— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https:IIdoi.orgI10.23672ISAE.2023.11.11.018 УДК 005.21: 352
© ®
Attribution
сс by
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Аннотация. Актуальность данного исследования определяется масштабностью и сложностью процессов реорганизации сферы высшего образования в России. Необходимость реорганизации высшего образования обусловлена наличием множества неэффективных организаций высшего образования, их низкой конкурентоспособностью и ограниченными возможностями федерального бюджета, требуемого для финансирования высшего образования. В таких условиях актуальны исследования результатов реорганизации высшего образования и разработка направлений ее дальнейшей реализации в российских регионах.
Цель: систематизация этапов, направлений и нормативных правовых основ реорганизации российских организаций высшего образования, разработка нового теоретического содержания реорганизации и систематизация инструментов ее практической реализации.
Методы: анализ, синтез, систематизация, обобщение научных источников по объекту и предмету исследования.
Результаты: предложены мероприятия по обоснованию необходимости реорганизации сети государственных вузов в Хабаровском крае; определена последовательность прогнозно-аналитических расчетов для обоснования необходимости реорганизации; предложен состав организаций высшего образования в Хабаровском крае, требующих реорганизации.
Выводы: реорганизация государственных вузов на территории Хабаровского края представляет собой позитивный процесс; в ходе обоснования необходимости реорганизации особое значение имеют отбор, анализ и оценка системы показателей организаций высшего образования как важнейших индикаторов эффективности управления.
Ключевые слова: высшее образование, организация высшего образования, анализ, реорганизация, территориальная структура, показатель эффективности.
REORGANIZATION OF THE NETWORK OF STATE HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS ON THE TERRITORY OF KHABAROVSK KRAI
Abstract. The relevance of this study is determined by the scale and complexity of the processes of reorganization of the higher education sector in Russia. The need to reorganize higher education is due to the presence of many ineffective higher education organizations, their low competitiveness and the limited capacity of the federal budget required to finance higher education. In such conditions, research into the results of the reorganization of higher education and the development of directions for its further implementation in Russian regions are relevant.
Purpose: systematization of the stages, directions and regulatory legal framework of the reorganization of Russian organizations of higher education, development of new theoretical content of the reorganization and systematization of the tools for its practical implementation.
Methods: analysis, synthesis, systematization, generalization of scientific sources on the object and subject of research.
Results: measures were proposed to justify the need to reorganize the network of state universities in the Khabarovsk Krai; the sequence of forecasting and analytical calculations was determined to justify the need for reorganization; the composition of higher education organizations in the Khabarovsk Krai that require reorganization is proposed.
Conclusions: the reorganization of state universities in the Khabarovsk Krai is a positive process; in the course of justifying the need for reorganization, the selection, analysis and evaluation of the system of indicators of higher education organizations as the most important indicators of management effectiveness are of particular importance.
Меньшикова Е.А., Коуров В.Ф.
Тихоокеанский государственный университет
Elena A. Menshikova, Vladimir F. Kourov
Pacific National University
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Keywords: higher education, organization rial structure, performance indicator.
Введение.
Реорганизация сети государственных организаций высшего образования (далее - вузы) на территории Российской Федерации (далее - РФ) представляет собой сложную и комплексную проблему, имеющую продолжительную историю развития. По нашему мнению, эта история на своем новейшем отрезке началась с 2006 г., когда в целях содействия системной трансформации вузов в РФ стала формироваться сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. Для МГУ и СПбГУ установлена уникальная организационно-правовая форма деятельности в виде научно-образовательных комплексов особой национальной значимости. Другие федеральные университеты по своему правовому положению стали занимать следующую за МГУ и СПбГУ статусную позицию.
С 2010 г. реорганизация сети организаций высшего образования стала проводиться по двум основным направлениям:
- во-первых, путем организации первого масштабного конкурса программ стратегического развития университетов в 2012-2016 гг.;
- во-вторых, путем реорганизации филиалов и представительств отдельных организаций высшего образования.
В результате, сформированы территориально распределенные крупные университеты с массой филиалов в субъектах РФ, ликвидированы филиалы и представительства ряда вузов. Типичным примером является реорганизация РАНХиГС, в состав которой включены многие вузы, преобразованные в ее филиалы на территории субъектов РФ.
Важнейшим документом, с принятия которого начался следующий этап реорганизации сети государственных вузов в РФ, является Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539. Здесь отражена суть реорганизации сети государственных вузов РФ как одного из видов федеральных государственных учреждений, а также формы их создания, ликвидации и изменения типа. Существенным фактором повышения актуальности вопроса реорганизации сети государственных вузов в РФ стал Указ Президента РФ № 599 от 07 мая 2012 г., в котором установлена необходимость мониторинга деятельности государственных образовательных организаций в целях оценки эффективности их работы, а также реорганизации неэффективных образовательных организаций при условии обеспечения права обучающихся на завершение обучения.
