нения темпа, изменение в тональностях помогает отделить каждый формообразующий раздел.
Последний раздел С начинается с натуральной ре-минорной гаммы. В финальном пространстве пьесы (тт. 214-229) опускаются Ми и Си-бемоль, и таким образом остается только ре-минорная пентатоника. Это отделяет начинающийся раздел С' от виртуозной пышности, которой заканчивается пьеса.
Изучавший классическую форму, Андре Жоливе в «Песне Линоса» использовал предложение как исходный тип фразы. В некоторых случаях симметричные, слитные построения выходят на передний план. Например, танцевальный раздел С содержит наиболее традиционные фразы (в понятиях длительности и пропорции). Слабо связанные предложения и гибридные располагаются в песенных разделах пьесы. Это нередко для песенных жанров; таким образом, использование более свободных форм в эпизодах А не является необычным.
Данный анализ предусматривает множество маленьких альтернатив так же, как и финальных масштабных решений. Дополнительные исследования музыки Жоливе и его современников могут продемонстрировать дальнейшие своеобразные типы фраз, ассоциирующиеся с этим постимпрессионистским стилем.
Такие определения будут содержать анализ звукового, модального и, возможно, гармонического контента, подчеркивая, или возможно оспаривая настоящий фокус на мелодических особенностях.
Литература
1. Алексеева Л., Григорьев В. Зарубежная музыка ХХ века. М.: Знание, 1986. 192 с.
2. Дьячкова Л. С. Неомодальность // Гармония в музыке ХХ века. М.: Музыка, 2004. 232 с.
3. Зенкин К. Андре Жоливе // Творческие портреты композиторов. М.: Музыка, 1990. 237 с.
4. Куницкая Р. Французские композиторы XX века. М.: Советский композитор, 1990. 208 с.
5. Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики: материалы международной научной конференции. М.: НИЦ МК, 2005. 104 с.
6. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1970. 576 с.
7. Jolivet A. Varèse / A. Jolivet. Paris: Hachette, 1973. 271 p.
8. Caplin William. Classical Form: A Theory of Formal Functions for the Instrumental Music of Haydn, Mozart, Beethoven. New York: Oxford, 2001. 307 p.
9. Menk Nancy L. André Jolivet: Epithalame. DMA thesis, CCM, 1985. 159 p.
© Дурандин В. В., 2016 УДК 784.5
© Покровский Н. И., 2016
РЕПЕРТУАР КАК ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЖСКОГО ХОРА
В статье рассматриваются основные аспекты проблемы репертуара мужского хора. На основе выявления специфики мужского хорового коллектива авторы аргументируют теоретические принципы и практические рекомендации по формированию репертуарной политики.
Ключевые слова: мужской хор, хоровой репертуар, «Благовест», слушательская аудитория
Хор, как известно, является одним из самых действенных музыкальных инструментов, обладающих мощной силой воздействия на чувства и интеллект слушателей и способных формировать особое состояние социального и психологического единения. Хор — «временное объединение людей, друзей в их искреннем порыве-высказывании на заданную тему. Если они не будут искренними, они не смогут петь эту музыку. Крайняя необходимость такого
объединения не может быть объяснена только лишь желанием получить удовольствие. Главная цель хорового пения катарсическая — отдохновение от душевной тяжести, возвышение духовных стремлений» [1, с. 3]. Эти слова композитора Э. Фертельмейстера точно фиксируют важную культурообразующую роль хорового пения. Хор обладает широким спектром выразительных возможностей. Различные его составы — детский, смешанный, женский,
мужской — подтверждают универсальные возможности этой интереснейшей сферы музыкального творчества.
На современном этапе развития хоровое искусство сталкивается с очень сложными задачами, в числе которых — привлечение слушателя на концерты хоровой музыки. Не секрет, что один из самых демократичных видов исполнительского искусства — хоровое пение — в настоящее время переживает трудный период. Среди других путей преодоления кризисной ситуации одним из наиболее значимых и действенных является определение репертуарной политики. Грамотный выбор репертуара — условие успешного существования и развития хорового коллектива, а также весьма эффективное средство для расширения слушательской аудитории, которая проявляет интерес к певческому искусству.
Большая часть российских мужских хоровых коллективов, как правило, складывается в рамках церковно-монастырской системы. Так, например, мужская капелла «Благовест» была создана на основе мужского хора Благовещенского монастыря города Нижнего Новгорода и продолжила в своей деятельности духовно-просветительские традиции Иоанно-Дамас-кинского церковно-певческого братства (которое существовало с 1912 по 1917 год). Художественный опыт мужской капеллы «Благовест», к которому мы неоднократно будем обращаться в данной статье, может быть весьма показательным примером репертуарной деятельности хорового коллектива.
