге.

Заслуживает внимания отмеченное исследователями различие между обратной связью и интерактивностью в интернет-дискурсе: «...обратная связь — это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие, а интерактивность предполагает большие возможности — контроля пользователя над содержанием (оценка и запрос информации), обсуждение, инициатива в обсуждении, обмен мнениями и прочее. Функция обратной связи в чистом виде реализуется исключительно в посещаемости сайта, лайках и возможности написать личное письмо в редакцию. Все остальные формы участия, такие как „комментарии", „блоги" дают возможность писать собствен-

ные тексты, делать репортажи, форумы и даже шейры (англ. share — перепосты текста на страницы в социальных сетях) в социальных сетях, предполагают публичность, а, следовательно, они интерактивны» [Го-рошко, Каверина 2013]. Содержание массовой информации в интернет-коммуникации делится на три типа по признаку отправителя речи: профессиональное, любительское и создаваемое роботами (новостными агрега-торами). Граница между этими типами информации в ряде случаев размывается.

Тематически репортативы можно разделить на универсальные и профессионально-специфические. К первым относятся перепосты и сопровождающие их комментарии на экономические, политические, морально-этические и общекультурные темы, ко вторым — перепечатываемые и обсуждаемые новости, интересующие представителей той или иной профессиональной группы, хотя в любом случае перепост посвящен актуальной проблеме, которая затрагивает многих людей.

Материалом для данной работы послужили публикации, размещенные в социальной сети «Фейсбук» в 2018 г. Ники комментаторов даны в аббревиатурах, вульгаризмы элиминированы.

Социально-экономическая информация вызывает живой отклик участников сетевого сообщества:

С. Б. 43792 рубля. Средняя зарплата жителя края в 2018 г., по данным Красно-ярскстата. www.tvk6.ru Цифра дня © Комментарии: Г. Б. Я тоже туда хочу! С. Б. Все красноярцы туда хотят, в этот Красноярский край в параллельной вселенной.

К. С. Всё та же история про „в среднем они все едят голубцы".

Перепост представляет собой официальную информацию государственного учреждения статистики. Инициатор репорта-тива сопровождает эти сведения емким обозначением «Цифра дня» и смайликом, свидетельствующим о скептическом отношении к этим данным. Комментаторы разделяют этот скепсис, доминирует ироническая тональность в высказываниях. Используется аллюзия к типовым анекдотам о среднем показателе тех или иных сведений (красная икра и отбросы — в среднем голубцы, температура находящихся в морге и в горячке — в среднем нормальная и т. д.).

Информация о новостях за рубежом не оставляет участников сетевого дискурса равнодушными:

Д. Е. Инфляция в Венесуэле будет более 1000000% — миллиона процентов. А мы тут жалуемся на стоимость проезда... ©

Комментарии:

К. К. Вы что, хотите как в Венесуэле? А. Ч. Поможем Венесуэле. Е. Н. Тут просят рассказать, что происходит сейчас на венесуэло-колумбийской границе. ... В стране товарный дефицит, дичайшая инфляция и несколько курсов валюты, за доллар на чёрном рынке дают 3000 местных боливаров, на белом — в сотни раз меньше. На среднюю зарплату можно купить 7 бутылок рома — как раз хватит, чтобы напиться и умереть, закусывать-то всё равно нечем.

Инициатор репортатива затрагивает болезненную для всех тему инфляции, сообщая читателям о ситуации в далекой латиноамериканской стране. Читатели разделяют его ироничное отношение к этой проблеме, при этом в обсуждение включается специалист, объясняющий положение дел и приводящий факты, которые заставляют нас с тревогой и сочувствием отнестись к этой информации. Подтекст перепоста понятен: всегда есть худший вариант, чем у нас.

