ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 330.15:330.564.222:331
Е. Л. Кантор
Рента и экономическая оценка природных ресурсов
В статье рассмотрены теоретические вопросы возникновения экономической земельной ренты, в том числе ее источники и сферы проявления. Анализируются возможности возникновения дифференцированной ренты I и II, в том числе для случаев эксплуатации самовоспроизводимых и самоневоспроизво-димых природных ресурсов, и делается вывод о причинах спада производства в добывающих отраслях РФ.
The article covers the theoretical issues of appearance of economic land rent, including its sources and fields of manifestations. Possibilities of appearance of rent I and II, including cases of maintenance of self-reproducible and non-self-reproducible natural resources, and the conclusion about the causes of the decline of production in the extractive industries of the Russian Federation is made.
Ключевые слова: рента, земельная рента, дифференцированная рента, природные ресурсы, экономическая оценка.
Key words: rent, rents, differentiated rent, natural resources, economic evaluation.
Обычно под рентой понимается доход, который получает собственник природного ресурса. Рента возникает в тех отраслях, где земля выступает формой основного капитала (сельское и лесное хозяйство, строительство, горнодобывающая промышленность и т. д.). Категория ренты выражает эффективность использования природных ресурсов, является экономической формой реализации собственности на них.
Земля как производственный ресурс должна рассматриваться с двух точек зрения. Во-первых, как «производитель» сельскохозяйственной продукции или источник полезных ископаемых (как, например, нефть, каменный уголь, природный газ, медная, железная и другие руды и т. д.). Следовательно, одной из отраслей хозяйства, где производится земельная рента, является горнодобывающая промышленность. Во-вторых, землю можно использовать для постройки и эксплуатации бытовых (жилых домов) и производствен-
© Кантор Е. Л., 2013
ных (промышленных, сельскохозяйственных, торговых, медицинских и других предприятий) объектов. Следовательно, еще одной отраслью хозяйства, где образуется земельная рента, является строительная промышленность. Сельскохозяйственное производство -также отрасль хозяйства, где образуется земельная рента. Использование земельных участков (для возведения построек в строительстве, в добывающей промышленности, для производства сельскохозяйственной продукции) зависит от их «свойств». Участки земли могут различаться по их местоположению, естественному плодородию почвы, искусственному, иначе экономическому, ее плодородию.
Все эти качества земли позволяют производить экономическую земельную ренту. В экономической теории для обозначения такой ренты применяется термин «дифференциальная». Причем, как известно, дифференциальная земельная рента выступает в двух видах: дифференциальная земельная рента I и дифференциальная земельная рента II. Условием для существования дифференциальной земельной ренты является разница в местоположении земельных участков либо различие в естественном плодородии почвы разных участков земли. Различие участков земли по их местоположению выражается в большей или меньшей близости (удаленности) предприятий, располагающихся на различных земельных участках, к рынкам сбыта продукции и к рынкам вводимых ресурсов на производство продукции.
В результате при наличии идентичных предприятий, пользующихся одинаковыми затратами однотипной рабочей силы и физического капитала на одинаковых по площади и по качеству участках земли, предприятия, расположенные на относительно лучших по местоположению участках земли, производят больший прибавочный продукт, чем те, которые расположены на относительно худших по местоположению участках земли. Этот прирост прибавочного продукта в денежной форме на предприятиях, расположенных на относительно лучших по местоположению участках земли, и есть первая разновидность дифференциальной земельной ренты I.
Предположим, что имеем дело с одинаковыми по площади и местоположению участками земли, причем на каждом участке применяются одинаковые затраты рабочей силы и капитала одинакового количества и качества. В таких условиях единственной разницей между участками земли будет естественное плодородие почвы. Различие в естественном плодородии земельных участков проявляется как в добывающей промышленности, так и в земледелии.
В добывающей промышленности это различие сводится к различию рудников и шахт по богатству запасов и глубине их залегания. Чем больше запасов полезных ископаемых и чем меньше
глубина их залегания, тем при прочих равных условиях большая земельная рента производится в рудниках и шахтах, расположенных на соответствующих участках земли.
В земледелии различие в естественном плодородии почвы имеет свой специфический характер, которое вызывается определенным химическим составом почвы и климатическими условиями. Очевидно, что чем больше глинозема содержит участок земли, тем больший размер земледельческой ренты производится в сельскохозяйственном предприятии, использующем такой участок земли.
Как в добывающей промышленности, так и в земледелии большее естественное плодородие почвы ведет к большей эффективности производства, производству большего прибавочного продукта, чем тот, который производится на худшем по естественному плодородию земельном участке. Разница между величиной прибавочного продукта, образованного на лучшем по естественному плодородию участке земли, и величиной прибавочного продукта, произведенного на худшем по естественному плодородию участке земли, и составляет вторую разновидность дифференциальной земельной ренты, т. е. дифференциальную ренту II.