Особый смысл реорганизации сети государственных вузов РФ придала Государственная программа РФ «Развитие образование» на
higher education, analysis, reorganization, territo-
2013-2020 гг. и ее последующие редакции на период до 2030 г., а также постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»». Согласно данным документам, реорганизация сети высшего образования должна осуществляться на основе мониторинга эффективности и реорганизации неэффективных вузов. Указанные документы представляет собой крупномасштабные инструменты реорганизации, которые определили необходимость территориальной оптимизации сети государственных вузов РФ на уровне субъектов РФ с учетом численности обучающихся в вузе, объема бюджетных и внебюджетных поступлений, социально-экономической значимости направлений подготовки для рынков труда на национальном и региональном уровне, в том числе, на уровне Хабаровского края.
Результаты.
Подготовка к реализации мероприятий по реорганизации государственных вузов на территории Хабаровского края в настоящее время осуществляется в условиях неоднозначного состояния нормативной правовой базы в области высшего образования.
С одной стороны, Минобрнауки России не имеет четко определенного порядка реорганизации неэффективных образовательных организаций как процесса, установленного Указом Президента РФ № 599.
С другой стороны, анализ формирующейся правовой конструкции процесса реорганизации системы высшего образования показывает, что она находится в правовом поле ст. 57 Гражданского кодекса РФ «Реорганизация юридического лица», содержание которой устанавливает формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и возможность осуществления реорганизации по решению учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.
В контексте Указа Президента РФ № 599, можно определить следующие исходные положения реорганизации системы высшего образования:
- осуществление реорганизации системы высшего образования обеспечивается комплексом нормативных правовых актов Минобрнауки России (в отдельных случаях - Правительства РФ);
- возможными формами реорганизации выступают слияние, присоединение, преобразование организаций высшего образования;
- оптимизация вузовской сети в регионах должна проводиться с учетом предложений государственных органов власти субъектов РФ,
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
работодателей и общественно-профессиональных организаций.
Реорганизация через присоединение неэффективных вузов к эффективным представляется наиболее рациональной и типичной. В настоящее время эта форма реорганизации широко используется для вузов, подведомственных Ми-нобрнауки России, что позволяет избежать участия в сложных юридических процедурах, свойственных для случаев организации и формирования новых некоммерческих организаций. Необходимо также учитывать, что присоединение вузов, как правило, представляет собой добровольную реорганизацию, потому что, если учредитель (Минобрнауки России) согласен, с реализацией механизма присоединения при наличии веских оснований, то он сам будет его осуществлять. Такие формы реорганизации, как слияние и преобразование представляются более сложными, трудоемкими и недостаточно эффективными для решения задач реорганизации сети высшего образования на начальных этапах. В перспективе, правовой потенциал, например, слияния, может быть использован на этапах последующей реорганизации, например, сети ведомственных вузов в РФ.
Реорганизация сети государственных вузов, подведомственных Минобрнауки России, предполагает следующие мероприятия по обоснованию необходимости ее проведения на территории Хабаровского края:
- определение масштабов реорганизации;
- формирование вариантов и порядка реорганизации;
- определение форм реорганизации;
- проведение прогнозно-аналитических расчетов с использованием основных показателей деятельности вузов и получением прогнозируемых результатов реорганизации.
Определение масштабов реорганизации сети государственных вузов, подведомственных Ми-нобрнауки России, предполагает, что в список реорганизуемых вузов на территории Хабаровского края могут быть включены ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет», ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», Хабаровский институт инфокоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Дальневосточный филиал ГБОУ ВО «Российская академия правосудия», Дальневосточный филиал ФГБОУ ВО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ».
При определении вариантов и порядка реорганизации следует выделить два основных варианта реорганизации сети государственных организаций высшего образования, расположенных на территории Хабаровского края:
- реорганизация вузов, подведомственных Ми-нобрнауки России, в форме присоединения неэффективных вузов к эффективным;
- реорганизация путем присоединения и слияния вузов различной ведомственной подчиненности к эффективным вузам, подведомственным Минобрнауки России.
