УСПЕХА В БЛИЖАИШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ
добьются только
ТЕ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ СУМЕЮТ РЕОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ. ТОЛЬКО ЭТО ПОЗВОЛИТ ИМ БЫСТРО ПРИНИМАТь ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕСНЫЕ
ПЛОДОТВОРНЫЕ СВЯЗИ СО СВОИМИ КЛИЕНТАМИ.
БИЛЛГЕЙТС
Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ
Продолжение. Начало в №9
Лилия Губич,
завлабораторией Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, кандидат технических наук
Александр Тузиков,
генеральный директор ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор
Михаил Ковалев,
заместитель генерального директора ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор
Наталья Петкевич,
научный сотрудник ОИПИ НАН Беларуси
Вопросы развития промышленной информатики относятся к сфере государственных интересов, и им уделяется большое внимание, в том числе проблемам освоения CALS- и ERP-технологий. По данным компании Sitek, внедрение одной информационной системы, используемой на предприятиях Airbus, Boeing, Toyota, Eurocopter, LockheedMartin и др., приводит к выполнимости заявляемых сроков поставки продукции на 90%, уменьшению складских запасов и НЗП на 50%, оптимизации производственных процессов на 20% [1].
К концу 90-х гг. отставание в сфере информатизации промышленности в России привело к принятию ряда правительственных мер, нацеленных на создание предпосылок для внедрения CALS-технологий на АВПК «Сухой», АНТК им. Туполева, ОАО «Туламашзавод». Сегодня реализован ряд успешных проектов [3, 4, 5]. Определенные шаги в этом направлении предприняты и в нашей стране. Так, в течение 2001-2005 гг. по заказу Министерства промышленности реализована отраслевая научно-техническая
программа «Компьютерные технологии проектирования и производства новой продукции». В ее продолжение утверждена Государственная научно-техническая программа «Разработать и внедрить в промышленности технологии информационной поддержки жизненного цикла продукции на 2005-2010 гг.» (ГНТП «CALS технологии»).
Освоение ИТ промышленными предприятиями Беларуси
В рамках ГНТП «О^-технологии» выполнены три пилотных проекта по разработке и внедрению на ведущих отечественных предприятиях - РУП «МТЗ», ОАО «БелАЗ», ОАО «Витязь» -базовых компонентов информационной
технологии поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции: большегрузных автомобилей, тракторов, телевизионной и медицинской техники.
Для Минского тракторного завода к концу 2010 г. было создано 40 комплексов методических, информационных и программных средств (КМИПС), в том числе: 11 - для конструирования новых моделей
Схема. Система показателей оценки уровня информатизации промышленных предприятий
Эффективность использования ИТ-систем и технологий
Уровень технического обеспечения предприятия вычислительной техникой
■
■
Уровень информатизации процессов управления производством и качеством продукции
Уровень информатизации процессов управления электронным документооборотом
■
■
Уровень информатизации процессов создания новых видов продукции
Уровень информатизации процессов технологической подготовки производства
■
1. Для каких направлений бизнес-стратегии развития Вашего предприятия информационные технологии являются базовыми?
2. Какую, на Ваш взгляд, роль играют ИТ-системы и технологии?
3. Какой процент от оборота предприятия составляют инвестиции в ИТ-системы и технологии?
4. Как изменятся инвестиции в ИТ- системы и технологии в следующем году (по отношению к обороту)?
5. Какую роль на Вашем предприятии играет ИТ-подразделение в целом?
1. Каковы мотивы к внедрению новых ИТ-систем и технологий с позиции ИТ-подразделения?
2. Какие типы ИТ-систем и технологий применяются и внедряются на Вашем предприятии?
3. На каких этапах жизненного цикла Вашей продукции применяются сегодня ИТ-системы и технологии?
4. Как, на Ваш взгляд, отражается использование ИТ-систем и технологий на эффективности работы предприятия?
5. Какие документы, стандарты или классификаторы в области ИТ-систем и технологий применяются на Вашем предприятии в повседневной деятельности и какие еще только планируются к разработке?
6. Какие меры необходимы для повышения эффективности создания и внедрения ИТ-систем и технологий?
1. Общая характеристика инфраструктуры информационной системы управления предприятием
2. Обеспеченность служб предприятия персональными компьютерами
3. Укажите включенность подразделений в информационную сеть предприятия
1. Какие задачи управления автоматизированы?