Резко отрицательная оценка дана явлениям социальной несправедливости:

С. Б. 110 млн руб. украл глава Красноярской энергокомпании, сын вице-губернатора Василий Кузичев. На эти деньги он возвел себе VIР-базу отдыха на берегу водохранилища, летал бизнес-классом с семьей и друзьями и выписал себе зарплату 1,6 млн в мес. Суд дал Кузичеву младшему 4 года условно. Комментарии:

Д. К. Вот если бы он курицу украл... А. З. Да здравствует наш советский суд! Самый гуманный суд в мире! А. К. Стоило наградить © Е. П. Это он только учился Т. К. Ну молодой еще, ну что вы Информация о чересчур мягком наказании для проворовавшегося чиновника вызывает саркастические комментарии участников интернет-сообщества. Используется известная аллюзия к популярной кинокомедии «Кавказская пленница» («Да здравствует наш советский суд!»). Обратим внимание на дополнительные сведения относительно родственных связей осужденного. Выводы комментаторов весьма пессимистичны. Заслуживает комментария пунктуация высказываний: отсутствие точки во многих случаях отражает знаковый канон коммуникации в СМС, точка свидетельствует о желании субъекта увеличить дистанцию между собой

и адресатами, о педантичности и о возрасте отправителя сообщения.

Актуальная информация касается ежедневной жизни наших соотечественников:

М. Г. Глава Минздрава упрекнула россиян за неправильное питание.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова назвала выбор продуктов питания россиян нерациональным. Глава ведомства отметила, что мужчины стали вдвое чаще страдать ожирением. Слова министра из доклада на президиуме Совета законодателей в Совете Федерации передает RNS.

Комментарии:

Г. В. Не до жиру — быть бы живу )))

А. В. И почему это наши люди лопают хлеб, картошку, макароны, чай с сахаром? Есть же полезные ананасы, авокадо, манго... Семга неплоха, форель (речная). Масло — оливковое. И свежевыжатый сок — обязательно! Это же витамины. Как люди не понимают? Ленивые. Лишь бы брюхо набить пельменями. А повозиться с осетриной лень.

Э. И. Согласен с министром полностью. Еще многие просто объедаются вечером после работы, объясняя свое желание, что он в обед только успел перекусить на работе.

Д. Д. Поменьше б добавляли химии в продукты и меньше было бы онко и страдающих поражением печени. А министр „подтвердила" свою бесшабашность еще когда заявила, что «Продление пенсионного возраста способствует продлению жизни россиян».

Е. П. Это от макарошек все

Б. Н. На что хватает, то и едим. Есть вопросы?

Г. В. Министру полезно было бы пожить 1 месяц на 14 тысяч рублей.

Участники сетевого сообщества демонстрируют высокий уровень критического отношения к представителям власти, тональность высказываний варьируется от иронии до открытого возмущения. Тема социального неравенства, как можно видеть, является самой значимой для активных пользователей Рунета. Вместе с тем в комментариях видны и попытки рационально отреагировать на размещенную информацию, хотя такие комментарии составляют незначительное меньшинство в общем ряду откликов.

Обратим внимание на знаки интимиза-ции сообщения в перепосте:

О. П. Печальные новости перед Новым годом. Шампусик скоро подорожает (Лен-та.ру).

Минимальная розничная цена шампан-

ского в 2019 году может вырасти на 23 процента, пишут „Известия" со ссылкой на расчеты Ассоциации производителей игристых вин (АПИВ). По данным организации, минимальная розничная цена бутылки шампанского объемом 0,75 литра в следующем году может составить 202 рубля. На данный момент она равняется 164 рублям — на таком уровне она была установлена в 2016 году. Комментарии: А. М. И пускай, не пью И. М. Вообще ...это уже не шампанское, шипучая кислятина

М. Б. Лишь бы макарошки с картошкой не подорожали. Нам не до глупостей.

Интимизация выражается в уменьшительно-ласкательном обозначении предмета речи (окказионализм «шампусик» вместо стандартного «шампанское»). Реакции комментаторов показывают, что эти сведения не являются чересчур значимыми для них, есть более важные вещи в жизни, включая обиходные продукты питания.

Заслуживает внимания информация о культурных новостях, получившая политическую окраску:

„МХАТ имени Моторолы" — поводом для этого мема стала самая громкая культурная новость недели — смена руководства в МХАТе имени Горького. Новым художественным руководителем театра назначен режиссёр Эдуард Бояков. Его заместителем по литературной части — Захар Прилепин. Пользователи интернета предложили называть Прилепина в новой должности „замхудрукполитом", а также выразили опасения, не будут ли теперь расстреливать в театре опоздавших после третьего звонка (Эхо Москвы).

Критическую оценку либеральной общественности вызвало назначение известного писателя и общественного деятеля З. При-лепина на должность заместителя руководителя театра. Обыгрывается его участие в боевых действиях на востоке Украины.

