Научная статья на тему 'Реорганизация Управления пропаганды (информации) 1947 года в контексте профсоюзной политики Советской военной администрации в Германии'

Реорганизация Управления пропаганды (информации) 1947 года в контексте профсоюзной политики Советской военной администрации в Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СССР / Красная армия / военная администрация / советская оккупационная зона / национализация / USSR / Red Army / military administration / Soviet occupation zone / Propaganda Department

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Петрович Францев

6 июня 1945 года в соответствии с постановлением СНК СССР в Советской зоне оккупации Германии была организована Советская военная администрация. В ходе своего функционирования до 1949 года она неоднократно подвергалась реорганизациям, изменению структуры и направлений своей деятельности. Первая крупная реорганизация произошла в 1947 году, и изменениям подверглась вся структура СВАГ. В данной статье рассматривается процесс реорганизации СВАГ в 1947 году на примере Управления пропаганды. Проводится анализ и систематизация изученных аспектов реорганизации Управления пропаганды, а также на основе новых документов, ранее не введенных в научный оборот, предлагается новый взгляд на этот процесс. Актуальность статьи обусловлена тем, что Управление пропаганды СВАГ и его реорганизация рассматриваются с нового аспекта — профсоюзной политики. По итогам исследования делаются выводы о том, что реорганизация Управления пропаганды 1947 года не стала переломным моментом в руководстве профсоюзами и не привела непосредственно к существенным изменениям в этом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 1947 reorganisation of the Propaganda (Information) Department in the context of the trade union policy of the Soviet military administration in Germany

On 6 June 1945, the Soviet Military Administration was organised in the Soviet zone of occupation of Germany in accordance with a decree of the USSR Council of People’s Commissars. In the course of its operation until 1949, it was repeatedly reorganised, changing its structure and areas of activity. The first major reorganisation took place in 1947, and the entire structure of the SWAG was changed. This article examines the process of reorganisation of the SWAG in 1947, using the Propaganda Department as an example. It analyses and systematises the studied aspects of the reorganisation of the Propaganda Department, and on the basis of new documents, which have not been previously introduced into the scientific circulation, offers a new perspective on this process. The relevance of the article is conditioned by the fact that the Propaganda Department of the SWAG and its reorganisation are examined from a new aspect – trade union policy. The study concludes that the reorganisation of the Propaganda Department in 1947 was not a turning point in the management of trade unions and did not directly lead to significant changes in this aspect.

Текст научной работы на тему «Реорганизация Управления пропаганды (информации) 1947 года в контексте профсоюзной политики Советской военной администрации в Германии»

УДК 94(47).084.9

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-154-161

Дата поступления (Submitted) 14.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 07.06.2024

Реорганизация Управления пропаганды (информации) 1947 года в контексте профсоюзной политики Советской военной администрации в Германии

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ФРАНЦЕВ

аспирант III курса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, исторического факультета, Кафедра истории России XX-XXI веков.

119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1.

ORCID: 0000-0002-4955-1853. e-mail: [email protected]

Аннотация. 6 июня 1945 года в соответствии с постановлением СНК СССР в Советской зоне оккупации Германии была организована Советская военная администрация. В ходе своего функционирования до 1949 года она неоднократно подвергалась реорганизациям, изменению структуры и направлений своей деятельности. Первая крупная реорганизация произошла в 1947 году, и изменениям подверглась вся структура СВАГ. В данной статье рассматривается процесс реорганизации СВАГ в 1947 году на примере Управления пропаганды. Проводится анализ и систематизация изученных аспектов реорганизации Управления пропаганды, а также на основе новых документов, ранее не введенных в научный оборот, предлагается новый взгляд на этот процесс. Актуальность статьи обусловлена тем, что Управление пропаганды СВАГ и его реорганизация рассматриваются с нового аспекта - профсоюзной политики. По итогам исследования делаются выводы о том, что реорганизация Управления пропаганды 1947 года не стала переломным моментом в руководстве профсоюзами и не привела непосредственно к существенным изменениям в этом аспекте.

Ключевые слова: СССР, Красная армия, военная администрация, ссоветская оккупационная зона, национализация

The 1947 reorganisation of the Propaganda (Information) Department in the context of the trade union policy of the Soviet military administration in Germany

ALEKSANDR PETROVICH FRANСEV

Postgraduate student in the 2nd year of Lomonosov Moscow State University, Faculty of History, Department of Russian History XX-XXI centuries.

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation.

ORCID: 0000-0002-4955-1853. e-mail: [email protected]

Abstract. On 6 June 1945, the Soviet Military Administration was organised in the Soviet zone of occupation of Germany in accordance with a decree of the USSR Council of People's Commissars. In the course of its operation until 1949, it was repeatedly reorganised, changing its structure and areas of activity. The first major reorganisation took place in 1947, and the entire structure of the SWAG was changed. This article examines the process of reorganisation of the SWAG in 1947, using the Propaganda Department as an example. It analyses and systematises the studied aspects of the reorganisation of the Propaganda Department, and on the basis of new documents, which have not been previously introduced into the scientific circulation, offers a new perspective on this process. The relevance of the article is conditioned by the fact that the Propaganda Department of the SWAG and its reorganisation are examined from a new aspect - trade union policy. The study concludes that the reorganisation of the Propaganda Department in 1947 was not a turning point in the management of trade unions and did not directly lead to significant changes in this aspect.

