Научная статья на тему 'Проблемы распределения горной ренты в современной России'

Проблемы распределения горной ренты в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / LAND RENT / ГОРНАЯ РЕНТА / MINING RENT / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА / DIFFERENTIAL RENT / АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА / ABSOLUTE RENT / EXCLUSIVE RENT / ДОХОД ГОСУДАРСТВА / STATE INCOME / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / МОНОПОЛЬНАЯ РЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисачев А.Н.

Даны основные понятия горной ренты, рассмотрены основные объекты и цели оценки недр, действующие механизмы распределения горной ренты в российской экономике, а также проблемы государственного изъятия и перераспределения горной ренты в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTRIBUTION OF A MINING RENT IN MODERN RUSSIA

In article the main concepts of a mining rent are given, the main objects and the purposes of an assessment of the subsoil, operating mechanisms of distribution of a mountain rent in the Russian economy, and also problems of the state withdrawal and redistribution of a mountain rent in modern Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы распределения горной ренты в современной России»

© А.Н. Лисачев, 2012

А.Н. Лисачев

ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОРНОЙ РЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Даны основные понятия горной ренты, рассмотрены основные объекты н цепи оценки недр, действующие механизмы распределения горной ренты в российской экономике, а также проблемы государственного изъятия и перераспределения горной ренты в современной России. Ключевые слова: земельная рента, горная рента, дифференциальная рента, абсолютная рента, монопольная рента, доход государства, налогообложение.

Природной рентой считается добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченный труд и капитал. Образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один природопользова-тель находится перед другими. Например, за счет лучших климатических условий, более высокого естественного плодородия земли, за счет выявления, разведки и добычи природных ископаемых с лучшими горно-геологическими характеристиками, более высокой продуктивности пластов, местоположения природных ресурсов и т.п.

Основы теории рентных отношений закладывались трудами В. Петти, А. Смита, Л. Рикардо, К. Маркса. Эти труды были написаны применительно, прежде всего, к земельной ренте.

Земельная рента возникает на ранних этапах развития капитализма, когда основным источником дохода земельных собственников стал рентный доход. Впоследствии была разработана теория дифференциальной земельной ренты, созданная классиками английской политической экономии А. Смитом и Л. Риккардо и развитая в работах К. Маркса. Было доказано, что рентный доход образуется в условиях, когда разные по плодородию и географическому размещению земельные участки имеют различные естественные производительные возможности, а продукты земли продаются по средним ценам, соответствующим средним общественно необходимым затратам. Размер рентного дохода и процент на вложенный в землю ка-

питал составляли плату за пользование земельными ресурсами или собственно цену земельного участка [7].

Так согласно Ахатову А.Г. [3], природная рента классифицируется на горно-геологическую, горную, водную, земельную, лесную и т.д.

Горная рента — это разновидность природной ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве горная рента отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия.

В условиях капиталистической экономики горная рента выступает в формах дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты [3, 4]. Основной формой является дифференциальная горная рента I и II рода.

Дифференциальная горная рента I рода образуется на лучших и средних по условиям производства участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счет разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами — качеством сырья (содержанием полезных компонентов, полезных и вредных примесей; масштабом промышленных запасов полезных ископаемых и т.п.), горно-геологическими условиями разработки (мощностью залежей, глубиной залегания, гидрогеологической обстановкой и т.п.), а также местоположением (близостью к основным пунктам потребления, транспортным магистралям, источникам энергии; освоенностью и климатическими условиями района и пр.). Получаемая в результате этого добавочная прибыль и образует дифференциальную горную ренту I рода, которая присваивается не разработчиком месторождения, а его владельцем.

Дифференциальная горная рента II рода образуется за счет применения более совершенной технологии добычи и переработки сырья, повышения технической вооруженности труда и пр.

Абсолютная горная рента представляет собой добавочную прибыль, получаемую владельцем участка за счет превышения стоимости над ценой производства, приносящей обычную среднюю норму прибыли на любых, в том числе и на худших, месторождениях.

Монопольная рента горная получается с тех участков, где добываются редкие полезные ископаемые, которые продаются по монопольным ценам, определяемым лишь платежеспособностью потребителей.

Горная рента как практически используемая в России категория исторически возникла в форме горной подати, которая взималась государством с частных горнопромышленников за предоставленные им права на разработку недр. Горная подать исходила из горной регалии, т. е. исключительного права государства на недра. В России горная подать была введена при Петре I одновременно с установлением горной регалии и горной свободы, т.е. права всех и каждого искать и добывать полезные ископаемые в любом регионе страны. Горная подать составляла десятую часть валовой добычи полезных ископаемых и оплачивалась натурой.

При социалистической системе хозяйства была ликвидирована основа для образования абсолютной и тем более монопольной ренты. Различия же в производительности труда при использовании разных по качеству и местоположению природных ресурсов не могли быть устранены. Поэтому дифференциальная горная рента сохранялась, поскольку ее материальная основа возникает независимо от формы собственности на природные ресурсы.