2. Какое ПО и СУБД используются для автоматизации задач управления предприятием?
3. Как регламентируется и контролируется бизнес-процесс выполнения каждой задачи?
4. Как вводятся исходные данные для каждой из задач управления предприятием?
1. В каких службах предприятия имеется электронный документооборот?
2. По каким видам документов имеется электронный документооборот и на базе какой системы электронного документооборота он реализован?
3. Как организованы архивы по видам документации?
4. Какие решены задачи в области управления электронным документооборотом предприятия?
i
1. Какие этапы разработки новых видов продукции (в соответствии с ГОСТ 2.103, СТБ 972) выполняются с использованием систем автоматизации?
2. Какое программное обеспечение используется для разработки новых видов продукции в электронном виде?
3. Каким образом конструкторские данные передаются на следующие этапы жизненного цикла изделия?
4. Как организовано хранение документации, получаемой в процессе разработки новых видов продукции?
5. Как регламентируются бизнес-процессы разработки новых видов продукции?
1. Какие задачи ТПП автоматизированы? По направлениям:
- технологическое проектирование и управление ТПП;
- проектирование технологической оснастки и инструмента.
2. Какое ПО используется для автоматизации задач ТПП? По направлениям:
- технологическое проектирование и управление ТПП;
- проектирование технологической оснастки и инструмента.
3. Как осуществляется ввод/передача данных для каждой из задач ТПП? По направлениям:
- технологическое проектирование и управление ТПП;
- проектирование технологической оснастки и инструмента.
4. Как организовано хранение данных, получаемых в процессе ТПП?
5. Как регламентируется бизнес-процессы ТПП?
тракторов; 9 - для технологической подготовки производства на основе электронных моделей деталей трактора, электронной конструкторской и технологической документации; 8 - для управления производством и качеством; 7 - для торгово-прово-дящей сети сбыта и эксплуатации тракторной техники на базе интернет-технологий; 3 - для электронного документооборота с применением ЭЦП; 2 - для создания интегрированной среды ПО «МТЗ». Все КМИПС включены в объединенную систему предприятия. Разработано 10 проектов и дополнений стандартов по ИТ для системы менеджмента качества.
На ОАО «БелАЗ» внедрен комплекс базовых ИТ-компонент поддержки процессов жизненного цикла продукции, который включает «Комплекс безопасности информации», «Электронный документ», «Интеграцию приложений», «Внешнее информационное взаимодействие», разработаны и внедрены компоненты системы ERP-системы для автоматизации бизнес-процессов предприятия в сфере управления расчетами с дебиторами/кредиторами и банковских операций, товарно-материальными потоками, запасами и складами, подготовлен комплект эксплуатационных документов для КИС CALS BELAZ, электронные регламенты обработки и документирования информации, согласованы программы подготовки специалистов и консультаций по работе пользователей в данной системе.
В рамках реализации программы для ОАО «Витязь» разработаны и внедрены базовые ИТ-компоненты поддержки жизненного цикла продукции в областях конструирования, технологической подготовки, планирования и управления производством, сбытом и качеством телевизионной и медицинской техники, реализующие управление комплектацией изделий, данными применяемости оснастки, ведение графика ее изготовления, управление электронным документооборотом, учет складских запасов, планирование материальных ресурсов. Разработано 12 комплексов методических, информационно-программных организационных и нормативных средств для решения следующих задач:
■ управления взаимоотношениями с заказчиками;
■ ведения данных о контрактах на поставку продукции предприятия;
■ электронного документооборота для ее номерного учета и отгрузки;
■ анализ продаж предприятия;
■ управления качеством изделий в гарантийный и постгарантийный периоды;
■ мониторинга выполнения заказов.
По результатам выполнения ГНТП
«CALS-технологии» была подготовлена концепция следующей программы - ГНТП «CALS-ERP-технологии» на 2011-2015 гг., направленной на разработку и внедрение интегрированных информационных систем и технологий (ИИСТ):
■ учитывающих специфику отечественных предприятий;
■ охватывающих их внутреннюю и внешнюю деятельность;
■ обеспечивающих выпуск новых видов высокотехнологичной продукции;
■ повышающих конкурентоспособность субъектов хозяйствования;
■ улучшающих технико-экономические показатели их деятельности;
■ позволяющих двигаться от 4-го к 5-му и 6-му технологическим укладам.