Условия возникновения мужских хоров естественно определили выбор исполняемых произведений. Нет ничего удивительного в том, что значительную часть репертуара подобных коллективов составляют сочинения, предназначенные для культовой практики. Духовные произведения включаются и в светские концертные программы. Как известно, с возникновением в XVII веке партесного многоголосия и практики использования детских голосов многие песнопения стали недоступными для исполнения мужским составом. Это закономерно определило необходимость специального переложения хоровых партитур. Создание различных переложений и аранжировок стало существенным фактором пополнения репертуара практически любого мужского хора. Следует отметить, что подобные переложения являются непростым и практически направленным процессом, в котором необходимо учитывать особенности поли-
фонического развития фактуры, а также наличие исполнителей, особенно в партии теноров, обладающих большим диапазоном и легким фальцетным звучанием. Один из ярких примеров партесного многоголосия — Литургия Николая Дилецкого. Переложение данной хоровой партитуры для мужского состава отражает все описанные выше сложности.
В русле обсуждения заявленной проблемы нельзя не упомянуть о таком важном явлении, как популяризация древнерусских знаменных роспевов. Однако решать эту задачу необходимо с особой деликатностью, поскольку неподготовленный слушатель не всегда готов к эмоциональному восприятию этого пласта русской музыки. В этом случае весьма полезен предваряющий исполнение краткий комментарий о знаменном роспеве как музыкально-историческом явлении. Определенная сложность использования жанра знаменного роспева в репертуарной практике связана также с тем, что традиции их исполнения оказались утраченными в силу исторических условий.
Как показывает опыт, светские коллективы при исполнении древнерусского одноголосия довольно часто применяют технику вокализации, характерную для академической школы пения. Это вызывает обоснованные нарекания со стороны регентов монастырских хоров, использующих иные вокальные приемы. В свою очередь, среди церковных коллективов нет единого мнения о том, как нужно исполнять такую музыку. Вследствие всех этих причин вопрос о включении в репертуар знаменных и других видов роспевов является достаточно сложным, поскольку требует осведомленности певцов в истории церковного православного пения, развитой интуиции и мастерства.
Серьезной востребованностью и большим успехом у публики обладают духовные произведения для солистов и хора. В частности, сочинения П. Г. Чеснокова в переложениях для мужского состава входят в репертуар капеллы «Благовест» и многих других подобных коллективов. «Да исправится молитва моя», «Ныне отпущаю-ще», «Совет превечный» можно услышать в исполнении едва ли не любого мужского хора. Популярностью пользуются духовные сочинения и других русских композиторов, среди которых часто исполняемые капеллой «Благовест» произведения В. Зиновьева, А. Третьякова, С. Рахманинова. Украшением любой программы является переложение хора «Тебе поем» из «Всенощной
литургии» Рахманинова, в котором тесситура солирующего тенора доходит до звука до второй октавы. Интересного художественного эффекта можно добиться, «передавая» сольную партию от одного исполнителя к другому, что позволяет разнообразить эмоциональное прочтение музыки. В качестве примера такого использования солирующих голосов можно привести одно из наиболее часто исполняемых сочинений П. Г. Чеснокова «Да исправится молитва моя».
Преемственность исполнительских традиций была бы неполной без исполнения духовной музыки современных авторов. К сожалению, количество сочинений для мужского хора в духовном жанре явно уступает объему музыки для смешанных составов. Преодоление этого сложившегося очевидного дисбаланса возможно благодаря тесному сотрудничеству коллективов с авторами, позволяющему композиторам создавать «адресные» произведения, созданные для конкретного исполнителя.
Плодотворность репертуарной деятельности хорового коллектива зависит от различных факторов, среди которых одним из немаловажных является композиторская одаренность художественного руководителя. Народный артист России Лев Сивухин, многие годы руководивший хоровой капеллой мальчиков, хором юношей хорового колледжа, муниципальным камерным хором «Нижний Новгород», одновременно был автором сочинений для различных певческих составов, а также многочисленных аранжировок и переложений. Его произведения (отражающие глубокое понимание специфики хорового пения, чрезвычайно «удобные» для исполнения) нередко включаются в списки обязательных в ряде хоровых конкурсов.
Естественным и органичным продолжением многолетней деятельности как дирижера и хормейстера стало композиторское творчество Льва Панкратова. Он — автор многих переложений, аранжировок, а также произведений, как духовных, так и светских, позволяющих пополнять свой репертуар различным хоровым коллективам. Ему принадлежат и монументальные хоровые сочинения «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Реквием», основу которого составили канонические тексты и стихи А. Ахматовой, хоровой цикл «ШОЕ» на тексты древних магических заклинаний и другие.
Проникновенное знание специфики хора отражают оригинальные сочинения и переложения для мужского состава А. Ларина, Э. Фер-
тельмейстера, С. Екимова и других современных композиторов, составляющие в последние годы важную часть концертного репертуара мужских хоров.
Непременным условием формирования репертуара является исполнение светских произведений русской и западноевропейской музыки прошлых эпох. Существует довольно большое число сочинений для мужского хора западноевропейских композиторов, особенно романтического направления. Это дает возможность значительно расширить репертуар. Хотя следует отметить, что здесь возникают языковые трудности. Утвердившаяся в последнее время традиция исполнения хоровых сочинений на языке оригинала естественно требует от музыкантов знания национальных языков — правил артикуляции, понимания смысла словесного текста. Кроме того, необходимо заботиться и о слушательской аудитории. Желательно ознакомить слушателя с переводом. Это может быть либо краткий комментарий перед исполнением, либо печатная программка концерта.
