Научная статья на тему 'Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ'

Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
512
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Губич Лилия, Тузиков Александр, Ковалев Михаил, Петкевич Наталья

В статье рассматриваются цели и задачи внедрения современных интегрированных информационных систем и технологий на промышленных предприятий Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Губич Лилия, Тузиков Александр, Ковалев Михаил, Петкевич Наталья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-based reorganization of enterprises

The article studies the goals and objectives of creation and introduction of contemporary integrated information systems and technologies at industrial enterprises of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ»

если мы перестанем предлагать новые решения, чтобы

соответствовать

запросам

потребителей

и технологическому

прогрессу,

нас в любое время

могут вытеснить

из бизнеса.

ДЖЕФФ РЕЙКС

Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ

Лилия Губич,

завлабораторией Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, кандидат технических наук

Михаил Ковалев,

заместитель генерального директора ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор

Александр Тузиков,

генеральный директор ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор

Наталья Петкевич,

научный сотрудник ОИПИ НАН Беларуси

Интегрированная информационная среда предприятия

Одним из основных способов повышения конкурентоспособности изделия является повышение эффективности процессов его жизненного цикла (ЖЦ) на базе интегрированной информационной среды предприятия (ИИС).

Сегодня разработчики ИТ предлагают решения, которые апробированы как за рубежом, так и на отдельных предпри-

ятиях Беларуси. Речь идет прежде всего о системах, обеспечивающих управление электронным техническим документооборотом, потоками работ (Workflow-системы) и направленных на принципиально новую технологию управления предприятием на основе регламентированных бизнес-процессов, охватывающих все сферы деятельности субъекта хозяйствования. Главное отличие такой технологии состоит в том, что она автоматизирует не отдельные виды работ, функций и задач, а позволяет формализовать все процессы - про-

ектирование, производство, снабжение, сбыт, обслуживание и пр., поддержать взаимодействие участников, обеспечить контроль функционирования процессов в рамках ИИС предприятия.

ИИС предприятия позволяет:

■ хранить проектные и производственные данные, обеспечивая интеграцию различных источников информации;

■ выполнять анализ сведений об изделиях и производстве, давать возможность комплексных анализов и принятия решений по повышению качества продукции и эффективности производственных процессов;

■ планировать и моделировать, минимизируя негативные последствия разных решений или действий при планировании проектной деятельности предприятия с оперативной и финансовой точек зрения;

■ интегрировать и распространять информацию, соединяя внутренние данные с внешними и распределяя их по различным каналам коммуникации;

■ управлять знаниями, выполняя идентификацию и совместное использование информации об изделиях и процессах проектирования и производства;

■ контролировать производительность проектных работ, позволяя наглядно отображать цели, процесс продвижения к ним, моделировать различные сценарии для определения оптимальных стратегий решения инженерных и производственных задач;

■ обеспечивать контроль и оптимизацию логических цепочек, связей с клиентами, интерактивными торговыми площадками предприятия.

Типовая схема ИИС предприятия представлена на рис. 1.

Реализация концепции ИИС предоставляет следующие преимущества:

■ обеспечение целостности данных;

■ возможность организации доступа к данным географически удаленных участников ЖЦ изделия;

■ отсутствие потерь данных при переходе между этапами ЖЦ изделия;

■ изменения данных доступны сразу всем участникам ЖЦ изделия;

■ повышение скорости поиска данных и доступа к ним по сравнению с бумажной документацией;

■ возможность использования различных компьютерных систем для работы с данными.

Электронная пространственная геометрическая модель изделия

Решить проблему выпуска продукции, снабженной электронной документацией и обладающей средствами интегрированной логистической поддержки постпроизводственных стадий ЖЦ, можно только при наличии электронной пространственной геометрической модели изделия, которая служит первоисточником исходных данных для всего ЖЦ и с которой работают все службы предприятия.

Современные ИТ владеют инструментарием, который позволяет представлять все разнообразие производственных данных в электронном виде и эффективно ими управлять.