Условием существования дифференциальной ренты II является различие в искусственном (экономическом) плодородии почвы одного и того же участка земли. Плодородие почвы земельных участков, обслуживающих как нужды сельского хозяйства, так и добывающей промышленности, постоянно улучшается. Например, развитие и улучшение техники производства ведет к более прогрессивным методам обработки почвы, ее орошения и осушения. Развитие химической промышленности вызывает к жизни улучшенные виды удобрений. Как в том, так и в другом случае плодородие почвы повышается. Более совершенная технология позволяет сокращать время поисков и разработки полезных ископаемых, с меньшими затратами проникать в самые глубокие залежи последних и т. д.
Такое улучшение почвы по сравнению с естественным ее состоянием, данным природой, и есть искусственное, или экономическое плодородие почвы, являющееся фундаментом дифференциальной земельной ренты II. Разница между величиной прибавочного продукта в денежной форме, произведенного вследствие последующего улучшенного использования земельного участка, и величиной прибавочного продукта в денежной форме, образуемого благодаря предыдущему, сравнительно более худшему использованию земельного участка, образует дифференциальную земельную ренту II.
Дифференциальная рента I и дифференциальная рента II - это неравенство величин прибавочного продукта, вытекающее из неодинаковости в естественном плодородии почвы на разных участках
земли или в искусственном плодородии на одном и том же участке земли.
Дифференциальная рента I и дифференциальная рента II являются лишь формами существования экономической земельной ренты. А последняя возможна лишь потому, что количество земли фиксировано, невосполнимо и невоспроизводимо.
На основании изложенного можно заключить, что рента возникает там, где осуществляется производство какого-либо продукта, т. е. в сфере материального производства.
В настоящее время дифференциальная рента безоговорочно признается обязательным элементом стоимостной оценки природных ресурсов. Она возникает в отраслях материального производства, связанных с эксплуатацией природных богатств, или, как принято их называть, отраслях природопользования. К таким отраслям в настоящее время относятся: сельское хозяйство, добывающая промышленность (в том числе горнодобывающая и лесная), строительство, водное хозяйство. Соответственно, существуют следующие модификации дифференциальной ренты: земельная, горная, лесная, строительная (за строительные участки), водная.
Так, земельная рента образуется в процессе использования различных участков земли, земельных угодий с целью получения сельскохозяйственной продукции; аналогичное положение с лесной рентой, получаемой при эксплуатации различных лесных участков. Горная рента образуется при добыче полезного ископаемого на различных месторождениях. Возникновение ренты с различных строительных участков (строительной) зависит от их пригодности для промышленного или жилищного строительства, водной ренты - от степени пригодности разных водных источников для определенной хозяйственной деятельности (как источников гидроэнергии при строительстве ГЭС или источников воды для орошения, рыборазведения и т. п.).
Важно подчеркнуть, что тот или иной природный ресурс может использоваться в различных целях, причем дифференциальная рента измеряется путем сравнения эффективности отдельных природных объектов при их эксплуатации с одинаковой целью. Более того, некоторые природные ресурсы используются последовательно в нескольких производствах (например, вода: сначала как гидроэнергия, затем как источник орошения и т. д.), и в каждом случае дифференциальная рента определяется отдельно.
Все перечисленные разновидности дифференциальной ренты имеют одну и ту же сущность, хотя могут различаться некоторыми особенностями. Так, плодородие участка земли или леса (при рациональной эксплуатации) бесконечно во времени и при дополнительных затратах может произвести дополнительную продукцию,
т. е. как бы обладает способностью к самовоспроизводству своей продукции. Полезные же ископаемые, находящиеся в недрах земли в виде отдельных скоплений (месторождений) в конкретных ограниченных количествах, не способны к самовоспроизводству и независимо от величины затрат не могут дать больше того количества продукции, которое на них имеется. Более того, излишние затраты часто создают условия для нерациональной с экономической точки зрения разработки месторождения, что приводит либо к потере части продукции в недрах, либо к ее удорожанию при добыче.
В сельском хозяйстве, лесной промышленности и т. д. можно искусственными мерами смягчить разницу в производительности отдельных участков, неограниченно (при рациональной эксплуатации) производить продукцию во времени. В горнодобывающей промышленности различия в естественных условиях эксплуатации месторождений полезных ископаемых не могут быть устранены, поскольку нельзя искусственно уменьшить глубину залегания полезного ископаемого на данном участке, изменить крепость пород или увеличить количество и мощность пластов.
Отсюда можно заключить, что при эксплуатации самоневоспро-изводимых природных ресурсов не возникает дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в прочих случаях имеют место оба эти вида ренты. Кроме того, если земельная и лесная ренты не ограничены во времени, то дифференциальная горная рента ограничена и по времени, и по суммарной величине (поскольку зависит от объема запасов конкретных месторождений).
Аналогичное положение и на строительных участках, где условия в большей или меньшей степени соответствуют строительству зданий, сооружений: пока эти постройки функционируют, участки приносят дифференциальную ренту; дополнительные затраты улучшают эти постройки, а следовательно, создают условия для получения дополнительной ренты.
