Так от радостных событий в жизни (свадьба, рождение ребенка, отдых всей семьей на природе И Т.Д.), к грустным, которые могли происходить в их жизни или в жизни родственников, связанные с данным моментом, отображенным на снимке. В процессе проведения этого упражнения подросток должен пояснять, что выражают лица родных на фотографиях: радость, печаль, страх, удивление и т.д. При этом испытуемый описывает и свое эмоциональное состояние, соотнося его с каждым рассмотренным снимком. Юноши были сдержаннее в выражении своих эмоций. Двое из них не испытывали никаких переживаний связанных с родственниками на фотографиях. У других были яркие эмоциональные переживания в связи с разными событиями из жизни. Некоторые даже переживали печаль, несмотря на то, что, на фото были положительные моменты, так как в это время у них была трагедия (расставание с девушкой, исключение из школы, ПТУ и т.д.).
Девушки описывали свои эмоции более красочно, иногда даже критикуя родителей за несправедливое, как им казалось отношение к себе или наоборот испытывали радость, чувство собственного достоинства, в ситуациях, где они были поняты и сделали, что-то полезное для семьи, для товарищей, для общества.
В процессе тренинга подросткам объяснялось, что события, запечатленные на фотографиях, уже прожиты ими. И какими бы они не были печальными или радостными, нужно проанализировать
их, представить каждую ситуацию, но повести себя в ней иначе, показывая окружающим и родственникам свою признательность и уважение.
На основании результатов проведенного комплексного исследования в процессе коррекции у подростков и детей, изменилось отношение к семье, учебе, дружбе со своими сверстниками.
Нами была составлена карта-памятка психологического портрета подростков, употребляющих наркотические вещества. В памятке даны рекомендации, на что должны обращать внимание родители в отношении детей, если у них замечено неадекватное поведение.
Таким образом, предложенная нами социально-педагогическая технология дала положительные результаты в педагогической и социальной коррекции, а также социализации подростков, эпизодически употребляющих наркотические вещества. По ней могут работать школьные психологи и социальные педагоги, в классах коррекции или же с подростками, относящимся к группе риска.
Библиографический список
1. Платонов К. К. Структура и развитие личности (Отв. ред. А.Д. Пготочкин. - М.: Наука, 1986. -225 с.
2. Старое М. И., Смирнов В.В. Коррекция общественной значимой направленности личности подростков-спорадических наркоманов: Монография. Тамбов, 2003.
М.О. Калмыкова
РЕПАТРИАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ АДЫГОВ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ И КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Зарубежная черкесская диаспора образовалась в результате массового выселения адыгов в Османскую империю по окончании Русско-Кавказской войны.
В наши дни численность зарубежных адыгов в несколько раз превышает численность адыгов, проживающих на исторической родине. Потом-
ки иммигрантов из Северного и Западного Кавказа проживают за рубежом в ряде стран Ближнего Востока, Западной Европы, США, СНГ -более чем в 40 странах мира. Одной из наиболее актуальных проблем зарубежных черкесов является проблема репатриации, которая возникла еще во время массового выселения черкесов в
© М.Ю. Калмыкова, 2008
179
Османскую империю.
Оказавшись в Османской империи, в тяжелых условиях, значительная часть черкесов и других кавказских иммигрантов стала предпринимать официальные и неофициальные попытки к возвращению на родину. Однако власти Османской и Российской империй препятствовали их репатриации. Советские власти в период «сталинизма» и «застоя» также препятствовали репатриации зарубежных черкесов.
Ситуация стала меняться во 2-й половине 80-х гг. XX в. в связи с проводившимися в СССР демократическими преобразованиями. Руководство СССР, а позднее РФ, предоставили зарубежным соотечественникам больше возможностей в посещении исторической родины и получении гражданства СССР, позднее РФ.