Участники сетевого дискурса высоко оценивают деятельность власти, направленную на повышение уровня жизни населения:

М. Г. Она другая: мэр Якутска Сардана Авксентьева снизила стоимость проезда на общественном транспорте. Комментарии:

Р. Б. Это просто отлично, есть же такие искренние честные люди

С. И. Главное, чтоб не „съели" ... вся страна с интересом наблюдает за действиями мэра Якутска и желает успехов в ее работе и окружении.))

Э. Р. Побольше бы ей единомышленни-

ков!!! Местные, поддержите ее!!! Она для Вас старается!!!

B. Ж. Не первый раз читаю про нее, заслуживает уважения.

C. У. Найдите частную охрану, её надо охранять. Я серьёзно.

Можно видеть, что критику вызывает не власть как таковая, а отклонения от главного функционального назначения власти — заботиться о народе.

Известно, что в компании «Аэрофлот» воздушные суда получают имена известных ученых, деятелей культуры, политиков и спортсменов России. Недавно появилось предложение присвоить аэропортам страны имена великих людей, которые внесли существенный вклад в историю России. Такая практика принята, как известно, за рубежом. Появилось предложение о присвоении аэропорту Калининграда имени великого философа Иммануила Канта, жившего в Кенигсберге (бывшее название этого города). Балтийский федеральный университет в Калининграде носит имя этого философа. Но вопрос об увековечении Канта применительно к аэропорту вызвал неоднозначную реакцию в нашем обществе:

„Небезызвестный какой-то там Иммануил Кант" — так вице-адмирал Игорь Му-хаметшин, возглавляющий штаб Балтфлота, выразил свое возмущение тем, что имя великого философа вошло в финальный список голосования по выбору названия для аэропорта Калининграда. Пользователи Интернета сначала замерли в изумлении, а затем отрефлексировали потоком шуток и мемов. „Сегодня ты читаешь Канта, а завтра пустишь оккупанта", „Товарищ, я Канта не в силах читать!" — сказал адмирал адмиралу", „Этого бы Канта — да на Соловки" (твбивэ. 'ю). „Все говорят Кант, Кант, философ, там еще чего-то — это человек, который предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете — чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет", — говорит человек, похожий на начальника штаба Балтийского флота (Новый Калининград).

Хорошая идея — приобщить граждан к культуре и истории нашей страны — привела к бурному столкновению мнений. Перепосты свидетельствуют о том, что позиции университетской общественности (она активно участвует в сетевом дискурсе) и военных (им по долгу службы такая коммуникативная практика не разрешается) оказались

противоположными. Вспомним, что в Советском Союзе труды великих философов Германии, Гегеля и Канта, считались одним из оснований марксизма. Для адмирала ключевым словом в характеристике Канта является определение «непонятные книги». Это честное признание вызвало насмешливую критику его оппонентов. Комментаторы используют аллюзии к известной рифмовке «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», к текстам, напоминающим героический стиль Николая Асеева и Константина Симонова, а также к пародированию обывателей, которые всех, кто им неприятен, сослали бы в лагерь на Северном острове. Пародируется и выражение «человек, похожий на ...», которое стало штампом в медийном дискурсе при описании грязной истории с бывшим генеральным прокурором Юрием Скуратовым. Отмечу, что конфликт вокруг имени Иммануила Канта возник фактически на пустом месте, но затронул болевую точку общества.

Если репортативы на политическую и экономическую тему вызывают столкновение мнений (это соответствует ключевой ценности политического дискурса — борьбе за власть), то перепосты, в которых речь идет о моральных приоритетах, характеризуются принципиально иной тональностью:

Л. М. Вдруг кто не знает. В гипермар-кетах „Лента" стоит ёлка желаний, на ней висят не особо приметные открыточки от детишек из детского дома. Каждая открытка именная, от одного ребенка. В ней написано, что малыш хочет от Деда Мороза в подарок, подарки простые, детишки много не хотят. Вы можете взять открытку, купить подарок и передать его на стойку информации. И малыш получит свой подарок в новый год.

Пожалуйста, сделайте хотя бы ре-пост. Это всего лишь пара секунд.

Комментарии:

Т. З. Лента не везде есть.

А. С. Подарок только в „Ленте" покупать, или можно в другом магазине, или из дома принести? Не маркетинговый ли ход?