К заданиям ГНТП «CALS-ERP-технологии» были сформулированы следующие требования:
■ освоение и внедрение средств ERP-систем должно быть направлено и связано с выпуском определенного вида инновационной продукции, отражать перспективы ее сбыта в различных сегментах рынка;
■ при формулировке предполагаемой цели задания следует обязательно отразить ее связь с перспективой создания на предприятии интегрированной информационной среды и освоением принципов управления на основе динамичных бизнес-процессов;
■ необходимо изменение нормативной базы организации для законодательного закрепления принципов функционирования информационной системы и новых принципов работы с применением ИТ;
■ ответственный исполнитель и потребитель НТП - базовое предприятие, предоставляющее 50% собственных средств на реализацию заявленного проекта;
■ руководителем задания должен выступать один из топ-менеджеров предприятия, обладающий соответствующими властными полномочиями;
■ необходимо создать проектную группу из специалистов подразделений, где осуществляется внедрение результатов задания, и назначить ее руководителя, ответственного за выполнение работ.
В реализации программы принимают участие девять предприятий: ОАО «Ам-кодор», УП «Минский моторный завод», ЧНИУП «ИЦТ Горизонт», РУП «Бобруйский машиностроительный завод», ОАО «Агат-Систем», РУПП «Витязь», УП «КБТЭМ-ОМО», ООО «Промпривод» и «Центр систем идентификации», на которых согласно заданиям ГНТП ведется разработка высокотехнологичной продукции:
■ погрузчиков «Амкодор»;
■ новых типов энергетических машин (турбодетандеров);
■ новых исполнений дизельных двигателей уровня токсичности выхлопных газов Евро-4, Stage 3B;
■ промышленных насосов ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»;
■ средств радиосвязи и управления специального назначения;
■ изделий радиоэлектроники различного назначения;
■ новых видов высокопроизводительного оборудования для электронной промышленности.
В целом в выполнении заданий ГНТП «CALS-ERP-технологии» принимают участие 18 коллективов, в том числе 9 заводов, 5 ИТ-фирм (СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA), ИЧУПп «ОмегаСофтвер», ЗАО «НПП Белсофт», СЗАО «Компит Технолоджис», ЗАО «Бел-ВирТеЛ») и 4 лаборатории ОИПИ НАН Беларуси [6, 7].
Итоговые данные мониторинга освоения современных ИИСТ
Приведенные результаты освоения ИТ достигнуты на субъектах хозяйствования, получивших государственную поддержку при реализации заданий государственных научно-технических программ. Однако общее состояние дел в этой области в большинстве организаций
не соответствует требуемому уровню информатизации их производственной деятельности. По поручению Министерства промышленности был проведен мониторинг внедрения современных ИИСТ на отечественных предприятиях. Респонденты были разделены на три категории. Первая - руководители предприятия: генеральный директор, технический директор, коммерческий директор, финансовый директор; вторая - технический директор, директор по производству, директор по качеству, руководитель ИТ-подразделения, руководитель отдела стандартизации; третья - директор по производству, директор по качеству, руководители планово-экономических и финансовых подразделений, руководитель ИТ-подразделения, главный конструктор, главный технолог, главный металлург, главный сварщик, руководитель маркетинговой службы и др. Распределение специалистов по перечисленным категориям определялось предприятием, исходя из особенностей структуры подразделений.
Для каждой категории респондентов предлагался перечень вопросов, ответы на которые позволяют оценить состояние применения ИТ в конкретной области (см. схему).
Ответы, полученные от 41 предприятия, легли в основу резюме, подготовленных для каждого из них, с оценкой уровня освоения ИТ по восьми показателям:
■ роль, которая отводится на предприятии информационным технологиям для достижения стратегических бизнес-целей его развития;
■ уровень инвестиций в информационные технологии;
■ уровень применения информационных технологий по службам предприятия;
■ охват средствами автоматизации работ по этапам ЖЦ выпускаемой продукции;
■ уровень автоматизации работ на отдельных этапах ЖЦ продукции и степень морального старения применяемых систем автоматизации;
■ степень интеграции имеющихся систем автоматизации и их соответствие мировому уровню;
■ отражение информационных технологий в нормативной базе предприятия;
■ эффективность мероприятий по внедрению на предприятии информационных технологий.