В Адыгею начали возвращаться зарубежные соотечественники, главным образом, после 1990 г., когда Адыгейская автономная область была преобразована в республику и получила новые полномочия- Руководство республики предприняло ряд мер по содействию репатриации зарубежных соотечественников: сократило сроки для получения гражданства СССР (РФ), предоставило гостиницу для их временного проживания и т.д. В 1991-1995 гг. ОВИР МВД РА выдал репатриантам-адыгам 167 видов на жительство и 117 паспортов РФ.1
3 июля 1998 г. впервые в истории Российской Федерации было принято правительственное решение о репатриации зарубежных адыгов- постановление № 690 «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея».2
В Республике Адыгея от 10.06.1997 г. принят Закон «О репатриантах». Кабинет Министров Республики Адыгея принял постановление от 12 мая 1998 п №144 «О мерах по приему и обустройству репатриантов из Косовского округа Союзной Республики Югославия в республике Адыгея». Также были приняты: постановление «О мероприятиях по дальнейшему обустройству черкесских (адыгских) репатриантов из Автономного края Косово (Союзная республика Югославия) в республике Адыгея» от 10.08.98 г.; Указ Президента Республики Адыгея А.А. Джаримо-ва №102 от \3 августа 1998 г. «О дне репатрианта» ; Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.08.98 г. № 240 р. «О выделении
земель для репатриантов из Автономного края Косово (Союзная республика Югославия)»; Распоряжение Президента Республики Адыгея А.А. Джаримова от 23 апреля 1999 г. № 59 - р, п. «Об официальном представительстве Республики Адыгея по обеспечению переселения адыгов из Автономного края Косово (Союзная республика Югославия); Приказ министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу от 21.05.99 г. № 276 «Об обеспечении готовности к эвакуации адыгов (черкесов) из Союзной Республики Югославия»; постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.07.99 г. № 216 «О распределении средств Федерального бюджета, выделенных на строительство жилья для переселенцев из Автономного Края Косово (Республика Югославия)».
Косовские адыги с 1993 г. направляли в адрес компетентных органов Российской Федерации и руководства Республики Адыгея обращения с просьбами о предоставлении им российского гражданства и содействии в возвращении на историческую родину. Обострение же вооруженного конфликта в Косово ускорило процесс разрешения данного вопроса. Возвращение в Республику Адыгея косовских адыгов стало важнейшим политическим событием современности; впервые на историческую родину вернулась целая община соотечественников, сохранившая родной язык, обычаи и традиции.3
I августа 1998 г., 5 и 22 мая 1999 г. в республику Адыгея прибыло 165 адыгов-репатриантов из Югославии, По состоянию на 2005 г. в республике Адыгея проживают 144 человека из Косово. На ноябрь 2000 г. в Косово поживали 42 семьи адыгов в двух населенных пунктах. Из них 30-35 изъявили желание переселиться на историческую родину, остальные в другие страны.4
Непосредственно, процесс репатриации адыгов из Косово осуществляла делегация из представителей МИД России, Республики Адыгея, МЧС и Государственного таможенного комитета России.
По данным ОВИР МВД по Республике Адыгея в период с 1992 по 2001 гг. гражданство РФ получило 343 зарубежных адыга. Из них граждане Турции - 160, Сирии -71, граждане США - 3, граждане Иордании - 42, Израиля -12, граждане ФРГ - 3, ЛБГ - 2 и 1 гражданин Ливана. В тот же период по данным ОВИР МВД РА виды на жи-
тельство получили 1106 репатриантов. Из них: граждане Турции - 402, Сирии - 266, граждане Иордании -153, граждане Израиля -146, США*-23, граждане Германии - 4, Франции - 2 Нидерландов - 2 и 1 гражданин Италии.5
В Республике Адыгея функционируют государственные и общественные организации, оказывающие поддержку репатриантам. Государственная организация «Центр адаптации репатриантов» была утверждена Министерством труда и социальной защиты Республики Адыгея (зарегистрирована постановлением главы администрации города Майкоп от 08.10.98 г.). Целью данной организации является обеспечение репатриантов временным жильем, организация социально-бытового и медицинского обслуживания репатриантов, оказание им помощи в социально-психологической адаптации, к новым условиям жизни.
В соответствии с поставленной целью Центр адаптации репатриантов планирует осуществлять следующие практические действия:
- прием репатриантов, обеспечение их временным жильем, организация бытового обслуживания;
- организация рационального, в том числе диетического, питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- организация медицинского обслуживания репатриантов, госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- предоставление санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий;
- оказание помощи в изучении русского языка, истории, культуры народов России и Адыгеи, основ законодательства Российской Федерации и республики Адыгея;
- оказание помощи в трудоустройстве, получении образования, обучении новым профессиям и перепрофилировании;
- оказание помощи в выделении земельных участков для строительства жилья, как за счет репатриантов, так и за счет бюджета Республики Адыгея;
- оказание помощи в решении вопросов пенсионного обеспечения, назначении социальных выплат;
- совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации.6
Основными задачами общественной организации «Дом адаптации репатриантов» (ДАР), ос-
нованной в 1999 г., являются: представление и защита социально-экономических и иных прав и законных интересов репатриантов, оказание всесторонней помощи адыгам, как уже вернувшимся на свою историческую родину, так и желающим вернуться, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.