На этапе конструирования с помощью ИТ разрабатываются электронные модели будущего изделия (рис. 2), которые дают точное и однозначное представление о его геометрии и структуре компонентов. Эти модели используются при выполнении различных видов инженерного анализа продукции, что позволяет на этапе конструкторской разработки исследовать ее поведение или его компонент в условиях эксплуатации и изменить выявленные

Рис. 1. Типовая схема ИИС предприятия

СЛУЖБА МЕНЕДЖМЕНТА И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИИС

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ИИС

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ ИИС

БАНК КОНСТРУКТОРСКО- БАНК ФИНАНСОВО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

ХРАНИЛИЩЕ ДАННЫХ

I

4

гт

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПО ЭТАПАМ ЖЦ ИЗДЕЛИЯ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИИС

КОМПЬЮТЕРЫ

опасные зоны до начала выпуска, тем самым повышая качество изделия и сокращая сроки его постановки на производство. На базе электронной модели возможна автоматическая генерация различных конструкторских и технологических спецификаций, используемых при планировании и управлении производством, создании технических руководств и различных каталогов продукции и запасных частей. Таким образом, применение ИТ на этапе конструирования напрямую определяет долгосрочные возможности предприятия по повышению конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Системы, поддерживающие процессы разработки и постановки на производство новых изделий, относят к классу PLM-систем (Product Lifecycle Management -управление жизненным циклом продукта). Современные САПР (система автоматизированного проектирования) или CAD (Computer Aided Design - компьютерная поддержка проектирования) /CAE (Computer Aided Engineering - компьютерная поддержка инженерных расчетов)-системы, обеспечивающие сквозное проектирование сложных изделий или, по крайней мере, выполняющие большинство проектных процедур, имеют многомодульную структуру. Модули различаются ориентацией на проектные задачи применительно к типам устройств и конструкций.

АСТПП (автоматизированная система технологической подготовки производства), составляющие основу системы САМ (Computer Aided Manufacturing - компьютерная поддержка изготовления), выполняют синтез технологических процессов и программ для оборудования с числовым программным управлением, выбор технологий, инструмента, оснастки, расчет норм времени и т.п.

Для решения проблем совместного функционирования компонентов различного назначения разрабатываются PDM-системы (Product Data Management -управление проектными данными). Они либо входят в состав модулей конкретной САПР, либо самостоятельны и могут работать совместно с разными САПР.

Уже на этапе проектирования требуются услуги SCM (Supply Chain Management - управление цепочками по-

Технологический контроль Нормоконтроль

Метрологический контроль Технологическая подготовка производства

Спецификация, материально-техническое снабжение, планирование и диспетчерирование производства

Маркетинг, реализация продукции

Эксплуатационная документация, обслуживание

Архивация, хранение и проведение изменений в электронной модели изделия как первоисточнике данных

Рис. 2. Роль электронной модели изделия в современном производстве

ставок) - системы управления поставками комплектующих, которая на этапе производства осуществляет обеспечение необходимыми материалами.

Пространственное геометрическое моделирование объекта стало возможно на рубеже 80-х гг. ХХ в. с появлением принципиально новых математических методов описания объекта проектирования средствами каркасной, поверхностной и твердотельной геометрии. Такой совершенно новый подход меняет:

■ цель работы проектировщика -не просто подготовка комплекта документации на изделие, а обеспечение его изготовления в конкретных производственных условиях с наименьшими издержками;

■ содержание работы инженеров -вместо карандаша и кульмана используются разнообразные программные средства для компьютерного моделирования и инженерного анализа изделия;

■ организацию проектных работ -они выходят за рамки одного подразделения и предполагают взаимодействие со специалистами других подразделений в рамках динамичных бизнес-процессов, организуемых для повышения эффективности работы предприятия.

На основе перечисленного можно сформулировать следующие стратегические задачи в области промышленной информатики.