Для каждого показателя разработан перечень его возможных значений, которые были сформулированы на базе международных стандартов
Кроме перечисленных восьми показателей была проведена оценка в соответствии с международными стандартами CobiT (Control Objectives for Information and Related Technology - цели контроля информационных и смежных технологий) (рис. 1). Концепция CobiT предполагает построение механизмов управления ИТ, исходя из того, какая информация необходима для достижения бизнес-целей предприятия.
Итоги обследования 41 экспорто-ориентированного предприятия Минпрома показали, что 10% из них находятся на самом низком уровне классификации, 49% - на первом уровне из пяти, 31% - на втором уровне и только 10% можно отнести к третьему и четвертому уровням. Эти цифры - свидетельство крайне неудовлетворительного отношения к вопросу создания одной из важнейших систем жизнеобеспечения предприятия - ИИСТ.
На основе анализа ответов на вопросы анкет можно сделать следующие выводы, которые будут характеризовать общее состояние дел в информатизации предприятий Минпрома.
1. Во всех организациях используются программы, решающие отдельные производственные задачи, которые были разработаны и сопровождаются специалистами отделов АСУП предприятий. Это объясняется тем, что к началу 90-х гг. они существовали практически повсеместно. Но действующие на платформе ЕС-ЭВМ программные системы АСУП оказались функционально не пригодны для условий рыночной экономики.
Появление ПЭВМ с простыми и бесплатными средствами программирования в среде MS DOS, наличие квалифицированных специалистов, отсутствие в то время программных продуктов, с одной стороны, и настоятельная потребность в быстром расчете цены продукции, производимой предприятием, для представления ее на рынке - с другой, были
теми факторами, которые способствовали бурному развитию программ, решающих управленческие текущие задачи и предназначенных сугубо для внутреннего использования. Можно утверждать, что усилия сотен белорусских программистов во многом способствовали становлению и выживанию в новых условиях многих предприятий.
Состояние этих разработок, судя по полученным анкетам, на сегодня различно. Там, где ИТ уделялось постоянное внимание и работали инициативные и квалифицированные специалисты, собственные программы вылились в достаточно серьезные системы. В качестве примеров можно привести АСУП ЗАО «Атлант», УП «ММЗ», ОАО «Горизонт», РУП «Гомсельмаш», РУПП «БелАЗ» и др. Этими системами накоплены огромные базы данных с различной производственной информацией, которая не должна быть утеряна, но которая часто представлена в устаревших форматах.
2. Собственные программные разработки предприятий в большинстве случаев морально устарели и не соответствуют современным технологиям электронного управления. Расширение рынка вычислительной техники, ее постоянное совершенствование и доступность, развитие операционных систем, прежде всего Windows и средств программирования в ее среде, появление на рынке коммерческих программных продуктов мирового класса для автоматизации работ практически во всех сферах деятельности способствовали созданию принципиально новых информационных технологий управления предприятием и ведения им бизнеса. Перевести действующие сегодня на отечественных субъектах хозяйствования программы АСУП на новую техническую платформу и средства программирования, обеспечить их интеграцию с современными CAD/CAM/CAE/ PDM-системами и требуемое качество разработки вряд ли будет экономически и практически целесообразно.
Поэтому сегодня перед белорусскими организациями стоит проблема подготовки стратегии перехода на новые средства управления ресурсами с обеспечением как преемственности с действующими
системами и сохранением накопленных баз данных, так и соответствия современным требованиям по оптимальному и эффективному управлению всеми сторонами деятельности.
3. Развитие автоматизированных систем на большинстве предприятий по этапам жизненного цикла продукции проводилось неравномерно, и для создания интегрированной информационной среды требуется прежде всего ликвидировать разрывы в информационных цепочках. Этот факт имеет как объективные причины, связанные со сложившейся структурой служб предприятия, так и субъективные, зависящие от инициативы руководителей подразделений и их компетентности в области ИТ. Поэтому для ряда предприятий первостепенной задачей является освоение средств компьютерного проектирования и подготовки производства новых изделий, электронного документооборота. Без решения этих задач в полном объеме современные информационные средства управления ресурсами работать не будут.