На наш взгляд, для Хабаровского края более предпочтительна региональная модель реорганизации сети высшего образования, реализуемая на основе второго варианта как наиболее эффективного. В Хабаровском крае к эффективным вузам, на базе которых может быть проведена реорганизация, следует отнести ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет». Принципиальными признаками эффективности данных вузов являются не только показатели ежегодного мониторинга Минобрнауки России, но и успешная реализация этими вузами программ развития инновационной инфраструктуры (2010-2012 гг.), программ стратегического развития (2012-2016 гг.), активное участие в развитии инновационного территориального кластера Хабаровского края и др. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» выступает в качестве базовой образовательного организации для таких стратегически значимых отраслей экономики ДФО, как строительство, архитектура, связь, транспорт, космические услуги, информационные технологии, материаловедение, металлообработка, лесной комплекс, строительство автомобильных дорог. При этом на территории края функционирует ряд государственных вузов с признаками неэффективности согласно результатам мониторинга Минобрнауки России (например, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет», ФГБОу ВО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»).
На основании вышеизложенного предлагается в г. Хабаровске сформировать систему высшего образования из следующих государственных вузов.
Во-первых, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» как один из ведущих вузов на территории Хабаровского края, который может включить в свой состав, помимо ранее присоединенных ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (2015 г.) и ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» (2023 г.), ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», а также филиалы ФГБОУ ВО «Сибирский государственный уни-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
верситет телекоммуникаций и информатики» и ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», расположенные на территории г. Хабаровска.
Во-вторых, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» как мощный учебно-научный центр, готовящий кадры для транспортно-логистического комплекса Дальнего Востока.
В-третьих, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет», поручив руководству вуза разработать программу становления университета в качестве современного инновационного лечебно-образовательного центра медицины в регионе и реализовать ее в ближайшие годы.
В-четвертых, ФГКОУ ВО «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности РФ» как центр подготовки квалифицированных кадров в сфере военной и оборонной безопасности.
В г. Комсомольске-на-Амуре предлагается объединить ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» и ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» в единый государственный университет, обеспечивающий кадровую поддержку структур военно-промышленного комплекса в ДФО.
В процессе обоснования необходимости реорганизации государственных образовательных организаций высшего образования на территории Хабаровского края прогнозно-аналитические расчеты могут быть проведены в два этапа.
Этап I. Анализ необходимости и предпосылок реорганизации государственных вузов на территории Хабаровского края.
Анализ деятельности неэффективных вузов позволит выявить наличие значительных и неэффективных бюджетных расходов, недополучение средств от внебюджетной образовательной деятельности, недостатки в содержании и организации научно-исследовательской деятельности, размеры финансовых и нефинансовых потерь, наличие дублирования при наборах и обучении студентов по таким направлениям, как «Социальная работа», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Торговое дело» и др.
Этап II. Анализ ожидаемых результатов реорганизации.
Анализ должен быть основан на прогнозных расчетах следующих показателей эффективности деятельности образовательных организаций:
- рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисляемых на бюджетные и коммерческие места, что позволит реорганизуемым вузам осуществлять качественный отбор абитуриентов,
сокращать количество бюджетных мест и обеспечивать рост внебюджетных доходов от образовательной деятельности;
- увеличение объемов и улучшение структуры НИР и ОКР на одного НПР за счет концентрации кадрового потенциала вузов и повышения уровня организации научно-исследовательской деятельности;
- обеспечение роста количества иностранных студентов и увеличение их доли в общем выпуске реорганизуемых вузов в соответствии с современными требованиями к международной образовательной деятельности;
- повышение общих доходов вуза из всех источников в расчете на одного НПР за счет диверсификации доходов консолидированных бюджетов вузов и улучшения их структуры;
- оптимизация использования общих площадей помещений реорганизуемых вузов путем увеличения совокупных доходов не за счет аренды, а за счет повышения эффективности приоритетных видов деятельности с одновременным отказом от аренды помещений для занятий, не обеспеченных необходимым лабораторным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
- рост удельного веса численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования в регионе.
Обсуждение.
В современной научной литературе многими авторами отмечается высокая значимость вузов в развитии экономики, инноваций и социальной сферы. Ведущие университеты обладают видением, знаниями, компетенциями и возможностями, что позволяет им превращаться в драйверы устойчивого социально-экономического развития.
Е.В. Масланов подчеркивает, что университет как одна из важнейших социальных институций, отвечающих за воспроизводство образованного класса, должен был стать одним из драйверов социальных изменений, способствовать формированию нового подхода к образованию [1, с. 64].
Э.А. Гасанов, А.Е. Зубарев отмечают, что современный этап социально-экономического развития создает условия для формирования новых образовательных институтов. Масштабность цели требует соответствующего уровня университетов, определяющих процесс неоиндустриального развития экономики [2, с. 36].