«ДАР» осуществляет деятельность по следующим направлениям:
— содействие в оформлении необходимых документов для проживания на территории Российской Федерации и республики Адыгея;
— создание благоприятных условий для их интеграции в общество;
-оказание помощи в решении жилищных проблем, предоставлении земельных участков, трудоустройстве;
— содействие в изучении основ конституционного строя и гражданского общества России и Адыгеи;
— в целях облегчения адаптации репатриантов
- создание фондов взаимопомощи, организация туристических поездок, спортивных состязаний, вечеров встреч;
— издание газет, журналов, брошюр и других изданий, организация телерадиопередач;
— представление и защита прав репатриантов в различных государственных учреждениях, органах власти и других организациях.7
Также в Республике Адыгея функционирует «Общественный фонд помощи репатриантам РА». Деятельность фонда направлена на оказание непосредственной помощи репатриантам, а также на финансирование специальных программ помощи репатриантам. Благотворительную помощь фонду оказывают государственные учреждения, частные предприниматели и меценаты. В частности, Правительство Кабардино-Балкарской республики перечислило 500 тысяч рублей общественному фонду помощи репатриантам для строительства жилья репатриантам из Косово в а. Мафэхабль.8 Предприниматель из Кабардино-Балкарии, житель села Исламей Мухамед Иругов, за счет собственных средств построил в а. Мафэхабль мечеть.
Обустройством репатриантов на первом этапе занимался «Общественный Фонд помощи репатриантам РА» из средств, поступающих от соотечественников, проживающих в Иордании, Израиле, Турции, США, Норвегии и других стран,
спонсоров из Кабардино-Балкарии, Краснодарского края, Адыгеи.9
В настоящее время для репатриантов в а. Ма-фэхабль построены 22 дома, в городе Майкоп преобретены 12 квартир. В центре адаптации репатриантов проживают три семьи из Югославии. Их дома в а, Мафэхабль находятся на стадии строительства. Репатрианты из других стран проживают в основном в г. Майкоп.
Несмотря на проделанную работу со стороны органов государственной власти Республики Адыгея, представителей зарубежной черкесской диаспоры и частных лиц, у репатриантов существует множество проблем, связанных с их адаптацией.
В августе и ноябре 2006 г., сотрудниками Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН были проведены социологические исследования в республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике - среди ады-гов-репатриантов (по 200 респондентов в каждой республике) с целью определения основных проблем их адаптации. Были опрошены репатрианты из Югославии, Турции, Израиля и Сирии в возрасте от 14 до 60 лет. Результаты исследования (анкетирование и интервьюирование) в Республике Адыгея показали следующее: 80% репатриантов вернулись на родину из чувства любви к исторической родине; 15% - в связи с моральнопсихологическим дискомфортом в стране проживания; 5% - дискриминации по этническому признаку. 97% респондентов адыгским языком владеют в совершенстве и всего 3% понимают, но не разговаривают на нем. Русским языком в совершенстве владеют 70%; понимают, но не разговаривают 2 5%; не владеют-5%. Основным источником существования опрошенных репатриантов является: у 51 % - заработная плата; у 9% -пенсия; у 5% - пособия; у 25% - доход от предпринимательской деятельности. В качестве наиболее актуальных проблем, связанных адаптацией в Республике Адыгея, репатрианты отметили: незнание местного жизненного уклада ~ 50%; жилищные проблемы - 2%; проблемы трудоустройства-13%; и материальные проблемы - 5%. 98% опрошенных репатриантов отметили, что ощущают себя своими на территории РА, 2% чувствуют себя иммигрантами. 87% респондентов считают наиболее желательной помощь в получении гражданства; 10% - помощь в трудоустройстве, 3% - помощь в приобретении жилья,
43% опрошенных репатриантов предпочитают получать информацию по телевидению; 5% выбирают интернет и 5% предпочитают газеты и журналы. 61% респондентов считают недостоверной информацию, которую они получают из СМИ; 39% — доверяют СМИ. 89% опрошенных репатриантов считают, что более достоверную информацию предоставляют спутниковые каналы; 7,5%-российские центральные каналы; 3,5%