Keywords: USSR, Red Army, military administration, Soviet occupation zone, Propaganda Department

Внешняя политика Советского союза в Германии в первые послевоенные годы не была неизменной. В зависимости от ситуации Советскому руководству было необходимо менять оккупационный режим в Советской оккупационной зоне. Основным органом оккупации была Советская военная администрация, полномочия которой регулировались постановлением СНК СССР.

По справедливому утверждению историка Яна Фойтцика, СВАГ имела чрезвычайно сложную структуру, которая постоянно менялась начиная с самого ее появления. Вплоть до середины 1946 года советская политика ориентировалась на максимальный демонтаж и получение репараций из оккупационной зоны. Это происходило в период сотрудничества с Союзниками по антигитлеровской коалиции. Однако к концу 1946 года конфликты с союзниками, а также ухудшающееся экономическое положение в СОЗ привели к переориентации советской оккупационной политики. Внутри советского руководства, а также руководства СВАГ появляется понимание необходимости найти более приемлемые взаимоотношения между СВАГ и немцами. Поэтому с конца 1946 года начинается планирование реорганизации СВАГ, которое оканчивается к лету этого же года.

Одним из ключевых структур в СВАГ было Управление пропаганды, основной функцией которого было управление политическими партиями и общественными организациями зоны, а также проведение пропаганды. Это предопределило важность самого Управления, а процесс его реорганизации курировал ЦК КПСС и лично И.В. Сталин. Мы осветим появление, функции и реорганизацию управления, а также на основе новых документов, найденных нами в РГАСПИ, дополним уже известную информацию новыми деталями.

Целью исследования является проанализировать реорганизацию Управления пропаганды в 1947 году. Предметом исследования является советская внешняя политика в Германии. Объект исследования - реорганизация СВАГ 1947 года на примере Управления пропаганды.

Автор ставит перед собой такие задачи:

Осветить формирование, функции и структуру Управления Пропаганды СВАГ, рассмотреть процесс реорганизации Управления в контексте профсоюзной политики СВАГ. Хронологическими рамками исследования являются август 1945 - август 1947. Так как в августе 1945 началось формирование Управления Пропаганды СВАГ, а августом 1947 года датируется последний найденный нами проект реорганизации Управления.

Впервые процесс реорганизации СВАГ и Управления Пропаганды исследовался истори-

ками Г.А. Бордюговым и Н. Неймарком в предисловии к сборнику документов посвященному деятельности Управления [1]. Они опубликовали документы отдела внешних сношений ЦК ВКП(б) из РЦХИДНИ (РГАСПИ), которые представляли из себя переписку ЦК ВКП(б) с начальником управления пропаганды Сергеем Ивановичем Тюльпановым. На основе этих, а также других документов Неймарк посвятил отдельную главу Тюльпанову и реорганизации в своем исследовании советской оккупации [2]. Проблема реорганизации затрагивается также в более поздних статьях Бордюгова [3]. Их исследования, а также публикации документов ценны тем, что в настоящее время доступ к данным документам стал ограничен. С. Мудров в своей диссертации подробно анализирует организацию, а так же ряд аспектов деятельности Управления, однако процесса реорганизации касается лишь поверхностно. Он указывает, что в ходе реорганизации произошли качественные изменения в целях и методах ее деятельности. По его мнению: «заново созданное Управление информации серьезно меняет стиль и способы своей работы; массовая вербовка союзников среди немецкого населения практически прекращена, попытки налаживания компромиссных контактов с различными слоями немецкого населения оставлена до лучших времен; в практику входит совокупность тоталитаристских, репрессивно-принудительных методов» [4, 5], однако он никаким образом не доказывает свою концепцию, ограничиваясь констатацией фактов. С нашей точки зрения для такого утверждения необходим подробный анализ деятельности управления как до реорганизации, так и после, что не было проделано в его исследовании так как оно ограничено 1947 годом и затрагивает лишь отдельные направления работы Управления. Также вывод о коренном изменении методов опровергают другие исследования. Например, Стефан Кройцбергер в своей работе, посвященной политической системе СОЗ, показывает, что существует преемственность между методами, которые управление пропаганды применяло в 1945/1946-м годах и после 1947 года [5]. Он также кратко упоминает реорганизацию, но считает ее нереализованной.

Существует несколько работ, посвященных различным аспектам деятельности Управления пропаганды [6; 7], однако, в них лишь косвенно затрагивается проблема структуры Управления и его реорганизации. В своих исследованиях данные авторы также ссылаются на Неймарка и Бордюгова. Даже в работе Яна Фойтцика, написавшего фундаментальный труд по структуре и организации СВАГ, реорганизация Управления пропаганды затрагивается лишь косвенно, основываясь на уже известных документах [8, 144145]. Такая же ситуация с работами справочного

характера [9, 291-302], в которых описываются уже имеющиеся документы по реорганизации Управления, но не вносится ничего нового. Даже в справочном материале, посвященном политическим структурам СВАГ в котором есть отдельный большой раздел про Управление пропаганды, не говорится ничего нового о реорганизации [10, 72-162]. Реорганизации СВАГ также посвящена статья Эльке Шерстяной. Она рассматривает реорганизацию СВАГ в контексте изменения советской внешней политики, но о реорганизации Управления пропаганды упоминает лишь кратко [11, 68-88].