Б. А. Акция супер. Скажите, в каких есть еще магазинах.

Комментаторы одобрительно оценивают инициативу гипермаркета «Лента», задают уточняющие вопросы.

Профессионально-специфические ре-портативы разнообразны, и в них доминирует тот стиль общения, который присущ соответствующему сообществу. Приведу примеры, в которых обсуждаются проблемы образования:

М. К. Виктор Садовничий на съезде пар-

тии „Единая Россия": „будущие студенты прекращают учить предметы, которые не нужны им для поступления, в восьмом-девятом классе, после чего начинают готовиться к тем экзаменам, которые необходимо предъявить приемной комиссии университетов". Это проблема ЕГЭ? Надо заставлять учить все? Тогда появятся Келдыши и Колмогоровы? Это уровень понимания задач системы образования ректора самого титульного университета страны?

Комментарии:

М. П. Описана немецкая система Абиту-ра (только она — 11-13 классы, а не 10-11).

А. Я. Это убийственная для приобретения необходимой для полноценной жизни навыковой базы, выбранная модель образования. 90 % знаний в жизни не используется и забывается через какое то время, нужна ранняя профориентация, ориентированная на запросы рынка, и выработка тех навыков, которые будут нужны всю жизнь — память, умение усваивать и обрабатывать информацию, принимать решения, здоровье.

Ч. Р. Мне нравятся эти коллоквиумы про реформы образования. Они напоминают научную фантастику, когда экипаж звездолёта, заблудившись во Вселенной, дискутирует: куда теперь лететь — на Альдебаран или на 3-ю планету созвездия Гончих Псов? Люди, у которых есть на чем лететь, могут и поспорить. Особенно, если топливо ещё не закончилось. Но есть ли свой транспорт у почтеннейших реформаторов отечественного просвещения? Владеют ли они дидактическими технологиями, позволяющими менять систему? Без такого „приложения" все балачки про реформы педагогики — пустой трёп. А технологической конкретики я в подобных умственных турнирах не наблюдаю. Почему-то. Вот, к примеру, сказано: „нужна ранняя профориентация. на запросы рынка". А как вы это собираетесь делать? Конкретно?

О. С. Соотношение читающих и нечи-тающих такое же, как и при советах. Ленивых, нерадивых, неспособных и просто ограниченных в каждом поколении одинаковая часть. Если взять учеников 70-х годов и дать каждому интернет, соцсети и возможность публиковать свои записи, вылезут все те же -тся и -ться, не и ни, нн и н. Мультик про полтора землекопа не сегодня придуман. Никогда никто не учил аж всё, кроме пары отличников (такие усердные в каждом классе во все времена случаются).

Перед нами академическая дискуссия, но в ней активно используются разговорные

выражения, свидетельствующие о сокращенной дистанции между участниками общения. В отличие от преимущественно эмоциональных реакций, характеризующих политические репортативы, в академическом дискурсе в большей мере прослеживается рациональная аргументация. Вместе с тем и в нашем профессиональном сообществе есть весьма острые проблемы для обсуждения:

В. Т. „Если сегодня вы читаете те же лекции, что и пять лет назад, значит, или ваша дисциплина умерла, или вы" (Ноам Хомский).

Комментарии:

Ю. С. Интересно, какая у него нагрузка...

Е. Р. Да, и что у него с публикациями в Скопус? Просто ВАК не пройдет...

А. Г. Они не в курсе, сколько надо читать у нас на ставку.

О. К. Уж ваши лекции, В. И., никогда не повторялись, и каждая была по-своему интересна, важна и полезна для нас.

В качестве инициального перепоста отправитель текста использует цитату известного американского лингвиста. Комментаторы воспринимают ее критически, поскольку в этих словах содержится упрек ко всем, кто поступает иначе. Понятно, что наука не стоит на месте, но суть обсуждения переносится на сегодняшние недостатки в организации и учете труда российских ученых.

Участники сетевого дискурса активно обсуждают профессионально значимые проблемы своей деятельности в новых условиях:

А. М. „.никогда педагогам не было так сложно, как сейчас. Они имеют дело с первым поколением, которое родилось в эпоху интернета". (Ирина Потехина).

