Научная статья на тему 'Реорганизация Московской дворцовой конторы в 1886 году'

Реорганизация Московской дворцовой конторы в 1886 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА / МОСКОВСКАЯ ДВОРЦОВАЯ КОНТОРА / ПРИДВОРНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапина Мария Вячеславовна

Анализируется реорганизация в 1886 г. Московской дворцовой конторы, заведовавшей придворно-хозяйственной деятельностью для удовлетворения нужд Императорской фамилии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reorganisation of Moscow Servis Office in 1886

The article analyses the reorganization of the Moscow Service Office of the Tzar's Court in 1886. This service office was to run homestead activities for the needs of the Tzar's family.

Текст научной работы на тему «Реорганизация Московской дворцовой конторы в 1886 году»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

89

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

УДК 94(47).082 М.В. Потапина

РЕОРГАНИЗАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ДВОРЦОВОЙ КОНТОРЫ В 1886 ГОДУ

Анализируется реорганизация в 1886 г. Московской дворцовой конторы, заведовавшей придворно-хозяйственной деятельностью для удовлетворения нужд Императорской фамилии.

Ключевые слова: Министерство императорского двора, Московская дворцовая контора, придворно-хозяйственная деятельность.

Министерство императорского двора (1826-1917) (далее - МИДв), созданное Высочайшим указом императора Николая I от 22 августа 1826 г1., объединило все существовавшие к тому времени части дворцового управления - придворные конторы и дворцовые правления, Кабинет Его Императорского Величества (далее - е.и.в.) и Департамент уделов2. В 1886 г. была проведена кардинальная реформа этого учреждения. Изменения коснулись и Московской дворцовой конторы, входившей в состав министерства двора, которая была реорганизована в Московское дворцовое управление. Главной причиной реформы стало желание существенно сократить расходы по содержанию дворцового хозяйства. По рекомендации министра императорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова на место начальника Московского дворцового управления по высочайшему повелению был назначен генерал-майор В.А. Кузнецов3. Среди первоочередных мер по сокращению расходов предполагались следующие: 1) всех состоящих на службе канцелярских чиновников и служителей Московской дворцовой конторы, которые не получали нового (независимо от прежнего служебного положения) назначения на должности в Московском дворцовом управлении, оставить за штатом4; 2) те из них, кто состоял не при дворцовых учреждениях, были отчислены со службы по министерству императорского двора, а некоторые и вообще уволены со службы, однако с выплатой всех причитающихся им денежных средств; 3) число канцелярских чиновников предполагалась уменьшить настолько, насколько это необходимо для выполнения текущей работы, и на первое время назначить им жалование не более 420 руб. в год, но с обещанием повышения этого оклада в дальнейшем до 540 руб. в год всем «наиболее заслуживающим этой высшей нормы вознаграждения»5; 4) всем остальным чиновникам, офицерам дворцовой команды, служителям, которые получали назначения на новые должности в штате Московской дворцовой конторы, было выдано предусмотренное прежним штатом содержание и сохранялись все права, например на казенные квартиры, на выдачу денег для покупки дров и т.п6; 5) для удовлетворения этих потребностей, а также для решения других хозяйственных вопросов, возникающих при работе учреждения, была составлена особая смета Московского дворцового управления; 6) был разработан вре-

менный штат Московского дворцового управления, который вскоре был одобрен министром императорского двора и принят как постоянный7.

Выписка из временного штата 1886 г. показывает наличие должностей после реорганизации.

Смета 1

Число Годовой оклад Классы Примеча-

лиц (содержание в рублях) должностей и разряды по мундирам ния

Заведующий дворцо- * * По при-

вой частью дворному

Обер-гофмейстер 1 положению состоит в числе первых лиц Высочайшего двора

При нем: чиновник 1 VI

особых поручений

Московское дворцовое уп] равление

Начальник 1 5 000 IV

управления

Помощник начальника 1 2 500 VI

управления

Делопроизводители 2 1 500 VII

Бухгалтер 1 1000 VII

Помощник бухгалтера 1 1000 VIII

Экзекутор 1 1000 VIII

Регистратор 1 750 VIII

Архитекторы 2 1 500 VII

Смотритель обороч- 1 750 IX

ных статей

Смотритель движимо- 1 1000 VIII

го имущества

Врач 1 1500 VII

Фельдшер 1 540 -

Полицеймейстер 1 2400 VI

кремлевских дворцов

и дворцовых зданий в Москве

Помощник 1 500 VIII

полицеймейстера

Смотритель загородных дворцов Алек- 2 1000 VIII

сандрийского и Пет-

ровского

Хранители Оружей- 2 2000 VI

ной палаты

Итого 24 33 440

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

Окончание сметы 1

Придворнослужители

Гоф-фурьеры 3 1 200

Лакеи I разряда 16 540

Лакеи II разряда 47 360

Швейцары 2 540

Помощники швейцаров 2 360

Итого 70 30 960

Всего 94 64 400

1) заведующему дворцовой частью обер-гофмейстеру и состоящему при нем чиновнику особых поручений штатного содержания не полагалось;