Таким образом, мы можем констатировать, что как поиск документов, так и исследование процесса реорганизации практически прекратились после работ Неймарка и Бордюгова. Одной из причин такого положения может быть то, что несмотря на обилие доступных источников по связям СВАГ и Москвы, достаточно сложно четко проследить механизм принятия решений из Москвы в СВАГ, как указывает сам Бордюгов [3, 172]. Это в свою очередь требует пересмотра взгляда на процесс реорганизации Управления пропаганды, как в свете новых документов по самому Управлению, так и в связи с новыми данными по истории СВАГ, накопленными за это время.

Стоит также поставить вопрос не только о том, что изменилось в работе Управления пропаганды после реорганизации, но учитывать как изменение, так и преемственность, анализируя влияние реорганизации на каждое направление. В данном контексте и в связи с новыми документами мы рассмотрим влияние реорганизации на профсоюзную политику Управления пропаганды. Это обусловливает научную новизну исследования.

В нашем исследовании мы опираемся на неопубликованные архивные документы Отдела внешней политики ЦК ВКП(б), хранящиеся в РГА-СПИ, которые отражают контакты Управления пропаганды с ЦК, документы ГАРФа из фондов СВАГ и ВЦСПС, показывающие контекст реорганизации внутри СВАГ, а также связь ВЦСПС с Управлением пропаганды, и Архива Внешней политики Российской Федерации, в котором нам важны документы отражающую переписку Управления с вышестоящими органами. Также, в дополнение, мы используем опубликованные документы Управления пропаганды СВАГ [1], опубликованные Бордюговым и Неймарком.

Создание Управления пропаганды и его функции.

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу реорганизации Управления, кратко изложим его создание, структуру и функции. Изначально в структуре СВАГ содержался один орган, отвечающий за политические вопросы - аппарат Политсоветника СВАГ [9, с. 582]. Функции по-литсоветника были очень общие и включали в

себя представление предложений и заключений по всем внутри и внешнеполитическим вопросам [9, с. 972]. Однако к концу лета встала проблема улучшения координации действий СВАГ с политическими партиями и общественными организациями. С этой целью, начало формироваться Управление пропаганды. Управление начало работу еще с августа по указанию Жукова, а официально его создание было закреплено постановлением СНК СССР № 2534-679-с от 5 октября 1945 года и приказа Главноначальствую-щего СВАГ №74 от 23 октября 1945 года [10, с. 72].

На Управление пропаганды возлагались такие задачи:

Организация и проведение пропаганды среди немецкого населения через печать, радио и другие средства информации силами немцев из антифашистстких демократических партий и организаций

Осуществление контроля и цензуры за немецкой печатью, радио и издательствами.

Фактически же, Управление пропаганды отвечало за проведение основных политических мероприятий и являлось структурой, через которую проходило основное взаимодействие СВАГ с политическими партиями, немецкими органами самоуправления, печатью и массовыми организациями [10, с. 74].

Начальником Управления пропаганды был назначен полковник Сергей Иванович Тюльпанов, который находился на этой должности вплоть до 1949 года. До сих пор в отечественной и иностранной литературе остается дискуссионным вопрос о роли Управления пропаганды и самого С.И. Тюльпанова в проведении советской политики в Советской оккупационной зоне. Некоторые историки считают Тюльпанова "серым кардиналом" советской политики в Германии [2, с. 318-353], другие, указывают на то, что внешнее влияние Тюльпанова не подкреплялось реальными отношениями подчинения в СВАГ [8, с. 136137].

С нашей точки зрения этот вопрос следует рассматривать не с точки зрения личности самого Тюльпанова, а через призму компетенции самого Управления, оно было важной структурой внутри СВАГ в силу своих функций, однако, не следует переоценивать его важность. По справедливому замечанию Яна Фойтцика, Тюльпанов занимал не более чем 5-е по рангу положение по распределению властных полномочий СВАГ [8, с. 136-137]. Тюльпанов не принимал участие в разработке основных вопросов оккупации, лишь в вопросах тактики и реализации уже принятых решений. Реальную роль Тюльпанова показывают документы Управления пропаганды, которые хранятся в АВП РФ, в которых явно видно подчиненное положение Тюльпанова по отношению к Политсоветнику Семенову. Так, например, решение о проведении референдума к Саксонии 1946 года принималось Сталиным,

Ульбрихтом и Семеновым, а на Тюльпанова были возложены лишь задачи проведения референдума [14, л. 3-5; 15, л. 24]. Аналогичная ситуация была и с другими политическими действиями СВАГ.

Работа Управления пропаганды и его структура изначально осложнялась тем, что хотя внутриполитические задачи были выведены из полномочий Политсоветника, он постоянно вмешивался в них и полномочия Управления и Аппарата Политсоветника пересекались [10, с. 21]. Также структура осложнялась множественным подчинением. С одной стороны, непосредственным начальником Тюльпанова был Член Военного совета Группы советских войск в Германии по СВАГ Ф.Е. Боков. При этом, Военный совет [8, с. 101] созданный по решению Государственного комитета обороны от 28 июня 1945 года имел собственную структуру, напрямую не подчинявшуюся Главноначальствующему СВАГ. В тот период СВАГ представляла из себя конгломерат часто независимых друг от друга структур и Управление пропаганды оказалось выведенным из формального подчинения Главноначаль-ствующего. Тем не менее, Тюльпанов делал отчеты для Главноначальствующего и подчинялся его приказам. Тюльпанов также подчинялся И.В. Шикину - начальнику Главного политического управления РККА., а с третьей стороны, он подчинялся директивам Отдела Внешних сношений ЦК ВКП(б). Бордюгов отмечает, что именно отдел внешних сношений ЦК был основным органом, которому было подчинено Управление.

