Научная статья на тему 'Женские немецкие общественные организации в Советской оккупационной зоне: к вопросу о формировании новой «Идеологической интеллигенции» (1945-1949 гг. )'

Женские немецкие общественные организации в Советской оккупационной зоне: к вопросу о формировании новой «Идеологической интеллигенции» (1945-1949 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ЗОНА (СОЗ) / СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ В ГЕРМАНИИ (СВАГ) / ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЖЕНЩИН (ДСЖ) / "ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чередникова Анна Юрьевна

Статья посвящена одной из граней оформления новой «идеологической интеллигенции» - функционированию женских немецких общественных организаций в СОЗ. Утверждается, что особая идеологическая направленность деятельности данных организаций определялась политикой СВАГ и СЕПГ, укрепляющей свои позиции на постфашистском пространстве Восточной Германии. Делается вывод о том, что политический контроль за всеми сферами деятельности общества привел к возникновению марионеточных женских общественных организаций, ставших одним из весомых компонентов немецкой «идеологической интеллигенции» в СОЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские немецкие общественные организации в Советской оккупационной зоне: к вопросу о формировании новой «Идеологической интеллигенции» (1945-1949 гг. )»

ББК 63.3(4Гем)63-283.2

А. Ю. Чередникова

ЖЕНСКИЕ НЕМЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ «ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ» (1945—1949 гг.)

После поражения Германии немецкий народ был в отчаянии, духовно опустошен, морально подавлен. Разруха, голод, безработица, потеря близких и родных усугубляли тяжелое состояние людей. В первые же послевоенные дни перед советскими оккупационными властями остро стоял вопрос о преодолении идеологического нацистского наследия, о решении первоочередных задач по денацификации германского общества, построения гражданского социума, свободного от нацистской идеологии, а также — о возрождении духовного начала немецкого народа и восстановлении душевного равновесия каждого немца. Большинство из них были пассивны, к начавшимся мероприятиям по решению насущных вопросов Советской военной администрации в Германии (СВАГ) относились настороженно, с недоверием, а зачастую — враждебно.

Особая роль в этих процессах отводилась женской части немецкого общества, и именно той ее части, которая была политически активна и лояльна к проводимой СВАГ и Социалистической единой партией Германии (СЕПГ) политике в Германии.

Новая, так называемая «идеологическая интеллигенция» Восточной Германии родилась в рамках функционирования общественных политических движений и руководящей партии, поскольку иные объединения, например религиозные,

© Чередникова А. Ю., 2011

Чередникова Анна Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета (г. Архангельск). anna41975@mail.ru.

находились либо под запретом, либо под жестким контролем. Женский фактор при этом был значительным.

В зарубежной исторической науке отмечают ряд работ, выполненных в методологических рамках гендерной истории1. Однако практически все эти труды носят либо обобщающий характер, в которых периоду деятельности СВАГ уделено незначительное место и женский общественно-политический фактор не является специальным объектом исследования особенностей функционирования и взаимоотношений женских общественных организаций с советскими властями, либо женские организации в Советской оккупационной зоне (СОЗ) рассматриваются в качестве одного из действенных рычагов в процессе формирования поддержки женской части населения СЕПГ. В целом, в упомянутых работах содержатся ценные статистические факты и социологические аналитические выкладки.

Поэтому исследование роли женских общественных организаций в процессе формирования новой восточногерманской государственности, оформления

функционеров «идеологической интеллигенции», а также определение места женского фактора в политике СВАГ поныне остается перспективным направлением в рамках этого периода в истории Германии.