2) число канцелярских чиновников и писцов, необходимых для обеспечения работы Дворцового управления, а также необходимые средства на их содержание определялись лично министром императорского двора.

Дополнительная смета 1886 года

I. По Канцелярии Дворцового Управления Чис ло лиц Жалование

одному всем

в месяц в год

Канцелярских чиновников I - разряда 3 45 540 1620

II - разряда 3 35 420 1260

На наем писцов по мере надобности - - - 900

На канцелярские и чертежные материалы - - - 1200

На наем курьеров 2 20 480

На наем служителей 2 15 360

Итого 10 - - 5820

II. По части наружной и внутренней охраны дворцов

На наем фельдфебеля, нижних чинов и писарей дворцовой команды 63 - - 21480

На обмундирование и постовые приказы - - - 1816

Итого 63 23296

В общей сумме, выделяемой на содержание классных чинов, предусматривались и так называемые столовые деньги в объеме 50 % (чего раньше не было, так как столовые деньги выделялись сверх содержания). Интересен тот факт, что сверх содержания выдавались разъездные деньги (на транспортные расходы) - для начальника управления - 1000 руб., для его помощника - 200 руб., одному из архитекторов (по назначению заведующего Дворцовым управлением) - 500 руб., смотрителю оборочных статей - 150 руб., смотрителю движимого имущества - 400 руб., врачу - 500 руб., фельдшеру -260 руб., полицмейстеру - 600 руб. и его помощнику - 300 руб. в год. Кроме придворных служителей нужно было содержать и штат садовников, рассыль-

ных, вахтеров, присяжных, сторожей, а также дворцовую охрану - фельдфебеля и солдат дворцовой роты. Число их по новому штату было сокращено, размер же содержания и другие хозяйственные издержки определял министр МИДв. Тогда же были определены размер наградных денег и порядок выдачи форменного платья. В отдельную смету были выделены суммы, предназначенные для найма и содержания разных лиц и прислуги, не вошедших в норму штата Дворцового управления в Москве, однако выполнявших большую часть работы учреждения8.

Нужно отметить и тот факт, что количество персонала, обслуживающего императорский двор, было достаточно велико. Например, только в Московской дворцовой конторе было задействовано 80 чиновников и 180 человек прислуги9.

Однако при всем количестве служащих практически не велась система учета, система описей внутреннего дворцового убранства, не было надлежащего контроля и за состоянием дворцового хозяйства в целом, работа всего служебного персонала оплачивалась по-нищенски. Конечно, содержание такого огромного дворцового хозяйства в надлежащем порядке было делом очень непростым. Поэтому были предприняты некоторые шаги к исправлению сложившейся ситуации. В 1893 г. были утверждены сметы на строительные работы: предлагалось установлениями министерства двора разработать ведомости о предполагаемых капитальных строительных работах и представлять их ежегодно к 1 июня. В этих ведомостях работы по строительству разделялись по трем категориям:

«а) неотложные (продолжение или окончание разрешенных к производству работ, а также работы, вызванные крайней необходимостью);

б) работы, производство которых безусловно полезно, но которые без особого ущерба, могут быть отложены на некоторое время;

в) такие работы, производство которых лишь желательно»10.

Для освидетельствования состояний зданий, подлежащих капитальному ремонту и правильному распределению всех строительных материалов, предписывалось учредить особую ремонтную комиссию, под председательством заведующего хозяйственным отделом Кабинета е.и.в. В комиссию входили два техника-ревизора, представитель от начальника надлежащего установления (например, Московской дворцовой конторы) и местный архитектор. Комиссия была обязана после осмотра зданий на месте удостовериться в действительной необходимости ремонта или нового строительства предложенных к осмотру зданий, составить ведомости по всем строительным работам с распределением их на три вышеуказанные категории. Эти заключения комиссия была обязана представлять через Кабинет е.и.в. на рассмотрение Советом министра МИДв не позднее 1 сентября текущего года. После одобрения в Совете министра МИДв всем начальникам установлений сообщается принятое решение (разрешены или нет ремонтные или строительные работы), затем, после проверки Контролем МИДв, они представляются вместе с финансовой сметой министру двора, который и дает окончательное разрешение на эти работы.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

Приведем в качестве примера образец ведомости, разработанной хозяйственным отделом кабинета е.и.в. и разосланной для обязательного исполнения во все дворцовые установления МИДв (Петербургское дворцовое управление, Московское дворцовое управление и т.д.).