Для инновационного развития промышленности предлагается подготовить систему сертификации инновационной продукции, учитывающую, в соответствии с международными стандартами, следую-

щие информационные составляющие:

■ актуальную электронную модель изделия, разработанную в соответствии с ГОСТ 2.052-201 «Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения»;

■ электронную структуру изделия, созданную согласно ГОСТ 2.053-201 «Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения» как первоисточник всех видов конструкторских, технологических и производственных спецификаций;

■ электронный каталог продукции (ГОСТ 2.611-2011 «Единая система конструкторской документации. Электронный каталог изделий. Общие положения») для представления изделия в интернет-пространстве и обеспечения позаказного производства»;

■ интерактивное электронное техническое руководство (ГОСТ 2.611-2011).

Перечисленные информационные объекты должны быть связаны ассоциативно, то есть с изменением 3D-модели изделия автоматически меняются все производные от нее электронные конструкторские, технологические и производственные документы. Такую задачу можно решить только при наличии полнофункционального архива конструкторской документации, интегрированного в единую информационную систему предприятия. Все указанные компоненты электронного представления инновационного изделия должны быть получены в среде лицензионного программного обеспечения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для повышения качества выпускаемой продукции, снижения ее материало- и энергоемкости необходима сертификация систем инженерного анализа (CAE-систем) и подготовка специалистов, способных выполнять работы данного профиля. Изделия, запускаемые в работу, должны иметь паспорт проведения виртуальных испытаний для снижения издержек производства. Применение этих систем в наших условиях сдерживается тем, что их базы данных требуют параметров материалов и технологических процессов, которые отсутствуют в отечественной нормативно-справочной литературе. Поэтому в рамках ГНТП «Информационные технологии» или «Электронное управление ресурсами предприятия» следует выполнить ряд проектов по получению требуемых характеристик материалов и процессов.

Электронное управление ресурсами предприятия

Внедрение единой информационной системы предприятия, работающей в режиме реального времени, позволяет значительно повысить эффективность производства. Функции управления выполняются автоматизированными системами на нескольких иерархических уровнях. На верхних (от корпорации до цеха) - автоматизированными системами управления производством (АСУП), классифицируемыми как системы ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) и MRP-2 (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), которые осуществляют различные бизнес-функции, связанные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом перспектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учетом основных фондов и т.п.

АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) контролируют и используют данные, характеризующие состояние оборудования и протекание технологических процессов. Для осуществления диспетчерских

функций и разработки программного обеспечения для встроенного оборудования в состав АСУТП вводят систему SCADA (Supervisory Control аnd Data Acquisition - диспетчерское управление и сбор данных). Для непосредственного программного управления технологическим оборудованием используют системы CNC (Computer Numerical Control - компьютерное числовое управление) на базе контроллеров, встроенных в него.

При реализации продукции выполняются функции управления отношениями с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые к выпуску изделия. Эти задачи решаются с помощью системы CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с заказчиком). Маркетинговые функции иногда возлагаются на систему S&sM (Sales and Service Management - управление продажами и обслуживанием), которая, кроме того, служит для решения проблемы гарантийного обслуживания.

На этапе эксплуатации применяются специализированные компьютерные системы, занятые вопросами ремонта, контроля, диагностики эксплуатируемых систем. Обслуживающий персонал использует интерактивные учебные пособия и технические руководства, а также средства для дистанционного консультирования при поиске неисправностей, программы для автоматизированного заказа деталей взамен отказавших.

Следует отметить, что функции некоторых автоматизированных систем часто перекрываются. В частности, это относится к ERP и MRP-2. Управление маркетингом может быть поручено этим двум системам или S&SM.

