Й.Я. Несмеянова
УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКИМ ДВОРОМ В XIX ВЕКЕ
Проблемы истории социальных институтов и государственных учреждений дореволюционной России, роли династии Романовых в модернизации общества и государства актуальны в современной исторической науке. Одним из направлений исследований государственных учреждений XIX в. является изучение специфики и деятельности отдельных министерств и ведомств. Министерство императорского двора и уделов1 (1826—1917) возникло при Николае I в силу настоятельной необходимости объединения различных частей придворного управления, существовавших в XVIII в., но не отвечавших потребностям усложнившейся системы придворной администрации; упорядочения придворного штата; в связи с ростом императорской фамилии, а также расширением функций императорского двора как социального института. В центре внимания автора правовые основы, структура, гласные направления деятельности, специфика министерства и его место в системе центрального управления XIX в.
Отечественная историография истории МИДв свидетельствует о том, что поставленные вопросы исследовались не в полном объеме, особенно в советский период'. В дореволюционной историографии изучались лишь отдельные стороны деятельности структурных подразделений министерства, слабо освещались история организации МИДв и его деятельность в начальный период (1826— 1855), характер взаимодействия с особами императорской фамилии, двором и др.3 Источниковый комплекс для изучения истории МИДв обширен — это законодательные акты, отчеты, приказы по министерству, мемуары, другие документы, хранящиеся в РГИА, РГАДА, ГАРФ. Опираясь на достижения историографии истории государственных учреждений, используя архивные и опубликованные источники, рассмотрим обозначенный выше круг' вопросов по теме.
Нормативной основой организации и деятельности МИДв являлось "Учреждение министерств": "Общее образование министерств" (раздел I), "Общий наказ министерствам" (раздел II), "Учреждение Министерства императорского двора" (раздел XII); "Табель о рангах'"1. Первый и второй разделы "Учреждения Министерств" отражали принципы управления, состав, порядок чино- и делопроизводства в министерствах, а также характеризовали полномочия министров, пределы их власти и др.5 Специфика каждого министерства определялась частным учреждением, а деятельность МИДв регулировалась "Учреждением Министерства императорского двора"6. В главе первой "Общие положения" (ст. 876—885) содержались сведения о руководящем составе, компетенции министра, структуре МИДв, перечислялись общие и особенные установления7. Вторая глава "Установления министерства...", состоящая из двух отделений, отражала структуру, функции общих (ст. 886—897) и особенных (ст. 898—919) установлений. Состав, руководство, чинопроизводство, делопроизводство Главного управления уделов (ст. 920—929) оговаривались в третьей главе "Учреждения... "8.
Несмеянова Ирина Ивановна — аспирантка Челябинского государственного университета. 59
По "Табели о рангах" определялся порядок комплектования и продвижения по службе всех чиновников придворного ведомства, устанавливалась зависимость благосостояния, статуса и престижа придворных от воли монарха9.
Структура обычного министерства по "Общему образованию министерств" предполагала наличие следующих элементов: департаментов, совета министра, общих присутствий департаментов, канцелярии министра, особенных установлений. Однако в МИДв не было департаментов, как в военном и морском министерствах. МИДв состояло из пяти структурных частей: 1) Совет при министре; 2) Общие установления; 3) Особенные установления; 4) Капитул императорских и царских орденов (с 1842), Главное управление уделов10. В состав МИДв входило 4 общих и 25 особенных установлений; к первым относились: Канцелярия министра императорского двора и уделов, Кабинет е. и. в., Контроль, Касса, Инспекция врачебной части, Общий архив МИДв; в составе особенных установлений находились: управление гофмаршальской части, экспедиция церемониальных дел, придворное духовенство, Санкт-Петербургское и Московское дворцовые управления, рота дворцовых гренадер и др." Таким образом, уже в структуре МИДв просматривается его специфика и предмет деятельности, который был связан исключительно с царствовавшим Домом, двором как сложной организацией, обслуживавшей интересы монархии. Придворное ведомство в широком смысле слова составляло все министерство, в узком — его особенные установления.
Во главе каждой из частей (установлений) стоял управляющий: например, гофмаршальская часть, ведавшая делами по довольствию двора, устройству приемов, организации путешествий "высочайших особ" и заведованию при-дворнослужителями подвижного состава, управлялась гофмаршалом; придворная конюшенная часть во главе с управляющим заведовала экипажами, служителями части; протопресвитер придворных соборов императорского Зимнего дворца и московского Благовещенского собора возглавлял придворное духовенство, делами которого до 1883 г. ведало Петербургское епархиальное управление, а затем Канцелярия заведующего придворным духовенством.
