Научная статья на тему 'Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике'

Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / REORGANIZATION / PROCESS / ORGANIZATION / CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

Рассмотрены основные этапы проведения процесса реорганизации с точки зрения достижения оптимального эффекта для дальнейшего развития компании на фоне сложных современных экономических и политических условий, в частности активизации конкуренции. Авторы сосредоточились на исследовании особенностей процесса реорганизации, реальных сложностей, возникающих на каждом последовательном этапе ее проведения. Целью явилось объективное исследование значения процесса реорганизации в контексте постоянного совершенствования, необходимого любой коммерческой структуре на современном этапе экономического развития как в России, так и за рубежом. Проанализированы основные формы проведения процесса реорганизации как перспективного направления развития современной компании, а также подчеркнута роль государственной власти и потребителя в лице общества, удовлетворение которого является целью процесса реорганизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANIZATION AND MODELING OF BUSINESS PROCESSES IN MODERN ECONOMY

The paper considers main stages of the restructuring process in terms of achieving optimal effect for further busi-ness development against the background of today's complex economic and political conditions, among them increased competition. The authors focus on the study of the process of reorganization and real diffi culties that arise at each successive stage of implementing reorganization. The aim of the study is to examine the importance of business re-structuring in the context of continuous improvement needed by any business at the present stage of economic devel-opment both in Russia and abroad. The paper analyzes main forms of implementing the process of reorganization as a promising direction of development of the modern company and emphasizes the role of the state and society as the consumer whose satisfaction is the aim of the restructuring process.

Текст научной работы на тему «Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике»

гообложения; недостаточным количеством объектов для прибыльного вложения денежных средств; неурегулированностью отношений частной собственности; нестабильностью социальной и политической ситуации; коррумпированностью властных структур; неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д.

Отрицательное воздействие (прямое и косвенное) оттока капитала проявляется в следующем: снижается объем внутренних инвестиций, растет неустойчивость финансовых рынков, создается повышенный спрос на дешевые зарубежные кредитные ресурсы при сокращении внутренних капиталовложений; сокращаются налоговые поступления в бюджет, снижается эффективность реализуемых социальных программ, обостряется долговая проблема России.

Таким образом, формирование социального государства в условиях глобализации зависит от качества работы национальных государственных органов управления. Совокупность кризисных проявлений, условий и факторов, угрожающих национальной безопасности России, обусловливает острую необходимость повышения эффективности экономической политики Российского государства. Следует разработать и реализовать систему мер, обеспечивающих конкурентные преимущества в области высоких технологий, инвестиционного климата, интеллектуального потенциала общества.

1. Алексеев А.В. Модернизация российской экономики: кто оплатит долг? // ЭКО. 2015. № 1.

2. Касимов О.В. Теория и практика экономической интеграции в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4 (28).

3. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3.

4. Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО. 2014. № 12.

5. Развитие экономической системы России в условиях глобализации / под общ. ред. О.Ю. Соколовой. Саратов: СГСЭУ, 2007.

6. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014.

7. Русановский В.А., Бабайцева И.К. Государственные институты развития диверсификации экономики в условиях долгосрочных глобальных изменений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57).

8. Русановский В.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44).

9. Русановский В.А., Федорова Ю.В. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36).

10. Симонов В. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. 2015. № 2.

11. Фейгин Г.Ф. Национальные экономики в эпоху глобализации: перспективы России. СПб.: СПбГУП, 2008.

12. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М.: Экономика, 2010.

Gugelev@ssea.runnet.ru Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

seangelika@yandex.ru Анжелика Ахмеджановна Семченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, УДК 330 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены основные этапы проведения процесса реорганизации с точки зрения достижения оптимального эффекта для дальнейшего развития компании на фоне сложных современных экономических и политических условий, в частности активизации конкуренции. Авторы сосредоточились на исследовании особенностей процесса реорганизации, реальных сложностей, возникающих на каждом последовательном этапе ее проведения. Целью явилось объективное исследование значения процесса реорганизации в контексте постоянного совершенствования, необходимого любой коммерческой структуре на современном этапе экономического развития как в России, так и за рубежом. Проанализированы основные формы проведения процесса реорганизации как перспективного направления развития современной компании, а также подчеркнута роль государственной власти и потребителя в лице общества, удовлетворение которого является целью процесса реорганизации.