На самом деле об этом все говорят очень давно, и что дети пришли в мир, когда тут были интернет и смартфоны, и что учителям надо вовлекать эти средства в работу на уроке, и что методики работы с этими детьми должны быть другими, ибо ценностная картина мира у них иная... Но, хорошо, очень хорошо, что это уже звучит из уст руководителей минпро-свещения. Ждем изменений. Сильно.

Комментарии:

А. Б. А разве есть варианты, кроме как сократить количество учителей и перевести большую часть образования (особенно, профильный компонент старшей школе) в цифровой формат? ©

П. П. Чтобы выпустить личность, сперва надо ее запереть.

Л. П. Кому это — нам? Им? Кто именно нужен им, меня совершенно не интересует. Трудно учителю было всегда — профессия такая. Пустые слова, ни о чем.

Н. Г. „Нам нужен не просто образованный человек". Не просто образованный — это и есть личность, нет? ))) Ну, просто образованный, это когда бессмысленно, что ли?))) Типа, просто ходил в школу, а вот взял или нет — вопрос. не просто, а осмысленно образованный, понимающий, я полагаю уже — личность. „Никогда педагогам не было так сложно" — ну, однозначно, это не про интернет и детей. На мой взгляд, никогда не было столько бюрократии, сколько в условиях развития цифровых технологий. Это оооочень трудно)))) „у нас уже нет такого опыта, как у них" — обожаю обобщения ))))

Можно заметить, что критический пафос комментаторов направлен против констата-ций общеизвестных истин и безмерного увеличения бюрократической отчетности в цифровую эпоху.

Подведем основные итоги. В составе жанров сетевого дискурса выделяются репортативы — перепосты сообщений о социально значимых событиях, функционально соответствующие репортажам профессионального медийного дискурса, но отличающиеся маркированным персональным (неинституциональным) характером, нескрываемой вторичностью сообщаемой информации, сокращенной дистанцией общения, реальной диалогичностью как единством инициального информационного блока и комментариев к нему, высокой степенью эмоциональности в подаче материала. Репортативы тематически делятся на универсальные и профессионально-специфические, в первых обсуждаются актуальные проблемы политики, экономики, морали, затрагивающие жизнь всего сообщества, во вторых — вопросы, интересные для определенной профессиональной группы участников сетевого общения. Для репортативов характерны высокая степень критичности по отношению к обсуждаемым вопросам, активное использование аллюзий, ироническая тональность в комментариях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманов А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1977. 18 с.

2. Басков В. Я. Аналитический репортаж. — М. : ВК, 2006. 238 с.

3. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. — СПб. : Азбука, 2000. 336 с.

4. Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики. — М. : Изд-во МГУ, 1966. 338 с.

5. Гаврилюк О. О. Текстова транслящя як нова форма спортивного репортажу (на матерiалi англшсько! мови) : автореф. дис. ... канд. фшол. наук. — Кшв, 2015. 19 с.

6. Дементьев В. В. Аксиологическая генристика: аспекты проблемы «оценка и жанр» // Жанры речи. 2016. № 2. С. 9—24.

7. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ : учеб. пособие для вузов. — М. : Флинта : Наука, 2008. 264 с.

8. Дускаева Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры речи. 2013. № 1 (9). С. 51—58.

9. Исакова Е. А. Субжанры современного репортажа в аспекте текстовых категорий (на материале российских СМИ и рунета) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2016. 24 с.

10. Истрате П. Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ (на материале футбольного репортажа) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2006. 22 с.

11. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. 335 с.

12. Корконосенко С. Г. Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций? // Учен. зап. Забайкал. гос. пед. ун-та. Сер.: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2(43). С. 234—239.

13. Ленкова Т. А. Текстообразующие стратегии создания письменного дискурса репортажа в современной немецкой прессе : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2009. 24 с.

14. Мисонжников Б. Я. Современный репортаж (проблема и топика жанра) // Жанры в журналистском творчестве : материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, С.-Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. С. 104—124.

15. Мчедлишвили И. Н. Репортаж : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Тбилиси, 1966. 25 с.

16. Негрышев А. А. О ситуации постмодерна в коммуникативном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации // Мет-Си1Шга1-Кй : междунар. (электронный) науч.-практ. журн. — Владимир : ВФ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. Вып. 4. С. 67—81.

17. Никитина Э. Г. Язык спортивного репортажа регионального телевидения и специфика его воздействия : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. — Ижевск, 2014. 24 с.