Императорский двор имел внутренние и внешние задачи. К внутренним относились: хозяйственно-организаторская, административная, культурно-до-суговая; к внешним: представительная, ритуально-символическая, идеологическая и др. Осуществление этих функций предполагало обеспечение связей между всеми структурными подразделениями придворного ведомства, согласование целей, интересов двора с интересами общества, осуществление стабильной деятельности министерства как одного из учреждений государственного управления12. Эти задачи стояли перед министром двора и уделов—связующим звеном между императором, императорской фамилией и придворным ведомством. По 155 статье "Общего наказа министерствам" все действия министра согласовывались с верховной властью. В отличие от других министров министр двора отчитывался перед императором, входил к нему с докладом о делах, требовавших "высочайшего" разрешения, не отчитывался перед другими структурами власти по вверенным ему делам13. Кроме того, только министр двора как начальник над всеми частями придворного ведомства руководил одновременно департаментом уделов, сохранившим своего рода автономшо удельного ведомства в рамках двора, а также являлся канцлером импе-
60
раторских и царских орденов в соответствии со статьями 876 и 877 "Учреждения министерства императорского двора"14. Таким образом, министр двора являлся руководителем трех подразделений: придворного, удельного ведомств и учреждения, производившего пожалования орденами, медалями и знаками отличия. Власть министра по своему характеру была исполнительной, к его компетенции относились вопросы комплектования штата, контроля за деятельностью аппарата и соблюдением законов.
Как главноуправляющий своего ведомства министр возглавлял Совет—совещательный орган при министре; вся личная переписка и исполнение возлагаемых на министра поручений по административным вопросам, распоряжения по разного рода событиям в императорской семье и. ее контактам с зарубежными правительственными органами и особами проходили через Канцелярию министра15. Пределы власти министра и характер его ответственности за свои распоряжения не устанавливались. По штату министерств 1802 г., сохранявшемуся до середины 50-х гг. XIX в., содержание министра составляло 12 тыс. рублей в год, не считая казенной квартиры, в действительности же сумма содержания колебалась до 20 и более тыс. рублей, так как некоторые министры имели жалованье из "кабинета", аренду, "прибавки" и пр. Министр уделов JI.A. Перовский имел содержание до 23 тыс. рублей, а министр иностранных дел К.В. Нессельроде — около 17 тысяч16. В XIX в. состав министров был следующим: князь Петр Михайлович Волконский (1776—1852) — первый министр двора, глава МИДв в 1826—1852 гг.; его сменил граф Лев Алексеевич Перовский (1792—1856) в качестве главы удельного ведомства в 1852—1856гг. и граф Владимир Федорович Адлерберг (1790—1884) в качестве министра двора в 1852—1872 гг., который вновь соединил должности министра двора и уделов17, В.Ф. Адлерберг известен еще как друг Николая I и отец Адлерберга Второго — графа Александра Владимировича (1818—1888), министра двора в 1872—1881 гг., соратника Александра II. В 1881—1897 гг. министром двора был граф И.И. Воронцов-Дашков , а позже барон В.Б. Фредерике18. Власть министра двора и уделов являлась средством социального управления, обладала правовыми, информационными, экономическими, техническими, идеологическими, организационными ресурсами; осуществлялась посредством администрации структурных подразделений, должностных лиц—субъектов сложной управленческой системы.
Особое место МИДв в системе министерств определялось, главным образом, тем, что оно, с одной стороны, входило в группу министерств, с другой, было составной частью двора как социального института. Деятельность МИДв в качестве придворного ведомства сосредотачивалась в области компетенции, например, Канцелярии и Кабинета е. и. в. Канцелярия министерства (1826—1917) являлась одним из важнейших общих установлений, решавших вопросы административного характера по всем учреждениям МИДв19, а Кабинет (1704—1917) занимался кадровыми вопросами, вел переписку с Сенатом, министрами, генерал-губернаторами, решая в административном, хозяйственном, земельно-заводском и камеральном отделах комплекс вопросов по делам, относящимся к личному составу всех установлений, о содержании служащих, обеспечении императора и пр.20 Утверждаемый указом императора придворный штат вюпочал придворных служителей (высших и низших) и чинов, выполнявших свои руководящие служебные функции в различных особенных установлениях.