Ключевые слова: реорганизация, процесс, организация, изменения.

A.V. Gugelev, A.A. Semchenko

REORGANIZATION AND MODELING OF BUSINESS PROCESSES IN MODERN ECONOMY

The paper considers main stages of the restructuring process in terms of achieving optimal effect for further business development against the background of today's complex economic and political conditions, among them increased competition. The authors focus on the study of the process of reorganization and real difficulties that arise at each successive stage of implementing reorganization. The aim of the study is to examine the importance of business restructuring in the context of continuous improvement needed by any business at the present stage of economic development both in Russia and abroad. The paper analyzes main forms of implementing the process of reorganization as a promising direction of development of the modern company and emphasizes the role of the state and society as the consumer whose satisfaction is the aim of the restructuring process.

Keywords: reorganization, process, organization, changes.

В современных непростых экономических и политических условиях перед каждой хозяйствующей структурой возникает вопрос оптимального планирования ресурсов и распределения возможностей с учетом двух основных факторов: непрерывно меняющейся внешней среды и угрозы изменения внутренней среды за счет необходимости использования резервов с учетом внешней угрозы. В этой связи особую актуальность приобретает исследование проблем эффективной реорганизации и моделирования процессов в современной экономической системе, что связано в первую очередь с необходимостью поиска новых возможностей дальнейшего развития за счет внутренних резервов.

Самое постоянное явление в современной экономике - это наличие перемен. В данном контексте мы имеем в виду не только политическую и экономическую нестабильность, но и постоянное совершенствование технологий, внедрение инноваций, идей и нетрадиционных решений в сфере производства, проектирования, обслуживания и ряде других. Новые решения возникают на разнообразных уровнях организационной структуры, продвигаются простыми служащими, менеджерами или руководителями среднего звена, занимающимися конкретными видами деятельности. Отметим, что отсутствие барьеров или наличие серьезной автономности структурных подразделений предприятия способствует эффективному внедрению перспективных решений.

Если обратиться к истории вопроса реорганизации и моделирования процессов, то следует отметить, что главными основами развития крупных коммерческих структур в 1980-е гг. являлись гибкость, экономия и компактность, что уже к концу ХХ в. сменилось стремлением к экспансии и росту [1, с. 160]. Именно в это время возник серьезный интерес к реорганизации как одному из наиболее интересных источников развития посредством расширения деятельности за счет мобилизации внутренних резервов.

В настоящее время нет единой точки зрения по поводу причин и необходимости проведения реструктуризации. В частности, этот процесс может быть как причиной повышения результативности деятельности организации, так и следствием неправомерных и непродуманных решений высшего руководства. По на-

шему мнению, сам процесс реорганизации чрезвычайно важен с точки зрения развития и совершенствования деятельности хозяйствующей структуры только в том случае, если его выходные данные собраны и исследованы с соблюдением принципов объективности и учетом опыта и пожеланий рыночных контрагентов.

На наш взгляд, только обоснованный процесс реорганизации может послужить надежной основой дальнейшего успешного развития. В данном случае необходима глубокая и всесторонняя предварительная подготовка профессионалов разного уровня [4, с. 148]. Этот процесс, в свою очередь, должен основываться на последовательных этапах, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовленных изменений. Указанные этапы необходимо закрепить в плане работы и внедрять строго последовательно, с тем чтобы по завершении каждого из них проводился мониторинг реализации задач и основной цели внедряемых изменений. Цель должна мониториться постоянно, а задачи - последовательно.

Рассмотрим данные этапы более подробно с учетом сложившейся рыночной ситуации. Организационные изменения необходимы любой хозяйствующей структуре постоянно, поскольку меняется внешняя и внутренняя среда организации. Именно поэтому важнейшим этапом реорганизации, по нашему мнению, является подготовительный, тот, который призван установить цель и задачи реорганизации и моделирования процессов, определить приоритетные направления развития с учетом необходимости адекватного реагирования на изменения внешней среды, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. С учетом важности решения конкретных стоящих перед организацией задач и в зависимости от текущих обстоятельств организационные изменения могут быть частичными или радикальными. Частичные изменения

распространяются на отдельные структурные подразделения, касаются перераспределения функциональных обязанностей или даже полномочий конкретных должностных лиц. Кардинальные изменения меняют всю организационную структуру, делая ее, например, матричной или дивизиональной в том случае, если долгое время она была линейно-функциональной и перестала отвечать требованиям рынка или высшего руководства компании.