- местные информационные каналы. 46% репатриантов предпочитают получать информацию на языке страны прежнего проживания; 28% - на родном языке; 26% - на русском. 36% - респондентов стараются воспитывать своих детей исходя из принципов «Адыгэ Хабзэ»; 46,5% - из общечеловеческих принципов и 17,5% - стараются комбинировать вышеперечисленные принципы. 52% — опрошенных общаются со своими детьми на языке страны прежнего проживания; 32,5% -на родном. 28,5% - респондентов отмечают, что репатриация не повлияла на их подход к воспитанию детей; 28% - отмечают, что репатриация повлияла на данный процесс; 39% - считают, что репатриация повлияла на данный процесс, но в незначительной степени. 50,5% - опрошенных репатриантов предпочитают вступить в брак с представителем исторической родины (своего этноса); 36% - из числа репатриантов и 13,5% -считают, что национальность не имеет значения. В качестве основных препятствий процессу репатриации зарубежных адыгов респонденты указали: недостаточную поддержку со стороны органов государственной власти - 51%; отсутствие организаций, занимающихся репатриацией -43%; невысокий жизненный уровень в республиках Северного Кавказа — 4%. 100% опрошенных репатриантов заявили, что собираются оставаться на исторической родине. 10
В интервью с сотрудниками КБИГИ Цей Ма-хир, представитель репатриантов из Косово, студент АГУ, владеющий адыгским языком, сообщил, что в отличие от своих соотечественников, вернулся на родину до начала боевых действий в Косово. Респондент отметил, что проблем с адаптацией у него на данном этапе нет. Определенные отличия в менталитете у местного адыгейского населения и репатриантов существуют, но это не мешает интеграции репатриантов в местное сообщество.
Ибрагим Джихад Зане-репатриант из Сирии, предприниматель, отметил, что в Адыгее он ощу-
щает себя полноценным членом общества, все его права и свободы реализуются в полной мере. Джихад подчеркнул, что улучшение социально-экономической ситуации в республиках Северного Кавказа может способствовать увеличению числа зарубежных адыгов, стремящихся к репатриации.
Байрам Мазен-репатриант из Сирии, заместитель директора ДАР, предприниматель считает, что одним из наиболее важных факторов, мешающих адаптации репатриантов, являются некоторые различия в менталитете репатриантов и местных адыгов, а также незнание репатриантами местного жизненного уклада.
Асани Назиха-репатриантка из Югославии, отметила, что местное население относится к ним как «ксвоим». Среди основных проблем, с которыми она столкнулась на родине, она назвала невысокий жизненный уровень, в частности, низкую заработную плаггу,
Хягко Инал-репагрианг из Турции отметил, что большие затруднения у него вызвали вопросы, связанные с получением гражданства и приобретением земельного участка для строительства дома. Он убежден, что помощь в этих вопросах будет способствовать репатриации значительно большего числа адыгов, проживающих не только в Турции, но и в других странах.
Эйпонь Шэнпол-репатриантка из Турции подчеркнула, что ощущает себя счастливой от того, что возвратилась на историческую родину, о которой так много слышала. Отметила, что несмотря на различные сложности процесс адаптации проходит без особых затруднений. Как для человека, занимающегося изучением культуры своего народа, для нее самое главное - иметь возможность наблюдать и изучать ее среди носителей этой культуры - адыгов на исторической родине. 11
Репатрианты, также отметили, что у них нет никаких льгот относительно получения образования, трудоустройства. Вместе с тем они осознают, что, в целом, уровень безработицы в Республике Адыгея достаточно высокий и данная проблема является общереспубликанской. Среди наиболее актуальных проблем, жители а. Ма-фэхабль отметили и проблему пенсионного обеспечения - репатрианты из Югославии получают социальную пенсию, их трудовой стаж и накопительные взносы осуществленные в Югославии, им не засчитываются; отсутствие маршрутного
транспортного сообщения с г. Майкопом и другими населенными пунктами, отсутствие средств телефонной коммуникации и проблемы с питьевой водой. Несмотря на это, репатрианты не ощущают себя ущемленными в правах, заявляя, что готовы переносить все тяжести вместе со всеми жителями республики Адыгея. 12
В Кабардино-Балкарской республике также предпринимались меры по содействию адыгам
- репатриантам. Так, в Нальчике в июне 1991 г. был создан благотворительный фонд «Хэкужь» (Родина), который начал оказывать помощь адыгам - репатриантам в решении двух основных проблем — оформлении документов, необходимых для получения гражданства РФ и приобретении жилья.
В 1990 г. при Совете Министров была сформирована Комиссия для изучения проблем репатриации. В 1992 г. при Министерстве внешних сношений КБР был образован Департамент репатриации. В том же году Верховный совет КБР принял специальную «Программу по репатриации соотечественников, проживающих за рубежом».