Данная проблема многосторонних взаимоотношений и многостороннего подчинения, характерная для всей СВАГ значительно усложняла ее работу, так и осложняет современное исследование ее структур.

Далее мы поговорим о причинах реорганизации как СВАГ в целом, так и управления информации.

Формальным поводом для реорганизации стала неудача Социалистической единой партии Германии на выборах, проведенных как в Советской зоне оккупации, так и в Большом Берлине, находящимся под четырехсторонним контролем. Не смотря на довольно большое количество голосов поданных за СЕПГ на уровне земель, в больших городах зоны буржуазные партии (Христианский демократический союз, Либерально-демократическая партия) вместе получили больше голосов чем СЕПГ, а на выборах в Берлине СЕПГ проиграла СДПГ и ХДС, получив лишь 18.9%.

Для реорганизации были и внутриполитические причины в самом СССР. Основным органом, который курировал деятельность СВАГ, был МИД. ЦК ВКП(б) не имел определяющего влияния в деятельности СВАГ, поэтому он стремился усилить свое влияние на политику Германии, переведя решение всех текущих вопросов

в свою компетенцию [8, с. 120]. Управление пропаганды в проектах ЦК должно было быть ключевым политическим органом СВАГ. Тем самым, реорганизация имела в качестве причин и конфликты между внешнеполитическими структурами в СССР.

Причиной реорганизации было также тяжелое экономическое положение в зоне и необходимость адаптироваться к большому недовольству населения оккупацией.

Далее поговорим непосредственно о процессе реорганизации. На данный момент историкам известны такие документы по процессу реорганизации Управления:

Материалы комиссии по проверке работы Управления пропаганды от октября-ноября 1946 года.

Проект записки указанной комиссии Сталину о предложении по реорганизации Управления и первоначальный проект постановления ЦК ВКП(б) «О работе управления пропаганды Советской военной администрации в Германии» датируются не ранее 25 декабря 1946 года.

Замечания Шикина от 25 декабря 1946 года, по указанным в пункте 2 документам.

Различные версии проекта записки и постановления, датируемые до 29 января 1947 года, когда появился новый проект, обнаруженный исследователями [1, с. 193-204]

Проект постановления Секретариата ЦК ВКП(б) от 25 апреля 1947 года о реорганизации управления информации.

На основе этих и сопутствующих документов Норман Неймарк и Геннадий Бордюгов, обнаружившие документы, попытались восстановить картину реорганизации Управления.

После неудачных выборов в СОЗ 5 сентября 1946 года Секретариат ЦК ВКП(б) принял решение о направлении в Германию комиссии по проверке работы Управления пропаганды, которая пребывала в СОЗ с 15 по 30 сентября [1, с. 155]. Комиссия изучила работу Управления пропаганды и присутствовала на собрании работников Управления. По результатам проверки комиссия представила критический доклад в ЦК, в котором отмечались различные недостатки работы Управления, например слабая работа с профсоюзами, партиями, излишнее вмешательство управления в жизни партий. На основе этого доклада сотрудникам ЦК было поручено составить проект записки Сталину, а также проект постановления «Об управлении пропаганды СВАГ», в котором содержалась установка о реорганизации Управления. Этот проект обсуждался в отделах ЦК с декабря по январь. Последняя январская версия проекта была датирована 29 числа. В проектах указывалась необходимость усилить контроль со стороны ЦК ВКП(б), улучшить качество и методы пропаганды, больше уделять внимание пропаганде Советского союза в Германии. В ряде проектов также предлага-

лось снятие Тюльпанова с должности, однако в дальнейших проектах это не указывалось. После этого новая версия проекта датировалась 25 апрелем. Между этими датами не было найдено новых проектов или обсуждений вопроса. Также после 25 апреля не было найдено новых обсуждений вопроса вплоть до 1948 года.

Фактическая реорганизация прошла с января по июль 1947 года, и уже в июле Управление пропаганды было переименовано в Управление информации с измененной структурой. Было значительно увеличено количество сотрудников (с 95 до 160) [9, с. 126], реорганизованы некоторые отделы, часть из них были разделены и увеличилось количество отделов (с 8 до 16), а также усилен контроль за работой управления со стороны Отдела Внешней политики ЦК ВКП(б)[10, с. 7680]. Историки, которые занимались этим вопросом, констатировали, что они не нашли соответствующих окончательных решений, связанных с реорганизацией. Следующую реорганизацию обсуждали уже в 1948 году, но это не входит в сферу нашего исследования.