Организационно-техническое и социальное проектирование процесса реорганизации само по себе не является предметом отдельных исследований, однако, по нашему мнению, в основе данного процесса должно лежать программно-целевое управление. Обобщение данных и опыта уже внедренных реорганизационных процессов позволяет сформулировать показатели контроля и оценки достигаемых и желаемых результатов, основанных на адекватной терминологии [3, с. 70] и тенденциях развития стандартов в области менеджмента качества [2]. В данном случае это касается только последовательной реорганизации, а не мгновенной или единомоментной, которая необходима, например, в случае внезапного падения рынка или кардинального внутреннего изменения, когда вполне ясна цель реорганизации, ее проработка не требуется, так же как и нет необходимости в утверждении плана обоснованных последовательных мероприятий, поскольку все они должны осуществляться одновременно и быстро.

Таким образом, отметим, что реорганизация представляет собой важный метод организационных изменений, инициируемый в большинстве случаев высшим руководством организации или внешней средой. Эффективность проведения реорганизации, по нашему мнению, должна определяться соотношением полученного экономического эффекта и затрат, которые она повлекла. Во многом это зависит от инициативности самих сотрудников вокруг общей цели реализации изменений, их способности к повышению производительности труда.

Наиболее сложным моментом в процессе реорганизации любой хозяйственной структуры является неприятие изменений работниками и руководителями среднего звена. Когда высшее руководство инициирует реорганизацию, сотрудники воспринимают этот факт как перемены к худшему, поскольку привыкли работать именно так, а тревога и настороженность усугубляют проблему неприятия.

Перед началом инициирования процесса крупной реорганизации руководитель должен определить для себя ее основную цель. И только в случае реальной важности данной цели, ее практической применимости и обоснованной насущной рыночной необходимости важно четко сформулировать главную идею, которая будет способна сплотить и привлечь как руководителей среднего звена, так и рядовых сотрудников.

Другим важным фактором, помимо основной цели-идеи, сформулированной высшим руководством, является выбор конкретного времени, когда необходимо инициировать начало процесса реорганизации. Важна в данном контексте не только экономическая ситуация и возможность поощрения сотрудников посредством премий, но и учет настроения групп интересов и по-

литическая ситуация [5]. Однако, по нашему мнению, несмотря на чрезвычайную важность выбора периода времени, нет однозначного метода выбора оптимального значения. Во многом большую роль играет интуиция руководителя, основанная на его опыте и профессионализме, ведь в любом случае реорганизация влечет за собой значительные перемены, которые в краткосрочном периоде могут быть отторгнуты и не принести желаемого эффекта, однако только в случае продуманной программы мероприятий реорганизации в стратегической перспективе ожидается экономическая отдача.

При слиянии или поглощении возникают неизбежные трения и непонимание со стороны руководителей среднего звена и сотрудников, так как в этот период перераспределяются полномочия и ответственность, определяются и структурируются основные процессы.

Как уже было отмечено выше, важным этапом является социальное проектирование реорганизации, так как высшее руководство всегда ограничено в своих требованиях Трудовым кодексом и обязательствами перед работниками, требованиями государственных органов, стереотипами мышления, национальными традициями, сложившимися под влиянием традиционных методов работы схемами поведения и руководства [6]. Именно поэтому с начального этапа сбора информации для разработки цели реорганизации важно учитывать эти факторы, чтобы правильно выстроить отношения внутри организации.

Крупные международные компании, вступая в процесс реорганизации, обязаны также учитывать не только национальное законодательство стран присутствия, но и менталитет сотрудников, а также признанные схемы работы с органами государственной власти и другими национальными регулирующими органами.