Е.В. Варавин и другие авторы [3, с. 87] отмечают, что в условиях глобализации модель классического университета не позволяет университетам успешно функционировать при высокой ры-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ночной конкуренции и бесконечной изменчивости.
Б.С. Карамурзов, В.В. Горячко, В.А. Зернов отмечают разрушение единой модели университета и появление совершенно новых схем организации системы высшего образования [4, с. 2].
Процессы формирования ведущих университетов нового типа зачастую требуют трансформации всей сети организаций высшего образования, прежде всего, реорганизации или ликвидации вузов с признаками неэффективности, что требует углубленных исследований.
Причем, необходимость реорганизации вузов актуальна не только для РФ, но и для других стран.
Так, Я. Чен и другие авторы [5], указывают на проблему неэффективности многих китайских университетов, в связи с чем, неэффективным университетам следует осуществлять выбирать направления преобразования в исследовательские или обучающие университеты, чтобы добиться эффективного использования ресурсов.
А. Куэста-Кларос и другие авторы [6], исследуя трансформацию университетов Австралии и Мексики, различают ее по масштабам и глубине изменений, выделяя трансформации адаптивного и реформаторского типа.
Обобщая, отметим, что многие российские и зарубежные исследования посвящены описанию опыта реорганизации на примерах отдельных вузов.
Однако следует согласиться Ф. Ротондо, Л. Джо-ванелли, А. Эцца, которые справедливо отмечают, что исследований, посвященных тому, как университеты могут систематически переориентироваться, чтобы помочь обществу стать более устойчивым, не хватает [7].
К. Р. Романенко, М.А. Лисюткин подчеркивают, что в особенном дефиците находятся аналитические работы о таком инструменте развития университетов, как их объединение, в частности об эффектах и критериях оценки успешности объединения университетов [8, с. 112].
Антоненко С. подчеркивает, что социальная цена трансформации системы российских вузов весьма высока [9, с. 40].
В связи с этим, необходимы исследования ее результатов на различных этапах и в разных регионах, чтобы понять, насколько необходима реструктуризация вузов, и какова ее эффективность в рФ?
В данной статье предпринята попытка дополнить и развить имеющиеся исследования в области трансформации и реорганизации вузов. Для минимизации негативных социально-экономических и финансовых потерь продолжающегося рефор-
мирования сети российского высшего образования важно опираться на результаты анализа и обобщения накопленного опыта трансформации сети государственных организаций высшего образования, в связи с чем, использование результатов исследования форм и подходов к реорганизации вузов, их систематизация, а также - совершенствование прогнозно-аналитических инструментов позволят проводить более качественное обоснование необходимости и целесообразности реорганизации сети государственных вузов на территории региона.
Заключение.
Проведенный обзор научных и нормативных правовых источников, а также - анализ процессов реорганизации сети государственных вузов позволяет отметить, что, несмотря на наличие признаков противоречивости результатов реорганизации сети государственных вузов, как на территории Хабаровского края, так и других субъектов РФ, в целом, реорганизацию вузов можно оценить как позитивный процесс. В конечном итоге, этот процесс обеспечивает принципиальные улучшения сети государственных вузов, повышение ее социально-экономической эффективности и появление среди российских вузов все большего числа новых современных флагманов высшего образования.
Как свидетельствует практика, в процессе реорганизации государственных вузов особое значение приобретают показатели, характеризующие развитие таких приоритетных направлений деятельности, как научно-исследовательская, инновационная и финансово-экономическая. Для средних и мелких вузов многие показатели, к сожалению, не выходят за границы бюджетного финансирования и, зачастую, имеют незначительные, либо нулевые значения, что обуславливает необходимость их реорганизации путем присоединения к более эффективным вузам.
Значения показателей развития лидирующих эффективных организаций высшего образования на территории Хабаровского края подтверждают, что в регионе возможна организация опорного университета в масштабах ДФО, который по основным показателям развития может находиться в одном ряду с ДВФУ и СВФУ. Формирование опорного университета в крае и введение в эксплуатацию нового межвузовского кампуса в г. Хабаровске могут стать важнейшими положительными результатами реорганизации государственных вузов в регионе.
Таким образом, реорганизация сети российских государственных вузов на территории Хабаровского края, несмотря на сложности ее реализации и высокие социально-экономические издержки, может способствовать повышению устойчивости и конкурентоспособности государственных вузов с учетом специфики сильных сторон их деятельности на территории региона, а также региональных условий, факторов и потребностей социально-экономического развития региона.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Масланов Е.В. Университет экспертизы - университет после руин / Е.В. Масланов // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 3. С. 63-75.