Существует несколько концепций определения величины дифференциальной ренты.
Некоторые авторы предлагают определять дифференциальную ренту II как разность между фактическим чистым доходом и чистым доходом при среднем уровне интенсивности. В результате дифференциальная рента II на некоторых участках оказывается отрицательной.
Есть концепция определения дифференциальной ренты I и II, согласно которой любая рентная оценка земли - дифференциальная рента II, а в основе дифференциальной ренты I находится разность дифференциальных рент второго рода. Рассчитываются рентные оценки земли на основе оптимального плана.
Поскольку ценность природного ресурса определяется доходом, который он может приносить, то рента ^) может определяться по формуле
R = р • q - I,
где р - цена продукта, полученная с использованием данного ресурса;
q - количество продукции;
I - затраты на получение данного количества продукции.
Таким образом, дифференциальная рента I, приносимая наихудшим из возделываемых участков, всегда равна нулю, тогда как дифференциальная рента II может быть положительной, а может также равняться нулю. Она равна нулю, если средние затраты на эксплуатацию участка равны предельным затратам.
Почти во всех известных моделях, в том числе и в модели горной ренты, используется понятие «замыкающий» объект. По этой причине они крайне неустойчивы, ведь добавление или исключение единственного объекта из хозяйственного оборота приводит к необходимости перерасчета ренты каждого хозяйствующего субъекта и изменению в ней соотношения долей государства и инвестора. Расчет дифференциальной ренты с использованием категории замыкающих затрат для отдельного месторождения теряет смысл. Поскольку все эксплуатируемые месторождения того или иного вида минерального сырья находятся на разной стадии освоения, замыкающие затраты должны ежегодно пересчитываться, а следовательно, должны пересчитываться и оценки дифференциальной горной ренты для вовлеченных в эксплуатацию месторождений. Эти оценки могут сильно варьировать, отличаясь на порядок в следующих друг за другом годах для одного и того же месторождения. Рентабельное богатое месторождение в какой-то период может оказаться замыкающим, например на начальной стадии освоения, и при нулевой оценке дифференциальной горной ренты будет невыгодно для разработки.
Дифференциальную горную ренту при геолого-экономической оценке месторождений обычно предлагают исчислять на основе каких-либо нормативов (отраслевых, сравнительной экономической эффективности и др.), однако в условиях рыночных отношений они утрачивают экономический смысл, и рассчитывать на их основе горную ренту нецелесообразно.
Основная проблема определения величины ренты по расчетным моделям, приведенным выше, заключается в правильном определении издержек, возникающих при производстве продукции, добыче первичного сырья, а также определении величины предпринимательского дохода.
Однако выделение рентной составляющей из дохода не сводится к некоторой однозначной процедуре. Рента как доход собст-
венника может быть определена и по-другому, например, из условий соглашения собственника ресурса и предпринимателя, занимающегося использованием данного ресурса о разделе величины дохода после покрытия всех затрат, связанных с производством продукции; из условий оплаты получения права использования данного ресурса, например, арендной платы или иной платы за пользование данным ресурсом. В этом случае понятие «земельная рента» будет совпадать с арендной платой, величина которой определяется в результате конкретных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора.
Таким образом, в настоящее время в отечественной экономике нет общепринятого метода определения ренты, что лишает бюджет значительных доходов. Поэтому изъятие ренты производится путем различных платежей за природные ресурсы (или, как их называют, платежи за природопользование).
Эти платежи служат формой экологической реализации законодательно установленных отношений собственности на природные ресурсы посредством изъятия в доход собственника дифференциальной ренты, образующейся при пользовании природными ресурсами.
К сожалению, система налогообложения в Российской Федерации не обладает достаточной гибкостью, чтобы вместо ренты не изымать нормальную прибыль недропользователя. Действующая система налогообложения не позволяет получать природную ренту, которая вымывается из доходов государства. Суммарная величина недополученной государством ренты по некоторым оценкам составляет десятки миллиардов долларов, что практически равно второму бюджету страны. В ситуации низких цен на минеральное сырье и высокой налоговой нагрузки рента как «избыточная» прибыль горного предприятия может и не образовываться. В результате налоговые обязательства предприятия часто превосходят его платежеспособность. Результатом чаще всего является остановка производства.
Главная же причина спада производства - падение рентабельности разработки месторождений. Если раньше, до начала реформирования экономики, государство могло осваивать нерентабельные залежи за счет централизованного перераспределения прибылей, получаемых на высокоэффективных объектах, то теперь у компаний-недропользователей такой возможности нет либо она весьма ограничена. Так, рентабельность разработки нефтяных месторождений зависит от многих факторов, в том числе от конъюнктуры рынка, соотношения цен и затрат. Одинаковые месторождения одна компания может осваивать более эффективно, чем другая. Но эта разница, зависящая от «способности» компаний, значительно меньше тех колебаний, которые обусловлены различиями налоговых режимов и нефтяных контрактов.