Женский вопрос стал одним из приоритетных в политике СВА в Восточной Германии при решении социальных, социально-идеологических, а также духовно-религиозных и иных внутриполитических проблем. Для советских властей было крайне необходимо установить с женской половиной тесное сотрудничество в деле антифашистской и иного рода политической работы. По словам Н. М. Парфёновой, одной из советских женщин-общественниц, которые приехали в Германию в первые же месяцы после Победы, чтобы обеспечивать помощь советским властям в восстановлении мирной жизни, школ и детских учреждений, создании общественных организаций немецких женщин: «За годы пребывания у власти фашизм сделал все, чтобы низвести женщину до положения человека “второго сорта” в обществе, принизить ее достоинство, ограничить круг забот рамками дома, изолировать от внешнего мира. Надо было

пробудить гражданское чувство у немецких женщин, помочь им осознать меру своей ответственности за случившееся, проявить готовность к участию в строительстве демократической Германии»2.

Невзирая на несколько патетическую окраску этого высказывания, суть последнего отражает сверхзадачу, которая стояла перед советскими властями в Германии в отношении женской политики.

Женское население — по объективным причинам — находилось в большинстве от общего количества населения послевоенной Восточной Германии, а численное колебание в период 1946—1949 годов было незначительным. Так, по данным германского исследователя Хайке Траппе численность женского населения в период СВАГ составляла в 1946 г. —

10 628 771 человек (57,49 %), в 1949 г. — 10 449 760 человек (55,6 %)3.

Сложное экономическое положение и моральную дезориентацию женской части населения характеризует замечание исполняющего обязанности начальника Отдела пропаганды УСВА федеральной земли Тюрингия В. С. Бабенко по поводу цензуры критики приказов СВА. Так, любая критика этих документов не допускалась, однако если таковая касалась вопросов снабжения неработающих категорий населения — в первую очередь домохозяек, — делалось исключение: «Выражения в этом случае должны быть не резкими. Не допускать формулировок вроде “...unsere Hausfrauen den neuen Anordnungen fast aggressive gegenueberstehen” (I — А. Ч) или: “die Lag emit Fersorgung der Hausfrauen wird einer starken Kritik unterzogen” (II — А. Ч.)»4.

С течением времени в СОЗ было разрешено для публикации и распространения среди населения около 90 наименований печатной продукции — газет и журналов. Среди них «чисто» женскими изданиями, посвященными быту, моде, кулинарии и пр., числилось не менее пяти («Модный журнал Берлина», «Женщина сегодня», «Воскресенье», «Для тебя», «Голос женщины»), кроме того, выпускались профессиональные и тематические газеты и журналы, потенциальным большинством читателей которых были также женщины («Труд и социальное

обеспечение», «Немецкое здравоохранение», «Парикмахер — косметика — моды», «Новая школа», «Педагогика», «Театр нашего времени», «Портной», «Народный учитель» и мн. др.)5. Несмотря на попытки властей СОЗ и германского руководства создать и поддержать деятельность аполитичных средств массовой информации, в том числе специально выпускаемых для женщин, замкнуть их интересы на сугубо бытовых и прикладных вопросах жизнедеятельности, политические и общественнополитические, религиозные и социальные вопросы не остались вне поля зрения женщин, стремящихся полноценно (или в меру личных возможностей и окружающей действительности) участвовать в восстановлении и стабилизации обстановки в стране и обществе.

С лета 1945 года в Германии начал функционировать Центральный комитет женщин при магистратуре Большого Берлина. Сопредседателями организации являлись Э. Шмидт — КПГ (Коммунистическая партия Германии), Т. Вольгемут — СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), Х. Штеле — ХДС (Христианско-демократический союз), Х. Бир — ЛДП (Либерально-демократическая партия).

30 октября 1945 года был издан Приказ Главноначальствующего СВАГ № 080, в котором запрещалось создание каких-либо отдельных женских общественных организаций при уже действовавших в СОЗ партиях. Вероятно, стоит сделать вывод о заведомом запрете на организацию женских политических объединений, что преследовало цель, во-первых, не допустить разрастания численности партий и, во-вторых, максимально обеспечить женскому движению политическую заданность в рамках уже существующих партийных объединений. Поэтому женское движение организовывалось органами СВАГ как самостоятельное общезональное общественное объединение.