Однако учитывать социальные факторы можно и не приспосабливая к ним организационную структуру, поскольку часто реорганизация направлена как раз на изменение сложившейся годами практики работы и взаимодействия. Основная идея реорганизации подчас и состоит в том, чтобы преодолеть негативные последствия упорного неприятия преобразований и направить компанию на революционное развитие. В частности, на практике может возникнуть ситуация, когда руководители региональных подразделений противятся централизации основных функций именно в силу сложившей практики «решения проблем на местном уровне», что, в свою очередь, может негативно отражаться на развитии компании в целом.

Если данные черты носят массовый характер и не позволяют двигаться компании вперед, то на завершающих этапах реорганизации высшее руководство обязано выявить, проанализировать и принять верные решения по возможности устранения негативных факторов или нивелирования их в критических точках. Одним из наиболее результативных методов выступает интервьюирование высшего, среднего руководства компании и рядовых сотрудников. В том случае, если нарастающее сопротивление не дает завершить процесс реорганизации и достичь поставленной цели, даже на завершающем этапе может быть принято кардинальное решение по прерыванию

реорганизации и возврату к исходной практике функционирования.

Таким образом, исследование особенностей этапов процесса реорганизации наглядно показывает, что каждый из них может стать определяющим или внезапно завершить сам процесс с учетом внешних или внутренних факторов. Так, идеально сформулированная цель реорганизации, выраженная в форме вдохновляющей идеи, должна возникнуть в правильно выбранное руководством время, учитывать социальные особенности и инфраструктуру рынка, опираться на сложившуюся практику или как можно меньше ей противоречить. По нашему мнению, несмотря на соблюдение всех перечисленных выше условий, любая реорганизация в полной мере зависит от организационных возможностей и потребностей конкретной компании [8, с. 25]. В этой связи успешная реорганизация возможна только с учетом комплексного анализа и своевременного мониторинга показателей ее эффективности, заложенных в первоначальном плане.

Рассмотрим основные формы реорганизации предприятий.

Слияние представляет собой создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц.

Присоединение - прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица.

Разделение - прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

Выделение - создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.

Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании к новому юридическому лицу переходит весь объем прав и обязанностей старого юридического лица. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация, по сути, может выступать как ликвидация или создание юридического лица, когда одновременно могут участвовать несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. В настоящее время реорганизация весьма популярна в форме ликвидации юридического лица, хотя следует отметить, что это довольно длительная процедура.

Реорганизация в виде присоединения предусматривает прекращение деятельности одного или не-

скольких юридических лиц с передачей всех прав и обязательств другому юридическому лицу. При этом реорганизация путем присоединения считается завершенной с того момента, когда внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Юридическое лицо становится правопреемником всех прав и обязательств присоединившейся организации.

В процессе реорганизации путем присоединения нужно учитывать некоторые нюансы. Существует смешанный вариант реорганизации путем слияния с присоединением двух юридических лиц с совершенно разной организационно-правовой формой. Правда, законодательно такая форма реорганизации не предусмотрена. Но в то же время нет и запрещающих законов. А для экономии времени и средств юридического лица такая реорганизация является самым приемлемым вариантом.

Получение разрешения антимонопольного органа на реорганизацию очень важно в момент реорганизации путем присоединения некоммерческих организаций, если в их составе есть хотя бы две коммерческие фирмы. Если балансовые активы предприятий, участвующих в реорганизации, превышают 20 млн руб., необходимо получить согласие Антимонопольного комитета. Если же суммарные активы не превышают предела, то нужно просто получить уведомление.

Во время проведения операции присоединения можно менять название основного юридического лица или брать название присоединяемого (это необходимо указать в договоре о присоединении).

Когда происходит реорганизация учреждения путем присоединения, возможна смена юридического адреса. Но в этом случае документы на регистрацию присоединения подаются по старому адресу учреждения, к которому производится присоединение.

Реорганизация путем выделения с присоединением и любое изменение состава участников возможны только до или после начала процесса реорганизации [7, с. 160]. Уставной капитал юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, формируется из их уставных капиталов. Если же увеличение уставного капитала происходит у акционерного общества, то в этом случае нужна регистрация выпуска акций.