Автору данного исследования удалось обнаружить версию проекта от 29 января, которая была отправлена еще в одну структуру - Всероссийский центральный совет профессиональных союзов [16, л. 19-26]. Также вместе с ней были обнаружены комментарии к этому проекту от 14 февраля 1947 года, подписанные председателем ВЦСПС В.В. Кузнецовым. В комментариях говорилось о том, что в изначальном проекте не было предусмотрено создание в Управлении информации отдела профсоюзов. Но ВЦСПС настаивает на необходимости создания такого органа в управлении. Также необходимо усилить связь ВЦСПС и Управления информации периодически посылая советские делегации для установления связей с немецкими профсоюзами и помощи в работе Управления [16, л. 17]. Также был обнаружен документ с комментариями Шикина относительно проекта от 29 января. В этих комментариях Шикин указывает на необходимость создания отдела профсоюзов, отдела политических партий и отдела работы с органами местного самоуправления [16, л. 27].

Все это подытоживалось сопроводительной запиской, подписанной референтом отдела Внешней политики ЦК Короткевичем от 7 августа 1947 года, в которой указывалось, что создан новый проект постановления с учетом правок Шикина и Кузнецова [16, л. 28]. Однако сам новый текст проекта не был приложен.

Прежде в литературе не упоминалось о связи Управления пропаганды и ВЦСПС [10, с. 94-95]. Поэтому встает вопрос, каким образом ВЦСПС взаимодействовал с Управлением пропаганды, почему участвовал в реорганизации и настоял на создании отдела профсоюзов? Для того чтобы понять это, необходимо проанализировать, какими структурами проводилась профсоюзная

политика в СОЗ.

СВАГ и руководство профсоюзами.

Летом 1945 года, когда была организована СВАГ, вопросами профсоюзов занимался отдел рабочей силы, подчиняющийся заместителю Главноначальствующего по экономическим вопросам [9, с. 335]. Отдел рабочей силы был образован в соответствии с приказом СВАГ № 5 от 10 июля 1945 года и постановлением СНК СССР № 1326-301 [9, с. 335]. Формированием отдела рабочей силы занималась ВЦСПС и государственная комиссия по труду и социальному обеспечению при СНК СССР. В соответствии с положением об Отделе рабочей силы, он занимался зарплатами, тарифами, социальным обеспечением и рабочими организациями (профсоюзами и производственными советами) [17, л. 307-309]. Вплоть до ноября 1945 года именно отдел рабочей силы занимался вопросами рабочих объединений -их организацией, обследованием деятельности, законодательством. Также отдел рабочей силы представлял СВАГ в Директорате рабочей силы Союзного Контрольного Совета, то есть он был органом, который занимался согласованием вопросов рабочих объединений в межсоюзных органах. Однако в ноябре 1945 года, Тюльпанов направляет записку Бокову и Жукову о необходимости создать отдел профсоюзов, в структуре Управления пропаганды. Это предложение было согласовано с председателем ВЦСПС В.В. Кузнецовым. Причиной для создания отдела, которую указал Тюльпанов, стала несогласованность руководства профсоюзами со стороны СВАГ, которая появилась в ряде недостатков. Каких именно, Тюльпанов не указал. Еще одним аргументом для концентрации работы с профсоюзами именно в Управлении пропаганды указывалось необходимость более крепко связать руководства партиями и профсоюзами [18, л. 20-21].

После создания отдела, таковая секция была изъята из отдела рабочей силы [19, л. 99]. Это было закреплено постановлением СНК СССР 3060-914с от 10 декабря 1945 года [19, л. 99100], а также постановлением Государственной Штатной Комиссией от 10 января 1946 года [20, л. 62]. Отдел рабочей силы потерял 6-х работников, которые перешли на постоянную работу в Управление Информации [17, л. 495]. Тем самым, создавались структурные противоречия между Управлением пропаганды и отделом рабочей силы. Отдел рабочей силы занимался фактически всей деятельностью профсоюзов - социальным обеспечением, коллективными договорами, трудовыми конфликтами. Также отдел рабочей силы продолжал решать вопросы рабочих объединений в Контрольном совете [19, л. 99-100]. В то же время, Управление пропаганды занималось только политической и организационной деятельностью профсоюзов, не занимаясь непосредственно вопросами тарифов, социального обеспечения и другими вопросами,

входящими в сферу профсоюзной деятельности.

С этого времени происходят конфликты между отделом рабочей силы и Управлением пропаганды. Начальник отдела рабочей силы Павел Моренов, несколько раз обращался в ВЦСПС, а также к своему непосредственному начальнику Ковалю для воссоздания секции профсоюзов в своем отделе, а также ликвидации сложившегося дуализма [19, л. 302], так как управление пропаганды часто мешало адекватной работе отдела рабочей силы. Моренов приводил пример: в Германию прибывал представитель Всемирной Организации Профсоюзов и отдел рабочей силы должен был сделать доклад в Союзном Контрольном Совете, работники Управления пропаганды отказались предоставлять информацию о положении профсоюзов в отдел рабочей силы, тем самым, осложняя его работу [19, л. 302]. Работники управления заявляли о некомпетенции отдела рабочей силы и не правомочии его вмешиваться в профсоюзные вопросы.

Также, ВЦСПС отправлял профсоюзных работников для помощи СВАГ в Управление пропаганды, а не в отдел рабочей силы, чем также вызывал недовольство Моренова [19, л. 303; 21, л. 13-14]. Проблема заключалась в том, что в иерархии СВАГ «управление» в соответствии с советским правом стояло выше по иерархии, чем «отдел» [8, 98-99]. Положение Тюльпанова усиливалось и тем, что он в отличии от Моренова имел непосредственный выход на ЦК ВКП(б). Также, документы переписки Управления пропаганды и ВЦСПС показывают, что последний всячески стремился усилить работу Управления в противовес отделу рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, Моренов пытался повысить положение своего отдела в структуре СВАГ в 1946 году, преобразовав его в Управление труда, однако его предложения отклонили [19, л. 37-45]. Он продолжал делать запросы на повышение статуса отдела и в 1947, и в 1948 году, однако отдел не был преобразован. Имеющиеся документы не объясняют причину отказа.