Примерная ведомость на проведение строительных работ, капитального

ремонта на 1890 год11

№№ Наименование работ Примерная сумма Примечание

1. I категория а) продолжение или окончание разрешенных к производству работ. 4 000 т.р.

2. Перестройка во дворе такого-то здания гнилого флигеля, занимаемого рабочими б) работа вызвана крайней необходимостью. Эта работа нужна из-за непрочности здания, может рухнуть, все выселены

1. Постройка при дворцовом госпитале бараков для заразных больных II категория Работы, безусловно, полезны В случае холеры

1. Переделка печей в таком-то дворце Замена печей калориферами

2. III категория в) работы, желательные к производству

3. 4. Капитальный ремонт в Императорском Эрмитаже Исправление лепной и живописной части Эти работы желательны для приведения в более изящный вид

и т.д.

Из приведенного документа становится очевидно, что главным было проведение ремонтных и строительных работ первой и второй категорий.

Создание такой комиссии, безусловно, упростило разработку заявок и составление финансовых смет по проведению ремонтных работ, однако, как это нередко бывает, не привело к значительным сдвигам в этой области деятельности МИДв. Поэтому в 1899 г. управляющему Кабинетом е.и.в. В. А. Кузнецову было дано распоряжение, согласно которому, Высочайшим указом вводилась должность инспектора по строительной части. На эту должность был назначен 19 мая 1899 г. архитектор императорского двора, профессор архитектуры А.О. Томишко12. Это назначение надо рассматривать, как очередную попытку навести порядок в этой области. Инспектору предписывалось участие в разработках всех важнейших проектов строительных работ, предложенных как начальниками дворцовых установлений министерства императорского двора, так и Кабинетом е. и. в. МИДв. Об этих предложениях затем докладывал лично государю министр императорского двора13. Также комиссия во главе с инспектором должна была произвести тщательный осмотр всех находившихся в ведении МИДв дворцов, зданий и сооружений14.

В дальнейшем министр императорского двора И.И. Воронцов-Дашков отдал ряд распоряжений, позволяющих произвести надлежащий учет и тем самым навести порядок в дворцовом имуществе. Одним из таких распоряжений министра предписывалось произвести самую тщательную проверку всех находившихся в помещениях императорских дворцов и музеев ценных предметов. Вещи и предметы искусства, имеющие историческое или художественное значение, должны были быть описаны с подробным и точным обозначением всех драгоценностей. Также предписывалось привлекать экспертов к оценке ценных вещей15. Для проведения тщательной проверки всего инвентаря и имущества дворцового хозяйства и составления новых описных книг16 были образованы специальные комиссии, состоящие из начальника соответствующего дворцового управления (например, Московского дворцового управления) или его помощника, а также контролера финансовой отчетности. Все эти распоряжения требовали со стороны министра императорского двора постоянного контроля. И хотя в дальнейшем эти нововведения позволили наладить более четко работу дворцового хозяйства, главная их цель: экономия денежных средств, так и не была достигнута.

Также закончились неудачей и попытки объединить все дворцовое хозяйство в одном главном управлении. Такого рода структура могла бы намного сократить не в меру разросшийся управленческий аппарат. Однако сохраняющееся разделение на ряд отдельных самостоятельных ведомств (Придворная контора, Московская дворцовая контора, Царскосельское дворцовое управление и др.), отсутствие общей объединяющий линии, распыленность по разным управлениям, все это привело к тому, что проводимые реформы МИДв были постепенно свернуты.

Реорганизация московской дворцовой конторы... 95

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). - СПб., 1826. - Т. 1, № 541. - С. 896.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Внутренний состав министерства время от времени подвергался некоторым изменениям - с 1852 по 1856 г. департамент уделов был выделен из министерства Двора и подчинен особому министру уделов. Кроме существовавших уже контор, дворцовых правлений и других учреждений, в состав министерства были введены в 1858 г. Экспедиция церемониальных дел, в 1859 г. Императорская археологическая комиссия, позднее, в 1883 г., преобразованы финансовые и контрольные установления министерства.