Горной рентой в Советском Союзе была дифференциальная рента, возникающая при использовании минерального сырья лучших и средних месторождений за счет образования избыточного прибавочного продукта в связи с более высокой производительностью труда (сверх прибавочного продукта, создаваемого на всех нормально действующих предприятиях). Однако, исходя из особенностей ценообразования в СССР, для выражения в стоимостной форме различий в условиях производства в горнодобывающей промышленности, обусловленных природными факторами, обычно используется такая специфическая для социалистической экономики категория, как дифференциальный горный (дифференциальный добавочный) доход, имеющий тот же рентный характер, но не совпадающий с горной рентой по своей величине, — наличие горной ренты связано с регулирующей ролью затрат труда при худших естественных

условиях производства, а дифференциальный горный доход регулируется среднеотраслевыми затратами труда на единицу продукции. Лифференциальный горный доход в условиях социализма являлся достоянием всего общества, а не отдельных предприятий или отраслей народного хозяйства. Изъятие дифференциального горного дохода в государственный бюджет в форме рентных платежей — экономическая реализация государственной собственности на землю и ее недра.

В современных (рыночных) российских условиях оценка стоимости недр, включая оценку месторождений полезных ископаемых и содержащегося в них минерального сырья, становится такой же важной задачей, как и оценка бизнеса и недвижимости. Это связано с тем огромным значением горного сектора для развития экономики России и ее при-родно-ресурсной ориентацией. Минеральное сырье в недрах является главной составляющей национального богатства России, ее основным капиталом и источником прибыли в масштабах всей страны.

Основным источников формирования доходов в горном секторе является горная рента. Горная рента представляет сверхдоход или избыточный доход, который образуется при добыче полезных ископаемых после оплаты труда, капитала и получения прибыли предпринимателя, определяемой наиболее типичным уровнем нормы отдачи на инвестиции в данном секторе экономики. Горная рента, также как и земельная, по своему происхождению принадлежит обществу. Полезные ископаемые не созданы людьми. Часть горной ренты поступает в доход государства, часть остается у предпринимателей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

В разных странах существуют разные механизмы распределения горной ренты между государством и недропользователями. Но вне зависимости от существующей формы собственности на недра они направлены на получение государством части ренты, образующейся в горном секторе. С этих позиций и происходит оценка недр — оценка для целей государственного регулирования недропользования и оценка для целей определения потенциальных выгод частных инвесторов и предпринимателей.

На государственном уровне оценка недр в РФ должна проводиться в целях [8]:

• определения ценности минерально-сырьевого потенциала России и субъектов Российской Федерации для обоснования стратегии лицензирования;

• выявления наиболее богатых районов перспективной территории для выделения новых лицензионных участков;

• определения ценности ресурсного потенциала лицензионных участков;

• определения размера платежей за недропользование, включая продажу прав на добычу полезных ископаемых;

• определения принципов разделения участков недр на группы, имеющие федеральное и местное значение;

• определения рентабельности вовлечения в промышленный оборот тех или иных групп сырьевых ресурсов;

• оценки эффективности инвестиционных проектов и финансово-экономических показателей освоения месторождений полезных ископаемых.

Для частных инвесторов оценка необходима для определения инвестиционной привлекательности месторождений, определения эффективности инвестиционных проектов, связанных с их освоением и котировкой стоимости акций добывающих предприятий.

Объектами оценки могут выступать месторождения полезных ископаемых, запасы минерального сырья в недрах и его истощение, имущественные права на недра, оборот которых допускается.

Стоимостной оценке подлежат все объекты государственного фонда недр, вовлеченные в государственное регулирование отношений недропользования и учитываемые при решении задач развития минерально-сырьевой базы.

В состав объектов государственного фонда недр, подлежащих оценке, входят [8]:

а) объекты перспективных и прогнозных ресурсов;

б) месторождения нераспределенного (в том числе резервного) фонда недр;

в) объекты, включаемые в программы лицензирования;

г) объекты распределенного фонда недр.

Стратегически важными видами полезных ископаемых являются запасы топливно-энергетических ресурсов (угля, нефти,

газа, урановой руды), различного рода металлов и неметаллических руд, сырья для производства стройматериалов, запасы подземных вод.

Во всех странах горная рента образуется одинаково, но распределяется по-разному. Механизм распределения горной ренты зависит от экономического, социального и политического уклада страны. В настоящее время проблема практического использования механизма установления и изъятия горной ренты, в особенности нефтегазовой, приобрела для России большое социально-экономическое значение.

Лля России характерны следующие особенности распределения горной ренты [6]:

• экономические механизмы распределения ренты обусловлены действующим законодательством, в основном НК РФ и законодательством о недрах;

• социальные интересы гражданского общества при распределении горной ренты практически игнорируются, хотя декларируются в названиях фондов, создаваемых за счет нефтегазовой ренты.