В течение 30 дней с того момента, когда решение о реорганизации принято, присоединяемое предприятие должно уведомить всех своих кредиторов о ликвидации юридического лица и передаче всех прав и обязательств к основному юридическому лицу. Для этого существуют специальные издания или СМИ. Кредиторы присоединяемого предприятия в течение 30 дней с момента публикации сообщения о принятом решении имеют право предъявить свои претензии или потребовать возмещение убытков.

В передаточном акте должны указываться все права и обязательства присоединяемого юридического лица, а также положения о правопреемстве. Например, при реорганизации ООО присоединением к нему другого юридического лица передаточный акт утверждается общим собранием участников. Документы на государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, подаются в налоговую

инспекцию по месту нахождения юридического лица, к которому производится присоединение.

Итак, рассматриваемые теоретические аспекты позволяют сделать вывод и выбрать форму реорганизации в целях повышения эффективности и реализации конечной продукции, а также для оптимального развития хозяйственной структуры. Главная цель данного процесса заключается в контроле за развитием последующих звеньев промышленной цепочки, которые снабжаются фирмой.

В целом следует отметить, что хозяйствующие структуры при проведении процесса реорганизации зачастую копируют программы и мероприятия, упуская из виду важность подготовительного этапа по сбору и анализу информации.

Реорганизация и моделирование процессов в каждой конкретной структуре должны быть четко обоснованы и независимо от выбранной программы мероприятий учитывать специфику современной России. На наш взгляд, достичь стратегически устойчивой конкурентоспособности современная организация может только посредством своевременного анализа и мониторинга потребностей и ожиданий своих клиентов, что напрямую зависит от эффективности управления организацией, с учетом не только принципа постоянного совершенствования и вовлеченности сотрудников и руководства в процесс управления качеством, но и путем такого серьезного инструмента, как реорганизация, позволяющая в конечном итоге не только совершенствовать внутренние процессы, но и повышать качество обслуживания потребителей, учитывать мнение заинтересованных сторон бизнеса, основанное на анализе информации, поступающей от сотрудников,

партнеров, общества в виде, например, СМИ. Таким образом, на основе продуманной и обоснованной реорганизации, которая инициируется и принимается не только высшим руководством, но и рядовыми сотрудниками, можно развиваться за счет мобилизации внутренних резервов, что в конечном итоге позволит повысить эффективность функционирования в долгосрочном перспективном периоде.

1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Стратегические основы управления качеством в вузах: монография для аспирантов всех форм. СПб.: Культ-информ-пресс, 2015.

2. Глаголев С.Н., Гугелев А.В. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.

3. Гугелев А.В. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8.

4. Гугелев А.В., Семченко А.А. Бенчмаркинг конкурентоспособности отечественных вузов в контексте современных интеграционных процессов. Саратов, 2015.

5. Гугелев А.В., Семченко А.А. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.

6. Калло Й., Семченко А.А. Анализ Руководящих принципов ЮНЕСКО // ОЭСР для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании: сравнительное исследование. URL: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1353832 2.2016.1144902.

7. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.

8. Семченко А.А. Реорганизация и моделирование бизнес-процессов: практикум. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.

Ирина Викторовна Манахова,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАСКАДОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В статье рассмотрены новые тенденции формирования потребительского выбора в условиях сетевой экономики. Показано, что с развитием ИКТ и онлайновых электронных социальных сетей информация начинает играть все более заметную роль в процессе принятия потребительских решений. Дано определение информационных каскадов и рассмотрен механизм их воздействия на потребителя посредством имитационного поведения. Проанализирована новая форма сотрудничества потребителей в сети - коллаборативная фильтрация, способствующая снижению влияния информационных каскадов на потребительский выбор.

Ключевые слова: информационные каскады, сетевые экстерналии, коллаборативная фильтрация, имитационное поведение, потребительский выбор.

I.V. Manahova

INFLUENCE OF INFORMATION CASCADES ON CONSUMER BEHAVIOUR

The paper deals with new trends that shape consumer choice in the network economy. It is shown that because of the development of ICT and social networks online information is beginning to play an increasingly important role in

ManakhovaIV@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.