3 Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). - Ф. 1239. Оп. 24. Ед. хр. 16. - Л. 1-4.

4 Там же. - Л. Зоб.

5 РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 26. Ед. хр. 6. - Л.4.

6 Там же. - Л.4об.

7 Там же. - Л.6.

8 Исчисление сумм на наем и содержание прислуги, не вошедших в норму штата Дворцового управления в Москве, Высочайше утвержденное 1 января 1886 года. РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 3. Ед. хр. 24414. - Лл. 18-22об.

9 Придворная контора (в Петербурге) - 104 чиновника, свыше 800 человек прислуги. Царскосельское дворцовое управление - 53 чиновника, 300 человек прислуги. Петергофское дворцовое управление - 40 чиновников, 245 человек прислуги. Гатчинское дворцовое управление - 30 чиновников, 175 человек прислуги. Придворно-конюшенная контора - 57 чиновников, 565 - кучеров, конюхов и других служителей при 697 лошадях. Таким образом, в этих установлениях чиновников было - 364 человека и 2265 человек прислуги. См.: Кривенко В.С. В министерстве двора. Воспоминания. - СПб., 2006. - С. 167.

10 РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 26. Ед. хр. 407. - Л. 37об.

11 РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 26. Ед. хр. 407. - Л.3 8.

12 Томишко Антон Осипович (1851-1900) - архитектор, уроженец Австрии, получил образование в Сибирской Императорской Академии Художеств, курс которой окончил в 1874 г. с большой золотой медалью и званием художника I степени. Затем отправился для дальнейшего своего усовершенствования в чужие края в качестве пенсионера академии и перед отъездом туда принял русское подданство. Посетил Италию и другие страны Западной Европы, изучая повсюду замечательные памятники зодчества, и возвратился в Санкт-Петербург в 1878 г. с большим количеством их чертежей и рисунков. Эти заграничные работы и представленный Академии проект Православного собора на 3000 человек доставили Томишко в 1879 г. звание академика. Приняв на себя в том же году должность адъюнкт-профессора архитектурного класса Академии, он исполнял эту должность до последовавшего в 1895 г. преобразования Академии, после чего был сделан профессором - руководителем одной из академических архитектурных мастерских и преподавателем строительного искусства. В 1897 - 98 гг. состоял ректором Высшего художественного училища при Академии. В последнее время служил еще и при Кабинете Его Императорского Величества. Пользовался известностью как один из лучших русских зодчих, особенно искусный в приспособлении воздвигаемых зданий к их назначению. Важнейшие его постройки -Приморский дворец Государя Императора в Александрии, близ Петергофа, и здание тюрьмы в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне. См. об этом: Сокол К.Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М., 2006; Санкт-

Петербургские ведомости. - 2001. 18 авг.; РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 24. Ед. хр. 745.

- Л. 83об. О назначении архитектором Высочайшего двора профессора архитектуры

A.О. Томишко.

13 Там же. - Л. 83об.

14 РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 24. Ед. хр. 745. - Л. 99.

15 Например, графом И.И. Воронцовым-Дашковым был приглашен в качестве эксперта писатель, почетный член Императорского общества поощрений художеств

- Д.В. Григорович, подлинный знаток предметов искусств. См. об этом: Кривенко

B.С. В министерстве двора. Воспоминания. - СПб., 2006. - С. 166; РГАДА. - Ф. 1239. Оп. 24. Ед. хр. 485. - Л. 17-18об.

16 Эти описные книги делились на группы, а затем подразделялись на особые отделы по роду предметов (например, книга №1 - диваны, книга №2 - стулья, книга №3 -кресла, книга №4 - бра, люстры, подсвечники и т.д.). Каждый внесенный в описную книгу предмет получил инвентарный номер, были точно описаны его признаки и особенности, даны полные сведения о том, когда приобретен и откуда поступил, указана стоимость и местонахождение в настоящий момент.

Поступила в редакцию 12.05.08

M. V. Potapina, applicant

The reorganisation of Moscow Servis Office in 1886

The article analyses the reorganization of the Moscow Service Office of the Tzar's Court in 1886. This service office was to run homestead activities for the needs of the Tzar's family.

Потапина Мария Вячеславовна, соискатель

ГОУВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 603000, Россия, г. Н. Новгород, ул. Ульянова, 2 E-mail: Potapina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.