На решение неотложных задач управления проектированием, производством и маркетингом ориентирована система MES (Manufacturing Execution System - производственная исполнительная система). Она близка по некоторым функциям к ERP, PDM, SCM, S&SM и отличается от них именно оперативностью, принятием решений в реальном времени, их оптимизацией

Рис. 3. Иерархично-функциональная система управления предприятием

ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА СОГЛАСОВАНИЕ

ФОРМИРУЕТ ЗАМЕЧАНИЯ

с учетом текущей информации о состоянии оборудования и процессов.

Поддержка процессов управления материальными ресурсами, финансовыми потоками, складским хозяйством, основными фондами, персоналом, планированием производства, сбытом и обслуживанием продукта относится к компетенции ERP-систем. В соответствии со словарем APICS (American Production & Inventory Control Society - Американская ассоциация по управлению запасами и производству), этот термин может употребляться в двух значениях и означать не только информационную систему, но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой системой.

Большинство современных ERP построены по модульному принципу, что дает заказчику возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему действительно необходимы. Они могут отличаться как по названиям, так и по содержанию. Тем не менее есть типовой набор функций для программных продуктов класса ERP, среди которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав конечного изделия, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

■ управление сбытом, формирование планов продаж и производства для прогноза спроса и выпуска продукции;

■ планирование потребностей в материалах, необходимых для выполнения производственного плана, а также сроки поставок, размеры партий и т.д.;

■ управление запасами и закупочной деятельностью - ведение договоров, реализация схем централизованных закупок, учет и оптимизация складских запасов и т.д.;

■ планирование производственных мощностей - контроль за доступными мощностями и их загрузкой;

■ управление финансовыми ресурсами;

■ управление проектами.

PLM- и ERP-системы создают методический, организационный, информационный и программный базис информационной поддержки процессов ЖЦ изделия. Оба класса систем эффективно используются только при условии их тесной интеграции.

Организационные изменения в структуре и процессах управления предприятием на основе ИТ

Внедрить информационные технологии без проведения определенной реорганизации предприятия нельзя. При этом реформирование происходит во всех областях: проектировании, управлении производством и качеством продукции, сбыте и сервисном обслуживании. Для этого все основные процессы жизнедеятельности должны быть проанализированы, формализованы, регламентированы и представлены как совокупность бизнес-процессов, которые будут выполняться в компьютерной среде с помощью информационных технологий. При этом важнейшим условием является нормативное закрепление выделяемых бизнес-процессов в стандартах предприятия.

Традиционная структура управления отечественными предприятиями в основном иерархична, что означает, что сотрудники нижних уровней действуют только на основе указов и распоряжений, поступающих «сверху». При этом в докладе «наверх» всегда есть естественное стремление подчеркнуть заслуги и скрыть негативные моменты. Таким образом, возникает вероятность того, что руководство может не обладать объективной информацией о состоянии дел либо тратить слишком много времени на контроль исполнения. Типовая иерархия управления отечественным предприятием строится по функциональному признаку (рис. 3). Между подразделениями нередко существуют исторически или субъективно сложившиеся противоречия, приводящие к значительным затратам времени для согласования технических и организационных вопросов с помощью многочисленных бумажных документов.

Как показал опыт внедрения систем АСУП в 70-х гг. прошлого века, компьютеризация такой системы управления неэффективна.

В центре внимания современных подходов к управлению предприятием стоят формализованные и стандартизованные бизнес-процессы, повышающие эффективность взаимодействия как внутренних подразделений, так и взаимосвязей с внешни-

ми партнерами. Такой процессный подход позволяет автоматизировать не только решение отдельных задач или выполнение операций, но и обеспечивает программную поддержку последовательности действий сотрудников, правил их взаимодействия, контроль за ходом выполняемых инженерных и производственных работ. Тем самым можно выявить те места, где происходят наибольшие потери ресурсов (материальных, временных), а также получить следующие преимущества:

■ усилить контроль над производительностью в сфере обработки информации, повысить конфиденциальность и управляемость деятельностью предприятия;

■ обеспечить руководство полными и достоверными данными, что помогает своевременному принятию обоснованных решений;