К придворным чинам в середине XIX в. относились первые чины: обер-ка-мергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер,' обер-форшнейдер, которые приравнивались к гражданским чинам второго класса; вторые чины: гофмейстер, шталмейстер, егермейстер, обер-церемонийместер, гоф-маршал приравнивались к гражданским чинам третьего класса и т. д.21
При Николае I была проведена реорганизация придворного штата, а придворные рассматривались как государственные служащие, так что даже фрейлины, неся бремя "ремесла придворных", ощущали себя частью некоего придворного мира, людьми, близко стоящими у престола, выполняющими свой гражданский долг22.
По составу придворного штата на 1 января 1898 г. было не менее шестнадцати человек первьгх чинов двора, 147 — вторых, 453 — других чинов (в том числе 176 почетных камергеров, 252 камер,-юнкера), в штате императрицы не менее 215 придворных дам всех рангов23. По сведениям Н. Рубакина, почерпнутым из материалов переписи 1897г., общее число чиновников империи составляло 435818 человек, из них 397736 мужчин и 38082 женщин, причем придворных чинов и в целом служащих при дворцах: мужчин—4070, женщин—420, всего 4490 человек24.
Канцелярия рассматривала вопросы о вступлении в брак камергеров и камер-юнкеров, фрейлин25, то есть семейно-брачные отношения придворных регламентировались и согласовывались на уровне министра, как и вопросы о придворном мужском мундире и придворном платье дам, порядке придворного шествия и т. п.
Придворный быт определялся специальным этикетом, церемониалом, являвшимся необходимым регламентирующим началом в жизни двора. Церемониал сочетал в себе как черты общепринятого в Европе придворного этикета, образцом которого с XVIII в. служил французский, так и собственно российский, специфику которому придавало православие. Наиболее ярким придворным торжеством, имевшим общественно-политический характер, была коронация императора26. Данную сферу деятельности двора курировала церемониальная часть МИДв. В 1722—1744 гг. во главе специального установления стоял обер-церемониймейстер, в 1744—■ 1779 гг. церемониальные дела находились в ведении Коллегии иностранных дел, в 1779—1796 гг. действовал специальный церемониальный департамент. В1796—1806 гг. эти функции вновь передавались Коллегии, а в 1806—1846 гг. был организован Департамент церемониальных дел; в 1846—1902 гг. действовала Экспедиция церемониальных дел. Отметим, что в 1744—1858 гг. церемониальная часть подчинялась МИД и лишь с 1858 г.—МИДв27.
Учреждениями, ведавшими в узком смысле слова дворцовым хозяйством (постройкой и содержанием зданий, парков, придворного штата, продовольствия, организации досуга при дворе и др.), являлись Придворная е. и. в. контора (1730—1882), Гофинтендантская контора (1732—1851), Главное дворцовое правление и управление (1882—1891), Санкт-Петербургское дворцовое управление (1891—1917), управление гофмаршальской части (1891—1917) и др.28 Придворная е. и. в, контора была старейшим хозяйственным подразделением МИДв занимавшимся , в частности, организацией приема иностранных владетельных особ, обеспечением двора продовольствием и пр.25 Например, в организации свадебных торжеств по случаю бракосочетания в 1839 г. великой княгини Марш Николаевны и Максимилиана, герцога Лейхтенбергского принимала участие и придворная контора, обеспечившая про-
62
ведение торжественных обедов и балов в Зимнем дворце. Так, обеденный стол 2 июля 1839 г. был организован на 360 персон, а вечерний—на 850.2—4 июля море огней освещало Зимний дворец. Ведомость о расходах конторы по случаю бракосочетания императорской дочери свидетельствует о том, что было использовано "кал-ледовских" свеч весом 28 пудов 25 фунтов 56 золотников, стеариновых — 51 пуд 22 фунта 93 золотника, белых восковых — 5 пудов 19 фунтов 54 золотника, а также сальных30. Общая сумма в отчете о свадебных расходах составила 89583 руб. 14. коп.31 В организации свадебных торжеств императорской фамилии были задействованы и другие особенные установления в соответствий с их назначением.