В 1999 г. в первом чтении был принят Закон КБР «О репатриантах». В соответствии с данным законом, соотечественникам, вернувшимся на историческую родину гарантировалась помощь в получении статуса репатрианта, гражданства, вида на жительства и т.д.13
В 2006 г. принято постановление Правительства КБР «О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы». В рамках данного постановления предусмотрено создание новой комиссии по делам соотечественников за рубежом. Предусматривается, что комиссия будет координировать деятельность министерств и ведомств по данной проблеме. 14
В целом, по данным ОВИР МВД КБР, к концу 2005 г. виды на жительство получили 891 человек адыгов-репатриантов. Из них: граждане Сирии
- 402, граждане Иордании -219, граждане Турции - 231, граждане США - 36, граждане Германии- 3. гражданство Российской Федерации получили 382 репатрианта. Из них: граждане Сирии
- 212, граждане Турции -100, граждане Иордании
- 62, Граждане США - 5, а также один гражданин Югославии. Общая численность адыгов - репатриантов в республике составила 1273 репатрианта. 15.
Результаты исследования (анкетирование и интервьюирование) в КБР показали следующее: 86% репатриантов отметили, что вернулись на родину из чувства любви к исторической родине; 8% - в связи с морально-психологическим дискомфортом в стране проживания; 5% - в связи с дискриминацией по этническому признаку. 81,5% - респондентов адыгским языком владеют в совершенстве; 11% — понимают, но не разговаривают на нем; 7,5 - не владеют адыгским языком. 78,5% респондентов русским языком владеют в совершенстве; 4% - понимают, но не разговаривают; 18% - не владеют. Основным источником существования опрошенных репатриантов является: у 23% — заработная плата; у 8% - пенсия; у 5% - пособия; у 64% - доход от предпринимательской деятельности. В качестве наиболее актуальных проблем, связанных с адаптацией в КБР, репатрианты назвали: 20,5% -незнание законов; 10% - незнание местного жизненного уклада; 7,5% - жилищные проблемы; 54,5% - проблемы трудоустройства; 7,5% - материальные проблемы. 51,3% опрошенных репатриантов отметили, что ощущают себя своими на территории КБР, 48,5% чувствуют себя иммигрантами, 90% респондентов считают наиболее желательной помощь в получении гражданства; 5% - помощь в трудоустройстве, 5% - помощь в приобретении жилья. 80 % опрошенных репатриантов предпочитают получать информацию по телевидению; 15% выбирают интернет и 5% -предпочитают газеты и журналы. 96% респондентов считают недостоверной информацию, которую они получают из СМИ; 4% доверяют СМИ. 91% опрошенных репатриантов считают, что более достоверную информацию предоставляют спутниковые каналы; 5,5% - российские центральные каналы; 3,5% - местные информационные каналы. 69% репатриантов предпочитают получать информацию на языке страны прежнего проживания; 28,5% - на родном языке; 2,5% - на русском. 30,5% - стараются воспитывать своих детей исходя из принципов «АдыгэХабзэ»; 50,5%-из общечеловеческих принципов и 69,5% стараются комбинировать вышеперечисленные принципы. 59% опрошенных общаются со своими детьми на языке страны прежнего проживания; 41% - на родном. 53% респондентов отметили, что репатриация не повлияла на их подход к вос-питанию детей; 5,5% отметили, что репатриация повлияла на данный процесс; 41,5% - считают,
что репатриация повлияла на данный процесс, но в незначительной степени. 78,5% опрошенных репатриантов предпочитают вступить в брак с представителем исторической родины (своего этноса); 10,5% - из числа репатриантов и 11%-считают, что национальность не имеет значения. В качестве основных препятствий в процессе репатриации зарубежных адыгов респонденты указали: недостаточную поддержку со стороны органов государственной власти - 52%; отсутствие организаций, занимающихся репатриацией -37,5%; невысокий жизненный уровень в республиках Северного Кавказа - 52%. 81% опрошенных репатриантов заявили, что собираются оставаться на исторической родине; 10,5% - собираются возвратиться в страну прежнего проживания; 6,5%- собираются эмигрировать в страну с более высоким жизненным уровнем.16
В интервью с сотрудниками КБИГИ Талат Умар Башкур - репатриант из Сирии отметил, что проблем с адаптацией на территории КБР у него нет Он также подчеркнул, что в КБР создаются крайне неблагоприятные условия для репатриации в целом. Бюрократические препоны, считает Респондент, преодолевать очень сложно, особенно, когда ты незнаком с законами РФ и местным жизненным укладом.