■ автоматизировать труд руководителей подразделений, что позволяет им действовать оперативнее и компетентнее, держать ситуацию под контролем на каждом участке выполняемых работ;

■ улучшить условия труда и исполнение обязанностей сотрудниками, так как каждый работающий видит перечень своих функций и наглядное представление о каждой из них;

■ получить статистические данные для постоянного мониторинга и оценки эффективности использования имеющихся инструментальных средств;

■ повысить качество и оперативность гарантийного обслуживания клиентов и, соответственно, в большей степени удовлетворить запросы потребителей выпускаемой продукции.

Управление предприятиями может быть функциональным и процессным. Первое, применяемое на большинстве отечественных предприятий, характеризуется вертикальными иерархическими связями «начальник - подчиненный»; четко определенными функциями для каждой структурной единицы (подразделение, исполнитель) и областью ее ответственности; критериями успешной работы, которые не выходят за рамки подразделения. Это означает, что горизонтальные связи между ними слабы и нередко осложнены прошлыми конфликтами и настоящими

Рис. 4. Процессно-ориентированная система управления

противоречиями. В нормативных документах правила взаимодействия подразделений при решении технических и организационных вопросов прописаны недостаточно детально, что и порождает конфликтные ситуации и, соответственно, потери рабочего времени на различные согласования, многочисленные совещания, лишние бумажные документы (письма, докладные и пр.).

При процессном управлении каждая структурная единица должна обеспечить четкое выполнение своих функций (рис. 4) в рамках отдельных бизнес-процессов. Каждый из них должен быть выделен, описан, нормативно закреплен и информационно поддержан. Следует четко определить обязанности, ответственность и критерии оценки деятельности каждого участника. В этом случае горизонтальные связи между подразделениями и их сотрудниками становятся гораздо сильнее, цели работы направлены в первую очередь на совместное успешное достижение конечного результата.

Очевидно, что противопоставлять друг другу два представленных подхода к управлению предприятием нецелесообразно. Деятельность крупного субъекта хозяйствования столь многообразна, что

речь скорее должна идти об эффективном освоении двух подходов, о так называемом матричном управлении. Оно неизбежно в условиях переходной экономики и освоения рыночных механизмов работы. Состояние отечественных предприятий в настоящее время можно рассматривать как этап осмысления и овладения процессными методами и подходами, анализа существующих на предприятиях бизнес-процессов с целью повышения их эффективности, а затем и последующей реорганизации для перевода на автоматизированное управление на базе выбранной платформы системы типа Workflow (управление потоком работ).

Важнейшими задачами, определяющими необходимость освоения процессных методов управления, особенно для экспортоориентированных предприятий, является сертификация систем управления качеством по новому стандарту ISO 9001 и применение современных информационных технологий для решения технических проблем развития предприятий.

Методология анализа и оптимизации управления на основе бизнес-процессов с применением соответствующих инструментальных средств позволяет выявлять:

■ дублирование функций как отдельными исполнителями, так и подразделениями;

■ узкие места в деятельности с точки зрения оснащения и кадрового потенциала;

■ затратные центры выполнения определенных работ и причины этих затрат;

■ уровень качества отдельных производственных процессов;

■ избыточные операции;

■ отсутствие или неполноту информации по отдельным этапам работ;

■ возможности автоматизации решения проектных и производственных задач, внедрения систем управления качеством выпускаемой продукции и сертификации по ISO 9001.

Для обеспечения автоматизированного управления бизнес-процессами на предприятии необходимо:

■ выделить определенные виды деятельности подразделений в виде отдельных бизнес-процессов;

■ выявить периодичность повторяемости для обоснования такого выделения;

■ структурировать бизнес-процесс как совокупность операций и исполнителей;

■ сформулировать правила для его выполнения.