27 января 1946 года в Берлине состоялось совещание представителей женских комитетов зоны, а 13—14 июля 1946 года — конференция делегатов от всех женских комитетов, на которой был создан руководящий орган женского движения — Центральный комитет женщин Советской зоны оккупации. В декабре 1946 года в Берлине состоялось заседание 200 представителей женских

комитетов СОЗ и был образован подготовительный комитет для создания общезональной женской общественной организации. Наконец, на учредительной конференции в Берлине 7—9 марта 1947 года был создан Демократический Союз женщин (ДСЖ) — Demokratischer Frauenbund Deutschlands (DFD), который изначально получил название «Немецкий женский конгресс за мир». В провинциях и землях СОЗ действовали земельные и провинциальные органы ДСЖ, а в советском секторе Берлина — городской союз.

Как общественная организация ДСЖ занимался социальными вопросами жизни женского населения. Собственной политической платформы, находясь в русле деятельности и политических устремлений СЕПГ, ДСЖ не имел. По состоянию на

1 января 1949 года в Советской зоне оккупации членами ДСЖ числились 322 683 женщины. Центральным печатным органом организации стала газета «Женщина сегодня», выходившая 2 раза в месяц6.

Кроме упомянутого ДСЖ и его поземельных ответвлений в число санкционированных и разрешенных женских организаций, всячески подпитываемых СВАГ и руководством СЕПГ, входили создававшиеся по территориальному принципу антифашистские комитеты (городские, окружные и провинциальные), а также формируемые на предприятиях женские комиссии.

О перспективной роли и сути антифашистских комитетов вспоминает современница и участница описываемых событий уже упоминавшаяся выше Н. М. Парфёнова: «Предстояла огромная работа по перевоспитанию женщин. А это, как известно, процесс сложный и длительный. Я убеждалась не раз: куда легче восстановить разрушенное, чем моральный дух, нравственное здоровье нации. Своеобразной школой общественного воспитания в первые послевоенные годы стали антифашистские женские комитеты. Они возникали повсеместно. Их работу направляли, как правило, женщины, которые сами пережили страшное время фашизма и не потеряли веру в будущее Германии. Их называли “активистками первого часа”... Их было очень много — “активисток первого часа”. Им было труднее всего, ибо в те “первые часы” после самой жестокой и разрушительной войны еще не прошел шок, еще парализована была воля нации —

поверженной, побежденной. Чем только не занимались в то время антифашистские комитеты! Они помогали всем: детям, больным, старым людям, переселенцам. Открывали народные кухни, обогревательные пункты, пошивочные мастерские, детские приюты. Организовывали различные курсы, где женщины получали первоначальные трудовые навыки, овладевали несложными профессиями»7.

Наряду с получавшими поддержку в своем развитии и деятельности женскими общественными организациями существовали, некоторое время функционировали, а следовательно, находились под более жестким контролем организации, которые не были угодны оформляющемуся режиму. К так называемым «запрещенным» женским организациям и объединениям относились как ряд общественных организаций, так и религиозных сект и общин. Тот факт, что в январе 1947 года списки подобных объединений были составлены и их деятельность подвержена запрету, говорит о том, что на протяжении полутора лет велась прицельная и скрупулезная работа по выявлению функционирования этих организаций, их задач и методов деятельности.

Отметим, что все запрещенные женские организации были основаны и действовали в западных секторах Берлина и на территориях, оккупированных союзниками, зачастую имели аполитичную, но религиозную направленность, шедшую вразрез с деятельностью разрешенных в СОЗ церковных и религиозных объединений (евангелическо-лютеранская, евангелическо-униатская, реформаторская, католическая, православная русская, православная греческая, иудейская и магометанская), а также преследовали иные политические и социально-экономические цели, нежели СВАГ.