Мухамедхэр Нури Кадыкой - репатриант из Сирии подчеркнул, что увеличить количество зарубежных адыгов, стремящихся к возвращению на историческую родину, может возрасти лишь в случае упрощения получения гражданства РФ. Он отметил, что его супруга не может получить гражданство, хотя все необходимые документы у нее в наличии и проживает на территории РФ больше установленного срока законом «О гражданстве».
Уаэль Херетдин Тугуж - репатриант из Иордании отметил, что серьезных затруднений, связанных с адаптацией на территории КБР, у нет на данном этапе нет. Считает, что создание специальных органов, занимающихся проблемами репатриации, может увеличить численность зарубежных адыгов, стремящихся к репатриации.
Нарина Талат Башкур - репатриантка из Сирии отметила, что проблем с адаптацией у нее нет, так как она вернулась на родину в детском возрасте. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются адыги - репатрианты на территории КБР, респондент выделил: оформление документации, трудоустройство, приобретение жилья
и т.д.17
Анализ результатов данного исследования показал, что наиболее сложным и для адыцов -репатриантов в обеих республиках являются проблемы, связанные с получением гражданства РФ, приобретением жилья, трудоустройства, незнание российских законов и местного жизненного уклада.
В наши дни немалая часть зарубежных черкесов заявляет о своем желании возвратиться на историческую родину, однако их останавливают многочисленные бюрократические препятствия. Новый закон «О гражданстве» от 2002 г. также осложнил процедуру принятия гражданства РФ. В частности от иностранных граждан требуется знание русского языка, проживание на территории РФ не менее 3 лет и т.д.
Пример репатриации адыгов из Югославии подтверждает также то, что одной из главных причин массовых миграций, в частности репатриации, становится социально- политическая ситуация в регионах проживания этнических меньшинств и иммигрантов, а также позиция руководства принимающего государства. Решение проблемы репатриации зарубежных черкесов в дальнейшем будет зависеть от упрощения процедуры приобретения гражданства РФ на федеральном уровне.
Примечания
1 Подробнее см:. Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах. Нальчик, 1997. С.207-213.
2 Постановление было принято в целях оказания государственной поддержки переселению группы адыгов (черкесов) на историческую родину.
3 Учитывая историческую значимость этого события, указом Президента РА от 13.08.98. №102,
1 августа был объявлен «Днем репатрианта». Позднее закреплен Законом РА. «О праздничных днях и памятных датах».
4 Чемсо Г. Возвращение. Исторический очерк. Майкоп, 2000. С. 190.
5 Данные ОВИР МВД Республики Адыгея.
6 Положение государственного учреждения республики Адыгея «Центр адаптации репатриантов».
Утверждено Министром труда и социального развития Республики Адыгея 01.10.98.
Зарегистрирован постановлением павы администрации г. Майкопа от 08.10.98. №980.
7 Устав Майкопской городской общественной организации «Дом адаптации репатриантов».
Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Адыгея.
8 Мафэхабль - название аула под Майкопом, построенного специально для репатриантов из Югославии.
Название аула переводится как «счастливый аул».
9 В основном, речь идет о репатриантах из Косово, хотя они являются только частью переселенцев. Основная масса - репатрианты из Турции, Иордании, Сирии и др.
10 Отчет о социологическом исследовании среди адыгов - репатриантов в РА. Август 2006 г..
11 Информанты: ЦеЙМахир, 1983 г.р.; Ибрагим Джихад Зане1960г.р.; Байрам Мазен1960г.р.;
АсаниНазиха1953 г.р.; Хатко Инал 1951 г.р.; Эйпонь Шэнпол 1958 г.р.
12 Социальная пенсия - пенсия, выплачиваемая лицам, по каким либо причинам
не получившим право на получение трудовой пенсии.
13 Закон утратил силу.
14 Кабардино - Балкарская правда. 11 мая. 2006.
18. Кушхабиев А. В. Проблема репатриации зарубежных черкесов // Вестник АРИГИ. Майкоп, 2000. №3. С. 234.
16 Отчет о социологическом исследовании среди адыгов - репатриантов в КБР. Ноябрь 2006 г..
17 Информанты :Талат Умар Башкур 1947 г.р.; Мухамедхэр Нури Кадыкой 1935 г.р.; Уаэль Хе-ретдинТугуж 1973 г.р.; Нарииа Халат Башкур 1983 г.р.