Среди экономических механизмов изъятия ренты в доход государства главную роль играют налоговые механизмы, воплощенные в налоговом и таможенном кодексах, а также в отраслевых законодательных документах о недропользовании, в федеральных законах о недрах, обращении драгоценных металлов, газоснабжении и др. Лействующая система налогообложения недропользователей стала формироваться, когда в 2001 году в НК РФ была введена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» [1]. При этом были отменены установленные законом «О недрах» налоговые платежи: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за добычу полезных ископаемых (аналог общепринятого в мире налога на добычу, роялти) [1, 2].

Сегодня в доход государства изымается от 5 до 60 % горной ренты в зависимости от вида полезных ископаемых. Наибольший объем ренты поступает из нефтедобывающей отрасли (30—60 %). Соответствующая доля рентных налогов в газодобывающей отрасли значительно меньше (10—15 %). Рентные налоги по другим полезным ископаемым составляют не более 10 % [5].

В связи с экономическим кризисом 2008 года в Правительстве РФ неоднократно ставился вопрос об увеличении рентных налогов в газодобывающей отрасли, но каждый раз ОАО «Газпром» обещало увеличить инвестиции в газодобычу, если не поднимут НДПИ на газ. А нефтяники сумели пролоббировать принятие изменений в главу 26 НК РФ по региональным льготам (снижение ставки налога вплоть до нуля), в том числе на месторождениях в шельфовых зонах. Также снижена ставка в зависимости от истощенности нефтегазовых месторождений и т.п.

Добыча нефти в России сосредоточена в нескольких вертикально-интегрированных нефтяных компаниях (менее десяти), добыча газа — главным образом в ОАО «Газпром». Основные финансовые потоки этих фирм проходят через небольшие оффшорные компании, в которые направляется остающаяся после налогообложения часть горной ренты.

Кроме того, часть горной ренты, поступающей в чистый доход этих компаний-недропользователей, их владельцы получают в виде дивидендов, облагаемых по ставке 9 %, которая меньше ставки налога на доходы физических лиц для большинства работающего российского населения (13 %). Фактически это чистое изъятие горной ренты из доходов страны и гражданского общества в пользу узкого круга физических лиц.

В современной российской экономике известна только часть горной ренты, поступающей в федеральный и региональные бюджеты. Уже сегодня объем создаваемой в России горной ренты позволил бы полностью реализовать различные социально-экономические проекты.

Выволы

Актуальным вопросом остается методическое и практическое решение экономически обоснованного разделения горной ренты на доли государства и частных инвесторов (компаний-недропользователей).

Во-первых, поскольку природная рента является общенациональным достоянием, средства, поступающие в бюджеты от рентных платежей и налогов, должны целевым образом расходоваться, в первую очередь, на решение социально значимых задач (программы национального здоровья и образования, активную демографическую политику, во всестороннюю под-

держку подрастающего поколения, в развитие народного предпринимательства, сохранность потенциала природной среды).

Во-вторых, перед Россией стоит проблема формирования «заслона» на пути перекачки горной ренты в оффшорные юрисдикции и вопрос оптимизации системы изъятия рентных доходов в минерально-сырьевом комплексе. Действующая система налогообложения добычи полезных ископаемых не позволяет решить эти задачи.

В-третьих, стимулирование инновационной деятельности в минерально-сырьевом комплексе (внедрение прогрессивных технологий добычи и переработки полезных ископаемых, сохранение и приумножение рентного потенциала) должно обрести в России прочную законодательную основу и стать одним из приоритетов российского законотворческого процесса в близлежащей перспективе.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ.

2. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.

3. Ахатов А.Г. Дифференциальная рента и экономическая оценка минеральных ресурсов (в условиях перехода к рыночным отношениям). — М.: «АСТ-ПРЕСС», 1996. — 240 с.

4. Ахатов А.Г., Кантор Е.Л., Назаров В.И. Рентные отношения и рентные платежи в системе стоимостной оценки минеральных ресурсов. — К.: «ТКИ», 1995. — 64 с.

5. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / Науч. ред. Б.К. Михайлов, О.В. Петров, С.А. Кимельман. — СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008.

6. Кимельман С. Горная и ценовая рента в современной российской экономике // Вопросы экономики, №7, 2010. — С. 52-64.

7. Макаркин Ю.Н. Научно-экономические основы горной ренты и экономические проблемы регулирования отношений недропользования // Бурение и нефть, №1, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://burneft.ru/archive/issues/2011-01/15 (дата обращения: 02.05.2012).

8. Оценка стоимости недвижимости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.bibliotekar.ru/biznes-8/80.htm (дата обращения: 02.05.2012). ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Лисачев А.Н. — старший преподаватель, lisathev@rambler.ru, Юргииский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.