Важным фактором формирования политической стабильности в СОЗ, с точки зрения советских властей, являлось создание благоприятных условий для укрепления влияния СЕПГ и завоевания ею всего политического пространства Германии. Это в высшей степени соответствовало планам и стремлениям советского руководства, которое изначально видело приоритетными направлениями работы с женскими организациями в области пропаганды и политического

воспитания борьбу с фашистской идеологией и переориентацию населения на построение демократического общества под руководством СЕПГ, находящейся в полной зависимости от советских властей, их целей и задач. Как пишет отечественная исследовательница Н. П. Тимофеева: «Мероприятия СВАГ

соответствовали программе, разработанной в Москве в 1945— 1949 гг. лидерами КПГ и ВКП (б); она предусматривала перевоспитание немецкого народа под руководством рабочего класса»8.

Поэтому все иные политические силы в Восточной Германии рассматривались не как конкуренты, а в качестве политических оппонентов. Среди них наиболее популярным у немцев в Восточной и, в особенности, Западной Германии был ХДС (Христианско-демократический союз). Об этом свидетельствует стенограмма отчета С. Тюльпанова, начальника Управления пропаганды/информации СВАГ, на заседании комиссии ЦК ВКП (б) по проверке состояния работы Управления пропаганды СВАГ. С. Тюльпанов отмечает: «Влияние ХДС, как показывает и анализ выборов, необыкновенно сильно именно на женщин»9.

Путь становления СЕПГ и завоевания более-менее устойчивых позиций на политической арене Восточной Германии: внутренние трения, разногласия в лагере немецких коммунистов, а также слабая пропагандистская работа создавали малоустойчивую политическую конструкцию СЕПГ, не устраивающую избирателей, среди которых больший процент составляли женщины. Указывая на конкретные «промахи при контроле и проверке работы немецких радиостанций», упоминавшаяся выше комиссия ЦК ВКП (б) по проверке соответствия работы Управления пропаганды СВАГ, в которую входили А. Панюшкин, К. Кузаков и М. Бурцев, отмечала следующее: «За время с 16 по 31 августа (1946 г. — А. Ч.) в разделе программы передач “Трибуна демократии” Берлинского радиодома были запланированы три передачи о женщинах от ЛДП, СДП и ни одной передачи от СЕПГ. .. .Слабо разоблачается по радио идеология фашизма и преступления гитлеровцев»10.

Резкой критике подвергалась и деятельность Управления пропаганды СВАГ и его периферийных органов. Так, в 1946 году

начальник ГПУ ВС СССР И. В. Шикин заявлял: «Вне

достаточного политического влияния продолжают оставаться широкие слои молодежи и женщин, активность которых в последнее время значительно возросла»11.

В мае 1946 года политический советник при Главноначальствующем СВА в Германии В. С. Семенов в письме

о политическом положении в Германии выделял направление по работе среди женщин в Советской зоне оккупации одним из наиболее приоритетных. Эта проблема отмечалась им третьей по степени важности после таких сфер политической деятельности СВА, как территориальные вопросы и партийно-политическое положение12. Он подчеркивал: «О слабой политической

активности женщин можно судить по тому факту, что, несмотря на преобладающее количество женщин в Германии, их членство в партиях и профсоюзах незначительно. По заявлению члена берлинского женского антифашистского комитета, члена ЦП СЕПГ Кете Керн, в политических организациях женщины составляют только 20 %. В больших городах число их достигает 33 %. В мелких городах они составляют 15—16 %, в сельских местностях еще меньше»13.

Женское движение действительно рассматривалось в качестве влиятельной силы общественного и политического характера. Руководство Советского государства видело угрозу в недооценке возможностей использования потенциала женского движения в достижении общих целей построения антифашистского, демократического, и тем более — пролетарского немецкого государства и критиковало деятельность не только Управления пропаганды СВАГ, но и Центрального Правления СЕПГ. Так, в докладной записке А. Панюшкина, К. Кузакова и М. Бурцева А. Жданову значилось: «Управление пропаганды и Центральное правление Социалистической Единой Партии совершенно

неудовлетворительно проводят политическую работу в массовых демократических организациях — профессиональных союзах, антифашистских женских комитетах, союзе свободной немецкой молодежи и союзе интеллигенции “Культурбунд”. В советской зоне оккупации насчитывается свыше 6 000 женских антифашистских комитетов, имеющих вокруг себя около 25 000

человек актива. Однако эти комитеты занимаются преимущественно благотворительными делами. Политиковоспитательная работа комитетов среди женщин, как правило, не проводится. Влияние этих комитетов на немецких женщин крайне слабое»14.