18. Пром Н. А. Современный газетный спортивный репортаж: жанрово-стилистический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2011. 22 с.

19. Прохорова Е. Д. Стилевые разновидности репортажа в современной публицистике (функциональный аспект) : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1990. 24 с.

20. Сиротинина О. Б. Современная коммуникация: достижения и потери в погоне за эффективностью // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. : в 2 кн. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2018. Вып. 18. Кн. 2. С. 5—11.

21. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. — М. : Изд-во МГУ, 1970. 75 с.

22. Солнцева Е. С. Журнальный репортаж в современном медиадискурсе: лингвистическое исследование на материале немецкого языка : автореф. дис. . канд. филол. наук. — СПб., 2015. 22 с.

23. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. — М. : Аспект Пресс, 2000. 312 с.

24. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. — М. : Ладомир, 2016. 536 с.

25. Хорольский В. В. Медийность текстов в средствах массовой коммуникации : моногр. 2-е изд. — М. : Флинта, 2015. 242 с.

26. Чудинов А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2012. № 2 (40). С. 53—59.

27. Шаповалов А. В. Политический репортаж в динамике развития современной журналистики России: 1985—1998 гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1998. 33 с.

28. Шестакова Э. Г. Теоретические аспекты соотношения текстов художественной литературы и массовой коммуникации: специфика эстетической реальности словесности Нового времени. — Донецк : НОРД-ПРЕСС, 2005. 441 с.

V. I. Karasik

Moscow, Russia; Tianjin, China

REPORTATIVES IN NETWORK DISCOURSE

ABSTRACT. The article analyzes the genre of "reportative " — repost of some information about socially important events in a network. Functions of such texts are similar to those ofprofessional media discourse, but they differ in the following: marked personal (non-institutional) nature, indirectness of information, shorter distance between communicators, dialogic nature of communication due to the unity of the text and comments to it, and emotional coloring of information. These texts are divided into universal and professional: texts of the first group discuss the urgent issues ofpolitics, economics and morals that affect the life of society; texts of the second group cover the questions interesting for a certain professional community who meet online. Reportatives are characterized by the high degree of criticism towards the discussed issues, the use of allusions, and ironic tone in comments. The material for this research consists of posts from the social network "Facebook" published in 2018. Comments to posts that arouse interest are studied: social and economic information; foreign news (for instance Venezuela news; implication of repost: there is always a much worse situation than ours); social inequality; cultural news of political coloring. The initiative to name Kaliningrad airport after the great philosopher Immanuel Kant is analyzed. A good idea to give knowledge about the culture and history of our country led to numerous arguments. Reposts prove that the views of the men of science and military men are totally different. It is noted that the problems of education are discussed in the net and criticism of comments addresses trivial facts and growth of bureaucratic load of papers in the digital age.

KEYWORDS: reportative; network discourse; media discourse; interactive communication; evaluation.

ABOUT THE AUTHOR: Karasik Vladimir Ilyich, Doctor of Philology, Professor of General and Russian Linguistics Department, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia; Tianjin Foreign Studies University, Tianjin, China.

REFERENCES

1. Abdurakhmanov A. Sobytiynyy reportazh v sisteme zhanrov sovetskoy televizionnoy zhurnalistiki : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M., 1977. 18 s.

2. Baskov V. Ya. Analiticheskiy reportazh. — M. : VK, 2006. 238 s.

3. Bakhtin M. M. Avtor i geroy. K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk. — SPb. : Azbuka, 2000. 336 s.

4. Boretskiy R. A., Yurovskiy A. Ya. Osnovy televizionnoy zhurnalistiki. — M. : Izd-vo MGU, 1966. 338 s.

5. Gavrilyuk O. O. Tekstova translyatsiya yak nova forma sportivnogo reportazhu (na materiali angliys'koi movi) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — Kiiv, 2015. 19 s.

6. Dement'ev V. V. Aksiologicheskaya genristika: aspekty problemy «otsenka i zhanr» // Zhanry rechi. 2016. № 2. S. 9—24.

7. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyy pod-khod k izucheniyu yazyka SMI : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : Flinta : Nauka, 2008. 264 s.

8. Duskaeva L. R. Zhurnalistskiy diskurs v aspekte rechevykh

zhanrov // Zhanry rechi. 2013. № 1 (9). S. 51—58.