Достижение максимально эффективных управленческих решений - цель создания системы бизнес-процессов (рис. 5). Ответственность за их функционирование может лежать на организационных подразделениях, группах внедрения проектов по реструктуризации процессов или даже на самих владельцах бизнес-процессов.

Для создания на предприятиях системы бизнес-процессов управления всеми видами деятельности (проектной, технологической, планово-диспетчерской, производственной, коммерческой) необходимо:

■ трансформировать структуру производственных процессов путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру каждого бизнес-процесса более рациональной;

■ изменить организационную отчетность и повысить квалификацию сотрудников путем комплексного совершенствования бизнес-процессов;

■ сократить объем документации, рационализировать и ускорить документооборот и потоки производственных данных;

■ рассмотреть возможные меры по привлечению внешних ресурсов, то есть по передаче выполнения отдельных функций бизнес-процесса сторонним исполнителям;

■ внедрить новые программные и информационные ресурсы для повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

Стандартизация как основа освоения информационных технологий

Основным рычагом и стимулом для решения означенных проблем является переход на современные стандарты в области применения информационных технологий.

Для эффективного взаимодействия в ИИС субъектов хозяйствования, участвующих в реализации ЖЦ продукции, необходим унифицированный формат данных для ее описания. Для этого используются программные комплексы раз-

личного уровня и назначения (CAD\CAM\ CAE, PDM, MRP/ERP, SCM и других), базисом для которых является совокупность взаимодействующих информационных моделей объектов и процессов, размещаемых в распределенных базах данных (БД). Объединенная многопользовательская БД должна иметь все необходимые сведения для поддержки ЖЦ изделия. Таким образом, электронная техническая информация, содержащаяся в различных форматах данных во множестве файлов, которые должны обрабатываться в ИИС, становится первичной.

Для обеспечения передачи таких файлов между системами автоматизации огромное значение приобретает стандартизация способов представления, хранения и обмена данных, которые возникают на каком-либо из этапов ЖЦ изделия и затем используются на последующих этапах. В целом это набор данных, которые порождаются и задействованы по всему ЖЦ и включают в себя информацию

Рис. 5. Определение и организация бизнес-процесса

о конфигурации и структуре изделия; характеристики и свойства всех его компонентов; организационную информацию (описание процессов, изменение данных, необходимые ресурсы и т.д.); сведения о проведенных контрольных испытаниях; эксплуатационные документы; данные для продажи и дальнейшего обслуживания продукции.

Система единых международных стандартов служит основой, на базе которой строятся модули импорта-экспорта текстовых нейтральных обменных файлов для передачи между программными комплексами моделей изделий.

Особая роль в представлении информации в процессах проектирования, инженерного анализа, технологической подготовки, материально-технического снабжения, производства, контроля качества продукции, ремонта, послепродажного обслуживания и утилизации при интеграции систем автоматизации ЖЦ изделия отводится стандарту ISO

10303 (неофициальное название STEP: Standard Exchange Product - стандартный обмен данными о продукте). Его цель -стандартизация компьютерного представления и обмена данными о продукте через файл обмена вне зависимости от конкретной системы, создание механизма, позволяющего получать данные о продукте на всех стадиях его ЖЦ в едином машинно-ориентированном формате. Методы такого описания подходят также в качестве базиса для реализации баз данных о продукте и для архивирования. Сегодня все программные системы, на входе которых нужна информация об изделии, должны уметь принимать и выдавать формат данных STEP. В задачи стандарта не входит определение каких-либо требований к организации внутренней БД конкретных систем (CAD, CAM, PDM\PLM, ERP).