Рассмотрим финансовую сторону деятельности МИДв. В состав расходов на содержание верховной власти входило содержание монарха, его семьи, двора в целом. Расходы сосредотачивались в ведении самого министерства двора, исчислялись по его смете, кроме того, часть расходов императорской фамилии проходила по смете военного министерства, так, например, императорская Главная квартира (1820—1917) ведала организацией путешествий императора, но относилась к военному министерству. Все суммы расходов МИДв, проходивших по государственной росписи доходов и расходов министерства финансов, как утверждает экономист Н.П. Обухов, проводились без подразделения их по статьям, что затрудняет точное определение сумм по каждой статье32. Основным источником финансирования министерства являлось государственное казначейство. По сведениям A.A. Корнилова, расходы составляли в 1803 г. — 8600 тыс. руб. (7800 тыс. руб. серебром), а в 1810 г. —14500 тыс. руб. (4200 тыс. руб. серебром), то есть сократились на 45%33. В 1854г. на нужды различных ведомств двора было израсходовано 8053 тыс. руб., сверх сметы—2513 тыс. руб., а в 1855 п — 9136 тыс, руб., причем общая сумма государственных расходов в первом случае—389312 тыс. руб., во втором 544139 тыс. руб.34 Расходы МИДв в 1894 г. составили 11777 065 руб. 96 коп, превысив расходы Госконтроля, Главного правления коннозаводства и МИД вместе взятых (11342318 руб.), но оказались меньше расходов министерства народного просвещения, составлявших 21 807 064 руб.35 По сведениям Г.П. Жидкова, в конце XIX в. МИДв было выделено 12 млн руб., а к 1906 г. — 16359595 руб.36 Другим источником ежегодных доходов МИДв являлись доходы от удельных земель, промыслов, фабрик, что составляло около 2,5 млн руб. в год, помимо этого источником были про- ■ центы от капиталов, хранившихся в банках Англии и Германии37. Содержание особ императорской фамилии в соответствии с законом производилось из казны и удельных сумм, а норма ежегодного финансирования составляла 20 млн руб.37 За исключением уделов источником содержания учреждений МИДв (в том числе особенных установлений чиновников) являлись доходы от так называемого "кабинетского" хозяйства, находившегося в ведении Кабинета е. и. в.38 Бюджет Кабинета в 1888 г. стал бюджетом МИДв, а его общий доход составил 21450 тыс. руб., в 1906 г.—29 377 899 руб.39
МИДв как придворное ведомство являлось составной частью двора наряду с императорской фамилией,40 придворными; деятельность его была представлена выше, главным образом, в сфере придворного хозяйства, финансов, быта, штата в связи с историей Дома Романовых в Х1Хв., другие сферы деятельности министерства остались за рамками статьи.
Особое предназначение МИДв состояло в управлении двором как организа-
63
цией, а уделами—как типом хозяйства. Специфика МИДв состояла в том, что оно было подчинено через министра непосредственно императору; выполняло комплекс задач, направленных на обеспечение двора; находилось вне контроля Сената, Государственного Совета и других высших органов власти. Министр двора и уделов являлся главным распорядителем ассигнованных МИДв средств из казны, а также распоряжался доходами от уделов и Кабинета е. и. в. В отличие от других министерств, МИДв обладало особой структурой, обусловленной функциями двора, некоторой самостоятельностю в финансовой, правовой и организационной сферах.
В истории монархий XIX в. имели место специализированные придворные учреждения: в Пруссии с 1819 г. существовало министерство королевского дома, в Австро-Венгрии МИД выполняло функции министерства двора: в Англии — три придворных управления (гофмаршала, камергера, шталмейстера), в Италии—три придворных должности (министр и префект двора, первый генерал-адьютант)41. однако лишь в России в 1826—1917 гг. деятельность двора была организована в рамках министерства, специально созданного в интересах династии Романовых.
Примечания
1 Далее МИДв.
2 См.: Коркунов K.M. Русское государственное право. Т. 2. Особенная часть. СПб., 1897. С. 176—180; Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи. Одесса, 1912. С. 128—131; Обзор деятельности министерства императорского двора и уделов за время царствования императора Александра III. Ч. I. СПб., 1901; Там же. Ч. 1. (Прил.). СПб., 1901; Столетие уделов. 1797—1897. СПб., 1897; История уделов за столетие их существования: В 3 т. Т. 1. Управление уделами и удельное хозяйство. СПб., 1902; 200-летие Кабинета е. и. в. 1704—1904. СПб., 1911; Обзор деятельности Кабинета е. и. в. за 1906—1915 гг. Пп, 1916; Индоеа ЕЖ Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII в. М., 1964; Жидкое Г.П. Кабинетское землевладение (1747—1917). Новосибирск, 1973.
3 Объемные труды конца XIX в, были снабжены таблицами, диаграммами, схемами; отражали историю отдельных подразделений МИДв.
4 Учреждение министерств // Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 2, кн. 5. СПб., 1892. С. 3—42 (p. I, II), 133—140 (p. XII); Сравнительная табель чинов гражданских с чинами военными, морскими и придворными//Свод законов... Т. III. СПб., 1896. С. 206— 208.