9. Isakova E. A. Subzhanry sovremennogo reportazha v aspekte tekstovykh kategoriy (na materiale rossiyskikh SMI i runeta) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — Ekaterinburg, 2016. 24 s.

10. Istrate P. Lingvostilisticheskie i ritoricheskie osobennosti sportivnogo reportazha kak zhanra SMI (na materiale futbol'nogo reportazha) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2006. 22 s.

11. Kim M. N. Zhanry sovremennoy zhurnalistiki. — SPb. : Izd-vo Mikhaylova V. A., 2004. 335 s.

12. Korkonosenko S. G. Zhurnalistika setevykh SMI: smena issledovatel'skikh paradigm ili prodolzhenie traditsiy? // Uchen. zap. Zabaykal. gos. ped. un-ta. Ser.: Filologiya, istoriya, vos-tokovedenie. 2012. № 2(43). S. 234—239.

13. Lenkova T. A. Tekstoobrazuyushchie strategii sozdaniya pis'mennogo diskursa reportazha v sovremennoy nemetskoy presse : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2009. 24 s.

14. Misonzhnikov B. Ya. Sovremennyy reportazh (problema i topika zhanra) // Zhanry v zhurnalistskom tvorchestve : materialy

nauch.-prakt. seminara «Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnykh protsessov» (19 marta 2003 goda, S.-Peterburg) / otv. red. B. Ya. Misonzhnikov. — SPb. : Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta, 2004. S. 104—124.

15. Mchedlishvili I. N. Reportazh : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — Tbilisi, 1966. 25 s.

16. Negryshev A. A. O situatsii postmoderna v kommunikativ-nom prostranstve SMI: k probleme ekologii massovoy kommu-nikatsii // Inter-Cultural-Net : mezhdunar. (elektronnyy) nauch.-prakt. zhurn. — Vladimir : VF NGLU im.N. A. Dobrolyubova, 2005. Vyp. 4. S. 67—81.

17. Nikitina E. G. Yazyk sportivnogo reportazha regional'nogo televideniya i spetsifika ego vozdeystviya : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — Izhevsk, 2014. 24 s.

18. Prom N. A. Sovremennyy gazetnyy sportivnyy reportazh: zhanrovo-stilisticheskiy aspekt : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — Volgograd, 2011. 22 s.

19. Prokhorova E. D. Stilevye raznovidnosti reportazha v sov-remennoy publitsistike (funktsional'nyy aspekt) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M., 1990. 24 s.

20. Sirotinina O. B. Sovremennaya kommunikatsiya: dosti-zheniya i poteri v pogone za effektivnost'yu // Problemy rechevoy kommunikatsii : mezhvuz. sb. nauch. tr. : v 2 kn. / pod red. M. A. Kor-militsynoy, O. B. Sirotininoy. — Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta,

2018. Vyp. 18. Kn. 2. S. 5—11.

21. Solganik G. Ya. Stil' reportazha. — M. : Izd-vo MGU, 1970. 75 s.

22. Solntseva E. S. Zhurnal'nyy reportazh v sovremennom mediadiskurse: lingvisticheskoe issledovanie na materiale nemet-skogo yazyka : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — SPb., 2015. 22 s.

23. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy pechati : ucheb. posobie. — M. : Aspekt Press, 2000. 312 s.

24. Tret'yakov V. T. Kak stat' znamenitym zhurnalistom. — M. : Ladomir, 2016. 536 s.

25. Khorol'skiy V. V. Mediynost' tekstov v sredstvakh masso-voy kommunikatsii : monogr. 2-e izd. — M. : Flinta, 2015. 242 s.

26. Chudinov A. P. Diskursivnye kharakteristiki politicheskoy kommunikatsii // Politicheskaya lingvistika. 2012. № 2 (40). S. 53—59.

27. Shapovalov A. V. Politicheskiy reportazh v dinamike raz-vitiya sovremennoy zhurnalistiki Rossii: 1985—1998 gg. : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M., 1998. 33 s.

28. Shestakova E. G. Teoreticheskie aspekty sootnosheniya tekstov khudozhestvennoy literatury i massovoy kommunikatsii: spetsifika esteticheskoy real'nosti slovesnosti Novogo vremeni. — Donetsk : NORD-PRESS, 2005. 441 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.