4. Большинство предприятий рассматривают процесс внедрения системы как операцию по закупке программного обеспечения (ПО) силами службы АСУ. Однако в большинстве случаев эти подразделения не готовы к данным операциям. В то же время такие предприятия не расположены принимать консалтинговые услуги, то есть организационные вопросы, вероятнее всего, будут решаться
по старинке, без учета требований современных ИТ. В результате проводимая автоматизация становится неэффективной, а иногда даже вредит деятельности. К этому процессу необходимо подходить основательно. Львиная доля затрат при внедрении ERP и PLM-систем приходится не на стоимость лицензий, а на стоимость работ по внедрению (не важно, выполняются ли они силами ИТ-службы заказчика или приглашенным системным интегратором). Это означает, что к исполнителям необходимо предъявлять самые высокие требования. Их отбор должен быть не менее жестким, чем конкуренция программных продуктов. Здесь следует оценивать глубокое понимание пред-
Рис. 1. Классификация предприятий
Модель зрелости информатизации по стандарту CobiT предприятий Минпрома
Наименование степени (% опрошенных предприятий)
5. Оптимизация 0% 4. Управление 6% 3. Описание 4% 2. Повторение 31%
Выводы по управлению ИТ-процессами
ю интегрированы в процессы управления полностью их автоматизируют
Интеграция процессов управления ИТ в процессы управления предприятия
Ответственность за применение стандартов ИТ возложена на сотрудников
Есть оценочные методики управления ИТ, но процессы управления ИТ не внедрены
1. Начало 49%-/
Вне классификации 10%
Осознание необходимости привлечения ИТ в смежные процессы
метной области, а также умение управлять сложными проектами. Кроме того, обучение специалистов предприятия требуется проводить «с нуля», начиная с компьютерной грамотности, иначе трудно рассчитывать на стабильность кадров в ближайшем будущем.
5. На большинстве субъектов хозяйствования отсутствует жесткое централизованное управление, в том числе и в ИТ-сфере, что сопровождается затяжными обсуждениями, отсрочками работ по внедрению и чрезмерными занятиями внутренней политикой. Отсутствие персональной ответственности за принятие решений приводит к увеличению периода рассмотрения и внедрения программных систем и технологий. В результате борьбы внутризаводских группировок решение либо не принимается вовсе, либо становится компилятивным, что заметно снижает эффективность предпринимаемых шагов. Их изменение возможно в любой момент. Наиболее развитые в экономическом отношении предприятия (это известные крупные заводы и объединения, значительную долю продукции поставляющие на экспорт) в настоящий момент располагают различным количеством лицензионного ПО разного уровня и совместимости между собой, что приводит к лоскутной автоматизации и, как следствие, неэффективному использованию ПО.
6. Руководство предприятия должно понимать, что CALS-ERP-технологии охватывают и сводят воедино средства, инструменты и методы, применяемые для совершенствования, информационной поддержки и обеспечения всей работы организации. Поэтому внедрение таких технологий следует рассматривать как часть общей стратегии, как процесс взаимодействия всего персонала, а не как чисто технический вопрос, затрагивающий только ИТ-специалистов.
7. Взаимосвязь ИТ-службы, коллективов исполнителей по решению конкретных задач строительства и эксплуатации интегрированной информационной системы (ИИС), а также будущих ее пользователей должна быть подчинена единому замыслу, единой цели, единой идеологии, единой воле и направлена на развитие предприятия и в конечном итоге государства. Лоббирование интересов отдельных подразделений или, что еще хуже, отдельной личности может привести к блокированию всех усилий или их крайней неэффективности по созданию ИИС. В этой связи для получения должного результата необходимо создать четкую, активно действующую структуру управления процессом внедрения информационных систем и технологий со своими функциями отчетности, контроля и подчинения, курируемую на уровне генеральной дирекции.
8. Переход на безбумажную технологию, в силу изменения прохождения бизнес-процессов, объективно предполагает определенную реорганизацию предприятия. Она не должна пониматься как «реинжиниринг» в его классической западной трактовке, предполагающей полную перестройку всей внутрихозяйственной и коммерческой деятельности, а может быть проведена в ряде локальных точек, где она объективно необходима, что не повлечет за собой ощутимый спад активности текущей коммерческой деятельности. Корректировка структуры предприятия может осуществляться непосредственно при внедрении бизнес-процессов.
9. Проводимые мероприятия по информатизации должны сопровождаться опережающим развитием систем стандартизации. Действующие версии ЕСКД, ЕСТД, отражающие в первую очередь бумажное делопроизводство, только начали дорабатываться для условий электронного документооборота и требуют дальнейшего распространения в рамках Таможенного союза и ЕЭП. В наших условиях простое заимствование западных стандартов дает мало эффекта, поскольку они разрабатывались для других целей и в других условиях. Необходимо скоординированное взаимодействие органов Госстандарта, специалистов в области ИТ и заинтересованных предприятий для решения проблем электронного документооборота.