Решение проблемы виделось в смене неудачливого и несправлявшегося с насущными и жизненно важными проблемами руководства, в усилении штата Управления более подготовленными и квалифицированными политработниками, способными организовать должную пропаганду среди женского населения и обеспечивать поддержку деятельности женских организаций, прежде всего антифашистских женских комитетов, а также в эффективном внедрении и использовании советского опыта агитации, пропаганды и «обработки» женского компонента восточногерманского населения в известном направлении. В качестве практических предложений по осуществлению повышения роли и авторитета антифашистских женских комитетов, а также накануне выборов в сентябре 1946 года выдвигалось требование не только усилить индивидуальную работу по вербовке женщин в СЕПГ, но и привлечь их следующими мероприятиями:

«1. Увеличить всем женщинам-домохозяйкам, получающим продукты по 5-й продовольственной норме (840 калорий), ежедневную норму хлеба на 50 грамм.

2. Увеличить количество штатных единиц для женских антифашистских комитетов и дать какое-либо материальное поощрение женщинам-общественницам, ведущим основную работу в комитетах.

3. Провести и широко распубликовать назначение наиболее способных женщин на руководящие посты в провинциальных и городских органах самоуправления.

4. Усилить кампанию вокруг лозунга “Равная оплата за равный труд”.

5. Помочь женским комитетам создать в Берлине и в крупных городах зоны женские дома и библиотеки, которые стали бы центрами работы среди женщин.

6. Увеличить тираж журнала “Фрау фон Хойте”, издаваемого берлинским женским антифашистским комитетом, а также разрешить издание женской газеты.

7. Отпустить из лагерей в СССР часть немецких военнопленных антифашистов и облегчить переписку семей с военнопленными»15.

Кроме упомянутых предпринимались меры по обеспечению жесткого цензурирования печатных изданий (газет и журналов) на территории СОЗ. Так, еще в 1945 году в указании исполняющего обязанности начальника Отдела пропаганды УСВА федеральной земли Тюрингия В. С. Бабенко говорилось: «Освещение работы женских и молодежных организаций допускается только в рамках антифашистских комитетов при органах самоуправления. Организации или комитеты женщин или молодежи при отдельных партиях, как известно, запрещены»16.

В январе 1947 года в целях обеспечения контроля над идеологическим содержанием издающейся в СОЗ литературы и над всей издательской деятельностью, согласно Приказу № 25, был организован Совет по идеологическим вопросам издательского дела под председательством вице-президента Немецкого центрального управления народного образования Эриха Вайнерта и с участием представителей общественной жизни, демократических партий, профсоюзов, «Культурбунда», организации «Свободная немецкая молодежь», женских комитетов и т. д., а также наиболее крупных деятелей науки, литературы и искусства17.

Таким образом, нельзя утверждать, что в СОЗ существовало независимое женское движение, характеризующее своей деятельностью оригинальность или национальную самобытность. Не было и социально-политического движения женщин, которое, например, в годы Веймарской республики выступало за права женщин в немецком обществе, стояло на позициях защиты материнства и детства, женского здоровья и добивалось справедливой оплаты женского труда. Наличествовала же особая, подчиненная властям и ими же управляемая политика среди женского населения, направленная на антифашистскую работу (призванную обеспечить поддержку СВАГ и СЕПГ), а также на

ликвидацию реальных политических и духовных конкурентов — церкви и оппозиционных режиму партий. Ставка в деятельности этих объединений делалась, в первую очередь, на «политически грамотных и идеологически надежных» немецких женщин, поддерживающих новую «идеологическую интеллигенцию» и отчасти являющихся ее оплотом, а также — на адекватную целям и задачам построения нового немецкого общества и государства проводимую на всех уровнях политику.