2. Гасанов Э.А. Принципы интеграции университетов в глобальное пространство высшего образования и неоиндустриального развития / Э.А. Гасанов, А.Е. Зубарев // Вестник ТОГУ. 2019. № 3(54). С. 35-46.
3. Варавин Е.В. Модели современного университета в условиях глобализации и международной интеграции: региональный предпринимательский университет / Е.В. Варавин, М.В. Козлова, М.Т. Рахметкали-ева // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2019. № 6. С. 8593.
4. Карамурзов Б.С. Будущее университетов и университеты будущего / Б.С. Карамурзов, В.В. Горячко,
B.А. Зернов // Высшее образование сегодня. 2021. № 7-8. С. 2-10.
5. Анализ эффективности китайских университетов с общими ресурсами: агрегированный двухэтапный сетевой подход DEA / Я. Чен, Ё. Пан, Х. Лю, Х. Ву // Socio-Economic Planning Sciences. 2023. Т. 90. URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0038012123002409 (дата обращения 01.10.2023).
6. Преобразуют ли цели устойчивого развития университеты? / А. Куэста-Кларос, Ш. Малекпур, Р. Рэй-вен, Т. Кестин // Управление системой Земли. 2023. Т. 17. URL : https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S258981162300023X (дата обращения 01.10.2023).
7. Ротондо Ф. Внедрение устойчивых инноваций в государственных университетах: процесс и инструменты / Ф. Ротондо, Л. Джованелли, А. Эцца // Журнал чистого производства. 2023. Т. 391. URL : https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959652623003219 (дата обращения 01.10.2023).
8. Романенко К. Р. Университетские объединения в России: четыре волны образовательной политики / К. Р. Романенко, М. А. Лисюткин // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 112-120.
9. Антоненко С. Реструктуризация вузов: борьба за качество образования или за экономию средств? /
C. Антоненко // Качество образования. 2015. № 9. С. 40-45.
References:
1. Maslanov E.V. University of Expertise - University after Ruins / E.V. Maslanov // Digital scientist: laboratory of a philosopher. 2019. T. 2. № 3. P. 63-75.
2. Gasanov E.A. Principles of integration of universities into the global space of higher education and neo-industrial development / E.A. Gasanov, A.E. Zubarev // Bulletin of Tomsk State University. 2019. № 3(54). P. 35-46.
3. Varavin E.V. Models of a modern university in the context of globalization and international integration: regional entrepreneurial university / E.V. Varavin, M.V. Kozlova, M.T. Rakhmetkalieva // Economic development of the region: management, innovation, personnel training. 2019. № 6. P. 85-93.
4. Karamurzov B.S. The future of universities and universities of the future / B.S. Karamurzov, V.V. Goryachko, V.A. Zernov // Higher education today. 2021. № 7-8. P. 2-10.
5. Performance analysis of Chinese universities with shared resources: Aggregated two-stage network approach DEA / Y. Chen, Y. Pan, X. Liu, X. Wu // Socio-Economic Planning Sciences. 2023. Vol. 90 URL : https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0038012123002409 (date of the application 01.10.2023).
6. Cuesta-Claros A., Malekpour S., Raven R., Kestin T. Are the sustainable development goals transforming universities? // Earth System Governance. 2023. Vol. 17. URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S258981162300023X (date of the application 01.10.2023).
7. Rotondo F. Implementing sustainable innovation in state universities: Process and tools / F. Rotondo, L. Gio-vanelli, A. Ezza // Journal of Cleaner Production. 2023. Vol. 391. URL : https://www.sciencedirect.com/scien ce/article/pii/S0959652623003219 (date of the application 01.10.2023).
8. Romanenko K.R. University associations in Russia: four waves of educational policy / K.R. Romanenko, M.A. Lisyutkin // University management: practice and analysis. 2017. Vol. 21. № 3(109). P. 112-120.
9. Antonenko S. Restructuring of universities: the struggle for the quality of education or for cost savings? / S. Antonenko // The quality of education. 2015. № 9. P. 40-45.
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2023. № 11 (ноябрь)
_— ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторах
Меньшикова Елена Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент,
доцент Высшей экономической школы Института экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск [email protected]
Коуров Владимир Филаретович
кандидат экономических наук, доцент,
доцент Высшей экономической школы Института экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск [email protected]
Elena A. Menshikova
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor,
Higher Economic School,
Pacific National University, Khabarovsk
Vladimir F. Kourov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Higher Economic School, Institute of Economics and Management, Pacific State University, Khabarovsk [email protected]