5 Учреждение министерств... С. 3—42.
6 С 16 апреля 1893 г. действовало новое "Учреждение МИДв", отразившее итоги преобразований в.министерстве, определившее перспективы деятельности ведомства в эпоху Николая II.
7 Учреждение министерств... С. 133—135.
8 Там же. С. 135—140.
9См.: Сравнительная табель...С. 206—208.
10 Учреждение министерств... С. 134.
"Там же. С. 134—135.
12 См.: Предложения министрадвора в 1829—1835 гг. //РГАДА, ф. 1239, оп. 3, № 15921, л. 1—123.
13 Учреждение министерств... С. 21, 131.
14 Там же. С. 133.
15 См.: Обзор деятельности министерства... С. 54—68.
16 Твердохлеб A.A., Шевырин В.М. Государственные служащие в России. 1722—1995. Исторический очерк // РЖ. Сер. 5. История. 1995. № 2. С. 112—113.
17 П.М. Волконский был близок к императорской семье; J1.A. Перовский — министр МВД в 1841—1852 гг.; управляющий Кабинетом е. и. в.; министр уделов.
18 См. о В.Б. Фредериксе как последнем министре двора: Мосолов A.A. При дворе последнего императора. Записки начальника Канцелярии министра двора. СПб., 1992. С. 5,8—12, 15, 22,27—35 и др.
19 См.: Обзор деятельности министерства... СПб., 1901. С. 54—68.
20 См.: 200-летие Кабинета...; Обзор деятельности Кабинета...; Жидков Г.П. Указ. соч.
21 См. документы гофмейстера двора цесаревича Александра Николаевича В.Д. Олсуфьева IIГАРФ, ф. 1019, on. 1, № 538, 539 и др.
22 См.: Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Тула, 1990. С. 166—167; Фредерике МЛ. Записки фрейлины высочайшего двора баронессы М.П. Фредерике // ГАРФ, ф. 1463, оп. 2, № 932, л. 127 об.
23 См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 25. СПб., 1898. С. 157. См. о лицах женского штата (императрицы) // РГИА, ф. 472, оп. 4, № 6, л. 1—5; № 20, л. 1—88; № 21, л. ] и др.; ф. 469, оп. 5, № 44, л. 1—9; № 75, л. 1—3; № 125, л. 1—11; № 245, л. 1—2 идр.; ГАРФ, ф. 851, on. 1, № 27, л. 1—11 идр.
24 Рубакин Н. Государственная служба. Приложение. // Энциклопедический словарь Гранат. Т. 16. С. 215—216.
25 РГИА Ф- 472, оп. 4, № 19, л. 1—5; № 20, л. 28—30 и др.
26 См. ст. исследователей из США (на англ. яз.) о коронационных альбомах: Kasinec Е., Wortman R. Imperial Russian coronation albums // Вспомогательные исторические дисциплины. T. 25. СПб., 1994. С. 138—152; О церемониале св. коронования императора Николая Павловича IIРГАДА, ф. 156, on. 1, №> 241—243, л. 1—10.
27 См.: Обзор деятельности министерства... С. 201—210; Фонды Российского государственного исторического архива. Краткий справочник. СПб., 1994. С. 48—49.
28 См.: Обзор деятельности... С. 1—124.
29 РГИА, ф. 469,1720—1902 гг., 25680 ед. хр.
30 РГИА, ф. 469, оп. 10, № 203, л. 1—5.
31 Там же, л. 154, 158.
32 См.: Обухов Н.П. Источники доходов и расхода царской фамилии и высшей элиты управления в дореволюционной России. // Министерству финансов России 190 лет. М., 1993. С. 70.
33 Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 88.
34 Б ли ох И.С. Финансы России XIX столетия. История — статистика. Т. 2. СПб., 1882. С. 11,18.
35 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 19. СПб., 1896. С. 357.
36 Жидков Г.П. Указ. соч. С. 89.
37См.: Обухов Н.П. Указ. соч. С. 73.
38 См.: Жидков Г.Л. Указ. соч. С. 56—57,63, 89, 91—93.
39 Там же. С. 88.
40 Содержание членов императорского дома оговаривалось в 4 главе "Учреждения об императорской фамилии" ( 1797,1886), а также в VI приложении ( 1886 г.) О правилах наследования имущества правнуками императора и др. Свод законов Российской империи: В 5 кн. / Под ред. И.Д. Болтовского. Неофиц. изд. Кн. 1. T. I—III. Разд. 2. СПб., 1912. С. 9—17,21—25 (Прил.)
41 См.: Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 178.