Межгосударственными стандартами на территории стран СНГ, регламентирующими процессы разработки и запуска в производство новых изделий, а также формы представления конструкторской и технологической документации, являются системы ЕСКД (Единая система конструкторской документации) и ЕСТД (Единая система технологической документации). Но в них до 2005 г. обмен электронными данными об объекте проектирования не был регламентирован. В настоящий момент в эти версии внесены первые необходимые дополнения по электронному документообороту. Эта работа продолжается, и ряд новых стандартов по информационной технологии поддержки ЖЦ продукции находится на различных стадиях разработки и утверждения. Вносимые изменения направлены на восполнение пробелов в области освоения CALS-технологий (Continuous Acquisition and Life Cycle Support - непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла продукции) на отечественных предприятиях. Дополнения ЕСТД обеспечивают легитимность электронной проектной технической информации и ее представления в виде электронных и бумажных документов. При их параллельном использовании электронные данные являются первичными.

В настоящий момент в России введены в действие международные стандарты

ISO 10303 - «Системы автоматизации производства и их интеграция» и ISO 13584 -«Системы автоматизации производства и их интеграция. Библиотека деталей», а также 19 стандартов ЕСКД, ЕСТД взамен действующих. Разработано 10 новых стандартов ЕСКД для электронного документооборота.

Внесены изменения в действующие стандарты ЕСКД (23 стандарта) для регламентации электронного документооборота.

Все адаптированные стандарты ЕСКД, ЕСТД декларируют и юридически закрепляют следующие основные положения:

■ наличие двух форм конструк-торско-технологических документов: традиционной (бумажной) и электронной (безбумажной);

■ равноправие их статусов и возможность преобразования этих форм друг в друга;

■ ввод в ЕСКД, ЕСТД новых сущностей и видов конструкторских документов (КД) и их определений на основе понятия электронного описания изделия;

■ правила отображения этих документов в существующие виды традиционных КД там, где это возможно, а также признание факта существования электронных документов, не отображаемых в традиционные виды КД (3D модели, видео- и аудиодокументы);

■ информационные логические модели видов электронных КД, однозначно отображаемых в традиционные виды КД.

Все технические стандарты ЕСКД наряду с описанием формы внешнего (визуального) представления конструкторских документов определяют формат их представления для электронной КД. Все функциональные стандарты ЕСКД дополнены разделами об электронных КД. Даны ссылки на действующие стандарты ИСО.

На данный момент решением Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств изменения стандартов ЕСКД, ЕСТД и новые государственные стандарты введены в действие.

Кроме работ по адаптации ЕСКД и ЕСТД в РФ ведется разработка новых спе-

циальных стандартов, которые должны нормативно закрепить положения ИТ-поддержки ЖЦ изделия.

В области создания отечественной нормативной базы для ИТ необходимо наладить взаимодействие с соответствующими организациями России для организации совместной работы по перечисленным направлениям в рамках действующих или планируемых союзных программ. Следует обеспечить внедрение на предприятиях республики уже разработанных в России стандартов по информационным технологиям поддержки ЖЦ изделий, обеспечить стимулирование перехода на ИТ и их освоение специалистами подразделений стандартизации. Необходимо подготовить соответствующую нормативную базу с учетом международных стандартов, таких как ITSM (IT Service Management - управление ИТ-услугами), CobiT (Control Objectives for Information and Related Technology - контрольные объекты для информационных и смежных технологий) и др. Разработать и внедрить комплекс документов для создания на промышленных предприятиях нормативной базы, регламентирующей внедрение и функционирование современных интегрированных информационных систем и технологий (ИИСТ).

Известно, что успех внедрения информационных технологий обеспечивается на 10% уровнем технических средств, на 40% - качеством программного обеспечения и на 50% - человеческим фактором. Это означает, что успешная реализация ИТ-проекта и получение экономического эффекта в одной организации не гарантирует аналогичных результатов на другом, даже родственном, предприятии. Попытки разработать универсальный программный продукт, не требующий адаптации, пока не увенчались успехом. Даже наиболее полнофункциональная программа сама по себе не решает проблемы. Нужна воля руководства предприятия, умение организовать работу по освоению ИИСТ, способность убедить коллектив в ее необходимости, а также определенный уровень подготовки и способность людей к обучению и деятельности в информационной среде. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.