Примечания

1 Broszat M., Weber H. SBZ — Handbuch: Staatliche Verwaltungen, Parteien, Gesellschaftliche Organisationen und ihre Fuehrungskraefte in der Sowietische Besatzungszone Deutschlands 1945—1949. Oldenbourg, 1990 ; Klessmann Ch. Die doppelte Staatsgruendung. Deutsche Geschichte 1945—1955. Bonn, 1991 ; Trappe H. Emanzipation oder Zwang? Frauen in der DDR zwischen Beruf, Familie und Sozialpolitik. Berlin, 1995 ; usw.

2 Парфёнова Н. М. Так это было // Народное образование. 1995. № 4. С. 106.

3 Trappe H. Emanzipation oder Zwang? S. 47.

4 т

I — «.наши домохозяйки к нововведениям относятся почти агрессивно» и II — «положение со снабжением домохозяек подвергается сильной критике» (Указание исполняющего обязанности начальника Отдела пропаганды УСВА федеральной земли Тюрингия В. С. Бабенко начальникам отделений пропаганды о правилах цензуры газет. 28 ноября 1945 г. // Советская военная администрация в Германии. 1945—1949 : политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945—1949. М., 2006. С. 103).

5 Письмо начальника отдела связи УСВА федеральной земли Саксония

В. Е. Колесникова начальнику 4 отдела Управления связи СВАГ Н. Ф. Гилеву с просьбой прислать список газет и журналов, запрещенных к пересылке из западных зон в советскую оккупационную зону. 04 апреля 1947 г. // Советская военная администрация в Германии. С. 162—164.

6 По организации и деятельности Демократического Союза Женщин см. подробнее: BroszatM., Weber H. Ibid. S. 691—713.

7 Парфёнова Н. М. Указ. соч. С. 106—107.

8 Тимофеева Н. П. Немецкая антифашистская интеллигенция и

советская оккупационная власть в Германии 1945—1949 //

Интеллигенция и власть : сб. ст. по материалам конф.

«Интеллигенция и власть». М., 1999. С. 147.

9 Из стенограммы отчета С. Тюльпанова на заседании комиссии ЦК ВКП (б) по проверке состояния работы Управления пропаганды СВАГ. 16 сентября 1946 г. // СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С. И. Тюльпанов : 1945—1949 : сб. док. М., 1994.

С. 166.

10 Из докладной записки А. Панюшкина, К. Кузакова и М. Бурцева А. Жданову о результатах проверки работы Управления пропаганды СВАГ. 11 октября 1946 г. // Там же. С. 189.

11 Записка начальника Главного Политического Управления ВС СССР И. В. Шикина начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г. Ф. Александрову об итогах проверки Управления пропаганды СВАГ. 30 марта 1946 г. // Там же. С. 188.

12 Информационное письмо В. С. Семенова (Информационное письмо № 6 о политическом положении в Германии (1—15 мая 1946 года)). 26 мая 1946 г. // СССР и Германский вопрос, 1941—1949 : документы из Архива внешней политики РФ : в 3 т. М., 2000. Т. 2. 09 мая 1945 —

3 октября 1946 гг. С. 524—539.

13 Там же. С. 536.

14 Из докладной записки А. Панюшкина, К. Кузакова и М. Бурцева А. Жданову... С. 186.

15 Информационное письмо В. С. Семенова. С. 537.

16 Указание исполняющего обязанности начальника Отдела пропаганды УСВА федеральной земли Тюрингия В. С. Бабенко начальникам отделений пропаганды о правилах цензуры газет. 28 ноября 1945 г. // Советская военная администрация в Германии. С. 103.

17 Приказ № 25 об организации Совета по идеологическим вопросам издательского дела. 24—25 января 1947 г. // Там же. С. 1156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.