Еще один пласт русской хоровой культуры, имеющий прочные традиции именно мужского исполнительства, — военные марши, являющиеся неизменной частью прикладной музыки. Для каждого полка, особенно гвардейского, создавался свой собственный марш, который мог исполняться как с сопровождением, так и а'сарре11а. Включение в концертный репертуар таких маршей интересно и познавательно с музыкально-исторической точки зрения. В качестве примера можно сослаться на опыт использования таких произведений в концертных программах Мужского хора Института певческой культуры «Валаам» и отметить большую работу по поиску такой музыки руководителя Института певческой культуры Игоря Ушакова.
Неисчерпаемым источником для композиторского и исполнительского творчества всегда были народные песни, обработки которых занимают значительное место в репертуаре любого мужского хора. Присутствие в репертуарном списке обработок русских народных песен, различных по жанровой принадлежности — исторических, календарно-обрядовых, трудовых, игровых и т. д., — позволяет показать во всей полноте богатство и красоту национальных певческих традиций, веками передающихся из поколения в поколение.
Отметим, что создание таких обработок требует большой эрудированности в области
народного песенного творчества и деликатности в выборе современных средств музыкальной выразительности. Иногда стремление к оригинальности звучания лишает аранжировку духа народной песни и превращает ее в некое «сонористическое упражнение». Конечно, художественные поиски в этой области — очень широкая и достаточно популярная сфера хорового творчества. В конечном счете, результат определяется мерой таланта и вкуса автора обработки.
Само же исполнение как классических обработок русских народных песен, так и современных, отличающихся более сложным музыкальным языком, требует от коллектива владения не только большим арсеналом музыкально-исполнительских средств выразительности, но и элементами театрализации или так называемого хорового театра, которые в современных условиях являются особо актуальными. Использование даже самых простых элементов сценического движения способствует атмосфере праздничности, раскованности и создает непосредственный контакт со слушательской аудиторией.
В связи с обсуждением проблемы хорового репертуара невозможно обойти вниманием и жанр русского городского романса. Подобные произведения неизменно имеют успех у публики. Особенность обработки сочинений такого жанра заключается в том, что партия инструментального сопровождения (фортепиано, гитара) перекладывается на певческие голоса, что дает возможность разнообразить хоровую фактуру, расширить возможности отдельных партий и хора в целом, а использование одного или нескольких солистов позволяет коллективу полнее продемонстрировать свои исполнительские качества. Кроме того, лирическая проникновенность, камерность звучания такого рода произведений позволяют сделать концертные программы более разнообразными и наполненными яркими контрастами.
Всегда очень эффектны включенные в концертную программу джазовые композиции или сочинения с элементами джаза. Однако исполнение таких произведений весьма затруднительно по причине различия в академической и эстрадной манерах вокализации и доступно далеко не всем коллективам. В данном случае преимущество имеют камерные составы и ансамбли, включающие до шестнадцати исполнителей, которые могут обеспечить ритмиче-
скую гибкость мелодических линий, острую и легкую синкопированность аккомпанемента и вместе с тем достаточную динамическую силу звучания мужских голосов. В качестве примера произведения такого плана из репертуара хора «Благовест» можно привести сочинение Л. Панкратова на стихи И. Северянина «Поющие глаза».
В своей концертной практике хоровые коллективы выступают перед самой разной публикой, которая может различаться не только по степени слушательской подготовленности, но и по своему возрастному составу. Поэтому, выступая перед молодежной аудиторией и учитывая тот факт, что большая часть такой аудитории воспитана на образцах поп-культуры и шоу-бизнеса, хор должен быть готов предложить часть репертуара в подобном стиле. Это не означает, что молодые слушатели не готовы воспринимать высокое классическое искусство, но музыкально-просветительские задачи требуют более гибкого подхода к репертуару. Конечно, довольно сложно из репертуара современных российских эстрадных исполнителей отобрать что-то для исполнения мужским хором а'сарре11а, скорее всего можно отдать предпочтение композициям лирического характера, по мелодике близким жанру песни или городского романса. Неслучайно песня И. Матвиенко на стихи А. Шаганова «Конь», исполняемая группой «Любэ», прочно заняла место в репертуаре не только «Благовеста», но и многих других мужских хоров и ансамблей.
В целом же репертуарная политика любого хорового коллектива должна служить главной цели — просвещения и воспитания слушателя, не давая угаснуть традициям, которыми всегда славилась отечественная хоровая исполнительская культура. В то же время современная хоровая концертная практика — живой и активный процесс, требующий привнесения новых творческих веяний. Освоение различных художественных традиций, их индивидуальное осмысление и чувствование пульса современности — главное условие плодотворного развития хорового коллектива. Это в полной мере справедливо и для мужского хора.
Литература
1. Фертельмейстер Э. Избранные хоровые
произведения / вст. статья Т. Сидневой.
Н. Новгород: Изд-во О. Гладковой, 1999.
80 с.