В мае 1946 года было утверждено новое штатное расписание отдела рабочей силы, в которое вновь входило отделение массовой и профсоюзной работы. Но фактически это отделение еще не существовало. Моренов писал Главноначаль-ствующему Соколовскому с просьбой вновь сосредоточить работу с профсоюзами именно в отделе рабочей силы [19, л. 301-303]. К просьбе Моренова прислушались лишь частично - отделение массовой и профсоюзной работы в отделе рабочей силы укомплектовали, но отдел профсоюзов не был исключен из Управления пропаганды, тем самым дуализм не был полностью устранен [22, л. 147-161]. Более того, он был усилен, так как за вопрос выборов и организационного строительства профсоюзов теперь отвечали обе структуры в равной степени.

После 1946 года структура руководства про-

фсоюзами существенно не менялась. При этом конфликты все еще сохранялись, земельные отделения труда СВА отправляли Моренову отчеты о проблемах с двойственностью руководства профсоюзами, хотя и не конкретизировали, какие конкретно проблемы [23, л. 148]. Кроме конфликтов порой было и продуктивное сотрудничество этих структур. Отдел рабочей силы при относительно малом штате в 64 работника был перегружен деятельностью и имел в регионах меньше работников, чем Управление пропаганды. Поэтому Управление имело больше возможностей получать информацию с мест. И когда работники Управления замечали какие-то проблемы, они решали их в сотрудничестве с отделом рабочей силы [24, л. 18; 25, л. 84]. Это позволяло отделу рабочей силы более корректно руководить профсоюзами. При этом работа отдела профсоюзов в Управлении сместилась также в сторону социально-экономических вопросов, не ограничиваясь только организационными и политическими [26. л. 1].

В таком контексте становится более понятно, почему в изначальном проекте реорганизации не подразумевалось наличие отдела профсоюзов. Возможно, в ЦК решили убрать существующий дуализм и изъять профсоюзную политику из компетенции Тюльпанова. Хотя это и могло входить в противоречие с интересами ЦК, так как именно с 1947 года Отдел внешних сношений обращает большее внимание на положение немецких рабочих и их руководство профсоюзами со стороны СВАГ [27, 21, л. 55-61]. ВЦСПС же в своих дополнениях лишь установил статус-кво, не изменив существенно руководство профсоюзами со стороны СВАГ.

К сожалению, в документах заседаний президиума и секретариата ВЦСПС в ближайшие к проекту даты нами не было обнаружены обсуждения вопроса об управлении информации, поэтому пока что процесс принятия решений в самом ВЦСПС остается неизвестным. Относительно позиции ВЦСПС по ситуации в Германии известно лишь мнение делегаций ВЦСПС, которые посещали СОЗ в 1946 и 1947 году. В 1946 по итогу посещения и проверки работы СВАГ, делегация высказала предложение начальнику ВЦСПС В.В. Кузнецову о повышении роли Управления пропаганды в СВАГ, сделав ее основным органом руководства профсоюзами, создав также контролирующего от Управления пропаганды в Директорате рабочей силы. Чтобы Управление могло контролировать принятие законов в Контрольном совете [28, л. 37].

В 1947 году мнение делегации уже изменилось, и предлагалось создать аппарат ВЦСПС в СВАГ, с тем, чтобы он контролировал и отдел рабочей силы, и Управление пропаганды [29, л. 11]. Ни в том, ни в том случае предложения не были реализованы, и мы не находим в документах ВЦСПС их обсуждения. Из данного конфликта по

вопросам профсоюзной политики, мы можем сделать вывод, что структура СВАГ развивалась нелинейно. Существовали различные предложения, и каждая структура из Москвы стремилась лоббировать свои интересы. В то же время органы самой администрации также выражали свои интересы и не были просто исполнителями того, что им указали в Москве. А в отношении самой реорганизации, мы можем говорить, что она не повлияла на структуру руководства профсоюзами со стороны Управления пропаганды.

Как показывают отчеты Управления, в 1947 году в отношении руководства профсоюзами не произошло существенного изменения методов работы [30, л. 9-14]. Это подтверждается и современными исследованиями, посвященным истории профсоюзов и рабочего класса в СОЗ. Например, Кристоф Клессманн указывает на дискуссионный вопрос, является ли 1947 или 1948 год переломным в профсоюзной политике [12, с. 138-145]. Хелке Штатланд, которая написала крупное исследование по истории Объединения свободных немецких профсоюзов, также указывает на размытость границ в изменении политики с 1947 по 1948 года [13, с. 316-345].

В конце можно поставить вопрос, в какой мере реорганизация повлияла на работу Управления пропаганды? Если в аспекте увеличения

Литература и источники

штата это явно видно, то в иных аспектах необходимо более глубокое исследования по различным сферам деятельности Управления. Также необходима постановка его реорганизации в контекст деятельности других структур СВАГ, как автор попытался сделать в нашем исследовании.