Неотложные задачи в области повышения уровня информатизации и пути их решения
Перед предприятиями Министерства промышленности в ближайшей перспективе стоит задача комплексной автоматизации всей деятельности на основе:
■ пространственных электронных моделей выпускаемых изделий как первоисточнике данных для производственного цикла;
■ электронного документооборота, базирующегося на интегрированной информационной среде предприятия;
■ организации работы взаимодействующих подразделений на основе динамичных сквозных бизнес-процессов, обе-
спечивающих групповую и параллельную работу специалистов;
■ нормативной базы предприятия, закрепляющей регламент реализации перечисленных пунктов.
В основу реализации ИТ-поддержки жизненного цикла изделия на отечественных предприятиях целесообразно заложить следующие принципы:
а) поэтапную реализацию поставленных задач с учетом интересов действующего производства, стратегии и перспектив его развития;
б) максимальное сохранение имеющихся и эффективно действующих АРМ при условии возможности их встраивания в интегрированную информационную систему предприятия;
в) вовлечение специалистов в реализацию проекта, начиная с анализа производства и разработки ТЗ на проект информатизации;
г) руководство проектом информатизации ответственным лицом (генеральным директором или главным инженером);
д) создание виртуальной среды для разработчиков проекта и единого научного коллектива по его реализации;
е) изучение опыта работы других предприятий по переходу на компьютерные технологии, учет чужих ошибок.
Для решения этой задачи необходимо предпринять следующие шаги:
■ исходя из общей оценки уровня информатизации организаций Минпрома, можно определить этапы развития ИТ в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе на предприятии;
■ на каждом из них должна быть разработана поэтапная программа создания и освоения ИИСТ;
■ необходимо законодательно повысить статус ИТ-подразделений и создать соответствующую нормативную базу для их функционирования с учетом международного опыта и международных стандартов, таких как концепция управления ИТ-услугами (IT Service Management - iTSM);
■ для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции следует пользоваться технологиями мировых лидеров в области ИИСТ как одной из базовых систем жизнедеятельности предприятия.
Овладение западными программными продуктами отражает интеллектуальный и технический уровень предприятия и служит лучшей визитной карточкой для инвесторов. Трудности во внедрении программных систем объективны, но их надо преодолевать, если мы не хотим остаться на задворках мировой индустрии.
Предложенный в данной статье подход к оценке уровня информатизации процессов жизнедеятельности предприятия позволяет получать и обрабатывать оперативные данные по применению ИТ на всех этапах жизненного цикла изделия, а также определить:
■ наличие систем разработки документов в электронном виде;
■ виды и методы хранения конструкторских, технологических, плановых, финансовых и прочих производственных документов;
■ наличие автоматизированных бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла продукции.
Приоритетные направления развития ИТ следует устанавливать, исходя из оценки возможностей используемых ИТ и перспектив предприятия. На основании этих данных может разрабатываться дальнейшая стратегия их применения. ■
Продолжение следует.
Литература
1. Интеграция МЖ и РгеаЫог // http://www.sitek-group.com/ diredions/mes/artide/mcis-preador/).
2. Кляшторная О. Анализ эффективности внедрения ИТ: семь раз отмерь // Директор ИС. 2004, № 4. С. 38-43.
3. Юрий Клочков. КамАЗ: Мы начали необратимые изменения // http://www.up-pro.ru/journal/prozvodstvennye-systemy/klochkov-kamaz.html.
4. Сергей Кулабухов. ОАО «Кировский завод»: В автоматизации важен постоянный диалог // http://www.up-pro.ru/journal/it-prom/sergej-kulabuhov-kirovskij-zavod.htmL
5. Владислав Жуков. ЕВРАЗ Ванадий Тула: В режиме эксперимента // http://www.up-pro.ru/journal/prozvodstven-nye-systemyfehukov-evraz-vanadij.html.
6. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения. Проблемы и решения / Л.В. Губич [и др.]. - Мн., 2010.
7. Внедрение на промышленных предприятиях информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции: методические рекомендации / Л.В.Губич [и др.]. - Мн., 2011.