Заключение

В статье были рассмотрены организацию, функцию, структуру Управления пропаганды и ее реорганизацию в 1947 году. Автором были найдены новые документы, затрагивающие вопрос реорганизации в отношении руководства профсоюзами. Чтобы лучше понять контекст этой реорганизации, мы проанализировали руководство профсоюзами со стороны СВАГ и выявили структурный конфликт между Управлением пропаганды и Отделом рабочей силы. Этот конфликт был лишь закреплен реорганизацией в 1947 году, существенно не изменив ситуацию в руководстве профсоюзами со стороны СВАГ. По этой причине мы не можем говорить о том, что сама по себе реорганизация кардинально изменила направление и акценты деятельности Управления информации в отношении профсоюзов. Реорганизация лишь подтвердила статус-кво.

1. СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С. И. Тюльпанов, 1945-1949: Сб. документов / Рос. центр хранения и изуч. документов новейшей истории, Ассоц. исследователей рос. общества XX в.; [Сост., публ., ком-мент., указ. имен Б. Бонвеча (ФРГ), Г. Бордюгова и др.]; Под ред. Б. Бонвеча и др.; [Предисл. Н. Неймарка]. - Москва: Россия молодая, 1994. - 255 с.

2. Norman M. Naimark. The Russians in Germany: A History of the Soviet Zone of Occupation, 1945-1949. Cambridge, Mass. and London: Harvard University Press, 1995. P. 318-353.

3. Бордюгов. Г.А. Чрезвычайный век российской истории: четыре фрагмента / Г. А. Бордюгов. - СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2004.

4. Мудров С.Н. Деятельность Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии в 19451947 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Ярославль, 2010. 225 с.

5. Stefan Creuzberger. Die sowjetische Besatzungsmacht und das politische System der SBZ. Böhlau Verlag, Köln/ Weimar/Wien, 1996.

6. Магдебура, В. В. Деятельность Советской военной администрации в Германии в области культуры (19451949 гг.): Историческое исследование: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. Мю, 2005. 291 с.

7. Гудашова, Л. Е. Деятельность Советской Военной Администрации (СВАГ) в Германии по осуществлению политики в области культуры и искусства: 1945-1949 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2012. 241 с.

8. Foitzik J. Sowjetische Militäradministration in Deutschland (SMAD) 1945-1949: Struktur und Funktion, Berlin: Akademie Verlag, 1995.

9. Советская военная администрация в Германии. 1945-1949: справочник / авт.: Б. Цисла, Д. Н. Филипповых [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2009.

10. Захаров В.В.; Филипповых Д.Н.; Хайнеманн М.; Отв. ред. Окороков А.В. Материалы по истории советской военной администрации в Германии, 1945-1949 гг.: Науч.-справ. изд. Вып. 1: Политические структуры СВАГ. М., 1998.

11. Шерстяной Э. Реформа советской оккупационной политики в Германии на рубеже 1946-1947 годов // Новая и новейшая история - 2018. - Выпуск 6 C. 68-88

12. Kleßmann C. Arbeiter im "Arbeiterstaat" DDR. Deutsche Traditionen, sowjetisches Modell, westdeutsches Magnetfeld (1945-1971) (= Geschichte der Arbeiter und der Arbeitsbewegung in Deutschland seit dem Ende des 18. Jahrhunderts 14). Bonn: Verlag J.H.W. Dietz Nachf. 2007.

13. Stadtland H. Herrschaft nach Plan und Macht der Gewohnheit: Sozialgeschichte der Gewerkschaften in der SBZ/DDR 1945-1953 / Helke Stadtland. 1. Aufl. - Essen : Klartext-Verl., 2001

14. Архив внешней политики Российской федерации (Далее - АВП РФ). Ф. 0457аа. Оп. 2, П. 3. Д. 3.

15. АВП РФ. Ф. 0457а. Оп 2. П. 3. Д. 5 Л. 24.

16. Российский государственный архив социально-политической истории (Далее - РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 252.

17. Государственный архив Российской федерации (Далее - ГАРФ). Ф, 7317. Оп. 51. Д. 20.

18. АВП РФ. Ф. 0457б ОП. 1 П. 2 Д. 9.

19. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 50. Д. 10.

20. ГАРФ. 7317. Оп. 51. Д. 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. ГАРФ. Ф. 5451 оп. 45. Д. 110.

22. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 50. Д. 5.

23. ГАРФ. 7317. Оп. 51. Д. 29.

24. АВП РФ. Ф. 04576. Оп. 6. П. 40. Д. 32.

25. АВП РФ. Ф. 04576. Оп. 6. П. 39. Д. 31.

26. АВП РФ. Ф. 04576. Оп. 6. П. 39. Д. 31.

27. РГАСПИ. Ф. 17. ОП. 128 Д. 357.

28. ГАРФ. Ф. 5451 Оп. 52. Д. 20

29. ГАРФ. Ф. 5451 Оп. 52. Д. 38

30. АВП РФ. Ф. 04576. Оп. 4. П. 15. Д. 5.

References

1. SVAG. Upravlenie propagandy (informacii) i S. I. Tyul'panov, 1945-1949: Sb. dokumentov / Ros. centr hraneniya i izuch. dokumentov novejshej istorii, Assoc. issledovatelej ros. obshchestva XX v. [SWAG. Propaganda (Information) Department and S. I. Tulpanov, 19451949: Collection of documents / Russian Centre for Preservation and Study of Documents of Contemporary History, Association of Researchers of Russian Society XX]. Moscow: "Rossiya molodaya" Publ., 1994. 255 p.

2. Norman M. Naimark. The Russians in Germany: A History of the Soviet Zone of Occupation, 1945-1949. Cambridge, Mass. and London: Harvard University Press, 1995.

3. Bordyugov. G.A. CHrezvychajnyj vek rossijskoj istorii: chetyre fragmenta [The Extraordinary Century of Russian History: Four Fragments]. St. Petersburg, Dmitrij Bulanin (DB) Publ., 2004.

4. Mudrov S.N. Deyatel'nost' Upravleniya propagandy Sovetskoj voennoj administracii v Germanii v 1945-1947 gg. [ Activity of the Propaganda Department of the Soviet Military Administration in Germany in 1945-1947]. Diss. ... cand hist. sciences: 07.00.02. Yaroslavl', 2010. 225 p.

5. Stefan Creuzberger. Die sowjetische Besatzungsmacht und das politische System der SBZ. Böhlau Verlag, Köln/Weimar/Wien, 1996.

6. Magdebura, V. V. Deyatel'nost' Sovetskoj voennoj administracii v Germanii v oblasti kul'tury (1945-1949 gg.): Istoricheskoe issledo-vanie [Activities of the Soviet Military Administration in Germany in the field of culture (1945-1949): A historical study]. Diss. ... cand hist. sciences: 07.00.02. Moscow, 2005. 291 p.

7. Gudashova, L. E. Deyatel'nost' Sovetskoj Voennoj Administracii (SVAG) v Germanii po osushchestvleniyu politiki v oblasti kul'tury i iskusstva: 1945-1949 gg. [Activities of the Soviet Military Administration (SWAG) in Germany in implementing cultural and art policy: 1945-1949]. Diss. ... cand hist. sciences: 07.00.02. Moscow, 2012. 241 p.

8. Foitzik J. Sowjetische Militäradministration in Deutschland (SMAD) 1945-1949: Struktur und Funktion, Berlin: Akademie Verlag, 1995.

9. Sovetskaya voennaya administraciya v Germanii. 1945-1949: spravochnik [Soviet military administration in Germany. 1945-1949: handbook]. B. Cisla, D. N. Filippovyh [and others]. Moscow: ROSSPEN Publ., 2009.

10. Zaharov V.V.; Filippovyh D.N.; Hajnemann M.; Otv. red. Okorokov A.V. Materialy po istorii sovetskoj voennoj administracii v Germanii, 1945-1949 gg.: Nauch.-sprav. izd. Vyp. 1: Politicheskie struktury SVAG. [Materials on the history of the Soviet military administration in Germany, 1945-1949: Research and Reference Edition, Vol. 1: Political Structures of the SWAG. 1: Political Structures of the SWAG]. Moscow, 1998.

11. SHerstyanoj E. Reforma sovetskoj okkupacionnoj politiki v Germanii na rubezhe 1946-1947 godov [Reform of Soviet occupation policy in Germany at the turn of 1946-1947]. Novaya i novejshaya istoriya. 2018. Vol. 6. p. 68-88.

12. Kleßmann C. Arbeiter im "Arbeiterstaat" DDR. Deutsche Traditionen, sowjetisches Modell, westdeutsches Magnetfeld (1945-1971) (= Geschichte der Arbeiter und der Arbeitsbewegung in Deutschland seit dem Ende des 18. Jahrhunderts 14). Bonn: Verlag J.H.W. Dietz Nachf. 2007.

13. Stadtland H. Herrschaft nach Plan und Macht der Gewohnheit: Sozialgeschichte der Gewerkschaften in der SBZ/DDR 1945-1953 / Helke Stadtland. 1. Aufl. - Essen: Klartext-Verl., 2001.

14. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj federacii [Archive of foreign policy of the Russian Federation] (hereinafter - AVP RF). F. 0457aa. Op. 2, P. 3. D. 3.

15. AVP RF. F. 0457a. Op 2. P. 3. D. 5 L. 24.

16. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii [Russian State Archive of Socio-Political History] (hereinafter -RGASPI) F. 17. Op. 128. D. 252.

17. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj federacii [State Archive of the Russian Federation] (hereinafter - GARF). F, 7317. Op. 51. D. 20.

18. AVP RF. F. 0457b OP. 1 P. 2 D. 9.

19. GARF. F. 7317. Op. 50. D. 10.

20. GARF. 7317. Op. 51. D. 47.

21. GARF. F. 5451 op. 45. D. 110.

22. GARF. F. 7317. Op. 50. D. 5.

23. GARF. 7317. Op. 51. D. 29.

24. AVP RF. F. 0457b. Op. 6. P. 40. D. 32.

25. AVP RF. F. 0457b. Op. 6. P. 39. D. 31.

26. AVP RF. F. 0457b. Op. 6. P. 39. D. 31.

27. RGASPI. F. 17. OP. 128 D. 357.

28. GARF. F. 5451 Op. 52. D. 20

29. GARF. F. 5451 Op. 52. D. 38

30. AVP RF. F. 0457b. Op. 4. P. 15. D. 5.

© «Клио», 2024 © Францев А.П., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.